Ст 20 физическая сила. Основания применения сотрудниками полиции физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Судебная практика по статье 20 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ
Решение № 12-16/2019 А-7-12-16/2019 от 17 января 2019 г. по делу № 12-16/2019
Калужский областной суд (Калужская область) - Административные правонарушения
Проигнорировал, отказался освободить дорогу, на замечания сотрудников полиции не реагировал, пытался заблокироваться в автомобиле, в связи с чем к нему на основании п.1 ст. 20 Закона «О Полиции» была применена физическая сила, при этом Болоболов И.Ю. оказал сопротивление сотрудникам полиции, размахивал руками, хватался руками за форменное обмундирование, толкал сотрудников полиции, пытался...
Решение № 7-60/2019 от 15 января 2019 г. по делу № 7-60/2019
Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан) - Административные правонарушения
Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении заявителя по части 2 статьи 20 . 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 января...
Постановление № 4А-630/2018 4-А-630/2018 от 18 декабря 2018 г. по делу № 4А-630/2018
Тверской областной суд (Тверская область) - Административные правонарушения
Может быть применена физическая сила. Гражданин на предупреждения не реагировал, к нему была применена физическая сила в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона «О полиции», и он был доставлен в ОМВД России по, где была установлена его личность и составлен материал по части 1 статьи 12....
Решение № 12-238/2018 от 14 декабря 2018 г. по делу № 12-238/2018
Пензенский областной суд (Пензенская область) - Административные правонарушения
По факту шума неизвестных молодых людей на площадке дома и вызова сотрудников полиции; рапортами сотрудников ППС., согласно которым 15 августа 2018 года с 20 часов до 8 часов 16 августа 2018 года они совместно несли службу на патрульном автомобиле «Мирный-24», примерно в 23 часа 30 минут от дежурного поступило сообщение...
Постановление № 5-176/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-176/2018
Ирбитский районный суд (Свердловская область) - Административные правонарушения
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении: Кирова ЕГ установил: ДД.ММ.ГГГГ в 20 : 00 Киров Е.Г., находился по адресу: , отказался проследовать в МО МВД России «Ирбитский» для дачи объяснений по факту поступившего в отношении него заявления от Л (...
Постановление № 5-993/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-993/2018
Заводской районный суд г. Новокузнецка (Кемеровская область) - Административные правонарушения
Новокузнецк 29 ноября 2018 года Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Байрамалова А.Н., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20 . 1 КоАП РФ, в отношении Паршина НВ УСТАНОВИЛ: Паршин Н.В. совершил мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, ...
Приговор № 1-344/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 1-344/2018
Сормовский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Уголовное
Насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностейпри следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ с 20 часов 00 минут до 06 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ инспектор дорожно-патрульной службы 5 взвода 2 роты отдельного батальона ДПС ГИБДД Управления МВД России по...
Постановление № 5-3856/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-3856/2018
Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) - Административные правонарушения
Как следует из протокола об административном правонарушении УМВД России по г.Сыктывкару СР № 018537 от 29.11.2018 года, 29.11.2018г. в 17 час. 20 мин. Артемьев С.В. находясь у дома... при задержании по КУСП 54588 от 29.11.2018 года оказал неповиновение, а именно упирался руками и ногами в борта...
Термин «физическая сила», впервые примененный в Законе РФ «О милиции», пришел на смену неточному понятию «приемы САМБО», использовавшемуся в Уставе ППС советской милиции (1974) и других ранее действовавших нормативных актах. Содержание этого термина закон не раскрывает, лишь выделяет в качестве одной из разновидностей физической силы «боевые приемы борьбы». Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 44) специально о боевых приемах борьбы не упоминает, подразумевая, по-видимому, их охват содержанием понятия «физическая сила».
Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.
Боевые приемы борьбы как разновидность физической силы, применяемые сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 8, 9 ст. 18 Федерального закона «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы:
- (1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
- (2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
- (3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Обязательным ограничением на применение физической силы во всех этих случаях является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей ненасильственными способами. В этих случаях фактически речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:
- (1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение (так называемое «тактическое» задержание или «захват»);
- (2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.3 КоАП РФ);
- (3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
- (а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- (б) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
- (в) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
- (г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (ст. 91 УПК РФ).
В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие средств ограничения подвижности) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников полиции. В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям. При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.
Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции:
- (1) неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
- (2) невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
- (3) публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
- (4) применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
- (5) посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ). Если рассматривать третье основание применения полицией
физической силы, то следует отметить, что не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:
- (1) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
- (2) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
- (3) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
Статья 20. Применение физической силы
Комментарий к статье 20
1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.
2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.
4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников <247>.
———————————
<247> См.: О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Рос. газета. 2001. 16 мая; 27 июня; 21, 24, 25 июля; 10 августа.
5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.
6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.
7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).
8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.
9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
11. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
12. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.
13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.
Применением физической силы сотрудниками полиции являются действия служащих, не сопровождающиеся и спецсредств, направленные на отдельных лиц или имущество. Они заключаются в нарушении неприкосновенности субъектов, ограничении свободы их передвижения или распоряжения предметами. Такие действия совершаются для прекращения противоправного поведения или бездействия указанных лиц, а также для принуждения исполнения законных требований служащих. Далее рассмотрим порядок применения сотрудниками полиции физической силы.
Общие сведения
Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр.
Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов.
Нормативная база
Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.
Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него.
Согласно статье 20, применение физической силы допускается для:
- нарушений и уголовных посягательств.
- Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр.
- Преодоления сопротивления законным требованиям служащего.
Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации.
Необходимо отметить, что ФЗ "О полиции" не устанавливает ограничений на применение силы по субъектному составу.
Пресечение правонарушений и преступлений
Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия.
Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник полиции имеет право использовать силу для преодоления противодействия или для задержания.
Доставление виновного в служебное помещение
Применение физической силы сотрудником полиции направлено в этом случае на беспрепятственный привод субъекта в место разбирательства. Им может быть, к примеру, дежурная часть, участковый пункт ОВД.
Доставление как мера принуждения может применяться к лицам, совершившим преступление или административный проступок.
Задержание
Оно предполагает действия служащего, направленные на захват гражданина, совершившего противоправный поступок. Задержание предшествует доставлению. Применение силы обеспечивает в таких случаях ограничение движений виновного, предотвращение его побега и совершение иных незаконных действий.
Преодоление противодействия
Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:
- Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
- Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
- Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.
Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.
Общие правила
Законом закреплен перечень действий, которые служащий может совершить при наступлении соответствующих условий. В ст. 20 ФЗ "О полиции" закреплены конкретные ситуации, в которых допускается применение силы. Однако необходимо знать, как правильно это делать.
Во избежание негативных последствий (как для самого служащего, так и для окружающих) разработан порядок совершения необходимых действий, направленных на пресечение противоправного поведения.
Служащий совершает 3 вида действий: до применения силы, во время физического контакта с субъектом (объектом) и после него. Последовательность и необходимость в их осуществлении на каждом этапе зависит от обстановки, которая складывается на месте во время пресечения деяния, и последствий (в том числе вероятных).
Предупреждение
Перед применением физической силы сотрудник полиции сообщает гражданам о том, что он является служащим правоохранительных органов и о своих требованиях. Таким образом, он предоставляет лицам время для их выполнения. Если задержание производится оперативной группой, предупреждение делает любой из ее членов.
Сообщение о требованиях и применении силы в случае их невыполнения должно быть озвучено громко и четко.
Следует отметить, что правом сотрудника полиции является совершение действий без предупреждения, если промедление может вызвать негативные последствия. Это допускается в частности в случае, когда существует реальная угроза жизни служащего или окружающих граждан.
Предписания
При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:
- Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
- Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
- Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.
Действия служащего после применения силы
Полицейский обязан сообщить родственникам гражданина, получившего телесные повреждения, о том, что он был задержан. Это необходимо сделать в максимально короткие сроки, не позднее суток с момента пресечения противоправного поведения.
В течение 24 ч. прокурор уведомляется о каждом случае гибели или ранения лица при применении полицейским силы. При этом место происшествия служащий по возможности должен сохранить без изменений.
В течение суток полицейский сообщает своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего подразделения ОВД о причинении материального или физического вреда лицу при исполнении им своих обязанностей. Обстоятельства происшествия должны быть отражены в рапорте в полном объеме.
Находясь в составе оперативной группы служащий при применении силы обязан руководствоваться положениями федерального закона, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя подразделения.
Ответственность сотрудника полиции
Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.
В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.
Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного
Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.
За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.
Ограничения
Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.
Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.
Профпригодность
Все сотрудники полиции должны проходить периодическое обучение, подготовку и проверку своей квалификации. Содержание программ по повышению профпригодности определяется МВД.
Служащие должны знать правила поведения в условиях, связанных с применением силы, порядок действий, ограничения, пределы крайней необходимости и обороны.
Служащие, не прошедшие проверку на профпригодность, проходят аттестацию на соответствие должности. До принятия решения по ее итогам такие сотрудники отстраняются от исполнения обязанностей.
Крайняя необходимость
Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.
При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.
Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.
Необходимая оборона
Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.
При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.
При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.
Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.
Заключение
Применение силы считается одной из принудительных мер, которые может использовать полицейский при реализации своих должностных полномочий. Разумеется, всегда служащий должен действовать, руководствуясь нормами права. Только в исключительных случаях возможен выход за пределы законодательных предписаний.
Следует понимать, что действующие нормы обеспечивают защиту интересов всех граждан, в том числе совершающих противоправные действия. Осознанное превышение служащим своих полномочий повлечет негативные последствия для него вплоть до уголовной ответственности.