Закон 44 фз единственный поставщик. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика
Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.
Подробно о закупке у Единственного поставщика по 44 Федеральному закону
^ Перед прочтением обязательно посмотрите видео ^
Закон № раскрывает такое понятие как Закупка у единственного поставщика, под которой понимается заключение контракта путем направления заказчиком предложения конкретному исполнителю. Данная процедура сводится не к выбору наиболее предпочтительного предложения, полученного от нескольких поставщиков, а о праве заказчика заключить госконтракт, минуя торги.
Когда проводится Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
Случаи применения данной процедуры строго регламентированы Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.
Сумма закупки
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
- закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
- контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
- закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
- закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
- контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
- заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
- закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
- закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
- некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
- закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Особые случаи
- Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
- Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
- В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Краткие выводы о неконкурентной закупке
Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.
Согласно Федеральному закону 44, порядок закупки у единственного поставщика осуществляется при выборе заказчиком одного физического или юридического лица - поставщика. Стороны заключают контракт и предоставляют информацию в единый информационный центр. Существуют нюансы и особенности такого вида сделок, которые рекомендуется изучить.
Законодательные основы процесса
Закупка у единственного поставщика по осуществляется согласно статье 93, в ней предоставлена вся информация и нюансы такого вида закупки. В этой статье описаны нюансы составления и оплаты контракта, список необходимых бумаг, дан список предоставляемых услуг, особенности процедуры и процесса осуществления закупки. Последние изменения в эту статью были внесены 29 июля 2017 года. Она состоит из 4 пунктов.
Согласно первому пункту 93 статьи ФЗ 44 о госзакупках, производить покупки у единственного поставщика можно только в случаях:
- Если товар, услуги или работы будут использованы в области деятельности естественных монополий и центрального депозитария;
- Для осуществления деятельности органов по государственной охране;
- Получения соответствующего положения, приказа или распоряжения от Правительства или Президента Российской Федерации;
- Для защиты интересов в случаях разбирательств в международных судебных органах и арбитражах, в которых участвует Российская Федерация;
- Осуществления мобилизационной подготовки;
- Покупки транспортных услуг или средств для помощи и деятельности Вооруженных Сил, перевозки военной техники или военнослужащих в случаях угрозы безопасности государству, восстановления мира и т. д.;
- Закупки Федеральными органами исполнительной власти, по разрешению Правительства РФ, акцизных марок для алкогольной и табачной продукции;
- Денежной суммы покупок услуг, работ или товаров, не превышающей ста тысяч рублей;
- Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями в области культуры;
- Покупки товара, созданного, оформленного или модернизированного на территории России;
- Покупки товаров или услуг, которые могут выполнить только местные органы исполнительной власти;
- Закупка литературы, изобразительного или музыкального искусства у одного автора;
- Приобретения услуг по проведению экскурсий, репетиторству и т. д.;
- Приобретения техники, не имеющей аналогов;
- Заключение контракта на поставку лекарств пациенту и др.
Согласно второму пункту, заказчик обязан за 5 дней до заключения контракта с поставщиком оформить всю информацию о закупке в единой информационной системе. Клиент не должен составлять извещение о покупке, в случае если информация составляет государственную тайну.
В третьем пункте написано, что если клиент выбрал одного подрядчика, то обязан обосновать свои действия в документе. При составлении контракта он описывает законные причины или ситуации, мешающие ему выбрать другие способы осуществления закупки. Обязательно должны быть оформлены сведения о цене и существенные условия и обязательства сторон.
Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона №143
В четвертом пункте написано, что в контракте обязательно должен быть расчет стоимости купленного товара, услуг или работ.
Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно
Скачать 93 статью Федерального закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок» можно
Кто такой единственный поставщик?
Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым составляет контракт заказчик. Заказчик выбирает одного исполнителя, которого либо знает, либо слышал положительные отзывы и стороны составляют контракт, по которому исполнитель обязуется предоставить товар, услуги или работы в нужный срок и в нужном качестве.
По праву заказчик при определении единственного поставщика имеет право опустить формальности 24-ой статьи 44 Федерального закона. Обычно в таких случаях клиент полностью уверен в противоположной стороне и поэтому формальные процедуры не обязательны. Однако все же определенные законом процессы существуют и им стороны следовать обязаны. Единственный исполнитель может быть выбран клиентом только на основании законных причин, оформленных в этой статье выше.
Закупка у единственного поставщика подразумевает, что клиент не будет использовать формальность конкурентного отбора. Такие покупки совершаются без контрактной системы и в законодательство Российской Федерации такая категория была введена для неподходящих под типичные категории случаев и должна была быть использована редко. Однако на сегодняшний это один из самых популярных способов проведения закупки.
Порядок оформления закупки по ФЗ 44
Шагов для проведения закупки у единственного поставщика несколько и этот способ осуществления покупок считается самым простым при наличии законных оснований.
Процедура заключения сделки:
- Для начала заказчик составляет план. В плане составляется та информация, которая необходима для осуществления цели и задач заказчика. В документ вписывается цель проведения покупок, идентификационный код, объем финансирования и законные основания для закупки у единственного поставщика;
- Затем клиент выбирает поставщика. Часто случается, что лицо выбирает одного и того же человека на протяжении многих лет;
- Составляется контракт, используются все необходимые документы. Он составляется письменно, в произвольном порядке, от руки или напечатан на компьютере;
- Затем сведения из контракта переносятся в единую информационную систему. Согласно Федеральному закону 44, вписывается срок подписания контракта, предоставляются необходимые документы.
Среди необходимых документов:
- Дата внесения информации в ЕИС и идентификационный номер;
- Бумаги со сведениями об изменениях или предложениях;
- Отчеты о ходе закупки;
- Документ с информацией о закупке товара, услуги или работы.
После совершения процедуры, перед внесением сведений в единую информационную систему, у сторон есть 10 дней для согласования возможных поправок, внесения изменений и т. д. Затем в течение пяти дней контракт должен быть подписан и информация о нем внесена в ЕИС. В случаях, если проект разделен на этапы, то по завершению одного этапа в систему вносится отчет.
Максимально допустимая сумма
Закупка у единственного снабженца совершается только в случае, если другие способы закупки невозможны или нецелесообразны. Согласно Федеральному закону номер 44 и его статье 93, денежная сумма за товар, услугу или работу должна быть «небольшой». Конкретная сумма не предоставляется и определения слова «небольшой» в законе нет.
Но в четвертом пункте статьи написано, что денежная сумма за всю закупку не должна превышать 100 тысяч рублей. Именно такая денежная сумма считается допустимой для использования заказчиком при составлении и оформлении контракта и проведения закупки у одного исполнителя.
Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.
О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .
Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:
Этап 1. Подготовка к закупке
Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:
- услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях ;
- работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения .
При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.
Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.
Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).
Этап 3. Направление предложения о заключении контракта
Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).
Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.
Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки
После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .
Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.
Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования
Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.
Контракт должен содержать все существенные условия.
При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:
- у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ , если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
- учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных ;
- услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков ;
- услуг авторского контроля, технического и авторского надзора ;
- в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейс я;
- оборудования, программного обеспечения образовательными организациями - инновационными площадками ;
- жилья экономкласса у организаций, заключивших дог овор на освоение территории в целях строительства такого жилья ;
- работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России ;
- работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов .
Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.
Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке
Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
В извещении нужно указать:
- сведения о заказчике (специализированной организации);
- краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
- все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
- размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.
Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.
Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.
Этап 7. Подписание контракта
Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.
Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки
В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .
Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.
Его можно составить в произвольной форме .
В отчете нужно указать:
- конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
- причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.
К таким причинам относятся, например:
- срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
- риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
- отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.
Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Самым востребованным способом закупки у заказчиков по 44-ФЗ остается заключение контракта с единственным поставщиком . Закон устанавливает для этого ряд оснований. Каковы особенности закупки у единственного поставщика? Об этом расскажем в сегодняшней статье.
Планирование
Закупка у единственного поставщика является самостоятельной процедурой и отражается заказчиком в плановых документах . Однако для этого установлен особый порядок. В частности, так называемые малые закупки (стоимостью до 100 тыс. и 400 тыс. рублей) отражаются одной строкой без разбивки по позици ям . Это связано с тем, что полное их отражение в плановых документах слишком трудоемко для заказчика и не несет какой-либо сверхценной информации для ФАС и поставщиков.
Извещение о закупке
В ряде случаев о заключении контракта с единственным поставщиком необходимо . Это относится к закупкам, которые производятся по основаниям, указанным в пунктах 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 статьи 93 закона. Вот некоторые из них:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
- закупка у субъекта естественной монополии;
- закупка услуг по водоснабжению, водоотведению и т. д.;
- заключение контракта, связанного с поставкой отечественного вооружения, не имеющего аналогов;
- заключение контракта на авторский контроль за проектной документацией;
- заключение контрактов, исполнителем или заказчиком которых являются учреждения уголовно-исправительной системы;
- если предметом закупки выступают печатные издания, а также произведения литературы и искусства (закупаются у авторов);
- заключение контрактов по реализации театральных билетов и другие контракты, заключаемые театрами.
Если сведения о закупке составляют государственную тайну, извещение не публикуется.
Извещение размещается не позднее, чем за 5 дней до заключения контракта.
Состав извещения
В перечисленных выше и некоторых других случаях заказчик публикует извещение о предстоящем заключении контракта, которое включает:
- Сведения о заказчике : наименование, адрес, телефон, email, ФИО ответственного лица.
- Условия контракта
в кратком изложении с учетом статьи 33 закона:
- о количестве закупаемого объекта;
- о месте проведения работ;
- о сроках исполнения контракта;
- о стоимости и источнике финансирования.
- Ограничения , если они установлены для данной закупки.
- Размер обеспечения исполнения контракта , если единственный поставщик его установил.
Уведомление контролирующих органов
Определенные основания заключения контракта в обход конкурентной процедуры требуют уведомления контролирующих органов. ФАС не просто получает сведения о предстоящем заключении контракта, но и осуществляет оперативную проверку . Вот случаи, когда необходимо уведомить контролеров:
- Заключение контракта с органом исполнительной власти .
- Закупка в целях ликвидации аварий , чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы.
- Заключение органом Федеральной власти контракта на лечение гражданина РФ за границей .
Что касается аварий и прочего форс-мажора, заказчики довольно часто неверно оценивают обстоятельства, считая их аварийными и пытаясь провести закупку у единственного поставщика. Обычно это бывает следствием ошибки, но порой и попыткой злоупотребления.
Такое уведомление направляется в ФАС не позже следующего рабочего дня после заключения контракта. В нем необходимо указать, что и на каком основании было закуплено.
Отчет о закупке у единственного поставщика
В ряде случаев, указанных в части 3 статьи 93 закона, по итогам заключения контракта с единственным источником заказчик обязан составить отчет . В нем содержится информация:
- о том, почему было нецелесообразно либо невозможно провести конкурентную процедуру;
- обоснование цены контракта;
- его существенные условия.
Важно понимать, что обоснования цены контракта с единственным поставщиком проводится всегда , а не только в случаях, требующих составления отчета. Исключение составляют закупки у ЕП, указанные в плане-графике «единой строкой».
Обоснование закупки не может строиться на субъективном мнении заказчика - оно должно содержать ссылки на законодательные нормы. Некачественное планирование или срочность не будут являться достаточными основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком. Главная задача заказчика - эффективно планировать свои нужды, закупки с целью их удовлетворения и трату бюджетных средств.
Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентной процедуры. Однако заключить контракт с единственным поставщиком можно только в определенных случаях. Например, если закупаются товары на сумму не более 100 или 400 тыс. руб. За нарушение этих ограничений предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Кроме того, вашу закупку могут отменить. Обратите внимание, что выбранный вами единственный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок.
Что понимается под единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
Единственный поставщик - физическое или юридическое лицо, с которым заказчик заключает контракт без проведения конкурентной процедуры.
Однако на Закон N 44-ФЗ предусматривает ограничения.
Какие установлены ограничения на закупку у единственного поставщика
Ограничение по объему закупки
В ряде случаев вы можете заключить контракт с единственным поставщиком только с учетом ограничений по цене и объему закупки.
Закупка до 100 тыс. руб.
Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- до 2 млн руб.;
- до 5% совокупного годового объема закупок, но не более чем 50 млн руб.
Для нужд сельских поселений годовой объем закупок не ограничен.
Не рекомендуем вам проводить такую закупку на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. Если СГОЗ уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок и штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб. Аналогичная рекомендация приведена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229.
Закупка до 400 тыс. руб.
Годовой объем закупок до 400 тыс. руб. не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и должен быть не более 20 млн руб. При этом такие закупки могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные организации (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Закупка в целях ликвидации последствий ЧС, оказания медицинской экстренной или неотложной помощи и т.п.
В этом случае вы можете закупить тот объем товара, работ или услуг, который необходим для ликвидации таких последствий либо для оказания такой помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом закупка должна быть разовой и направлена, например, исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий. Не выбирайте этот способ, когда вы можете прогнозировать и контролировать ситуацию. Такая позиция (со ссылкой на Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 по делу N А51-7057/2012) приведена в Письмах Минэкономразвития России от 04.04.2016 N ОГ-Д28-4271, от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1230. По результатам такой закупки суд может признать контракт недействительным (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 N 17АП-15992/2015-ГК, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 N 13АП-6159/2017).
Закупка лекарств по медицинским показаниям
Вы можете у единственного поставщика, если не успеваете (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом:
- должна быть не выше 200 тыс. руб.;
- максимальный объем закупаемых лекарств - столько, сколько необходимо на срок проведения запроса предложений (так, закупаются конкретные лекарства для пациента по общему правилу - п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
- на каждого пациента нужно заключить отдельный контракт.
Ограничение по возможным заказчикам
В некоторых случаях контракт с единственным поставщиком могут заключить только:
- учреждения культуры, образовательные организации и т.д. (п. п. 5, 17, 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- учреждения, исполняющие наказания, в случае закупки для трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- ФТС в случае закупки работ по изготовлению акцизных марок по п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Читайте также:
Ограничение по возможным поставщикам
В ряде случаев вы можете заключить контракт с единственным поставщиком только с определенной категорией поставщиков:
- с монополистом (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными учреждениями (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- поставщиком, определенным правовым актом президента или правительства (п. п. 2, 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Например, Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2018 N 1856-р утверждены Перечни единственных исполнителей контрактов в целях закупок школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи и существенные условия таких контрактов;
- учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- организатором мероприятия, которое проводят для нужд нескольких заказчиков. Этого организатора уже выбрал один из заказчиков, проведя конкурентную закупку по Закону N 44-ФЗ (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- поставщиком - инвестором товара по п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Ограничение по предмету контракта
Большинство ограничений на заключение контрактов с единственным поставщиком связаны со спецификой предмета контракта:
- закупки в сфере энергоснабжения, строительства, ремонта, недвижимости .
Все случаи таких закупок указаны в п. п. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- закупки в сфере госуправления, обороны.
Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40 - 42, 46, 50 - 54 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, поставка российского вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов, обеспечение деятельности госохраны и т.д.;
- закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования .
Случаи таких закупок установлены в п. п. 10, 13 - 15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- иные закупки со специальным предметом контракта .
К ним относятся:
Лечение гражданина РФ иностранной организацией за пределами территории РФ (ч. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Выдача банковской гарантии, если заказчиком является БУ, ГУП или МУП (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории РФ по специальному инвестиционному контракту (п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо по регулируемым ценам.
Процедурные ограничения
Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентная процедура не состоялась (п. п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Процедура считается несостоявшейся, если одна заявка была подана изначально или осталась по результатам процедуры, а также не было подано ни одной заявки либо все заявки были отклонены при проведении закрытых закупок.
В определенных случаях вы должны согласовать заключение контракта с контрольным органом.