Звено и судебная инстанция судебной системы рф. Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам в российской федерации
Понятие звена судебной системы и
понятие судебной инстанции
Звено судебной системы - совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное место в судебной системе.
В России система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев:
· Мировые судьи;
· Районные (городские) суды;
· Суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России);
· Верховный Суд Российской Федерации.
Трёхзвенную систему имеют также военные суды:
· Окружные (флотские) суды;
· Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Судебная инстанция - стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.
В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.
Суд первой инстанции - суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.
Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.
В Российской Федерации судами первой инстанции являются:
Ø Мировой судья
Ø Районный суд
Ø Гарнизонный военный суд
Ø Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа
Ø Окружной (флотский) военный суд
Ø Арбитражный суд субъекта РФ
Ø Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
Ø Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Ø Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Ø Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:
– основное звено – районные суды;
– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:
– основное звено – гарнизонные военные суды;
– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:
– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
– среднее звено – окружные арбитражные суды;
– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
34. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.
Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).
1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).
Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.
2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.
3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.
4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.
Принципы организации и осуществления правосудия:
– принцип законности правосудия;
– принцип осуществления правосудия только судом;
– принцип доступности судебной защиты;
– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
– принцип состязательности и равноправия сторон;
– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
– принцип презумпции невиновности;
– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;
– национальный язык судопроизводства.
35. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования,
состав и компетенция
Квалификационные коллегии судей - это предусмотренные зако-
ном выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие те-
кущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для ре-
шения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.
П о р я д о к ф о р м и р о в а н и я к в а л и ф и к а ц и о н н ых
к о л л е г и й судей
Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей
федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественно-
сти и представителей Президента РФ.
В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов
коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов опре-
делены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".
Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются
Десять представителей общественности в состав Высшей квалифи-
кационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федераль-
ного Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президен-
Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.
Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъек-
тов РФ закреплен ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ",
где в ч. 4 этой статьи определяются нормы представительства судей от
федеральных судов и судов субъектов. Судьи в состав квалификацион-
ной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конфе-
ренции судей.
Формируется коллегия из числа судей федеральных судов общей
юрисдикции субъектов РФ, судей арбитражного суда, гарнизонных во-
енных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного)
суда субъекта РФ и мировых судей, которые действуют на территории
данного субъекта, а также представителей общественности населения
субъекта РФ и Президента РФ. Нормы представительства от различных
судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном
В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны пред-
седатели и заместители председателей судов. Судья не может быть из-
бран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей
одного уровня, а также не может быть членом квалификационных кол-
легий судей разных уровней.
В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят
также семь представителей общественности, которые назначаются за-
конодательным (представительным) органом государственной власти
субъекта РФ, и представитель Президента, который назначается Прези-
Для представителей общественности в квалификационных коллеги-
ях судей установлены определенные требования, которым они должны
отвечать. Ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие
высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их по-
ступков, не занимающие государственные или муниципальные должно-
сти, должности государственной или муниципальной службы, не яв-
ляющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвока-
тами и нотариусами.
Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях
судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо-
вание, не совершившие порочащих поступков.
Представитель общественности, представитель Президента в ква-
лификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий
должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной
власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.
Если они совершили порочащий поступок или же систематически
не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их
полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органа-
ми, которыми они назначены.
Э к з а м е н а ц и о н н ы е к о м и с с и и. Для определения юридиче-
ской и профессиональной подготовки претендентов на должность судьи
при квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные
комиссии. В ее состав входят наиболее опытные судьи, ученые-
правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам. Количест-
венный состав и персональный список экзаменационной комиссии ус-
Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.
Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:
- – первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;
- – второе (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей;
- – третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;
- – четвертое звено (высшее) – Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Военные суды подразделяются на три звена:
- – первое звено (основное) – гарнизонные военные суды; второе (среднее) – окружные (флотские) военные суды;
- – третье (высшее) – Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.
Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.
Областные и им равные суды являются "непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации" (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).
Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:
- – первое (низшее, основное) звено – федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;
- – второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются па определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;
- – третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;
- – четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- – суды первой инстанции;
- – суды второй (апелляционной) инстанции;
- – суды кассационной инстанции;
- – суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения но делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).
Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).
В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.
Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ."
Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.
Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.
Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению но первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).
Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).
В определенных случаях по гражданским делам подсудность дел определяется по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ), по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ). В некоторых случаях законом предусмотрена исключительная подсудность дел (ст. 30 ГПК РФ, ст. 38 АПК РФ).
Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.
Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.
В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды – по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды – по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.
Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл. 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.
Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах общей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по гражданским делам – с 1 января 2012 г., а по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в ГПК РФ – Законом № 353-Φ3 и в УПК РФ – Законом № 433-Φ3.
Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды и Верховный Суд РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.
Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 47.1 УПК РФ.
В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.
Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.
Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.
Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.
Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Производство в суде надзорной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.
Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе – гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе – гл. 48.1 УПК РФ.
В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).
В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В гражданском и арбитражном процессе суд надзорной инстанции вправе, отменив судебный акт, принять новое судебное решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.
При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют "производством в надзорной инстанции", а другую – "производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств".
Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).
Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1 Закона об арбитражных судах) в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).
К федеральным судам России относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам па решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).
Дисциплинарное судебное присутствие формируется в количестве шести членов из числа судей Верховного Суда РФ (три судьи) и Высшего Арбитражного Суда РФ (три судьи) сроком на три года, которые осуществляют свои полномочия без освобождения от основной должности. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия сформирован и приступил к работе в марте 2010 г. За 2011 г. им рассмотрено 208 дел, в том числе 24 дела по существу .
Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП). (Подробнее о составе и полномочиях судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, см. в гл. 7–12 и 14 учебника).
Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему. В соответствии с Законом о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- – установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и указанным Законом о судебной системе;
- – соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- – применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
- – признания обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- – законодательного закрепления единства статуса судей;
- – финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).
- См.: Судебная статистика опубликована на официальном сайте Дисциплинарного судебного присутствия. URL: http: //dsp.sudrf.ru /index.php?id=65 (дата обращения – 15 сентября 2012 г.).
Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, составляя по этому признаку звенья судебной системы. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов равной компетенции. Звено судебной системы - это совокупность судов с одинаковой структурой и характером полномочий.
С учетом этого признака суды общей юрисдикции - это четырехзвенная система, которая имеет следующий вид:
- 1) мировые судьи;
- 2) районные (городские) суды общей юрисдикции;
- 3) верховные суды в составе Российской Федерации, краевые, областные и соответствующие им суды;
- 4) Верховный Суд РФ.
Мировые судьи являются низшим звеном системы судов общей юрисдикции. Традиционно основным звеном судов общей юрисдикции принято было считать районные суды, но с развитием мировой юстиции основная нагрузка по гражданским делам перешла мировым судьям. На примере Ростовской области продемонстрируем, что мировые судьи рассматривают свыше 70% всех дел, которые поступают в суды области. Так, за 2013 г. в суды области поступило около 430 тыс. дел, из них 306 тыс. рассмотрели мировые судьи .
Мировые судьи рассматривают дела в качестве суда первой инстанции.
Районные (городские) суды являются вторым звеном системы судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции районный суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и апелляционной инстанции на решения мировых судей, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
К судам третьего (среднего ) звена относятся верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В пределах своей компетенции данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды третьего звена являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Четвертое (высшее) звено образует Верховный Суд РФ , который является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом о судебной системе и федеральными законами. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Законом о судебной системе и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Верховном Суде РФ).
Военные суды являются частью подсистемы судов общей юрисдикции и состоят из трех звеньев:
- 1) гарнизонные военные суды;
- 2) окружные (флотские) военные суды;
- 3) Верховный Суд РФ.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции военные суды рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражные суды имеют четырехзвенную систему:
- 1) арбитражные суды субъектов РФ;
- 2) арбитражные апелляционные суды;
- 3) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- 4) Верховный Суд РФ.
Арбитражные суды субъектов РФ - это первое (основное ) звено - в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражные апелляционные суды, в пределах своей компетенции рассматривающие дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, образуют второе (промежуточное ) звено.
Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды, образующие третье (среднее ) звено системы арбитражных судов, являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, образует четвертое (высшее ) звено, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.
Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; дает разъяснения по вопросам судебной практики.
По процессуальной компетенции суды подразделяются:
- - на суды первой инстанции;
- - суды апелляционной инстанции;
- - суды кассационной инстанции;
- - суды надзорной инстанции.
Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны.
Звено - понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории.
Судебная инстанция - понятие судопроизводства, это стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, согласно которой вышестоящий суд имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять или отменять эти решения.
Суд первой инстанции - суд, рассматривающий дело по существу, уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела (по уголовному делу это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным - о применении или неприменении уголовного наказания; по гражданским делам - это вопросы удовлетворения иска или отказа в иске). Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды и мировые судьи в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, которым не дано право быть судами первой инстанции.
Основной объем гражданских дел рассматривают по первой инстанции мировые судьи, большинство уголовных дел приходится на районные суды, а арбитражных дел - на арбитражные суды субъектов РФ. Суды среднего звена рассматривают по первой инстанции наиболее сложные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, получившие широкий общественный резонанс. Суд высшего звена рассматривает по первой инстанции весьма ограниченное число дел.
Разбирательство дела заключается в исследовании судьей (судьями, присяжными заседателями) доказательств, представленных сторонами, причем доказательства исследуются судом непосредственно. Так, судом могут быть заслушаны показания свидетеля, осмотрены вещественные доказательства и т. д. Суду предоставляется возможность непосредственно проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства гражданско-правового спора). В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решение, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в апелляционном порядке осужденным, истцом или ответчиком либо может быть принесено представление прокурором в суд второй инстанции.
Суд апелляционной инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Основной особенностью апелляционной инстанции является то, что судебное разбирательство представляет собой полное или частичное повторное непосредственное исследование всех или части доказательств, которое может завершиться вынесением нового приговора либо решения по гражданскому делу. После этого обжалованное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу. Термин «апелляционная инстанция» произошел от лат. appellatio - обращение.
В системе судов общей юрисдикции для мировых судей апелляционной инстанцией является районный суд, где судья единолично контролирует законность, обоснованность и справедливость не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским и уголовным делам, вынесенным мировыми судьями. Для районного суда второй инстанцией является областной и соответствующие ему суды, а для областного и равных с ним судов - Верховный Суд РФ. Апелляционная жалоба подается через суд, вынесший решение. Разбирательство дел в апелляционной инстанции осуществляется по апелляционным жалобам и представлениям. Апелляционная инстанция должна проверить законность приговора (решения), т. е. соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права, обоснованность и соответствие выводов суда, изложенных в приговоре (решении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. Проверяется также справедливость приговора, т. е. соответствие наказания тяжести совершенного преступления.
Апелляционная инстанция не связана доводами апелляционной жалобы и вправе проверить законность и обоснованность судебных актов в полном объеме по поводу всех сторон, в том числе и тех, кто жалоб не подавал и в отношении кого они не приносились. В то же время не подлежат рассмотрению требования, которые не были предъявлены в ходе разбирательства дела по первой инстанции.
Суд кассационной инстанции проверяет законность приговоров, определений, постановлений, решений и определений суда первой и апелляционной инстанций, уже вступивших в законную силу. Жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции. Кассационная инстанция не связана доводами кассационной жалобы или протеста. Она должна проверить уголовное дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в гражданском процессе - вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Термин «кассационная инстанция» произошел от лат. cassatio - отменять, уничтожать.
Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена и судебные коллегии Верховного Суда, на которые возлагается проверка законности уже вступивших в законную силу приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют арбитражные суды округов и Верховный Суд РФ.
В процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ) предусматриваются особенности обжалования в различные судебные органы, также установлены различные сроки рассмотрения и принятия решений по жалобам. Вместе с тем в процессуальных законах предусмотрен второй уровень кассации. Например, решения, вынесенные арбитражными судами округа (первой кассационной инстанцией), обжалуются в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (вторую кассационную инстанцию). Вторая кассационная инстанция и Президиум Верховного Суда РФ фактически действуют как два судебно-надзорных органа в отношении актов арбитражных судов .
Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция проверяет лишь законность вынесенного судом решения и не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение или вернуть дело на новое рассмотрение в нижестоящие суды.
Суд надзорной инстанции по жалобам и представлениям лиц, указанных в законе, проверяет законность вступивших в законную силу приговоров и решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.
Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в Президиуме Верховного Суда РФ.
Надзорная инстанция должна проверить законность приговора, решения, определения, иными словами, соблюдение норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права.
Рост доверия к суду во многом зависит от эффективности построения и функционирования системы защиты прав и интересов граждан и организаций, профессионализма судей, квалифицированного подхода к рассмотрению и разрешению споров, позволяющего вынести законное, обоснованное и справедливое решение. Значительным шагом в укреплении названных гарантий будет служить принятие внесенных в Государственную Думу Верховным Судом РФ законопроектов, в соответствии с которыми Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям будет предоставлено право возбуждения надзорного производства в случае фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права при отсутствии жалоб сторон .
Следует отметить, что дело может быть также пересмотрено по новым и по вновь открывшимся обстоятельствам. Это одна из исключительных стадий российского судопроизводства с особым процессуальным порядком выявления и устранения допущенных при рассмотрении дел судебных ошибок, связанных с тем, что при разрешении дела суду не были известны обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы, либо они появились после разрешения дела.
Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по делу возобновлено ввиду новых обстоятельств или вновь открывшихся обстоятельств.
Так, в уголовном судопроизводстве вновь открывшимися обстоятельствами являются:
- - установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;
- - установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;
- - установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.
Новыми обстоятельствами являются:
- - признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;
- - установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела.
Возобновление производства по уголовному делу по новым или по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судами надзорной инстанции.
Для административного и гражданского судопроизводства пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, постановлений апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен обжалуемый судебный акт, постановление или принят новый судебный акт, постановление, производится судом, изменившим судебный акт, постановление или принявшим новый судебный акт, постановление.
- См.: Ткачев В. Н. За время, прошедшее с момента возрождения мировой юстициина Дону, мировые судьи успешно решают поставленные перед ними задачи // Мироваяюстиция. 2014. № 1.
- См.: Ярков В. В. Объединение высших судов: ожидания и последствия // Закон.2014. № 3. С. 99-100; Чупилкина А. Ф. Объединение ВАС РФ и ВС РФ: законодательные улучшения или новые проблемы? // Арбитражный и гражданский процесс. 2014.№ 8. С. 61-62.
- См. постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 1.
Судебное звено
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.
Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.
Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено - федеральные арбитражные суды округов. И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебная инстанция
Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.
В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.
Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.
Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.
В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.
Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией . Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену. Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.
Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.
Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.
Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.
Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.
От данного понятия необходимо отличать понятие «судебная инстанция», которое является преимущественно судопроизводственным понятием и характеризует в первую очередь порядок осуществления правосудия. Законодательно различается рассмотрение дела по первой инстанции, во второй инстанции (т.е. в апелляционном порядке), а также в кассационной и надзорной инстанциях. В качестве самостоятельного вида судопроизводства предусмотрено производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но в силу исключительности этой процедуры оно традиционно не относится к разновидности инстанций.
Подчеркивая, что судебная инстанция – это порядок рассмотрения дела, следует заметить, что под инстанцией понимается также и суд, который вправе осуществить рассмотрение дела в порядке первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К этой характеристике следовало бы добавить такой существенный признак как непосредственное исследование доказательств, поскольку непосредственность восприятия судом доказательственных сведений является важнейшей предпосылкой постановления приговора. По существу, т.е. в целях разрешения основного вопроса уголовного дела – вопроса о виновности подсудимого, дело рассматривается в каждой из инстанций. Поэтому это скорее общий для всех инстанций признак, чем характерная особенность производства по первой инстанции.
При усвоении понятий «суд первой инстанции», «рассмотрение дела по первой инстанции» нужно помнить, что слово «первая» («первой») не должны ассоциироваться с количеством рассмотрений дела. Например, неправильно, полагать, что по первой инстанции дело может быть рассмотрено только один раз. По общему правилу с введением апелляции это так и происходит, поскольку апелляция имеет право окончательно разрешить дело с вынесением нового приговора. Однако имеются предусмотренные законом основания для возвращения дела в суд, принявший отмененное решение, для повторного рассмотрения дела в первой инстанции (в порядке, предусмотренном для первой инстанции). Таким образом, первая инстанция – это не уровень суда и не очередность, а порядок рассмотрения дела.
Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).
Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 1 УПК РФ.
Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой. Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание. Преимущество апелляции, по сравнению с практиковавшимся многие десятилетия кассационным пересмотром не вступивших в законную силу решений в том, что здесь, как правило, все вопросы разрешаются в самой второй инстанции, без возвращения дела в суд первой инстанции. Именно для этих целей предусмотрено непосредственное исследование апелляционной инстанцией доказательств. Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость. В этом производстве суд интересует не только формальная (юридическая) чистота решения, но и его соответствие фактическим обстоятельствам исследуемого события, что принято называть обоснованностью решения.
Апелляционное производство предусмотрено также арбитражным процессуальным законодательством. В системе арбитражных судов выделено самостоятельное звено судов, занимающихся проверкой в апелляционном порядке решений нижестоящих судов – звено апелляционных арбитражных судов.
Пункты 14 и 16 ст. 5 УПК РФ дают соответственно разъяснение понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция». Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
Из содержания данных норм следует, что пересмотр вступивших в законную силу решений осуществляется в кассационной и надзорной инстанциях. Детальное изучение кассационного и надзорного производств входит в предмет самостоятельной учебной дисциплины – «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Для уяснения смысла понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция» следует иметь в виду следующее. Трактовка данных понятий является для современных условий новой, возникшей с внесением изменений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, вступивших в силу соответственно с 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. До революции термин «кассационное производство» использовался для обозначения пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Понятие «надзорное производство» применительно к судебной инстанции не употреблялось. Зародившаяся советская власть, как уже отмечалось, отказалась от апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, заменив его на кассационный порядок, т. е. термин, использовавшийся по Уставу уголовного судопроизводства для пересмотра вступивших в силу решений, применен («перенесен») к пересмотру не вступивших в силу решений. При этом законодатель, как подчеркивалось, в частности, в советской теории уголовного процесса, создал советскую кассацию, принципиально отличающуюся от кассации буржуазной. Делался акцент на том, что советская кассация имеет целью проверку не только законности судебного решения, но и его обоснованности, т.е. исследует как формально-юридическую, так и содержательную стороны дела. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений получил наименование «надзорное производство». Теперь мы возвратились к истокам и общемировой практике.
Требует ответа вопрос, почему для пересмотра вступивших в законную силу предусмотрены две инстанции – кассационная и надзорная. Для изучающих дисциплину «Правоохранительные органы» поясним кратко, что по процедуре (порядку деятельности) кассационное и надзорное производства практически идентичны. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ они регламентированы главами 47 1 и 48 1 . Сравнение норм этих глав подтверждает, что процедурно регламентированная ими деятельность в главном совпадает. Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ (областные, краевые и равные им) (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 1 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ) и Судебная коллегии (по административным, гражданским, уголовным делам, Военная коллегия) Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; пп. 2, 3 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ). В системе судов общей юрисдикции, таким образом, созданы и функционируют две кассационные инстанции.
Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 16 ст. 5, ч. 1 ст. 412 1 УПК РФ). Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.
Применительно к кассационному и надзорному производству существует понятие «инстанционность» , означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции. Если дело не получило надлежащего разрешения в нижестоящей кассационной инстанции, оно может стать предметом рассмотрения вышестоящей инстанции. Каждое дело последовательно может быть пересмотрено в двух кассационных инстанциях. При определенных условиях оно может стать предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, т.е. надзорной инстанции.
В отличие от апелляционной проверки приговоров и решений, которая осуществляется в каждом случае подачи жалобы, кассационный и надзорный порядки предполагают предварительный анализ жалобы судьей. Судья вправе передать жалобу на рассмотрение соответственно кассационной или надзорной инстанции или отказать в этом. Такой предварительный судебный анализ жалобы предопределен тем, что приговор или решение вступили в законную силу и обладают свойством общеобязательности. Опровергнуть вступившее в законную силу решение суда можно при наличии достаточных оснований.
В случае вынесения судьей постановления о передаче жалобы в кассационную или надзорную инстанции дело рассматривается по существу в судебном заседании. В заседании вправе участвовать заинтересованные лица, наделенные процессуальным статусом. Рассмотрение осуществляется по материалам дела без непосредственного исследования доказательств. Использование дополнительных материалов ограничено строго определенными случаями. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить приговор или решение суда первой инстанции, а также состоявшиеся апелляционные или кассационные решения по делу и направить его на новое рассмотрение в порядке первой или апелляционной инстанций. Суд вправе оставить приговор или решение без изменения, может изменить их. Кассационная или надзорная инстанции не вправе непосредственно принять решение, ухудшающее положение осужденного (правило недопустимости поворота к худшему). Существенно ограничено право данных инстанций на отмену состоявшегося судебного решения в целях усиления наказания или отягчения обвинения. Отмена вступившего в законную силу судебного решения при рассмотрении дела кассационной или надзорной инстанцией для усиления наказания или отягчения обвинения при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции возможно лишь при наличии нарушений, искажающих саму суть правосудия, т.е. фундаментальных по своему значению.
Производство в кассационной и надзорной инстанциях имеет черты сходства с пересмотром дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (в гражданском процессе – по вновь открывшимся обстоятельствам). В том и другом случаях приговор или решение вступили в законную силу. Однако если предметом исследования суда кассационной или надзорной инстанции являются те же самые обстоятельства и сведения, которые исследовались судом первой инстанции, то при возобновлении дел суд принимает во внимание вновь возникшие или новые обстоятельства, не бывшие известными суду при рассмотрении дела.
Таким образом, принято различать производство в первой, второй (апелляционной), кассационной и надзорной инстанциях. Суд любого звена системы судов общей юрисдикции может рассмотреть подсудное ему дело по первой (в порядке первой) инстанции. Апелляционной инстанцией является вышестоящий суд по отношению к суду, разрешившему дело. В качестве суда кассационной инстанции выступают строго определенные подразделения судов. Надзорная инстанция одна – Президиум Верховного Суда РФ.
Судебная компетенция – это совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. В дальнейшем при характеристике каждого из органов судебной власти будут названы конкретные их полномочия в сфере уголовного, гражданского судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Определить компетенцию суда в целом или отдельных его подразделений, значит – указать какие категории дел он рассматривает по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.
Частью понятия «судебная компетенция» является понятие «подсудность». Подсудностью называется отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяется на основе фактических обстоятельств преступления или гражданско-правовых отношений, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен это дело рассматривать. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Среди юристов это положение получило наименование «право на своего судью» или принцип законного суда.
Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.
Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судам и судам субъектов федерации (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).
Судам субъектов федерации (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела, перечень которых (в некоторых случаях дополнительные условия) предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме того, к их подсудности отнесены все уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (п. 2 ч. 3 ст. 31), а также дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Верховный Суд РФ не рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, поэтому его предметная подсудность законом не определяется.
В УПК РФ определена также предметная подсудность военных судов, которая имеет некоторую специфику.
Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ). Изменение территориальной подсудности допускается в строго установленных законом случаях по решению судьи вышестоящего суда, принятому в процессуальном порядке с участием сторон (ст. 35 УПК РФ).
Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам.
Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.
В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).
Все предусмотренные виды подсудности применяются одновременно. Нарушение правил о подсудности недопустимо. Поскольку при несоблюдении норм о подсудности происходит произвольное ограничение конституционных прав граждан, всякое нарушение подсудности является безусловным основанием для отмены приговора или решения.