Внеклассное мероприятие на тему: "Права детей". Сценарий мероприятия "путешествие в страну прав и обязанностей"
Сценарий познавательной игры «Права детей» для 5 класса с презентацией
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов
Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, классным руководителям школ, педагогам-организаторам для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-х классов. Учащиеся в игровой форме знакомятся с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. В ходе игры активизируется речь детей по теме правового воспитания и на примере сказочных героев показывается, как нарушаются права человека. Методическая разработка сопровождается презентацией.
Цель: формирование правовых знаний учащихся.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Форма: познавательная игра.
Оборудование: реквизит; костюмы для инсценировки; компьютер; мультивидеопроектор; экран; презентация; диски для музыкального оформления; конверты с заданиями; карточки с названием команд.
Предварительная работа:
1)Беседы по правам ребенка.
2)Учащиеся придумывают название своих команд.
3)Команды представляют рисунки на тему «Права детей».
4)Команды готовят защиту рисунков «Право на жизнь».
5)Готовятся 2 инсценировки: выход двух разбойников; отрывок из «Сказки о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина)
Участники: учащиеся 5-х классов (7 команд по 6 человек)
Команды занимают свои места за столами.
Ведущий 1. Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялась разным богам.
Ведущий 2. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2. Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
Ведущий 1. Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права.
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране «Конвенция» вступила в силу с 1990 года.
Ведущий 2. Итак, что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.
Ведущий 1. В Конвенции 41 статья. Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, признанными Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Ведущий 2. Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Ведущий 1. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
Ведущий 2. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Ведущий 1. Ребенок имеет право на свободу мыслей, совести и религии.
Ведущий 2. Ребенок имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу,
Ведущий 1. Ребенок имеет право на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.
Ведущий 2. Ребенок имеет право на образование.
Ведущий 1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ведущий 2. В детстве нет забот, становясь взрослее, вы начинаете чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовьте себя к этому!
Ведущий 1. И сегодня наша игра «Права детей» поможет вам, ребята, пусть в небольшой мере, узнать о своих правах, уметь отстаивать свою позицию, защищать свои интересы, и когда придет время совершеннолетия, вы сможете сделать осознанный правовой выбор.
Ведущий 2. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на ЖИЗНЬ» . Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы детей)
Ведущий 1. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля - он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Ведущий 1. А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.
Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна все милее, всех румяней и белее.
(Царице вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий 1. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий 1. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий 1. Вспомнили название сказки? А кто ее автор?
Чем закончилась сказка? Погибла царевна? (ответы детей)
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, сотрудники полиции и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Ведущий 1. Каждая команда готовила домашнее задание.
Демонстрация рисунков «Права детей». Защита рисунков на тему «Право на жизнь».
Ведущий 2. А мы сейчас обратимся к статье Конвенции «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»
Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».
1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!
2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий 2. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их, козни! Они хитрые - могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
Что вам нужно делать, как вы думаете? (ответы детей)
Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются унести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.
Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!
Дети. Нет, все равно не пойдем!
Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)
Ведущий 2. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий 2. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? (ответы детей)
Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
Ведущий 1. А сейчас мы обратимся к статье Конвенции «Право на защиту от разлучения с родителями».
Ведущий 1. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.
Дети. «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».
Ведущий 2. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Ведущий 1. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.
Каждая команда получает конверты с 2 заданиями (вопросы к иллюстрациям сказок).
Показ слайдов с иллюстрациями сказок.
Задание №1
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему жители двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) Он был самый умный.
Б) Он был совсем не похож на других.
В) Он был самый красивый.
Г) Он был самый вежливый.
- Поступают ли ребята из твоего класса как обитатели двора?
Задание №2
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Выберите право, которое нарушила волк в этой сказке:
А) Право на жизнь.
Б) Право на получение образования.
В) Право на владение имуществом.
- Чьи права нарушены в этой сказке?
Задание №3
- Из каких сказок эти герои?
- Назовите героев сказок, права которых были нарушены?
- Кто и какие права нарушил?
Задание №4
- Узнай героев этой сказки.
- Назовите право, нарушение которого изображено на рисунке:
А) Право на жизнь.
Б) Право на неприкосновенность жилища.
В) Право на труд.
- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Задание №5
- Назовите сказки, и какие права главных героев в них были нарушены:
А) Право на владение личным имуществом.
Б) Право на свободу.
Г) Право на жизнь.
Задание №6
- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
А) Право на перемещение.
Б) Право на образование.
В) Право на неприкосновенность жилища.
Г) Право на труд.
- Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
А) В пределах болота.
Б) В пределах страны.
В) Без ограничений.
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства, каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Задание №7
- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
- Какое право нарушил Емеля в этом случае?
Задание №8
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
Определите право Буратино.
Каждый человек имеет право на получение образование.
Задание №9
Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Задание №10
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Цели:
Познакомить с правами человека.
Развивать гражданскую позицию, умение отстаивать свои права.
Формировать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: слайды, выставка рисунков «Права ребенка», песни из кинофильмов и мультфильмов.
Предварительная работа: подготовка детьми сценок из сказок, разучивание стихотворений и песни.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Сегодня наша встреча посвящена теме «Права ребенка».
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
Хореографическая композиция.
Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Декларация. Далее в записи дикторский текст: «Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы человека будут находиться в руках Мадам Декларации». Все склоняются в почтительном поклоне, а на Мадам Декларацию торжественно надевают ленту с надписью: «Мадам Декларация».
Мадам Декларация
. Я, Всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощницами – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необыкновенное знакомство. Встречайте!
Буратино
(загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!
За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.
Кот и лиса.
А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино
. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!
Мадам Декларация
. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья.
Статья.
Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»!
Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация
. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!
Кот и Лиса неохотно уходят
.
Статья.
А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть!
Статья и Буратино уходят.
Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка
.
Баба Яга
. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка.
Зачем это?
Баба Яга
. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка
. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!
Мадам Декларация
. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!
Выходит Статья.
Статья. «
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»!
Мадам Декларация
. Вам все понятно, Баба Яга?
Баба Яга.
Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!
Уходит.
Ивашка.
Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!
Статья
. Пойдем-ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!
Ивашка
. С удовольствием!
Уходят
.
Волк
. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка
. Здравствуйте, господин Волк!
Волк
. Куда ты идешь?
Красная Шапочка
. К бабушке
Волк
. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка
. Надо идти вон по той дороге!
Волк
. Понятно! Ну все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела!
Злорадно смеется и убегает
.
Мадам Декларация
. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!
Красная Шапочка
. А что же делать?
Мадам Декларация
. Для начала послушай мою Статью 3!
Выходит Статья.
Статья.
каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!
Красная Шапочка
. Уважаемая Статья, помогите мне пожалуйста!
Статья
. пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка.
Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Появляется Золушка с мачехой и двумя ее дочерьми.
Мачеха: Да, да, ты обязательно поедешь на бал, но перед этим помой посуду, вымой полы, погладь белье, полей цветы, свари вкусный ужин, почисти котелки, покорми скот……
Дочь 2: Заштопай мои носки.
Дочь 1: Сшей мне платье.
Золушка: Что же мне делать?
Мадам Декларация . Давайте обратимся к статье.
Статья: запрещается использовать детский труд в качестве дешевой рабочей силы. Вам необходимо обратиться в органы социальной защиты. (уводит Золушку)
Мадам Декларация
. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь!
Выходят статьи
.
Все хором
. Изучайте ваши права!
— Ребята, о правах человека не только говорят, но и поют песни.
Сейчас вы прослушаете несколько известных вам детских песен героев мультипликационных фильмов и художественных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
«Первоклашка» — каким правом воспользовался маленький гражданин нашей страны? (право на бесплатное образование)
«Мы маленькие дети» — о каком праве поет герой их кинофильма «Приключение Электроника»? (право на отдых)
«Песня Бабы Яги» — какое право желает нарушить Баба Яга? (покушение на жизнь)
«Мечта» — о чем мечтает Забава из мультфильма «Летучий корабль»? (каждый человек имеет право на семью)
«Песня Мамонтенка» — о каком праве поет мамонтенок? (на заботу и воспитание родителей)
«Песня короля и принцессы» — от какого права отказывается принцесса из мультфильма «Бременские музыканты»
— Продолжаем нашу встречу со сказками, и я предлагаю вам провести Сказочную викторину
Слайд 1
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
2. Слайд 2
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
В какой сказке и кто совершил покушение на семерых маленьких детей в отсутствии матери? («Волк и семеро козлят»)
5. Слайд 5
В какой сказке женщина преклонных лет хотела похитить мальчика с помощью лебедей? («Гуси – лебеди»)
— Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, кто из вас был самым внимательным сегодня. Ребята будут показывать знаки, и читать вопросы, а слушатели должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго… запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это… разрешается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это… разрешается .
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…
Запрещается.
Дома маме помогать,
Старших уважать,
Малышей не обижать …
Разрешается
Если что-нибудь не так
В делах получается
Слушать мнение ребенка ….
Разрешается
Чтение стихотворений
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить –
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес!
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!
В Конвенции каждый найдет
На свой вопрос ответ
Помни! Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 –ти лет
Вы запомните, ребята,
Что ни дед и ни сосед,
Только мама, только папа –
Они несут за вас ответ!
Я расту на радость маме,
Но приходится признать
Чтоб я вырос лучшим самым
Как мне много нужно дать
Очень трудно быть другим,
Непохожим, не таким
Нос не вешай, иди вперед
Тебе помогут — успех придет.
Высказать правду ты можешь везде
Дома и в школе, и даже в суде.
Но уважай убежденья других –
Право на мнение есть и у них!
Бабушка не прыгает, дедушка не скачет
Это для Конвенции ничего не значит
Положено ребенку расти, шуметь, играть
И права этого никто не может отобрать.
Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребенка закон никому не позволит,
Дети – не куклы, любой Карабас
Будет серьезно наказан у нас!
Сколько бы не было в мире детишек
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и верны
Взрослые! Вы уважать их должны!
Товарищи дети!
Будьте бдительны!
Права свои знайте!
Хорошими людьми вырастайте!
Исполняется песня о правах ребенка на мотив «Чему учат в школе».
А сейчас мы всем предлагаем воспользоваться правом на отдых.
Государственное учреждение
средняя школа имени Жамбыла
Классный час
Права ребенка — твои права!
2 класс
г. Жаркент
Подготовила и провела: Бородулина Н.В.
Внеклассное мероприятие на тему:
Права и обязанности детей
Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, памятки о правах и обязанностях, компьютер.
Форма: беседа с элементами игры.
Мотивация к УД.
Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Тихонечко садитесь. Сейчас мы с вами настроемся на работу. Положите ваши руки на колени и закройте глаза. Расслабтесь и послушайте(включается музыка)
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый лас-ковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает ша-рик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» от-кройте глаза. Улыбнитесь своему соседу.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
Учитель:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
(Золушка).
Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
(Шарль Перро).
Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка цели занятия .
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности».
О чем мы сегодня будем разговаривать?
Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
3.Изучение нового материала
Инсценировка
- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.
Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.
Как вы считаете, прав ли Паша?
Да, Паша прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.
4. Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей.)
Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
+……………..
Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? ()
Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
Устав школы
Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:
Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека
Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…
Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому.
И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь...
Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)
Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».
Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)
Вывод: человек имеет право на жизнь.
Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является... здоровье.
Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».
Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)
Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение... Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.
Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».
Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) - Что же еще является значимым для человека?
Открывается следующий лучик с записью «Родина».
Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)
А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? Вспомните имена героев Великой отечественной войны, о которых вы слышали от учителей, родителей, других взрослых, читали в книгах и еще о многих героях узнаете. Расскажите об их подвигах. (Ответы детей.)
Друг от друга вы еще больше узнали о защитниках и героях Отечества.
Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.
Работа над понятием «достоинство». Что это такое?
+……………..
В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.
Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.
Последний лучик открываем, читаем слово «мир».
Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)
Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.
Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Обобщение с солнышком!
Памятку детям дать с правами.
5.Практическая часть классного часа
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация -это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2).
1 . Работа в группах.
- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)
Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
(Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»
(два примера приводит учитель )
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2. - Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)
Дети работают самостоятельно в группах.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)
Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
6 . Обязанности. Анализ ситуаций
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
вы сейчас прочитаете и запомните.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Физминутка.
А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.
Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.
Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.
Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.
Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.
Дети учатся в школе.
Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.
Родители воспитывают своих детей.
Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.
Отлично поработали.
3. Работа по карточкам
Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
не обсуждать поступки родителей с посторонними
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
С грязными руками за стол?! Помой руки!
Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Помой посуду, сынок.
Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)
Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Какая самая главная обязанность у вас в семье?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
А откуда вы это знаете? (Устав школы).
Где могут быть записаны обязанности учеников?
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.
На память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями , которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Итог
– Сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.и послушаем одну притчу, которую я вам с удовольствием подарю.
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?
Так почему же мы истребляем окружающую среду?
Мы не хотим вреда нашим детям –
И все же убиваем их на войне.
Пожалуйста, спасите наших детей!
Цель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей создания документа;
- познакомить с основными правами ребенка, закрепленными в Конвенции;
- закрепить полученные знания с помощью заданий викторины;
- дать основные сведения о соблюдении прав ребенка в нашей стране.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1.
Добрый день, друзья.
Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших
правах. Сегодня вы живете с родителями, которые
заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы
болеете, создают вам условия для учебы, помогают
подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья –
самая важная часть общества:
здесь ребенка стараются защитить от всего, что
может ему повредить.
Ведущий 2.
Но о детях заботятся не
только в семье. Существуют разные общественные и
благотворительные организации, которые
главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а
наиболее авторитетна международная Организация
– ООН.
Ведущий 1. Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации – мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека.
Ведущий 2. Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу.
Ведущий 1.
О каких же правах идет речь в
конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком
является каждое человеческое существо до
достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от
рождения имеет право на жизнь. Это естественно,
но часто то в одном, то в другом государстве
законодателям приходится сталкиваться с
вопросами ценности любой жизни. Нужно ли
заботиться о детях-инвалидах и других
неполноценных, с точки зрения государства, детях?
Было в древности государство Спарта, которое
славилось сильными, выносливыми воинами. Но как
государство относилось к своим гражданам? Как
только рождался мальчик, его осматривали и
решали: если крепкий, здоровый, то пусть
живет, если слабый – сбросить его со скалы. Но
ведь и слабый может вырасти сильным, может стать
талантливым художником, врачом,
изобретателем.Ребенок с рождения имеет право на
имя, гражданство, право знать своих
родителей, право на их заботу и неразлучение с
родителями, на их ответственность и обязанность
заботиться о детях.
Ведущий.
В документе записано, что
неполноценный в физическом или умственном
отношении ребенок также имеет право на заботу и
внимание государства. Все дети имеют право на
полноценную медицинскую помощь, а нуждающиеся –
на социальную помощь.
Ребенок имеет право на защиту со стороны
государства от экономической, сексуальной и
любой другой эксплуатации, от незаконного
употребления наркотических средств и
психотропных веществ, от похищения и торговли
детьми.
Установлен минимальный возраст приема на работу,
есть требования по продолжительности рабочего
дня. Ребенок защищен от выполнения любой работы,
которая опасна для здоровья или служит
препятствием в получении им
образования
Ведущий.
У ребенка есть определенные
права при совершении им правонарушения или
преступления. Лицам моложе 18 лет не назначается
смертная казнь или пожизненное заключение.Ни
один ребенок не может быть лишен свободы
незаконным путем. Арест или тюремное заключение
используется только в качестве крайней меры.
Каждый лишенный свободы ребенок должен
быть отделен от взрослых. Ребенок имеет право на
особую охрану во время боевых действий и
вооруженных конфликтов.
Принимаются все меры, чтобы в военных действиях
не участвовали лица, не достигшие 15-летнего
возраста.
Ведущий.
Ребенок имеет право на
бесплатное и обязательное начальное
образование, в нашей стране – на получение
бесплатного среднего образования, на
обеспечение школьной
дисциплины с помощью методов, отражающих
уважение человеческого достоинства ребенка.
Необходимо воспитывать уважение к национальному
языку страны, в которой проживает ребенок,
готовить его в духе понимания, терпимости,
равноправия мужчин и женщин,
дружбы между народами. Каждый ребенок имеет
право исповедовать свою религию, пользоваться
своей культурой, своим родным языком.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг,
право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях.
Ведущий.
Ребенок имеет право на
выражение своих взглядов, своего мнения, на
свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и
мирных собраний, на доступ к сбору и
распространению информации.
Ребенок может быть заслушан в ходе судебного
заседания с 10 лет.
Усыновление только с согласия ребенка – с 10 лет.
Изменение гражданства только с согласия ребенка
– с 14 лет.
Изменение фамилии – с 16 лет.
Ведущий.
Ребенок имеет право свободно
выражать свое мнение в устной, письменной или
печатной форме. Но есть определенны
ограничения: нужно уважать права других лиц,
не должно быть опасности для общественного
порядка.
Ребенок свободен исповедовать свою религию.
Ограничения только в том случае, если это
противозаконно, против прав и свобод других лиц.
Ребенок имеет право на свободу собраний,
организаций, если они не фашистского,
расистского, мафиозного направления.
У ребенка есть право на неприкосновенность
жилища, право на личную жизнь, тайну переписки
Ведущий. Мы познакомились с основным содержанием документа. Сейчас постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.
Ведущий.
«Я имею на это право!»,
«Почему вы нарушаете мои права?» – эти слова, к
сожалению, часто произносятся невпопад, в
ситуациях, когда человек явно не прав. Очень
часто заявление о своих правах служит
оправданием пассивности, стремления получать, а
не отдавать.
Сейчас перед вами ситуации, когда ребенок
заявляет о своих правах. Вам нужно составить
грамотный ответ взрослого или
подискутировать на затронутую тему.
(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)
Ситуация 1.
Мать.
Сколько раз тебе говорить –
после 11 вечера ты должен отправить своих гостей
по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на
нервы.
Сын.
Но мам, ты все равно не спишь еще в 11.
Кроме того, я имею право на свободу мирных
собраний.
Ведущий.
О чем нужно знать маме, чтобы
грамотно ответить непослушному сыну.
Ситуация 2.
Ученик.
Марья Иванна, я к вам на
историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если
я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете.
Пусть нам другого учителя найдут.
Учитель.
Да как ты смеешь, Иванов, так со
мной разговаривать?
Ученик.
Смею. У меня есть право свободно
формулировать взгляды по всем вопросам, меня
касающимся. А ваше преподавание меня касается,
потому что я от него вчера пострадал
– меня за вашу двойку знаете как наказали?.
Ведущий.
Конечно, все мы понимаем,
каково быть наказанным. Часто сердимся на
учителей. Но чего нельзя допускать, заявляя о
своих правах.
Ситуация 3.
Мама.
Сынок, я ухожу, приберись, помой
посуду, сходи в магазин.
Сын.
Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама.
Успеешь. Нельзя же оставлять в
доме бардак.
Сын.
По правам ребенка я защищен от
выполнения любой работы, которая служит
препятствием в получении образования.
Ведущий.
Как вы разрешите данную
ситуацию?
Ведущий. Сейчас, чтобы закрепить все полученные сведения, мы проведем небольшую викторину.
Викторина
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)
«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»
Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями.
(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста. На доске записаны основные возрастные вехи в жизни ребенка. Затем проверяем все вместе полученные результаты)
Запись на доске.
Основные возрастные вехи в жизни ребенка:
– с рождения
– с 6 лет;
– с 10 лет;
– с 14 лет;
– с 15 лет;
– с 16 лет;
– с 17 лет;
– с 18 лет
Карточки:
- Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.
- Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.
- Несет уголовную ответственность за любые преступления.
- Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
- Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 38 часов)
- Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
- Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.
- Может быть членом кооперативного акционерного общества.
- Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
- Имеет право на получение паспорта.
- Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
- Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.
- Может быть исключен из школы за нарушения.
- Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
- Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
- Может вступать в молодежные общественные объединения.
- Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
- Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.
- Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
- Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
- Может выбирать себе место жительства с согласия родителей
- Дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями.
- Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.
- Может вступать в детские общественные объединения.
- Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
- Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
- Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью.
- Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.
- Вправе посещать школу.
- Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
- Имеет право на имя, отчество, фамилию.
- Приобретает право на гражданство.
Ведущий. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаем вам написать, какие права вы бы еще дополнили к уже существующим, в чем, по вашему мнению, причина невыполнения прав некоторыми людьми.Данные ответы обрабатываются и используются в дальнейшем.
«ДЕТИ-ВОЙНЫ»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ПРАЗДНОВАНИЮ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Подготовила: учитель истории
Стоян Н.В.
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств
Задачи:
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время
- развивать способность чувствовать, сопереживать; умение слушать окружающих
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны
- противодействовать искажению и фальсификации истории Отечества
Техническое и художественное сопровождение:
Персональный компьютер
проектор
экран
«Пусть всегда будет солнце», «Детство - это я и ты»
Фонограммы «Вставай, страна огромная», «Дети-войны» презентация, включающая:
запись объявления войны Левитаном
кадры хроники начала войны
фотографии детей на войне (на фронте, в тылу, у партизан, в концлагерях и оккупации)
портреты героев-партизан
фотографии о разрушениях и жертвах войны
кадры хроник Дня Победы 1945 года или фотографии того времени
1.Перед началом мероприятия просмотр презентации «Дети-войны»
Ведущий 1 . Добрый день, уважаемые присутствующие!
Когда это будет, не знаю,
В краю белоснежных берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Ведущий 2.Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны
И выйдет к армии маршал
Не видевший этой войны.
Ведущий 1. И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Ведущий 2. В канун празднования дня Великой победы над фашизмом, мы бы хотели пригласить вас к разговору - нет, не о войне, и даже не о победе, а о ЧЕЛОВЕКЕ, о герое, о победителе.
Ведущий 1. Нам кажется, что героями можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях или в тылу.
Ведущий 2. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. Оказавшись в самом пекле, дети выносили то, что порой было не под силу даже взрослым. Поэтому всех их можно назвать маленькими героями, «маленькими героями большой войны».
Ведущий 1. Сегодняшнее мероприятие посвящено детям войны. Каково им пришлось в годы Отечественной войны? Как им жилось, что помогало выжить, остаться людьми, выстоять?
Чтец: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
1. Запись объявления войны Левитаном и кадры хроники «Начало войны»
Ведущий 2.
22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия вероломно нападет на Советский Союз. Начнется Великая Отечественная война которая продолжится 3 года Она унесет жизни почти 27 млн. человек, ИЗ НИХ 4 млн. детей.
Ведущий 1: Страшным было это военное детство. Особенно тяжелая доля выпала ленинградским детям. В сентябре 1941 г. Фашисты окружат город и захотят его полностью уничтожить.
Ведущий 2. Почти 900 дней будет длиться блокада, но город выстоит. В окруженном городе останется 3 млн. людей, из них 450 тыс. детей.
2. Видео «Воспоминание актера Лазарева А. о пережитом голоде»)
Ведущий 1. Таня Савичева (Слайды “Таня Савичева”)
Не всем удалось выжить. Таня Савичева - это собирательный образ всех ленинградских детей, не переживших блокаду. Ей шел 12 год. Как все блокадники-дети, Таня не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи, развозить письма, ухаживать за ранеными. Но кольцо блокады быстро сжималось
3. Слайды с изображением девочки и с фотографиями витрины мемориала Пискаревского кладбища
Ведущий 2: Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружат санитары. Многие из детей встанут на ноги. Но Таня так и не поднимется.
Ведущий 1. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь девочки, но тщетно. 1 июля 1944 года Танечка умерла. Сегодня “Дневник Тани Савичевой” выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), а его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища.
Ведущий 2: И все же ребенок всегда остается ребенком. Даже в блокадном Ленинграде дети продолжали жить своей детской жизнь. Дети военных лет не играли в войну
Ведущий 1. Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.
Чтец:
«Игрушки дней блокадных»
Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ СМЕРТЬ!»
4. Видео материал: «Игрушки блокадного Ленинграда»
Ведущий 2. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник - “Цветок жизни”, в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”.
Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце».
Ведущий 1. На войне дети взрослеют рано. Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Это считалось святой обязанностью каждого. Поэтому никого не удивляло, что дети воевали наравне с взрослыми.
Ведущий 2. Они выполняли военные задачи, ходили в разведку, были связистами, сапёрами, летали на самолетах, собирали оружие и боеприпасы под носом у фашистов и передавали в партизанские отряды.
Ведущий 1. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Война обошла стороной нашу деревню. Но в тяжелые дни испытаний, когда наиболее трудоспособные кадры ушли на фронт, в Серпухове, как и по всей стране, на производство пошли женщины, подростки, пенсионеры.
Ведущий 1 . Рабочие на предприятиях вели борьбу за увеличение оборонной продукции, а колхозники за сбор урожая. Война требовала кормить, обувать, одевать защитников страны. Деревня отдавала армии лучшую технику, рабочих лошадей, повозки и сани.
Ведущий 2. По 12 часов в день женщинам приходилось работать в поле. Техники не хватало, и хлеб жали вручную, в плуг впрягали коров А когда коровы уставали и не могли подняться, в плуг впрягались сами женщины!
ВИДЕО Да разве ты это забудешь?
Ведущая 1 Да, здесь был тылСнаряды не рвались, пули не свистели, но были похоронки, была страшная нужда и работа, тяжелая мужская работа, а делали эту работу полуголодные женщины, старики и подростки.
Ведущий 2. В школьном музее бережно хранятся воспоминания тех ребят, которым пришлось пережить в детстве страшную трагедию. О нем вам поведают нам их ровесники, наши ученики.
Презентация «Трудовой подвиг Серпуховичан»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ 3–Й ГРУППЫ «ТРУДОВОЙ ПОДВИГ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ»
Ученик 1. (Слайд)
Суркова Клавдия Ивановна не любила вспоминать тяжелые годы ВОВ. Когда началась война, ей было 16 лет. Утром учились в школе, а после занятий ходила вместе с другими детьми работать в деревню Грызлово, Високиничи. Они пилили деревья, рубили дрова, собирали зерно. Жили впроголодь, работали по 12 часов в день. За вклад в дело победы, Клавдия Ивановна была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ».
Ученик 2. (слайд)
Комиссарова Мария Алексеевна. К началу войны Мария Алексеевна закончила пять классов Балковской средней школы. К концу октября – началу ноября 1941 года, когда немецкие войска подходили к Москве, ее и еще нескольких школьниц оправили копать противотанковые рвы под Серпуховом. На этом ее учеба и закончилась. Жили в сараях, рыли окопы по 12-16 часов в сутки. Норма была 6-12 кубометров земли. Но такая работа было непосильным трудом для 13-летних девочек, и спустя некоторое время их отправили домой. В это время немецкие бомбардировщики уже вовсю бомбили советские территории.
Всю войну Мария Алексеевна проработала почтальоном, она разносила весточки с фронта, а также похоронки (извещения о гибели). По рассказам Марии Алексеевн, она боялась ходить в те семьи, куда приходили похоронки.
Ученик 3.(Слайд)
Семенова Анна Яковлевна (Ефремова). Родилась 1932 года в Калужской области, деревне Поздняково.
Когда началась война, Анне Яковлевне было 9 лет. Ее вместе с семьей эвакуировали в Тульскую область. Там ей приходилось работать на поле, на току, маленькими девочками они таскали тяжелые мешки, работали с утра до позднего вечера, помогая взрослым. Шла великая Отечественная война. Всем было тяжело и голодно. Работали по 10-12 часов в день. За весь длинный рабочий день, дети получали только 500 г хлеба. . Хлеб пекли из мякины с лебедой пополам, и он ни вкусом, ни цветом, ни запахом, не был похож на хлеб. Поэтом люди прошедшие войну, даже крошки бережно собирали со стола.
Носить было нечего, потому что, убегая из дома, взяли только самое необходимое. Да и что могли унести маленькие дети?
Ученик4.
Вспоминает Анна Александровна Селантьевна (1920 г. - 2009 год)
Родилась в Волгоградской области, Еланского района, д. Хутор-Морец.В начале войны работала в колхозе на полях.
Сеяли и убирали урожай на лошадях, так как тракторов было мало. Это было очень тяжело, ведь всю мужскую работу делали молодые хрупкие девушки. В 1944 году была отправлена освобожденный город Сталинград (теперь Волгоград) на рытье окопов, так как считали, что немцы могут снова прийти.
Через несколько недель ее отправили работать в бригаду по ловле рыбы. Рыбу вялили и отправляли на фронт, чтобы прокормить солдат. Жили в городе во времянках, которые не могли защитить от лютого холода.
Шли пешком из города до родной деревни – около 20 км.
Однажды зимой 1945 года, Анна Александровна со своими односельчанами возвращалась домой. От бессилия и страшного мороза все сильнее и сильнее хотелось спать, и решили они переночевать в стогу. Только они задремали, как услышали вой волков. Проснувшись от воя, они обнаружили, что у кого ноги, у кого руки и лицо были обморожены. Если бы этот вой их не разбудил, они могли бы заснуть навеки.
Этот рассказ трогает до слез. Несмотря на трудности, выпавшие на долю Анны Александровны, она прожила долгую и достойную жизнь.
Ведущая1. Но несмотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким.. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!
5. Видеоматериал «Пионеры-герои» или
Ведущий 2. Увы, мы не можем умолчать о самых трагических страницах истории Великой Отечественной войны – об малолетних узниках фашистских лагерей.
Ведущий 1. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
6. Видеоматериал «Будни фашизма»
Чтец:
7. (презентация «Их расстреляли на рассвете):
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
и эта девочка была
Сперва, велели им раздеться и стать
Затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя? –
Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой с волненьем вдруг
Опускает автомат.
Он, словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос:
Глаза, как у моей Неминьи, -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа,
Нет! Её убить, её не сможет
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках, снять
Не успела, не смогла,
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла?
Вот это маленькое сердце пробито
Пулею твоей.
Ты человек, не только немец,
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз.
Впервые, может, эта дума в мозгу
Отравленном зажглась?
И всюду взгляд ее светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
- Чулочки тоже, дядя, снять?
Ведущий 2: За колючей проволокой нет слова «жить» – только «выжить».
18 миллионов человек из европейских стран, включая СССР, прошли через фашистские застенки, 11 миллионов погибли. Многие из них – советские дети.
8. (Пауза. Ведущий медленно, чеканя слова, говорит. Постепенно все громче звучит аудиозапись песни «Бухенвальдский набат»)
Ведущий 1.
Люди мира, на минуту встаньте.
Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон
Ведущий 2: Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым.
Предлагаем почтить память жертв Великой Отечественной Войны минутой молчания.
9. Минута молчания (Видео «Чтобы помнили)
Ведущий 1. Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу. Посмотрите сюжет на эту тему из воспоминаний тех, кто были детьми в ту пору.
10. Видео «как женщины кормили военнопленных»
Ведущий 2. В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.
Ведущий 1. Они прибывали на передовую, чтоб поддержать боевой дух бойцов. Старшеклассники из художественных кружков Дома пионеров заменяли взрослых артистов в концертной работе в воинских частях и госпиталях
Ведущий 2. К сожалению, мы не смогли найти в архивах выступления самих
ребят. Но нашли материал о том, как дети войны читают стихотворение о
войне. Послушаем стихотворение Роберта Рождественского «Маленький
человек»
11. Видео «Малыш читает стихи о войне»
Ведущий 1: Отгремят победные салюты, вернутся мужчины с фронта и начнётся столь желанная мирная жизнь. Но это уже другая история.А 9 мая - «День победы» навсегда останется « праздником со слезами на глазах.
13. Презентация «Победа»
Ведущий 2. (вступает с середины презентации «Победа»). Это страшная война закончилась много лет назад и уже несколько поколений не знает что это такое. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом из войны, родом из украденного детства»
Ведущий 1. Но забыть страдания даже одного маленького человека, это предать детскую память 4 млн. погибших на войне детей. Их тихие голоса мы должны слышать всегда.
Исполнение песни “Детство – это я и ты”
Ведущая Старые люди не любят вспоминать войну: слишком тяжелые были для них эти годы. И я уверен. Нужно чтобы никогда не повторилось подобное. Как верно сказал Твардовский:
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Забыть страдания даже одного маленького человека, это предать детскую память 4 млн погибших на войне наших детей. Их тихие голоса мы должны слышать всегда.
В этом году вся страна празднует великую дату. 70 лет со дня победы над фашисткой Германии. Казалось бы это дела давно минувших дней. Все осознали, осудили, покарали военных преступников и этого зла никогда вы мире не будет. А если и будет, то не у нас. Увы, история учит, и сегодняшние события на Украине говорят о том, что все забывается и и история движется по кругу. Под экстремистские лозунги опять подпадает наименее сознательная часть нашей молодежи, как буд-то никогда не была Освенцима и Треблинки.
Чтобы не дать прорасти этому чудовищному ростку национал – фашизма мы должны хорошо знать и помнить уроки истории. И лучше всего начать с истории своей семьи.
В канун 70-летия ко дню Победы объявляю открытым конкурс эссе на тему «Война в моей семье». Это та малая лепта, которую поможет сохранить для наших потомков памяти о той страшной войне 1941-1945 гг.
В этом конкурсе долгом чести является участие всех школьников с 5-11 классы. Неважно, что мы не можем взять оружие в руки, чтобы покарать зло. Бороться можно и мирными путями, путем сохранения памяти о войне.
Поспрашивайте ваших дедушек, бабушек, прадедушек, или мам, пап о них, что пришлось пережить вашим дедам в годы войны. Приложите фотографии, если они есть, и пусть это останется в альбоме вашей семьи, как одна из самых горьких, но одновременно и героической страницы истории семьи.
13PAGE 141015
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 315