В каких случаях необходима стажировка водителей автобусов. Программа стажировки водителя автомобиля образец
Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.
Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.
При приеме на автобусный маршрут
Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.
Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.
Водитель автобуса должен:
- уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
- уметь плавно совершать повороты}
- поддерживать скорость без резких рывков}
- своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
- своевременно заканчивать маршрут}
- соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
- наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
- осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
- объявлять остановки}
- наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
- принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.
Некоторые положения
Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.
Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.
Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.
Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.
Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.
Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.
Категории водителей, подлежащих стажировке.
Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.
- 1 категория -} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
- 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
- 3 категория - водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
- 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
- 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
- 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
- 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.
Ответственность за стажировки
За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:
- главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
- периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
- прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.
В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПОЛОЖЕНИЕ
О повышении профессионального мастерства и стажировки
Водителей и механизаторов участка АТиСТ
П.Счастья
СОГЛАСОВАНО
Исполняющий обязанности председателя профкома
________________
"____"_________________2013г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________
"____"________________2013г.
Введение
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательных актов по охране труда, Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.
Проходящий повышение профессионального мастерства, а также стажировку водитель или механизатор обязан выполнять требования безопасности изложенные в "Инструкции по охране труда для всех профессий ХХХХХХХХХХХХХХ".
Общие требования.
1.1. Лица, вновь принимаемые на работу в качестве водителей, механизаторов, а также водители, механизаторы, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года или переведённые на новый тип, марку транспортного средства к управлению транспортного средства допускаются после прохождения стажировки.
1.2. Стажировка проводится в соответствии с пунктом 4.2.28. Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), а также ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 года.
1.3. Программа стажировки распространяется и на водительский состав автопогрузчиков, строительно-дорожных машин и тракторов.
Стажировка водителей и механизаторов.
2.1. Целью стажировки является адаптация водителей и механизаторов к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих изучение конструктивных особенностей, безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и пассажиров.
2.2. Водители и механизаторы после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и производственного обучения должны в течении первых
2-14 рабочих смен или дней (в зависимости от характера роботы, квалификации) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных распоряжением по службе (цеху, участку).
2.3. Допуск водителей и механизаторов к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.
2.4. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.
2.5. Стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем - наставником, как правило, на весь срок стажировки.
2.6. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.
2.7. Механизатор-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных механизаторов, имеющих непрерывный стаж работы не менее 5 лет и удостоверение тракториста-машиниста с категориями (АВСDЕF), не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Механизаторы-наставники назначаются приказом по филиалу.
2.8. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (Приложение 1).
2.9. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители и механизаторы транспортных средств, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.
2.10. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проводят стажировку.
2.11. Стажировка на рабочем месте включает следующее:
Изучение действующих производственных инструкций по охране труда, видам работ и пожарной безопасности;
Ознакомление с тактико-технической характеристикой транспортного средства, проверка технической комплектности узлов и агрегатов, принадлежностей и приспособлений, внешнего вида транспортного средства;
Отработка практических навыков по безопасным методам и приемам труда при проведении технического обслуживания и ремонта транспортного средства;
Управление транспортным средством в присутствии водителя-наставника, учитывая погодные и дорожные условия на маршруте.
3. С тажировки водителей грузовых и легковых автомобилей.
3.1. Срок стажировки водителей (принимаемых на работу и при переводе
с одной марки автомобиля на другую) определяет главный инженер филиала. В зависимости от стажа работы водителя и категории транспортных средств рекомендуются следующие сроки стажировки:
Таблица № 1
3.2. Срок стажировки водителей, имеющий водительское удостоверение категорий В,С,Д,Е со стажем работы более трёх лет, работающих на транспортных средствах категории В, при переводе с одной марки автомобиля на другую того же типа транспортного средства - 1 смена.
Стажировка механизаторов.
4.1. Срок стажировки механизаторов (принимаемых на работу или при переводе с одной марки самоходной машины на другую) определяется в зависимости от стажа работы механизатора и категории транспортного средства рекомендуются следующие сроки стажировки:
Таблица № 2
4.2. Срок стажировки механизаторов, имеющий удостоверение категорий А, В, С, D, Е, F со стажем работы более трёх лет, при переводе с одной марки самоходной машины на другую того же типа - 1 смена.
водителей автомобилей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения
стажировки водителей автомобилей и допуска их к самостоятельной
работе.
1.2. Целью стажировки является совершенствование
профессиональных знаний, умения и навыков водителей в реальных условиях работы, обеспечивающих безопасное управление автотранспортными средствами.
1.3. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа
и марки, на которых водители будут в дальнейшем
самостоятельно работать.
1.4. Для стажировки водителей приказом руководителя предприятия назначается необходимое количество водителей-наставников из числа опытных водителей 1 и 2-го класса, эффективно и безаварийно использующих транспортные средства, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях не менее 3 лет, не допустивших за последний год нарушений транспортной дисциплины, не имеющих дисциплинарных взысканий и способных обучать и воспитывать
водителей.
1.5. Водитель-стажер закрепляется за водителем-наставником, как
правило, на весь срок стажировки.
1.6. Водитель-наставник ведет учет работы водителя-стажера,
заполняя карточку стажировки, которая выдается инженером по БДД (прилагается). По окончании стажировки водитель-наставник в карточке стажировки дает письменное заключение о готовности водителя к самостоятельной работе.
1.7. С особой ответственностью водитель-наставник обязан
подходить к оценке пригодности к самостоятельной работе молодых водителей, т.е. лиц, которые впервые назначаются для работы на данной категории автотранспортного средства.
1.8. За период стажировки водителям-наставникам производится
оплата в установленном порядке.
2. Стажировке подлежат водители:
2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве
водителя более одного года.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на
другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки
опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.
3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.
4. Порядок стажировки:
В период стажировки на линии водитель-стажер
выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством
водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
При работе на линии
водитель-стажер осуществляет перевозки в
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет
транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием
транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в
гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил
дорожного движения.
5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.
5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного
порядка стажировки.
5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании,
контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.
7. Оформление результатов стажировки.
7.1. Для проверки пригодности водителей к
самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе
заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается
заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и
маршрутов, на которых разрешается работать.
7.3. На основании положительного заключения
комиссии по
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки
после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока
стажировки.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заключение водителя-наставника о навыках вождения
водителя-стажера ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
"____"___________200_ г. _____________________________
(подпись)
Заключение комиссии о допуске к самостоятельной работе водителя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
"____"___________ 200_ г. Подписи ________________
________________
В соответствии с подпунктом 5.2.10.(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177, № 30 (ч. 2), ст. 4311, № 30 (ч. 2) ст. 325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736, № 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394, № 17 (ч. 4), ст. 2571, № 20, ст. 2925, № 38, ст. 5300), № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 242, № 2 (ч. 1), ст. 325, № 7, ст. 996, 997), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Регистрационный № 43042
Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 59)
1. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Порядок), разработан в соответствии с частью 1 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации*(1) и пунктом 5.2.10.(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.
2. Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - профессиональный отбор, транспортные средства), и их профессионального обучения.
3. Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).
4. Профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Соответствие лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (далее - работники), трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (далее - водители), требованию по наличию у них права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, установленного в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»*(2), подтверждается водительским удостоверением.
6. В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111)*(3).
7. Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032) (далее - Квалификационные требования), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
8. Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным Квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
10. В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).
11. Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет*(4).
12. В случае подтверждения по итогам собеседования соответствия работников требованиям, указанным в пунктах 5 - 8 настоящего Порядка, а также выполнения иных требований, установленных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, работники принимаются на работу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.
15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
номер стажировочного листа;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, количество часов стажировки;
замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью*(5), о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.
20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
21. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
22. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования, включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(6) и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292*(7).
_____________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 27, ст. 3477.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. 1), ст. 4590, № 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359.
*(3) Зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111, с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
*(4) Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 г., регистрационный № 18380).
*(5) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032).
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 42, ст. 53, ст. 72, № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3951, ст. 3989, № 29 (ч. 1), ст. 4339, ст. 4364, № 51 (ч. 3), ст. 7241; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78, № 10, ст. 1320.
*(7) Зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный № 28395, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 977 (зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2013 г., регистрационный № 29969), от 20 января 2015 г. № 17 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2015 г., регистрационный № 36710) и от 26 мая 2015 г. № 524 (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный № 37678).
Обзор документа
Установлено, как проводится профессиональный отбор и обучение лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Соответствие работников квалификационным требованиям подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации, трудовой книжкой. Кроме того, проводится устное собеседование. По решению работодателя может дополнительно назначаться и письменное тестирование.
Предусматриваются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности лица для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более 1 года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
При стажировке проводится дополнительная проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.
Стажировка водителей включает инструктаж и практику. Установлены требования к водителю-наставнику.
О ВОДИТЕЛЕ-НАСТАВНИКЕ И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Водители-наставники обеспечивают профилактику дорожно-транспортных происшествий путем повышения надежности водителей, совершенствуя их профессиональное мастерство, проводя воспитательную работу среди водительского состава.
1.2. В своей деятельности водитель-наставник руководствуется Правилами дорожного движения, настоящими руководящими документами, методической литературой по подготовке водителей, приказами и распоряжениями Минсельхозпрода Республики Беларусь, автохозяйств.
1.3. Оплата труда водителя-наставника производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основной для данного автохозяйства марки автомобиля с выплатой соответствующей надбавки за классность.
Кроме того, водителю-наставнику может выплачиваться премия как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.
2. Требования к водителю-наставнику
2.1. Водителями-наставниками могут быть наиболее дисциплинированные водители 1-2 класса со стажем работы не менее 5 лет на преобладающей в этом хозяйстве марке автомобиля и имеющие склонность к воспитательной и педагогической работе.
2.2. Водитель-наставник должен иметь соответствующую медицинскую справку и проходить медицинское освидетельствование в установленные сроки.
2.3. При выезде на линию для проверки навыков вождения, стажировки водителей и других целей водитель-наставник обязан соблюдать общий порядок по предрейсовому медицинскому осмотру, техническому осмотру транспортного средства, выполнение этих же требований водителем-стажером.
2.4. При поступлении в автохозяйство новых марок транспортных средств водитель-наставник обязан пройти специальную подготовку в учебном комбинате (автошколе) по особенностям эксплуатации и навыкам вождения нового подвижного состава.
3. Основные задачи водителя-наставника
3.1. Систематическое проведение работы по повышению уровня профессионального мастерства водителей, обучению их производительным, и экономическим приемам управления транспортным средством.
3.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы водителей автохозяйства и укрепление транспортной дисциплины.
4. Обязанности водителя-наставника
Водитель-наставник обязан:
4.1. Периодически проверять знания Правил дорожного движения и практические навыки водителей автохозяйства.
4.2. Участвовать в проведении инструктажей водителей и ежегодных занятий по повышению уровня технических знаний и навыков вождения автомобилей.
4.3. Проводить индивидуальные занятия с водителями, допустившими нарушения ПДД.
4.4. Контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями автохозяйства на линии.
4.5. Проводить совместно с руководителями автохозяйства анализ причин всех ДТП и нарушений правил движения, совершенных водителями, и использовать его в своей практической работе.
4.6. Оформлять необходимую учетно-отчетную документацию и вести ежегодный учет выполняемых работ в рабочем дневнике водителя-наставника.
5. Права и ответственность водителя-наставника
5.1. Водитель-наставник имеет право:
5.1.1. Запретить выпуск на линию и снимать с линии автомобили, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности движения.
5.1.2. Принимать меры по отстранению от управления автомобилем водителей, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.
5.1.3. Проверять у водителей автохозяйства наличия удостоверения на право управления автомобилем.
5.1.4. Ходатайствовать перед руководством автохозяйства о лишении всех видов поощрений водителей, совершивших ДТП, допустивших нарушение ПДД или содержащих автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии, а также о поощрении водителей, продолжительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушения Правил дорожного движения.
5.1.5. Оформляться внештатным сотрудником милиции по линии ГАИ по представлению администрации автохозяйства.
5.2. Водитель-наставник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению подготовленности водителей, предусмотренных настоящим Положением.
Стажировка водителей
Эффективным мероприятием по обеспечению безопасности движения, особенно в начале трудовой деятельности молодых водителей, является стажировка их под руководством опытных водителей-наставников.
При приеме водителей работать на специальных и грузовых автомобилях необходима стажировка не только для новичков, но и для любого водителя, переводимого работать на машину другой марки.
Установлен порядок, согласно которому водители, впервые назначаемые на работу на специальные и грузовые автомобили, проходят специальную подготовку и стажировку по 16-часовой программе.
Цель специальной подготовки и стажировки – подготовить водителей к работе на специальных и грузовых автомобилях, а также транспортных средствах новых марок, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозок пассажиров и грузов.
Учитывая специфику предприятия, специальную подготовку проводят в автопредприятиях с привлечением для этой цели квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.
Стажировка водителей, прошедших специальную подготовку, производится под руководством опытных наставников и на тех марках автомобилей, на которых придется работать в дальнейшем.
Наставник детально проверяет навыки вождения автомобиля, показывая стажеру опасные, с точки зрения безопасности движения, места на маршрутах, знакомит с порядком осмотра автомобиля перед выездом на линию, с организацией обслуживания и ремонта его на данном предприятии.
Стажировку необходимо проводить на автомобиле, оборудованном двойными педалями сцепления и тормозами и зеркалом заднего вида для водителя-наставника.
По окончании стажировки водитель-наставник обобщает все замечания по вождению автомобиля, вносит их в листок прохождения стажировки (приложение 1), который передается главному инженеру и после собеседования с ним дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе.
Листок прохождения стажировки хранится в отделе кадров предприятия.
Приложение 1
ЛИСТОК ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ
на грузовом, легковом автомобиле, автобусе
(марка, модель автомобиля, гос. номер)
Водитель ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
имеет классификацию шофера ______________ класса, зачислен на работу
приказом N _________________ от _________________ в ________________
____________________________________________________________________
(наименование хозяйства)
1. Прошел занятия по установленной форме
Подписи Инженер по БД
Инженер по ТБ
Гл.инженер
Инспектор по кадрам
Инженер по эксплуатации
____________________________________________________________________
(замечания, предложения)
2. Отработал в качестве водителя __________________ дней и ________
часов на грузовом, легковом автомобиле, автобусе.
____________________________________________________________________
(замечания, предложения)
Водитель-наставник
Заключение: Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на
грузовом, легковом автомобиле, автобусе
____________________________________________________________________
(марка, модель, гос. номер)
Гл.инженер
Инж. по эксплуатации