Законы и иные нормативные правовые акты. Виды нормативно-правовых актов
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
на временные акты;
акты неопределенно длительного действия.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера
- Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год
... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...
- Концептуальные основы бухучета в госсекторе
Это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, ...
- Рекомендации Минфина по составлению учетной политики
Какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... средства») не пересчитываются. Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению...
- Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
- Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия
Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...
- Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику
... (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и...
- Зарплата руководящего состава по новому
Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов... , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ; территориальных ФОМС, государственных... РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного... субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов...
- Публичное раскрытие показателей отчетности
Или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... изменения производились; 3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения; 4) наименование...
- Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»
Учетной политики) содержатся в следующих нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета (далее... случае принятия соответствующих решений, содержат нормативные правовые акты, регулирующие ведение учета и составление... . Особенности содержания учетной политики. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление... , способы ведения учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление...
- Внедрение новых профстандартов – повод для увольнения?
Другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации... РФ по д иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления... в части требований применяются данные нормативные правовые акты. Кроме того, если в... то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, ... устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, ...
- Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА
С бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур... установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Достижение... контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих...
- Учет мнения профсоюза при привлечении работников к работе в выходной день
Другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием... урегулированной трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными...
- Выплата премий: вопросы из практики
Установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный... с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; локальный... -06/2/63703, если локальными нормативными правовыми актами организации, содержащими нормы трудового права...
- Обжалование и законный интерес
208 КАС РФ право обжалования нормативного правового акта предоставлено лицам, являющихся субъектом отношений... этом их законные интересы нарушаются нормативным правовым актом. Системное толкование ст. 295 ... доказательств подлежащих исследованию при оспаривании нормативных правовых актов. Так в п.п. ... в делах о признании недействующими нормативных правовых актов именуются "заинтересованные лица& ... по делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд выполняет одновременно функции...
- Корректировка учетной политики автономного учреждения на 2019 год
... (документов) учетной политики обозначен в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... , предусмотренный для соответствующего объекта учета, нормативными правовыми актами. Особенности применения данных методов содержатся...
Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.
Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.
Что такое НПА?
Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).
Признаки НПА
Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:
Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.
НПА в странах романо-германской правовой семьи
Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ - это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.
Виды НПА
Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:
- Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт - НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
- Согласно субъекту, издающему НПА - акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.
Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.
Законы и подзаконные акты: в чем разница?
Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.
Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.
Правотворчество
С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:
- Подготовка проекта нормативного акта.
- Обсуждение проекта.
- Согласование проекта с соответствующими органами власти.
- Принятие нормативного акта и его подписание.
- Оглашение НПА в официальных источниках.
Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.
Регистрация НПА
В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.
Экспертиза актов правотворчества
Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.
Международные нормативные акты
Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений.
Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.
Заключение
В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.
В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.
Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.
Зачем нужен
Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.
Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
- Он может быть только в письменной форме.
- Предполагает многократное использование.
- Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
- Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.
НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.
Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.
Уровень | Наименование субъекта, принявшего нормативный акт | Вид нормативного акта | Является ли законодательным актом? |
Международный | Международные организации | Международные акты, ратифицированные государством | Нет |
Федеральный | Народ | Конституция РФ | Да |
Федеральный | Государственная Дума РФ | Законы РФ | Да |
Федеральный | Президент РФ | Указы | Да |
Федеральный | Правительство РФ | Постановления | Да |
Федеральный | Министерства | Инструкции | Да |
Региональный |
Думы (законодательные собрания) |
Законы | Да |
Региональный | Губернаторы областей, краев, президенты республик | Указы | Да |
Региональный |
Администрации областей, краев, правительства республик |
Постановления | Да |
Местный | Органы местного самоуправления | Решения | Нет |
Местный | Организации | Корпоративные акты | Нет |
Требования к нормативным правовым актам
Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.
Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.
Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.
Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by
Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.
Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.
Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .
Общая практика по структуре сложилась такая:
- Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
- Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
- Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.
Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.
Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .
Где найти нормативные правовые акты
Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.
Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.
В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.
По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.
Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась
С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.
Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА
Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.
У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения
Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.
Запомнить
- Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
- Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
- Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
- Сверяться с НПА только через официальные источники.
- Предмет и методология теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Методология (методы) теории государства и права
- Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
- Происхождение государства и права
- Характеристика власти в первобытном обществе
- Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие, признаки и сущность государства
- Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
- Теории происхождения государства
- Многообразие теорий происхождения государства
- Общая характеристика основных теорий происхождения государства
- Типология государства
- Понятие типа государства, критерии типологии
- Формационный подход к типологии государства
- Цивилизационный подход к типологии государства
- Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
- Функции государства
- Понятие функций государства, их признаки и содержание
- Классификация функций Российского государства
- Формы осуществления функций государства
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее основные элементы
- Форма правления, классификация
- Форма государственного устройства
- Государственно-политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства
- Структура государственного механизма
- Государственный орган - основной элемент государственного механизма
- Государство в политической системе общества
- Политическая система: понятие, основные черты, типы
- Основные элементы политической системы
- Правовое государство и гражданское общество
- Соотношение гражданского общества и правового государства
- Личность, право и государство
- Понятие, признаки, сущность и содержание права
- Понятие и основные признаки права
- Сущность и содержание права
- Основные школы права
- Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
- Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
- Право в системе социальных норм
- Социальные нормы: понятие и виды
- Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
- Право, корпоративные и технические нормы
- Принципы и функции права
- Понятие, сущность и классификация принципов права
- Понятие, признаки и характеристика функций права
- Правосознание, правовая культура, правовое сознание
- Понятие, структура, функции и виды правосознания
- Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
- Правовое воспитание: понятие, формы и методы
- Нормы права
- Понятие, признаки и структура нормы права
- Классификация правовых норм
- Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
- Формы (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Правовой обычай
- Юридический прецедент
- Нормативный правовой акт
- Нормативный договор и иные источники права
- Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Правотворчество
- Понятие, принципы и виды правотворчества
- Этапы и стадии законотворческого процесса
- Законодательная техника
- Система права и система законодательства
- Понятие и структурные элементы системы права
- Основания деления права на отрасли
- Отрасли и институты права
- Внутригосударственное и международное право
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Систематизация нормативных правовых актов
- Правовые отношения
- Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
- Структура и содержание правоотношения
- Классификация правоотношений
- Юридические факты и их классификация
- Реализация норм права
- Реализация права: понятие и формы
- Применение как особая форма реализации права
- Стадии применения права
- Акты применения правовых норм
- Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы (виды) толкования правовых норм
- Виды толкования по субъектам
- Виды толкования по объему
- Коллизии и пробелы в праве
- Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
- Понятие пробелов в праве и способы их устранения
- Правомерное поведение и правонарушение
- Понятие и характеристика правомерного поведения
- Классификация правомерного поведения
- Понятие, признаки и состав правонарушения
- Виды правонарушений
- Юридическая ответственность
- Понятие, признаки, основания юридической ответственности
- Функции юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
- Виды юридической ответственности
- Законность, правопорядок, общественный порядок
- Понятие и принципы законности
- Содержание законности
- Понятие, признаки, структура правопорядка
- Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
- Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
- Правовое регулирование и его механизм
- Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
- Механизм правового регулирования: понятие и элементы
- Способы, типы и режимы правового регулирования
- Правовые системы современности
- Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
- Англосаксонская правовая семья (общего права)
- Романо-германская правовая семья (континентального права)
- Правовые семьи религиозного и традиционного права
Нормативный правовой акт
Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
- это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
- это правовой акт (содержит только нормы права в отличие от актов нормативного содержания, например инструкции по правилам эксплуатации техники);
- это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
- это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц, которые обязаны следовать предписаниям этого акта);
- это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
- это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы и др.).
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативного правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативные правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов.
Источники права Российской Федерации можно в целом представить следующей системой:
- Конституция РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы (кодифицированные и текущие);
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения и заключения Правительства РФ;
- акты палат Федерального Собрания РФ (постановления, регламенты);
- ведомственные акты (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, издающие приказы, инструкции);
- акты государственных органов субъектов РФ; акты органов местного самоуправления.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права.
Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством но отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативных правовых актов страны.
Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
Классификация законов может иметь следующий вид:
- по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
- по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские и др.);
- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
- по сроку действия (постоянные и временные);
- по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства, лиц определенных профессий и др.);
- по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).
При этом необходимо учитывать, что конституционные законы, определяя правовые основы и конституционный строй всего государства, носят учредительный и первичный характер, они обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и иным актам, они являются нормативной основой (базой) всего текущего законодательства. Законом законов, первоосновой нормативного регулирования является Конституция. Прямым продолжением Конституции, детализацией ее норм являются конституционные законы. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными или текущими. Среди них могут быть законы общего, специального или чрезвычайного характера.
Подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.
1. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
2. Ведомственные подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и др.).
3. Местные (региональные) подзаконные нормативные правовые акты - это акты органов исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления (нормативные решения или постановления правительств субъектов и др.).
4. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты имеют и другое наименование - локальные акты. Это нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (различные уставы и положения, правила, коллективные договоры и иные акты коммерческих и некоммерческих организаций).
В зависимости от уровня органов, принимающих подзаконные акты, различают следующую иерархию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила), акты главы субъекта, акты правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения), акты муниципальных исполнительных органов власти, локальные нормативные акты и др.
Локальные нормативные правовые акты (ЛНА) принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.
Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?
Что такое нормативный акт?
Нормативные акты - это закрепленные в письменном В числе основных его признаков - формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).
Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов - в них есть конкретные касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.
«Нормативный» и «правовой» акты - не одно и то же?
Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления - не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты - это только лишь официальные документы (изданные властью - Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).
Определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).
Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты - всеобщие, правовые - имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые - конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.
В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.
Какие бывают акты
Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое - это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум. Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах. Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.
Второе понятие - это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.
Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств). Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона). Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Особый вид нормативных актов - международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида - директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования. Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется
Закон и акт: соотношение терминов
Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами. Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты - это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.
Закон - это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы - например, законы о семье. Нормативные акты - это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту. Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.
Уровни нормативных актов
Действие может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные - они обязательны для исполнения на всей территории России. Есть источники права субъектов федерации - они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты - их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).
Федеральные законы
Федеральные нормативные акты - источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам. Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше - только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции. Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.
Муниципальные правовые акты
Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов. Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации. Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.
Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете. Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г. Москвы «О наделении отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.
Локальные нормативные акты
Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт. По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов - документы, находящиеся в обороте корпораций. Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько). Примеры таких правовых актов: график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.
Западная и восточная традиции законотворчества
Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению. Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах. Ключевой момент для европейской традиции - формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.
На Востоке же главный источник права - традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих). На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.
Основные проблемы российской системы права
Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции. Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени - подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее. В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока - пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты - это лишь «бумажки».
Одновременно в обществе есть и другой полюс - так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.
Законотворчество
Как создаются нормативные, правовые акты? Закон - кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов. Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум). Юристы называют ряд главных принципов законотворчества - плановость, целесообразность, системность, демократизм.
Юридическая техника как часть правовой системы
Нормативные акты - это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник - средств, методов и механизмов совершенствования источников права. Главная задача юристов, работающих в этом направлении, - делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник - законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные. Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.
Как действуют законы
В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы. Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они. В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов - ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).