Законодательство Древней Руси. Русская Правда
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в 10 веке. Уставы Владимира Святославича и Ярослава внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
После принятия Русью христианства усилилось византийское влияние в правовой сфере.
Выделяют несколько церковных уставов: Владимира и Ярослава.
Церковный Устав Владимира - источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X - начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.
Источники:
В древности никто не сомневался в происхождении «Устава» от князя Владимира. Впервые историк Н.М.Карамзин , ввиду некоторых хронологических несообразностей «Устава» (Владимир по «Уставу» - современник константинопольского патриарха Фотия) первым стал отрицать его подлинность.
Профессор А.С.Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава»: Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и не подлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но само письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей… Памятник этот (Устав), несомненно, составлялся из частных и, по всей вероятности, разновременных распоряжений Владимира по делам церкви. Некоторые из которых, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире или вскоре после него. Это доказывается их языком.
В 1926 году С.В.Юшков, изучая «Устав», пришёл к выводу, получившему признание в современной науке: В основе Устава… лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995-996 гг., которая была переработана в Устав в начале XI века (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI-XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.
Состав:
1) Вступление о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и об установлении на её содержание Десятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, не обидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.
2) Установительная часть содержит в себе перечень дел, по которым все граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство.
1. Дела брачные - развод, умычка или умыкание, то есть похищение невесты (языческий брачный обычай) и дела о браках в недозволенных степенях родства или свойства.
2. Дела семейные и о наследстве, а именно: ссоры супругов между собой из-за имущества, дурное обращение детей с родителями или близкими родственниками и тяжбы родственников между собой о наследстве.
3. Дела о преступлениях против веры и церкви: о чародействе и изготовлении ядов, о церковной татьбе (краже), ограблении мертвых, о совершении языческих обрядов и об осквернении храмов.
4. Дела об оскорблениях словом и действием.
5. Дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате.
Лица и учреждения, подлежащие церковному суду по делам любого рода:
1) Священно- и церковнослужители и их дети, живущие не в разрыве с отцом;
2) Некоторые лица, не принадлежащие к церковному клиру, но причисленные в состав церковных людей: лекари, так как их ремесло находилось в тесной связи со знахарством, считавшимся в те времена одним из видов языческой мудрости, преследуемой церковью, поэтому для очищения врачебного искусства от обрядов и приемов ведовства, лекаря отданы под надзор церковной власти и подчинены церковной юрисдикции;
3) Прощенники - лица, удостоившиеся чудесного исцеления от недугов;
4) Задушные люди - рабы, отпущенные на волю ради смертного часа их владельца;
5) Странники, увеченные, вдовы, получающие от церкви содержание;
6) Лица находящиеся под епитимьей;
7) Лица добровольно вышедшие из иночества.
Учреждения церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.
Заключение, или послесловие, «Устава» состоит из заклятия, обращенного Владимиром к нарушителям прав церкви, определяемых в Уставе.
Устав стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов.
Устав Ярослава как и устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права , в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской правды, что превращало его в систематический русский судебник.
Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них не упоминаются (преступления против веры и церкви), другие же (против нравственности) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов , вводятся наказания за преступления.
Устав Ярослава - церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме.
Происхождение:
Профессор А.С.Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путем частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление текста Устава к XII веку.
Другой точки зрения придерживается историк Я.Н.Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Илларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII-XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст.
«Устав» разделяется на три части:
1) Вступление - в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.
2) Установительная часть
- содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей». Все церковно – судебные дела подразделялись на 3 разряда:
Дела греховные без элементов преступного деяния
(волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам.
Дела греховно-преступные,
в которых нарушен также государственный закон (изнасилование, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены, оскорбление женской чести, блуд, убийство, поджог гумна и т.д.)
Все дела духовных лиц, судимых церковной властью.
Судебная власть церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин).
3) Общее заключение и заклятие - содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю - чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.
Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей. По мнению В.О.Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости. Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника - он не ограничивается только пресечением правонарушения, но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.
В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.
Право Древней Руси (IX-XII вв.)
Источники древнерусского права
Первоначально основным источником права у славян, какиудругих народов, был правовой обычай. Возникнув в условиях родоплеменных отношений, обычаи получают поддержку формирующегося государства, которое начинает принуждать к исполнению этих норм. Появляется обычное право. Обычное право выражается в однообразном повторении юридическихдействий в различных сферах жизни общества, например при сделках (магарыч, рукобитье), уголовном преследовании (применение кровной мести за убийство родственника). Довольно часто отражение норм обычного права мы видим в пословицах и поговорках.
Обычное право весьма консервативно, часто оно сохраняет влияние и в условиях, когда уже складываются государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине - значит поступать по праву. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многоженство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве формализованных норм права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, например, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом. Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским», который, видимо, являлся устным сводом норм обычного права.
Правовой обычай длительное время оставался основным источником права и в условиях развития писаного права, постепенно трансформируясь из племенного обычая в территориальный. На обычае (пошлине), т.е. заведенном порядке, которому надлежало следовать ради сохранения мира, базировались поземельные отношения, отношения князя сдружиной, передача княжеского престола и многие другие отношения.
Безусловно, в обычном праве различных частей территории раннефеодального Русского государства имелись существенные расхождения. Однако отдельные имеющиеся сведения об обычаях, принятых в том или ином регионе Руси, не позволяют строить предположения о характерных особенностях региональных правовых систем.
Первыми дошедшими до нас письменными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Русские летописи донесли до нас тексты договоров князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г. и князя Святослава 971 г.
Упоминаемый в источниках договор 907 г. многим исследователям представляется сомнительным и толкуется как вымысел летописца или следствие путаницы в летоисчислении. Из-за одновременного существования в Киевской Руси четырех систем времяисчисления: 1) константинопольской, считавшей годом сотворения мира 5508 до Р.Х.; 2) относящей начало мира к 5504 г.; 3) «антиохийской» - 5500 г.; 4) «болгарской», в основе которой лежал лунный календарь - один и тот же договор мог быть при объединении начальных известий в сводупомянут дважды, с разницей именно на четыре года".
Эти договоры носили международно-правовой характер и содержали византийские и древнерусские гражданские, процессуальные и уголовные нормы права. Они регулировали торговые и военные отношения между двумя государствами, устанавливали виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой зем-
ле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти договоры демонстрируют довольно высокий уровень права Руси, выступавшей в них как равный партнер Византийской империи. В договорах 911г. (ст. 5) и 944 г. (ст. 6) прямо указывается на существование к этому времени Закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.
На раннем этапе развития науки истории отечественного государства и права высказывалось мнение, что договоры отражают скандинавское право, право дружинников. Однако исторические сравнительно-правовые исследования показали его необоснованность, за исключением норм, типичных для подавляющего большинства раннефеодальных обществ, никаких аналогий со скандинавскими нормами в договорах выявлено не было.
Большую роль в праве Древней Руси играли византийские и болгарские источники права. Принятие христианства на Руси означало создание в русском государстве церковной иерархии и появление особой социальной группы духовных лиц. Разумеется, вхождение в русскую жизнь столь сложного института, как православная церковь, вызывало необходимость правового урегулирования новых отношений, и вполне естественным было заимствование хорошо разработанных норм византийского права. Перенесение византийских правовых памятников на русскую почву и их практическое применение были связаны также с тем, что киевская митрополия являлась составной частью константинопольского патриархата и поэтому руководствовалась его правовыми нормами.
Из Византии на Русь пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила)Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг(сборники канонических и юридических установлений).
Ко времени принятия Русью христианства в греческом мире были распространены два номоканона: в 50 титулов и в 14. Номоканон в 50 титулов был составлен из двух сборников: первый имел каноническое содержание: это был свод церковных правил; второй - сборник светских законов по делам церкви, включал выборку из разных новелл и состоял из 87 глав. Номоканон в 14 титулов, приписываемый патриарху Фотию (883 г.), также был составлен из канонов и светских законов. Первоначальная редакция номоканона в 14 титулов относится к VII в., в период же патриаршества Фотия он был пересмотрен и дополнен постановлениями шестого и седьмого Вселенских соборов и соборов поместных, бывших при Фотии. На Руси использовались в переводах на славянский и при дальнейших обработках русского церковного права оба номоканона.
Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклогу императоров Льва Исавра и Константина Компронима. Эклога - так кратко именовали кодекс византийского права VIII в., изданного в правление исаврийской (иконоборческой) династии, полное название которого таково: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом и Константином, мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Ди- гест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смысле большего человеколюбия». Официально Эклога была отменена после падения иконоборческой династии, поскольку содержала положения, направленные против интересов духовенства (ограничение церковных иммунитетов, расширение монастырского землевладения и т.п.). Но поскольку свод оказался чрезвычайно удачным, а адекватно заменить его не было возможности. Эклога длительное время после официальной отмены сохраняла свое значение как источник права и в таковом качестве была воспринята на Руси.
Использовался также Прохирон - сборник, изданный между 870 и 878 гг., призванный вытеснить из употребления Эклогу и возвратить византийское право к юстиниановым началам. На Руси Прохирон стал известен под заглавием «Градской закон».
И Эклога, и Прохирон были принесены на Русь первыми христианскими епископами, поскольку являлись необходимыми источниками церковного суда. Однако вопрос о моменте появления на Руси первых славянских переводов византийских судебников остается нерешенным. Первые древние русские кормчие содержали не полные переводы этих памятников, но только извлечения. Достоверно известный первый полный перевод Прохирона, имевший хождение на Руси, содержался в сербской кормчей, полученной митрополитом Кириллом II из Болгарии уже после монгольского нашествия (предъявлена собору 1274 г., собравшемуся во Владимире-на-Клязьме).
Усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и было подвергнуто пересмотру.
Кроме права Византии, использовались правовые сборники и других славянских народов, например болгарский «Закон Судный людем».
По мере становления государственности Древней Руси повышается роль законодательства , хотя в данный период оно носит спорадический характер. Правотворческая деятельность князя проявляется весьма поздно - сначала в виде отдельных судебных решений (как прояснявших обычай, так и вводивших новые нормы), а затем уже в законодательном порядке. Наибольшее значение среди памятников этого рода имеют Русская Правда и уставы князей.
Русская Правда была нацелена на установление единообразных правовых отношений, имела характер общего правового установления. Княжеские же уставы являлись по преимуществу локальными актами, призванными установить правовой статус отдельного субъекта права (например, монастыря). Однако, будучи в большинстве случаев даны отдельным субъектам, в дальнейшем они выступали образцами правового регулирования сходных отношений. Это значение уставов подтверждается тем, что практически ни один из них не дошел до нас в виде, близком к первоначальному. Они неоднократно переделывались, дополнялись, перерабатывались в соответствии с изменением ситуации для адекватного регулирования предусмотренных отношений.
Среди княжеского законодательства наиболее важное значение имели Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Всеволода, а также уставные грамоты монастырям и церквам, например, уставная грамота князя Всеволода Мстиславича Новгородского церкви Иоанна Предтечи на Опоках, устав новгородского князя Святослава, уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю. Они содержат положения о церковной десятине, которую со времен Владимира русская церковь получала из казны на содержание, церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда, церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде.
- См.: Историография истории России до 1917 г. / Подред. М.Ю. Лачаевой. Т. 1.М„ 2003. С. 29,36.
1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России»
История отечественного государства и права, или история государства и права России, относится к числу фундаментальных дисциплин . Основной ее задачей является формирование научного представления об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы и конкретного понимания того, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило. История отечественного государства и права широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом . Это позволяет:
А) проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;
Б) выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;
В) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.
Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов:
а) внутриполитической и международной жизни;
б) социальных коллизий;
в) идеологического режима;
г) экономики;
д) культурных традиций.
Как научная общественно-политическая дисциплина история отечественного государства и права наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права , с общей, гражданской историей и с историей государства и права зарубежных стран . В то же время она взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин .
С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное, гражданское, уголовное право , связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в нашей стране, так и за рубежом.
2. Формирование государства у восточных славян
Восточная Европа населялась славянскими племенами , которые жили на территории восточно-европейской равнины. Их основными занятиями были земледелие , скотоводство, различные виды ремесел, торговля. Славяне были не кочевым, а оседлым народом. Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. фрагментарны, но известно, что у них были сильные вожди и богатая родоплеменная знать .
Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Под влиянием завоевательных походов славянские племена объединялись в племенные военно-политические союзы . К VIII в. образовалось 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение союзов требовали усиления власти вождя и правящей верхушки .
Во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина .
В период становления феодальных отношений возник своеобразный общественный строй, имеющий черты первобытно-общинного, рабовладельческого и феодального укладов. Первый изживал себя, второй не получил развития, отношения в результате стали строиться на основе феодализма. Племенные союзы в военно-политических целях стали объединяться в еще более крупные формирования – «союзы союзов».
Центрами их стали Киев (на юге) и Новгород (на севере). Поначалу южные славянские племена платили дань хазарам , а северные – варягам ; последние прогнали варягов, но не смогли установить мира между собой и призвали варяжских князей .
В 882 г. два крупнейших политических центра – Киевский и Новгородский – объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство . С конца IX до начала XI в. оно включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей . В центре нового государственного образования оказалось племя полян . Во второй половине XI – начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться устойчивые княжества-полугосударства: Киевская , Черниговская , Переяславская земли . Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории.
К середине XII в. все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино .
3. Общественный строй Древней Руси
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы , т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус . В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.
Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений . Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию . Они были взаимно связаны системой вассалитета , собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства , которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами , очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли . Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги .
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды . Смерды были полусвободным населением и жили общинами . Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер . В ней действовал принцип круговой поруки , взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков , участии в вооруженной защите в случае военных действий.
4. Государственное устройство Древней Руси
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии . Вассал зависел от своего сеньора , тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена . Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.) .
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть .
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть .
Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем , они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству , но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи . Иногда созывались феодальные съезды , в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.
Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства . Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной , которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели . Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения – такой порядок назывался системой кормления .
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу – великого князя.
5. Правовая система Древней Руси
Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи – нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским» .
Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией . Эти договоры носили международно-правовой характер , но в них получили отражение и нормы Закона русского.
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в . Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое , семейное и уголовное право .
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда» , сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях – Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной .
Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого , от которых пошла история церковного законодательства , а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги– византийские сборники церковно-гражданских постановлений ).
«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право . Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.
Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда .
Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.
Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.
Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления – личность человека и его имущество . Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.
6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава
Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х – ХI вв.) содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов .
Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что записывалось в уставы. Составными частями «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин . Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции : по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.
По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам , также как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была «Русская правда».
7. Характеристика «Русской правды»
До наших дней дошло более ста списков «Русской правды», которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная .
В Краткую редакцию входят две составные части : Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого.
Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву . Возникновение «Русской правды» связано с борьбой Ярослава за великое киевское княжение с его братом Святополком в 1015–1019 гг. По традиции, принято считать, что «Русскую правду» как юридический документ Ярослав дал помогавшим в этой борьбе новгородцам, чтобы они вели суд «по закону».
Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции. Как явствует из заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.
Пространная редакция , возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха . По уровню разработки правовых институтов это более высокий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлены уголовное и наследственное право , основательно разработан правовой статус различных категорий населения .
Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Она была разработана для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.
Источниками кодификации для составления первых русских сборников законов явились нормы обычного права и княжеская судебная практика . К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке . Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить , заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука , напротив , сохраняется им как политическая мера , связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена , совершившего преступление(«дикая вира» налагалась на всю общину) .
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
8. Правовой статус населения по «Русской правде»
«Русская правда» позволяет сделать вывод о составе, сословности и правах и обязанностях в древнерусском обществе. Жители Руси делились на три категории – власть имеющих, свободных людей и зависимых . Два юридических критерия выделяют эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя .
Эти привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан, т. е. феодалов и выполняющих служебную функцию при князе.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей.
Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом , которое он мог завещать детям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине . Закон защищал личность и имущество смерда.
Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.) .
Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых «Русская правда» упоминает как о зависимых людях .
Зависимыми людьми, т. е. не имеющими личной свободы, были закупы и холопы . Закуп – человек, продавший феодалу свою свободу за «купу» (земля, скот, зерно, деньги и пр.). Этот долг следовало отработать, но установленных норм не существовало, поэтому кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Если закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему , но сам закуп мог быть «выдан головой», т . е . превращен в полного холопа .
С превращением закупа в холопа его правовой статус резко менялся.
Холоп – наиболее бесправный субъект права: он считался имуществом своего господина. Его имущество было собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина .
9. Черты монархии в Древнерусском государстве
Древнерусское государство строилось на тех же принципах и по тому же образцу, что и все остальные европейские государства, имея отличительные черты – некоторые особенности, которое оно переняло у Византии . Одной из особенностей было раннее становление великокняжеской власти , которое по силе и всеохватности позволяет говорить о монархии с попыткой сильной централизации власти . Попытка завершилась периодом феодальной раздробленности, но первоначально (IX–XI вв.) Киевская Русь выглядела как централизованная монархия . К XII веку из-за особого порядка наследования началась децентрализация власти. Но великокняжеская власть имела такой высокий авторитет, что за него воевали и боролись.
Во главе Древнерусского государства стоит фигура Великого князя . Великий князь был старшим в роду и владел самым большим и сильным княжеством.
Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров– крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя и права и обязанности князей -вассалов . Постепенно дети и внуки Великого князя заменили местных феодалов и переняли их земли.
Функции Великого князя заключались в организации вооруженных сил , командовании ими, в сборе дани , налаживании внешней торговли , позже все большее значение приобретала деятельность в области управления : назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями .
Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его земель, дани (подати, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов).
Характерной чертой наследного права было то, что власть передавалась по наследству, но, в отличие от западного образца (ее получал старший сын), она передавалась старшему в роду Великого князя (а им мог оказаться брат князя и т. п.). Такой порядок передачи власти именовался «лестницей».
Великий князь опирался на совет крупных феодалов – бояр, духовенство, решал вопросы управления, внешней политики, судил, принимал законы. Вся территория государства управлялась как большое княжеское хозяйство.
К XII в. Великий князь утратил полноту и безраздельность власти. Нередко он вынужден был обращаться к мнению других князей, по сути – его семьи. Так возник институт княжеских съездов.
Основными источниками древнерусского права являлись:
- (1) обычное право;
- (2) церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича и церковное право;
- (3) княжеские грамоты;
- (4) договоры Руси с Византией и другими странами;
- (5) Русская Правда.
Обычное право. Древнейший источник права - обычай. Обычай, санкционируемый государственной властью, становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Сводом устных норм обычного права является так называемый «Закон русский», ссылки на который имеются в договорах Руси с Византией (в статье 5 договора 911 г. и в статье 6 договора 944 г.).
Церковные уставы. Церковное право. Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.) содержат нормы о преступлениях против церкви, нравственности и семьи; в уставах определилась юрисдикция церковных органов и судов.
Наибольший интерес в указанных источниках древнерусского права представляют нормы, относящиеся к брачно-семейным отношениям. Так, основы древнерусского семейного и брачного права были отчасти зафиксированы в «Уставе князя Ярослава о церковных судах» (1051 - 1053). Позднее, в XI-XIII вв., ряд норм семейного и брачного права нашел отражение в княжеских кодексах - Краткой и Пространной редакциях Русской Правды, в летописях и др.
Церковное оформление брака - венчание - очень долго не могло вытеснить прежние обычаи свадьбы. Свадьбе обычно предшествовала помолвка, сговор; ей сопутствовала трапеза у родителей невесты (при этом обязательными блюдами были пирог-каравай и сыр). Отказ жениха от брака после сговора считался позором для невесты и компенсировался денежной суммой (за сыр 1 гривна, за оскорбление невесты - 3 гривны), к которой добавлялся еще и штраф в пользу церкви (6 гривен).
Условия заключения брака были довольно сложными:
- (1) брачным возрастом для мужчин считались 15 лет, для женщин - 13-14 лет (правда, эти ограничения нередко не соблюдались);
- (2) запрещались браки между родственниками (включая троюродных братьев и сестер);
- (3) запрещались браки христиан с иноверцами и некрещеными язычниками;
- (4) браки между представителями разных социальных групп формально не запрещались, но фактически не скреплялись церковью и не признавались законными: в этих случаях крестьянки и рабыни выступали как наложницы, «меныиицы» - младшие, «вторые» жены; женитьба свободного на рабыне без предварительного договора с ее хозяином вела к закабалению, к тому же вел и брак свободной с холопом;
- (5) не допускалось заключение более двух браков в течение жизни;
- (6) родители жениха и невесты имели право заставить своих детей вступить в брак (правда, Устав князя Ярослава предусматривал наказание для родителей в случае, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или самоубийство).
Развод супругов в Древней Руси допускался (при этом уплачивался денежный штраф в пользу церкви). Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. Признавалось несколько причин для развода. Новгородские правила епископа Нифонта (1180-е годы) называют две из них: измену жены (измена мужа в качестве основания для развода не рассматривалась) или физическую невозможность мужа к браку. Допускался также развод с наложением епитимьи на три года, «если будет очень худо, так что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также тогда, когда муж «начнет красть одежду жены и пропивать». В более позднее время установились следующие основания для развода отдельно для мужа и жены:
- (1) муж имел право оставить жену в случае ее прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; в случае общения жены с чужими людьми вне дома без разрешения мужа, что являлось угрозой для ее (и, следовательно, его) чести; за ее участие в покушении на жизнь мужа или соучастие в таком покушении; при участии в ограблении мужа или соучастии в таком ограблении (эти нормы - результат влияния византийского права);
- (2) жена могла уйти от мужа в том случае, если он клеветнически обвинял ее в измене, а также в случае его покушении на жизнь жены.
Большая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущество, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала правом собственности на свое приданое. После смерти жены право на наследование ее приданого принадлежало ее собственным детям.
Между супругами существовали обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не могли оставить друг друга, если один их них был тяжело болен.
Право решать внутрисемейные вопросы, как и право наказания за проступки, принадлежало мужу (например, если муж бил и оскорблял свою жену, это расценивалось не как преступление, а как выполнение долга). Сельской общине, княжеским тиунам, церкви, городской администрации был подвластен только муж, но не жена.
Устав князя Ярослава предусматривал ответственность за обеспечение детей и устройство их в жизни: невыдача дочери замуж наказывалась штрафом в пользу митрополита (подобной нормы в византийском праве нет).
Кроме того, нормами церковного права устанавливалась ответственность за преступления против церкви, а также преступления против семьи и нравственности, которые включали три вида: умыкание; пошибание (изнасилование) боярских жен и дочерей; роспуст (самовольный развод с женой).
Княжеские грамоты. Изданные в этот период княжеские грамоты содержат нормы, закрепляющие привилегии городов и вотчин (самая древняя из дошедших до нас грамот - грамота Мстислава I от ИЗО г.).
Внешнеполитические акты. Особое значение как памятники древнерусского права имеют договоры, заключенные Древнерусским государством с соседними державами. За 100 с небольшим лет Русь заключила свыше 30 дипломатических договоров - с Германией, Болгарией, Венгрией, хазарами, варягами, печенегами, аланами, народами Закавказья, Поволжья, Приазовья. Только с Византией Русь заключила 11 договоров, из которых представляют наибольший интерес договоры 907, 911, 944 и 971 гг., которые содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.
В 860 г. русские рати под командованием Аскольда и Дира появились под стенами Константинополя, вынудив византийского императора Михаила III пойти на заключение договора «мира и любви». Нестор считал, что Русская земля, Русь как государство стала известна именно со времени этого похода на Константинополь, который дал ей мировую известность. По этому договору Византия должна была крестить Русь и послать в Киев своего архиепископа; предусматривались свободный доступ купцов на рынки обеих стран, обмен посольствами, заключение военного союза.
В 907 г. князь Олег привел 80-тысячную рать («Повесть временных лет») под стены Константинополя, вынудив императора Льва VI и его брата - соправителя Александра заключить новый «мир», по которому
- (1) Византия выплачивала контрибуцию (по 12 гривен на уключину весло - весел на русских ладьях числом до 2000 было несколько);
- (2) Византия обязывалась уплачивать Руси ежегодные денежные уклады - дань (Константинополь платил ежегодные денежные дани в то время Аварскому каганату, Хазарии, затем стал платить Болгарии; в середине X в. германский король Генрих I выплачивал Венгрии ежегодную денежную дань за условие не нарушать мира на германских границах); все последующие конфликты Руси с Византией во многом происходили оттого, что империя отказывалась платить дань, а Русь стремилась заставить ее выполнять прежние обязательства;
- (3) оговаривалось, что русские послы, приходя в Константинополь, имеют право требовать посольское содержание столько времени, сколько им потребуется (право бессрочного содержания послов за счет империи);
- (4) позволялось русским купцам брать месячину, т.е. помесячное содержание в течение шести месяцев, т.е. на период одной навигации;
- (5) купцам (и послам) предоставлялось право вволю пользоваться византийскими банями;
- (6) русским караванам предоставлялись на обратную дорогу по необходимости корабельные снасти, еда;
- (7) предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии.
В договоре содержались и требования византийцев к руссам:
придя в Константинополь, все пришельцы из Руси должны были селиться на русском подворье около монастыря св. Маманта; по приезде их должны были переписывать императорские чиновники, которые должны были выяснить, кто, с какими целями прибыл и кому полагается купеческая месячина, а кому нет; в Константинополь руссы должны были входить через одни ворота, без оружия, в сопровождении императорского чиновника; запрещались бесчинства русских караванов на пути к Константинополю.
Договор 907 г. был заключен устно; естественно, его текст до нас не дошел, о нем мы знаем по иным документам и по ссылкам на него в договоре 911г.
2 сентября 911г. русское посольство заключило в Константинополе новый договор, на этот раз в письменном виде. Статьи договора охватывали разнообразные стороны жизни подданных обеих стран: в них говорилось о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них; об ответственности за убийство; за умышленные побои, воровство, грабеж, за неуплату долга; особо оговаривался порядок помощи купцам обеих стран, потерпевшим кораблекрушение; подробно определялся порядок выкупа пленников друг у друга; определялся и порядок русской торговли в Византии (данная статья была утрачена); определялся порядок возвращения бежавшей или похищенной русской челяди, рабов, феодальнозависимых людей; говорилось о союзной помощи византийцам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии.
Во многом это был двусторонний договор - обязательства возлагались на обе стороны - за исключением статей о союзной помощи, по которым оговаривалась помощь, оказываемая Русью, но не наоборот.
Русский мир 907-911 гг. просуществовал до 941 г. (30 лет - обычный для того времени срок действия заключенных межгосударственных договоров), и в 941 г. началась новая русско-византийская война, закончившаяся заключением в 944 г. нового договора. Причиной войны послужили острейшие противоречия в осваиваемом Русью Северном Причерноморье. Византия прекратила Руси уплату ежегодной дани и отменила право русских купцов на беспошлинную торговлю в Византии (рухнули основные положения договора
- 907 г.). Князь Игорь с войском дважды - в 941 и 944 гг. - ходил на Константинополь. И если в первый раз русский флот был разбит и был вынужден вернуться, то во второй раз императорское посольство встретило рать Игоря на Дунае: византийцы обязались вновь выплачивать дань и согласились на заключение нового договора. На этот раз договор (между Игорем и послами византийского императора Романа I Лакапина) был заключен в Киеве (там был разработан проект договора, который после утверждения византийским императором был утвержден в Киеве Игорем; в Византии император клялся в верности договору в присутствии русских послов):
- (1) впервые киевский князь титулован «великим князем русских», как его и величали на Руси (до этого в договорах он упоминался как «светлый» князь);
- (2) в новом договоре объединены практически идеи и конкретная часть договоров 907 и 911 гг., которые развиты, углублены и дополнены новыми положениями; договор возвращал оба государства к «ветхому миру», то есть к договору 907 г. и, как в договоре 911 г., декларировалось, что мир устанавливается «на вся лета», то есть навсегда;
- (3) в договоре был подтвержден порядок посольских и торговых контактов, установленный еще в 907 г.; почти без изменения воспроизведен и текст договора 907 г. о порядке прихода русских послов и купцов в Византию, получения ими посольского и купеческого содержания, размещения около монастыря св. Маманта, входа в их город;
- (4) подтверждены и обязанности византийских чиновников переписывать состав русских гостей для получения содержания и удостоверения их личности и цели появления в Византии, вводить руссов в город без оружия, через одни ворота, охранять их, разбирать возникающие недоразумения между руссами и греками; они также должны были контролировать характер и масштабы торговых операций, удостоверять своей печатью на товарах законность произведенных сделок;
- (5) новшеством являлось установление порядка удостоверения личности приходящих из Руси послов и купцов: они должны были предоставлять византийским чиновникам специальные грамоты, выданные великим русским князем и адресованные на имя императора, в этих грамотах должно быть обозначено, кто и с какими целями пожаловал в Византию; если руссы явятся без таких грамот и станут выдавать себя за послов и купцов, то их надлежало взять под стражу (а в случае сопротивления разрешалось их убить) и сообщить о них в Киев (тем самым киевский князь брал под свой контроль все контакты руссов с Византией);
- (6) новым явились и иные ограничения для русских людей в империи: руссы не имели права зимовать на своем подворье в Византии, то есть посольские и купеческие караваны должны были укладываться в период одной навигации; русским купцам запрещалось покупать на византийских рынках дорогие шелковые ткани более чем на 50 золотников; а также была отменена беспошлинная торговля русских купцов в Византии;
- (7) в договоре оговаривались и меры совместной защиты прав на личность и собственность холопов, рабов (бежавшие холопы подлежали поимке и возвращению своим господам);
- (8) изменены наказания за имущественные преступления: прежде за кражу полагалось убийство, если вор был захвачен на месте преступления, теперь было установлено более умеренное наказание, соответственно «законам» греческому и русскому;
- (9) особо обосновывается идея нового византийско-русского военного союза: Русь впервые выступала в качестве равноправного союзника Византии; Русь и Византия взяли на себя равные обязательства посылать войска на помощь друг другу: Русь обязывалась направлять по просьбе Византии своих воинов, сколько потребуется против того противника, которого определит Византия; Византия обязывалась посылать на помощь Руси войска (в количествах, определяемых киевским князем) в том случае, если русский князь попросит помощи, воюя в Северном Причерноморье, Крыму и Приазовье (то есть против Хазарии);
- (10) особо оговаривались взаимные права и обязанности в отношении двух важных стратегических пунктов - Таманского полуострова и устья Днепра; в отношении Таманского полуострова греки признали его сферой влияния Руси, пригласив русского князя защищать наряду со своими владениями и византийские; в отношении устья Днепра (отсюда руссы выходили в Черное море во время своих морских походов) Русь обязывалась не захватывать земли в этом районе, не чинить препятствия жителям Херсонеса в ловле рыбы в устье Днепра, не зимовать в днепровском устье на Белобережье, а по наступлении осени возвращаться в Русь, - но тем самым и устье Днепра было признано сферой влияния Руси.
На рубеже 969 и 970 гг. между Русью и Византией началась новая война: причинами ее послужили конфликт из-за Северного Причерноморья и стремление князя Святослава закрепиться на Дунае. Летом 971 г. осажденный в городе Доростоле на Дунае Святослав был вынужден пойти на переговоры с Византией и на заключение нового «мира». Этот договор состоял из двух частей - устной договоренности и писаного документа. По устной договоренности стороны согласились, что руссы передают грекам Доростол, освобождают пленных, уходят из Болгарии и возвращаются в свое отечество. Греки же обязывались предоставить руссам возможность покинуть на своих судах Доростол, не атаковать их своим флотом, предоставить им на обратную дорогу хлеб. Святослав просил греков, чтобы они направили своих послов к печенегам и просили их пропустить русское войско на родину; император дал такое обещание, в степь ушло византийское посольство (правда, печенеги задержали на днепровских порогах Святослава и убили его). Вторая часть соглашения - письменный договор, который восстанавливал отношение «мира и дружбы» между Византией и Русью; в договоре говорилось и о «сохранении» всех прежних соглашений (в том числе и в части уплаты Византией денежной дани). Но были и новые положения:
- (1) русский князь обязался не воевать более против империи, не приводить своих союзников на подвластные Византии территории, не нападать на Херсонес и его владения, не нападать на Болгарию (которая была полностью подчинена империи);
- (2) князь обещал, как и прежде, по договору 944 г., быть союзником Византии;
- (3) в новом договоре нет упоминаний ни об устье Днепра, ни о русских территориях в Северном Причерноморье; тем самым признавались все успехи Руси по закреплению за собой этих районов, а также завоеваний в Поволжье и Приазовье.
История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна
5. Правовая система Древней Руси
Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».
Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях - Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.
Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги- византийские сборники церковно-гражданских постановлений ).
«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.
Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.
Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.
Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.
Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.
Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.
Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При
Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,
Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об
Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева ВалентинаСистема кормлений на Руси В Московском государстве уезды нередко отдавались (жаловались) в управление княжеским наместникам из числа представителей знати.Пожалование получило наименование отдачи «в кормление», так как наместники и волостели (управляющие более мелкими
Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская НатальяФормирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы
Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило
Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был
Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,
Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторовГлава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих