Правовая система. Понятие системы права, её отличие от правовой системы
Понятие системы права и ее структура…………………………………………..3
Основная часть
Понятие системы права и ее структура
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм - правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.
Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права:
выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.
Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.
Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права - это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).
Норма права - первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род - широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
В наиболее общем виде система - это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права - это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Элементы системы права
Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.
Нормы права - своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.
Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.
В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Субинститут права - какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).
От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.
Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.
Строение системы права
Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.
Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.
Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).
Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования (главный критерий) - это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) - это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).
Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.
Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.
Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.
Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют под отрасли названных отраслей права.
Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.
Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.
Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.
Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).
Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические - по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.
В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.
Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27
Право - это сложное социальное явление, продукт человеческой цивилизации. Оно проявилось в результате разложения первобытно-общинного строя и возникновения государства.
Социальная ценность права выражается в том, что оно является одним из основных средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности, образование.
Назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений.
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия права. Например, общепризнанной является так называемая нормативная трактовка права, согласно которой под правом понимается совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений. В основе нормативного понимания права находится утверждение, что право это нормы, определяющие порядок поведения людей. Эти правила создаются государством на основе познания объективных законов развития общества, социальной действительности. Право тогда действенно и эффективно, когда оно адекватно, то есть соответствует тем общественным процессам, которые оно регулирует. Регулируя общественные отношения, право активно на них воздействует .
Таким образом, право представляет собой выраженную в законе государственную волю, которая формируется под воздействием законов объективно существующей реальности и под воздействием интересов личности, социальных групп, всего народа.
С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие.
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, А.П.Глебов, Т.Н. Радько, В.Н.Карташов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.
Термин «функция» этимологически происходит от латинского functio и буквально переводится как «исполнение», «осуществление» или «совершение». Данный термин применяется в различных научных областях, начиная от философии и математики, заканчивая литературой и конечно юриспруденцией.
Ниже приведем основные определения, понятия, термина функции права в юриспруденции: С.С. Алексеев пишет, что под функцией следует понимать направления правового воздействия, выражающего роль права в организации и упорядочивании общественных отношений.
Т.Н. Радько понимает под функцией права либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятые.
А.П. Глебов рассматривает функции права как многогранное, сложное и противоречивое явление, включающее свойства права и его социальное назначение, составляющие сущностную сторону функций права, которой соответствует процесс и направленность правового воздействия, а также должен соответствовать результат действия права.
В.Н. Карташов, полагает, что под функциями права следует понимать такие относительно обособленные направления гомогенного (однородного) воздействия права на сознание и поведение людей (реальную действительность), в которых проявляется его природа, творчески преобразуя ее в социальное назначение в жизни общества.
Анализ представленных выше взглядов позволяет предложить следующее определение функций права. Итак, функции права - это объективно необходимые направления правового воздействия на общественные отношения, сознание и поведение людей, выражающие свойства права, его сущность и социальное назначение в обществе на различных этапах его развития. Данное определение, не претендуя на бесспорность, отражает основные признаки функций права.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия .
Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:
- - содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
- - функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
- - содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
- - функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов .
В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».
Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий .
Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.
Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и ому подобное.
Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.
Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).
Условно функции права можно разбить на две группы:
- - общесоциальные: экономическая, политическая, воспитательная, коммутативная, экологическая функции и так далее.
- - специально-юридические: регулятивно-статистическая, регулятивно-динамическая, охранительная, оценочная функции .
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизвестным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций.
Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваются уровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить их систему.
В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
Таким образом, роль теории государства и права для общества, государства и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.
Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства и права как науки. В большинстве случаев это следствие разделения отдельных направлений научной деятельности .
Функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической ответственности, отдельных структурных частей системы права - отраслей права, правовых институтов и т.п.
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Ж. Ж. Руссо
Понятие правовой нормы
"Клеточкой" права, его "кирпичиком" является норма права (правовая, юридическая норма).
Правовые нормы – это разновидность социальных норм и им присущи все те же признаки, что и другим социальным нормам (они имеют общий характер, регулируют распространенные ситуации, для них характерна многократная повторяемость).
Но у норм права есть особенные черты.
Во-первых, они регулируют наиболее важные общественные отношения, т.е. юнеющие большую значимость, ценность для всего общества (например, формирование и осуществление государственной власти или признание деяний преступными).
Во-вторых, правовые нормы обязательны для исполнения. Это означает, что независимо от своего желания гражданину все равно придется их соблюдать, иначе он навлечет на себя неизмеримо бо́льший вред.
В-третьих (и это самое главное), нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения, т.е. возложением каких-то неблагоприятных последствий, применяемых от имени государства. Реакция государства может быть различной: сильной и жесткой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, снятие с должности и др.), а также слабой, если правонарушение не столь опасное (выговор, предупреждение и др.).
Нормы, составляющие право того или иного государства, несмотря на все их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы между собой и образуют единую систему.
Система нрава – это строение нрава, которое выражается в его делении на отрасли. С помощью права государство регулирует отношения во многих сферах жизни общества. Поэтому и нормы нрава можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли.
Однако не всякое деление отношений в обществе имеет значение для права. Например, существуют отношения в сфере работы бань и прачечных или пользования троллейбусами. Этому посвящены соответствующие нормы. Но это нс означает, что существуют соответственно банно- прачечное или троллейбусное право. Для права имеют значение только самые крупные группы общественных отношений, требующие особых методов урегулирования.
Как система всех правовых норм, существующих в государстве, право имеет сложную внутреннюю структуру (рис. 2.5).
Самое крупное подразделение в праве – отрасль права.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сторону общественных отношений (применение труда, собственность, управление государством и т.п.).
Рис. 2.5.
Отрасль права делится на подотрасли, объединяющие нормы права, которые регулируют отдельную область отношений. Например, в гражданском праве, регулирующем имущественные отношения, есть такая область отношений, как отношения по переходу имущества после смерти собственника. В соответствии с этим выделяется подотрасль – наследственное право.
Подотрасль права состоит из институтов нрава, объединяющих нормы, предусматривающие правила поведения для определенного вида общественных отношений. Так, наследование имущества возможно как по закону, так и по завещанию. Это виды отношений, регулируемые каждый своими нормами права, которые, соответственно, составляют институты наследования по закону и по завещанию.
Институт права состоит из субинститутов права, объединяющих нормы права, регулирующие разновидность отношений. Так, институт уголовного права, называемый преступления против личности, делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств) и преступлений против здоровья личности (различные виды телесных повреждений).
Рассмотрим, из каких отраслей состоит российское право.
Отраслей права довольно много – около тридцати.
Для начала попробуем классифицировать отрасли права. Если в качестве критерия классификации мы выберем направленность большинства норм права отрасли, то сможем разбить все отрасли на две группы: регулятивные и охранительные (рис. 2.6).
Регулятивные отрасли права в основном направлены на установление прав и обязанностей для граждан, организаций.
Перечислим и кратко охарактеризуем основные из них.
Конституционное право занимает в системе права ведущее место. Оно закрепляет основы государственной власти, общественного строя, систему государственных органов и их основные полномочия, в общем, все то, что охватывается термином "управление государством". Законодательные органы власти в системе органов государства занимают очень важное место (они определяют программу развития общества), и поэтому конституционное право детальным образом регулирует их деятельность, порядок их формирования.
Рис. 2.6.
Немаловажное значение для нас имеют права и свободы. Люди боролись за них на протяжении всей истории существования человечества. Наш правовой статус отражен в комплексе прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ. Одним словом, Конституция РФ является основным законом нашей жизни, а конституционное право составляет каркас системы права.
Административное право регулирует общественные отношения в особой области государственной жизни – сфере государственного управления. Исполнительные органы ежедневно выполняют работу, которая затрагивает практически каждого человека, и в силу специфики своей деятельности обладают большой свободой действий. Вот почему с помощью норм права важно установить для них определенные рамки, чтобы оградить граждан от беззакония с их стороны. Административное право призвано выполнять именно эту задачу.
Основным нормативным актом данной отрасли является Кодекс РФ об административных правонарушениях .
Финансовое право регулирует доходы и расходы государства. Доходы государства складываются в основном из уплаты организациями и гражданами налогов, размеры и порядок уплаты которых расписан в Налоговом кодексе РФ. Сборы и пошлины также пополняют доходы государства. Однако, сколько бы средств ни собрало государство в качестве налогов, пользы для общества может быть немного, если расходовать их неэффективно. Вот почему финансовое право в общих чертах регулирует и направления расходования этих средств. Сбор средств и их расходование должны производиться в рамках государственного бюджета. Государственный бюджет, т.е. финансовый план государства, утверждается на каждый год. Финансовое право устанавливает правила принятия госбюджета, которые находят отражение в Бюджетном кодексе РФ .
Гражданское право регулирует различные имущественные отношения (приобретение и использование собственности, создание предприятий и их виды, а также виды договоров и ответственность за их неисполнение и т.п.), а Гражданский кодекс РФ является его основным нормативным актом. Находясь в обществе, человек вступает в различные отношения с другими людьми, причем объектом его действий чаще всего оказывается имущество. Повседневно мы вступаем в многочисленные имущественные отношения, возможно даже не осознавая этого. Имущественные отношения – это отношения, которые носят эквивалентновозмездный характер.
Трудовое право регулирует применение наемного труда на предприятиях и в организациях. Основным нормативным актом в сфере трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ . Конечно, в законе невозможно отразить совершенно различные условия труда на предприятиях и в организациях, где процесс труда протекает по-разному. Законодатель может устанавливать только самые общие требования к процессу применения труда, направленные на защиту трудовых прав работников (максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность времени отдыха, основания увольнения, вопросы охраны труда, применения мер юридической ответственности и др.). В рамках трудового законодательства законодатель пытается решить и проблему безработицы (устанавливает пособие по безработице, сроки его выплаты, право на обучение и переобучение и др.).
Семейное право регулирует правовую сторону отношений между супругами (условия вступления в брак, порядок его заключения, права и обязанности супругов, порядок расторжения и некоторые другие), хотя большая часть супружеских отношений регулируется нормами морали. Семейное право регулирует также отношения между родителями и детьми. Причем закон защищает не только права детей, но и права родителей, которые, вырастив детей и состарившись, становятся немощными, слабыми и беззащитными.
Главный нормативный акт семейного права – Семейный кодекс РФ .
Природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами: землей (Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3), недрами (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах"), водой (Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ), воздухом (Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ).
Экологическое право – одна из новых отраслей права. Проблема охраны природы давно находится в центре внимания развитых стран, и именно с помощью права там добились неплохих результатов. Так, в Федеративной Республике Германия после войны главная водная магистраль – река Рейн – была настолько загрязнена, что в ней гибло все живое. В законодательном порядке были введены настолько высокие штрафы для предприятий, загрязнявших Рейн, что под угрозой своего разорения промышленники были вынуждены устанавливать очистные сооружения. Сейчас в Рейне вновь появилась форель, которая живет, как известно, только в самой чистой воде. В России проблема окружающей среды стоит не менее остро. За нарушение правил охраны природы могут быть наложены меры не только административной (различные штрафы), но и уголовной ответственности.
Охранительные отрасли права направлены на защиту нрав граждан и организаций, установление мер государственного принуждения и порядка их применения.
Уголовное право – ведущая охранительная отрасль права, и вот почему. Государство может относиться к разной деятельности людей по-разному. Одни действия оно может признавать полезными, даже героическими, достойными награды, другие вредными, опасными, заслуживающими наказания. Такие поступки государство запрещает с помощью различных отраслей права.
Однако существует категория поступков, отличающихся особой опасностью. Государство определяет перечень таких поступков, запрещает их и устанавливает суровые наказания за их совершение с помощью особой отрасли права – уголовного права.
Уголовное право – отрасль права, определяющая, какие деяния являются преступлением, и устанавливающая наказания за них.
Уголовное право предусматривает наказание за деяния, которые посягают на личность (ее жизнь, здоровье, честь и достоинство, права и свободы), собственность, общественный порядок, государственный и общественный строй и др. Уголовный кодекс РФ определяет очень суровые виды наказания, например лишение свободы.
Уголовно-исполнительное право регулирует порядок исполнения наказаний, назначенных за совершенные преступления: виды колоний, права и обязанности заключенных, применение к ним санкций за нарушение порядка отбывания наказания, возможности и порядок их досрочного освобождения и др. Уголовно-исполнительный кодекс РФ – главный нормативный акт этой отрасли права.
Процессуальные отрасли также относятся к охранительным отраслям, поскольку устанавливают порядок применения от имени государства мер принуждения.
Уголовно-процессуальное право (или уголовный процесс) регулирует деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде.
Гражданско-процессуальное право (или гражданский процесс) регулирует деятельность судов в связи с рассмотрением споров между гражданами (гражданами и организациями), возникших в сфере гражданских, семейных, трудовых, земельных, финансовых и других отношений.
Арбитражно-процессуальное право (или арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения различных видов споров между организациями.
Особое место в системе права занимает международное право – система норм, регулирующих отношения между государствами.
Завершая рассмотрение системы права, отметим, что она постоянно изменяется и развивается. С возникновением новых общественных отношений систему права дополняют новые отрасли, например предпринимательское, банковское, избирательное право.
Международное право
Оно занимает в системе права особое положение. Международное право – система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества.
Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной признак права – обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств. Система принуждения к исполнению норм международного права только зарождается, например, "голубые каски ООН". Пока у международного сообщества нет ни материальной, ни организационной возможности сделать систему принуждения более разветвленной и эффективной.
Система международного права уже довольно разветвленная и состоит из следующих отраслей:
- защита прав человека;
- дипломатическое и консульское право;
- право международных организаций;
- право международных договоров;
- финансовое право;
- торговое право;
- морское право;
- воздушное право;
- космическое право;
- экологическое право;
- информационное право;
- уголовное право;
- гуманитарное право (право ведения войн);
- процессуальное право (право мирного разрешения споров).
Это надо запомнить
- 1. Норма права – это обязательное правило поведения, охраняемое государством.
- 2. Система права – это строение права, выражающееся в делении права на отрасли.
- 3. Отрасль права – э го совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сторону жизни.
- 4. Отрасль права делится на подотрасли, институты, субинституты права. См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
- См.: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Φ3.
- См.: Федеральный закон от 8 января 1996 г. № 1-ФЗ.
Система права - это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений. Характерные черты системы: её первичный элемент - право, элементы не противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и частное. Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства. Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- понятие системы права, элементы системы права;
- отличие отраслей права;
- особенности предмета и метода правового регулирования;
- систему отраслей права;
- особенности системы права и системы законодательства;
- соотношение внутригосударственного и международного права;
уметь
- анализировать структурные элементы системы права;
- различать предмет и метод правового регулирования; частное и публичное право; материальное и процессуальное право;
владеть
- юридической терминологией, относящейся к системе права;
- навыками работы с научной и юридической литературой, навыками анализа источников.
Ключевые слова: система права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут права, норма права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, система законодательства, императивный метод, диспозитивный метод, материальное право, процессуальное право, публичное право, частное право.
Понятие, признаки и структура системы права
Право регулирует различные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Понятие "система права" не следует путать с понятием "правовая система", которое по содержанию шире. В первом случае речь идет о внутреннем строении права, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, которые существуют и функционируют в государстве. Система права выступает одной из составляющих элементов правовой системы.
Что же представляет собой система права?
Система права представляет собой исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, которая определяется характером реализуемых общественных отношений:
- - системное образование, т.е. не просто совокупность составляющих ее элементов, а целостное образование, обладающее соответствующими свойствами, связями и внутренней структурой;
- - объективное явление, так как связана с общественными отношениями, сложившимися в обществе;
- - обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
- - динамичная система, изменяющая свою внутреннюю структуру под влиянием внешней среды.
Существуют и иные определения системы права, рассмотрим их.
Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
Система права - объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, фажданскос, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.).
В советский период под системой советского общенародного права понималась обусловленная характером социалистических общественных отношений внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
Несмотря на различные существующие определения системы права, можно сделать вывод о том, что система права - эго связанное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и институтам права.
Признаками системы права являются следующие (рис. 14.1):
- 1) объективный характер, который выражается в отражении реально существующей системы общественных отношений. Каждому историческому типу права соответствует своя система;
- 2) единство, что означает целостность и согласованность ее внутренней организации, непротиворечивость и взаимосогласованность всех норм права;
- 3) дифференциация, т.е. подразделение на относительно самостоятельные структурные элементы - отрасли, подотрасли, институты права. Подобная дифференциация связана с большим разнообразием общественных отношений;
- 4) непротиворечивость, означающая то, что в системе права не должно быть коллизий, противоречий между структурными элементами системы права - отраслями, подотраслями, институтами;
- 5) системность - любое право имеет свою систему, посредством которой определяются структурные элементы права. Системность является важнейшим свойством права как регулятора общественных отношений. В ее основе лежат субъективные и объективные факторы. К числу субъективных факторов необходимо отнести создание такой системы права, которая отличалась бы слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, необходимо отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только механизм возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее четкого и эффективного функционирования.
Рис. 14.1. Основные признаки системы права
Структурными элементами права являются: норма права (как первичный, исходный элемент); институт права; субинститут права", отрасль права; подотрасль права (рис. 14.2).
Рис. 14.2. Структура системы права
Норма права составляет основу любой системы права. Это "кирпичик", посредством которого создаются все отрасли и институты права. Именно в норме права выражаются основные черты права - нормативность, формальная определенность, обеспечение силой государства.
Институт права представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений. В отличие от норм права - первичных структурных элементов права - институты права являются более объемными по своему характеру и содержанию. Институтом права регулируются не все, а только однородные общественные отношения.
Институт права может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты.