Жизнь-жизнь. «Могли бы вы убить одного невинного человека, чтобы спасти пятерых? Проанализируйте китайское изречение важнее спасти жизнь
Простые истины, или Как жить в свое удовольствие Казакевич Александр Владимирович
Может ли один вопрос спасти человеку жизнь?
Виктор Франкл, бывший узник Освенцима, говорил: «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать». Многие выжившие узники концлагерей, заключенные тюрем и участники военных действий свидетельствуют: те, у кого есть какая-то важная цель, может выжить в любых условиях и обстоятельствах.
Адам Джексон в книге «Десять секретов счастья» приводит поучительную историю профессора психологии, доктора Джулиуса Фрэнкса. Вот она:
«Во время Второй мировой я был в лагере для военнопленных на Дальнем Востоке. Условия были ужасными, почти невыносимыми: скудные рационы, отсутствие чистой воды и повсюду, куда ни кинешь взгляд, – дизентерия, малярия и солнечные удары. Некоторые заключенные не смогли выдержать физического и умственного перенапряжения непрерывной и тяжелой работы на открытом солнце, и смерть становилась для них желанным избавлением от мук. Я тоже подумывал об этом…
Однажды, ослабевший и изможденный, я в одиночестве сидел на плацу для строевых упражнений и раздумывал о том, насколько легко было бы разбежаться и врезаться в заградительную проволоку, по которой был пропущен электрический ток. В следующий миг я обнаружил, что рядом сидит старый китаец. Несмотря на свою слабость, я был поражен и решил, что у меня начались галлюцинации. В конце концов, как, черт возьми, в японском лагере мог так неожиданно и легко появиться китаец? Он обернулся и задал мне вопрос. Очень простой вопрос, который в буквальном смысле слова спас мне жизнь. Он спросил у меня:
– Что вы сделаете первым делом, как только выберетесь отсюда?
Я никогда не задумывался об этом, даже не осмеливался думать. Но ответ был мне известен – я хотел вновь увидеть своих детей и жену. И в этот миг я вспомнил, что у меня есть то, ради чего стоит жить, есть причина, по которой я сделаю все возможное, чтобы выжить. Этот вопрос спас мне жизнь, потому что вернул мне нечто потерянное – цель, ради которой нужно жить!
С того самого мгновения борьба за выживание стала для меня легче, поскольку я знал, что каждый прожитый день приближает меня к окончанию войны и, следовательно, к исполнению моей мечты. Вопрос этого китайца не только спас мне жизнь – он преподал мне один из важнейших в жизни уроков».
А сейчас познакомьтесь с еще одной вдохновляющей историей. Точнее, с несколькими фактами из биографии всемирно известного писателя.
Этот слабенький, но упрямый парнишка всегда мечтал стать писателем. Свои первые рассказы он написал, еще когда учился в школе. Он отправлял их в разные газеты и журналы, но никого, похоже, его рассказы не заинтересовали. Возможно, рассказы были и не настолько плохи, но количество ошибок в них сразу отбивало желание их читать. После школы, чтобы заработать хоть какие-то деньги, он устроился подсобным рабочим на прядильно-ткацкую фабрику. Все свободное время он писал рассказы и отправлял в разные редакции. Пару его рассказов уже опубликовали несколько газет, но гонорара за них едва хватило на оплату пачки бумаги и десятка конвертов. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось устроиться еще на одну работу, в прачечную – разбирать и стирать грязное белье. Он написал к этому времени больше сотни рассказов, но количество публикаций за все время не превышало и одного десятка.
И все-таки этот парень твердо верил в себя и знал, чего он хочет. И вот вам результат: прошло десять лет, и он стал одним из самых успешных писателей XX века.
Но на этом его история не кончается. Внезапно свалившаяся на него слава и большие деньги сыграли с ним злую шутку. К 1985 году он превратился в хронического алкоголика и наркомана. Вы думаете, на этом его жизнь закончилась? Нет! Горячее желание сохранить семью, профессию и самого себя совершило невозможное: он отказался от алкоголя и наркотиков.
Но и это еще не конец истории. В 1999 году его сбила машина. Доктор, приехавший на место аварии, осмотрев пострадавшего, сказал, что вряд ли он дотянет до больницы. Но он выжил! И, снова доказывая, что невозможное возможно, вскоре он начинает писать романы, сидя в кресле-каталке, а потом и ходить!
Вы уже догадались, о ком эта история? Вы наверняка читали его книги или смотрели фильмы, поставленные по его книгам. Его имя – Стивен Кинг.
Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин Из книги Заговор богатых автора Кийосаки Роберт ТоруГлава 1. Может ли Обама спасти мир? Хронология кризисаВ августе 2007 года в мире началась паника: банковская система стала давать сбои. Результатом стал эффект домино, который сегодня грозит разрушить всю мировую экономику. Несмотря на массированные денежные вливания со
Из книги Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее автора Кузьмичев АндрейПОСТ О ТОМ, КАК ОДИН ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК ПОМОГ ДРУГОМУ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, И ДЕЛО ПОШЛО – Зачем, – говорит эгоист, – стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало? – Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая
Из книги Простые истины, или Как жить в свое удовольствие автора Казакевич Александр Владимирович«Что совершил один, может и другой» Чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка однажды сказал: «Тот, кто хочет совершенствоваться и однажды достигнуть своей цели, должен смотреть на свои проигрыши как на уроки». Это высказывание можно было поставить эпиграфом к
Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова ЛарисаСемнадцать минут смеха в день продлевают жизнь на один год А вот небольшая подборка совсем коротких, но не менее любопытных фактов о смехе, в духе рубрики «Знаете ли вы, что…»: Воздух, который у смеющегося человека вырывается из легких со скоростью 100 км/час, освобождает
Из книги Бойся, я с тобой автора Танк Таня Из книги Арт-коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день автора Гуляева Инна ВикторовнаВопрос № 15. Каковы прогнозы на его дальнейшую жизнь? Многие экс-жертвы задаются вопросом: а могут ли у Неотразимого с кем-то сложиться нормальные отношения? Извлечет ли он какие-то уроки на будущее? И каковы вообще его жизненные прогнозы? Вкратце: не сложатся, не извлечет,
Из книги Эндрю Карнеги. Делаем деньги! 15 уроков от самого богатого человека мира автора Гудмен ТимВопрос № 16. С кем нарцисс может быть счастлив? Я наравне с другими Хочу тебе служить. От ревности сухими Губами ворожить. Я больше не ревную. Но я тебя хочу. И сам себя несу я, Как жертва палачу. (Осип Мандельштам) Счастлив – ни с кем, никогда и ни при каких обстоятельствах.
Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан ДжейЧасть 2. Как женщина может быстро изменить свою жизнь? Глава 1. Формирование новых позитивных привычек. Как использовать потенциал своего мозга Помните главу, где я рассказала о нейронных сетях? Именно знание, как работает ваш мозг, и работа с телом даст вам возможность
Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау ДжеффПравило 5 «По-настоящему успешен лишь тот, кто выбрал один путь и шел им всю жизнь» Тут Карнеги немного лукавит: хотя самого его и называли Стальным Королем, занимался он далеко не только металлом. К примеру, он весьма активно вкладывал средства в земельные участки, которые
Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл
Выступление председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и церковному служению архимандрита Пантелеимона (Шатова) на пресс-конференции «Как остановить эпидемию абортов?».
Готовясь к сегодняшней пресс-конференции, я еще раз посмотрел некоторые цифры, которые говорят о том, что происходит в нашей стране. И конечно, эти цифры не могут не ужасать. Рождается лишь один из 7-10 зачатых детей.
Остальные убиваются и не выходят на свет Божий. И наша страна, некогда, меньше 100 лет назад, бывшая оплотом Православия, страна, где об абортах не могло быть и речи, стала одной из ведущих стран в этой страшной кампании, где легализовано убийство детей.
Не все формы протеста могут быть благословлены Церковью, но мы должны понимать, что то, что происходит в нашей стране, - это катастрофа, сравнимая с мировой войной, взрывом атомной бомбы. Никакие теракты, никакие стихийные бедствия, болезни, СПИД не уносят столько жизней и не приносят столько вреда стране, как эти легализованные аборты. Речь идет о всем нашем народе. Вот цитата из Паисия, очень авторитетного в православной среде старца: «Когда государственный закон не запрещает аборт, тогда последствия ложатся на каждого гражданина, так как Бог наказывает весь народ. Но когда выходит закон, запрещающий аборты, тогда наказанию подвергается только лицо, которое согрешает». Конечно, мы не сможем остановить людей, которые совершают это страшное злодеяние, и, какие бы ни были изданы законы, люди, искаженные грехом, всё равно будут воровать и убивать, пить, употреблять наркотики, кончать с собой, жить не по заповедям Божиим. У каждого есть право выбора, как ему жить на этой земле.
Но то, что происходит у нас, касается не только тех людей, которые совершают этот грех по незнанию, но касается и нас. В частности, аборты совершаются за деньги, которые я плачу как налогоплательщик в бюджет. Другими словами, я являюсь как бы соучастником этого греха. И каждый человек, платящий эти налоги, оплачивает эти аборты. Каждый врач, который работает в клинике, обязан участвовать в этих абортах. И он не может отказаться.
Церковь должна свидетельствовать о зле, она хотя бы должна сказать, что это плохо, а это хорошо, и пусть люди выбирают сами. И пусть президент и парламентарии наши решают вопрос о законности абортов: с какого срока можно убивать ребенка во чреве, с какого уже нельзя, по каким причинам можно его убить или по каким причинам его убивать нельзя. И как это делать, кому разрешать или не разрешать. Но все-таки сказать, что любой аборт - это грех, Церковь должна. И она об этом говорит. Это грех, потому что у зачатого ребенка есть душа. Это не просто скопление клеток.
При зачатии, по церковному учению, человеку дается от Бога душа. Мы убиваем человека, пусть неразвившегося, пусть неизвестного нам, пусть даже невидимо совершаются эти грехи женщинами или теми людьми, производящими «лекарства», с помощью которых совершаются аборты. Но мы должны сказать, что это убийство.
Всякий грех наказывается Богом, об этом мы тоже должны предупредить людей, которые делают аборт. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те, другие, которых, она родит на "радость" себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно». Потому что какая может быть жизнь у матери в вечности, если она убивает своих детей и при этом не кается. И он говорит, обращаясь к матерям, что никто им не давал права распоряжаться жизнью другого человека. Нельзя решать - этот будет, а этот не будет жить.
Он говорит: «Может быть, вы умертвили будущего гения, может быть, умертвили того, кто молитвами своими спасал бы мир, умертвили настоящих людей, с большим сердцем и умом. Умертвили великого старца, человека, вокруг которого спасались бы тысячи людей, умертвили какого-нибудь общественного деятеля, жизнь которого принесла бы великие благодеяния обществу. Мы утонули в крови убитых младенцев, и кровь эта вопиет к Небу. Не думайте, что это безнаказанно проходит. Это слишком страшный грех». Мы должны говорить об этом, пусть это неприятно людям, которые хотели бы забыть о том, что они сделали, пусть это неприятно врачам, которые участвуют в этом, пусть это неприятно компаниям, которые получают выгоду от того, что продают расчлененные тела этих детей, используя их в каких-то фармацевтических целях. И мы должны предупредить людей, которые совершают этот грех, что если они не покаются, то их ждет расплата и страшное наказание от Бога. Я могу свидетельствовать о своей жизни, о жизни тех людей, которых я знаю, как отражается совершенный грех на других, и я знаю детей, которые остались жить, потому что их матери передумали.
И вот теперь они понимают, что они могли бы сделать, если бы они совершили аборт, видя живого человека, любя его, видя живую личность. И такой личностью является каждый ребенок, зачатый во чреве. Поэтому очень хорошо, что состоится фестиваль, на котором будут говорить о том, как помочь людям осознать этот грех, очень хорошо, что есть инициатива создать в Москве «Окно жизни», которое есть во многих странах И чтобы женщины, которые бросают своих детей или не знают, что с ними делать, которым стыдно отказываться от ребенка и отдавать его в детский дом, могли его просто положить в это «Окно жизни», чтобы о нем позаботились другие.
Мы предложили бы сделать так, чтобы за аборты не платили все налогоплательщики, а также, чтобы была процедура обязательного информированного согласия женщины на аборт. Чтобы ее предупредили, что будет с этим ребенком, как будет использоваться оставшееся его тельце, какие опасности ждут мать, если она сделает аборт. В одной стране дают матери послушать сердцебиение плода, и после этого многие отказываются от совершения аборта. В некоторых странах не сразу дают разрешение на эту операцию, чтобы мать имела возможность подумать.
Нужно поддерживать женщин в кризисной беременности, помогать материально, психологически и духовно этим женщинам. И Церковь готова этим заниматься. Сейчас есть такие антикризисные центры в России, и их число будет увеличиваться.
И я объявляю об этом здесь очень широко, потому что с этой эпидемией нужно бороться, что наш Синодальный отдел готов помогать всем тем женщинам, которые боятся, что у них не хватит средств, чтобы вырастить ребенка. Мы готовы взять этого ребенка после родов на свое воспитание, устроить его в церковный детский дом, следить за ним. Есть богатые люди, которые готовы взять на себя содержание матери, которая собирается родить ребенка, я думаю, что таких людей много можно найти. Сейчас есть много предпринимателей, которые финансируют различные церковные проекты. И наверное, спасение жизни одного ребенка важнее, чем строительство храма.
Нельзя только запрещать, нужно помогать женщинам избежать той пропасти, в которую они падают сами и куда сбрасывают своих нерожденных детей. Существует множество вариантов, как можно помочь, поддержать женщин, которые оказались в такой кризисной ситуации. Конечно, это нужно делать с любовью, помнить, что все мы грешники и что кроме аборта существуют и другие смертные грехи, и что каждый из нас, если его судить по совести, достоин осуждения, Страшного Суда Божия. Поэтому вести эту работу нужно, никого не осуждая, никем не гнушаясь, никого не презирая, и Церковь готова принимать кающихся грешников. И если кто-то совершил подобный грех, ему нужно идти в церковь и каяться, просить прощения у Бога. Бог милостив и покаявшихся грешников Бог прощает. И об этом тоже нужно говорить.
Если человек пришел ко Христу, ему не надо ничего запрещать. Один святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Конечно, тогда не нужно будет никаких законов. Но закон существует для того, чтобы ограничивать зло. Конечно, запрет абортов полностью не решит проблему и криминальные аборты будут совершаться, но число абортов уменьшится, намного меньше будет жертв.
Архимандрит Пантелеимон (Шатов)
Газета о сохранении народа Российского «Вифлеемский глас», № 6-8, лето 2010 года.
Учитель истории и обществознания
Яшкульской многопрофильной гимназии
Берикова Н.Б.
Т-у: Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.
(Повторительно-обобщающий по главе 1, учебник «Введение в обществознание» Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова)
Урок рассчитан на 1 час, I концентр 6 класс.
Цели урока:
Продолжить работу, направленную на осмысление уч-ся связи между отношением людей к жизни и смерти, и условиям жизни, уровнем развития культуры общества.
продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы.
Учащиеся должны :
Рассказывать об отношении людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи;
Называть причины низкие ценности человеческой жизни в ранние исторические эпохи;
Объяснять, почему требованием современной культуры является признание права человека на жизнь.
Проблема урока :
План урока :
Самые важные права человека
Тип урока : урок – размышление в форме презентации POWER POINT по заданной теме
Метод обучения : самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.
Форма проведения : работа в группах
Тип урока : обобщающий
Оборудование:
Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Вся презентация состоит из 31 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы
Основные понятия: Право, Всеобщая декларация прав человека, мировоззрение, тотем, сострадание, милосердие, герой, гуманность, варвары, просветитель.
Эпиграф к уроку:
«Важнее спасти жизнь одного человека,
чем построить семиярусную пагоду
в честь Будды» (восточное изречение)
Домашнее задание: п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью.
Ход урока.
I этап. Вступительное слово учителя.
Доброе утро всем. Тема нашего урока «Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.»
Прежде чем говорить о правах человека, давайте ответим на вопрос: Что такое право? Какие значения слова «право» вы знаете?
Право – это совокупность законов, то есть все-все законы, существующие в государстве.
Право – это то, что определяет наши с вами права. (С.5)
Теперь, когда вы вспомнили, что означает понятие право, давайте выясним, какие права люди назвали самыми важными правами человека и почему.
(Право на жизнь, собственность, свободу )
Учитель : Давайте приоткроем завесу прошлого, заглянем в глубь веков и посмотрим, как в предыдущие эпохи люди относились к самим себе, к своим и чужим правам. Конечно, мы не будем рассматривать, как обстояло дело со всеми известными правами – на это потребуется слишком много времени. Поэтому обратимся лишь к самому важному праву – праву на жизнь. Был ли человек свободен в выборе своей судьбы, было ли у него право на собственную жизнь и смерть в первобытном, античном и средневеком обществах. На основе работы в группах, попытаемся выяснить
Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.
Как ценилась человеческая жизнь в период античности.
Как ценилась человеческая жизнь в средние века.
Как ценится человеческая жизнь в современный период.
И ответим на главный вопрос, на который мы ищем ответ:
Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?
Оформим свои выводы в таблице.
в первобытном обществе
в период античности
в средние века
в современный период
Ребята, у вас на столах листы с заданиями Результаты работы оформите в таблице. (на работу отводится 5-10мин)
Пока работают группы, мы прослушаем сообщение.
Сообщение ученика: Из истории создания Всеобщей декларации прав человека.
II этап. Работа по группам
Задание группе 1
Прочитайте текст п. 3 (с.21 -28) и выполните следующие задания:
Какова была основная цель первобытного коллектива?
Чем можно объяснить то, что интересы коллектива считались выше интересов отдельного человека?
Чем объясняются причины столь своеобразного отношения к жизни и смерти у людей первобытного общества?
Можем ли мы сказать, что у первобытного человека отсутствовало право на жизнь?
Как вы думаете, могла ли в первобытном обществе возникнуть мысль о необходимости гарантии права на жизнь? Почему?
Учитель. Попытайтесь ответить на главный вопрос: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?
Задание для группы № 2.
Прочитайте текст п.4 (с.35-41) и выполните следующие задания:
В чем причина изменения отношения людей к жизни и смерти?
В связи с чем появились первые представления о необходимости отказа от кровной мести?
Представьте себя на Народном собрании в Афинах в 427 г. до н.э. Кого из двух ораторов поддержали бы вы, почему? Попоробуйте возразить тому из них, с доводами которого вы не согласны.
Ученые утверждают, что смертная казнь – «дочь» кровной мести. Объясните, как вы понимаете это выражение. На чем основано подобное утверждение ученых?
Как по-вашему, могла ли в Древней Греции возникнуть идея защиты права человека на жизнь?
Учитель. Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности. Ответьте на главный вопрос, используя в качестве примера Древнюю Грецию.
Задание группе № 3.
Прочитайте текст п. 5,6 (с.48-59) и выполните следующие задания:
Почему варвары разрушали дворцы, произведения искусства?
Сегодня нередко можно услышать, что каких-то людей называют варварами. Есть ли варвары в наше время? Обоснуйте свое мнение.
Отсутствие каких культурных качеств приводит к появлению варваров в современном обществе?
Что можно сказать об отношении к жизни и смерти людей средневековья?
Как люди Средневековья воспринимали окружавший их мир?
Учитель . Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности.
Учитель. В Средние века, как и во времена античности, были люди, которые значительно опережали свое время. Они утверждали, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Однако их современники, как когда-то древние греки, не слышали голоса мудрых и по прежнему хватались за оружие по любому поводу и без всякого повода. Конечно, людей мысливших подобным образом, было немного, но век от века их становилось все больше. В XVII веке жил и творил уже известный вам Джон Локк, были и другие мыслители, которые соглашались с ним в том, что нет ничего ценнее человеческой жизни и что право на жизнь есть естественное и неотъемлемое право каждого человека. Давайте заслушаем, что писал о правах человека один из современников Дж. Локка, английский философ Ричард Овертон: «Каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того».
Вы согласны с тем, что нет ничего ценнее человеческой жизни?
III этап. Обсуждение результатов работы в группах и заполнение таблицы
Итоговая таблица .
Как ценилась человеческая жизнь
В первобытном
обществе
«В первобытном обществе жизнь человека не представляла особой ценности, т.к.а) важнее были интересу коллектива, поскольку человек не мог выжить один, погибнет род- погибнет человек; б) люди не знали, что человек умирает навсегда, они верили, что через какое –то время вновь смогут вернуться в общество».
В период
античности
В Древней Греции жизнь человека ценилась меньше интересов коллектива, поскольку еще давали о себе знать обычаи первобытного общества. Но во времена античности уже стали появляться идеи ценности человеческой жизни.
В средние
века
В ранее Средневековье, в результате разгрома варварами античной цивилизации (культуры), народы Европы сделали шаг назад в культурном развитии, вернувшись в своем миропонимании во времена первобытности.
В эпоху Средневековья люди не делали различий между реальным и потусторонним миром, жизнь человека обесценивали постоянные эпидемии и войны.
В современный
период
В XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что на протяжении многих веков жизнь человека ценилась невысоко, считалось вполне возможным пожертвовать ею ради интересов коллектива. При этом решение о жертве человек далеко не всегда принимал самостоятельно, часто о том, можно ли отдать одну жизнь на благо множества людей, решал коллектив.
Прошли годы, мы живем в третьем тысячелетии. Что изменилось? Что сегодня более важно: жизнь одного человека или выживание коллектива?»
Решение дилеммы .
На воздушном шаре путешествует небольшая группа людей. Пролетая над океаном, они обнаружили, что шар теряет высоту и все больше снижается. Установив место своего нахождения, воздухоплаватели решили попробовать продержаться до ближайшего берега и сбросили все, что имелось на борту: шар взмыл вверх, но через некоторое время вновь начал снижаться. Что делать? Тогда один из путешественников предложил тянуть жребий: кому из них броситься в бушующий океан, пожертвовать собой ради спасения всех остальных.
Вопрос: Представьте, что вы оказались одним из путешественников, поддержали бы вы данную идею или с возмущением отвергли бы ее? Какое решение предложили бы вы?
Учитель. Предложить уч-ся, утверждающим право коллектива распорядиться чьей-то жизнью, найти решение еще одной проблемы: человек, которому выпал жребий, отказывается прыгать за борт, смогли бы вы выполнить роль палача?
Учитель. Идея жребия свидетельствует о том, что люди понимают несправедливость своего решения и хотят переложить ответственность за него на случай, на судьбу, на что-то высшее, что поможет им в будущем облегчить муки совести. В то же время человек, принуждающий кого-то отдать свою жизнь во имя жизни других людей, прекрасно понимает, что берет на себя вину всего коллектива, он будет убийцей живого человека, который только что говорил, смеялся, надеялся на будущее…
Дело в том, что человек, взявший на себя эту страшную обязанность, в памяти тех, кто остался жить, будет не их спасителем, а именно убийцей того, кто с мольбой о пощаде протягивал к нему руки.
Закрепление.
Тесты:
1. Подчеркните верный вариант продолжения фразы.
1) Равнодушное отношение к смерти у людей первобытного общества объясняется…
а) жестокостью б) особым миропониманием в) смелостью
2) в первобытном обществе интересы коллектива были…
А) важнее интересов отдельного человека
Б) менее важны, чем интересы отдельного человека
В) так же важны, как и интересы отдельного человека
3) Понятие «герой появилось …
а) в первобытном обществе б) в Средние века в) в эпоху античности
4) Гуманизм это …
А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за сохранение среды их обитания.
Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому достоинству.
В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов, полей, воздуха, рек, морей и т.п. от загрязнения.
5) Люди начали осуждать месть и считать ее недопустимой, противоречащей нормам морали…
А) в Новое время б) в Средние века в) в эпоху античности
6) Люди Средневековья считали, что жизнь человека…
А) принадлежит ему, и он вправе распорядиться ею по своему усмотрению
Б) принадлежит обществу, и оно может распоряжаться ею
В) принадлежит Богу, и только он властен отнять ее.
7. После того как люди узнали, что смерть уносит человека навсегда…
А) появились первые идеи о недопустимости кровной мести
Б) появилось понятие «героизм»
В) жизнь каждого отдельного человека стала цениться выше интересов коллектива.
2. Текст с ошибками .
1. Тотем
2. Сострадание
3. Милосердие
Давайте поразмышляем.
Вы знаете, что со временем отношение человека к человеку менялось. Какое из двух приведенных ниже утверждений могло бы соответствовать людям первобытной культуры (если бы они вообще задумывались об этом), а какое – современной?
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами.
У человека не может быть никаких прав и свобод, он целиком зависит от коллектива, и поэтому воля коллектива важнее.
Обсуждение вопроса: кем дано человеку право на жизнь?
Учитель: Право на жизнь является естественным и конституционным правом человека. В Конституции РФ оно зафиксировано в статье 20. Государство таким образом, берет на себя обязательства создавать условия для реализации права человека на жизнь…
Конституции РФ. Статья 20.
Каждый имеет право на жизнь.
Возможные ответы уч-ся: Государство должно делать все, чтобы человек родился, условия создания семьи, организация медицинского обслуживания граждан, образования, условий жизни.
Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека:
борьба с преступностью;
здоровый образ жизни, охрана труда;
борьба с вредными привычками, с болезнями.
Учитель: Реальным право человека на жизнь становится только там, где государство берет на себя гарантии его соблюдения.
Работа с высказыванием:
«Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды» (восточное изречение)
Вывод урока : Сегодня на уроке мы с вами ребята узнали о том, как долог был был путь, проделанный человечеством, прежде чем идея прав человека поселилась в умах и сердцах многих жителей планеты Земля и получила реальное воплощение в документе, названном Всеобщей декларацией прав человека.
Первая мысль о недопустимости человеческого жертвоприношения, первая добровольная смерть за людей, за их счастье – это великие достижения, великий подвиг. И люди, совершившие его, достойны почитания. Век от века все слышнее становились голоса мыслителей о ценности жизни каждого человека. Но только в XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.
Домашнее задание : повторить п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью
Творческие задания. Жизнь дается один раз.
Существует немало пословиц и поговорок, рассказывающих о любви к жизни. Вспомните или найдите в книгах не менее трех таких пословиц и поговорок. Объясните их.
______________________________________________________________
Понравившуюся больше всего пословицу или поговорку изобразите в рисунке, можно шуточном.
Продолжите фразы.
Древнегреческий драматург Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) писал: «Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие ________________________________________________________________
Французский писатель Ж. Лабрюйер (1645-1696) утверждал: «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего ________________________________________________________________
Русский писатель П.А.Павленко (1899-1951) полагал: «Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что ________________________________________________________________
Ходом шахматного коня, начиная со значка +, прочитайте высказывание писателя С.П. Бородина (1902-1974).
страшна -
+
что
приходит
времени.
она
смерть
XXXXXXXXXX
Не
страшно
раньше
всегда
Здесь зафиксированы слова французского философа и писателя Ж. –Ж. Руссо (171201778). Начиная с буквы «С» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. А есть ли другие мерила человеческой жизни.
л
е
н
и
я
.
б
т
;
ц
е
н
а
е
е
е
и
ж
и
з
н
ь
н
з
р
ч
е
С
а
м
а
и
а
т
а
б
е
с
о
п
ч
в
о
н
з
е
н
о
г
е
и
п
у
е
е
т
о
т
и
с
Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание немецкого поэта Г.Гейне (1797-1856). Постарайтесь его объяснить.
Авмсреозндиотрлодвшыаеелгюшдщиьлоюрбпямтт –
жоилзднщь
Продолжите предложения.
Хорошая жизнь – это ________________________________________________________________
Самое главное в жизни - _______________________________________________________________Нельзя прожить жизнь без - _______________________________________
________________________________________
Задание для индивидуальной работы учащихся
1. Заполните пропуски в тексте:
1. Герой – это человек, … жертвующий своей жизнью, своими … во имя других людей.
2.Вторгнувшись на территорию …, варварские племена … и … многие произведения античной культуры, так как они были представителями …
3. Варвары не могли понять христианские заповеди, призывающие не …., …, так как в основе их культуры лежало правило: «…»
4. Быть христианином – это значит принять определенные …
2. Текст с ошибками .
Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.
Главн ую роль в изменении понимания человеком самого себя сыграло то, что люди стали больше думать о смерти.
После того как люди стали размышлять о жизни и смерти, они поняли, что человек умирает точно так же, как умирает все живое на Земле.
3. Соедините стрелками термины и определения
1. Тотем
А)Сообща переносить горе, сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать
2. Сострадание
Б) Готовность делать людям добро; синонимами этого понятия являются такие слова, как «мягкосердечность», «жалостливость»
3. Милосердие
В) животное, растение или какой-либо неодушевленный предмет, которых люди первобытного общества считали своими родственниками.
Работа с текстом статьи 20 Конституции РФ и статьи 3 Всеобщей декларации прав человека.
Всеобщая декларация прав человека. Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновеность.
Конституции РФ. Статья 20.
Каждый имеет право на жизнь.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Вопросы и задания к документам.
1. Вспомните, какие права являются естественными и неотъемлемыми.
2. Почему право на жизнь признают главным и основным?
3. Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?
Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.
Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый, российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня - это безусловная норма.
Важнее спасти жизнь одного человека,
Чем построить семиярусную пагоду в честь Будды.
Китайское изречение.
Право на жизнь.
Может показаться странным, что человеку дают право на жизнь. Он и так живет!
Однако это право записано в статье 3 Всеобщей декларации прав человека. А в статье 20 Конституции России говорится:
«1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Получается, что право на жизнь провозглашается только для того, чтобы не казнить опасных преступников. Это не так, хотя вопрос о смертной казни – один из самых сложных.
Что же означает провозглашение права на жизнь? Рассмотрим только три аспекта этого права.
ПЕРВЫЙ АСПЕКТ. Государство берет обязательство делать все для того, чтобы человек мог родиться.
На берегу Черного моря есть очень интересное место. Там нет родильного дома, но туда приезжают рожать своих малышей будущие мамы. Оказывается: это место славится особым биологическим полем, благоприятным для рождения младенцев.
Некоторых из будущих мам спрашивали, а не лучше ли, пока не поздно, перебраться в обычный роддом? Те отвечали, что лучше на природе. Надежнее.
На самом деле, обеспечение права на выживание стоит немалых денег. Это и просторные помещения, и новейшее медицинское оборудование, и современные лекарства, и очень подготовленные врачи.
Поэтому часть средств, поступающих от российских налогоплательщиков государству, тратится на поддержание медицины.
ВТОРОЙ АСПЕКТ. Государство берет на себя обязательство делать все, чтобы люди умирали как можно позже и только естественной смертью.
То есть государство должно принимать меры к тому, чтобы человек не мог погибнуть от руки преступника, от несчастного случая на производстве, из-за возникновения эпидемии и т. д.
Так что же такое «жизненное предназначение»?
Мое жизненное предназначение – это
найти мое жизненное предназначение!
Юрий Боянович
Определений у этого понятия очень и очень много. И очень и очень сложных. Но, подытожив самые распространенные из них, мы получаем приблизительно следующую универсальную простую формулировку.
Жизненное предназначение – это высшая вечная абсолютная цель, задача жизни; это путь, дорога, это направление, вектор движения; это сфера, отрасль деятельности; это роль...
Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами...
Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.
Сущность эмоций Определение данного понятия даёт практическая психология...
Счастье – главная цель и смысл жизни человека!
Что для человека важнее всего в его жизни?
На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь. Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?
Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья...
«Первый результат от работы над собой - это гордость, которая полностью разрушает жизнь человека. Камня на камне не оставляет».
На самом деле мы все очень гордимся собой, даже если мы так не думаем и никогда не причисляли себя к гордецам.
Но если в вашем окружении вам бросается в глаза чья-то гордость, высокомерие или спесивость (презрительное отношение), то не сомневайтесь: это качество также есть и в вас.
Как говорит известный лектор Владимир Слепцов:
«Самолеты всегда сталкиваются...
Введение.
Судьба посылает к нам людей, чтобы посмотреть на то, как мы будем устанавливать с ними взаимоотношения.
Для чего это происходит? Чтобы мы могли научиться общаться с самой судьбой - это способ установить с ней отношения.
Более того: это возможность отблагодарить ее за заботу о нас.
Люди вокруг нас - это олицетворение нашего желания научиться правильно общаться, научиться правильно любить.
Этим мы и отличаемся от животных.
Линия Жизни и линия Здоровья имеются и у обезьян, а...
Жизнь без страха означает жить в радости и с удовольствием. Трудно? Некоторые скажут, что это не реально, а некоторые скажут, что живут в удовольствиях только те, кто имеет много денег)), а остальным по судьбе написано «маяться и страдать, тяжким трудом добиваться места под солнцем, преодолевая многие препятствия. Что не получится, отнимут, заберут и вообще – многие поколения так жили, а чем мы лучше / хуже?».
Да, у каждого своя судьба, свои прожитые жизни и «не выученные уроки», но… каждый...
Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?
Но каким образом человек употребляет свой разум?..
Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...
Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.
Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…
Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...
Времени, как правило, не находится. Так продолжается вплоть до самой пенсии, оглянешься назад - а самого-то главного так и не сделал.
Так происходит у 99 процентов людей. Спроси у родителей - они...