Формы и виды поощрения государственных служащих. Поощрения и награждение на государственной гражданской службе
Поощрение государственного служащего является формой общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные, преимущества.
Действующее законодательство выделяет два вида поощрений за труд: поощрения и награждения. По смыслу закона к поощрениям, как правило, относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер, являются выражением признания заслуг государственного служащего.
Такое разграничение произведено впервые: ни ранее действовавшее законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство не выделяют награждение как особое правовое явление. Награждение, в том числе государственными наградами, считалось одним из видов поощрения. Предусматриваемые виды поощрений и награждений можно разделить на поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения и награждения.
Основаниями для поощрения и награждения являются:
Безупречная и эффективная служба;
Продолжительная безупречная служба.
Закон, как правило, соединяет материальное и моральное поощрение гражданского служащего.
За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
– объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
– награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
– иные виды поощрения и награждения государственного органа;
– выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
– поощрение Президента или Правительства Российской Федерации;
– присвоение почетных званий Российской Федерации;
– награждение знаками отличия Российской Федерации;
– награждение орденами и медалями Российской Федерации (п. 1 ст. 55 ФЗ) ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
Безупречная служба предполагает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей
В буквальном смысле слово «безупречный» означает «ничем не опороченный» (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Поэтому государственную службу можно назвать безупречной, если на служащего не налагались дисциплинарные взыскания.
Объявление благодарности - вид поощрения государственного служащего, официальное выражение оценки его труда, деятельности.
Единовременное поощрение при объявлении благодарности, награждении почетной грамотой государственного органа и иные виды поощрений государственного органа могут выплачиваться в виде премии, денежного вознаграждения в связи с юбилеями и т.п. Размер единовременного вознаграждения определяется с учетом фонда оплаты труда. Размер выплат зависит от показателей эффективности и результативности деятельности самого служащего. В таких органах фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих должен будет формироваться на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
Самые распространенные материальные поощрения - премии и ценные подарки. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные).
Награждение ценным подарком - единовременное поощрение государственного служащего материального характера (вручение вещи, представляющей интерес для поощряемого). Следует сказать, что стоимость ценного подарка включается в совокупный годовой доход государственного служащего в порядке, установленном действующим налоговым законодательством.
Так же федеральным законом предусмотрена выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
При поощрениях Президента или Правительства РФ, а также награждениях государственными наградами выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Почетная грамота Правительства Российской Федерации является поощрением за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, эффективной деятельности федеральной исполнительной власти, развитию местного самоуправления, осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороны страны и государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Ею награждаются гражданские служащие, своим трудом заслужившие широкую известность благодаря личному вкладу в осуществление социальной и экономической политики государства.
Почетные звания присваиваются гражданским служащим за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. Предусмотрены, например, такие почетные звания, как «Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации», и др.
Почетные звания присваиваются гражданским служащим, проработавшим по специальности 15 и более лет. Почетные звания являются одним из видов государственных наград.
Право присваивать почетные звания Российской Федерации предоставлено Президенту РФ (п. «б» ст. 89 Конституции РФ).
Награждение знаком отличия, орденом или медалью - государственными наградами Российской Федерации - является высшей формой признания заслуг гражданского служащего перед государством.
Государственные награды учреждаются Президентом Российской Федерации. Он же издает указы о награждении и вручает государственные награды.
Представление к государственной награде осуществляется представителем нанимателя гражданского служащего.
Государственные награды вручаются в обстановке торжественности и широкой гласности не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении.
Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Сведения о поощрениях заносятся в трудовую книжку, а также в личную карточку государственного (муниципального) служащего.
Порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации устанавливаются соответствующим нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
Поощрения на государственной гражданской службе систематизированы в ст. 55 Закона N 79-ФЗ. Это комплекс мер, направленных на усиление престижа и создание условий для повышения привлекательности государственной службы. При этом впервые в практике нормативного регулирования государственной гражданской службы законодатель разделил поощрительные меры на собственно поощрения и награды.
Установлены следующие виды поощрения и награждения государственных гражданских служащих:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в ряде случаев принимается представителем нанимателя, а в отдельных случаях - по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 55 Закона N 79-ФЗ).
Решения о поощрении или награждении оформляются правовым актом государственного органа либо нормативными правовыми актами РФ. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего (ч. 5 ст. 55 Закона N 79-ФЗ).
Подпунктами "ж", "с" п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609) установлено, что к личному делу гражданского служащего приобщаются копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий, поощрении гражданского служащего.
Все меры поощрений, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, помимо моральных стимулов включают в себя и материальные выплаты. Материальные выплаты установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 765:
а) при поощрении Правительством РФ - в размере оклада месячного денежного содержания;
б) при поощрении Президентом РФ - в размере двух окладов месячного денежного содержания;
в) при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации - в размере трех окладов месячного денежного содержания;
г) при награждении орденами и медалями Российской Федерации - в размере пяти окладов месячного денежного содержания;
д) при награждении знаками особого отличия - медалью "Золотая Звезда" и золотой медалью "Герой Труда Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 29.03.2013 N 294) - в размере десяти окладов месячного денежного содержания.
Президент РФ и Правительство РФ установили особые меры поощрения, которые в том числе могут применяться к государственным гражданским служащим. Так, глава государства может объявить благодарность Президента РФ. По данному поводу издается распоряжение Президента РФ.
Специфической мерой поощрения в системе государственной службы является присвоение звания "Ветеран государственной службы", что предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Для присвоения данного звания государственный служащий должен удовлетворять трем условиям, предусматривающим наличие:
Стажа для назначения пенсии по старости;
Стажа государственной службы, дающего право назначения пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
Орденов или медалей СССР (или РФ), ведомственных знаков отличия либо почетных званий СССР или РФ.
Высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед Отечеством в Российской Федерации являются государственные награды. Государственные гражданские служащие могут быть поощрены наградами наравне с другими гражданами.
Единовременное денежное поощрение при награждении ведомственными наградами устанавливается локальными нормативными актами государственных органов. Такие награды, в частности, предусмотрены во многих федеральных органах исполнительной власти. Так, распоряжением Правительства РФ от 18.10.2000 N 1478-р принято решение учредить Почетную грамоту Аппарата Правительства РФ. Положение о ней утверждено Приказом Руководителя Аппарата Правительства РФ от 18.10.2000 N 3795п-П17. Грамота является поощрением за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, выполнение заданий особой важности и сложности, продолжительную и безупречную работу. Сотруднику, награжденному этой грамотой, за счет средств, выделенных на содержание Аппарата Правительства РФ, выплачивается премия в размере месячного должностного оклада. Повторное представление к награждению Почетной грамотой Аппарата Правительства РФ возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения. См. также, например, Приказ Управления делами Президента РФ от 22.12.2010 N 540.
Дисциплинарные взыскания на государственной гражданской службе
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на гражданского служащего обязанностей, к нему могут применить дисциплинарное взыскание. Порядок применения и снятия таких взысканий установлен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.
Существуют следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) увольнение с гражданской службы.
Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При этом следует учитывать тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства его совершения, степень вины гражданского служащего, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).
Важно! Не могут быть освобождены от занимаемой должности и уволены по инициативе представителя нанимателя:
Беременные женщины, если увольнение не связано с ликвидацией соответствующего государственного органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П);
Служащие в период отпуска (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);
Служащие в период временной нетрудоспособности, если продолжительность их отсутствия на службе не превышает четырех месяцев подряд (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);
Служащие в период временной нетрудоспособности по причине увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, полученного вследствие исполнения должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
Случаи, когда служебный контракт расторгается по инициативе представителя нанимателя, перечислены в ст. 37 Закона N 79-ФЗ. К их числу, в частности, относятся:
а) неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительной причины при наличии дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);
б) однократное грубое нарушение должностных обязанностей, например прогул, т.е. отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня (пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);
в) утрата доверия со стороны представителя нанимателя из-за того, что гражданский служащий не соблюдал требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнял обязанности, установленные для противодействия коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, ст. ст. 7.1, 8, 8.1 Закона N 273-ФЗ).
Понятие "конфликт интересов", порядок предотвращения или урегулирования таких конфликтов содержатся в ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ст. 11 Закон N 273-ФЗ. Описания типовых ситуаций конфликта интересов и рекомендации по их урегулированию представлены в письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.
Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
Поощрение в системе государственной службы – осуществляемая в установленном порядке деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер материального и морального стимулирования, основаниями чего является признание заслуг служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.
Поощрение представляет собой воздействие особых субъектов на волю, потребности, интересы служащего, следовательно, на результаты его труда, деятельности.
Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Общие основания – см. выше.
Может быть индивидуальным или коллективным, материальным, моральным, смешанным.
Стадии поощрительного производства – возбуждение ходатайства о поощрении, направление представления о поощрении в соответствующий госорган, рассмотрение представления о поощрении и принятие решения, практическое осуществление поощрения.
За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи - нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.
51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
ФЗ «О ГГС РФ» Глава 10. Оплата труда гражданских служащих.
Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Государственные служащие, в т.ч. гражданские, могут нести дисциплинарную ответственность, которая является основным видом ответственности и наступает за совершение должностного или дисциплинарного проступка, который выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служащим возложенных на него обязанностей. Дисциплинарное взыскание может налагаться руководителем или органом, который имеет право назначать государственного служащего на государственную должность.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы – за неоднократное неисполнении служащим своих обязанностей без уважительных причин, если он имеет взыскание, за прогул, проявление на службе в состоянии опьянения, за разглашение тайны, совершение хищения по месту службы, растраты, умышленного уничтожения и повреждения имущества, установленных вступившим в законную силу решением суда или постановлением органа, который рассматривает дела об АП. , принятие руководителем необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерного использования и т.д.
Должностной проступок, т.о. – противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, не влекущее уголовной ответственности.
Статья 58-59. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется акт. 2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
6. Копия акта вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание досрочно.
10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;2) вина гражданского служащего;3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.
За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства РФ;
6) поощрение Президента РФ;
7) присвоение почетных званий РФ;
8) награждение знаками отличия РФ;
9) награждение орденами и медалями РФ.
Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Виды льгот:
1) по налогообложению;
2) медицинскому страхованию;
3) социальному страхованию;
4) проезду в общественном транспорте;
5) оплате жилищных и коммунальных услуг;
6) пенсионному обеспечению;
7) обеспечению телефонной связью;
27.Особенности прохождения государственной военной службы.
Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку.
Пока существуют реальные и потенциальные источники внешней и внутренней опасности для страны и факторы, способствующие перерастанию этой опасности в непосредственную военную угрозу Российской Федерации, военная служба в ее Вооруженных Силах будет самой необходимой деятельностью. От отношения к службе, от ее состояния будет зависеть не только безопасность личности, общества и государства, но и судьба самого их существования, жизни на своей земле.
Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она в конечном счете предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости – отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.
Военная служба – это и самая опасная деятельность. Военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности военнослужащих к выполнению должностных обязанностей.
Военная служба включает в себя следующие элементы воинской деятельности: боевую и общественно-государственную подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
Боевая и общественно-государственная подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава Вооруженных Сил. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. Ввиду постоянного пополнения армии и флота новыми людьми, поступления на вооружение новых образцов военной техники совершенствуются формы и методы боевой и общественно-государственной подготовки. Идеологию подготовки составляют государственность, патриотизм и высокий профессионализм.
Боевая и общественно-государственная подготовка войск и сил имеет ряд особенностей, отличающих ее от учебной деятельности в гражданских учебных заведениях.
Во-первых, подготовка имеет коллективную (групповую) направленность. В воинских частях, на кораблях учебный процесс организуется таким образом, что в ходе занятий не только осуществляется обучение и воспитание отдельных солдат, матросов, сержантов и старшин, но и идет военно-профессиональная, правовая, нравственно-психологическая подготовка воинских подразделений к совместным действиям, успех которых зависит прежде всего от сплоченности, слаженной работы всех членов отделений, экипажей, расчетов, команд.
Во-вторых, боевая и общественно-государственная подготовка имеет сугубо практическую (боевую) направленность. В основе каждого занятия лежит принцип: учить войска тому, что необходимо на войне. Для подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин используются в основном те формы м методы обучения и воспитания, которые позволяют обеспечить превосходство личного состава подразделений, частей, кораблей над вероятным противником.
В-третьих, боевая и общественно-государственная подготовка имеет известную долю условности при организации и осуществлении ее мероприятий. Это проявляется в существенном отличии условий обучения от реальных боевых действий, в необходимости овладеть воинским мастерством как бы загодя, впрок, на случай, если оно потребуется. В этой связи чрезвычайно важно формировать такие структуры военных знаний, умений и навыков, которые бы сохранились в течение длительного времени и которые при необходимости можно было бы легко актуализировать.
Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащим сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни. С этой целью в процессе обучения наиболее широко используется метод упражнения. Его сущность состоит в многократном, все усложняющемся и сознательном повторении умственных и физических действий. С учетом особенностей учебной дисциплины, характера и вида формируемых навыков и умений упражнения бывают строевые, физические, технические, стрелковые и др. Кроме того, упражнения бывают комплексными или специальными.
Воинская деятельность носит преимущественно коллективный характер, поэтому все разновидности упражнений выполняются как индивидуально, так и в группе (расчете, экипаже, отделении, на боевом посту). В ходе группового упражнения вырабатывается слаженность подразделений, сплоченность и коллективная готовность военнослужащих к выполнению разного рода учебных и боевых задач.
В процессе боевой подготовки основные военные навыки и умения закрепляются на практических занятиях и работах. Среди них все виды обслуживания и ремонта военной техники и вооружения, инженерное оборудование местности, стрельба, вождение боевых машин, борьба за живучесть оружия и технических средств своего заведования, боевого поста, корабля в целом, морская практика, защита от оружия массового поражения и т.д.
В войсках и силах флота широко используются специальные формы обучения, отражающие специфику деятельности различных военных специалистов. Например, в танковых войсках – легководолазная подготовка, в воздушно-десантных войсках и морской пехоте – парашютно-десантная подготовка, на кораблях флота – морская подготовка и так далее.
В ходе боевой и общественно-государственной подготовки личного состава применяются теоретические, практические и тренировочные занятия.
К теоретическим занятиям относятся прежде всего лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы, самостоятельная подготовка. Их цель – формирование у личного состава знаний по основам государственного устройства России, ее военной истории, военного права и морали, строительства Вооруженных Сил, военной педагогики, социологии и психологии, уяснение принципов современного боя, физических принципов и процессов, заложенных в основу создания вооружения и военной техники и т.д.
Hа практических занятиях совершенствуется готовность военнослужащих действовать как в одиночном порядке, и в составе подразделения, экипажа, расчета, отделения, боевого поста, временной группы при выполнении специальных задач. Основные формы практических занятий: тактические, занятия по огневой, инженерной, технической, морской, медицинской, физической и строевой подготовке.
Hа тренировочных занятиях используются все виды тренировок: танкострелковые, стрелковые, радиотренировки, тренировки командно-штабные, по специальности, на боевых постах (в отсеках), по общей подготовке, физические, строевые и др. В ходе тренировок совершенствуется взаимодействие воинов, поддерживаются и совершенствуются практические навыки и умения.
Боевые стрельбы проводятся, как правило, после завершения определенного периода обучения в целях проверки уровня огневой выучки личного состава, а также его боевой слаженности.
Высшей и наиболее сложной формой обучения в частях, на кораблях и в подразделениях являются учения. Существует несколько видов учений: тактические, тактико-специальные, командно-штабные, тактические учения с боевой стрельбой, одиночные, частные, отсечные. Они проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, непрерывно – днем и ночью.
В целях поддержания постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в войсках и силах проводятся парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых обслуживаются вооружения и военная техника и осуществляются необходимые хозяйственные работы в казарменных помещениях и кубриках, на закрепленной территории, совершенствуется учебно-материальная база частей, кораблей и подразделений.
Особое место в подготовке личного состава занимает психологическая подготовка. Она представляет собой комплекс и процедуру специальных мероприятий, которые органически входят в систему боевой и общественно-государственной подготовки и всей воинской деятельности. Целью психологической подготовки является формирование, развитие и укрепление у военнослужащих готовности к выполнению боевых задач в любой обстановке. В зависимости от конкретных целей, задач и способов их решения различают три вида психологической подготовки.
Общая психологическая подготовка – это своеобразная закалка психики военнослужащих, осуществляемая с учетом требований современной войны в целом. Она основывается на ознакомлении солдат, матросов, сержантов и старшин с характером современной войны и психологическими факторами боя, особенностями морально-психологического облика вероятного противника, спецификой его поведения и деятельности.
Специальная психологическая подготовка нацелена на формирование высокой психологической устойчивости и боевой активности у воинов для действий в различных условиях обстановки.
Целевая психологическая подготовка – это формирование установки на успешное выполнение конкретной задачи: в бою, на боевом дежурстве (боевой службе), при несении караульной службы, в ходе действий в сложных условиях.
Основной принцип, который используется при решении задач психологической подготовки: максимальное приближение условий учебы к боевой обстановке. Для этого наиболее часто применяется: создание внешней картины реального боя, атаки (разрушенные сооружения, огонь, дым, запахи, поступление воды, шумовые эффекты и др.), имитация стрельбы противника, введение элементов опасности (прыжки в воду, метание боевых гранат, преодоление зон пожаров и задымлений, наступление вслед за разрывами своих снарядов и мин, форсирование водных преград и т.д.), имитация применения противником оружия массового поражения и др.
Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство (боевую службу), караульную и внутреннюю службы. Каждая из них имеет свои особенности.
Боевое дежурство (боевая служба) – деятельность военнослужащих по обеспечению боевой готовности военной техники и вооружения к внезапному началу боевых действий. Боевая служба (боевое дежурство), указывается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами. В Военно-Морском Флоте боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.
Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство. Hа боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.
Личному составу дежурных смен при несении боевого дежурства запрещается:
Передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения; - отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства; - самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства; - проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.
Караульная служба предназначена для охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами, другим имуществом, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.
Внутренняя служба имеет целью поддержание внутреннего порядка, охрану вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества части (подразделения), а также выполнение других задач.
Реальные боевые действия – воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и характеризующаяся своеобразием целей (уничтожение противника), экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), определенной интенсивностью функционирования психики, физическими и психическими перегрузками. Наиболее сильное воздействие на человека оказывает в бою опасность. Она воспринимается как угроза срыва боевой задачи, собственной жизни и жизни товарищей. Опасность может двояко влиять на людей. Чаще всего она инициирует общий боевой настрой личного состава, его активность, наступательный порыв, самопожертвование во имя достижения победы, ненависть к врагу и т.д. Вместе с тем опасность может оказать и сильное негативное воздействие на деятельность военнослужащих.
Опыт боевых действий, исследования военных ученых показывают, что к психологическим факторам современного общевойскового, воздушного, морского боя человек может успешно адаптироваться. Для этого он должен вырабатывать в себе быстроту осмысливания изменений в обстановке, самообладание, готовность к перестройке своей деятельности, эмоционально-волевую устойчивость, умение принимать грамотные решения в условиях опасности и дефицита информации, гибкость мышления.
Поэтому особо важную роль в ходе боевых действий играют сознательное управление военнослужащим своими чувствами и эмоциями, психическими процессами и состояниями, его способность контролировать свое поведение и деятельность.
- Государственная служба в системе власти и государственного управления
- Концепция дихотомии государственной власти
- Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
- Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
- Теоретико-методологические основы государственной службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Структура теории и методологии государственной службы
- Понятие «государственная служба»
- Характер государственной службы
- Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
- Государственная служба как социальный институт
- Государственная служба как правовой институт
- Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
- Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
- Система государственной службы Российской Федерации
- Сущность и структура системы государственной службы современной России
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
- Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
- Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
- Структура и особенности федеральной государственной службы
- Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
- Государственная служба федеральной исполнительной власти
- Государственная служба судебной ветви власти
- Государственная служба субъектов Российской Федерации
- Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
- Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
- Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
- Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
- Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
- Государственный служащий: понятие, классификация
- Государственный служащий: понятие, признаки
- Классификация государственных служащих Российской Федерации
- Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
- Должности государственной службы: понятие
- Признаки государственной должности
- Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
- Квалификационные требования к должностям
- Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
- Должности государственной службы: понятие
- Прохождение государственной гражданской службы
- Теоретические основы прохождения государственной службы
- Основные типы процесса прохождения государственной службы
- Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
- Организация прохождения государственной службы
- Социальный и правовой статус государственного служащего России
- Статус государственного служащего: понятие и классификация
- Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
- Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
- Основные обязанности гражданского служащего
- Ограничения, связанные с гражданской службой
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
- Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
- Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
- Управление государственной службой
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Субъекты и объекты управления
- Система управления государственной службой Российской Федерации
- Федеральный уровень управления
- Уровень управления субъектов РФ
- Повышение эффективности системы управления государственной службой России
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
- Теоретические основы реформирования государственной службы
- Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
- Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
- Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
- Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
- Теоретические основы государственной кадровой политики
- Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
- Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
- Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
- Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
- Субъекты и объекты государственной кадровой политики
- Объекты государственной кадровой политики
- Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
- Основные принципы реализации государственной кадровой политики
- Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
- Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
- Механизм организационного обеспечения кадровой политики
- Научно-исследовательский механизм кадровой политики
- Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
- Сущность, задачи и принципы кадровой политики
- Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
- Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
- Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
- Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
- Кадровая служба государственного органа
- Формирование кадрового состава гражданской службы
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
- Теоретические и организационные основы отбора персонала
- Способы замещения государственных должностей
- Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Методика оценки персонала государственной службы
- Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
- Аттестация на гражданской службе
- Квалификационный экзамен гражданских служащих
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
- Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
- Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
- Особенности формирования резерва управленческих кадров
- Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
- Управление служебно-деловой карьерой
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Продвижение по службе
- Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
- Кадровые технологии
- Факторы служебного роста
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
- Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
- Организация дополнительного профессионального образования
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
- Коррупция в органах государственной власти
- Сущность коррупции как социального явления
- Аспекты коррупции
- Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
- Формы проявления коррупции
- Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
- Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
- Сущность коррупции как социального явления
- Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
- Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
- Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
- Принцип служения государству и обществу
- Нравственные проблемы государственных служащих
- Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Государственная гражданская служба в Великобритании
- Государственная гражданская служба во Франции
- Государственная гражданская служба в ФРГ
- Управление государственной службой в зарубежных странах
- Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
- Кадровая политика на государственной службе во Франции
- Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
- Кадровая политика в сфере государственной службы в США
- Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Опыт государственной службы и кадровой политики России
- Государственная служба в царской России
- Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
- Государственная служба в партийно-советский период
Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
Значение служебной дисциплины в процессе прохождения государственной службы трудно переоценить. Это основа профессиональной служебной деятельности и служебного поведения государственных служащих, необходимое условие эффективного функционирования государственной службы в целом.
Действующее законодательство определяет служебную дисциплину на гражданской службе как обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Для военной и правоохранительной видов государственной службы понятия служебной дисциплины зафиксированы в других нормативных правовых актах, например для военной службы - в Дисциплинарном уставе.
В обязанность представителя нанимателя входит создание условий, необходимых для соблюдения государственными служащими служебной дисциплины. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан следить за состоянием служебной дисциплины среди своих подчиненных и осуществлять дисциплинарную практику.
Дисциплинарная практика складывается из двух составляющих:
- поощрений и награждений государственных служащих;
- дисциплинарных взысканий.
Поощрения и награждения. Это форма государственного и общественного признания заедут гражданского служащего, оказания ему почета и уважения. Поощрения - это, как правило, денежные выплаты гражданскому служащему. Награждения имеют в большей степени моральный характер (орден, медаль, грамота). Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет главное условие и перечень поощрений и награждений за гражданскую службу. На вопрос, за что должны поощряться и награждаться гражданские служащие, закон отвечает: за безупречную и эффективную гражданскую службу. Понятие довольно абстрактное, поэтому оценка труда гражданского служащего в большей степени зависит от мнения его руководителя. Безупречная служба означает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента.
Поощрения и награждения за гражданскую службу по федеральному закону могут быть следующие:
- объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
- награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
- иные виды поощрения и награждения государственного органа;
- выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
- поощрение Правительства РФ;
- поощрение Президента РФ;
- присвоение почетных званий Российской Федерации;
- награждение знаками отличия Российской Федерации;
- награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии сп. 1-4 принимается представителем нанимателя и оформляется правовым актом (приказом) государственного органа. Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии с п. 5-9 принимается по представлению представителя нанимателя и оформляется нормативным правовым актом Российской Федерации (постановлением Правительства РФ, указом Президента РФ). Поощрения и награждения служащего со стороны Президента и Правительства Российской Федерации применяются за особые заслуги гражданского служащего перед государством.
Виды государственных наград и порядок награждения установлены специальным Положением о государственных наградах Российской Федерации. К государственным наградам отнесены: звание Героя России, почетные звания Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ (например, «За безупречную службу»).
Почетные звания Российской Федерации присваиваются гражданским служащим на основании указа Президента РФ за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную службу (15 лет и более). Существуют такие почетные звания, как «заслуженный юрист Российской Федерации», «заслуженный экономист Российской Федерации» и другие. Правительство РФ поощряет гражданских служащих Почетной грамотой Правительства РФ за заслуги перед государством и личный вклад в осуществление его социально-экономической политики. Федеральные министерства и ведомства награждают своих работников нагрудными знаками. Например, Министерство юстиции награждает отличившихся служащих нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России». Вместе с нагрудным знаком вручается удостоверение и единовременное вознаграждение в размере 1,5 должностного оклада.
Правовой акт о поощрении и награждении гражданского служащего доводится до сведения всего трудового коллектива. В обязательном порядке в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего вносится соответствующая запись о поощрении или награждении. Порядок и условия единовременного денежного поощрения служащего устанавливаются законодательством. Гражданские служащие, в отношении которых действует дисциплинарное взыскание, поощрению не подлежат.
Заметно стремление законодателя к совмещению моральных и материальных стимулов к службе. Как правило, объявление благодарности или награждение почетной грамотой применяются одновременно с выплатой денежного поощрения или вручением ценного подарка. Руководитель государственного органа не свободен в определении размера денежного поощрения. При выплате единовременных поощрений он ограничен средствами фонда оплаты труда гражданских служащих. Исключение составляет единовременное денежное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
На государственной гражданской службе субъектов РФ могут быть и другие виды поощрений и награждений, принципиально не отличающиеся от федеральных. Так, на гражданской службе города Москвы, в связи с ее спецификой, в перечне видов поощрений и награждений отсутствуют два федеральных вида: «выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» и «поощрение Правительства РФ». Первое поощрение отсутствует потому, что в московском законе о гражданской службе это обязательная дополнительная государственная гарантия.
Второго поощрения нет потому, что вместо него введен новый вид поощрения: награждение наградами и присвоение почетных званий города Москвы 1 Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы». Ст. 44. . В отличие от дисциплинарных взысканий закон не ограничивает право руководителя в выборе мер поощрения и награждения гражданского служащего. В служебном распорядке государственного органа могут быть предусмотрены такие меры, как присвоение почетного звания государственного органа, награждение нагрудными знаками, помещение фотографии на доску почета и т.п.
Дисциплинарные взыскания. За совершение дисциплинарного проступка гражданские служащие несут дисциплинарную (служебную) ответственность. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии служащего. Виновное действие означает то, что служащий действовал виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Противоправным называется действие, которое совершается вопреки требованиям законов и иных правовых актов.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ определяет понятие «дисциплинарный проступок» гражданского служащего и перечисляет конкретный перечень дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание налагается за совершение дисциплинарного проступка. В законе дается точное толкование дисциплинарного проступка «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». Дисциплинарный проступок может проявляться в неисполнении или ненадлежащем по мнению руководителя исполнении служащим должностных обязанностей, нарушении установленного служебного распорядка (режима труда и отдыха), опоздании, прогуле, нарушении требований о соблюдении государственной и служебной тайны, отказе от прохождения аттестации, несоблюдении ограничений и запретов и т.п.
Перечень взысканий, установленных в федеральном законе 2 Федеральный икон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст. 57. , является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Видами дисциплинарных взысканий на гражданской службе являются:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном несоответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы в соответствии с действующим законодательством.
Иные нормативные акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим. В законодательстве о гражданской службе субъектов РФ устанавливаются аналогичные федеральным виды дисциплинарных взысканий 3 Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г. Ст. 46. .
В законе особо оговаривается то, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание по выбору руководителя. Заметим, что согласно закону нет такого дисциплинарного взыскания, как понижение в должности или классном чине.
Порядок применения дисциплинарного взыскания. Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законом принадлежит руководителю государственного органа. Руководитель вправе, но не обязан привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, беседой.
До применения взыскания руководитель должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Объяснительная записка позволяет служащему изложить свое видение ситуации, привести уважительные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Это дополнительная гарантия для служащего. В случае его отказа дать такое объяснение составляется акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Факты и обстоятельства, которые необходимо учитывать руководителю при наложении дисциплинарного взыскания, выясняются в ходе служебной проверки, которая проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Последнее возможно в случае заинтересованности служащего в объективном расследовании случившегося факта.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
- факт совершения служащим дисциплинарного проступка;
- вина гражданского служащего;
- причины и условия, способствовавшие совершению служащим дисциплинарного проступка;
- характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления служащего о проведении служебной проверки.
Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием правового подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении этой проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
- факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
- предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщаются к личному делу служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть представителем нанимателя временно отстранен от занимаемой должности гражданской службы на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
- давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему эту проверку;
- ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
После проведения служебной проверки руководитель по результатам представленного заключения налагает на виновного гражданского служащего дисциплинарное взыскание.
При применении взыскания руководителем должны учитываться:
- тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка;
- степень его вины, обстоятельства при которых совершен проступок;
- предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны служащего продолжается, руководитель вправе наложить на него новое дисциплинарное взыскание, несмотря на то, что еще не снято старое.
Копия акта (приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Если работник отказался от подписи, то этот факт удостоверяется специальным актом. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Порядок снятия дисциплинарного взыскания заключается в следующем. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятие взыскания оформляется актом и является своеобразным поощрением служащего.
При применении такой меры, как освобождение гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной, как правило, нижестоящей и менее ответственной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Увольнение с гражданской службы предусматривается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в связи с дисциплинарным (служебным) проступком руководитель государственного органа, руководствуясь ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», расторгает служебный контракт гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в следующих случаях:
- вследствие неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
- при однократном грубом нарушении гражданским служащим должностных обязанностей (прогуле; появлении на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершении по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты и тп.; нарушении гражданским служащим требований охраны труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
- при совершении виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
- в случае принятия гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
- при однократном грубом нарушении гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшем за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
- в случае представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
- прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Важно, что перечисленные дисциплинарные и иные проступки не влекут за собой автоматического увольнения служащего с гражданской службы. Увольнение гражданского служащего по перечисленным основаниям допускается, если невозможно перевести служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Руководитель должен предложить проштрафившемуся гражданскому служащему иную должность государственной службы (ясно, что с понижением). Только в случае отказа гражданского служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от занимаемой должности гражданской службы и увалить с гражданской службы.
Гражданский служащий не может быть освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе руководителя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в должности. В день увольнения с гражданской службы служащий обязан сдать в кадровую службу своего органа служебное удостоверение. Служащий имеет право обжаловать свое увольнение в суде.
Ответственность государственных служащих за свою служебную деятельность и служебное поведение бывает не только дисциплинарной. Нарушение гражданским служащим своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых должностные обязанности были нарушены, к служащим могут помимо дисциплинарной применяться уголовная, административная, гражданско-правовая виды ответственности.
Уголовная ответственность. Как граждане Российской Федерации, государственные служащие, виновные в совершении преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеют значения их государственно-служебные отношения. Они могут быть подвергнуты уголовному преследованию за деяния, совершенные ими как должностными лицами. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ).
В Уголовном кодексе РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. Это гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», статьи которой представлены ниже.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. Это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Статья 286. Превышение должностных полномочий. Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до четырех лет.
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. Это неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации. Государственной Думе Российской Федерации или Счетной палате, если это деяние совершено должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до трех лет.
Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица. Это присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.
Статья 290. Получение взятки. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Подобное деяние, совершенное группой лиц, неоднократно, в крупном размере, с вымогательством, наказывается лишением свободы на срок 7-12 лет.
Статья 291. Дача взятки. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника максимально наказывается лишением свободы сроком до трех лет.
Статья 292. Служебный подлог. Это означает внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.
Статья 293. Халатность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства Максимальное наказание - арест до трех месяцев. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.