8 статья билля о правах. Что такое «Билль о правах» и в чем его суть? В п оправк е IX установлен принцип недопустимости ограничения прав граждан, конституцией прямо не упомянутых: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как от
У каждого человека есть его юридические, официальные права: право на собственность, на неприкосновенность своего жилища, право на голосование и другие важные права. Однако у каждого из нас есть и неофициальные, личные права. Защищая свои личные права, мы можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности, а для этого свои личные права нужно в первую очередь знать. Заявляя о своих личных правах, помните: они есть и у остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Примечание от редакции Психологоса: Отнеситесь к этому документу критически. Билль о правах личности в такой редакции ориентирован в первую очередь на проблемных, неуверенных в себе людей, которые не умеют постоять за себя и часто подвергаются несправедливому давлению со стороны. Нужен ли он вам? Кроме того, некоторые рекомендации здесь откровенно психотерапевтического свойства, расчитанные на слабых, малоадекватных людей, не умеющих решать сложные жизненные задачи и не готовых к серьезным жизненным нагрузкам. Им они полезны. А вам?
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
1. … иногда ставить себя на первое место
2. … просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. … протестовать против несправедливого обращения и критики
4. … на свое собственное мнение
5. … совершать ошибки, пока не найдете правильный путь
6. … предоставлять людям самим решать свои собственные проблемы
7. … говорить: "нет, спасибо", "извините, НЕТ"
8. … не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9. … побыть одному (одной), даже если другим хочется Вашего общества
10. … на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11. … менять свои решения или избирать другой образ действий
12. … добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает
ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1. … быть безупречным на 100%
2. … следовать за толпой
3. … любить людей, приносящих Вам вред
4. … делать приятное неприятным людям
5. … извинять за то, что Вы были самим(ой) собой
6. … выбиваться из сил ради других
7. … чувствовать себя виноватым за свои желания
8. … мириться с неприятной ситуацией
9. … жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10. … сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11. … делать больше, чем Вам позволяет время
12. … делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
13. … выполнять неразумные требования
14. … отдавать что-то, что Вам на самом деле не хочется отдавать
15. … нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16. … отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ УВЕРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Каждый человек имеет право сам оценивать свое собственное поведение, мысли, чувства, и отвечать за них
2. Каждый человек имеет право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки
3. Каждый имеет право быть один
4. Каждый имеет право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувства вины, и сам решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем
5. Каждый имеет право просить то, чего он хочет
6. Каждый имеет право требовать то, на что он имеет право
7. Каждый имеет право делать ошибки и отвечать за них
8. Каждый человек имеет право менять свои решения
9. Каждый человек имеет право на незнание, на принятие нелогичных решений, не быть совершенством
ЧЕЛОВЕК НЕ ОБЯЗАН:
1. Быть во всем совершенством
2. Никогда не ошибаться
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО:
– нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – или то, или другое,
– мнение, отличное от вашего, может быть верным,
– никто не обязан вести себя так, как того хочется вам,
– неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого,
– совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок,
– ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения,
– окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место,
– никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.
И стороннее дополнение.
Я достаточно люблю себя, чтобы:
Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.
В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.
Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:
1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;
2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.).
Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении. Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.
Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности. Так и возникла идея Билля о правах.
Билль о правах - это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.
Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа - это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии
Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками, касавшимися конституционного статуса личности.
Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.
Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.
Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.
Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.
Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.
Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.
Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.
Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.
Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.
Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, - на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.
Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.
Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.
Вывод : Конституция США (первая в истории человечества Конституция в современном понимании) стала результатом деятельности ряда выдающихся мыслителей своего времени; в Конституции нашли отражение многие передовые для своего времени взгляды философов и политических деятелей эпохи Просвещения. В частности, Конституция закрепила в качестве одной из основных целей её принятия общее благосостояние населения, установила республиканскую форму правления, основанную на принципе разделения властей и федерализме. В Билле о правах были закреплены основные личные права человека. Всё это в совокупности даёт основание говорить о том, что принятие Конституции США стало историческим событием и сыграло большую роль в развитии демократии во всём мире. По словам одного из отцов-основателей и третьего президента США Томаса Джефферсона, «Конституция США - это результат сложения мудрости всей нашей страны». Знаменитый философ Алексис де Токвиль, совершивший в 1831 году поездку по США, описал Соединённые Штаты как государство, в котором наиболее полно реализованы принципы демократического устройства:
«Если сейчас во всех подробностях рассмотреть американскую конституцию, то мы не найдем в ней ничего от аристократии. В ней нет и намека на привилегии для какого-то одного класса, да и вообще на привилегии; одни и те же права для всех, все права исходят от народа и к нему же возвращаются; все учреждения подчинены единой задаче, противоборствующие тенденции отсутствуют; во всем и везде доминирует принцип демократии.»
А. де Токвиль, «Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье „О демократии в Швейцарии“»
Конституция постоянно эволюционировала, как за счёт поправок, так и за счёт практики верховного суда. Ещё одной особенностью Конституции является её «неполнота»: отцы-основатели сознательно исключили из конституции многие вопросы, отнеся их к сфере регулирования штатов[
Теоретические минусы:
Прежде всего, стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно, именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?
Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865г., после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет.
Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.
Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.
Другим объектом критики являются пределы свободы слова. Первая поправка прямо запрещает издание законов, ограничивающих свободу слова, и по этой причине свобода слова в США простирается гораздо дальше, чем в большинстве стран. Существуют лишь считанные ограничения, такие как уголовное преследование за клевету и лжесвидетельство. Одной из наиболее известных попыток конституционно ограничить свободу слова является поправка о запрещении публичного сожжения флага США. Этот законопроект начиная с 1995 года шесть раз ставился на голосование в Конгрессе, однако ни разу не набирал требуемого количества голосов (последний раз - в 2006 году). Ранее верховный суд в решению по делу Техас против Джонсона признал, что сожжение американского флага подпадает под защиту Первой поправки.
Извините,но этот недостаток выглядит слишком жалким по сравнению с тем массивом существенных плюсов, которые имеются у конституции сша. А запрет на сожжение государственного флага,это,простите уж,просто святотатство и кощунство.
Отсутствие в тексте Конституции Соединенных Штатов Америки статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного еще Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
На протяжении четырех лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном (1751 -1836) дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилиша. на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 г. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью Конституции США под общим Названием «Билль о правах».
Статья I
Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слона или печати или право народа мирно собираться и обращайся к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.
Статья II
Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.
Статья III
В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.
Статья IV
Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.
Статья V
Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения в период, когда последнее в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.
Статья VI
Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.
Статья VII
По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.
Статья VIII
Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.
Статья IX
Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.
Статья X
Полномочия, не предоставляемые настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею штатам, остаются за штатами или за народом.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ (Bill of Rights),
1) в англосаксонской правовой доктрине и законодательстве - название закона конституционного значения, провозглашающего в основном некоторые политические и личные права граждан, их гарантии;
2) Билль о правах 1689 года, конституционный акт английского парламента, закрепивший завоевания «Славной революции» 1688-89 годов. Заложил основы конституционной монархии в Англии (Великобритании): лишил монарха права без согласия парламента принимать законы, приостанавливать или отменять их исполнение, взимать налоги и сборы в пользу короны, набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Монарх оставался свободным в выборе и смещении министров, судей, созыве и роспуске парламента, сохранял право вето. Билль о правах значительно расширил права парламента, утвердил его верховенство в законодательной сфере и финансовых вопросах, гарантировал свободу слова, парламентских дебатов и выборов в парламент, право подданных обращаться с петициями к королю. Вносились изменения в судебную систему: запрещались чрезмерные налоги, штрафы, жестокие наказания, расширялись права суда присяжных, отменялись особые суды по церковным и иным делам;
3) Билль о правах 1789 года, неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США 1787 года, под давлением антифедералистов принятых парламентом (Конгрессом США) и ратифицированных необходимым большинством штатов в 1791 году. Кроме части текста первой поправки о запрещении Конгрессу издавать законы, устанавливающие какую-либо религию, и десятой поправки, гласившей, что права, не представленные Конституцией США федерации, сохраняются соответственно за штатами или за народом, поправки закрепляют некоторые личные и политические права человека и гражданина, а также одно из экономических прав - право собственности. Поскольку при принятии Конституции США и поправок к ней в США господствовала концепция естественных прав (они подразумевались существующими независимо от государства), то поправки сформулированы не в позитивном плане предоставления каких-либо прав, а как запрещение ограничивать имеющиеся права. Билль о правах запретил ограничивать свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к властям с петициями об удовлетворении жалоб, право на охрану личности, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Билль о правах содержал положения, относящиеся к личным правам граждан в сфере уголовного процесса: никто не должен привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, или за иное позорящее преступление иначе как по постановлению или обвинительному акту, вынесенным большим жюри; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же правонарушение, никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы и собственности (имущества) без должного (законного) судебного разбирательства; во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных и др. Провозглашалось, что никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения. Включение этих поправок придало Конституции США новые качества и демократизировало её: в тексте, принятом в 1787 году, о правах человека и гражданина не говорилось.
Лит.: Каленский В. Г. «Билль о правах» в конституционной истории США. М., 1983; Конституции зарубежных государств: США. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Япония. Канада. 2-е изд. М., 1997.
Т. Л. Лабутина, В. Е. Чиркин.