Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана.
Что кроется под названием Орган опеки и попечительства? Как работает эта организация, какими обладает правами и обязанностями? Попробуем разобраться.
Итак, орган опеки и попечительства относится к органам местного самоуправления. Он осуществляет свои функции на определенной территории. Перечислим исполняемые этим органом функции. Естественно, что это охрана и защита интересов и прав детей, не достигших 18 лет, детей, которые лишились родительского попечения, и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, признанных таковыми по суду. Помимо этого, орган выбирает, в какой форме будет устраиваться гражданин, которому необходима опека или попечение. Он контролирует действия попечителей и опекунов, охраняет права на имущество недееспособных и несовершеннолетних лиц и выдает разрешение на вступление в брак лицам, еще не достигшим 18 лет, но которым уже исполнилось 16 лет.
Что такое опека над гражданином? Это один из способов устроить в семью детей, не достигшихеще 14 лет, которые лишились родительского попечения, а также форма по защите интересов и прав недееспособных лиц. Если опекаемым является ребенок, то опекун обязан заниматься его воспитанием, образованием, заботиться об имуществе и здоровье своего подопечного.
Сразу оговоримся, что опека назначается над детьми до 14 лет, а с 14 по18 лет назначается попечительство. У ребенка остаются прежняя фамилия, имя и отчество. В этом случае кровные родители должны принимать участие в содержании несовершеннолетнего. А орган опеки и попечительства контролирует условия, в которых ребенок воспитывается и получает образование. Опека может использоваться в качестве промежуточной формы перед усыновлением.
Чтобы опекун не мог воспользоваться предоставленными ему полномочиями в своих корыстных целях, существуют законодательные ограничения. А именно: опекун не должен совершать любые сделки с имуществом, денежными средствами опекаемого без согласия на то органов опеки. Если устанавливается, что опекун выполняет свои обязательства ненадлежащем образом, то им теряется статус опекуна.
Когда ребенок достигает 14 лет, опека становится попечительством до 18 лет. Если опека установлена над душевнобольным, то прекратить ее может только
Чем отличается усыновление, опека и попечительство? Усыновление перед остальными формами устройства детей имеет ряд преимуществ. К примеру, если одного и того же ребенка желают воспитывать две семьи, то отдадут предпочтение той семье, которая уже настроена его усыновить. Усыновленный ребенок обладает всеми правами кровного.
Для усыновления нужно лично подать заявление в органы опеки и попечительства, предъявив паспорт или другой документ, подтверждающий вашу личность. Если вы захотели усыновить ребенка, который находится под опекой в другой семье, то вам будет необходимо письменное согласие этих опекунов. Законом о федеральном банке данных предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или устроенные в приемную семью, не рекомендуются к усыновлению.
В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.
Функции органов опеки и попечительства
Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:
- учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
- создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
- обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
- защита прав несовершеннолетних;
- урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
- контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.
Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.
Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.
Полномочия органов опеки и попечительства
Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).
Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.
Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..
Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.
Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.
В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.
Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.
Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.
Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.
Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.
ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.
ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.
Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.
В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.
Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.
Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.
Задачи органов опеки и попечительства
В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:
- Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
- Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
- Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.
Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:
- защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
- ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.
Полномочия органов
В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:
- поиск и регистрация недееспособных граждан;
- ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
- установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
- контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
- возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
- поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
- защита прав, интересов недееспособных лиц;
- предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.
Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:
- разрешение на ;
- запрос характеристики на родителя ;
- разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
- решать текущие вопросы с недвижимостью;
- соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
- ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
- активная профилактика ;
- выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.
Обязанности при переезде подопечного
Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.
Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.
Заключение
В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.
Также ООП:
- Являются государственной структурой.
- Обладают полномочиями исполнительной власти.
- Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.
Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.
Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.
Кому подчиняется опека
Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.
К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.
Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей - приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.
К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.
Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства - это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе. Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.
Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно. Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.
Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет. Напротив, дальше начинаются их обязанности - по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.
Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.
Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства - получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям. Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка. На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.
Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.). В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Помните - если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.
Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет - отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен. Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать. Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.
Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).
К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.
Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.
В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно детей от 14-летнего возраста и до совершеннолетия, а также недееспособных людей. В этой статье мы рассмотрим обязанности этого государственного учреждения сферу его деятельности.
Что входит в функции органов опеки и попечительства?
Основная обязанность этой муниципальной структуры - решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.
ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:
- Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
- Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
- Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.
Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.
Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача - выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.
Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:
- выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
- учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
- представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
- контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.
Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.
Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий
Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.
В их законные полномочия входит:
- Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
- Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
- Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
- Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
- Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
- Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
- Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
- попечителю, опекуну и их подопечным.
В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность. Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть. Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.
Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей
СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры - изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.
Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.
Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:
- Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
- Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
- В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.
На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.
Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства
В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:
- родственники;
- соседи;
- школьные учителя или воспитатели детского сада;
- случайные свидетели.
Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.
Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.
Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.
Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.
Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.