Обратная сила закона гражданский кодекс. Обратная сила гражданского закона. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц
Правильная ссылка на эту страницу
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со настоящего Кодекса.
1. В п.1 статьи выражен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова "акты гражданского законодательства" должны пониматься в широком смысле и включать акты всех органов государства и все разновидности гражданско-правовых норм.
2. Введение в действие законов Российской Федерации определено Федеральным законом от 14 июня 1994г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ, 1994, No.8, ст.801). Названные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок (ст.4), например названа определенная дата введения в действие. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете" или СЗ РФ.
3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996г. No.763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ, 1996, No.22, ст.2663).
Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п.5). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации также по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ - со дня их подписания (п.6). В актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в "Российской газете" или СЗ РФ.
4. В условиях формирования в Российской Федерации нового гражданского законодательства иногда используется особая формула определения времени действия законов и указов Президента РФ. Согласно примечанию к "Право собственности и другие вещные права на землю" данная глава вступает в силу со дня введения в действие Земельного кодекса. В силу п.21 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г. о доверительной собственности (трасте) он действует до вступления в силу нового ГК. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента от 8 апреля 1997г. No.305, действует до вступления в силу федерального закона по этому вопросу.
5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", который издается с 1996г. и выходит два раза в месяц. Этот Бюллетень распространяется также в машиночитаемом виде Центром правовой информации "Система". Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. No.763 не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам, а также должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
6. Особые правила предусмотрены в ст.6 Закона о ЦБР
, согласно которой его нормативные акты вступают в силу со дня их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. В Минюсте РФ регистрируются нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан.
7. Согласно ранее сложившейся практике некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности граждан или имеющие межведомственный характер, публикуются в специализированных отраслевых изданиях соответствующих федеральных органов. Так, правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах публикуются в "Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта".
8. Наряду с официальными источниками публикации актов гражданского законодательства имеются газеты и журналы, регулярно публикующие такие акты: газета "Финансовая Россия", "Финансовая газета", журналы "Законодательство", "Нормативные акты для бухгалтера" и др.
9. Правило о допустимости распространения закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, не подлежит расширительному толкованию, и термин "закон" должен пониматься в узком смысле, т.е. как акт, принятый Государственной Думой.
Случаи, когда нормы ГК распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, названы в ст.9, 11 Вводного закона
(см. комментарий к ним), а также в ст.11 и 12 Вводного закона к ч.2 ГК.
10. В п.2 статьи предусмотрено применение актов гражданского законодательства к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям, если такие права и обязанности возникают после введения данного акта в действие. При применении этого справедливого и целесообразного правила следует учитывать, что оно относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда правовое существо определенного института новым законодательством изменяется.
11. В изъятие из сказанного в п.10 комментария к отношениям сторон по договору применяются специальные правила, установленные и не допускающие по общему правилу применение к договорным правам и обязанностям, возникшим после принятия нового закона, положений этого нового закона
(см.
Отрегулированный ссылаясь на решение суда или устав, принятый законодательным органом, что приведет к заявлению о прошлых сделках и судебных исках. Большинство судебных решений, которые изменяют элементы, необходимые для доказательства преступления или введения доказательств, таких как признания, обычно делаются без обратной силы, чтобы предотвратить поток петиций людей, осужденных по предыдущим правилам. уставы или судебные решения забирают «переданные» имущественные права или изменяют права на контракт.
Однако некоторые решения настолько фундаментальны для справедливости, что могут иметь обратный эффект, в зависимости от баланса стабильности закона, сбалансированного с общественным благом. Исторический процесс юридического лица имеет ссылку в Римской империи, к которому обращаются группы исследований, но без должного признания правопорядка. В римском праве существует четкое различие между институтами публичного права и частным правом. В правиле Юстиниана юридическое лицо было обогащено увеличением фондов.
Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).
Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего, сам гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (если указанный вред остался невозмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие до принятия второй части ГК (и сохранившиеся на момент введения его в действие).
В немецком законодательстве сначала не было понятия юридического лица, были только субъекты прав. Фонды были полностью связаны с католической церковью, а затем стали автономными. Юридические лица создаются по закону, что объясняется способностью быть субъектами прав и обязанностей, действующими в обществе с юридической индивидуальностью, отличной от физических лиц, но поскольку они несущественны, им нужны представители, то есть человека.
Появление юридических лиц объясняется двумя основными течениями, которые, как говорят, несуществующие или абстрактные юридические лица, которые не признают ассоциацию, состоящую из групп людей с индивидуальной индивидуальностью. И утвердительные теории, которые предполагают существование группы индивидов, которые образуют органическую единицу, санкционированную и признанной властью государства.
Едва ли, однако, можно безоговорочно согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных актов. Представляется, что эти последние в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона.
Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок – старый или новый – должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение .
Утвердительные теории подразделяются на две теоретические отрасли: теории художественной литературы и теории реальности. Теории художественной литературы основаны на традиционной доктрине, основанной на каноническом праве, и это происходит в двух источниках: теории юридической фантастики и теории доктринальной фантастики.
Теория юридической фикции, сформулированная Савиньи, утверждает, что только физическое лицо способно обеспечить субъективные права и правоотношения и предполагает юридическое лицо как искусственное создание государства посредством закона, то есть фиктивного субъекта. Согласно этим принципам, человек, то есть фиктивный субъект. Согласно этим принципам, юридическое лицо задумано как нечто искусственное и послужит лишь объяснительным фактом определенных прав на коллектив физических лиц.
Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2
ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.
Теория доктринальной фантастики определяется Варейлом - Соммером, утверждая, что юридический человек является искусственной реализацией собственной доктрины, т.е. не имеет реального существования, а интеллектуальной ценности. Поэтому теории художественной литературы в настоящее время не принимаются в юридической сфере, поскольку теории художественной литературы не объясняют существование государства как юридического лица.
Теории реальности характеризуются как реакция, противоречащая теории художественной литературы, которая формализует утверждение, что юридические лица - это живые существа, а не абстрактные существа, то есть со своим собственным существованием. Он разделен на: теорию объективной или органической реальности, теорию технической реальности и теорию реальности институтов.
Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распространение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры, независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.
Теория объективной или органической реальности утверждает, что есть естественные люди вместе с социальными организмами, которые являются правовыми принципами, обладая своим существованием и собственной волей. Эта теория утверждает, что юридическое лицо оформляется социологической ценностью. Одна критика заключается в том, что теория не иллюстрирует, как коллективные группы становятся субъектами прав и обязанностей.
Теория технической реальности понимает, что юридический человек реален, но в технической реальности, то есть через реальность, отличную от естественных людей. Эта теория утверждает, что олицетворение социальных групп является техническим, поскольку оно является средством, которым, по мнению закона, признается существование способных групп.
Как уже отмечалось, федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).
Однако теория реальности правовых институтов говорит, что правосубъектность является атрибутом государства, где оно позволяет его приобретать. Из-за этого право предоставляет личности конкретным группам людей, которые ищут общих интересов. Критика этой теории заключается в том, что она не разъясняет общества, которые организуются с целью предоставления службы и не отвечает на вопрос об автономной власти определенных групп.
Это юридические лица внутреннего публичного права: Союз, государства, федеральный округ, территории, автаркии и другие публичные организации, созданные законом. Согласно статье 43 Гражданского кодекса, юридические лица в рамках публичного публичного права несут гражданскую ответственность за действия своих агентов, которые в этом качестве наносят ущерб третьим лицам.
Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации.
Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских субъектов гражданского права: граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при определенных условиях они могут применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права (разд. VI ГК).
Юридическими лицами, регулируемыми международным публичным правом, являются иностранные государства и лица, регулируемые публичным международным правом. Статья 44 Гражданского кодекса предусматривает юридические лица, регулируемые частным правом: ассоциации, общества, фонды, религиозные организации и политические партии.
Корпорации - это люди, которые обязуются вносить вклад, с помощью услуг, в осуществление предпринимательской деятельности. Общества простые и предприимчивые. Простыми обществами являются те, которые имеют экономическую или прибыльную цель, которые должны быть разделены между партнерами. Например: юристы и врачи, которые используют свою деятельность нерабочим способом.
Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство.
Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ
"Об акционерных обществах" до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общества, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий (абз. 2 п. 5 ст. 1).
Напротив, компании, которые стремятся получить прибыль, посредством осуществления меркантильной деятельности, делятся на: общество в коллективном имени, ограниченное партнерство, ограниченную прибыль и корпорацию. Они осуществляют организованную хозяйственную деятельность по производству или обороту товаров.
Они представляют собой учреждения, основы, которые через свободное достояние пожертвованы его основателем для определенной цели. И это не может быть прибыльным, но социальным в общественных интересах. Чтобы создать фундамент, ваш институт, посредством публичного акта или завещания, сделает особый дар свободных товаров, указав цель, для которой он предназначен, и объявит, если хотите, способ его администрирования.
Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.