Вступил в силу новый регламент гибдд. объясняем, что изменилось и как тебе с этим жить
20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.
1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.
2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС
Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
5. Прекращение выдачи справок о ДТП
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
- решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.
86309 7
В прежней версии этого регламента, утвержденного приказом МВД № 664, при необходимости воспользоваться чужой машиной, сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не понравилась Генеральной прокуратуре.
Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но дело в том, что в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25. А она предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием Кодекса.
Надо сказать, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в отношениях сотрудник ДПС - водитель в последнее время. За тонировку также положен только штраф. Однако, если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя также привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди за это попадали под арест.
Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении машины, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается. Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить по подозрению в совершении административного нарушения. Мол, кажется мне, что вы где-то выехали на встречку, предоставьте документы. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.
За непредоставление машины сотруднику полиции часть 1 статьи 12.25 КоАП предусматривает штраф 500 рублей
Напомним, что приказ № , в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего знаменитого приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Он вступил в силу в октябре прошлого, но уже потребовал поправок. Причем поправки появились в нем не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству. В свое время точно такая же история была и со 185 приказом. Дело в том, что в первоначальной редакции 185 приказ давал возможность сотрудникам ГИБДД отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей. А также оформлять в отношении них административные протоколы. Однако, прокуратура потребовала убрать этот пункт.
В новом 664 приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Но требуется писать рапорт руководству, который руководство направит в прокуратуру. А в отношении судей вновь появилась возможность оформлять нарушения, как и в отношении обычных граждан. Однако поправки вернули все обратно.
В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить только рапорт своему руководству.
20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный “Приказ №185”.
О регламенте
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название: “Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения”
Вводится: “Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664”
В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону “О полиции” и “Правилам дорожного движения”. Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.
Регламент – Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.
Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Запрещена фото-видео съемка сотрудников полиции
Это главный миф , который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом “О полиции”.
Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Остановка для проверки документов по новому Административному регламенту МВД может осуществляться на любом посту
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие “начитанные” водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.
Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.
Не пытайтесь повторить. В данном видеоролике непонятны такие лояльные действия сотрудников. Были все основания для привлечения водителя к ответственности за невыполнение законных требований.
Еще раз, водитель обязан выполнять законные требования сотрудников полиции. Главный “закон” для водителя это . Регламент МВД (ГИБДД) – для полиции. Нарушение регламента не основание не выполнять законные требования.
Есть мнение: “Не по регламенту – не по закону” – оно не верно . Для подтверждения попробуйте найти дело, где неисполнение регламента как-либо основательно повлияло на результат рассмотрения.
По своей сути регламент МВД для водителя – это путеводитель по законодательству в области дорожного движения. Он полностью соответсвует федеральным законам и водителю не требуется копаться во всех нормативных документах, а просто найти ссылку на требуемую статью закона из регламента.
Для тех, кто все-таки жаждит пообщатся с инспектором, касаемо остановки для проверки документов в регламенте есть еще раздел “Основания для проверки документов”.
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
- остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 – 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
Тут шансов у водителя практически нет. Стоит отметить, никаких ориентировок, планов мероприятий, инных документов, кроме служебного удостоверения инспектор предоставлять не обязан.
Засады запрещены
Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему , его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.
Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).
Для фиксации нарушений ПДД можно использовать квадрокоптер
Возврат к автомобилю после освидетельствования на опьянение
233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту , в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.
Фиксация в зоне временных знаков
Исключен запрет установки средств фиксации в зоне действия .
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.
Коммерческие камеры
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.
Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.
Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы – спрашивайте в комментариях, обсудим.
На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес. Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.
Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.
Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.
На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.
Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер
39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.
Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.
При этом возможно использование видеокамер установленных:
- в автомобиле ДПС;
- на посту;
- на сотруднике (носимый регистратор).
Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.
Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых
40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД
46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .
При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.
Остановка автомобилей для проверки документов вне постов
63.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).
84.
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7.
Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9.
Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12.
Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.
Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.
Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.
Использование мигалок при остановке в темное время суток
Пункт 85 нового регламента ГИБДД:
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.
Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.
Особенности принудительной остановки транспортных средств
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
- с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;
Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:
- на горных дорогах;
- в местах с ограниченной видимостью;
- на железнодорожных переездах;
- на мостах;
- на путепроводах;
- на эстакадах;
- в туннелях.
Исправление ошибок в документах ГИБДД
174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.
Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).
Основания для досмотра автомобиля
155.
- проверка обоснованного предположения
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
- осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:
- проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
- задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.
Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.
Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.
Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.
Изъятие записей видеорегистратора инспектором
176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.
Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.
Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.
Соответствие пунктов старого и нового регламента
Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:
Административная процедура | Пункт " " регламента | Пункт " " регламента |
Надзор за дорожным движением | 58 | 38 |
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации | 75 | 55 |
Регулирование дорожного движения | 79 | 58 |
Остановка транспортного средства | 84 | 63 |
Остановка пешехода | 101 | 77 |
Проверка маркировочных обозначений | 106 | 82 |
Опрос водителя | 131 | 102 |
Составление протокола | 142 | 109 |
Вынесение постановления | 156 | 120 |
Доставление | 175 | 187 |
Задержание водителя | 179 | 192 |
Досмотр водителя | 189 | 165 |
Осмотр ТС | 197 | 149 |
Досмотр ТС | 202 | 155 |
Изъятие вещей | 213 | 173 |
Отстранение от управления | 223 | 126 |
Освидетельствование на состояние опьянения | 227 | 129 |
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения | 234 | 136 |
Задержание ТС | 244 | 146 |
Запрещение эксплуатации | 258 | 143 |
Арест ТС | 260 | 181 |
Выезд на место ДТП | 266 | 207 |
В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".
С 20 октября правила поведения на дорогах изменились: вступил в силу новый регламент, касающийся работы сотрудников ГИБДД . Теперь гаишникам придется вежливее общаться с автомобилистами. Вместе с тем, у сотрудников ДПС появятся законные основания останавливать машины вне постов. Как теперь вести себя при общении с сотрудниками ГАИ выяснял портал - iz.ru.
Предупрежден - вооружен
Раньше участники дорожного движения могли спокойно использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру на месте дорожного происшествия. Однако пункт, разрешающий водителям фиксировать действия сотрудников ГИБДД, удален из нового регламента. Отсутствие этой нормы в документе вызвало у водителей беспокойство. Но бояться, как оказалось, нечего. Как сообщил на пресс-конференции начальник управления ДПС Александр Быков, производить съемку на месте ДТП по-прежнему разрешается.
Изменения в регламенте ГИБДД
Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом, - отметил Быков.
По новым правилам водителям придется передавать документы во время проверки без цепочек и удерживающих устройств. Раньше некоторые автолюбители прикрепляли удостоверения, чтобы инспектор не унес их в автомобиль для оформления протокола.
Постоять за свои права
Еще одно важное нововведение касается процедуры изъятия водительских удостоверений. С 20 октября сотрудники ГАИ не смогут забирать права водителей прямо на месте аварии. У провинившихся автомобилистов будет как минимум три дня, чтобы сдать документ в подразделение ГИБДД.
Кроме того, в некоторых случаях будет упрощена процедура оформления ДТП. Проводиться она будет в соответствии с так называемым Европротоколом. Если дорожный инцидент произошел с участием двух автомобилей, оба транспортных средства застрахованы и никто из водителей и пассажиров не пострадал, то дежурный может предложить автовладельцам оформить документы самостоятельно. Им останется лишь заполнить в двух экземплярах бланк извещения и спокойно разъехаться по своим делам. Но если у водителей всё же возникнут разногласия, дежурный предложит им оформить происшествие на ближайшем посту ГАИ или в отделении полиции.
«У МВД отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП, - пояснил начальник управления ДПС ГИБДД России Александр Быков, - поэтому из нового административного регламента были исключены положения, предусматривающие выдачу сотрудниками полиции таких справок участникам происшествия».
Шофер для трезвого водителя
Водителям больше не придется самостоятельно возвращаться к своим автомобилям после прохождения медицинского освидетельствования. Согласно новому регламенту, инспекторы вправе заставить автовладельца пройти проверку на алкогольное опьянение в следующих случаях: когда изо рта водителя пахнет алкоголем , позы его неустойчивы, речь несвязанная, а поведение не соответствует обстановке. Если тест проводился на посту ГИБДД, то сотрудники дорожной службы обязаны сопроводить гражданина обратно до его автомобиля. Но нужно учесть, такое возможно только в том случае, если автомобилист докажет свою трезвость.
Алкотестер с результатами проверки водителя автомобиля на содержание алкоголя в крови
Засесть в кусты
Число сотрудников ГИБДД в связи с принятием нового регламента увеличено не будет.
С учетом сокращения финансирования вопрос об увеличении личного состава не рассматривается, - отметил Быков, добавив, что сейчас количество сотрудников ДПС в России не превышает 55 тыс. человек. Он также заявил, что число стационарных постов ДПС сократилось за последние пять лет более чем в три раза, а автопарк за этот же период вырос на 6 млн автомобилей.
Сотрудник ДПС следит за дорожной ситуацией в мобильном комплексе фотовидеофиксации нарушений дорожного движения.
Новый регламент запрещает сотрудникам дорожной полиции устраивать засады на российских дорогах. Патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден участникам дорожного движения. Нарушать эту норму можно только в особых случаях. Например, для обеспечения безопасности на скоростных и аварийных участках дороги, а также на «переломах рельефа».
Только в этих случаях допустима установка транспортного средства с частичным закрытием: либо за переломом рельефа, либо каких-то инженерных сооружений, - пояснил Быков.
Но теперь ГИБДД получило право устанавливать камеры в местах действия временных знаков. Например, ограничивающих скорость при проведении ремонтных работ. Раньше гаишники не могли выписывать штраф в зоне действия знака временного ограничения скорости.
Полицейский этикет
Изменятся и нормы общения сотрудников ДПС с участниками движения. Обращаясь к водителю, инспектор обязан представиться, назвать свою должность и звание, а также сообщить причину и цель обращения. Если автомобилист потребует от инспектора предъявить удостоверение, сотрудник дорожной полиции должен показать документ.
Стоит отметить, что регламент запрещает сотрудникам ДПС «проявлять грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и неправомерные, незаслуженные обвинения, а также оскорбительные выражения или реплики и совершать действия, провоцирующие противоправное поведение». По регламенту сотруднику ГИБДД не следует обращаться к водителю на «ты» и провоцировать на проявление агрессии. И это не говоря о высказываниях «дискриминационного характера» по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, социального или семейного положения.
Многие водители обратили внимание на отсутствие в регламенте пункта, запрещающего инспекторам курить в присутствии участников дорожного движения. Однако это, по словам начальника ДПС , не означает, что во время общения с водителями сотрудникам позволяется «курить и дымить в лицо».
У нас есть кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ, там эта норма включена, - сказал Быков.