Уточненные разъяснения пленума вс рф о порядке применения судами коап рф. Поворот к худшему при пересмотре постановления, решений по делу об административном правонарушении
1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 25.2 КоАП РФ
1. Потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении является:
— физическое или юридическое лицо;
— лицо, которому административным правонарушением причинен вред:
физический, т.е. вред здоровью;
имущественный, т.е. материальный вред, подлежащий денежной оценке — убытки (ст. 15 ГК РФ);
моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания (ст. ст. 151 , — 1101 ГК РФ).
В результате административного правонарушения потерпевшему может быть причинен как один из видов вреда, так и несколько.
2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав:
— знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;
— давать объяснения;
— представлять доказательства;
— заявлять ходатайства и отводы;
— пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу;
— пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом объем процессуальных прав потерпевшего не ограничен и сопоставим с объемом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Что касается обязанностей потерпевшего, то они также носят общий процессуальный характер, в частности, потерпевший обязан:
— соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении;
— являться по вызову судьи, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, и давать показания как свидетель в порядке ст. 25.6 КоАП РФ;
— не злоупотреблять своими процессуальными правами при рассмотрении дела;
— не нарушать права иных лиц, участвующих в деле, и т.д.
3. Потерпевший является обязательным участником рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем в его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях:
— если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;
— либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Понятие и правовой статус потерпевшего закреплен не только в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда - преступление или административное правонарушение.
Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.
Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.
Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.
Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:
- возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатным переводчиком,
- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Если потерпевшим является несовершеннолетний, то обязательным является присутствие законных представителей при производстве по административному делу.
Потерпевший при административном производстве вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.
Согласно КоАП потерпевшему от административного правонарушения возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Выплаты производятся на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.
Добавить комментарий
В конце декабря 2013 года было скорректировано Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 " " (далее – Постановление). Помимо чисто технических изменений, связанных с тем, что законодательство с момента принятия постановления ушло вперед, документ дополнен рядом разъяснений, которые могут быть полезны всем участникам производства по делам об административных правонарушениях.
В частности, пересмотрены и дополнены положения, связанные с вопросами территориальной подсудности, оформления полномочий защитника и представителя, квалификации правонарушений, обжалования постановлений об административных правонарушениях, конфискации орудий и предметов правонарушений, а также спецификой рассмотрения отдельных составов административных правонарушений. Ниже рассмотрены наиболее важные изменения.
Правила определения подсудности
При этом дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей () и не указанных в абзацах 4-5 , подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности. В том числе неважно, совершены правонарушения юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями (пп. "е" п. 3 ).
Также разъяснен вопрос об определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности . В таких случаях необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со . Однако подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов , в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (абз. 3 пп. "з" п. 3 ). При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника) (абз. 4 пп. "з" п. 3 ).
Также подчеркивается, что лицо, подающее ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, не обязано указывать причины, по которым оно просит об этом и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин, так как это не предусмотрено КоАП РФ. Однако судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов. К таким случаям, в частности, относятся:
- возражение потерпевшего , обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу, привлечение которого к участию в деле является обязательным. Удовлетворение ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
- недобросовестное пользование своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В частности речь идет о последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии – о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
- возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения . Из положений , следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. абз. 5-10 пп. "з" п. 3 ).
"Таким образом, закреплен дополнительный элемент защиты от произвольного отказа в удовлетворении ходатайства", – комментирует описанные изменения адвокат Московской коллегии адвокатов "Юстиция" Александр Дасаев .
Также Пленумом ВС РФ разъяснен порядок определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта и т.п.). В таком случае, исходя из положений дело подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения структурного подразделения , проводившего административное расследование (абз. 13 пп. "з" п. 3 ).
Территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, вынесенные в порядке, предусмотренном (абз 2 п. 30 ).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в вышестоящий суд общей юрисдикции. Необходимое условие – они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности . Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. (абз. 2 п. 33 ).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
В новой редакции Постановления закреплено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим. Это обусловлено тем, что такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и затрагивает право указанных лиц на судебную защиту. Также оно может быть опротестовано прокурором (абз. 5. п. 4 ).
Согласно уточненным разъяснениям Пленума ВС РФ, КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол (абз. 6 п. 4 ). При этом передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в , осуществляется на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело (). Определение должно отвечать требованиям и в частности, содержать мотивы принятого решения . Тем не менее, отсутствие соответствующих мотивов не может являться основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми они составлены (абз. 7 п. 4 ).
Если при подготовке дела к судебному разбирательству в материалах одного дела имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, то каждый протокол принимается для рассмотрения в отдельном производстве . Постановление выносится по каждому совершенному правонарушению в соответствии с (абз. 8 п. 4 ). Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам , то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (абз. 9 п. 4 ).
Разъяснен ряд случаев, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения . В том числе, это ситуации, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. При этом должны быть соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года № 343. (абз. 2 п. 6 ).
Вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении
, согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2-3 (абз. 2 п. 8 ). Это связано с тем, что КоАП РФ не регулирует соответствующие вопросы. При этом если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя, то он должен быть допущен к участию в деле без представления доверенности
(абз. 3 п. 8 ).
Тем не менее, ряд прав представителя все равно должен быть специально оговорен в доверенности (абз. 4 п. 8 ):
- право на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб;
- право на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола , которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1. . Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу и оформляется мотивированным определением (абз. 3 п. 9 ). Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания в случае его ведения. При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление (абз. 4 п. 9 ).
Также как и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении (новое) не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях они не вправе заявлять ходатайства, отводы . Тем не менее, не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов при рассмотрении административных дел, а также по жалобам и протестам на постановления по таким делам (п. 10 ).
Также Пленумом ВС РФ разъяснены особенности применения норм . Так, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, судья вправе назначить лишь основное наказание (абз. 2 п. 25 ).
Обжалование постановлений об административных правонарушениях
Право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд имеет любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со составлять протоколы о данных правонарушениях. При этом такое право имеет как лицо, непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее (абз 2 п. 10 ). Тем не менее, названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора ().
Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора ( , ). Однако не наделяет такими полномочиями должностных лиц коллегиальных органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении (абз. 5 п. 10 ).
Квалификация правонарушений
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ . Например, совершение лицом, подвергнутым административному наказанию за нарушение по ч. 2 , правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 (абз 2 п. 16 ). Данное разъяснение дано Пленумом ВС РФ в контексте "Обстоятельства, отягчающие административную ответственность".
В случае обнаружения в протоколе об административном правонарушении неправильной квалификации совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать его на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства. Согласно содержащимся в Постановлении изменениям, данное правило может применяться даже в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов (ранее позиция была прямо противоположная). Однако назначаемое при этом наказание не должно ухудшать положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (абз. 2 п. 20 ).
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу (абз. 3 п. 23 ).
Административное выдворение из страны
Указание на форму административного выдворения из страны в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным (абз. 1 п. 23.1 ). Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей , вынесшим постановление об административном выдворении. На основании ч. 3 соответствующим заявлением в суд может обратиться орган, должностное лицо, приводящих постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно вынесено.
Данный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены. Необходимое условие – из материалов дела должно усматриваться, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
Следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни
, гарантированное п. 1 . Поэтому судья должен исходить из действительной необходимости применения такой меры ответственности и ее соразмерности целям административного наказания. Таким образом, должен быть достигнут справедливый баланс публичных и частных интересов.
Конфискация орудия или предмета правонарушения
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ (абз. 1 п. 23.2 ).
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией. В данном случае предполагается лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно и не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности (абз. 3 п. 23.2 )
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, п.1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ " ") (абз. 4 п. 23.2 ).
ПОВОРОТ К ХУДШЕМУ ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ
ПРАВОНАРУШЕНИИ
А.А. ШАГАБУТДИНОВ
Шагабутдинов А.А., судья Костромского
областного суда.
Возможность пересмотра
постановления по делу об административном
правонарушении в сторону ухудшения
предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП),
установившим, что постановление отменяется
в связи с необходимостью применения закона
об административном правонарушении,
влекущем назначение более строгого
наказания, если потерпевшим по делу подана
жалоба на мягкость применения
административного наказания.
Хотя в
законе говорится об обжаловании
назначенного административного наказания,
представляется, что обжалованию подлежат и
постановления о прекращении производства
по делу, вынесенные ввиду неустановления
события или состава административного
правонарушения, а также действий лица в
состоянии крайней необходимости. Иначе
задачи законодательства об
административных правонарушениях по
обеспечению прав и законных интересов
потерпевших стали бы невыполнимы.
Этот
вывод подтверждается тем, что п. 4 ч. 1 ст. 30.7
КоАП содержит и другое основание для отмены
постановления: допущенные существенные
нарушения процессуальных требований, не
позволившие всесторонне, полно и
объективно рассмотреть дело. А именно эти
нарушения закона являются причиной
вынесения незаконных и необоснованных
постановлений о прекращении дела по так
называемым реабилитирующим основаниям.
Поворотом к худшему является любое
ухудшение положения лица, в отношении
которого ведется производство по делу об
административном правонарушении. Таковым,
в частности, может быть признание виновным
в административном правонарушении, если
ранее производство по делу было прекращено
по реабилитирующим основаниям; назначение
более строгого административного
наказания, чем это было сделано при
вынесении постановления.
Основанием
для того, чтобы удовлетворить жалобу на
мягкость наказания, является невыполнение
требований ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП об учете при
назначении наказания физическому лицу
характера совершенного им
административного правонарушения,
личности виновного, его имущественного
положения, обстоятельств, отягчающих
административную ответственность, а при
назначении наказания юридическому лицу -
характера совершенного им
административного правонарушения, его
имущественного и финансового положения,
обстоятельств, отягчающих
административную ответственность.
Основанием для поворота к худшему может
явиться и признание какого-либо
обстоятельства смягчающим
административную ответственность при
неподтверждении материалами дела наличия
такового, а также назначение более мягкого
наказания, чем это предусмотрено санкцией
статьи Особенной части КоАП.
Рассматриваемая норма распространяется на
постановления, не вступившие в законную
силу (о ситуации по постановлениям,
вступившим в законную силу, будет указано
ниже), и при наличии основания для ее
применения должно приниматься решение об
отмене постановления о назначении
административного наказания или
постановления о прекращении производства
по делу с возвращением дела на новое
рассмотрение судье, в орган, должностному
лицу, уполномоченным рассматривать дело.
Потерпевшим, по жалобе которого возможен
поворот к худшему, согласно ст. 25.2 КоАП
является физическое или юридическое лицо,
которым административным правонарушением
причинен физический, имущественный или
моральный вред. Законом не предусмотрено
вынесение процессуального решения о
признании потерпевшим по делу об
административном правонарушении, но ч. 2 ст.
28.2 КоАП установлено, что в протоколе об
административном правонарушении
указываются сведения о потерпевших, если
таковые имеются.
Представляется, что
неуказание в протоколе сведений о
потерпевшем не лишает такое лицо
гарантированных ему законом прав при
условии подтверждения причинения
административным правонарушением
физического, имущественного или морального
вреда.
Частью 4 ст. 25.3 КоАП установлено,
что законный представитель потерпевшего -
физического лица имеет права,
предусмотренные КоАП в отношении
представляемого им лица, и, следовательно,
может обратиться с жалобой на мягкость
применения административного наказания.
Защиту прав и законных интересов
потерпевшего, если это несовершеннолетний
или лицо, в силу своего физического или
психического состояния лишенное
возможности самостоятельно реализовать
свои права, осуществляют законные
представители. К таковым законом отнесены
родители, усыновители, опекуны, попечители
потерпевшего.
Обращаться с жалобой на
постановление в защиту юридического лица,
являющегося потерпевшим, по основаниям
поворота к худшему вправе его законные
представители. Согласно ст. 25.4 КоАП
таковыми являются руководитель
юридического лица, а также иное лицо,
признанное в соответствии с законом или
учредительными документами органом
юридического лица.
Если у указанных
участников производства по делу об
административном правонарушении право
самостоятельно ставить вопрос о повороте к
худшему подтверждено законом, то вопрос о
представителе потерпевшего и прокуроре
требует обсуждения.
Для оказания
юридической помощи потерпевшему в
производстве по делу может участвовать его
представитель, к которым ст. 25.5 КоАП
отнесены адвокат или иное лицо.
Согласно ч. 5 ст. 25.5 и ст. 30.1 КоАП
представитель потерпевшего вправе
обжаловать постановление по делу об
административном правонарушении.
Поскольку ограничений на объем обжалования
представителем потерпевшего законом не
установлено, то нет оснований считать, что
этот участник производства по делу не
вправе в своей жалобе ставить вопрос о
повороте к худшему.
Но при этом
полномочия адвоката удостоверяются
ордером, выданным соответствующим
адвокатским образованием, а полномочия
иного лица - доверенностью, оформленной в
соответствии с законом. Эти документы
должны содержать сведения о том, что
потерпевший поручил своим представителям
обжаловать постановление.
Полномочия
прокурора в производстве по делу об
административном правонарушении
установлены ст. 25.11 КоАП и включают в себя
право приносить протест на постановление
по делу об административном правонарушении
независимо от участия в деле. Статьей 30.10
КоАП установлено, что протест прокурора на
не вступившее в законную силу
постановление рассматривается в том же
порядке, что и жалобы иных участников
производства по делу об административном
правонарушении. Таким образом, нет
оснований считать, что полномочия
прокурора являются более узкими, чем
полномочия потерпевшего при обжаловании
постановления, и что прокурор не вправе
поставить вопрос в протесте о повороте к
худшему.
Как уже отмечалось, КоАП
предусмотрено, что при отмене
постановления по условиям необходимости
поворота к худшему принимается решение о
возвращении дела на новое рассмотрение. Но
указанное является невыполнимым, если при
рассмотрении жалобы будут установлены
наряду с этими обстоятельствами, дающими
основание для отмены постановления, также и
обстоятельства, которые в силу ст. 24.5 КоАП
исключают дальнейшее производство по
делу.
К таким обстоятельствам закон
относит: издание акта об амнистии, если
такой акт устраняет применение
административного наказания; отмену
закона, установившего административную
ответственность; истечение сроков давности
привлечения к административной
ответственности; наличие по одному и тому
же факту совершения противоправных
действий (бездействия) лицом, в отношении
которого ведется производство по делу об
административном правонарушении,
постановления о назначении
административного наказания, либо
постановления о прекращении производства
по делу об административном
правонарушении, либо постановления о
возбуждении уголовного дела; смерть
физического лица, в отношении которого
ведется производство по делу об
административном правонарушении.
При
установлении одного из таких обстоятельств
в случае подтверждения доводов жалобы, в
которой поставлен вопрос о повороте к
худшему, постановление о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении, принятое ввиду отсутствия
события или состава административного
правонарушения или признания действий лица
в состоянии крайней необходимости, должно
быть отменено с принятием решения о
прекращении производства по вновь
установленному обстоятельству.
На
практике возможна ситуация, когда при
рассмотрении жалобы на мягкость наказания
будут установлены обстоятельства,
предусмотренные ст. 24.5 КоАП. Поскольку эти
обстоятельства исключают дальнейшее
производство по делу, то может показаться
несправедливым принятие решения об отмене
постановления о назначении наказания при
рассмотрении жалобы на его мягкость.
Действительно, отменив одно наказание,
невозможно будет назначить новое, что
повлечет вместо применения
административного наказания прекращение
производства по делу, то есть нежелаемый
результат для лица, подавшего жалобу.
Но именно такое решение должно быть
вынесено, поскольку в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП
судья, вышестоящее должностное лицо не
связаны доводами жалобы и должны проверить
дело в полном объеме.
Вопрос о
возможности ухудшения положения лица, в
отношении которого велось производство по
делу об административном правонарушении,
возникает и при пересмотре вступивших в
законную силу постановления, решений по
результатам рассмотрения жалоб,
протестов.
В ст. 30.11 КоАП,
устанавливающей порядок пересмотра
вступивших в законную силу постановления,
решения, не содержится положений о том,
какое решение может быть принято в этой
стадии производства по делу об
административном правонарушении.
Принципом законодательства об
административных правонарушениях являются
положения ст. 1.6 КоАП, определяющие, что
лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не может быть подвергнуто
административному наказанию иначе как на
основаниях и в порядке, установленных
законом.
Положения ст. 30.7, 30.9 КоАП о
возможности отмены постановления, решения
по основаниям поворота к худшему прямо
отнесены законом к постановлению и
решениям по делу об административном
правонарушении, не вступившим в законную
силу, и не могут применяться к пересмотру
вступивших в законную силу постановления,
решений без указания на это в законе.
Отсутствие в законе норм, указывающих на
возможность пересмотра вступивших в
законную силу постановления, решений по
делу об административном правонарушении в
сторону усиления наказания или иным
образом ухудшения положения лица, в
отношении которого вынесено постановление,
не позволяет реализовать установленные ст.
30.11 КоАП полномочия. Кроме того, необходимо
учитывать, что в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не
может нести административную
ответственность дважды за одно и то же
административное правонарушение.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят
ГД ФС РФ 20.12.2001)
Российский судья, 2005, N 6
Новая редакция Ст. 25.2 КоАП РФ
1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 25.2 КоАП РФ
1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.
2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 Гражданского кодекса под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Другой комментарий к Ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.
Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.