Одним из принципов судопроизводства является. Принципы судопроизводства
В 10-й статье Конституции Российской Федерации закреплен важнейший принцип организации власти в демократическом государстве - принцип разделения властей на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную в судебную.
Как известно, концепция разделения властей была выдвинута одним из ярких представителей французского Просвещения, выдающимся юристом я политическим мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1755) в целях предупреждения злоупотребления властью и создания условий, при которых «различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Процесс позитивизации и судебного разбирательства в области прав человека углубился; распространение каталогов основных прав - с закреплением экономических, социальных и культурных прав, а также коллективных прав или народов, особенно этнических и культурных меньшинств; а с другой - создание юрисдикционных гарантий для эффективной и непосредственной защиты конституционных прав в случаях незаконного или неоправданного ограничения или пресечения.
Конституционная система основана на принципе конституционного превосходства и обеспечила нормативную и обязательную силу Конституции; Им также была предоставлена специализированная система защиты Конституции, такая как Конституционный суд, основная цель которого - конституционализировать всю правовую систему государства и эффективно и своевременно защищать права человека отдельных лиц перед лицом незаконных действий или упущений. которые ограничивают или подавляют их.
Разделение властей имеет как политические, так и естественные предпосылки. Политическое обоснование разделения властей состоит в опасности концентрации власти одним органом, в необходимости контроля трех независимых властей друг над другом. Естественные предпосылки необходимы для принятия законов, их исполнения, осуществления правосудия. Так, законодательный орган (Федеральное Собрание) принимает законы. Исполнительный орган (Правительство РФ) осуществляет исполнение законов. Суды (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды) рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти и граждане.
По этой причине Конституционный суд отдает предпочтение принципам перед правилами - вот важность этой цитаты в отношении принципов - и техника взвешивания в конституционном толковании часто используется, они также применяют принцип пропорциональности и испытание разумности для разрешения конституционных конфликтов, особенно в тех случаях, когда есть антиномия или конфликт между принципами, между правами или их с высшими принципами или ценностями.
Правовая система и, в частности, Гражданский процессуальный кодекс основаны на Конституции, поэтому ее применение является преимущественным и обязательным для властей и отдельных лиц. Мне кажется уместным коснуться этого аспекта, потому что он связан с объектом работы, и его знание в целом важно. Тогда мы утверждаем, что суды подчиняются верховенству закона, поэтому обязаны применять внутренние положения. Однако, поскольку государство подписывается на международное обязательство, возникают обязательства, которые должны выполняться должностными лицами правоохранительных органов, даже в ущерб их внутренним правовым положениям.
Судебная власть - это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, характеризуемая следующими признаками: исключительностью; самостоятельностью и независимостью; осуществляется посредством судопроизводства; процессуальным порядком реализации судебных действий, решений и документов, определенным законом; обязательностью судебных решений; подзаконностью;
В этой связи следует напомнить, что статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает: Сторона не может ссылаться на положения своего внутреннего законодательства как на оправдание несоблюдения договора. Таким образом, несоблюдение или несоблюдение этого судебного должностного лица положениями, которые являются обычными или толкованием, которые они совершили организмами, ответственными за его применение, подразумевает, что государство несет ответственность за несоблюдение.
Контроль конвенционализма соответствует всем органам государственной публичной власти как на национальном уровне, так и на более низких уровнях территориального политического распределения - департаментам, провинциям, муниципалитетам и другим - независимо от международной ответственности Национального государства. Следовательно, все действия и действия государства подпадают под этот контроль, начиная с самой Конституции и законов, административных актов, судебных решений и вообще всех других государственных актов.
Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Поэтому это является следствием верховенства договора о правах человека и вытекающих из него обязательств государства-участника, поскольку Боливия - во всех ее выражениях. Перу в следующих терминах: контроль, который органы национального правосудия могут и должны осуществлять в отношении актов власти между ними, норм общего масштаба, в соответствии с атрибутами, предусмотренными таинствами, к которым они относятся, и положения международного права прав человека, которые связаны различными актами о суверенитете или присоединении к договору, признание компетенции государств, которым соответствуют эти национальные органы.
Суд - государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданская, административных и некоторых других категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.
В отличие от судебной власти, представляющей собой понятие общегосударственное, правосудие - понятие внутрисудебное. Правосудие, составляющее главное содержание судебной власти, является формой государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.
Чили от 26 сентября. В общих чертах, нет никаких расхождений в отношении верховенства международного права в области прав человека в отношении конституционного законодательства, так что если между ними существуют противоречия, то они должны уступать последним.
Конституционно государство организует и структурирует свою общественную власть через законодательную, исполнительную, судебную и избирательную комиссии. Независимость - это принцип, который лежит в основе власти, чтобы передать справедливость, исходящую от боливийского народа.
Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Эти декларации - признание разделения отдельных функций государства, законодательных, исполнительных, судебных и избирательных органов, направлены на устранение тираний и деспотизма, которые всегда были бедствием человечества и порождают частичное незнание или общее число прав людей на защиту их основных прав и конституционных гарантий.
В статье 3 Закона о судебном подразделении признается, среди прочего, принцип независимости судебных органов, согласно которому судебная функция не подлежит никакому другому органу общественной власти. Этот принцип требует принятия органами власти необходимых и надлежащих мер для судебного органа и его членов для отправления правосудия в соответствии с Конституцией и международными конвенциями и договорами без возможности или вмешательства незнакомцев, этот принцип имеет два аспекта, первый, в соответствии с этим измерением, юрисдикционная власть в развитии своих функций не может быть предметом или предметом - если таковая имеется - интересам, исходящим из-за пределов тела, и не допускать давления на решение в определенном смысле.
Правосудие осуществляется путем рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом решений в соответствии с законом.
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:
Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);
Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г.);
Решения не могут зависеть от воли других органов власти, политических партий, общественных организаций, средств массовой информации или других людей. Другое измерение, внутреннее измерение, означает, что в рамках судебной организации судья не подчиняется внутренним интересам органов или лиц, входящих в состав органа, при условии, что они не подпадают под противоборствующие средства, признанные судом.
Независимость - это не только гарантия для тяжущихся сторон, но и атрибут и в то же время обязанность, непростительный мандат судьи, который рождается от суверенитета народа и закреплен в Конституции. На международном уровне хорошо известно, что стабильность работы и неравномерность позиции являются лучшим стимулом для того, чтобы иметь и поддерживать правильных, точных и хорошо мотивированных судей с их работой, поскольку они не будут временными судьями с их сроком пребывания в должности, которые в свое время будут стремиться обеспечить свою жизнь.
Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»;
Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Основные принципы судопроизводства
:
Юриспруденция Межамериканского суда и Европейского суда, а также Основные принципы независимости судебных органов Организации Объединенных Наций согласовывают важность обеспечения четких процедур назначения и увольнения судей и строгого соблюдения гарантий стабильности, как следствие независимости судебных органов.
Оракул является звездой нового кода, потому что он включает включение ораторства в новую модель гражданского процесса, это означает абсолютную метаморфозу того, что мы делали до сих пор в этом вопросе. Ориентация - это миф, преследуемый по гражданским процессуальным вопросам, а вместе с ним и цель сокращения процесса, вокруг оралства распространяются работы, конгрессы и даже коды в других странах, хотя теоретики убеждены в ораторстве, практикующие нет, реальность отличается или упряма, потому что одно - это теоретические устремления, а другое - то, что происходит на практике, в опыте других стран и в нашей стране не достигнуто сокращение продолжительности процессов, ответы они сталкиваются с некоторыми факторами, такими как недостаточное количество судей, по крайней мере в первую очередь, недостаточная инфраструктура, недостаточный бюджет, выделяемый судебному органу, решения, выдвигаемые теоретиками ораллов, не выходят за рамки риторики или вербализма, До сих пор миф орациональности как синонима эффективности, эффективности и экономии в течение продолжительности процессов продолжался, но не был достигнут, мы надеемся, что эти прогнозы будут учтены, и как только будет достигнут полный Гражданский процессуальный кодекс, предполагаемая цель в теории.
а) судебная власть — самостоятельная часть государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) — осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
б) судьи, которыми могут быть лишь граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям ст. 119 Конституции РФ, независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону;
Оракул дополняется другими принципами, которые являются непосредственностью, концентрацией и гласностью, которые будут обсуждаться позже. Он позволяет судебному органу, личному и непосредственному контакту со сторонами в ходе слушаний, с доказательствами и фактами, которые утверждаются в процессе, за исключением процессуальных действий, которые должны выполняться комиссией, находящейся вне юрисдикции Суда.
Процесс осуществляется путем обеспечения того, чтобы его развитие происходило в наименьшем числе процессуальных действий. Судья направляет процесс, стремящийся к сокращению процессуальных действий, не затрагивая императивного характера требующих его действий.
в) единство статуса судей;
г) судьи несменяемы;
д) судьи неприкосновенны;
е) судопроизводство открытое;
ж) судопроизводство осуществляется на основе самостоятельности и равноправия сторон;
з) в случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных, народных и арбитражных заседателей;
Процессуальная деятельность осуществляется тщательно и в установленные сроки, и Судья через вспомогательные лица под его руководством должен принять необходимые меры для быстрого и эффективного разрешения конфликта интересов или правовой неопределенности.
Цель Принципа немедленного действия заключается в том, что судья, который в конечном итоге разрешает конфликт интересов или юридическую неопределенность, имеет максимально возможный контакт со всеми субъективными и объективными элементами, которые составляют этот процесс. Близость может позволить нам предоставить больше или лучше элементы убеждения, чтобы вынести решение, которое соответствует тому, что на самом деле произошло.
и) равенство всех перед законом и судом;
к) состязательность сторон;
л) никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции);
м) каждый человек считается невиновным, пока его вина не установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции);
Выбирая близость, код имеет также привилегированную оральность, средства, с помощью которых происходит прямой контакт между судьей и непосредственными или косвенными героями процесса. Он определяет соединение процессуальной деятельности в наименьшем возможном количестве действий, чтобы избежать их дисперсии. Этот принцип является логическим следствием предыдущего принципа. Естественно, что эта концентрация в основном выполняется с помощью слуха, и в этом существенная вещь процедуры реализуется в одном акте, концентрируя прием теста, устные дебаты и предложение.
н) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции);
о) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
п) финансирование федеральных судов и мировых судей производится только из федерального бюджета.
Конституционные принципы правосудия– это закрепленные Конституцией Российской Федерации или следующие из ее норм общие основополагающие начала, определяющие содержание организации и деятельности государственных органов, реализующих судебную власть.
Именно так суд может иметь полное и полное осознание вопросов, которые необходимо решить. Этот принцип дается с большим блеском в устном процессе или зрителем. Публичность требует в качестве существенного условия распространения процессуальной деятельности, если судебный орган не примет иного решения, если это предусмотрено законом. Реклама в основном содержит обсуждение доказательств, мотивацию резолюции и ее публикацию, вмешательство сторон и действия процессуального общения с резолюциями, выпущенными в процессе.
Этот принцип допускает исключения, которые будут в меньшей степени зависеть от процесса и больше от характера обсуждаемой претензии. Процессуальная деятельность является публичной функцией и представляет собой гарантию ее эффективности действующих в ней актов, которые выполняются в сценариях, которые позволяют присутствовать всем, кто пожелает.
При осуществлении правосудия, построении судов и др. пределы действия того или иного конституционного принципа правосудия определяются с учетом:
Ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;
Ч.4 ст. 15, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
2. сущность и содержание основных принципов правосудия
Принципы правосудия закреплены в отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах судоустройства и судопроизводства. Они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации и деятельности суда.
В рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства принципы правосудия действуют в судебных заседаниях. При уголовном судопроизводстве действие признаков охватывает не только судебное разбирательство, но и распространяется на предшествующие ему этапы - на дознание и предварительное следствие. В уголовно-процессуальном кодексе конституционные принципы правосудия отражены не только в общих положениях, но и в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии процесса.
В своей совокупности принципы правосудия образуют систему и в неразрывной связи друг с другом.
Принцип законности
. Вытекает из ч.2 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Общие предпосылки законности содержатся в ст. 1, ст.4, ст. 19, ст.21-23, ст.25, ст.71-72, ст.76, ст.118 и др.
В сфере правосудия законность представляет собой не только принцип деятельности самого суда, но и цель судебного разбирательства.
Принцип законности представляет собой один из принципов уголовного законодательства в РФ (ст.З УК РФ). Он означает, что: преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ; применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Отступления от норм материального или процессуального права при рассмотрении судебных дел недопустимы, какими бы соображениями политической или иной целесообразности они ни оправдывались.
В соответствии с принципом законности правосудия в каждом вынесенном судом по делу приговоре или решении должна быть аргументированная ссылка на конкретный закон. Если ссылки на закон нет, применение закона не мотивировано, не учтены обстоятельства дела, приговор или решение могут быть отменены вышестоящей судебной инстанцией.
Принцип осуществления правосудия только судом
закреплен ч.1 ст. 118 Конституции РФ. В России нет и не может быть государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.
Суд производит судебное разбирательство на основе закона. Суд применяет к индивидуальному случаю уже имеющийся закон. Суд решает конкретные дела, в процессе рассмотрения которых выносит решение о восстановлении нарушенных прав, возмещении вреда, наказании виновных лиц и др.
В Российской Федерации действуют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, верховные суды республик в составе РФ, суды краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и округов, районные (городские) суды, а также военные суды в Вооруженных Силах РФ. Конституцией РФ запрещено образование чрезвычайных судов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.
Принцип независимости судей
и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону закреплен в-ч. 1 ст. 120 Конституции РФ. Законы «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), «Обарбитражных судах в РФ» (ст. 6) также содержат подобные положения как гарантию самостоятельности судов. В ст. 1 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» подчеркнуто, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Независимость судей является необходимым условием для обеспечения судебной власти, призванной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, без давления извне защищать права граждан.
Ни один государственный орган, включая Президента РФ и Правительство РФ, не обладает правом осуществлять контроль за решениями суда, вмешиваться в деятельность судов. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством (ст.5 Федерального конституционного закона о судебной системе).
Гарантии независимости судей и подчинения их только закону получили закрепление в Законе РФ о статусе судей, в частности в ст.9 и 10.
Так, независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленньм порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой.защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Принцип равенства перед законом и судом
закреплен ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностною положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам.
Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая материалы дела, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а лишь на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т.д.
Равенство всех перед законом и судом утверждается как конституционная норма, общая и для граждан России и для иностранцев.
Рассматриваемый принцип распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и на ранних стадиях уголовного процесса. Действие принципа распространяется на осуществление правосудия не только по уголовным, но и по гражданским делам, в общих или арбитражных судах.
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий граждан: депутатов, судей, прокуроров, что представляет собой определенное отступление от данного принципа.
Принцип права каждому гражданину на обращение в суд
. Этот принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд за защитой своих интересов закреплен в ст.46 Конституции РФ.
Конституция гарантирует каждому лицу судебную защиту в силу того, что суд независима подчиняется лишь закону, обеспечивает гласность и личное участие сторон в процессе, работает на профессиональной основе и др. Гражданин, в соответствии с Конституцией РФ, вправе обратиться в суд с жалобой, если считает. что неправомерными действиями или решениями должностных лиц, государственных органов и др. нарушены его права и свободы.
Если лицо исчерпало все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, в соответствии с международными договорами РФ оно имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Принцип обеспечения подозреваемому в обвиняемому права на защиту
берет свое начало в ряде статей Конституции РФ, которые определяют право на защиту в случаях уголовного преследования. Так, ст.45 Конституции РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ст.47 Конституции РФ указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Обвиняемый (подозреваемый или подсудимый) вправе знать, в чем существо обвинения, давать объяснения по предъявленному обвинению, иметь защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом следственных действий, обжаловать в суд законность ареста, знакомиться с материалами дела, выписывать из него любые сведения, заявлять отводы дознавателю, следователю, суду и др.
И, наконец, ст. 48 Основного закона гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи
, причем в ряде случаев, предусмотренных законом, данная помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката, выступающего в уголовном процессе в качестве:
Защитника подозреваемого - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;
Защитника обвиняемого - с момента предъявления обвинения.
Кроме адвоката, в качестве защитника в уголовный процесс судом могут быть допущены представители общественных организаций, а также иные лица, участие которых предусмотрено законом.
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, может просить о помиловании или смягчении наказания. Порядок подобных действий определен федеральными законами.
Принцип презумпции невиновности
сформулирован в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Рассматриваемый принцип является не только принципом правосудия, но и всего уголовного процесса в целом, поэтому его обязаны строго соблюдать и органы предварительного расследования, и органы прокуратуры.
Презумпция невиновности - один из важных демократических признаков уголовного процесса, обеспечивающий охрану прав личности, исключающий необоснованные обвинения и осуждения. Презумпция невиновности может быть опровергнута, но только путем доказывания установленными процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством, причем, как следует из ч.2 и 3 указанной статьи, бремя доказывания возлагается на органы обвинения, а все сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Два последних положения распространяются на предварительное расследование, на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.
Принцип состязательности в равноправия сторон закреплен в ч.3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса определяет такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты. Разбирательство дела происходит в форме спора сторон обвинения и защиты в судебном заседании. В качестве сторон по уголовному делу выступают: прокурор, который поддерживает государственное обвинение; защитник (адвокат), защищающий подсудимого, потерпевший от преступления; по гражданскому делу - истец, заявивший иск о возмещении ущерба; представители истца и ответчика. Все эти участники процесса наделены равными процессуальными правами, суд обязав принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего полного и объективного исследования обстоятельств дела, установления истины, с тем чтобы вынести законное в обоснованное решение (приговор).
Конфликтующие стороны в процессе рассмотрение дела в устной форме оспаривают собранные доказательства и дают пояснения. Суд руководит судебным разбирательством, но сам не выполняет функции обвинения или защиты. Суд не связан доводами сторон и действует только как орган правосудия.
Принцип гласности судопроизводства
- открытое разбирательство дел во всех судах - закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст.2 Закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 14 Закона «О судоустройстве РСФСР» как одна из гарантий доступа всех граждан к правосудию. Суть этого принципа состоит в том, что суд рассматривает уголовные, гражданские и арбитражные дела в открытых заседаниях. Любой человек имеет право присутствовать в суде на слушании дел, за исключением случаев, когда:
1) это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны;
2)если этого требуют интересы частной жизни;
3) рассматривается дело о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, а также в других случаях, установленных законом.
Закон не запрещает трансляцию судебных процессов по радио и телевидению. Представители средств массовой информации имеют право освещать ход и результаты судебного разбирательства.
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком
при осуществлении правосудия. Данный принцип следует из ст. 68 Конституции РФ, устанавливающей, что русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавливать свой государственный язык, и ст.26 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый гражданин Российской Федерации имеет право пользоваться родным языком. Исходя из этих положений в Федеральном конституционном законе о судебной системе определено, что судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и военных судах Российской Федерации осуществляется на государственном языке РФ - русском. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство и делопроизводство могут также вестись на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч.1 ст. 10 Закона о судебной системе).
Лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать показания, делать заявления, заявлять ходатайства и пр. на родном либо любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Нарушение рассматриваемого принципа приведет к безусловной отмене судебных решений, вынесенных по делу.
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
определен ч.5 ст.32 Конституции РФ, где указано, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное положение конкретизируется в законе «О судебной системе РФ», в соответствии с которым граждане РФ могут участвовать в судебных процессах в качестве присяжных, арбитражных либо народных заседателей.
Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции общей юрисдикции. Народными заседателями являются лица, наделенные в порядке, установленном федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и федеральными процессуальными законами, полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам. Списки народных заседателей формируются соответствующим представительным органом местного самоуправления (на основе списка избирателей района) и утверждаются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, а в вышестоящих судах и в военных судах - на срок рассмотрения конкретного дела.
В состав суда входят судья (председательствующий) и два народных заседателя. Народные заседатели пользуются всеми правами судьи, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголовным или решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов.
Присяжные заседатели - это граждане РФ (дееспособные, достигшие 25 лет, не имеющие судимости), включенные в списки присяжных и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел. Участвуют в правосудии по ходатайству обвиняемого при рассмотрении дела по первой инстанции в краевом (областном) суде. В состав суда присяжных входит судья и двенадцать присяжных заседателей.
В отличие от народных заседателей присяжные заседатели не выносят решение совместно с профессиональным судьей.
Присяжные заседатели являются судьями факта, но не судьями права и разрешают только вопросы, предусмотренные пп. 1,3 и 4 ч.1 ст. 303 УПК, а именно: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.
Присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый, признанный виновным, снисхождения либо особого снисхождения.
Судья в обсуждении этих вопросов участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным (принимается простым большинством голосов), так и оправдательным (принимается при равенстве голосов и большинством голосов). На основе вердикта судья выносит обвинительный приговор и назначает наказание, либо выносит оправдательный приговор.
Арбитражные заседатели привлекаются из числа специалистов, имеющих финансово-экономическую подготовку, для рассмотрения дел в сфере экономической либо предпринимательской деятельности. В рассмотрении дела участвуют 2 арбитражных заседателя, которые имеют равные права с председательствующим арбитражным судьей.
Принцип охраны чести и достоинства личности
следует из ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Поэтому правоохранительные органы государства должны защищать человека, его права н свободы, его честь и достоинство. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ).
Конституция РФ (ст.23) гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени. Государство обеспечивает право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений и только суд может принять решение об ограничении этого права.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по некоторым делам, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, может быть назначено закрытое судебное заседание.
Принцип непосредственности и устности судопроизводства
является демократическим принципом, согласно которому исследование, обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению судом, оглашение всех постановлений суда по уголовным и гражданским делам производятся устно, непосредственно в судебном заседании.
Принцип непосредственности судопроизводства заключается в обязанности суда первой инстанции лично исследовать доказательства по делу: выслушать показания свидетелей, подсудимого, объяснения лиц, участвующих в деле, заключение эксперта, ознакомиться с письменными документами, осмотреть вещественные доказательства. В случае надобности суд производит осмотр места происшествия.
Как правило, сведения об обстоятельствах, имеющих значение по делу, суд должен получить из первоисточников. Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании. Материалы предварительного следствия не могут быть положены в основу приговора, если они не исследовались в судебном заседании (ст. 240 У ПК).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав основные конституционные принципы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
В настоящее время для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция РФ. М., 1993
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» 1996 .
ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» 2001.
ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». 2001
Баглай М.В Конституционное право Российской Федерации.–М.: Юрист, 2003.
Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2000.
Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Артания, 2001.
Первым среди организационно-функциональных принципов, на наш взгляд, необходимо выделить принцип осуществления правосудия только судом.
В соответствии со ст.5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.
В данной статье нашел отражение и развитие принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции РФ, - правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (Ч.2).
В ст. 1 Закона о судебной системе по данному вопросу закреплено следующее: "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия".
Таким образом, гражданское судопроизводство является самостоятельным, и в рамках этого судопроизводства судами рассматриваются подведомственные им гражданские дела.
Данные положения имеют императивный (обязательный для исполнения) характер. Как закреплено в п.2 ст.35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» у чреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.
Компетенция и структура судов общей юрисдикции определена в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) . К федеральным судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды (ст. 4 Закона о судебной системе). Мировые судьи - судьи общей юрисдикции субъектов РФ и рассматривают гражданские дела в пределах своей компетенции (ст. 23 ГПК РФ).
Несменяемость и независимость судей и подчинение их только закону
Данный принцип известен гражданскому судопроизводству уже в конце 19 – начале 20 века. Как отмечали, ученые-юристы того времени, несменяемость судьи - вот лучший оплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых, оставатся на должности и получать соединенное с нею содержание независимо от воззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе, как по суду.
Только несменяемость, правильно поставленная, обеспечивает нелицеприятие судьи, развивает и питает в нем (а не подавляет) спокойствие духа, вдумчивое, беспристрастное отношение к действиям противопоставленных друг другу граждан и властей. «Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров» (А.Ф.Кони).
О той же несменяемости судьи известный немецкий ученый Рудольф Иеринг выражается приблизительно таким образом: «Летописи юстиции богаты примерами истинного героизма со стороны судей, боровшихся против влияний сильных лиц вплоть до потери судейского кресла; однако в высокой степени важно и для интересов общества, и для интересов частных лиц, чтобы справедливые решения и приговоры не были всякий раз актами героизма со стороны судей, но спокойными суждениями среднего человека, поставленного в возможность не бояться угроз земных властей и не прислушиваться к нашептываниям извне, которого обязанности намечены определенно и ясно: знать закон, считатся с фактами и руководиться совестью» .
Несменяемость судьи гарантируется Конституцией РФ (ст. 121). Это означает, что любое изменение должностного положения судьи (назначение на нижестоящие или вышестоящие должности, на такую же работу в другой суд) может иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.
Несменяемость и независимость судей – называли лучшим щитом для их беспристрастия, для действителъной защиты частных лиц от всякого посягательства на их права, с чьей бы стороны такие посягательства ни возникали.
В настоящее принцип независимости, наряду с Конституцией РФ (ст.120) и ГПК РФ воспроизведен практически во всех судоустройственных и процессуальных актах Российской Федерации: в федеральных конституционных законах о судебной системе Российской Федерации (ст. 5); о Конституционном Суде (ст. 5, 13) ; об арбитражных судах (ст. 6) ; о военных судах (ст. 5) , а также в федеральных законах о статусе судей (ст. 1, 9, 10) и о мировых судьях (ст. 2).
Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. №40/32 и от 13 декабря 1985 г. №40/146) .
В национальном законодательстве данный принцип наиболее полно представлен в с т.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) :
«1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом».
Вышесказанное означает, что все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по как им бы то ни было причинам.
Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию.
Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.
В соответствии с п.4 ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.
Отдельные исследователи, наряду с принципами независимости и несменяемости судей, выделяют принцип самостоятельности судов .
Утверждая самостоятельность судов как принцип судоустройства, законодатель выделяет следующие его характерные черты: 1) суверенность судов в осуществлении функций и полномочий судебной власти; 2) их обязанность и право оценивать в процессе правоприменительной деятельности соответствие применяемого акта или нормы закона положениям Конституции РФ и иным основным источникам, формирующим правовую систему России (они указаны в ст. 15 Конституции РФ); 3) гарантии соблюдения рассматриваемого принципа в законотворческой и правоприменительной деятельности; 4) запрет присвоения властных полномочий суда.
«Самостоятельность суда» означает и экономическую самостоятельность положения судов в системе государственной власти является установление в Конституции РФ финансирования их деятельности прямо и исключительно из федерального бюджета (ст. 124). Как верно отмечали ученые-юристы конца 19 века: «даже такие косвенные средства соблазна, как награды судьи чинами и орденами, повышением по службе и проч., если; они находятся в полном распоряжении правящих сфер, даже и эти средства представляются нежелательными в интересах идеального правосудия».
Равенство всех перед законом и судом
Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств(ст.6 ГПК РФ).
Данный принцип судопроизводства относится непосредственно к юридическому статусу гражданина, его положению в суде и связанным с этим обязанностями органов правосудия. Конституция РФ в ст. 19 указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Это правовое положение соответствует международным актам о правах человека, и в том числе праву на равную защиту законом. Требование реализации положения о равенстве граждан перед судом является общим началом для всех отраслей судебного права и находит свое конкретное проявление в нормах судоустройства, гражданского процессуального права, в арбитражном процессе, в известной мере в уголовном судопроизводстве.
ГПК РСФСР закреплял данный принцип в формулировке «равенство граждан перед законом и судом», ныне действующий же кодекс нарочито подчеркивает равенство всех , что включает в себя и иностранных граждан, и лиц без гражданства.
Данная статья сформулирована с учетом ст. 7 Закона о судебной системе, где данный принцип (о равенстве перед законом и судом) распространяется не только на граждан, но и на других лиц: «Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям».
Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей, а именно: равенство перед законом и равенство перед судом. Имея двуединое содержание, принцип равенства всех перед законом и судом означает, с одной стороны, нормативное закрепление права граждан требовать соответствующего отношения государственных органов и должностных лиц в сфере юстиции к своим интересам независимо от личности участника процесса, а с другой - обязанность должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, строить свои отношения с участниками процесса, учитывая содержание и значение указанного правового начала .
Равенство перед законом проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений. Равенство перед судом предполагает наделение граждан, участвующих в судопроизводстве в качестве сторон, равными процессуальными правами, предоставляющими им возможность отстаивать свои интересы в судебном заседании, и возложение на них обязанности нести равную ответственность за свое поведение. Суд должен неукоснительно соблюдать указанные положения закона.
Таким образом, этот принцип регулирует не только права и обязанности граждан, но и обязанности судей. Принцип равенства перед судом дополняет принцип права на правосудие.
Принцип равенства граждан перед законом и судом не исключает, однако, закрепление определенных норм в процессуальном законе, обеспечивающих некоторым категориям граждан реальное равенство. Например, для отдельных категорий граждан в этих целях ГПК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом состояния здоровья, семейного и материального положения граждан (ст. 89 и 90 ГПК РФ предусматривают освобождение от уплаты государственной пошлины, отсрочку (рассрочку) уплаты пошлины и уменьшение ее размера; ст. 29 ГПК РФ установлено, что иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться по месту жительства истца и др.). Как подчеркивает Ярков В.В. равенство перед законом и судом не должно поддерживаться экономическими гарантиями, особенно в период быстрого расслоения по имущественному признаку.
Нужно подчеркнуть, что в статье 6 ГПК РФ упоминаются наряду с гражданами, организации, поэтому, по мнению Г.П.Ивлева, принцип об осуществлении правосудия по гражданским делам на началах равенства граждан и организаций перед законом и судом должен иметь расширенное значение. По существу, он касается всех участников гражданского судопроизводства (не только граждан, но и других физических лиц; не только юридических лиц, но и других организаций; не только российских, но и иностранных организаций и т.п.) .
Принцип гласности
«Гласность, вынося на свет Божий все обстоятельства дела, способствует полному торжеству правой стороны и посрамлению виновной. Правда, ложно обвиняемая, имеет возможность доказать свою невиность на глазах у всех, желающих ее слушать, а неправда терпит позор и обличение в присутствии публики. При негласном суде, когда самозащита привлеченного к делу ни для кого, кроме судей, неведома, невиновный никогда не будет вполне оправдан» . Так писали ученые-юристы о новом для конца 19 века явлении – гласности судопроизводства.
В настоящее время принцип гласности при рассмотрении дел судом закреплен в ст.123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Аналочное роложннин закреплено в п.1 ст.10 ГПК РФ.
Положения о гласности, нашедшие нормативные акты во многих актах национального законодательства Российской Федерации базируются и на международно-правовых документах. Статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г., для России вступила в силу 15 мая 1998 г. установлено: каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
Статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.) также подчеркивается, что все лица равны перед судами. Каждый имеет право при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его, однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.
Провозглашение начала гласности как одного из устоев организации деятельности судов при отправлении правосудия формулирует одно из главных отличий реализации судебной власти от деятельности иных государственных органов, устанавливает норму отношений судов и общественности.
Гласность судебного разбирательства, с одной стороны, является существенным признаком демократизма судопроизводства, а с другой - своебразной формой контроля населения за реализацией в судебной деятельности конституционных принципов правосудия. Присутствие в зале судебного заседания граждан и представителей общественности обязывает судей более строго относиться к выполнению установлений закона, определяющих процедуру судебной деятельности .
При рассмотрении этих дел в зал судебного заседания не допускаются только граждане моложе 16 лет, если они не являются стороной или другими участниками процесса или свидетелями. Однако лицо моложе 16 лет в порядке исключения может быть допущено в зал судебного заседания с разрешения председательствующего по делу. Остальным гражданам обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания .
На судей возлагается обязанность обеспечить возможность для населения и представителей средств массовой информации присутствовать при судебном разбирательстве по делу. На практике же рядовому гражданину попасть на процесс не так-то просто. Как бы не показалось это нелепым, но припятствием к «гласности» могут быть меры безопасности судов (в некторых судах не пропускают непривлеченных к процессу лиц в целях безопасности), к тому же, зачастую судебные залы настолько малы, что желанию присутствовать на процессе, то есть реализовать принцип гласности должно способствовать и наличие свободного места в судебном помещении.
Как подчеркивают эксперты, отдельные изъятия допускаются в случаях, когда из-за недостаточности площади помещения председательствующий по делу распоряжается ограничить доступ присутствующих в зал судебного заседания. К сожалению, эти условные преграды к гласности судебного процесса могут быть использованы на практике в так называемых «громких процессах», подтверждением чему могут быть сообщения СМИ на эту тему.
Гласность в гражданском судопроизводстве проявляется, не только в форме восприятия гражданами и должностными лицами всего происходящего в зале судебного заседания и возможности лиц, присутствующих на открытом судебном заседании, делать заметки, совершать иные действия, предусмотренные в ст.10 ГПК РФ.
В соответствии с п.7 ст.10 ГПК РФ лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.
Принцип гласности выражается и в том, что представители прессы и иных средств массовой информации вправе свободно освещать в печати и иных средствах массовой информации ход и результаты рассмотрения конкретных дел.
Необходимо подчеркнуть, что, предоставляя гражданам право присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены из зала судебного заседания. Определенные ограничения распространяются и на средства массовой информации. Размещение в зале судебного заседания радио- и телевизионной аппаратуры допустимо лишь с разрешения председательствующего. Средства массовой информации, освещая ход процесса, должны в силу презумпции невиновности воздерживаться от преждевременных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения.
Информация, полученная в зале судебного заседания с соблюдением указанных условий, может стать достоянием общественности в Российской Федерации.
Как мы уже подчеркнули, из принципа гласности возможно исключение - проведение закрытого судебного заседания - к частное изъятие из общей установки, допустимое только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В качестве примера такого закона можно привести Федеральный закон от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" в ст.24 которого устанавливаются некоторые особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности: дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате этих действий, могут рассматриваются в закрытых судебных заседаниях по решению суда.
Рассматриваются в закрытом судебном заседании и дела о усыновлении ребенка. Это следует из ст.139 Семейного кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 №9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" , где закреплено, что в целях обеспечения охраняемой законом (ст. 139 СК РФ) тайны усыновления, суд рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения.
При рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Закрытое судебное разбирательство допускается также при удовлетворении ходатайств лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (п.2 ст.10 ГПК РФ).
Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены эти сведения, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.
Определение суда (постановление судьи) о рассмотрении дела в закрытом заседании может быть вынесено в отношении как всего разбирательства, так и отдельных его частей. Решение о закрытом судебном разбирательстве принимается судом по собственной инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц.
Определенные ограничения гласности могут иметь место и при исследовании доказательств. Так, в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Эти же правила должны применяться при исследовании материалов фотографирования, аудио- и видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.
Во всех случаях (в том числе, когда разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании) решения судов объявляются публично. Однако из общего правила сделано исключение: если затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних (например, в связи с возможным разглашением тайны усыновления ребенка), то в этих случаях решение суда объявляется в закрытом судебном заседании. Данная норма ГПК РФ соответствует российскому законодательству и положениям международно-правовых документов.
Государственный язык судопроизводства
Выделение принципа национального языка судопроизводства обосновывается многонациональным составом Российской Федерации. Этот принцип базируется на положениях ст. 26 Конституции РФ о праве каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Ст. 9 ГПК РФ гласит, что Гражданское судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд.
В ч. 2 данной статьи говорится о лицах, участвующих в деле. Этим лицам должно быть обеспечено участие в гражданском судопроизводстве на избранном им языке как родном языке или на любом свободно выбранном языке общения. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке .
Ст. 10 Закона о судебной системе РФ закрепляет, что лицам, участвующим в производстве и не владеющим или слабо владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законодательством.
Рассматривающий дело суд в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика. Переводчик наряду с переводом в суде показаний лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, должен переводить ему и показания свидетелей, вопросы суда и иные материалы, исследуемые в судебном разбирательстве.
Возникает вопрос, можно ли отнести к категории «лиц, не владеющих или слабо владеющих языком, на котором ведется судопроизводство» глухонемых и глухих граждан? Комментируя ст. 10 Закона о судебной системе, В.И. Радченко называет лицом, не владеющим языком судопроизводства и делопроизводства, лицо, не понимающее или плохо понимающее разговорную речь на языке судопроизводства, не способное свободно разговаривать на этом языке, полностью воспринимать содержание судоговорения и ориентироваться в судопроизводстве по делу, прочитать материалы дела. Соответственно этому определению мы можем внести глухонемых и глухих в категорию лиц, которые вправе воспользоваться услугами переводчика.
Вопрос об участии переводчика должен решаться на стадии подготовки дела для того, чтобы избежать осложнения разбирательства. Однако и на стадии судебного разбирательства может встать вопрос об участии переводчика в процессе. Судья разъясняет лицам, не владеющим языком судопроизводства, право участвовать в процессе на языке, которым они владеют, и право воспользоваться услугами переводчика. Право выбора языка, на котором лицо будет участвовать в процессе, принадлежит самому лицу .
Лицо, не владеющее языком судопроизводства, пользуется услугами переводчика безвозмездно. За участие в судопроизводстве переводчик получает вознаграждение. Расходы по делу в связи с выплатой судом денежного вознаграждения переводчику, включенные в судебные издержки, принимаются на счет государства.
Значение данного принципа нельзя переоценить, ведь защищая свои интересы в суде на родном языке, легче добиться взаимного понимания участвующим в деле лицам. Следование принципу национального языка способствует верному установлению обстоятельств дела, вынесению обоснованного и законного решения, обеспечивает доступность судебной защиты. Данный принцип способствует установлению объективной истины, и его нарушение рассматривается как нарушение процессуальной нормы.
Взаимосвязь принципов судопроизводства проявляется и в том, что без реализации начала свободы пользования родным языком и выбора языка общения невозможно полное осуществление таких основополагающих принципов правосудия, как обеспечение права на защиту, гласность, устность судебного разбирательства, состязательность и др. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 июля 1994 г. - №13. - Ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 мая 1995 г. - №18. - Ст. 1589.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. - №26. - Ст.3170.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -30 июля 1992 г. - №30. - Ст. 1792.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 декабря 1998 г. - №51. - Ст. 6270.
Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/32 и от 13 декабря 1985 г. N 40/146) // Советская юстиция. - 1991 г. - №16. - стр. 27.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 января 1997г. - №1. - Ст. 1.