Может ли государственный гражданский служащий делать. Государственный гражданский служащий имеет право на: статус госслужащего в России
Обязанности государственных служащих определены в ст. 15 Закона № 79-ФЗ. Так, государственный гражданский служащий обязан:
1. Соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.
2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Перечень руководителей, чьи поручения обязан исполнять государственный гражданский служащий, содержится в его должностном регламенте. Однако государственный гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного гражданского служащего, неправомерным, государственный гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения государственным гражданским служащим неправомерного поручения государственный гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. Соблюдать при исполнении должностных: обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В соответствии со ст. 18 Закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.
5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа, утверждаемый актом представителя нанимателя.
6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Эта обязанность корреспондируется с правом государственного гражданского служащего на повышение квалификации, переподготовку, стажировку за счет средств бюджета.
7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение подобных сведений ведет не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности.
8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.
9. Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи. Актом представителя нанимателя утверждается перечень должностей, замещая которые, государственные гражданские служащие обязаны представлять данные сведения за членов своей семьи - супруга и несовершеннолетних детей.
10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства. Это обусловлено тем, что состоять на государственной гражданской службе имеют право только граждане России.
11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.
12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) государственный гражданский служащий обязан сообщить о подобной ситуации в письменной форме не позднее чем на следующий день после ее возникновения.
Ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, сводятся к следующему.
Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения (перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти);
5) близкого родства или свойства (имеются в виду родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
9) непредставления установленных Законом № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 79-ФЗ и Законом о противодействии коррупции.
В соответствии со ст. 17 Закона № 79-ФЗ государственному гражданскому служащему строго запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
2) замещать должность государственной гражданской службы в случае:
Избрания или назначения на государственную должность (за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации");
Избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
Избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
В случае избрания или назначения на такую должность перед лицом встает выбор: либо уйти в отставку с государственной гражданской службы, либо отказаться от избрания (назначения);
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (при наличии таких ценных бумаг у претендента на замещение должности государственной гражданской службы рекомендуется либо избавиться от них, либо передать в доверительное управление);
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в соответствующий государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ);
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Этим государственный гражданский служащий существенно отличается от лица, работающего по трудовому договору. Иными словами, государственные гражданские служащие не имеют законного права на забастовку как средства защиты своих прав;
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Гражданин после увольнения с государственной гражданской службы также не вправе:
1) в течение двух лет после увольнения без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего;
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Вышеперечисленные запреты направлены на то, чтобы обеспечить максимальную независимость и нейтральность государственных гражданских служащих. Отдельно следует отметить первые четыре запрета, связанные с тем, что государственный гражданский служащий вправе получать денежное содержание только из средств бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Запрет на получение разного рода подарков и вознаграждений от физических и юридических лиц носит ярко выраженный антикоррупционный характер, так как все перечисленные виды вознаграждений могут являться формой взятки.
Отметим также, что в соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 79-ФЗ, государственный гражданский служащий получил право заниматься иной оплачиваемой деятельностью с уведомления представителя нанимателя, если это не влечет конфликта интересов.
Фактически это возможно при соблюдении трех условий:
Указанная деятельность должна осуществляться во внеслужебное время;
она не должна вызывать конфликта интересов (т.е. не должна пересекаться с профессиональной служебной деятельностью государственного гражданского служащего);
необходимо письменное разрешение представителя нанимателя.
Целый ряд запретов направлен на обеспечение политической нейтральности государственной гражданской службы, поскольку задача государственной гражданской службы - обеспечение нормального, стабильного функционирования органов государственной власти вне зависимости от политической конъюнктуры.
Требованиям к поведению государственных служащих как профессионального, так и нравственного характера уделяется особое внимание в федеральном законодательстве. Это связано в первую очередь с публичным характером их деятельности, с необходимостью формирования в глазах общества позитивного имиджа как института государственной службы, так и государства в целом.
Поэтому Закон № 79-ФЗ содержит ряд требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. В соответствии с этими требованиями государственный гражданский служащий должен:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание профессиональной служебной деятельности государственного служащего;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для государственных гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Кроме того, государственный гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы категории "Руководители", обязан не допускать случаи принуждения своих подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В результате изучения данной главы студенты будут:
знать
- основные признаки гражданского служащего;
- специфику теоретических подходов к определению правового положения (статуса) гражданского служащего;
- особенности и отличительные признаки статуса гражданского служащего;
уметь
- обобщать и систематизировать положения относительно содержания правового положения (статуса) гражданского служащего;
- анализировать и интерпретировать содержание правового положения (статуса) гражданского служащего;
- использовать полученные знания об административной компетенции в отношении правового положения (статуса) гражданского служащего;
владеть
- методами определения внутренней структуры и содержания правового положения (статуса) гражданского служащего;
- навыками системного анализа для определения взаимосвязи между содержанием правового положения (статуса) и эффективностью деятельности гражданского служащего;
- навыками поиска информации, необходимой для определения дискреционных полномочий государственного служащего.
Статус государственного гражданского служащего
Понятие «государственный служащий» означает особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» есть два определения государственного служащего - федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный государственный служащий (субъекта Федерации) - это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: это гражданин России, этот гражданин осуществляет деятельность на должности государственной службы и за свой труд он получает денежное содержание. Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13). Единственное отличие между федеральным государственным служащим и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации состоит в том, что последний может получать денежное содержание (вознаграждение) не только из бюджета субъекта Российской Федерации, но в случаях, предусмотренных федеральным законом, также за счет средств федерального бюджета.
Статус государственного служащего - особый вид специально определенных и гарантированных государством норм, характеризующих место государственного служащего в обществе . Он состоит из правового и организационного аспектов.
Правовой аспект статуса государственного служащего обусловлен содержанием государственно-служебных правоотношений. Правовой аспект статуса государственного служащего проявляется как широта прав, набор основных обязанностей, круг ограничений и запретов, а также требований к служебному поведению.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Организационный аспект статуса государственного служащего определяется местом органа государственной власти в структуре государства и должностью, которую занимает государственный служащий в этом органе. Порядок замещения должности государственного служащего является неотъемлемой составляющей этого аспекта статуса и зависит от категории должности.
В общественном признании статуса государственного служащего видное место занимает общественное мнение, что неформально определяет отношение общества к государственным служащим .
Исходя из вышесказанного, статус государственного служащего - это комплексный показатель положения государственного служащего в социальной системе. Основными составляющими статуса государственного служащего являются его позиция в структуре государственного аппарата и представление общества о месте, роли и значении данной позиции. В соответствии с этим статус в общественном мнении выражается посредством таких категорий, как престиж и уважение.
Таким образом, статус государственного служащего отражает:
Непосредственную принадлежность по роду профессиональной деятельности к подготовке, принятию и/или исполнению решений в сфере государственного управления, причем эти действия, как правило, имеют экономические и социальные последствия для всего общества или его определенной части;
наличие у государственного служащего прав выступать от имени органа государственной власти (тем самым и от имени государства), отстаивая государственные интересы; прав, набор основных обязанностей, круг ограничений и запретов, а также требований к служебному поведению;
- - законодательное и нормативно-правовое определение прав, основных обязанностей, ограничений, запретов, требований к служебному поведению, а также ответственности согласно своей должности;
- - принадлежность к особой профессионально-статусной группе, состоящей из профессионально подготовленных к государственной службе представителей различных профессий.
Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности, т.е. осознавать:
- - социальную значимость;
- - организованность;
- - материально-техническую и информационную обеспеченность;
- - определенную форму действий в аппарате;
- - компетентность руководства государственной деятельностью .
Совокупность этих представлений является осознанной базой социально необходимого способа деятельности.
Важной составляющей деятельности государственных служащих является социальная ответственность. Кроме соблюдения норм и правил, определенных законодательством, социальная ответственность предполагает соблюдение моральных норм, поддерживаемых государством. Этическое поведение государственных служащих значительно влияет на доверие обычных людей к действиям правительства и других органов власти. Поэтому государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно чувствовать себя представителем власти, иметь имидж, основанный на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, приоритет общественных интересов.
Одним из основных предметов и продуктов труда в государственном управлении является информация. В случае аналитической деятельности это разноплановая информация о состоянии дел в определенной сфере.
Важным условием эффективной деятельности является умение квалифицированно собирать и обрабатывать информацию. Государственные служащие постоянно используют различные методы сбора информации. Главными среди них являются:
- - анализ статистики и изучение официальных документов, личные наблюдения;
- - социологические опросы;
- - социальные эксперименты.
Применение рациональных методов статистической обработки информации, особенно с помощью современных компьютерных технологий, умение максимально их использовать для сбора, накопления, классификации и обработки информации - это важный элемент профессиональной компетентности современного государственного служащего. Существенным инструментальным средством эффективной аналитической деятельности государственных служащих является высокая культура делопроизводства: умение правильно оформлять, классифицировать и хранить различные виды и типы информационных и аналитических документов, умение пользоваться литературой, документальными архивами, аудиовизуальными документами. Особой задачей многих служащих государственного аппарата на всех уровнях (от местного до центрального) является контроль, анализ и регулирование деятельности определенных предприятий и учреждений (промышленных и коммунальных предприятий, учебных, медицинских учреждений и т.д.).
Для эффективной реализации контрольно-аналитических функций по определенным сегментам экономической, социальной и культурной жизни необходимо:
- - знать соответствующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность определенных предприятий и учреждений;
- - знать технологическую и организационно-управленческую специфику их деятельности;
владеть основными методами контроля (статистический анализ, финансово-экономический анализ, технико-технологическая экспертиза).
Государственный аппарат не только анализирует проблемы и ситуации и готовит проекты управленческих решений. После того как эти решения принимаются высшим политическим руководством, служащие государственного аппарата должны организовать их реализацию. Поэтому, как уже отмечалось, организационно-управленческие функции является неотъемлемой и чрезвычайно важной составляющей деятельности государственного аппарата.
Государственные служащие должны обладать знаниями и практическими навыками организации выполнения решений, координации деятельности различных юридических и физических лиц, которые отвечают за реализацию отдельных элементов государственных решений и т.п. Особое значение имеет овладение техникой эффективного контроля выполнения принятых решений.
Процесс овладения управленческим искусством является нелегкой задачей. Чрезвычайно важным является способность государственных служащих самостоятельно анализировать конкретные ситуации и находить верные оптимальные решения при наличии различных альтернатив. Только гибкое и критическое, диалектическое мышление может быть надежной защитой против бюрократизма. Ведь бюрократические черты в деловом поведении, такие, например, как формализм, безответственность, волокита и т.д., - это не что иное, как отсутствие или потеря системности, комплексности и перспективной целевой ориентации в своей деятельности.
Государственный гражданский служащий, который ориентируется на перспективную ситуацию в процессе разработки и реализации управленческих решений, - это не только профессионально грамотный исполнитель положений законов, нормативов и инструкций, но и одновременно исследователь, экспериментатор, который постоянно самостоятельно ведет поиск оптимальных подходов при решении тех или иных проблем.
Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с удовлетворением многоплановых потребностей и интересов граждан, нужно, в первую очередь:
- - знать правовое поле, права и обязанности граждан и различных государственных и частных учреждений и организаций, причастных к удовлетворению потребностей различных категорий граждан, уметь анализировать и прогнозировать их динамику;
- - знать психологию личности и межличностных отношений и конфликтов;
- - владеть техникой психодиагностики личности и социально-педагогическими методами воздействия на ее поведение.
Реализация этих компетенций (аналитических, социально-консультативных и организационно-управленческих) опирается на интенсивную коммуникацию государственных служащих:
- - как по горизонтали (коммуникации с коллегами, работниками других подразделений, различных предприятий и учреждений), так и но вертикали (общение с руководителями и подчиненными);
- - как внутри учреждения (внутренняя коммуникация), так и за ее пределами (внешняя коммуникация);
- - как в письменной форме, так и в устной;
- - как контактную (непосредственная межличностная коммуникация), так и опосредованную (деловая переписка, сообщения по факсу, электронной почте и т.д.).
Коммуникация является главным средством и одним из основных методов решения всех многоплановых задач государственных служащих. Поэтому овладение специфической техникой и культурой коммуникационного взаимодействия - одна из главных проблем профессионализации государственных служащих.
В деятельности государственных служащих весомую роль играют различные формы коллективного поиска оптимальных решений по тем или иным проблемам, поэтому важно овладеть искусством организации коллективной творческой деятельности (методами «мозгового штурма», дискуссий, публичной защиты проектов и т.д.).
Профессиональное формирование государственного гражданского служащего, которое предполагает не только базовую образовательную подготовку в профессиональном учебном заведении, но и перманентный профессиональный рост непосредственно в процессе служебной деятельности, должно происходить, включая повышение квалификации и, при необходимости, - профессиональную переподготовку, в течение всего периода его служебной деятельности.
Права государственных гражданских служащих - совокупность установленных государством правил (норм) в рамках профессионально-служебной деятельности, общеобязательных в пределах сферы своего действия, обеспеченных принудительной силой государства и отраженных в Конституции РФ и федеральных законах.
Основные права гражданского служащего отражены в ст. 14 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Их можно разделить на три группы .
- 1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту:
- - ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (п. 2 ч. 1 ст. 14);
- - ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (п. 8 ч. 1 ст. 14);
- - защиту сведений о гражданском служащем (п. 9 ч. 1 ст. 14);
- - рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами (п. 13 ч. 1. ст. 14);
- - проведение по его заявлению служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14);
- - защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения (п. 15 ч. 1 ст. 14);
- - государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества (п. 17 ч. 1 ст. 14).
- 2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей:
- - обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 14);
- - получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также внесения предложений о совершенствовании деятельности государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 14);
- - доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений (п. 6 ч. 1 ст. 14);
- - доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации (п. 7 ч. 1 ст. 14);
- - дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. И ч. 1. ст. 14);
- 3. Права, содействующие воспроизводству физических и духовных сил государственного служащего, реализации и развитию профессионального потенциала, должностному росту и социальному обеспечению:
- - отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (п. 3 ч. 1 ст. 14);
- - оплата труда и другие выплаты в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом (и. 4 ч. 1 ст. 14);
- - должностной рост на конкурсной основе (и. 10 ч. 1. ст. 14);
- - членство в профессиональном союзе (п. 12 ч. 1 ст. 14);
- - медицинское страхование в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ (п. 16 ч. 1 ст. 14);
- - государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (п. 18 ч. 1 ст. 14);
выполнение иной оплачиваемой работы с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14).
Однако закрепление прав гражданских служащих в федеральном законе не означает их автоматического действия. На пути их реализации возникает порой немало препятствий: это и отставание законотворческого процесса от потребностей практики, и несовершенство механизмов реализации прав, и такие негативные факторы, как бюрократизация, коррумпированность, организационная нестабильность, неэффективность социального контроля. Ограничивать возможности по реализации прав гражданских служащих могут и личностные качества руководителя: авторитарный стиль управления, низкая правовая и общая культура, игнорирование интересов личности, преследование сугубо личных целей, недостаточный уровень профессионализма. Но мешать этому могут и личностные качества гражданского служащего: неинформированность о своих правах, низкий уровень профессионализма, боязнь потерять рабочее место (стремление сохранить его любой ценой), низкая самооценка (неуверенность в своих возможностях, преклонение перед «сильным», перед «властью»), неспособность к сопротивлению (боязнь произвола администратора) и др. Поэтому гражданский служащий должен знать свои права, пользоваться ими и при необходимости отстаивать их.
Под обязанностями государственных служащих подразумевается круг действий, возложенных на них нормативными правыми актами и безусловных для выполнения.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15) определен состав основных обязанностей гражданских служащих, но они также могут быть установлены иными федеральными законами; конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными инструкциями.
Гражданский служащий обязан:
- 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Выполнение этой обязанности означает, что государственный служащий должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов. Он не должен совершать действия, приводящие к подрыву авторитета государства и государственной службы, обязан препятствовать всем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя;
- 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа.
От государственного служащего ожидается, что он будет добросовестно и в полной мере исполнять должностные обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, поручения руководителей, соблюдая и защищая при этом права и свободы человека и гражданина, равноправие и полноправие граждан, законность и гуманизм, а также служебный распорядок государственного органа. Критерии надлежащего исполнения должностных обязанностей устанавливаются законодательством и должностным регламентом;
- 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
- 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
- 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
- 13) указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые был описан механизм отказа служащего от исполнения неправомерного поручения.
При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Регламентация служебных обязанностей обеспечивает понимание служащим своего места в системе государственной гражданской службы, результативность и эффективность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и органа государственной власти.
- Пресняков М. В. Служебное право Российской Федерации. М. : Норма; ИНФРА-М,2013. С. 67.
- Управление персоналом / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 93.
- Попов В. Д. Государственное и муниципальное управление. М. : ИПФРА-М, 2014.С. 109-111.
- Зенков М. 10. Государственная и муниципальная служба: учеб, пособие. Новосибирск:Изд-во СибАГС, 2012. С. 137.
Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .
Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.
Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.
1. Государственным служащим признается физическое лицо , являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства . Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.
В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.
Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.
2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей , что предполагает:
- наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
- наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.
3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы . Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.
4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации . Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.
В зависимости от вида государственной службы:
- государственные гражданские служащие - граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
- военнослужащие - граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти , Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
- государственные служащие правоохранительных органов - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
В зависимости от уровня государственной службы:
- федеральные государственные служащие - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
- государственные гражданские служащие субъекта РФ - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.
Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица ».
Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.
Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы .
1. Организационная и правовая обособленность . Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.
2. Наличие части компетенции государственного органа . Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.
3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица , поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы :
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы 2 .
Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание исключительно за счет средств бюджета (федерального или бюджета субъекта Федерации).
Нанимателем для федерального государственного гражданского служащего является Российская Федерация, для государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ. В рамках государственного органа полномочия нанимателя осуществляет т.н. представитель нанимателя - руководитель соответствующего государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность.
Для уточнения отличительных признаков государственного гражданского служащего можно воспользоваться более развернутым определением:
Государственный гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение 3 . В данном определении перечислены основные признаки сотрудника, позволяющие считать его государственным гражданским служащим.
Особые характеристики гражданского служащего по сравнению с прочими работниками определяются наличием у него специфического социально-правового статуса, закрепленного в законодательстве и возникающего при занятии должности государственной гражданской службы. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется самостоятельность и независимость гражданских служащих от воли руководителя в осуществлении своих прав и обязанностей.
Социально-правовой статус гражданского служащего - это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.
Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего представлены на рисунке 3.
Различаются общие права и обязанности , установленные для всех государственных служащих, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью.
Общие права гражданских служащих определяются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», глава 3, ст 14 (см. приложение 6). К ним относятся права на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности; получение информации; посещение предприятий; принятие решений и участие в их подготовке; участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности; продвижение по службе; переподготовку и повышение квалификации за счёт средств соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; требование служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство; на объединение в профсоюзы для защиты своих прав; обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.
Рисунок 3 – Составляющие социально–правового статуса
государственного гражданского служащего
К основным (общим) обязанностям относятся : соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; исполнение поручений соответствующих руководителей; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций; неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; предоставление предусмотренных законом сведений о себе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретении иного гражданства; соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов; соблюдение служебного распорядка; поддержка необходимого уровня квалификации и т.д. (см. приложение 6)
Отдельно подчеркнем обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Также важно, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение , а при получении такового (по мнению гражданского служащего) обязан представить обоснование неправомерности данного поручения, получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и в письменной форме отказаться от его исполнения.
Поступающий на государственную гражданскую службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты - статья17 закона № 79-ФЗ, к примеру:
1. запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
2. замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских союзов) и религиозных объединений и т.д. (см. приложение 6)
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой описывают случаи, в которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может на ней находиться:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5) близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставление установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (см. приложение 6).
Государственному служащему предоставляются государственные гарантии (см. приложение 6): соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания в период обучения), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).
Закон выдвигает ряд требований к служебному поведению гражданского служащего (см. приложение 6), среди которых требования: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл его профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения для гражданских служащих; соблюдать нейтральность; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию и т.д.
Специфическим для государственной служебной деятельности является понятие конфликта интересов , который по преимуществу относится к внутриорганизационным конфликтам.
К онфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы. (см. приложение 6)
Обязан:
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 часть 1 статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом 13
13) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 статья 11 настоящего Закона дополнена частью 1.1
1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели, оценивающие объекты гражданских прав, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение с правовым обоснованием ранее данного поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме без правового обоснования гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. В случае неисполнения гражданским служащим правомерного поручения он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.