Остановка транспорта вне стационарного поста. Остановка транспортного средства сотрудником дпс
Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. "Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов", - сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.
Однако, как стало известно "Российской газете", данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.
Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.
Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением
В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.
В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.
Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.
Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, "РГ" спросила экспертов.
Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. "Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать", - уверен эксперт.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. "До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления", - пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения "будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами".
Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. "Это же экономика. Двигаясь из точки "А" в точку "Б", мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично", - считает генерал-майор.
Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, - Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.
КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!
Для проверки документов - водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира - автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном - см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам : если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) - проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ
Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.
Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.
Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.
Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!
Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.
Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, - нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?
А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе - никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник - сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля - на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) - и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!
ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ
Бывает, что инспектор - особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, - занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф - 20 000 рублей!
И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.
Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.
Довольна распространенная ситуация на дороге: законопослушный гражданин передвигается на своем транспортном средстве, не нарушая правил дорожного движения. Вдруг его останавливают сотрудники ГИБДД, вне стационарного поста, и требуют предъявить документы. Насколько это правомерно и соответствует законодательству? Попробуем разобраться.
Мы уже рассматривали на нашем портале сайт , в котором перечисляются все причины, по которым инспектор ГАИ может останавливать проезжающие мимо машины. Приведем небольшой перечень, в каких случаях остановка и требование предъявить документы будут правомерны:
- обнаружение признаков нарушения требований о безопасности дорожного движения - то есть водитель нарушил один из пунктов ПДД;
- у инспектора имеется ориентировка или приказ проверять ТС и их водителей на причастность к совершению незаконных действий - проводится спецоперация «Перехват» и тормозят всех, кто подпадает под ориентировку;
- произошло ДТП и инспектор останавливает транспортные средства для опроса водителей об обстоятельствах, либо необходимость задействовать понятых;
- инспектору требуется помощь водителя: перевезти пострадавших в аварии, воспользоваться автомобилем для поимки преступника;
- проведение разнообразных мероприятий на основе распорядительных актов выше стоящих инстанций.
В 63-ем пункте приказа ясно и четко сказано, что останавливать водителя для проверки документов можно лишь в пределах стационарных пунктов ДПС. Как видим, просто так, без причины, сотрудники ГИБДД не имеют право вас проверять.
Тем не менее, случаи остановки уже стали обыденными. Работники Госавтоинспекции ссылаются на следующие законы и нормы. Прежде всего, на пункт 2.1.1 ПДД, в котором сказано, что по требованию сотрудника ГИБДД водитель обязан предъявить удостоверение и документы на транспортное средство, а также полис ОСАГО.
Во-вторых, есть статья 13 п. 20 ФЗ «О полиции», в которой сказано, что инспектора, а также представители различных служб МВД имеют право останавливать автомобили в следующих случаях:
- для проверки документов на право пользования и управления ТС;
- для обеспечения безопасности на проезжей части;
- при возникновении подозрений о возможных нарушениях.
Далее в этой статье идет целый список пунктов. Но ясно одно, что, остановив вас, гаишник может аргументировать это тем, что у него возникли некие подозрения. Например за рулем дорогого джипа сидит молодой парень, а в салоне громко играет музыка и веселится целая компания. Либо у стража порядка возникли вопросы по поводу перевозимого вами в прицепе груза. Одним словом, причин для подозрения можно придумать миллионы.
Действительно, мы видим двойные стандарты. С одной стороны, причины для остановки строго регламентированы в приказе МВД. С другой же стороны, сама формулировка о «подозрении» является довольно размытой. Подозревать, как говорится, можно любого из нас, причем в чем угодно.
К счастью, ясность вносит статья 27 все того же ФЗ «О полиции». Что в ней говорится? Дословно следующее:
- сотрудник ГИБДД обязан придерживаться должностного (административного) регламента ГИБДД .
Ну а требования данного регламента перечислены в 185 законе МВД, п. 63. То есть все те пункты, которые мы перечислили выше. Таким образом, если вас останавливают без причины, следует ссылаться на все эти статьи и подпункты.
С другой стороны, имеется небольшое новшество. В 2016 году в приказ №185 были внесены небольшие дополнения. В частности, сотрудники ГИБДД получили право проверять документы вне стационарных пунктов ДПС и без особых причин, но при условии, что контроль осуществляется на служебном авто с включенными мигалками . Скрытый же патруль запрещается - вы можете спокойно проехать мимо, если видите, что кто-то выскакивает из кустов и машет вам полосатой палкой.
Понятно, что простому водителю, спешащему по своим делам, некогда вникать во все эти юридические дебри. Тем не менее, следует придерживаться простых правил, если вас остановили без причины:
- включить камеру, диктофон или видеорегистртор для фиксации разговора;
- инспектор обязан показать, не выпуская из рук, свое удостоверение, назвать имя и звание, указать причину остановки;
- если указания причин не было, вы можете сказать ему о неправомерности действий;
- в случае составления протокола за, якобы, отказ выполнить законные требования инспектора, пишите в нем, что вас остановили без объяснения причин/без видимых на то причин.
Помимо всего прочего, по вашему запросу инспектор обязан сообщить вам все свои данные для составления на него жалобы в прокуратуру и Управление ГИБДД. Именно так советуют поступать юристы. Опять же, все это отнимает массу нервов и времени, поэтому, если вы не чувствуете за собой никакой вины, просто покажите документы, зафиксировав процесс общения с гаишником на камеру, и мирно отправляйтесь дальше по своим делам.
ДПС ни с того ни с сего просит открыть багажник, чтобы проверить его содержимое. Правомерно ли это? Сегодня объясним, как вести себя в этом случае, а инструкторы по вождению расскажут о правах водителя и обязанностях сотрудника ГИБДД.
Причины остановки ГИБДД
Многие после обучения вождению , да и опытные автомобилисты тоже, задаются вопросом, имеет ли право полицейский или сотрудник ДПС тормозить водителя на дороге (вне «гаишного» поста) и проверять документы.
Увы, четкого ответа на этот вопрос нет. Но все возможные причины остановок указаны в нормативных актах.
Давайте разберем основные ситуации, когда правоохранительные структуры могут осматривать автомобиль и проверять ваши документы:
- Технические средства экипажа ДПС (часто визуальный способ) зафиксировал нарушение ПДД (к примеру, превышение скорости).
- У сотрудников ГИБДД есть информация, что ваша машина причастна к ДТП или другого рода преступлениям, совершенными лично вами или вашими пассажирами. Тогда должна быть ориентировка.
- У сотрудников имеется информация, что ваше авто в угоне или используется в каких-либо противоправных целях. Также ориентировка.
- Если на данный момент проходят специальные мероприятия по проверке тех или иных транспортных средств, перевозимых грузов и людей, находящихся в ТС. Тоже ориентировка.
- Проводится обычный рейд по проверке документов.
Отсюда можно сделать вывод, что если нет приказа о проведении особых мероприятий и рейдов, и вы не нарушили ПДД, то останавливать вас вне поста ДПС инспекторы не имеют права.
Процедура проверки документов
Если же вас все-таки остановили и требуют предъявить документы или открыть багажник, то процедура осмотра должна проходить в строгом соответствии с подзаконными актами.
Прежде всего, инспектор ГИБДД должен показать служебное удостоверение так, чтобы вам было видно все личные данные полицейского.
Вы вправе узнать о причинах остановки, так что смело задавайте все интересующие вас вопросы.
Что касается водителя, то каждый автомобилист должен иметь при себе ВУ, все необходимые документы на машину (в частности свидетельство о регистрации) и страховой полис. В некоторых случаях могут потребовать паспорт. Если вы ничего не нарушали, и все документы в полном порядке, то вас должны отпустить.
Осмотр и досмотр авто
Осмотр проводится визуальной части машины, а досмотр уже внутренностей, при котором составляется протокол. Если инспектор ДПС решил досмотреть вашу машину, то процедура такой проверки также регламентирована. В случае личного досмотра, он проводится лицом одного пола с водителем. То есть если водитель — женщина, то и осматривать ее должна инспектор-женщина или понятая, которые вызываются на место остановки. В противном случае досмотр запрещен! Хотя есть и исключения, например, если известно, что у водителя или пассажиров есть огнестрельное оружие или какие-либо предметы, связанные с совершенным преступлением.
О проведении личного досмотра или проверке содержимого машины должен быть составлен протокол досмотра, чья копия передается водителю.
Процедура проводится с двумя понятыми и, естественно в присутствии самого водителя. В протоколе инспектор должен указать причину остановки в специальной графе. Если она не заполнена, то водитель собственноручно может сделать запись. Например, что остановка была произведена без оснований и не на посту ДПС.
Видеоматериал о том, как должен себя вести сотрудник ДПС при проверке документов водителя:
Будьте внимательны и не нарушайте ПДД!
В статье использовано изображение с сайта alldaydesing.net
Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда на дороге сотрудник ГИБДД взмахивает своей полосатой палочкой, требуя остановиться. Причина может быть разная. Каждый водитель просто обязан знать, на каком основании его могут остановить полицейские. Просто так делать это запрещено. Имеется Приказ МВД РФ, в котором оговариваются законные причины остановки транспортного средства. Лучше, если каждый водитель будет ознакомлен с этим документом, чтобы на дороге не возникало недоразумений.
Обоснованные причины для остановки машины
Если внимательно изучить Приказ МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, то можно ознакомиться с обоснованными причинами, на основании которых инспектор имеет право остановить личный транспорт:
1. Если имеются явные нарушения правил дорожного движения со стороны водителя, которые зафиксированы при помощи прибора или визуально. Сюда можно отнести:
2. Причины остановки автомобиля порой непонятны водителям, но иногда у инспектора имеется информация, что в машине передвигаются подозреваемые в преступлении или совершении дорожно-транспортного происшествия.
3. Если по данным оперативной сводки автомобиль находится в розыске, то есть все основания его остановить.
4. При наличии у инспектора информации, что в автомобиле находится важный свидетель происшествия или преступления, с которого необходимо взять показания.
5. Причина остановки может быть необходимость использовать водителя в качестве понятого.
6. Необходимость осуществления регулировочных действий также может потребовать остановить машину.
7. Если срочно необходим автомобиль пострадавшим, медицинским работникам или сотрудникам полиции, то это тоже законная причина остановки транспортного средства 2016 сотрудниками ДПС.
8. Остановить машину сотрудники могут, если проводятся оперативные мероприятия. Но для этого у полицейских в обязательном порядке должны быть соответствующие документы, которые они могут предъявить водителям.
Согласно статистике, наиболее частая причина остановки транспортного средства (2016) сотрудниками - это проверка документов. Но автолюбители должны знать, что такая процедура обязательно проводится только на стационарном посту ДПС. Если остановка осуществляется в неположенном месте, то водитель вправе не предъявлять документы или потребовать ориентировку, согласно которой и проводится проверка.
Необходимо также помнить, что документы для проверки можно предоставлять только сотрудникам ДПС или ГИБДД, другие службы не вправе их требовать от водителя.
Как законная причина остановки ДПС транспортного средства может быть рассмотрена необходимость проверки багажника. Это вполне правомерно, но в процессе досмотра должен составляться протокол и необходимо присутствие понятых.
Что должен делать водитель после остановки
Согласно правилам, водитель обязан остановиться, если того требует сотрудник ДПС, причем причина остановки транспортного средства (2016 года правила это подтверждают) может быть любая. После остановки необходимо совершить следующие действия:
- Остановить машину таким образом, чтобы она не мешала движению других автолюбителей, если не указано точное место парковки полицейским.
- Необходимо не забыть включить сигнал правого поворота и припарковаться на обочине дороги.
- Если нет уверенности в правильном выборе места остановки, то можно включить аварийный сигнал, чтобы было оправдание в виде поломки транспорта для объяснения неправильной парковки, ведь полицейские могут придраться и к этому.
- Если водитель не рассчитал и остановился слишком далеко от инспектора, то он может сдать назад или подождать, пока сотрудник ГИБДД подойдет сам.
Независимо от причины остановки машины сотрудник должен представиться и предъявить свои документы автолюбителю, а потом озвучить основание для остановки.
Правильный порядок остановки транспорта
Причины остановки ДПС могут быть разными, но имеются некоторые правила, которым должны следовать сотрудники полиции, когда останавливают транспортное средство:
- Отдавая сигнал к остановке, сотрудник ДПС должен указать место парковки. Остановка там должна быть разрешена.
- Водитель не имеет права останавливать машину в неположенном месте, но из этого правила есть исключения:
- Экстренные ситуации, связанные с пресечением противоправных действий.
- Регулировочные мероприятия.
- Препятствие причинению вреда жизни и здоровья.
- Патрульная машина может указать конкретное место.
3. Если сотрудники останавливают машину, то они не могут воспользоваться ею для погони за преступником. Они могут попросить оказать помощь, но управлять средством должен при этом только владелец.
Когда возможна принудительная остановка
Бывают принудительные причины остановки транспортного средства, тогда для этого сотрудники могут использовать:
- Технические средства: дубинки, электрошокер, газовое оружие.
- Сигналы светофора иди регулировщика, которые означают полную остановку движения.
- Сотрудники могут заблокировать дорогу служебной машиной с включенной сигнализацией.
- Если это позволяет ситуация сотрудники ДПС могут воспользоваться табельным оружием.
После полной остановки транспорта, сотрудник должен подойти к машине с водительской стороны и представиться, а также назвать причину остановки.
Какие документы надо предъявить сотруднику ДПС
После того как вас остановили, работник ДПС вправе потребовать предъявить следующие документы:
Все эти документы водитель имеет право предоставить через окно машины, выходить совсем не обязательно, независимо от причины остановки сотрудниками ДПС. Автолюбитель должен выйти из автомобиля, если:
- Обнаружена в машине неисправность и ее необходимо срочно устранить.
- Имеются признаки употребления алкогольных напитков.
- Если необходим осмотр машины или сверка номеров на двигателе или других комплектующих.
- Требуется оформить документы, фиксирующие нарушение.
Не обязан водитель садиться в патрульную машину, если полицейские этого требуют. Он не может отказаться только в том случае, если у сотрудников ДПС имеются основания для его задержания или ареста.
Управление транспортом в нетрезвом виде
На дорогах бывают случаи, когда сотрудники ДПС просто не могут не остановить автомобиль. Это управление в нетрезвом виде, что заметно по неуверенной езде, совершению нарушений правил дорожного движения.
Заподозрить наличие опьянения сотрудники после остановки могут по запаху алкоголя, невнятной речи, неадекватному поведению. Зафиксировать нарушение можно только после освидетельствования. Оно может проводиться в присутствии понятых или если осуществляется видеозапись. Если у сотрудников имеется алкотестер, то процедура проводится на месте остановки, при отсутствии такового водителя отправляют в медучреждение.
Если опьянение подтвердится, то водителю придется распрощаться со своим автомобилем, скорее всего, заплатить штраф и лишиться прав на некоторый срок, который определяется судом. Но если алкоголь не обнаружен, то сотрудники ДПС обязаны доставить водителя к его машине.
Когда автомобиль обязательно остановит инспектор
Когда сотрудник ДПС работает на дороге длительное время, то он уже интуитивно чувствует, какой автомобиль необходимо остановить в первую очередь. Эти признаки известны далеко не всем водителям, но ниже можно с ними познакомиться:
- Если автомобиль едет, виляя по дороге, резко тормозит или ускоряется, то на 100% можно быть уверенным, что машину остановят. Первым делом на ум инспектору приходит мысль, что водитель пьян, но так может вести себя человек, которому вдруг стало плохо. Тогда остановка может спасти ему жизнь, сотрудники вызовут скорую.
- Если автолюбитель, в надеже, что инспектор отвлекся и не смотрит в его сторону, совершает нарушение, то остановка неизбежна.
- Если инспектор видит, что автолюбитель перед постом делает резкую перестройку, то у него может возникнуть подозрение, что водитель избегает встречи с ДПС.
- Даже слишком осторожная езда вызывает подозрение у инспекторов, и это также распространенная причина остановки. Полицейские уже знают, что излишне осторожничают на дороге те, кто едет без прав или излишне перебрал накануне.
- Если номера плохо видны на машине, то практически в 100% случаев водителя остановят.
- Видимые повреждения также могут заставить инспектора вас затормозить.
- Остановке подлежат автолюбители, которые любят моргать фарами, предупреждая других о встрече с автоинспекторами.
- Если осуществляется буксировка автомобиля, то остановиться также могут потребовать, чтобы удостовериться, что не совершается угон.
- Если ваш автомобиль очень похож на тот, который числится в розыске, то остановка неизбежна.
Согласитесь, эти причины остановки транспортного средства сотрудниками вполне обоснованы.
Проверка документов на дороге
Довольно часто автолюбители встречаются с сотрудниками ДПС на дорогах, которые останавливают практически всех подряд, объясняя это плановой проверкой документов.
Водители должны знать, что такая процедура разрешается только на посту ДПС, если вас останавливают для этих целей в неустановленном месте, то это превышение полномочий, если только у полицейских нет очень важной для этого причины.
Автолюбитель имеет полное право не предъявлять документы, если проверка осуществляется в неположенном месте или нет специальной ориентировки, которую автоинспектор должен предъявить.
Нюансы в законодательстве 2016-2017 года
Хоть раз за весь свой водительский стаж автолюбитель сталкивался с сотрудниками полиции, которые одеты не по форме, а в повседневную одежду. Объяснялось это ведением скрытого патрулирования для выявления нарушений.
В 2017 году в законодательство внесена поправка, которая запрещает такой вид деятельности. Если осуществляется патрулирование, то сотрудник должен быть в форме. Если автолюбителя останавливает человек в штатской одежде и представляется сотрудником ДПС, то он имеет право не реагировать на его сигналы и ехать дальше.
Совсем другое дело, если автомобиль останавливает сотрудник в форме, а водитель не реагирует. Тогда он имеет право последовать за транспортным средством и применять световые или звуковые сигналы, чтобы заставить водителя остановиться. Если автолюбитель никак не реагирует, то автоинспектору разрешено использовать громкоговоритель или осуществлять принудительную остановку.
Законодательство регламентирует процесс остановки транспортного средства, было бы хорошо, если бы с ним были ознакомлены автолюбители, чтобы знать, какие могут быть причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС.
Имеется еще одно новшество. На трассах, проходящих за городом, сотрудники ДПС могут остановить автомобиль только в том случае, если они выполняют патрулирование на служебном транспорте с мигалкой и цветографической схемой.
Если патрулирование осуществляется скрытое, и автомобиль сотрудников полиции не имеет специальной окраски, то останавливать автолюбителей они не имеют права. Есть еще одно дополнение: если при проверке обнаружен истекший срок годности доверенности на управление транспортом, то сотрудники должны помочь добраться до города или другого населенного пункта.
Довольно часто, когда автолюбителя останавливает сотрудник ДПС, водитель начинает громко и раздраженно протестовать, возмущаться, что в корне неправильно. Вот некоторые рекомендации, которые помогут наладить общение независимо от того, какова причина остановки автомобиля:
- Общаться необходимо спокойно и вежливо. Сотрудник находится при исполнении своих обязанностей, поэтому оскорбления могут быть чреваты применением дополнительных санкций.
- Если на вас пытаются надавить или запугать, не поддавайтесь.
- Отстаивайте свою правоту, если вы в ней уверены на все 100%, но делайте это спокойно.
- Доказывая свою правоту, используйте понятия из правил дорожного движения, даже если вы их помните не совсем точно.
- Никогда не стоит забывать о своих правах, но надо помнить, что сотрудники ДПС, выполняя свою работу, тоже их имеют.
Если во время общения с сотрудником ДПС у вас появились сомнения в правомерности его действий, то необходимо попросить его предоставить служебное удостоверение. Регламентом установлено, что функции сотрудника ГИБДД может выполнять инспектор только на основании приказа руководства. Если такового нет, то его действия незаконны. Автолюбитель имеет право попросить номер телефона, чтобы позвонить дежурному и убедиться в наличии распоряжения относительно этого постового.
Заключение
Ни один водитель не застрахован на дороге от встречи с сотрудником ДПС. Чаще всего причина остановки - это предъявления штрафных санкций по поводу нарушения правил дорожного движения или совершения правонарушения на дороге. Если водитель управляет транспортным средством в трезвом виде, соблюдает все правила, является вежливым по отношению к таким же автолюбителям на дороге, то мала вероятность остановки ДПС.
Нелишним будет для каждого автолюбителя хоть немного просветиться в плане изучения своих прав, чтобы уметь противостоять незаконному натиску сотрудников полиции, а такое также случается. Выезжая на дорогу, каждый автолюбитель должен знать, что он берет на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пешеходов.