Открытый урок "гражданин- отечества достойный сын". и законодательный орган. оба родителя были гражданами
Чтобы разобраться в сути данной фразы, обратимся сначала к терминам. Так, под гражданином понимается юридическая принадлежность лица к какому-либо государству. В настоящее время лицо может иметь несколько гражданств или ни одного. Лицо не имеющее гражданство называется апатрид. Таким образом, гражданин это отнесение лица к какому-либо государству. Вот я, например, гражданин России. А мой друг Артем - гражданин Армении. А моя тете Надя вообще имеет два гражданства и РФ и Республики Беларусь. Также мне известен тот факт, что лицо может отказаться от своего гражданства по своей воли.
Принадлежность лица к государству дает ему определенные права и возлагает некоторые обязанности. Так граждане РФ могут участвовать в выборах в высшие органы государственной власти, беспрепятственно перемещаться и жить на территории России. Однако у них есть и обязанности, определенные Конституцией. к таким обязанностям относя уплату налогов, защиту отечества и окружающей среды.
Отечество в широком смысле слова это родина человека. Место где он родился и вырос. Место где его воспитали. Термин отечество приближен к термину отец, то есть тот кто воспитал и заботился о человеке в его детстве. Соответственно все граждане своего государства являются своего рода детьми его.
Когда речь заходит об иностранце, который не воспитывался в нашей стране, но по воле судьбы становится гражданином, то он все равно приравнивается к сыну государству, так как он имеет равные со всеми права и обязанности. Это как случай с приемным сыном, по крови он не родной, но по факту все по другому.
Таким образом, фраза "Гражданин - Отечества достойный сын" несет в себе добрый и теплый смысл об отношениях отца и сына, об отношениях государства и гражданина.
Гражданин.
Права и обязанности граждан России.
Моя хата с краю?
ВСПОМНИ! Что значит быть патриотом? Как человек может служить Отечеству?
Гражданин
Путешествие в прошлое
В прошлом все жители страны назывались подданными царя. Слово «подданный», как указывает В. Даль, произведено от слова «поддавать», т. е. подчинять, отдавать. Подданный - значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово «подданство» означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.
Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
Уч-к, стр.174
Полноправными гражданами Афин
признавались лишь те лица, у которых
оба родителя были гражданами.
Чужеземцы и рабы гражданами не были.
Только граждане имели право участвовать
в управлении делами государства.
Права и обязанности граждан России
В наше время гражданин –
это человек, который принадлежит
к постоянному населению данного
государства, подчиняется его законам и
Имеет определенные права и обязанности.
Кого следует отнести к постоянному
населению государства?
Что значит подчиняться законам?
Что значит иметь права?
Что значит выполнять обязанности?
Политические права граждан России
Граждане Российской Федерации обязаны
Изложенные в Конституции РФ права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.
Основные возможные основания приобретения гражданства:
1) по рождению, от родителей, которые являются гражданами России;
2) по заявлению по вопросам гражданства.
Гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.
К сожалению, не все люди, имеющие гражданство, являются достойными сыновьями Отечества…Это, скорее, идеал гражданина, представление о том, каким он должен быть. Слово «достойный» в словаре В. Даля толкуется как «стóящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести». Достойный человек - это человек уважаемый, ценимый.
Проверь себя
Что значит слово «гражданин»?
Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства?
Каковы главные обязанности гражданина?
Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
Домашнее задание: §17, РТ 17 (все).
§ 18 Мы - многонациональный народ
Что говорит закон.
Мы - дети разных народов,
мы - один народ.
Многонациональная культура России.
Что такое национальность.
Вспомни! Почему говорят, что нет «больших» и «малых» народов?
Что говорит закон
Мы, многонациональный народ Российской Федерации , соединенные
общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся
государственное единство, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из
ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем
КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .
Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном
законе нашей страны?
Какое это имеет значение?
Как вы понимаете ее смысл?
Уч-к, стр. 180-181
Под национальностью понимается принадлежность человека к той или иной нации. Нацией называют все население страны, объединенное общей исторической судьбой, языком, духовной культурой, территорией, экономикой.
На территории России в дружбе и согласии проживают
многочисленные народы, что дает нам право с гордостью
называть нашу Родину многонациональной страной .
Несмотря на многонациональный состав населения нашей страны,
все россияне прекрасно понимают друг друга, потому что всех нас
связывает единый прекрасный русский язык, являющийся
государственным языком Российской Федерации.
Уважительное отношение народов друг к другу, основанное на
принцах толерантности помогает гражданам нашей страны
путешествовать по самым красивым уголкам России, работать в
самых отдаленных регионах, получать образование вне
зависимости от места рождения, создавать многонациональные
семьи. Каждый из нас должен ценить и хранить столетиями
выкристаллизованные отношения между российскими народами,
основанными на дружбе и взаимной помощи.
Мы - дети разных народов, мы - один народ
Уч-к, стр. 181-183
Что означают слова «многонациональный народ»?
Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная?
Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?
Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?
Как вы понимаете утверждение, что русская культура помогает сплочению народов нашей страны?
Многонациональная культура России уч-к, стр.183-187
Термином «культура» принято называть все то, что было создано и создается человеком. В основе многонациональной культуры лежит благожелательное отношение ко всем народам, их обычаям, языку, религии. Одной из характерных черт многонациональной культуры является товарищеское, дружеское общение с представителями всех национальностей.
Ярким примером творческого союза народов нашей страны служит прекрасная песня «Журавли». Автором слов песни «Журавли» является дагестанский поэт, аварец по национальности Расул Гамзатов. На русский язык их перевел русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности Ян Френкель.
Каждый народ имеет свои культурные национальные символы. Французы – Лувр и Эйфелеву башню, итальянцы – Пизанскую башню и Колизей, американцы – статую Свободы.
Россия тоже имеет свои культурные символы, но наша многонациональная культура создала такое огромное количество ярких, уникальных культурных памятников, что выбрать из них даже десять самых значительных очень сложно.
Что такое национальность уч-к, стр. 187
Что такое национальность?
Почему национальность не
является заслугой человека
или его недостатком?
Национальность - это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом
Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий - нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия - географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций - явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию - дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
Учимся уважать людей любой национальности
Проверь себя
Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?
-
Урок «Гражданин — Отечества достойный сын» (§ 17)
Задача урока: объяснить тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
План изучения нового материала
1. Гражданин.
2. Права и обязанности граждан России.
3. Моя хата с краю?
Перед изучением темы целесообразно порекомендовать учащимся повторить параграф «Что значит быть патриотом».
Начать урок рекомендуется с обращения к истории. Следует напомнить учащимся, что в прошлом все жители страны назывались подданными царя. Слово «подданный», как указывает В. Даль, произведено от слова «поддавать», т. е. подчинять, отдавать. Подданный — значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово «подданство» означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.
Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
Текст учебника в рубрике «Путешествие в прошлое» напоминает учащимся о правах граждан Афинского государства. Здесь необходимо добавить, что из числа свободных людей не имели права голосовать в народном собрании не только женщины, но и метеки («проживающие рядом» с гражданами). Важно подчеркнуть существенное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.
Определение понятия «гражданин», данное в разделе «Права и обязанности граждан России», целесообразно разобрать с помощью вопросов:
1. Кого следует отнести к постоянному населению государства? (Имеются в виду временно приехавшие по делам иностранцы, беженцы из районов военных действий, люди, приехавшие в страну в поисках заработка, и т. п.)
2. Что значит подчиняться законам?
3. Что значит иметь права?
4. Что значит выполнять обязанности?
В разделе «Права и обязанности граждан России» представлены только политические права граждан России. Они касаются отношений гражданина с государством. Следует отметить, что гражданин в гражданском обществе выступает в качестве участника гражданских правоотношений. Эти отношения регулируются гражданским правом. Граждане могут:
— иметь имущество в собственности;
— наследовать и завещать имущество;
— заниматься предпринимательской деятельностью;
— совершать не противоречащие закону сделки;
— избирать место жительства и т. п.
В 6 классе это раскрывается, однако целесообразно учитывать, что учащиеся в начальной школе познакомились с некоторыми конституционными правами, поэтому желательно, чтобы они вспомнили эти права.
Следует при этом учесть, что в Российской Конституции во многих статьях, излагающих права, используется понятие «каждый». Это означает, что данные статьи относятся не только к гражданам России, но и к гражданам других государств, а также к лицам без гражданства. Это касается социальных прав, среди которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т. д.
Различные права гражданина и человека будут подробнее изучены в следующих разделах курса, а в данной теме мы рассмотрим право участвовать в управлении делами государства.
Рекомендуем начать изучение раздела с вопроса рубрики «Обсудим вместе», но в несколько конкретизированном варианте: «Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?» Очевидный отрицательный ответ подводит к вопросу: «Каким способом граждане России могут выразить свою волю?» Можно предложить школьникам дать свой ответ на этот вопрос.
Рассматриваются два основных способа участия граждан в решении государственных дел. Первый способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в высший представительный и законодательный орган — Федеральное Собрание. Непосредственно гражданами избирается одна из двух палат Федерального Собрания — Государственная Дума. Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в Государственную Думу. Второй способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум. Это слово латинского происхождения (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) и означает всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный государственный вопрос (например, принять или не принять новую Конституцию). После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства, и решение считается принятым.
Право быть избранным в органы государственной власти требует пояснений. Оно связано с обладанием кандидатом профессиональными и моральными качествами, признанными избирателями.
Равный доступ к государственным должностям также нуждается в разъяснении. Слова «равный доступ» означают, что занятие любой должности не зависит от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и других обстоятельств, но зависит от способностей и профессиональной подготовки.
Участвовать в работе суда наряду с профессиональными судьями любой гражданин может в качестве народного или присяжного заседателя. Они вместе с судьей принимают решения по рассматриваемому делу.
Граждане также могут обращаться в государственные органы. Это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложение по общим государственным вопросам.
Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству. Целесообразно проверить понимание учащимися обязанностей, названных в учебнике, задав им следующие вопросы: «В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?», «Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государством налоги?», «В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражданина сохранять природу?», «В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?», «Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?».
Изложенные в Конституции РФ права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.
Одним из важных моментов темы урока является порядок приобретения гражданства. В разделе названы основные возможные основания приобретения гражданства:
1) по рождению, от родителей, которые являются гражданами России;
2) по заявлению по вопросам гражданства.
В 6 классе вряд ли следует более подробно освещать вопросы приобретения гражданства, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве». Важно только подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.
Следующий раздел «Моя хата с краю?» по своему значению можно считать главным в воспитании учащихся. Он основан на интеллектуальном и эмоциональном восприятии такого качества гражданина, как гражданственность (хотя сам термин «гражданственность» на уроке может и не вводиться). Учителю следует опираться на теоретическое понятие «гражданственность», охватывающее комплекс политических, социально-психологических и морально-нравственных качеств гражданина. Речь здесь идет не только о правовой связи гражданина и государства, но и о чертах гражданина как активного участника общественно-политической жизни своей страны, своего государства. На этом уроке формируется первичное представление о гражданственности.
Название урока «Гражданин — Отечества достойный сын» не означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества. Это, скорее, идеал гражданина, представление о том, каким он должен быть. Слово «достойный» в словаре В. Даля толкуется как «стóящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести». Достойный человек — это человек уважаемый, ценимый.
В первой рубрике «Поэтическое слово» представлен фрагмент стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова. В нем поэт показывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине. Отвечая на вопрос «Как должен относиться гражданин к своему Отечеству?», учащиеся называют качества, противоположные тому, что у Некрасова выражено словами «холоден душой». Достойный гражданин переживает за свое Отечество, болеет душой за него.
Рубрика «Жил на свете человек» позволяет оценить творчество Некрасова с позиции гражданственности.
Ответ на вопрос «Был ли Н. А. Некрасов достойным гражданином России?» следует попросить учащихся аргументировать. В случае затруднений учителю рекомендуется самому объяснить почему. Некрасов переживал за свою страну, свой народ, он думал о будущем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, которые выпадут на ее долю.
Учащимся предлагается установить связь между понятиями «гражданин» и «патриот». Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.
Во второй рубрике «Поэтическое слово» помещены строки из стихотворения Ю. Яковлева. Они побуждают учащихся задуматься о своем будущем, к которому нужно готовиться уже сегодня. Помочь в этом может рубрика «Учимся быть достойными гражданами». В ней даны советы, которые в будущем помогут учащимся стать достойными гражданами своего государства. Если первые два совета учат воспитывать гражданское отношение к своей стране, то два следующих относятся к поведению. На это важно обратить внимание учащихся.
Целесообразно задать им вопрос: «А что полезного для других людей, для страны могут сделать дети?»
Хорошо, если будут приведены примеры полезных дел школьников (не считая, конечно, добросовестного выполнения своего главного дела — учебы). Этими примерами могут стать участие учащихся в благоустройстве школьной территории, помощь престарелым и инвалидам, сбор учебников и письменных принадлежностей для детей из семей беженцев и др.
Эффективность изучения темы возрастет, если дополнить познавательную деятельность детей соответствующей социальной практикой, т. е. общественно полезными делами, дающими опыт достойного гражданского поведения.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
творческая работа на тему:
«Гражданин – Отечества достойный сын»
Выполнила: ученица 9 «А» класса
МБОУ «СОШ с.Алексеевка»
Дашкова Александра
Руководитель: Агафонова Е.С.
2013 г.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Такие слова звучат в стихотворении известного русского поэта Н.А.Некрасова. Что же значит быть «достойным сыном» своего Отечества? Что значит быть гражданином? У слова “гражданин” несколько значений. Во-первых, гражданин – житель какой-то страны, подданный того или иного государства. Во-вторых, с более древних времён слово “гражданин” имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями человека. И уже в то далёкое от нас время потерять статус гражданина было большим позором. У современного гражданина России тоже есть свои права и обязанности, так как он живёт в правовом государстве, которое защищает свободу и права человека, и одновременно контролирует его деятельность законами. Гражданство – это особая правовая связь человека с государством. Так что же нужно делать человеку, чтобы стать гражданином?
Во-первых, каждый гражданин должен знать свое прошлое. Россия – сильная, независимая держава с вековыми традициями, которой восхищается мир. Это страна с очень сложной историей. И чем дальше и глубже я изучаю историю России: от Древней Руси до сегодняшнего дня, тем величественнее в моем сознании ее поступь, тем беспримернее тысячелетний подвиг народа, создавшего, сохранившего, и приумножившего бескрайние просторы моего Отечества.
Я уверена, без прошлого нет настоящего, а без настоящего – будущего. И только познавая историю своей страны начинаешь сопереживать о ее трудной героической и великой судьбе. И только таким образом рождается гордость за причастность к великим подвигам.
На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в стране, и в смутные и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.
Поэтому знать историю своего Отечества – это прямая обязанность «достойного сына» Отечества.Во-вторых, быть гражданином - значит пользоваться определёнными правами. Эти права закрепляются в первую очередь в основном законе страны – Конституции.
Конституция Российской Федерации наделяет граждан нашей страны широкими правами и свободами. Она провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. Я, как и все граждане нашей страны, имею право на жизнь, на неприкосновенность личности, право на свободу творчества, на охрану здоровья, на жильё и многие другие. В тоже время каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не исполнять обязанности. Каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и является официальным государственным требованием к поведению граждан.
Кроме Основного закона государство разработало для своих граждан свод других законов. Молодёжи Российской Федерации необходимо изучить и уметь пользоваться этими документами в жизни. Соблюдать и чтить закон должен каждый россиянин. Об этом чётко сказано в Конституции нашей страны. Есть люди, которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения обязанностей. В России одной из конституционных обязанностей является служба в Вооружённых силах юношей, достигших восемнадцатилетия. И мне не понятно поведение некоторых молодых людей, которые пытаются уклониться от службы в армии. Я считаю, что мы должны гордиться этим и в нужный момент встать на защиту своего Отечества, как когда-то наши прадеды и деды отстаивали независимость нашей Родины. Не зря русская пословица гласит: «С родной земли – умри, не сходи!» . В этом я тоже вижу проявление гражданства.
В третьих, быть гражданином – значит активно участвовать в жизни своей страны. Лишь активное участие в публичной жизни поможет нам сформироваться как личность, иметь свой взгляд на жизнь. Все граждане России имеют право на участие в референдуме, на участие в митингах, уличных шествиях, имеют право избирать и быть избранным, быть членом общественной организации или партии. Право избирать дано всем совершеннолетним с восемнадцати лет. И мне непонятны те люди, которые отказываются идти на выборы.
Многие из них думают, что участием в выборах ничего не добиться, и их голос ничего не значит. Я думаю иначе. Как же мы будем существовать в нашем обществе, если откажемся от данных нам прав?! Действуя каждый в своих интересах, мы не построим себе и своим детям светлого будущего. Только сплотившись, можно обеспечить нашей России достойное будущее.
Мне, как и остальным, нужно постараться стать продолжателем идей своих предков. Молодое поколение обязано укреплять и развивать свое государство, и я, как Гражданин России, должна принять в этом непосредственное участие. Каждый из нас, в том числе и я, должны вначале получить образование, профессию, а затем сделать что-то для других, для нашей Родины.
И я думаю, самое главное в нашей жизни любить Россию по-настоящему, все делать для того, чтобы наша страна жила и процветала. Чтобы быть достойным сыном своего Отечества, нужно иметь чувство ответственности за своих близких, чувство дома перед родителями, чувство уважения национальной символики, культуры, языка, традиций.
И я горда и счастлива, что настаёт мой черёд служить Родине. Я люблю Россию, свой край, дом, природу, людей – значит я Гражданин России!6 класс" href="/text/category/6_klass/" rel="bookmark">6 классе по теме:
« ГРАЖДАНИН – ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН».
Цели урока :
v познакомить учащихся с основными моментами складывания гражданственности;
v изучить символику Российской Федерации и Республики Адыгеи ;
v воспитывать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции.
Оборудование урока:
v мултимедийная презентация;
v схемы;
v музыкальное сопровождение.
План урока.
1.Понятия гражданин, гражданственность.
2.Главные символы нашей Родины.
3.Символика моей малой Родины.
4.Как стать патриотом своей страны.
5.Закрепление новой темы.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
О, Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О, родина моя!
/Сологуб Ф. “Гимны Родине”/
Дети! Сегодня вы на необычном уроке – уроке, который называется «Гражданин – Отечества достойный сын » . Все вы граждане России и вам, наверное, не безразлична судьба государства, в котором каждый из вас проживает. Давайте вместе попытаемся дать определения понятий гражданин, гражданственность.
Гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.Памятка «О гражданине».
1 .Гражданин - патриот. Он горячо любит свою Родину;
2.гражданин верен своему долгу. Он честно защищает свою Родину;
З. гражданин имеет активную гражданскую позицию, он активно участвует в общественной жизни;
4.гражданин мужественный человек, он не боится принимать огонь на себя, он ответственный человек;
5.гражданин вносит посильный вклад в решение экологической проблемы: сажает деревья, охраняет лес, убирает мусор;
6.гражданин не может спокойно смотреть, как обижают слабых, беззащитных : сирот, стариков, вдов, инвалидов, ветеранов , он защищает их права и добивается восстановления справедливости.
7.гражданин - человек целеустремленный, он не любит, когда за него решает или делает кто - то другой;
8.гражданин упорный в учебе, в работе, он не перестает бороться со своими слабостями;
9.гражданин радуется власти не над людьми, а власти над собой, он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте;
10.гражданин извлекает уроки из прошлого, каждого прожитого дня;
11 .гражданин требует перемен, он участвует в политике, он понимает, что его участие в выборах может что-нибудь да значить;
б) «Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»? (флаг).
Беседа с учащимися:
1. Скажите, в учебном кабинете есть цвета флага России? (запись на доске цветными мелками).
2. Где, вы видели флаг России, который висит постоянно? В каких случаях и где его вывешивают?
(Федеральный Конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 8 декабря 2000 года).
в) « Хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера»? (гимн).
Беседа с учащимися:
1.Знаете ли вы слова гимна нашей страны?
2. Его можно слушать сидя или стоя?
Учитель. Ребята, вы уже правильно ответили на вопросы о государственных символах России. При помощи интересной презентации и выступления ваших товарищей мы можем узнать о символах нашей страны в прошлом и настоящем.
(Выступление ребят о символике нашей страны).
Современный Государственный флаг Российской Федерации
В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский
флаг – бело-сине-красное полотнище.
22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР». В память о восстановлении государственного флага 22 августа решено было считать Днем государственного флага Российской Федерации.В 1992 г. ВМФ России восстановил и Андреевский флаг вместо прежнего военно-морского флага СССР. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции Президент России подписал указ «О государственном флаге Российской Федерации».
В декабре 1994 г. был утвержден штандарт Президента Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации" href="/text/category/konstitutciya_rossijskoj_federatcii/" rel="bookmark">Конституция РФ определила, что описание и порядок использования государственного флага России устанавливаются федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации». данный закон дает следующее описание государственному флагу России: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3 (ст. 1 Федерального конституционного закона от 01.01.2001 N 1-ФКЗ)
Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. В качестве кормового флага он развевается на мачтах российских кораблей. Изображения флага наносят на воздушные суда Российской Федерации и на ее космические объекты.
Государственный флаг поднимают также во время официальных церемоний и торжественных мероприятий. Ежедневно он поднимается на месте постоянного пребывания российских воинских частей.
Получить полный текстВ дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к верхней части древка черную ленту, что свидетельствует о скорби всего государства, всего народа.
1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
2. Каким должно быть отношение граждан России к своему флагу? Почему?
3 Опишите государственный флаг России.
Современный гимн Российской Федерации23 ноября 1990 г. на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполне6ние нового государственного гимна РСФСР. 27 ноября 1990 г. этот гимн был официально утвержден как государственный гимн РСФСР.
Правда это был гимн без слов – незавершенное музыкальное произведение великого русского композитора .
Мелодию Глинки обработал в 1944 г. композитор и назвал ее «Патриотической песней»
Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. государственный гимн России был утвержден. Согласно Положению и м стала мелодия созданная на основе «Патриотической песни» . но гимн не был утвержден Государственной Думой.
К вопросу о гимне вернулись в 2000 г. текст нового гимна принадлежит , а музыка осталась от прежнего гимна СССР, написанная .
Государственный гимн утвержден указом Президента Путина от 30 декабря 2000 г. Полный текст гимна приводится в федеральном конституционном законе «О Государственном гимне Российской Федерации».
(Звучит запись гимна Российской Федерации)
Так накануне Нового года и нового века Россия получила новый гимн.
Гимн звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность Президента России и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы., во время воинских ритуалов и т. д.
Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Вопросы ученикам для закрепления:
1. Каким стал гимн России в 1990 г.?
2. Расскажите о современном российском гимне.
3. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного
гимна России?
3. У каждого человека кроме его «большой» родины РОССИИ, есть так называемая «малая» родина. Это то место, где мы все проживаем –Республика Адыгея. Необходимо знать историю государственных символов, уважительно относится к ним.
Герб Республики Адыгея представляет собой круг, сверху обрамленный ленточкой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине ленты - большая звезда, с боковых сторон – листья дуба, клена, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой слов "Российская Федерация" - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол - анэ с хлебом и солью.
В середине круга - главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне.
Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы, направленные наконечниками вверх. Длина флага 180 см, ширина 90 см.
В основу государственного флага Республики Адыгея положен исторический флаг Черкесии (Адыгеи) первой трети XIX века. Его изображение в цвете приводится в книге «Путешествие в Черкесию, Крым - Татарию…» (Лондон, 1838 г.) английского журналиста Э. Спенсера, побывавшего в Черкесии в 30-х годах XIX века.Цвет флага - символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным субэтническим группам адыгского народа. Три перекрещенные стрелы являются символом единства данных групп. Таким образом, государственный флаг Республики Адыгея имеет прямое отношение к истории и культуре адыгского народа.
Гимн Республики Адыгея
Гимн Республики Адыгея написан на слова И. Машбаша, музыку У. Тхабисимова (дословный перевод):
ГИМН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Земля адыгская - милая сердцу страна,
Наша душа - пусть живет, -
Пусть будет согласие всегда
В единой семье народов.
Республика - наш счастливый дом.
Поднимайся - расправляй крылья,
Республика - наша высокая мечта,
Умножай славу народов своих.
Одно из прекрасных мест в мире
Нашими предками выбрано для нас.
Их мужество, их отвага
Века передают друг другу.
Все тягости у тебя позади,
И солнце твое над тобой.
Ты частица России славной,
И сердцем в ней ты свободна.
Пока мы живы - вечно
Земля будет в нашем сердце.
И вечны будут для нас
И солнце родное, и небо.
АДЫГЕ РЕСПУБЛИКЭМ И ГИМН
Гущыlэхэр - Мэщбэшlэ Исхьакъ
Орэдышъор - Тхьабысым Умар
Тихэгъэгу кlасэу тигупсэр
Адыгэ чlыгушъ, терэl.
Зы бын-унагъоу лъэпкъыбэр
Щызэгурыlоу щэрэl.
Шlум факlу, лъыкlуат,
Республикэу тиунэ дах.
Егъэхъу, зыlат,
Республикэу тигугъэ лъаг -
Уилъэнкън хъишъэр фэlуат.
Дунаим ичlыпlэ шlагъор
Нахьыжъмэ тэ къытфыхах,
Ахэмэ ялlыгъэ-шlагъэ
Лlэшlэгъумэ къызэlэпах.
Хьазабмэ уахэмытыжьэу
Уитыгъэ нэфи ншъхьащыт.
Россием зыкlэ ущыщэу
Ащ гукlи ущышъхьафит.
Получить полный текстЖъыу:Тэ тыщыlэфэ - егъашlэмъ -
Тичlыгоу тыгур щlэщт.
Тиуашъуи, тыгъи бэгъашlэ
Тфэхъоу тикlасэу тиlэщт.
пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
На чем основывается патриотизм.
Уважение к прошлому своей страны.
Служба в армии.
Толерантность в национальном вопросе.
5. Закрепление новой темы начнем вновь со стихов:
Живем мы посреди большой России:
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить.
И нам порой так нужно оглянуться...
Закрепление новой темы мы проведем с помощью двух форм работы. Это составление синквейна и разгадывание кроссворда по нашей теме.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
Давайте попробуем составить синквейн. Напоминаю вам его структуру:
Ø Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Ø Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Ø Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
Ø Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ø
Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.Например: Россия!
Славная, красивая.
Процветает, помогает, преобразует.
Триединством символов овенчанна.
Мощь!
Кроссворды:
Вопросы.
9.Торжественная хвалебная тесня.
По вертикали.
3.Единственная республика СССР, которая не имела собственного гимна.
5.Великий русский поэт XIX в., дополнивший двумя куплетами гимн «Молитва русских»
6.Европейское государство – родина национальных гимнов.
8.Этническая группа женщин Восточной Европы, воспетые в знаменитом военном марше, написанном в годы Первой мировой войны.
« История гимнов и патриотических песен»
1 . А
2 . Л
3 . Р
4 . В
5 . П
7. Ж
10 .А
6.Домашнее задание.
Параграф № 17, составить кроссворд о символике России и Адыгеи.
Список используемой литературы:
1. «Обществознание 6 класс».
2. Золин, гимн, Флаг и столица нашей Родины.
3. Конституция РФ
4. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации». От 25 декабря 200 г.