Как осуществляется защита прав ребенка? Как защищаются права несовершеннолетних детей в рф.
Законодательством нашего государства защита прав ребенка гарантируется несколькими законодательными актами. Главный свод законов, в котором прописаны интересы детей – Конституция РФ. Также нормы права, определяющие права несовершеннолетних, установлены в Семейном кодексе, Федеральном законе № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенции о правах ребенка и в иных правовых актах, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление защиты прав детей
Конституция РФ определяет право ребенка на образование и оказание необходимой врачебной помощи. Этим вопросам посвящены 41 и 46 главы Конституции РФ. Конституционными нормами детям дается гарантия на получение медицинской помощи бесплатно, в любых государственных или муниципальных лечебных учреждениях, а также на доступность образования.
Семейным кодексом в 11 гл. устанавливаются основные права ребенка. Основное право ребенка – это возможность жить в своей семье, также никто не может ограничить его общение с родственниками, за исключением особых случаев, прописанных в законодательстве. Ребенок имеет право на охрану своих интересов и собственное мнение. Защищать интересы ребенка обязаны его родители, но в отдельных случаях эта обязанность законодательством передается суду, органам прокуратуры или опеки. Семейный кодекс предусматривает защиту прав и интересов детей и от злоупотреблений родителей. Несовершеннолетний ребенок всегда может обратиться к представителям опеки с заявлением о нарушении своих прав, а с возраста 14 лет – и подать исковое заявление в суд.
За жестокое обращение с ребенком предусмотрена уголовная ответственность, Семейный кодекс предусматривает в ст. 69 лишение родительских прав за подобные действия.
Формы защиты прав ребенка
Компетентные органы, которые осуществляют защиту прав ребенка в РФ – это органы прокуратуры, инспекторы по делам несовершеннолетних при правоохранительных органах, отделы опеки и попечительства при муниципальных органах власти.
Органы прокуратуры могут подать иск в судебные органы о том, чтобы лишить или ограничить родителей в праве воспитывать детей, отмене факта усыновления приемного ребенка. При наличии оснований, позволяющих предполагать, что права ребенка были нарушены, представители прокуратуры могут обратиться в отдел опеки и потребовать ликвидировать нарушение.
Роль органов правоохранения состоит в принудительных мерах по исполнению судебных решений, выявлению нарушений интересов детей. Кроме того, органами внутренних дел проводится обширная профилактическая работа, помогающая решению проблемы защиты прав детей – работа с неблагополучными семьями, контроль над исполнением в таких семьях обязательств родителей по отношению к детям.
Органы опеки и попечительства ст. 121 СК РФ наделены полномочиями: инициировать судебные дела об отмене родительских прав, давать разрешение на процедуру усыновления, выносить заключения при спорных ситуациях в семейных взаимоотношениях. Часто органы опеки сами становятся ответчиками по судебным искам, если родители детей возражают против лишения или ограничения родительских прав.
Защита прав детей в суде также предусмотрена законодательством. Лица, пренебрегающие своими обязанностями в отношении воспитания, обучения, защиты детей привлекаются к административным санкциям, более тяжелые правонарушения, связанные с угрозой жизни или здоровью ребенка, рассматриваются в рамках уголовного производства.
Юридическая помощь при нарушении прав детей
Юристы нашей компании помогут защитить права ребенка, если они были нарушены в семье или в школе. Органы опеки не всегда могут вовремя заметить, что ребенок нуждается в защите. Если вы знаете, что интересы вашего ребенка были затронуты третьим лицом – вы имеете полное право обратиться в суд, наши опытные адвокаты помогут вам в составлении искового заявления и предоставлении доказательств.
Создан при ООН с целью контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в странах, которые признали свое участие в подписании данного международного документа. О необходимости особо охранять права и интересы малолетних заявляется постоянно, но далеко не всегда для этого принимаются адекватные меры. Чтобы обезопасить жизнедеятельность той группы общества, которая неспособна в силу своего возраста защитить себя самостоятельно, создаются специальные органы. Их задача – обеспечить повсеместное соблюдение прав несовершеннолетних.
Один из важнейших документов, регламентирующих права несовершеннолетних – это Конвенция о правах ребенка. Она подписана рядом государств, которые обязались руководствоваться положениями данного документа при создании собственной законодательной базы. На государственных деятелях лежит ответственность контролировать соблюдение интересов детей в их стране. Для этого создаются различные организации. Отследить успешность их деятельности в целом и политики державы в области защиты детства, призван Комитет по правам ребенка. Задачи этой организации сводятся к тому, чтобы следить за исполнением государствами норм, прописанных:
- в самой Конвенции о правах несовершеннолетних;
- в протоколе, рассматривающем недопустимость вовлечения детей в вооруженные конфликты;
- в протоколе о запрете торговли малолетними и их вовлечения в проституцию и порнографию;
- в протоколе о процедуре сообщений.
Этот международный орган представляет собой состав из независимых экспертов из разных стран, общим числом восемнадцать человек. Их собрания проводятся с периодичностью три раза в год и проходят в Женеве. Каждая сессия работы Комитета включает:
- пленарное заседание, длящееся три недели;
- предсессионную рабочую группу, проходящую в течение одной недели.
Суть работы членов данного международного органа сводится к таким действиям:
- Оценка предоставленных странами-участницами докладов и отчетов о положении детей в данных государствах.
- Разработка рекомендаций для каждого члена комитета.
- Рассмотрение частных жалоб о нарушении прав малолетних.
- Опубликование общих замечаний, представляющих толкование правовых норм. В результате разрабатывается общее направление, которому должны следовать страны-участники, и отдельные советы конкретным странам.
Деятельность комитета в России
На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.
Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:
- Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
- Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
- Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
- Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.
Первое направление предполагает, что Комитет – это тот орган среди прочих, куда опекуны или сам несовершеннолетний может обратиться в случае насилия над ним или морального оскорбления со стороны взрослых.
В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:
- знакомить взрослых с правами детей;
- разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
- информировать об ответственности за нарушения интересов детей.
Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.
Как обратиться в Комитет со своей проблемой
Для реализации деятельности Комитета по правам несовершеннолетних в России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Произошло это первого сентября 2009 года, когда впервые был назначен детский омбудсмен при президенте РФ.
Поскольку огромная территория страны не позволяет решать множественные вопросы из центра, то в субъектах Федерации также появились уполномоченные по правам ребенка. Они получили название – региональные детские омбудсмены и призваны осуществлять надзорза соблюдением интересов маленьких граждан. Финансирование их деятельности возложено на власти регионов. При этом их службой руководит федеральный Уполномоченный при президенте.
Все заявления и жалобы, поступившие на официальный сайт федерального омбудсмена (с сентября 2016 года это Анна Юрьевна Кузнецова), перенаправляются для рассмотрения в конкретный район, о чем сообщается в письменной форме заявителю. Также указываются контакты для связи.
Функции уполномоченных определяются деятельностью Комитета по правам ребенка. Они на практике должны воплощать идеи и рекомендации международной организации. Задачи их работы таковы:
Чтобы задачи омбудсмена были решены, он наделяется определенными должностными полномочиями. Ему разрешено:
- посещать при необходимости любую организацию и следить за ее деятельностью;
- запрашивать необходимую информацию;
- требовать пояснений от должностных лиц как о работе в целом, так и по конкретному делу.
Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.
Важно также, что обратиться можно напрямую к конкретному человеку, а не к правоохранительной машине.
В каких случаях и как обращаются к омбудсменам
Для решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием , можно использовать несколько способов:
- узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
- написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
- оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.
В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:
- конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
- правовые консультации по вопросам детских прав;
- предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
- получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.
Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.
Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах. Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:
- в сфере семейных отноше ний:
- в сфере образования:
- в среде обитан ия ребенка.
Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .
Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
Стандарты социальной защиты детства
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:
- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
- гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
- на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.
Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.
Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.
Опека и попечительство как формы защиты детства
Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.
Социальная защита детей в сфере образования
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.
В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).
Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.
В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.
При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Правовая база социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).
Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:
- бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
- средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
- средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
- средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
- средства, выделяемые Русской православной церковью;
- средства, выделяемые другими религиозными организациями.
Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.
Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).
Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).
Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.
Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.
Имя дается ребенку родителями, отчество - по имени отца, – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.
Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.
Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.
2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.
Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.
Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.
3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.
Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.
Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.
4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).
Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.
Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.
5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.
Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.
Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).
6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.
7. Ребенок имеет право на доступ к информации.
Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.
В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.
9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.
Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.
10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.
Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.
Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.
Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.
11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.
В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.
Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.
Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.
Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.
13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.
14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.
С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.
15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.
Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.
16. Ребенок имеет имущественные права.
К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.
Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ, охраняющий права несовершеннолетних – Конвенцию о правах ребенка. Этот документ впоследствии был подписан практически всеми странами мира, в том числе Россией. Для контроля реализации Конвенции на практике создан специальный Комитет по защите прав детей. В этот орган может обратиться гражданин любой страны, чтобы сообщить о возможном нарушении прав и принятии соответствующих мер.
Что такое комитет по защите: основные задачи
Комитет состоит из 18 независимых экспертов, которые обычно набираются из разных стран. Они работают на постоянной основе, причем с периодичностью не реже раза в 3 года комитет проводит специальные отчетные сессии для анализа своей работы. К основным задачам организации относится создание и поддержание условий для нормальной жизни ребенка:
- обеспечение едой и чистой водой;
- создание условия для нормального воспитания, обучения и развития;
- обеспечение социальных потребностей ребенка;
- создание психологически комфортных условий жизни.
Комитет обязан фиксировать обращения граждан и проводить проверки по выявлению фактов нарушений прав детей. В каждой стране этими конкретными задачами занимаются свои органы или уполномоченные лица. Что касается РФ, то основные функции комитета выполняет Уполномоченный по правам ребенка. В настоящий момент эту должность занимает Анна Кузнецова.
К тому же уполномоченные по правам есть и в каждом регионе России. Например, в Москве это Бунимович Евгений, а в Санкт-Петербурге – Агапитова Светлана.
Должность уполномоченного (его также называют детским омбудсменом) создается на общественных началах или в рамках структур исполнительной власти (при Правительстве, при Президенте и т.п.). Уполномоченный не является органом власти как таковым, однако он может инициировать проверку, принять срочные меры по защите детей, обратиться в правоохранительные структуры, суды и другие инстанции, решения которых обязательны к исполнению.
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию – достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.