Какое положение содержалось в брежневской конституции. О депутатских привилегиях
На XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия, однако понадобилось 15 лет, чтобы выработать новую конституцию, хотя ее основное содержание было взято из конституции 1936 г. Между тем советские руководители успели отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, введя новое понятие «развитого социализма», отсутствовавшее в произведениях классиков марксизма-ленинизма.
Дубчек отказался от любого военного сопротивления, поскольку с самого начала это считалось безнадежным. Тем не менее произошли столкновения между гражданским населением и захватчиками. В первый день вторжения погибло 23 человека. Чешский и словацкий люди пытались замедлить оккупацию гражданским неповиновением и различными действиями. Таким образом, знаки и уличные знаки были скручены, раскрашены, разбиты или разобраны, так что местно-дефицитные оккупанты были отправлены в неправильном направлении.
Тысячи преимущественно самонаводящихся или самоназванных плакатов, которые издевались над оккупантами и призывали к пассивному сопротивлению, распространялись и приклеивались к стенам и окнам магазинов, главным образом в Праге и Братиславе, но и в других городах. Чехословацкое радио сыграло важную роль. Например, под тогдашней головой Йиржи Пеликаном для информирования населения использовалась мобильная станция. В своей стране они не были проинформированы о событиях или частично ошибаются. Кроме того, важную роль сыграли пиратские станции, которые не могли быть полностью устранены советскими оккупационными силами.
Это новое понятие позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью, объясняло необходимость экономической реформы, которая могла помочь «незамедлительно» восполнить постоянно возникавшие в стране дефициты, и отодвигало в далекое будущее идею отмирания государства. Немало внимания было уделено восстановлению строгих норм законности, повышению сплоченности граждан, призываемых «активно включиться» в управление общественными делами «общенародного государства» (представлявшего все признанные социальные слои - рабочих, крестьян-колхозников и интеллигенцию, под которой подразумевались все лица, получившие среднее образование и не занятые физическим трудом), а также возрастанию роли «общественных организаций». При этом определение «социалистический», всегда стоявшее рядом с «законностью» и «демократией», недвусмысленно указывало, что речь вовсе не идет о правовом государстве в западном смысле слова, то есть государстве, основанном на приоритете прав личности.
Этот призыв был вызван тем, что конституционный порядок социалистического государства был поставлен под угрозу контрреволюционные силы, замышляющие внешние силы, враждебные социализму. События в Чехословакии и вокруг нее были предметом многих обменов мнениями среди лидеров социалистических братских стран, в том числе Чехословакии. Эти страны единодушны в том, что поддержка, консолидация и защита социалистических достижений народов - это общий международный долг всех социалистических государств. Эта общая позиция была также торжественно провозглашена в Братиславской декларации.
Конституция 1977 г. более решительно по сравнению с предыдущими утверждала ведущую роль Коммунистической партии. Она и формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.
В то же время, подчеркивая важность участия общества и утверждая принцип коммунистического самоуправления посредством развития подлинной демократии («трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел»), Конституция признавала возрастание роли общественных организаций. Существование таких общественных организаций и увеличение числа микроочагов самоуправления, способных «действовать, властвовать и осуществлять внутренний обмен» между соответствующими организациями (М.Ферро), - таковы главные особенности социальной жизни «брежневского периода».
Дальнейшая эскалация ситуации в Чехословакии затрагивает жизненно важные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю в Чехословакии также угрожает основам европейского мира.
Кроме того, места вблизи границы были изолированы и разрешены только для жителей. Также в этот день открылась открытая пропагандистская радиостанция «Радио Влтава». Цель состояла в том, чтобы повлиять на население в смысле государств Варшавского договора.
Естественно, эти явления не должны рассматриваться в отрыве от таких специфических тенденций жизни общества, как быстрая урбанизация и повышение общего образовательного уровня населения в эти годы. В рассматриваемый период самоуправление развивалось во многих областях советской действительности: местной жизни и городском управлении (в 1980 г. в Советы всех уровней было избрано 2270 тыс. лиц, которые теперь назывались «народными депутатами» - в соответствии с представлением об «общенародном государстве», которое заменило собой «диктатуру пролетариата»). Причем если власть местных Советов и была ограниченной, то контроль центральных органов за сотнями новых советов, возникших в поселках вокруг городов или на периферии (особенно в Сибири), зачастую был вовсе символическим.
Предположительно, в течение года после Мюнхенского соглашения, чехи не должны быть озлоблены видом захватчиков в немецкой форме. Моторизованная стрелковая дивизия приблизилась к чехословацкой границе в районе Адорф-Ауэрбах-Ольнниц. В Московском протоколе, который был принят три дня спустя, содержится отмена почти всех проектов реформ. С этим результатом де-факто капитуляции в его багаже, Дубчек, которого в настоящее время оставил в своем кабинете, вернулся в Прагу, где его снова приняли с энтузиазмом.
В результате оккупации Чехословакией войсками Варшавского договора десятки тысяч людей, прежде всего квалифицированных рабочих и интеллектуалов, покинули страну. Около 1000 человек бежали в Австрию один, а еще 1000 туристов не возвращались из Австрии в Чехословакию. В ходе чисток в Коммунистической партии, которую Гусак немедленно начал приводить в движение, почти полмиллиона членов партии были лишены книги партии.
Число общественных организаций возросло и в других сферах, на первый взгляд далеких от политики: в культурной жизни, в спортивном движении и т.д. Часто опираясь именно на них, и расцвели в период «перестройки» и «гласности» тысячи «неформальных объединений». Центральные власти поощряли, наконец, «народный контроль» граждан за предприятиями и административными органами. Для этого была создана обширная сеть (около 250 тыс.) комитетов народного контроля, в которые входили, с одной стороны, трудящиеся-коммунисты, с другой - все желающие, не обязательно члены КПСС, но прошедшие отбор в парторганизациях. Эта параллельная структура, воскрешавшая в памяти «рабоче-крестьянскую инспекцию», созданную Лениным и упраздненную в 1934 г. Сталиным, в скором времени охватила всю страну: Комитет народного контроля, тесно сотрудничавший с Советами, превратился в настоящую армию контроля, в которой участвовал каждый шестой взрослый человек. Какой бы формальной она ни была, эта структура управления стимулировала добровольное участие в жизни общества, все больше привлекая людей, получивших образование.
Фильмы о Пражской весне
В знак протеста против подавления Пражской весны ученик Ян Палач сжег в январе в результате его травм. Его поступок повторялся месяцем позже Ян Зайцем в том же месте. Жорж Помпиду был близким помощником генерала де Голля почти двадцать пять лет. Будучи премьер-министром более шести лет и преемником Республики в течение пяти лет, он вошел в историю Британской империи.
Он оставался очень привязан к родовой родине своих родителей и всегда ссылался на ценности республиканской школы: «Праведность и работа, уважение к достоинствам и достоинствам духа». Он много дружил, чему он придавал большое значение всю свою жизнь, особенно с Леопольдом Седаром Сенгором который позже стал первым и очень восхищенным - президентом Республики Сенегал. Республику к руководителю его управленческого персонала. Жоржа Помпиду, так сказать, осуществлял полномочия, которые, согласно новой Конституции, которая учредила Пятую республику, были затем поддержаны премьер-министром.
Эта институционализация общественной жизни, закрепленная Конституцией 1977 г., но возникшая значительно раньше - означала ли она реальный рост политического влияния граждан или просто была одной из уловок режима, - несомненно, находилась в прямой связи с неожиданным всплеском спонтанной общественной активности, характерной для данного периода.
После избрания генерала де Голля президентом Республики Жорж Помпиду некоторое время возвращался в корпоративный мир, но продолжал выполнять обязанности, возложенные на него новым главой государства. Как официальный представитель генерала, ему было поручено вести переговоры о застопорившихся переговорах с Национальным фронтом освобождения Алжира.
И как сказал генерал в своих мемуарах «Надежда», «он внезапно увидел себя премьер-министром, не пытаясь этого добиться, которому поручена огромная задача, катапультировавшаяся в разгар общественной жизни, стояла в центре внимания информации». Обстоятельства, но также и интеллектуальная близость к генералу де Голлю и его привязанность к нему, помогли ему удерживать его «на должности дольше, чем все главы правительства на протяжении столетия». По словам Франсуа-Ксавьера Ортоли, руководителя штаба Жоржа Помпиду в отеле «Матиньон», сотрудники двух государственных деятелей с трудом проникали в химию отношений между двумя мужчинами и во многих случаях признавали отдельные досье какова была инициатива того и что по инициативе другого, что появилось из конфронтации идей, адаптация понятий.
«Брежневская» конституция была принята Верховным советом СССР 7 октября 1977 г. взамен «Сталинской» конституции 1936 г. Этот документ вошёл в историю как «конституция развитого социализма», поскольку констатировал построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».
После того, как Алжирская война закончилась, и Франция смогла посвятить свою энергию другим задачам, президент Республики и премьер-министр вместе работали над возобновлением Франции и ее экономики. Все французы должны были воспользоваться технологическими достижениями и экономическим ростом, который они сделали возможным. С другой стороны, было неприемлемо, что эти потрясения из-за их жестокости вызвали неприемлемые социальные страдания. Жорж Помпиду писал: «Невероятно, чтобы Франция внесла необходимые изменения в форму, в которой произошла промышленная революция прошлого века».
Несмотря на преемственность с предшествующими конституциями (1918 , 1924 , 1936), Основной закон 1977 г. представлял собой более высокий уровень конституционного законодательства. Эта конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» - всенародное обсуждение и референдум, - а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Право на труд теперь дополнялось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также с учётом общественных потребностей. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.
Кроме того, благодаря восстановлению экономики сильная Франция снова рассчитывала на мировую торговлю, сохраняя при этом свою независимость от независимости Соединенных Штатов и Соединенных Штатов. Он поддерживал группированные блоки, но углублял отношения с отдельными странами этих блоков и всеми государствами, которые не хотели принадлежать им.
Спокойствие, с которым Джордж Помпиду справлялся с этим кризисом, позволило генералу де Голлю обратить вспять ход событий и своевременно восстановить нормальное функционирование наших учреждений. Затем завершилось долгое сотрудничество с генералом де Голлем.
К сожалению, многие права, узаконенные Конституцией 1977 г., например, свобода слова и печати, в условиях существовавшего тогда государственного строя и однопартийной политической системы (при «руководящей и направляющей роли» Коммунистической партии) так и остались лишь декларацией. Не реализована была в полной мере и жилищная программа. Тем не менее, Конституция СССР 1977 г. приблизила закон к правовой практике своей эпохи.
После этих выборов Конституция, принятая французским народом и осуществленная генералом де Голлем, по-прежнему была полностью применена и безоговорочно действительна; выдающаяся позиция Президента Республики постоянно подтверждается. Но преемственность не исключала возобновления, вызванного обстоятельствами и личностью нового главы государства. Политически открытие было завершено, и появилось президентское большинство, что ознаменовало новый вид сотрудничества между правительством и парламентом.
Процесс европейской интеграции в то время находился в кризисе: он больше не прогрессировал; и Общий сельскохозяйственный рынок угрожал регрессом из-за отсутствия финансирования. Наши партнеры сделали дальнейшую консолидацию европейского проекта зависимым от присоединения Великобритании. Жорж Помпиду был убежден в том, что процветание нашей страны и способность Франции продолжать играть роль в мире зависят от успеха европейского объединения.
В период «перестройки» в Конституцию 1977 г. был внесён целый ряд поправок, направленных на расширение прав и свобод граждан, но в конце 1991 г. она прекратила своё действие в связи с распадом государства, Основным законом которого являлась на протяжении пятнадцати лет.
Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 2004; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . constitution . garant . ru / DOC _1449448. htm ; Чистяков О. И. Развитие Конституции Российской Федерации. М., 1980.
Поэтому он возобновил переговоры и посчастливилось найти партнера по переговорам в премьер-министре Великобритании Эдварде Хит, который, как и он, был заядлым европейцем. Он дал ряд важных речей, в которых он объяснил свой долгосрочный взгляд на мир в то время, особенно в отношении развития мира, организации торговли и торговли и окружающей среды; эти тексты должны составлять основу его действий на протяжении всего его пятилетнего срока.
Тем не менее Франция не отказалась от своей независимости от Соединенных Штатов. Во главе с Леонидом Брежневым в то время и с другими странами Востока были установлены тесные отношения. В течение пяти лет Леонид Брежнев и Жорж Помпиду встречались пять раз за разговоры. Также были укреплены независимые отношения с каждым Восточным блоком. «Кондоминиум» двух великих держав, о которых боялся Жорж Помпиду, постепенно сопровождался ослаблением и независимостью всех европейских государств.
См. также в Президентской библиотеке:
Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. М., 1977
;Конституция - Основной закон: коллекция.