Водительское удостоверение нового образца с чипом. Новые российские водительские права: в чём отличие от старых? Кому и зачем это нужно
Для того, чтобы печатать документы нового поколения, у подразделений ГИБДД должны быть определённые «технические возможности». Когда именно начнут выдавать такие удостоверения, неизвестно.
Проект приказа МВД, касающийся водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортного средства нового поколения, был опубликован на сайте regulation.gov.ru. В начале текущего месяца стало известно о том, что госпошлина на указанные документы вырастет: за выдачу новых прав придётся заплатить 3 000 рублей, за СТС – 1 500 рублей.
Документы нового поколения получат встроенные микрочипы, которые будут содержать информацию об обладателе водительских прав и СТС. В МВД уже оценили ежегодные закупки чипов для водительских документов: примерно 18 млн. единиц. На это в 2019 году ведомство потратит 4,9 млрд. рублей, в 2020-ом – 5,1 млрд. рублей, в 2021-ом – 5,3 млрд. рублей, в 2022-ом – 5,6 млрд. рублей, в 2023-ем – 5,8 млрд. рублей, в 2024-ом – 6,1 млрд. рублей. В текущем году с чипами планируют выдать около 10 тысяч прав и СТС, на что потребуется 2,6 млн. рублей.
Новости / Авто и общество
За езду без прав накажут строже
О том, что санкции за езду без прав изменят, рассказали в Министерстве внутренних дел РФ. Сейчас ведомство рассматривает предложения об усилении ответственности за нарушения по статье 12.7 КоАП «Управление транспортным...
1717 0 0 20.08.2018
При этом в полицейском ведомстве не скрывают того, что цель нововведений – реализация правительственного плана по «закупкам микроэлектронной продукции». Эта задача предполагает загрузку отечественного предприятия, выпускающего микрочипы (речь идёт о заводе «Микрон», которых находится в Зеленограде). Расплачиваться, однако, придётся обычным автовладельцам: именно на их карманы ляжет дополнительная финансовая нагрузка.
Также на новых правах надпись «водительское удостоверение» продублируют сиреневым цветом на английском (Driving License) и французском (Permis de Conduire) языках. В ГИБДД считают, что это упростит использование российских документов за границей: местной полиции станет проще понимать предназначение предъявляемого пластика. Отметим, надписи в СТС тоже переведут на английский и французский.
Помимо этого, в МВД решили усилить защиту российских водительских прав: изображение руля, которое при изменении угла зрения меняет цвет с розового на зелёный, появится в правом нижнем углу документа; внизу появится дорога с линиями горизонтальной разметки; а на заднюю сторону удостоверения нанесут две защитные фоновые сетки с «плавными цветовыми переходами», накладывающимися друг на друга.
Как сообщает «Коммерсант » со ссылкой на официального представителя МВД Ирину Волк, ранее выданные права и свидетельства о регистрации ТС не нужно менять до окончания срока их действия. За выдачу документов старого образца предусмотрены прежние пошлины (2 000 рублей за права и 500 рублей – за СТС).
Несмотря на то, что , документы нового поколения в РФ пока оформить не получится. В МВД отметили, что их выдача будет происходить в тех подразделениях ГИБДД, где есть «необходимые технические возможности для их оформления», для этого ведомству нужно будет создать всю требуемую инфраструктуру. Когда именно это произойдёт, пока не сообщается. Но очевидно, что новые права и СТС начнут печатать до конца года, раз планируется в 2018-ом выдать около 10 тысяч документов.
Рассказали о разработке указа, которым утверждаются образцы документов нового поколения для автомобилистов и устанавливаются требования к их оформлению. Проект приказа «О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) с электронными носителями информации» опубликован на портале regulation.ru
«Предусматривается, что отличительной особенностью документов нового поколения станет наличие в них микроэлектронного устройства (микрочипа), а также ряд дополнительных степеней защиты. Указанные документы будут изготавливаться на пластиковой основе, верхний и нижний слой которой лазероактивны, а выдача будет осуществляться в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих необходимые технические возможности для их оформления», — прокомментировала инициативу официальный представитель ведомства .
На новых документах их наименования будут дублироваться на английском и французском языках. Защита от подделок также будет усилены. Так, в частности, в правом нижнем углу новых водительских прав появится изображение руля, меняющее цвет с розового на зеленый в зависимости от изменения угла зрения.
В МВД подчеркнули, что действующие сейчас образцы водительских прав и СТС по-прежнему после внедрения новых образцов будут действительны и водители смогут самостоятельно выбирать, какой документ получить.
«Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью введения в действие образцов водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных Планом гарантированных закупок гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу, разработанного во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 сентября 2015 г.», — отмечается в тексте.
Таким образом, в ведомстве фактически признали, что внедрение прав и СТС с микрочипом не обусловлено каким-либо объективным фактором, а связано лишь с поддержкой российской микроэлектронной промышленности.
А помогать ей планируется путем закупок специального оборудования для выдачи новых документов в на местах
«Реализация требований нормативного правового акта не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства. Выдача указанной специальной продукции предусматривается исключительно в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих техническую возможность для ее изготовления на оборудовании, поставка которого предусматривается указанным выше Планом», — говорится в документе.
Примечательно, что согласно данному плану, утвержденному в апреле 2016 года правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, документы нового образца уже тогда были готовы к внедрению. Закупать их в МВД планировали уже с 2017 года. В частности, планировалось ежегодно приобретать по 18 млн комплектов бланков водительских прав нового образца и микрочипов к ним на сумму 7,3 млрд рублей.
Таким образом, закупка одних водительских прав нового поколения обойдется в МВД примерно в 405 рублей. Водителям новые документы обойдутся почти в восемь раз дороже.
В пояснительной записке к проекту приказа МВД отмечается, что закупать новые документы начнут лишь в этому году, причем на 2018-й запланировано приобретение партии в 10 тысяч водительских удостоверений. Потратить на них планируется 2,6 млн рублей, то есть исходя из цены в 260 рублей за один комплект документов.
Столь скромный объем закупки новых бланков связан, скорее всего, с проведением пилотного проекта по их внедрению в центрах Госуслуг. Когда и где именно он пройдет, пока неясно.
Об этом, в частности, упоминалось еще в феврале 2018 года на совещании у . «Представить в предложения с проектом необходимых нормативных правовых актов о проведении пилотного проекта по выдаче водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства нового поколения на базе региональных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», — отмечалось в поручении МВД по итогам встречи.
С 2019 по 2024 год в МВД планируют закупать уже по 18 млн удостоверений нового образца. Причем если на следующий год на эти цели планируется потратить 4,9 млрд рублей, то в 2024-м, видимо, с учетом инфляции, уже 6,13 млрд рублей.
Общие затраты на закупки новых прав с микрочипом в ближайшие годы составят более 35 млрд рублей.
Напомним, что в начале июля утвердил поправки в Налоговый кодекс. Была введена государственная пошлина за выдачу водительского удостоверения и СТС нового поколения в размере 3000 и 1500 рублей соответственно. Вопреки панике, которую подняли ряд СМИ, госпошлина за выдаваемые в настоящее время аналогичные документы, как , не изменилась.
При этом в правительстве, внедряя пошлины на новые документы, отмечали, что это позволит лишь «частично компенсировать затраты федерального бюджета на создание инфраструктуры для внедрения документов нового поколения, содержащих электронные носители информации».
Когда начнется реальная выдача документов нового поколения, пока неизвестно. В МВД лишь сообщили, что это произойдет «только после создания всей необходимой для их выдачи инфраструктуры».
Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.
Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?
- Водительские права нового образца изготавливаются в соответствии с международными требованиями.
- Новое удостоверение снабжено множеством степенями защиты, документ невозможно подделать.
- На удостоверении никакая информация не стирается, и остается в первоначальном виде до конца срока годности.
Как выглядят новые права
Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.
Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.
Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.
Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.
Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.
Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.
Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.
Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:
- Штриховая кодировка по левому краю обратной стороны, в ней содержатся основные сведения о водителе. Считать информацию можно только специальным устройством, которые имеют инспекторы дорожной службы. А также по ней можно получить сведения о .
- Цветные голограммы и особая технология цветопередачи позволят изменять цветовую гамму, что также подтверждает подлинность документа.
Информация, содержащаяся в водительском удостоверении
Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.
Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:
- На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
- Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2 ).
- Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3 ).
- Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b ).
- На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа 4с ).
- Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5 ).
- По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6 ).
- Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7 ).
- В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
- В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9 ).
На обороте документа содержится следующая информация:
- С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
- Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
- В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
- Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10 ).
- В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11 ).
- Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12 ). Например, отметка АТ , означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
- Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).
Расшифровка категорий и подкатегорий
С 2014 года оборотная сторона документа изменена:
- добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
- введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.
На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.
Категория и подкатегория | Пиктограмма | Тип транспортного средства |
↓ | Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³ | |
↓ | Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³ | |
↓ | Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8 | |
↓ | Трициклы и квадрициклы | |
↓ | Легковой автотранспорт класса В | |
↓ | Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн | |
↓ | Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн | |
↓ | Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг | |
↓ | Грузовики подкатегории С1 | |
↓ | Автобусы с числом мест для пассажиров более 8 | |
↓ | Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16 | |
↓ | Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы | |
↓ | Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн | |
↓ | Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью | |
↓ | Трамваи | |
↓ | Троллейбусы |
Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).
В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.
К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).
Описание каждой категории
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Мотоциклетная техника
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .
Легковые автомобили
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
- категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS ;
- категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
- если же у водителя имелись обе категории (А и В ), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Грузовой транспорт
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Автобусы
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Права на автомат
Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.
При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.
Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.
Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).
Как открыть новую категорию
Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.
Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.
Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:
- гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
- цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
- медсправка для водительских прав.
Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:
- Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
- А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
- Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.
Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:
- Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет ;
- Получить допуск к вождению классов А , В , С и их 1 подкатегориям – с 18 лет ;
- Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года .
Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.
Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.
Наказание за нарушение ПДД
Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.
Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:
- Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E , но в правах стоит категория СЕ , то штраф не будет наложен.
- И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
- Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
- Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.
Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.
Водительское удостоверение - документ, подтверждающий право водителя на управление транспортным средством. В 2014 году Правительство решило ввести другой образец водительских прав. События было значимым, и многие водители ждали не только внешних перемен и корректировки содержания документа, но и присвоения ему нового статуса, поскольку в ряде стран документ наделен статусом полноправного удостоверения личности наравне с паспортом. Каким нормативным актом были введены водительские права нового образца? Чем было обусловлено введение новых прав? Как они выглядят и чем отличаются от старых? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Чем обусловлены изменения водительского удостоверения?
Новый образец удостоверения позволяет водителям из РФ въезжать на территорию некоторых стран на собственном автомобиле, брать транспорт напрокат. Общий вид прав был подогнан под международный формат согласно требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Изменения документа были утверждены приказом МВД РФ от 13 мая 2009 года № 365, а с 1 марта 2011 выдается во всех отделениях Дорожной службы. Ряд дополнений в виде подкатегорий и ограничений вождения был внесен в образец в 2014 году. Перед посещением другой страны, необходимо изучить особенности ПДД выбранного государства, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.
Внешний вид и расшифровка данных документа
Документ изготавливается на пластиковой основе (карта) с размерами 85,6х54 миллиметра (углы скруглены). Используется бланк голубого и розового цвета. Фронтальная сторона удостоверения, представленная на рисунке 1, содержит ряд важных личных сведений, расположенных в нумерованном порядке:
- Фамилия.
- Имя и отчество.
- Город (крупный территориальный регион, наиболее близкий к месту рождения держателя документа) и дата рождения.
- Дата выдачи в/у, его срок годности и название выдававшего отделения (это один пункт, разделенный на подкатегории 4а, 4b…).
- Номер и серия (дублируется с обеих сторон).
- Фотография.
- Подпись держателя (только черными или фиолетовыми красками, обязательно должны совпадать с подписью в паспорте).
- Адрес прописки/регистрации (сведения о постоянном месте проживания, если нет регистрации).
- Особые отметки и категории, к которым у владельца документов есть доступ.
Рисунок 1 - Лицевая сторона водительского удостоверения нового образца
На оборотной стороне, представленной на рисунке 2, под соответствующими номерами приведены следующие сведения:
- Дата выдачи прав на конкретную категорию.
- Срок действия.
- Ограничения в управлении транспортом одной категории.
- Общие запреты для всех категорий, отметки и стаж вождения.
Рисунок 2 - Оборотная сторона водительского удостоверения нового образца
Документ покрыт ламинированной пленкой с двух сторон. Для защиты от подделок фон выполнен в виде сложного сочетания узоров, переливы которых можно увидеть при направлении света на документ. Если их нет или они не соответствуют норме, документ считается недействительным. Но хорошо сделанную подделку довольно сложно обнаружить невооруженным глазом, и зачастую это может сделать только эксперт.
Какие изменения были внесены в документ?
В новый образец не только добавлены две новые категории (трамваи и троллейбусы), теперь туда обязательно вносятся все подкатегории транспортных прав. Более подробная информация об особых моментах и трактовке доступна в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Также нововведения затронули процесс выдачи допуска к вождению автомобилей, в зависимости от их технических параметров. Таким образом, если экзамен в ГИБДД гражданин будет сдавать на транспорте с автоматической коробкой передач (бесступенчатой и др.), то в документе отметят соответствующую строку с ограничениями. Водителю будет запрещено садиться за руль авто с МКПП. Все пометки (ограничение общего или конкретного вида ТС) будут представлены в форме аббревиатуры из символов латинского алфавита.
После замены старого образца на новый в 14-ом пункте появится строка «Стаж». В ней будет указано, когда впервые человек получил право ездить за рулем ТС. При потере или порче удостоверения на вновь изготовленной копии появится надпись «Дубликат». Он не несет в себе каких-либо ограничений. Последним новшеством является подпись «Медицинская справка обязательна». Она будет проставлена в документе ряда водителей, у которых обнаружены серьезные проблемы со здоровьем и которые обязаны часто проходить медицинский осмотр.
Отличия от документа старого образца
Теперь права подогнаны под унифицированный международный образец и очень схожи с удостоверениями из других стран. Единственные отличия заключаются в цветовых окрасках и наименованиях регионов. Например, для территории Российской Федерации в левом верхнем углу на документе ставится пометка «RUS». В странах Европейского союза на правах нарисован флаг ЕС.
Перед окончательным введением нового образца корректировки документа обсуждались на водительских форумах. По статистике большинству автолюбителей они понравились, и они с удовольствием бы пользовались новым образцом прав. Их смутило только выведение категорий «ВЕ», «СЕ» и «DE» в отдельные строки.
Лицевая часть нового и старого образца удостоверения сильно не отличается. Однако на обратной стороне все же можно заметить ряд изменений, например, трамвай и троллейбус теперь находятся в отдельных строках, слева от таблицы расположен штрих-код, в котором зашифрованы данные о водителе. Так же, как и в прошлом образце, номер и серия документа дублируются и указываются одновременно на двух сторонах. Это помогает убедиться в том, что документ не поддельный (они должны полностью совпадать). Также предусмотрены голографические коды и сведения о типографии.
Заключение
Таким образом, введение нового образца документа в 2011 году было обусловлено необходимостью соответствовать требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Новый образец удостоверения считается действительным во всех странах-участницах конвенции и не требует наличия еще и международного водительского удостоверения. Основные изменения коснулись внешнего вида документа, расположения на нем информации о водителе, разрешительных отметок, категорий транспортных средств.
Категории в удостоверениях водителей говорят об определённом виде транспортных средств, управление которыми разрешено обладателям соответствующего пункта. В конце 2013 года в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» внесли изменения, которые отразились на внешнем виде пластикового удостоверения и списке категорий, расширенных новыми дополнениями. И уже с 2014 года все российские водители получили возможность обменять старые права на свидетельство нового образца, хотя не просроченные удостоверения действительны и сегодня, вплоть до наступления даты конца. Если водитель катается за рулём транспортного средства, на управление которого у него нет разрешения, это будет расценено как езда без прав. За такое нарушение предусмотрено наказание штрафами от 5 до 15 тысяч рублей.
Поскольку сейчас на дворе уже 2018 год, не лишним будет пробежаться по всем действующим категориям водительских прав и их расшифровкам.
Актуальные категории и подкатегории водительских прав
Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах - это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля - любительское занятие.
Как выглядит удостоверение нового образца
Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.
Материал изготовления - специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек - на обратной поверхности.
Лицевая часть прав
Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.
На лицевой части документа личная информация о водителе
Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:
- Фамилия
- Имя и отчество владельца прав
- Дата, под ней регион рождения
4а) дата выдачи
4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно
4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права
- Номер и серия удостоверения
- Цветное фото (слева)
- Роспись владельца прав (под фото)
- Регион проживания
- Какие категории открыты
Знакомство с нововведениями в современных водительских правах
На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.
С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление
В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.
Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой
Категория и подкатегория прав | Тип транспортного средства | Вид транспорта, которым разрешено управлять |
«А» | Мотоциклы | – любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской); – трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг); – ТС категории «А1». Категорию можно открыть при достижении 18 лет. |
«А1» | Лёгкие мотоциклы | – мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт; – мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью. Категория доступна с 16 лет. |
«В» | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми | – легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами; – мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг). |
«ВЕ» | Легковые автомобили с прицепом | – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой - не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки; – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг. |
«В1» | Трициклы и квадрициклы | квадрицикл и квадроцикл - не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста. |
«С» | Грузовые автомобили (от 3,5 тонны) | – средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг); – тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг); – грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг); – грузовиками подкатегории «С1». |
«СЕ» | Грузовые автомобили с прицепом | – автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов); – автомобилями категории «C1E». |
«С1» | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) | – средними грузовиками (массой - от 3,5 до 7,5 тонны); – перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг). |
«С1Е» | Средние грузовики с прицепом | – автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика - не более 12 тонн). |
«D» | Автобусы | – автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения); – автобусами с прицепом (максимальной массой - не более 750 кг); – автобусами категории «D1». |
«DE» | Автобусы с прицепом | – автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой - более 750 кг); – сочленёнными автобусами; – автобусами с прицепом категории «D1E». |
«D1» | Небольшие автобусы | – маленькими автобусами (9–16 сидячих мест); – использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг). |
«D1E» | Небольшие автобусы с прицепом | – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой - более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) - не более 12 тонн. |
«М» введена 5 ноября 2013 года | Мопеды и лёгкие квадроциклы | – мопедами и лёгкими квадроциклами; – мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста). |
«Tm» | Трамваи | разрешается управление трамваями |
«Tb» | Троллейбусы | разрешается управление троллейбусами |
Возрастные ограничения при выдаче водительских прав
Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.
Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.
К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров - категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года
Отличие водительских прав старого и нового образца
Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.
В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше - всего 5, в водительском удостоверении нового образца - 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.
В новых правах степень защищённости намного выше - специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.
Разновидности водительских прав в РФ
В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:
Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется
- Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм - самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.
Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок
- Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.
Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год
- Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.
Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения - «Б». Цвета - голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»
- С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.
Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.
Видео: водительские удостоверения нового образца
Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.