Цукс 1 разряда создается при количестве подразделений. Цукс мчс россии по архангельской области
ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА ФКУ ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Нач. отдела оперативного обеспечения связи 1/0 Старший юрисконсульт 0/1 ЗНЦ по оперативному обеспечению (ВАК) 0/0 ЗНЦ (СОД) 5/0 Оперативно- аналитическое отделение 0/3 Группа организации взаимодействия 0/2 Отдел организации оперативной службы 4/1 Отдел мониторинга и прогнозирования 0/2 Служба пожаротушения и проведения аварийно- спасательных работ 11/0 Служба оперативного обеспечения(диспет черская связь) 14/2 Отделение автоматизированных систем управления и программного обеспечения 1/2 Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения 3/0 Отделение технического обеспечения оперативно- дежурной смены 4/4 ЗНЦ (по ФЭР) – главный бухгалтер 1/0 Отдел бухгалтерского учета и отчетности 0/5 Пом. НЦ по защите государственной тайны – начальник группы 0/1 Группа по защите государственной тайны 1/0 Пом. НЦ (по работе с кадрами) – НО (вакантно1/0) Отдел обеспечения работы с кадрами, воспитательной работы и психологического обеспечения 0/3 Отделение МТО 3/0 Канцелярия 0/2 Автотранспортная часть 1/0 Гараж 12/38 Склад материально- технического снабжения 0/5 Группа информации и связи с общественностью 0/2 Отделение тылового обеспечения 2/1 Отдел ение документооборота 1/3 Подразделения, обеспечивающие деятельность ГУ МЧС России Укомплектованность персоналомХарактеристика персонала По штату (чел.) По списку (чел.) Укомплекто ванность (%) Образование (высшее/ среднетехническое/ среднее) (чел.) Количество л/с прошедшего доподготовку (по программе подг. л/с ОДС ЦУКС МЧС России) (чел.) Фед. бюджет Обл. бюджет Всего Фед. бюджет Обл. бюджет Всего % 105/24/2455 1/1 - (сотрудники/работники) нештатные областные подразделения Примечание: Отдел ………………….. 35/10 Отдел организации перевода (главного управления и подчинненых подразделений на работу в условиях военного времени) 4/1 Склад имущества подвижного пункта управления 0/5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРСТВАРАЗМЕЩЕНИЕ ЦУКС ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦУКС УРОВЕНЬ В 2011 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Структура ЦУКС Начальник центра 1/0 ЦУКС II разряда
Служба пожаротушения (СПТ) создаётся по решению начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ, как структурное подразделение Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в местных гарнизонах пожарной охраны, отряда ФПС.
Порядок создания и функционирования СПТ подразделений ФПС определен Рекомендациями по организации деятельности службы пожаротушения, (утверждены Военным экспертом МЧС России 25.12.2008).
В своей деятельности СПТ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, «Положением о СПТ» разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке ГУ МЧС России по субъекту РФ.
СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - непосредственную координацию их действий
Основными принципами работы СПТ являются:
Высокая готовность к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
Оперативность, глубокое знание оперативной обстановки;
Соблюдение законности;
Сохранение государственной и служебной тайны;
Четкое выполнение требований руководящих документов, функциональных обязанностей и должностных инструкций;
Вежливость и уважительное отношение к гражданам.
Начальнику дежурной смены СПТ (оперативному дежурному по гарнизону пожарной охраны) подчиняются в оперативном отношении все должностные лица подразделений гарнизона пожарной охраны, дежурная смена центрального пункта пожарной связи, дежурные караулы (смены) местных гарнизонов, дежурный состав испытательной пожарной лаборатории и дежурный дознаватель ГПН. СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ – непосредственную координацию их действий.
СПТ ГУ МЧС России по субъекту РФ в повседневной деятельности подчиняется начальнику ЦУКС (ЦУС), а в оперативном отношении - начальнику территориального гарнизона.
СПТ отряда ФПС подчиняется начальнику отряда ФПС. Начальник СПТ является непосредственным начальником всего личного состава СПТ.
СПТ создается в соответствии с нормативными правовыми документами МЧС России и подразделяется на СПТ I, II и III- го разряда:
I разряд - для обслуживания 25 и более пожарных частей;
II разряд - для обслуживания от 15 до 25 пожарных частей;
III разряд - для обслуживания до 15 пожарных частей.
При определении разрядности службы пожаротушения учитываются все подразделения пожарной охраны, входящие в гарнизон, независимо от их ведомственной принадлежности.
В СПТ I -го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из пяти человек:
Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);
Помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является помощником оперативного дежурного по гарнизону, на пожарах исполняет обязанности начальника тыла штаба тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ;
Водителя;
В СПТ 2-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из четырех человек:
Заместителя начальника СПТ - начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);
Старшего помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является заместителем оперативного дежурного по гарнизону, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ исполняет обязанности начальника штаба тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;
Водителя;
Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.
В СПТ 3-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из трёх человек:
Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах – руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);
Водителя;
Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.
Из числа сотрудников СПТ организуется постоянное, непрерывное круглосуточное дежурство из четырех дежурных смен продолжительностью по 24 часа, в соответствии с распорядком дня СПТ.
После смены дежурства сменившейся смене СПТ предоставляется отдых в течение 3-х суток. В период отдыха сотрудники СПТ могут привлекаться на запланированные гарнизонные мероприятия, с последующим предоставлением отдыха в установленном порядке.
Время смены СПТ устанавливается начальником гарнизона и не должно совпадать со временем смены дежурных караулов. Во время приема-сдачи дежурства оперативный дежурный по гарнизону, сдающий дежурство, подробно знакомит заступающую смену с оперативной обстановкой, информирует о происшествиях и недостатках в гарнизоне и проведенных мероприятиях за прошедшие сутки. Заступающая смена должна принять у сменяющейся в установленном порядке технику, документацию, имущество, и оборудование.
О приеме-сдаче дежурства, выявленных недостатках, пожарах, происшествиях за прошедшие сутки с личным составом ФПС и принятых мерах оперативные дежурные вместе с начальником СПТ докладывают начальнику гарнизона (в случае отсутствия начальника гарнизона - лицам, его замещающим). Работа сотрудников СПТ осуществляется на основе разработанных должностных обязанностей, с учетом специфики выполняемых задач и равномерного распределения между дежурными сменами основных направлений деятельности. С учетом местных условий и специфики гарнизонов начальником СПТ на дежурные смены могут быть возложены дополнительные должностные обязанности, равномерно распределенные между дежурными сменами СПТ.
На территории Российской Федерации действует единая нумерация и специализация дежурных смен территориальных и местных СПТ:
1 смена - газодымозащитная служба;
2 смена - противопожарное водоснабжение;
3 смена - рукавное хозяйство;
4 смена - пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно- спасательное оборудование.
Порядок выезда на пожары и проведение аварийно-спасательных работ дежурных смен СПТ (оперативных дежурных) всех уровней определяется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также регламентируется соответствующими указаниями и инструкциями .
Для выполнения возложенных на СПТ задач, связанных с организацией службы дежурных смен СПТ, выделяются необходимые служебно-бытовые помещения, размещённые на одной территории с ЦУКС (в местном гарнизоне-с ЦППС). Начальник СПТ, дежурные смены СПТ обеспечиваются служебным автотранспортом, оргтехникой, мебелью, имуществом, средствами связи, пожарной техникой и аварийно- спасательными средствами, согласно табелю оснащенности. Сотрудники СПТ обязаны нести службу в форме одежды, установленной начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером.
Основными отчетными документами сотрудников дежурной смены СПТ по выполнению должностных инструкций и функциональных обязанностей являются:
Материалы проверок подразделений, сводки о выездах подразделений, справки, подготовленные СПТ во время дежурства;
Методические планы для проведения ПТУ, ПТЗ и планы проведения групповых упражнений и деловых игр;
Журнал учета отказов пожарной техники;
Журнал рапортов работы дежурной смены СПТ за дежурные сутки с отметками о выполнении мероприятий;
Книга учета работы дежурной смены СПТ на пожарах.
Основными функциями СПТ являются:
Руководство тушением пожаров и проведением возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;
Корректировка «Планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и «Расписаний выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;
Участие в аналитической работе по исследованию крупных пожаров, разработке мер, направленных на создание условий для их успешной ликвидации и оснащению подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соответствующей техникой и огнетушащими средствами;
Изучение пожарной опасности объектов гарнизона, в том числе охраняемых объектовыми и договорными подразделениями;
Изучение и распространение передового опыта в области организации пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;
Взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
Участие в мероприятиях по организации и совершенствованию подготовки личного состава подразделений гарнизона, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ;
Разработка оперативно-служебной документации;
Организация профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона, проведения пожарно-тактических учений (ПТУ) и решение пожарно-тактических задач (ПТЗ);
Участие в разработке типовых структур и штатных расписаний органов управления и подразделений ФПС;
Проверка деятельности подразделений ФПС гарнизона и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;
Осуществление организационно-методического руководства подразделениями ФПС по вопросам организации пожаротушения, проведения возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;
Контроль за работой должностных лиц органов управления и подразделений гарнизона, допущенных к выезду на пожары в качестве РТП, по проведению ПТУ и ПТЗ, составлению документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, изучению районов выезда и объектов в оперативно- тактическом отношении.
В ЦУКС (ЕДДС, ЦППС) в аппаратной устанавливается специальная многоканальная аппаратура, которая необходима для регистрации всех принятых и переданных сообщений по радио- и проводным каналам связи. Количество каналов аппаратуры магнитной (цифровой), записи определяется оперативной необходимостью (исходя из количества рабочих мест и каналов связи). Магнитофоны опечатываются и устанавливаются в отдельном помещении в ЦУКС (ЕДДС, ЦППС). Включение магнитофонов должно производиться автоматически с поступлением сообщения. На магнитной ленте в обязательном порядке фиксируются время приема и передачи сообщений и распоряжений.
При наличии единой службы, регистрация времени приема сообщений производится автоматически от "говорящих часов" по отдельному каналу на каждом магнитофоне. Диспетчер (радиотелефонист) ЦУКС при приеме и сдаче дежурства в обязательном порядке производит запись на технические средства информации о приеме и сдаче дежурства. Все технические записи подлежат учету и хранению. Регистрация носителей информации, отметки о прослушивании, а также распоряжения о продлении срока хранения или изъятия их производятся диспетчером в журнале учета записей.
«Утверждаю»
Заместитель Министра МЧС России
П.А. Попов
Москва
НАСТАВЛЕНИЕ
по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее – Наставление) содержит основные положения и рекомендации по работе органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) при различных режимах функционирования.
Наставление разработано с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов повседневного управления РСЧС в различных режимах функционирования.
Наставление может быть использовано органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических центров.
I
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия
1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
Общественные аварийно-спасательные формирования - объединения, подразделения, создаваемые общественными организациями для участия в проведении работ по ликвидации ЧС.
1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) – совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
1.3. Аварийно-спасательные работы (далее – АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
1.4. Аварийно-восстановительные работы (далее – АВР) – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.
1.5. Готовность органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
1.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1.7. Единая дежурно - диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
1.8. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.9. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.10. Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС на федеральном уровне.
1.11. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами (далее – ОДС) в целях своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности; организация непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (далее – РФ) (соответствующего федерального округа (далее – ФО), субъекта РФ); организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
1.12. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.
1.13. Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.
1.14. Организация связи - составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи РФ.
1.15. Органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
1.16. Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами функциональных и территориальных подсистем (далее - Ф и ТП) и звеньев РСЧС.
1.17. Пункт управления РСЧС (далее – ПУ РСЧС) - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.
1.18. Режим функционирования органов управления и сил РСЧС - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
1.19. Силы постоянной готовности – составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом.
1.20. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.
1.21. Территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ МЧС России) и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны (далее – ГО) и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ).
1.22. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
1.23. Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая ФОИВ или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).
1.24. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.2. Основные задачи ЦУКС МЧС России
Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются:
обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами;
обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории;
оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени;
обеспечение в рамках Ф и ТП РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС о ЧС в условиях мирного и военного времени;
сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территориях субъектов Российской Федерации.
1.3. Организация работы ЦУКС МЧС России
1.3.1. Деятельность ЦУКС МЧС России организуется во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА), территориальных органов МЧС России.
1.3.2. Координацию деятельности ЦУКС МЧС России осуществляют Департамент гражданской защиты, заместители начальников территориальных органов МЧС России по защите и курирующие вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению), управления (отделы) оперативного планирования и управления (отделы) гражданской защиты в территориальных органах МЧС России.
1.3.3. Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:
планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации информирования населения.
1.3.4. В целях выполнения возложенных задач ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России осуществляются следующие функции:
непрерывный контроль выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, учёт и анализ данных обстановки;
прогнозирование масштабов последствий ЧС, в том числе с учетом воздействия вторичных поражающих факторов;
планирование мероприятий по предупреждению, ликвидации ЧС, всестороннему обеспечению действий сил РСЧС, а также привлечению, при необходимости, в установленном порядке общественных организаций и населения;
создание группировки сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, необходимой для предупреждения и ликвидации ЧС;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов РФ и органами местного самоуправления;
организация всех видов обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, определение источников покрытия расходов;
организация связи с КЧС и ОПБ субъектов РФ, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;
обеспечение безопасности работ по предупреждению и ликвидации ЧС ;
организация комплексного информирования населения в районе ЧС; организация информационного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС через аккредитованные средства массовой информации и Интернет ресурсы;
координация работы по формированию и доставке в установленном порядке в район ЧС гуманитарной помощи;
формирование докладов в администрацию Президента РФ, Правительство РФ;
подготовка проектов распорядительных документов Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ;
подготовка проектов распорядительных и аналитических документов Правительства РФ, Правительственной комиссии, МЧС России.
1.3.5. При возникновении (угрозе возникновения) ЧС, пожаров и социально-значимых происшествий для организации работы в составе рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера (далее - рабочая группа Правительственной комиссии) осуществляется сбор руководящего состава МЧС России, руководителей структурных подразделений ЦА МЧС России, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России.
Решение на сбор руководящего состава МЧС России и перечень привлекаемых структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения принимается директором Департамента гражданской защиты по согласованию с заместителем Министра (руководителем рабочей группы Правительственной комиссии), исходя из складывающейся обстановки и доводится до старшего оперативного дежурного - дежурного заместителя начальника НЦУКС. В территориальных органах решение принимаются начальниками территориальных органов по предложению заместителей начальников по защите и курирующих вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению) и доводятся до СОД ЦУКС территориальных органов МЧС России.
1.3.6. Порядок работы должностных лиц структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России совместно со специалистами ЦУКС МЧС России:
должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специалистами соответствующих подразделений ЦУКС МЧС России;
для использования в работе структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России разрабатываются образцы формализованных и информационно-справочных документов для специалистов АРМ, закрепленных за ними;
специалисты ЦУКС МЧС России отрабатывают формализованные и информационно-справочные документы для структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России, обеспечивают деятельность и организуют информационную и документационную поддержку рабочей группы Правительственной комиссии, оперативных штабов и оперативных групп субъектов РФ.
1.3.7. Осуществление контроля за своевременным пополнением и уточнением формализованных и информационно-справочных документов, размещенных на АРМ ОДС ЦУКС МЧС России, возлагается на структурные подразделения ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России в соответствии со схемой закрепления АРМ.
Проверка укомплектованности АРМ и их технического состояния, исправности средств связи и передачи данных осуществляется:
в повседневной деятельности - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России, ежеквартально ответственными должностными лицами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, в территориальных органах МЧС России - ежемесячно, а также в ходе проводимых учений (тренировок);
в режиме ЧС - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России и заступающими в дежурную смену специалистами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России.
1.4. Режимы функционирования РСЧС
В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств РСЧС для органов управления сил и средств РСЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие режимы функционирования:
режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при угрозе возникновения ЧС;
режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
федеральный - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации;
региональный - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
муниципальный - решением главы муниципального образования при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного муниципального образования;
решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
объектовый - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации.
1.5. Приведение ЦУКС МЧС России в режим повышенной готовности
1.5.1. В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в мирное время в МЧС России для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы (в том числе специальных подразделений федеральной противопожарной службы) Государственной противопожарной службы (далее – подразделения ФПС), спасательных воинских формирований МЧС России (далее – СВФ), аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России (далее – АСФ), военизированных горноспасательных частей (далее – ВГСЧ), подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее – организации МЧС России) установлены режимы функционирования:
ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
1.5.2. Режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они, при отсутствии угрозы возникновения ЧС, выполняют мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач.
1.5.3. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором при угрозе возникновения ЧС они приводятся в готовность к применению по предназначению.
Введение для сил МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ может осуществляться как при функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) в режиме повседневной деятельности, так и при введении для органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности по двум вариантам согласно расчету сил и средств при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время:
а) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для органов управления и сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования;
б) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для полного состава сил – при угрозе возникновения ЧС и необходимости принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Решение на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности или полного состава сил принимается соответствующим руководителем на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.
1.5.4. Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они привлекаются в установленном порядке к ликвидации ЧС.
1.5.5. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России центрального подчинения вводится решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр) или лица, временно исполняющего его обязанности.
1.5.6. Право на введение для территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ с последующим докладом по команде предоставляется:
начальнику регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональный центр МЧС России) – управления регионального центра, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчинённых региональному центру МЧС России;
начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации – главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных ему подразделений;
начальникам (руководителям) подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) ЧС в зоне их ответственности – подчинённых подразделений (организаций).
1.5.7. Старшему оперативному дежурному – дежурному заместителю начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее – НЦУКС) право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении органов управления и сил постоянной готовности МЧС России, территориальных органов МЧС России, ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России с последующим докладом Министру, заместителю Министра, курирующему вопросы антикризисного управления, директору Департамента гражданской защиты и начальнику НЦУКС.
Старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных региональному центру МЧС России органов управления и сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику регионального центра МЧС России и старшему оперативному дежурному – дежурному заместителю начальника НЦУКС.
Старшему оперативному дежурному ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России.
1.5.8. Распоряжения, приказы (сигналы) о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России передаются по всем имеющимся каналам связи с последующим письменным подтверждением.
Оповещение структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ может осуществляться по автоматизированным системам оповещения, по всем имеющимся каналам связи как циркулярно, так и выборочно, путем передачи распоряжения, приказа (сигнала) по форме:
«Внимание. Говорит старший оперативный дежурный – дежурный заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях Иванов. С 14.00 30 декабря 2012 года ввести для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».
В территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России в каждом случае приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время отдаются соответствующие распоряжения, приказы.
1.5.9. Руководители структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения при получении сигнала оповещения организуют оповещение должностных лиц подчиненных подразделений в соответствии с утвержденными схемами оповещения.
1.5.10. Старший оперативный дежурный ЦУКС (дежурный) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организации МЧС России, получив распоряжение (приказ) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время, обязан немедленно передать его по назначению, убедиться, что распоряжение, приказ (сигнал) адресатом получен, доложить об этом соответствующему начальнику (руководителю) и при наличии данных о ЧС одновременно доложить о месте, времени и дате возникновения ЧС, её характере и последствиях.
1.5.11. Донесения территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России с получением распоряжения, приказа (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению представлять по подчиненности и по форме:
«В 14.00 31 декабря 2012 года получен сигнал (приказ, распоряжение) о введении для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. Старший оперативный дежурный Грачев» (при наличии данных о ЧС сообщается место, время и дата ее возникновения, характер и последствия).
1.5.12. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в территориальных органах МЧС России и подразделениях ФПС, возглавляют:
а) оперативный штаб регионального центра МЧС России:
при ЧС регионального характера – один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;
при ЧС межрегионального характера – начальник регионального центра МЧС России;
б) оперативный штаб главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:
при ЧС межмуниципального и муниципального характера – один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
при ЧС регионального характера – начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
в) оперативную группу местного гарнизона пожарной охраны – начальник местного гарнизона пожарной охраны.
1.5.13. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):
а) осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости, организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава);
б) проверяется готовность к убытию в зону возможных ЧС оперативных групп и сил постоянной готовности;
в) уточняются мероприятия планов действий (взаимодействия) территориальных органов МЧС России, паспорта территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, паспорта потенциально-опасных объектов, объектов система социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей, осуществляется непрерывный сбор и оценка данных обстановки в районе возможной ЧС;
г) уточняются составы оперативных штабов ликвидации ЧС;
д) уточняются задачи подразделениям, отдаются распоряжения, необходимые для подготовки к выполнению задач по предназначению;
е) организуется в установленном порядке взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления (командования), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
ж) совместно с Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями организуется принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенных пунктом 5 статьи 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2012 №23-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также информирование население об угрозе возникновения ЧС.
1.5.14. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил МЧС России, в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России, в дополнение к мероприятиям, указанным в пункте 1.4.13., выполняются следующие мероприятия:
а) органы управления переводятся на усиленный режим работы (организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава, а также, по решению соответствующего руководителя, должностных лиц органа управления). При необходимости, сотрудники ФПС, федеральные государственные гражданские служащие, спасатели АСФ привлекаются к круглосуточному дежурству в установленном порядке;
б) организуется усиление оперативных дежурных смен органов управления, дежурных смен подразделений (при необходимости);
в) силы постоянной готовности, оперативные группы направляются в зону возможных ЧС (при необходимости);
г) организуется работа оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России, готовятся предложения по сбору и организации работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
д) приводятся в готовность к убытию в зону возможных ЧС подвижные пункты управления;
е) приводятся в готовность к выходу и применению автомобильная, другая пожарно-спасательная техника, оборудование и снаряжение (другое имущество в соответствии с утвержденными расчетами или дополнительными распоряжениями);
з) СВФ, находящиеся в районах учений и учебных центрах, возвращаются в пункты постоянной дислокации;
и) уточняется возможность применения дежурных сил авиации в местах базирования;
к) уточняется расчет личного состава, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
л) организуется принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
1.5.15. При введении для органов управления и сил МЧС России режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ выполняются мероприятия, указанные в пунктах 1.4.13. и 1.4.14., если они не были выполнены ранее и дополнительно:
а) организуется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению населения о возникшей ЧС и порядке их действий;
б) осуществляется выдвижение подвижных пунктов управления, сил и средств МЧС России в зону ЧС и организуется их работа;
в) организуются работы по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств МЧС России;
г) организуются мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, проведению других неотложных мероприятий;
д) организуется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по привлечению к ликвидации ЧС подведомственных им сил и средств;
е) организуется и осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе работ по ее ликвидации.
1.5.16. Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России является план приведения структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время, который подписывается соответствующими начальниками (руководителями) и утверждается:
а) структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, региональных центров МЧС России (согласованные Департаментом гражданской защиты) – заместителем Министра, курирующим вопросы антикризисного управления;
б) СВФ, АСФ центрального подчинения (согласованные Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны) – главным военным экспертом;
в) специальных подразделений ФПС (управлений) – директором Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;
г) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчиненных региональным центрам МЧС России – начальником регионального центра МЧС России;
д) подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации – начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
е) подразделений ФПС – начальником отряда ФПС;
з) специальных отделов ФПС – начальниками специальных управлений ФПС;
и) специальных пожарных частей – начальниками специальных управлений (отделов) ФПС.
к) подразделений ВГСЧ – начальником Управления ВГСЧ.
1.5.17.1. Контроль за состоянием готовности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к применению по предназначению в мирное время осуществляется:
а) при применении их для ликвидации ЧС (угрозы возникновения ЧС);
б) в ходе плановых (инспекторских, комплексных, итоговых) проверок, учений (тренировок) и внезапных проверок.
1.5.17.2. Начальникам (руководителям) о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время и их применении при угрозе и возникновении ЧС, а так же в ходе плановых проверок (инспекторских, комплексных, итоговых), учений (тренировок) и внезапных проверок состояния готовности немедленно докладывать непосредственным начальникам (руководителям). Доклад в МЧС России осуществляется через старшего оперативного дежурного – дежурного заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях.
1.5.17.3. Контроль организации и проведения проверок состояния готовности структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к приведению в готовность к применению по предназначению осуществляется по решению:
Министра, заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору – структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России;
начальника регионального центра МЧС России – подчиненных подразделений регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений;
начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации – подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
начальника (руководителя) подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России лично – подчиненных подразделений, АСФ и организаций;
другого должностного лица – по письменному предписанию соответствующего начальника (руководителя), которому предоставлено право проверки.
Право проверки предоставляется:
директорам Департамента территориальной политики и Департамента гражданской защиты – территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России;
директору Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны – СВФ, подразделений ФПС, аварийно-спасательных формирований МЧС России;
начальнику Управления ВГСЧ – организаций (подразделений) ВГСЧ.
1.5.17.4. После завершения работ по ликвидации ЧС проводятся мероприятия по анализу, описанию и изучению действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – анализ ЧС), которые возлагаются:
при возникновении ЧС муниципального, межмуниципального и регионального характера – на главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого произошла ЧС;
при возникновении ЧС межрегионального характера – на региональный центр МЧС России, на территории которого произошла ЧС.
Отчет о проведенном анализе ЧС представляется в ФГБУ ВНИИГОЧС (ФЦ).
При возникновении ЧС межрегионального характера, при которых зона ЧС затрагивает территории субъектов Российской Федерации, расположенных в двух и более Федеральных округах, а также ЧС федерального характера – на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
В особых случаях ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) может быть поручен анализ ЧС любого характера.
Сроки проведения анализа ЧС:
муниципального, межмуниципального, регионального и межрегионального характера – 45 рабочих дней со дня завершения работ по ликвидации ЧС;
федерального характера – 60 рабочих дней со дня завершения работ по ликвидации ЧС.
В зависимости от характера ЧС и необходимости проведения дополнительных исследований (экспертиз) срок анализа ЧС может быть увеличен соответствующим руководителем, но не более чем на 15 рабочих дней.
1.5.17.5. В десятидневный срок в довольствующие департаменты (управления) центрального аппарата МЧС России представляются подтвержденные и необходимые к возмещению объемов финансирования сведения с приложением проверенных первичных документов.
Основной целью ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве» является обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами МГСЧС в ходе выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также участие в обеспечении мероприятий гражданской обороны.
Основные задачи ЦУКС:
Сбор, обработка и анализ оперативной информации об угрозе или фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе проведения АСДНР при их ликвидации, а также информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Участие в проведении сбора и обработки информации в области гражданской обороны (далее – ГО), обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время;
Организация пожаротушения и управление силами и средствами при проведении АСДНР;
Обеспечение взаимодействия Главного управления МЧС России по г. Москве с ДДС ЕСОДУ Москвы, экстренными (аварийными) службами города и организациями по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, пожаров, аварий и происшествий, требующих проведения АСДНР;
Создание условий для своевременного отмобилизования и перевода воинских формирований Государственной противопожарной службы (далее – ГПС) Главного управления МЧС России по г. Москве на военное время;
Осуществление методического руководства и координации деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Москве;
Осуществление мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Осуществление контроля готовности к действиям по предназначению ДДС, сил и средств постоянной готовности МГСЧС, гарнизона пожарной охраны г. Москвы, а так же осуществление контроля за оперативной служебной деятельностью объектовых подразделений ГПС;
Популяризация мер пожарной безопасности и спасательной службы через средства массовой информации, пожарно-техническую литературу, брошюры, бюллетени, наглядную изобразительную продукцию, создание видеофильмов по тематике мероприятий защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Основные функции ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве»:
Осуществление сбора и обработки информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности Правительства г. Москвы (далее - КЧС и ОПБ), рабочих групп Правительства Москвы по управлению в кризисных ситуациях;
Обеспечение оповещения в установленном порядке руководства ГУ МЧС России по г. Москве, о возникновении ЧС и ходе проведения аварийно-спасательных работ, оперативной группы ГУ МЧС России по г. Москве в случае выезда ее в районы ЧС;
Участие в организации и осуществлении профилактики пожаров;
Обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по г. Москве;
Обеспечение координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории г. Москвы;
Подготовка справочных и расчетных документов, предложений по применению сил и использованию средств и финансированию расходов, определению потребности в финансировании иных видов ресурсов, финансовому обеспечению за счет различных источников, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров;
Обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного функционирования средств автоматизации, связи и систем оповещения руководства ГУ МЧС России по г. Москве, поддержание системы связи, автоматизированных систем управления Учреждения в состоянии постоянной готовности и своевременное их развертывание при переводе органов управления, сил, средств МГСЧС и ГО в высшие степени готовности;
Обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
Обеспечение работы средств видеоконференцсвязи и оповещения в ходе предупреждения и ликвидации ЧС;
Доведение информации в пределах своей компетенции до органов исполнительной власти расположенных на территории города, органов местного самоуправления;
Организация взаимодействия с органами повседневного управления МГСЧС;
Организация мониторинга обстановки в районах возможных ЧС, возникновения пожаров и местах массового пребывания людей на территории г. Москвы;
Организация сбора и представление в установленном порядке документов, обосновывающих (подтверждающих) расходы, произведенные при реагировании на ЧС и пожары;
Выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО, в условиях ЧС и террористических акций;
Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и безопасности информации в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции Учреждения;
Внедрение в систему органов повседневного управления РСЧС инновационных технологии и программного обеспечения антикризисного управления, модели и технологии предупреждения ЧС, управление ГО, оповещения и информирования населения;
Участие в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности на территории г. Москвы;
Осуществление анализа состояния профессиональной подготовки личного состава Учреждения;
Методическое руководство обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава Учреждения;
подготовка предложений по разработке проектов решений (предложений в решение) ГУ МЧС России по г. Москве на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
Обеспечение поддержания в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления МГСЧС на территории г. Москвы;
Доведение в установленном порядке до руководства г. Москвы и сигналов (распоряжений) управления, а также сигналов (распоряжений) на перевод ГО в высшие степени готовности;
Обеспечение информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на общественном и личном транспорте на территории г. Москвы;
Участие в осуществлении контроля за состоянием готовности дежурных сил и средств МГСЧС на территории г. Москвы;
Участие в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами МГСЧС на территории г. Москвы;
Взаимодействие при выполнении возложенных на Учреждение задач с Правительством Москвы, руководителей административного округа и районов г. Москвы, органами управления федеральных органов исполнительной власти расположенных на территории города, дежурно- диспетчерскими службами организаций, формирующих силы постоянной готовности МГСЧС, дежурными службами пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований, и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории г. Москвы.