Уголовно исполнительная политика российской федерации. Понятие уголовно-исполнительной политики
Политика — направление деятельности государства, связанного с реализацией государственной власти, которая осуществляется во вне и внутри страны. Отсюда принято делить политику на внутреннюю и внешнюю.
По содержанию политику можно разделить на финансовую, экономическую, культурную, социальная. Среди всех направлений политик важное место принадлежит социальной политике. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что РФ демократическое правовое государство, деятельность которого направлена на обеспечение достойных условий жизни граждан. Понятие «достойные условия» охватывает целый комплекс факторов (продолжительность жизни, качество жизни, уровень медицинской помощи, сфер реализации человеческой деятельности, зарплата и т.д.). В числе этих условий, обеспечивающих достойное существование граждан, огромная роль принадлежит борьбе с преступностью. Это важная сфера социальной политики. Потому что защита личности, общества, государства является необходимым условием эффективной реализации других направлений социальной политики.
Некоторые криминологи, считают, что термин «борьба» не подходит к преступности. Якобы — это слово нацеливает на искоренение преступности полностью. Предлагают термин «контроль», «предупреждение». Тем не менее термин «борьба» используется в ряде международных документов («О борьбе с транснациональной преступностью»). Многое зависит от того какое значение вкладывается в терминологию. Когда мы говорим о социальной жизни, термин «борьба» имеет не столь одиозное значение (например, борьба с неграмотностью - борьба с негативным социальным явлением). Борясь против явления — идет борьба за человека как носителя этого явления. Поэтому борьба с преступностью ставит целью исправление человека, возвращение его в общество.
В борьбе с преступностью используются карательные и не карательные меры. Не карательные меры - это меры, направленные на совершенствование социальной жизни (зарплаты, образование, организационно-технические мероприятия). Мы приходим к выводу о том, что общество направлено не только на предупреждение преступности, но используются и карательные меры - метод уголовной репрессии. Это и есть уголовная политика.
1. Уголовно-правовая политика:
а). Криминализация и декриминализация общественно-опасных деяний. От «crimen» - преступление. Криминализация (общепринятое значение) - распространение преступности в обществе. В этом смысле криминализация — это результат деятельности преступников. Юридическое понятие криминализации означает установление в уголовном законе признаков конкретных деяний (преступлений). В этом смысле это результат деятельности законодателя. Декриминализация - это устранение из закона конкретных составов преступлений.
б). Пенализация и депинализация. Пенализация - «pena» - (лат.). отзвуки этого слова нашли и в гражданском праве (пеня). Криминализация - это что наказывается, а пенализация - это установление наказуемости (как наказывается). Депенализация - устранение наказуемости деяния.
в). Назначение наказания и иных мер уголовно-правового характера. Первые два элемента находят отражение в Уголовном кодексе, третий - в деятельности органов уголовно-исполнительной системы.
2. Уголовно-процессуальная политика. Выражается в и в деятельности правоохранительных органов;
3. Уголовно-исполнительная политика. Это деятельность государства в лице его органов по фактическому исполнению назначенных судом наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Это завершающая стадия реализации уголовной ответственности, вещественная составляющая уголовной политики всех в целом. «Исполнение наказания — это реальность уголовного права».
Уголовно-исполнительная политика в конечном итоге является продолжением социальной политики государства.
Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.
Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно - исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.
Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно - правовая, уголовно - процессуальная и уголовно - исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно - правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Уголовно - исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно - правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.
Уголовно - исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.
Борьба с преступностью -- одна из основных задач государства. Ее решение связано со всеми областями политики и непосредственно отражается на уголовно-исполнительной политике и правовом положении осужденных. И.В. Шмаров отмечал, что «на формирование стратегии политики в области исполнения наказания оказывают влияние динамика и структура преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, особенно тяжких, прежде всего насильственных, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения» Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П. В. Шмарова. М., 1996. С. 6..
Уголовно-исполнительная политика как часть социальной политики в сфере борьбы с преступностью в рамках уголовной политики имеет свой предмет, с учетом которого ее можно определить как основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности, на базе которых формируется правовое положение осужденных в период отбывания ими соответствующей меры уголовно-правового характера и применения к ним основных средств исправления, а также мер социальной адаптации.
В литературе встречаются и другие определения уголовно-исполнительной политики, например, как политики в области борьбы с преступностью в сфере исполнения уголовного наказания, определяющей «цели, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами». Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П. В. Шмарова. М., 1996. С. 3-4 Считается, что в этих определениях не в полной мере выражена сущность, специфика и содержание именно уголовно-исполнительной политики, задачей которой является установление и обеспечение правового положения уже осужденных лиц.
Термин «уголовно-исполнительная политика», пришедший на смену термину «исправительно-трудовая политика», прочно вошел в научный оборот после принятия Конституции 1993 г., в ст. 71 которой отмечается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство.
Термин «исправительно-трудовая политика» появился в советском государстве в 20-е годы. В то время употреблялся еще и термин «пенитенциарная политика». Слово «пенитенциарный» происходит от латинского слова «poenitentiarius», которое в переводе на русский язык означает «покаянный, исправительный». Словарь иностранных слов. М., 2003. С. 370. В зарубежных концепциях XVIII в. и в русском дореволюционном праве бытовало мнение о том, что смысл положения осужденного в период исполнения назначенного ему наказания, главным образом в виде лишения свободы, заключается в религиозном воздействии на него, что предполагает покаяние виновного и отпущение ему грехов. Впоследствии в России и других странах термину «пенитенциарный» придавалось значение «исправительный», а политика в сфере определения правового положения осужденного называлась «исправительно-трудовая», что отражало ее основное направление -- исправление трудом. С середины 20-х по 60-е годы весь Советский Союз был превращен в «трудовой лагерь», а использование дешевого труда осужденных было особенно выгодно стране Советов. Впоследствии постепенно труд осужденных стал терять свое первоначальное значение и приобретать качество одного из основных средств воздействия на виновных, являвшегося главным критерием их становления на путь исправления.
Термины «исправительно-трудовая политика» и «исправительно-трудовое право» использовались в России в значении «уголовно-исполнительного» вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г.
Содержание уголовно-исполнительной политики выражается в разработке основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; в определении характера применяемых к ним средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
В задачу уголовно-исполнительной политики входит определение приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами, т. е. создание эффективной исправительной системы России.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»
ЦИКЛ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА»
для повышения квалификации СОТРУДНИКОВ УИС
Тема «Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития»
Разработал:
преподаватель ЦПК ФКУ ДПО
ЮМУЦ ФСИН России
майор внутренней службы
Е.В. Бодрова
Краснодар 2014
Цели занятия:
Разобрать вопросы уголовно-исполнительной политики России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития.
Выяснить цели, принципы, задачи уголовно-исполнительной политики России.
Рассмотреть субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
Проанализировать тенденции и перспективы развития пенитенциарной политики России в плане реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года.
Количество часов: 2 часа.
Место проведения: учебный класс.
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование (видеопроектор, ПК), видеопрезентация, конспект лекции, учебная доска.
исполнительный политика наказание
Ход занятия
1. Вводная часть - 10 мин.
а) проверка личного состава, организационный вопрос - 5 мин.
б) объяснение темы, задачи содержания занятия - 5 мин.
2. Основная часть - 60 мин.
Введение
Уголовно-исполнительная система России: история развития
и современная характеристика.
Цели, принципы, задачи уголовно-исполнительной политики.
Субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
Тенденции и перспективы развития пенитенциарной политики России.
Заключение
3. Заключительная часть- 10 мин.
В конце занятия преподаватель делает общий вывод по теме занятия, доводит недостатки по опросу слушателей, оценивает работу слушателей.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит. 2012.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010
№ 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».
Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 № 89
«Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний» (в редакции
от 20.01.2015).
Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ).
Основная
7. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид.вузов / под ред. д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
8. Уголовно-исполнительное право РФ: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект., 2008.
9. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. докт.юрид. наук, профессор А.А. Толкаченко. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
10. Уголовно-исполнительное право России: Учебник, под ред.
П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. - Ай Пи Эр Медиа, 2010 (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2014).
Введение
За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами.
К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. Это объективно обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны. Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы
с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания. Надо отметить, что действующей пенитенциарной системой России в определенной мере восприняты прогрессивные направления развития пенитенциарных систем зарубежных стран, а также выработанные международным сообществом правила, рекомендации и стандарты по обращению с осужденными, организация исполнения наказания, подбор персонала исправительных учреждений.
Концепция развития УИС РФ до 2020 года содержит основные направления дальнейшего реформирования не только уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России, но и уголовно-исполнительной политики в целом. В связи с этим важно затронуть не только современные основы построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и анализ исторических тенденций ее развития и формирования. На семинарском занятии будут рассмотрены вопросы, связанные со становлением пенитенциарной системы России, законодательным регулированием ее деятельности, тенденции и перспективы развития.
1. Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика
Уголовно-исполнительная политика - это основанное на Конституции РФ, согласованное с основными требованиями общепризнанных международно-правовых актов в сфере организации исполнения уголовных наказаний направление деятельности Российского государства в вопросах организации и корректировки процессов борьбы с преступностью, исправления и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, определения основных принципов воспитательной работы с ними.
Законодательно закрепленные уголовно-правовые, пенитенциарные принципы (ст. 3 - 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ) есть не что иное, как итог развития уголовной и пенитенциарной политики Российского государства. Они отражают достижения отечественной науки в сфере правового регулирования назначения и исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.
Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборник «Русская правда». Так, в качестве наказания за совершение убийства допускалась кровная месть, т.е. разновидность смертной казни, приводимой в исполнение родственниками убитого. Но вместе с тем кровная месть могла быть заменена штрафом (в 40 гривен). К воровству законодатель относился также сурово. В большинстве статей Правды предусматривался денежный штраф, размер которого зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.
В 1497 году был принят сборник законов под названием «Судебник», в котором кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства. В нем понятие преступного деяния четко не определялось. Трактовка его как «иное какое лихое дело» давала широкий простор для произвола власть имущих, позволяла подводить под наказание любые действия, которые, по мнению представителей правящего класса, могли принести ему ущерб. Перечень наказаний приобретает более суровый характер и направлен на устрашение подданных. Система штрафов вытесняется более жестокими наказаниями, чаще всего смертной казнью. «Судебник» не устанавливал порядка исполнения наказания. Хотя и называл лиц, которые должны его осуществлять.
Следующим документом выступает Соборное уложение 1649 года. Содержащиеся в нем нормы на первое место ставят защиту интересов церкви и государственной власти. В нем продолжена политика, направленная на ужесточение наказаний, устрашение подданных. Более 50 разновидностей преступных деяний могли быть наказаны по Уложению смертной казнью. Справедливости ради надо отметить, что в то же время в Западной Европе смертная казнь имела несравненно больший размах. Наметилась тенденция
к расширению применения тюремного заключения: на определенный или неопределенный срок. Сохранялись лишение свободы в виде заключения в тюрьму (крепость), под караул, высылка в окраинные города, в Сибирь на время или пожизненно. Надо сказать в карательной политике при Петре I впервые предусмотрен такой вид наказания, как ссылка «в Сибирь, на житье на Лену». Также был введен неопределенный вид наказания - «что государь укажет». Широко применялись известные и новые разновидности членовредительских и болезненных наказаний. Расширилось применение публичных позорящих мер по типу лишения чести, достоинства, шельмования и т.п.
При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Период правления Петра I был важным историческим этапом становления уголовно-исполнительного законодательства (1699-1725 гг). Во время его царствования было принято более 100 специальных актов уголовно-исполнительного, в том числе военно-пенитенциарного характера и создан прообраз основ цивилизованной регламентации уголовно-исполнительных отношений. Наиболее важные из них действовали без значительных изменений около ста лет.
Дальнейшее развитие правового регулирования исполнения наказаний и первые попытки его гуманизации наблюдались в период царствования Екатерины II, стремившейся доказать свою просвещенность и приверженность европейской культуре. Ко времени правления Екатерины II относится создание системы уголовно-исполнительных учреждений. Так в 1775 году появляются новые виды учреждений, исполняющие уголовные наказания, - работные и исправительные дома. Их устройство
и деятельность подробно регламентируется законом.
Первые шаги по упорядочению структуры управления местами лишения свободы были предприняты в начале XIX века. Указом Александра I от 25 июня 1811 года учреждено Министерство полиции, в составе которого образовано три департамента, в том числе и полиции исполнительной. В 1819 эти департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. Департамент полиции исполнительной приобрел статус централизованного органа управления тюремной системой государства. В этом же году с разрешения и под покровительством Александра I учреждается Попечительное о тюрьмах общество, просуществовавшее до 1917 года.
Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссыльных 1832 г.
Следует отметить, что 60-70-е годы XIX века были периодом поиска путей реформирования тюремной системы России.
Тюремная реформа была вызвана необходимостью упорядочения системы и видов уголовных наказаний, которая и определена законом от 11 декабря 1879 года «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях». В нем изложен перечень видов уголовных наказаний, раскрывается понятие «содержание под стражей», для обеспечения реализации указанных мер в гражданском ведомстве предусмотрена система учреждений, имеющих свой особый правовой статус.
Образованное в структуре МВД Главное тюремное управление (ГТУ) по замыслу разработчиков реформы призвано было стать высшей руководящей, контролирующей и распорядительной инстанцией в тюремном деле государства.
Для непосредственного выполнения перечисленных задач в структуре ГТУ создается орган, не имеющий аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, - тюремная инспекция, на которую возлагаются обязанности проведения ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предположений.
Первостепенное место в деятельности ГТУ отводилось службе охраны, обеспечивающей главное требование исполнения наказания в виде лишения свободы - надежность изоляции заключенных. Подразделения этой службы осуществляли внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, выполняли конвойные функции.
Вплоть до 1917 года Министерством юстиции при поддержке правительства предпринимались меры по совершенствованию тюремной системы. Неуклонно повышалось финансирование, принимались решения, направленные на смягчение карательной политики. Наиболее прогрессивными были меры в отношении несовершеннолетних преступников. Этим нормативным актом предусматривалось их содержание без охраны, а надзор возлагался на педагогический персонал. Несовершеннолетние преступники пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничений. За хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства. К ним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание. Закон детально регламентировал все стороны деятельности этих учреждений, в нем особое внимание уделено вопросам организации образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.
Последним значимым нормативным актом периода самодержавного правления, оставившим заметный след в истории тюремной системы, стала «Общая тюремная инструкция» 1915 года. Она отражала практически все стороны тюремной жизни.
Период Февральской революции 1917 года характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась с насилием и беззаконием. Переломить такое настроение в условиях политической напряженности в стране было сложно. В это время четко определились две основные тенденции: стремление арестантов к самоорганизации, вплоть до самовольного освобождения, и желание тюремного ведомства построить арестантскую жизнь в принципах демократизма и гуманизма.
После Октябрьской революции 1917 года ГУМЗ был переименован в Карательный отдел Народного комиссариата юстиции. Существенные качественные изменения в пенитенциарной системе Советского государства связаны с принятием декрета ВЦИК от 15 апреля 1919 года «О лагерях принудительных работ», на основании которых в системе НКВД стали интенсивно создаваться подобные учреждения. Для управления ими сначала был создан Центральный отдел НКВД, преобразованный в 1921 году в Главное управление лагерей принудительных работ. К декабрю 1921 года в его системе действовало 120 концентрационных лагерей, в которых содержалась почти 31 тысяча заключенных. В целом же во всех учреждениях НКВД содержалось более 50 тысяч человек.
Таким образом, на рубеже второго и третьего десятилетий прошлого века сложилась уникальная ситуация, когда наряду с Министерством юстиции исполнением наказаний занималось и другое ведомство с собственной структурой управления и нормативной базой.
Вскоре в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 25 июля 1922 года все места лишения свободы были сосредоточены в одном ведомстве - НКВД, в котором они просуществовали более 70 лет.
В 1970 году принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который, несмотря на большое число внесенных изменений и дополнений, просуществовал до 1 июля 1997 года. При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шел активный поиск новых форм воспитательной работы с осужденными. Расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осужденных, много внимание уделялось рациональному использованию свободного от работы времени.
В 1992 году были внесены значительные изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, направленные на гуманизацию порядка и условия содержания осужденных. В обновленном кодексе впервые гарантировалась свобода совести и вероисповедания, введены нормы, обеспечивающие безопасность граждан, лишенных свободы, им предоставлена возможность пользоваться платными лечебными услугами, вести телефонные переговоры, выезжать за пределы ИТУ во время трудового отпуска, а отдельным категориям разрешено проживание за пределами учреждений. Сняты ограничения на отправку писем и телеграмм, исключены некоторые дисциплинарные взыскания, отменены ненужные и унизительные правоограничения.
В 1993 году впервые в истории УИС был принят важный закон:
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Кроме определения целей и задач, основных направлений деятельности исправительных колоний и тюрем, уточнения прав и обязанностей сотрудников, предоставления им ряда социальных льгот, закон установил порядок контроля за деятельность УИС.
Переход к рыночным отношениям, изменение методов хозяйствования
в конце 1980-х - начале 1990-х гг., реформы политических структур объективно обусловили поиск новых подходов к построению
и функционированию органов государственного управления.
В 1994 году произошли слияние ГУИН и ГУЛИТУ МВД России и передача функций охраны из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему.
В 1998 г. она была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, а с 2004 г. ей придан статус самостоятельного органа исполнительной власти - Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
2. Цели, принципы, задачи уголовно-исполнительной политики
Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя четыре составляющие:
следственные изоляторы, предназначенные для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;
учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества, в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);
органы управления системой (ФСИН России, ее окружные и региональные управления), осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями;
предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г.
№ 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами, их виды определяются УИК РФ (ст. 16 УИК РФ).
Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых,
в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом
и обвиняемых в совершении преступлений».
Цели уголовно-исполнительной системы определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Задачи и полномочия ФСИН России, необходимые для их реализации, устанавливаются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением
о Федеральной службе исполнения наказаний.
Задачами уголовно-исполнительной системы являются:
исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества, связанных с лишением свободы, а также исключительной меры наказания;
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных,
а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
привлечение осужденных к труду, а также повышение их общего
и профессионального образования и профессионального обучения;
обеспечение охраны здоровья осужденных;
содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу.
3. Субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний
Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Федеральное Собрание РФ, принимая соответствующие законы, в том числе уголовный и уголовно-исполнительный, акты амнистии и т. д., рассматривая вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъекты государственной власти и управления Российской Федерации, а также субъекты Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в различных формах, и прежде всего в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных законах и подзаконных актах - постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение). Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - Минюста России и субъектов Российской Федерации, соответствующих структурных подразделений Минюста России, управляющих системой органов, исполняющих наказания, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.
Органами федеральной власти принимаются меры
по совершенствованию функционирования уголовно-исполнительной системы (УИС) в соответствии с Концепцией ее развития (на период до 2020 г.), в частности, по соблюдению прав и законных интересов подозреваемых
и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и осужденных к лишению свободы, а также созданию условий для реализации положений международных стандартов обращения с подследственными и осужденными.
4. Перспективы развития уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России в современный период
По состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 671,7 тыс. человек (- 5638 человек к началу года), в том числе:
в 728 исправительных колониях отбывало наказание 550,8 тыс. человек (- 9,08 тыс. человек), в том числе:
В 129 колониях-поселениях отбывало наказание 40,0 тыс. человек (- 19 человек);
В 6 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1897 человека (+ 37 человек).
в 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось - 117,4 тыс. человек (+ 3371 человек).
в 8 тюрьмах отбывало наказание 1616 человек (+ 281 человек).
в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,7 тыс. человек (- 204 человека).
В учреждениях содержится 54,7 тыс. женщин (- 1108 человек), в том числе 44,3 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, ЛИУ, ЛПУ и 10,3 тыс. чел., содержащихся в СИЗО и ПФРСИ. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 668 детей.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС также входят:
2488 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоит на учете 435,03 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (сведения, указаны за 3 квартал 2014 года);
16 государственных унитарных предприятия исправительных учреждений, 567 центров трудовой адаптации осужденных, 83 учебно-производственные мастерские.
При исправительных и воспитательных колониях функционируют 316 вечерних общеобразовательных школы и 547 учебно-консультационных пунктов, 306 профессионально-технических училища, действуют 598 храмов, 703 молитвенные комнаты.
Штатная численность персонала УИС составляет 306,9 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 218,1 тыс. человек (кроме того переменный состав - 6,6 тыс. человек).
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
В составе УИС действуют 7 организаций высшего профессионального образования, в том числе Академия права и управления, 3 института повышения квалификации, 32 учебных центра, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.
Имеется Объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом".
Анализ современной теории уголовной политики, российского законодательства в области обеспечения законности и правопорядка и правоприменительной практики позволяет установить следующие приоритеты уголовной политики:
1. гуманизация уголовной политики;
2. обеспечение безопасности личности и защита национальной безопасности от преступных посягательств;
3. соответствие российского законодательства в области обеспечения законности и правопорядка международным стандартам;
4. модернизация уголовно-исполнительной политики
и реформирование пенитенциарной системы.
1.- Гуманизация уголовной политики. В апреле 2010 г. Д.А. Медведев впервые внес поправки в УК РФ, направленные на либерализацию и гуманизацию закона, которыми был установлен запрет на арест обвиняемых по «предпринимательским статьям», а также значительно снижены наказания за преступления в сфере экономики. Причины, по которым внесены соответствующие изменения, довольно разнообразны. В одном из своих выступлений президент страны обратил внимание на то, что уголовное преследование предпринимателей стало статьей доходов правоохранительных структур, прежде всего органов внутренних дел, поскольку большинство преступлений в сфере экономической деятельности расследуется ими. На этой почве совершаются служебные преступления: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, получение взятки и пр. 7 июня 2011 г. Президент Российской Федерации внес в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации. Глава государства отметил, что уголовная политика «должна быть современной и отвечающей представлениям о том, какие действия подлежат более жесткой оценке со стороны государства, а какие действия в такой оценке не нуждаются».
2.- Обеспечение безопасности личности и защита национальной безопасности от преступных посягательств. Этот приоритет нашел свое воплощение в УК РФ, в котором иерархия правоохраняемых отношений основывается на общецивилизационной иерархии ценностей (личность - общество - государство), провозглашенной в Конституции РФ. Уголовная политика призвана играть активную роль в защите национальной безопасности страны, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Борьба с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией является важной составляющей обеспечения национальной безопасности
3. Соответствие российского законодательства в области обеспечения законности и правопорядка международным стандартам. Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в области обеспечения законности и правопорядка. Регулирование взаимодействия международного и внутреннего права в этой сфере в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Правам потерпевших лиц уделяется значительное внимание.
4. Модернизация уголовно-исполнительной политики и реформирование пенитенциарной системы. Одним из ключевых направлений модернизации современной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является соблюдение прав и свобод осужденных. Несмотря на отдельные случаи, свидетельствующие о ряде нарушений прав заключенных в отдельных исправительных учреждениях, общие тенденции к соблюдению прав и свобод человека и гражданина в условиях заключения в исправительных учреждениях Российской Федерации позитивны и положительны.
Указанные тенденции уголовно-исполнительной политики Российской Федерации свидетельствуют о выполнении Российской Федерацией международных договоров по реализации основных направлений уголовно-исполнительной политики, направленных на соблюдение прав и свобод осужденных в Российской Федерации.
В 2010 г. в России была начата масштабная реформа уголовно-исполнительной системы, что актуализировало проблему научного моделирования содержания и этапов реформационного процесса и прогнозирования ожидаемых результатов, а это, в свою очередь, потребовало включения в систему источников пенитенциарного права доктринальных актов, определяющих основные цели, задачи, принципы и этапы реформирования отечественной пенитенциарной системы. Наиболее важным доктринальным источником пенитенциарного права является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (далее - Концепция).
Концепция представляет собой документ, включающий шесть разделов, в рамках которых дается общая характеристика современного состояния уголовно-исполнительной системы России, определяются цели и задачи ее реформирования, а также основные направления развития в ходе реформационного процесса. Также в Концепции закрепляются этапы и ожидаемые результаты проводимой реформы и ее финансовое обеспечение.
В настоящий период уголовно-исполнительная система России представляет собой организационно-функциональный комплекс, объединяющий разнопрофильные учреждения, аттестованных сотрудников, вольнонаемных работников, спецконтингент (осужденных), по своим масштабам и численности ассоциируемый с «государством в государстве». Наряду с реализацией функции исполнения уголовных наказаний уголовно-исполнительная система выполняет задачи, связанные с конвоированием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их медицинским обслуживанием, обеспечением трудовой занятости, образованием, ресоциализацией и т.п.
Взятый в 90-х гг. прошлого века курс на демократизацию политико-правовой жизни Российского государства и общества обусловил необходимость переосмысления места и роли уголовно-исполнительной системы в государственном механизме.
В Концепции определяются основные целевые установки, «задающие» функциональные приоритеты УИС современной России.
Основными целями проводимой реформы являются:
повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения
с осужденными и потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В перечисленных целях выражается сущность осуществляемых реформационных преобразований - смещение руководящих акцентов
в деятельности УИС с карательного к пенитенциарному воздействию
за счет ужесточения наказаний и увеличения их сроков, сколько путем последовательной гуманизации жизнедеятельности осужденных с их одновременной ресоциализацией.
Достижение поставленных целей связано с решением ряда задач, среди которых наиболее важными представляются:
совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных
с лишением свободы;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий
и технических средств в практику исполнения наказаний;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности
в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами
и неправительственными организациями.
Поставленные задачи наполняются содержательной конкретикой
в третьем разделе Концепции, характеризующим основные направления развития УИС в процессе реформирования, в совокупности со вторым разделом, отражающим суть планируемых и проводимых в уголовно-исполнительной системе реформационных преобразований.
В качестве ожидаемого результата реформы Концепция определяет повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизации негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
Реализация концепции предполагает три этапа: 2010 - 2012; 2013 - 2016; 2016 - 2020 гг.
В рамках первого этапа должна быть осуществлена основная подготовительная работа: утверждение и конкретизация плана перспективных мероприятий, разработка и принятие законодательных актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в реформационный и пореформенный периоды; разработка и экспериментальная апробация новых механизмов регулятивно-охранительной деятельности в пенитенциарной сфере. На втором этапе должен быть осуществлен основной объем организационных и структурных преобразований уголовно-исполнительной системы, касающихся перепрофилирования исправительных учреждений "советского типа" в учреждения, отвечающие международным стандартам содержания осужденных. Одновременно с инженерно-техническими преобразованиями должны происходить реформационные изменения в области социального сознания и поведения. На смену репрессивно-карательной идеологии в деятельности уголовно-исполнительной системы должна прийти пенитенциарная - ориентированная на формирование у осужденных потребности и целеустремленности к покаянию, исправлению, ресоциализации. Третий этап реформы посвящен завершению плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренных Концепцией, а также планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. Анализ структуры и содержания Концепции позволяет констатировать ее выгодное отличие от других доктринальных правовых актов, действующих в рамках отечественной правовой системы и в большинстве своем носящих абстрагированный от жизненных реалий характер. Представляя собой основополагающий доктринальный источник пенитенциарного права современной России, Концепция оперирует фактическим материалом (информацией о современном состоянии УИС, существующих учреждениях и их наполнении, реализуемых на данном этапе функциях).
Она имеет осязаемые цели, достижение которых связывается с решением конкретных задач в рамках выделенных направлений деятельности, предполагающей достижение определенных конечных результатов, которые могут быть подвержены формальной оценке и способны выступить в качестве эмпирической доказательной базы успеха либо неуспеха проводимой реформы и, как следствие, показателем правильности либо ошибочности гипотетических взглядов и позиций авторов самой Концепции.
Заключение
Развитие и становление уголовно-исполнительной системы тесно связано с определением основных направлений политики государства, в том числе и уголовно-исполнительной политики. На протяжении длительного времени одним из ее аспектов являлся переход от карательной сущности наказания к его социализирующему и исправительному воздействию.
В последнее время деятельность уголовно-исполнительной системы России неоднократно подвергается критике, как со стороны гражданского общества, так и международных организаций. В то же время следует отметить,
что Концепция развития УИС РФ до 2020 года положила начало реформированию уголовно-исполнительной системы в направлении гуманизации и приоритета прав и законных интересов осужденных, и лиц, содержащихся под стражей. Данные аспекты прослеживаются не только
в целях Концепции, но и в тех задачах, которые ставятся в современный период перед учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Решение актуальных для реформирования уголовно-исполнительной системы задач также невозможно и без повышения профессиональной грамотности и подготовленности самих сотрудников учреждений УИС.
В этом направлении, и как подчеркивается в Концепции развития УИС РФ до 2020 года необходимо усиление требований к кадровому обеспечению УИС, установление требований к поведению сотрудников, недопущение коррупции.
Несомненным, является тот факт, что эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в первую очередь зависит от четкой
и слаженной работы всех ее составляющих, в том числе и непосредственно самих сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
На сегодняшнем лекционном занятии мы рассмотрели путь становления и развития уголовно-исполнительной системы России
от Русской Правды до нашего времени. Выяснили цели, принципы, задачи уголовно-исполнительной политики, а также те субъекты, которые её формируют. И в заключении проанализировали перспективы и тенденции развития пенитенциарной политики России.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
История развития пенитенциарной системы в России. Система исполнения уголовных наказаний. Понятие и сущность пенитенциарной системы. Особенности, правовое оформление, структура, основные тенденции развития и проблемы пенитенциарной системы в России.
курсовая работа , добавлен 20.01.2017
Уголовно-исполнительная система РФ: понятие и сущность. Основные направления по исполнению уголовных наказаний в деятельности уголовно-исполнительной системы, особенности формирования кадровой политики, требования к отбору и комплектованию кадров.
дипломная работа , добавлен 29.11.2010
Изучение современных основ построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Исследование исторических тенденций становления и формирования пенитенциарной системы. Перспективы развития уголовно-исполнительного законодательства.
реферат , добавлен 19.11.2013
Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Содержание уголовно-исполнительной политики. Система принципов уголовно-исполнительного права, основанная на положениях международных правовых актов. Принцип гуманизма и демократизма.
презентация , добавлен 24.09.2014
Выявление возможностей формирования единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, ее сущность и тенденции развития. Перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе российского общества.
дипломная работа , добавлен 15.04.2011
Политика России в области назначения и исполнения уголовных наказаний. Наказание в виде лишения свободы. Уровни реализации уголовной политики на территории нашего государства. Судейское правосознание. Размер срока лишения свободы.
реферат , добавлен 18.09.2006
Учреждения и органы, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции. Задачи уголовно-исполнительных инспекций. Структура Федеральной службы исполнения наказаний России.
реферат , добавлен 19.07.2012
Процесс становления отечественной пенитенциарной системы. Хронологическая последовательность формирования системы исполнения наказаний в Российском государстве. История реформирования уголовно-исполнительной системы РФ, формирование законодательства.
учебное пособие , добавлен 12.09.2011
Правовые основы пенитенциарной системы в царской России. Особенности исполнения наказаний. Формирование Российской пенитенциарной политики и ее источников в 19 веке. Особенности развития мест лишения свободы в России. Условия содержания арестантов.
реферат , добавлен 16.02.2015
Роль и влияние исторического опыта и традиций в процессе развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. Процесс реформирования пенитенциарных учреждений. История образования, задачи и полномочия начальника УФСИН по Брянской области.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву .
Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Политика влияет на создание и развитие правовой системы , различных отраслей законодательства, правовых форм.
Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество .
Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .
Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью . Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.
Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.
Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.
Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений , предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:
- цели;
- принципы;
- стратегию;
- направление деятельности государства;
- основные формы и методы исполнения наказания.
Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.
Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.
Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.
Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.
Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.
Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания
Уголовно-исполнительная политика
Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.
Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.
Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.
Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.
Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.
Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.
Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.
Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .
В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.
Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).
Предмет и наука уголовно-исполнительного права
(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.
Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.
Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.
Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.
Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.
Деятельность уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:
а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;
б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;
д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.
Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.
Принципы уголовно-исполнительного права
Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.
I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.
1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.
2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.
3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.
II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.
1. заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.
2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.
3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.
1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.
2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
3. представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
4. Принципы законности и гуманизма.
В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».
Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.
Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.
Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.
Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.
Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.
Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».
Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).
Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.
Нормы уголовно-исполнительного права
Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.
Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).
Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы-принципы и нормы-дефиниции .
К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ – понятие режима в исправительных учреждениях.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.
В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные .
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:
а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ);
б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ);
в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).
Структура норм уголовно-исполнительного права. В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.
Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.
Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.
В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.