Требования безопасности в учебных помещениях. Требования к оборудованию помещений учреждения образования
2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек, I и II ступеней - 250 человек, I, II и III ступеней - 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.
2.3.3. Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 - 5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.
2.3.4. При размещении учреждения в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов и прочего.
2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
2.3.6. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.
2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного - двух - трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.9. Для обучающихся II - III ступени допускается организация образовательного процесса по классно - кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно - наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для обучающихся 6 - 7 лет.
2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).
2.3.15. При наличии в здании учреждения учебных мастерских они должны использоваться по назначению. По согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора они могут быть переоборудованы соответственно профилю общеобразовательного учреждения. По согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора допускается их использование для внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы обучающихся во внеурочное время.
2.3.16. При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 х 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 - 108 кв. м) в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для технического творчества. Учебно - художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.
Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи - стоя), площадь на одно рабочее место составляет для масляной живописи - 3,5 кв. м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв. м.
2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества обучающихся учреждения. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная, площадью 27 кв. м, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 кв. м, склад хранения костюмов, площадью 10 кв. м.
2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.
2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения (далее - ТСО), обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
2.3.21. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.
2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1.
2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м.
Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
2.3.25. В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете - раздаточной согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженое. Столовые предусматриваются в учреждениях с числом обучающихся более 100 человек. Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо - рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная - тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой. В состав помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, входят: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная - тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В состав помещений буфета - раздаточной входят: загрузочная, помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.
При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обязательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% обучающихся в 3 очереди. При столовых устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
2.3.26. В сельских общеобразовательных учреждениях (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях (до 50 обучающихся) выделяются помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.
Комментировать статью "Требования к зданию"
Добрый день)))Встреча будет в субботу с 9 до 9,30 у Банка Москвы (обычно приезжаю чуть раньше) Буду стоять С ТОРЦА здания "БАНК МОСКВЫ". Если смотреть на главный вход банка, то с левого бока здания. Это 1-й со стороны метро проезд между Б.Серпуховская и Подольское шоссе. Машина: черная рено-логан 340 тел. 8-9O9-994-92-6I Лена
Интересует такой вопрос: можно ли установить выгребную яму или септик за забором, вне территории участка?
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса [ссылка-1], это и есть основной аргумент, превышение часов 05.02.2015 14:05:24, ivmarg.
ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ В Латвии ECOLAND ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС! Наш оздоровительный лагерь «Эколэнд» расположился на самом берегу Балтийского моря в дюнной зоне, в 50 км. от Риги (Латвия), в городе Саулкрасты, что в переводе с латышского означает «Солнечные берега». И действительно, здесь летом редко идут дожди, благодаря особому микроклимату на побережье. Экологически чистое место – сосновый бор, дюны и море. Здание лагеря построено специально для летнего лагеря по всем нормам и...
9, 10 и 11 января гости Театральной площади станут свидетелями интеллектуального проекционного шоу «Город Ангелов». На три дня фасад Большого театра превратится в огромное зеркало, в котором будет отражаться волшебный город-призрак, населенный обрывками снов, детскими воспоминаниями, картинками из прошлого и будущего. Визуальный ряд спектакля строится на русском прикладном и изобразительном искусстве. На фасаде Большого появятся древние орнаменты, белокаменная резьба, неподражаемый стиль...
Всем привет! Девочки, отзовитесь, кто так же, как и моя старшая дочка, идет в сентябре в первый класс в лицей 1571. А то мы не совсем местные, в том смысле, что с другой стороны м.Планерная. В сад вообще ездили в начало ул.Свободы. Короче, компании нет... Вчера прошло последнее "массовое" собрание. Сама, к сожалению, не смогла присутствовать, так как задолго до этого были куплены билеты в театр. Была бабушка. Кто в какое здание и к какому учителю попал? Мы вот изначально попали на Фомичевой к...
Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с...
Санитарно -эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 " Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки 2.9.19.
Не прошло и месяца с тех пор, как москвичи начали засыпать все инстанции тоннами писем с требованиями соблюдать закон и не убирать листья с газонов, как руководитель департамента природопользования сообразил, что москвичи-то, пожалуй, правы: закон надо соблюдать, листья на газонах нужно оставлять. Правда, во многих парках и скверах подрядчики уже успели зачистить землю от листьев, и неизвестно, как деревья переживут зиму и чем они будут питаться весной - но это не главное, главное написать...
Часто бывает так: девушка на выданье - умница, красавица, хозяюшка, но совершенно одинока.И возраст уже проходит, да и желания нет уже замуж выходить. Что же порождает синдром «старой девы»? Существуют определенные психологические блоки, которые мешают выйти замуж: 1. Воспитание. Часто пуританское воспитание и неодобрение кавалеров родителями приводит к тому, что женщины не могут сделать выбор и продолжают жить в родительском гнездышке и в зрелом возрасте. Родители, желая лучшего для своей...
У родителей и детей часто складываются сложные отношения со школой. Но родители понимают, что их отстраненность от школы ведет к нехорошим последствиям для трех сторон, и особенно для ребенка, являющегося объектом спора двух социальныхинститутов– школы и семьи. Школа не всегда может удовлетворить запросы родителей. В большинстве случаев, условия в школе далеки от идеала и оставляют желать лучшего, в то время как уровень зарплат в системе образования зачастую не позволяет сознательным...
Я хочу найти работу няней, я могу сидеть с ребёнком, читать ему, играть с ним, гулять. Опыта работы с детьми у меня нет, но я всё могу… Это же не сложно… - А какое у Вас образование? Где Вы работали ранее? - Образование среднее. Где работала? А какая разница? Что вы меня всё спрашиваете? Прям как на допросе… Я пришла к Вам за работой, а вы мне всё вопросы задаёте… - Вы не на допросе, а на собеседовании. Конечно, я задаю Вам вопросы, иначе я не смогу понять что Вы умеете, к какой работе...
Требования к жилью усыновителей Статья 127 Семейного кодекса РФ устанавливает, что усыновителями могут быть лица, имеющие постоянное место жительства, подтверждаемое наличием постоянной регистрации, а также жильё...
Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1, статьи 127 Семейного кодекса РФ, в который Федеральным законом № 183 были внесены изменения.
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного...
И соседей, требований пожарной безопасности, санитарно - гигиенических, экологических и иных требований законодательства лестничной площадке является нарушением п.9.1 СанПин 2.1.2.1002-00 « Санитарно -эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 11.. Образование детей.
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание.
Санитарно -эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования Санитарно -эпидемиологические требования к условиям труда 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать...
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания дошкольных образовательных организаций классифицирует как класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1. К этому же классу относятся специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций. Данный класс функциональной пожарной опасности объединяет между собой наличие в здании преимущественно людей с ограниченными физическими способностями, а также возможностью пребывания их в состоянии сна.
К зданиям дошкольных образовательных организаций предъявляются повышенные требования по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к обеспечению деятельности пожарных подразделений
На участке вновь строящегося отдельно стоящего здания ДОО следует предусматривать не менее двух въездов с противоположных сторон.
Дороги пожарного проезда должны быть обеспечены твердым покрытием, запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин - 16 тонн на ось. В общую ширину пожарного проезда допускается включать примыкающий к пожарному проезду тротуар и/или георешетки. Проезд, примыкающий непосредственно к участку ДОО, может использоваться как пожарный проезд.
Для отдельно стоящих зданий ДОО объемом до 1000 м3, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного здания ДОО. Запас воды должен обеспечивать тушение пожара в течение трех часов. К резервуарам должен быть предусмотрен подъезд пожарной техники для забора воды.
Требования к путям эвакуации дошкольных образовательных организаций
Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.
Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.
Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.
Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.
Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц трибун спортивных сооружений).
Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.
Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:
- внутри здания, сооружения - 1:6
- в стационарах лечебных учреждений - 1:20
- снаружи - 1:8
Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м.
Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются.
Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.
Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует. При устройстве криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более 5 чел., а также криволинейных парадных лестниц ширина ступеней в узкой части этих лестниц должна быть не менее 0,22 м, а служебных лестниц - не менее 0,12 м.
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
При проектировании эвакуационных выходов из помещений, групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям:
высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;
в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);
высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.
Наружные пожарные лестницы следует располагать на расстоянии между ними не более 150 м по периметру зданий (за исключением главного фасада).
Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода (двери) в зданиях классов пожарной опасности:
C0 ........................ не более 165 чел.
C1 ........................ не более 115 чел.
C2, C3 ..................не более 80 чел.
Наибольшее расстояние от любой точки залов различного объема без мест для зрителей (залы ожиданий для посетителей, отдыха и т.п.) до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице 1. При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.
Таблица 1
Класс конструктивной пожарной опасности |
Расстояние, м, в залах объемом, тыс. м3 |
||
На остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м.
Расчет суммарной ширины эвакуационных выходов из раздевальных при гардеробных, расположенных отдельно от вестибюля в подвальном или цокольном этаже, следует выполнять исходя из числа людей перед барьером, равного 30% количества крючков в гардеробной.
При проектировании помещений с разделением на части трансформирующими перегородками следует предусматривать эвакуационные выходы из каждой части.
При перепаде полов более 1 м в одном или в смежных помещениях (не отделенных перегородкой) по периметру верхнего уровня необходимо предусматривать ограждение высотой не менее 0,8 м или иное устройство, исключающее возможность падения людей.
Кресла, стулья, скамьи или звенья из них в актовых залах следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с креплением к полу, предотвращающим их опрокидывание или сдвижку.
Трехэтажные здания детских дошкольных учреждений допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, при соблюдении следующих требований:
- степень огнестойкости здания должна быть не ниже II;
- на третьем этаже допускается размещать только помещения для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды;
- из помещений второго и третьего этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 чел., должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
- коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора;
- входные двери групповых ячеек должны быть выполнены с уплотнением в притворах.
Требования к обеспечению огнестойкости дошкольных образовательных организаций
Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшую высоту зданий детских дошкольных учреждений общего типа (Ф1.1) следует принимать в зависимости от наибольшего числа мест в здании по таблице 2.
Таблица 2
Число мест в здании |
Степень огнестойкости здания, не ниже |
Класс конструктивной пожарной опасности |
Допустимая высота здания, м (этажность) |
Для зданий дошкольных образовательных организаций должны применятся фасадные системы класса К0 с применением негорючих материалов облицовки, отделки и теплоизоляции.
Требования пожарной безопасности по оснащению зданий дошкольных образовательных организаций системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Таблица 3
Здания (наименование нормативного показателя) |
Значение нормативного показателя |
Наибольшее число этажей |
|||||
1. Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест) |
|||||||
В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.
Требования пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации зданий дошкольных образовательных организаций
В зданиях дошкольных образовательных организаций системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а также дублировать эти сигналы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий дошкольных образовательных организаций
Здания дошкольных образовательных организаций должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.
К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.
Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями, комнаты для проживания, больничные палаты и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).
Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.
Предусматриваемые в составе зданий дошкольных образовательных организаций пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).
Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий дошкольных образовательных организаций
Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях дошкольных образовательных организаций, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Требования пожарной безопасности к применению декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях дошкольных образовательных организаций, спальных и зальных помещениях
В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.
Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.
С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.
При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.
Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.
Одним из обязательных требований является необходимость дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и
Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:
1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.
7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.
Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.
По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.
Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.
Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).
Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.
При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).
Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.
Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.
А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.
Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.
Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».
В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.
В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.
Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.
Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.
В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.
*8.1. Объемно-планировочное решение здания должно соответствовать противопожарным требованиям СНиП 21-01 , СНиП 2.08.02 и требованиям настоящих норм.
*8.2. Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного зала и актового зала - лекционной аудитории, находящихся на данном этаже.
*8.3. Ширина дверей выходов из помещений, в которых одновременно может находиться более 15 учащихся, должна быть не менее 0,9 м.
*8.4. Из групп помещений, расположенных в подвальном или цокольном этажах зданий школ необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Для этих групп помещений допускается устройство выходов на первый этаж через отдельные лестничные клетки, не связанные с открытыми лестницами и общими лестничными клетками.
8.5. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать устройства по мусороудалению. В 3 - 4 этажных зданиях допускается устройство вертикальных мусоропроводов с мусоросборными камерами. Ограждающие конструкции ствола мусоропровода должны иметь предел огнестойкости не менее EL 30.
Мусороуборочную камеру следует размещать под стволом мусоропровода и выделять противопожарными перегородками 1-го типа. На сети водопровода в мусорокамере необходимо установить автоматические спринклеры.
Выход из мусорокамеры должен предусматриваться непосредственно наружу и отдаляться от входа в здание глухой стеной (экраном), над выходом из нее должен предусматриваться козырек из негорючих материалов.
*8.6. Деревянные конструкции пола спортзала должны быть подвергнуты глубокой пропитке антиперенами. Места для сидения допускается выполнять из горючих материалов, не выделяющих при горении токсичных веществ.
*8.7. Помещения зрительного зала и кружковых помещений должны быть выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
*8.8. Помещения гардеробных площадью 200 м 2 и более необходимо оборудовать системой дымоудаления. Вентиляторы дымоудаления должны включаться от пожарных извещателей, реагирующих на дым, дистанционно, от кнопок. Аналогично должна быть предусмотрена блокировка систем приточно-вытяжной вентиляции при пожаре.
*8.9. Размещение сауны (бани сухого жара) в зданиях общеобразовательных учреждений не допускается.
*8.10. Каналы в строительных конструкциях для прокладки электропроводки не должны снижать предела огнестойкости данных конструкций. Допускается прокладка электропроводки в открыто проложенных коробах и трубах, выполненных из материалов группы не ниже Г1 (слабогорючие), B 1 (трудновоспламеняемые), РП1 (не распространяющие пламени на поверхности).
*8.11. В случае размещения общеобразовательных учреждений совместно с дошкольными, помещения дошкольных учреждений следует отделять противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Эвакуационные выходы из дошкольных учреждений должны быть самостоятельными.
*8.12. Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
*8.13. Тепловая автоматическая пожарная сигнализация должна предусматриваться в следующих помещениях: кабинетах черчения и изобразительных искусств, лабораториях физики и астрономии, химии, биологии, лаборантских физики, химии, биологии, лаборантских при учебных кабинетах, учебных мастерских для учащихся 5 - 9 классов по обработке металла, древесины в комбинированной мастерской, инструментальной - комнате мастера, универсальной мастерской по техническим видам труда, мастерских обслуживающих видов труда по обработке тканей, по кулинарии, учительской и учебно-методическом кабинете, раздевальных при учебно-спортивных залах, снарядных, кабинете инструктора физического воспитания, эстраде, кружковых помещениях, техническом центре (радиоузел, дикторская, комната для ремонта аппаратуры, фотолаборатория), инвентарной при актовом зале - лекционной аудитории, обеденном зале, кладовой сухих продуктов, загрузочной - тарной, бельевой при кухне, хозяйственной кладовой при кухне, канцелярии, комнате технического персонала и хозяйственной кладовой, в спальных - игровых, комнатах хозяйственного инвентаря, медицинских комнатах.
Автоматическую пожарную сигнализацию (АПС), реагирующую на дым необходимо предусматривать в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники, кладовых для хранения сырья и готовой продукции, зрительном зале, лекционной аудитории, киноаппаратных, помещениях библиотеки, вестибюлях и гардеробных с сушилкой, гардеробных, кладовых индивидуального спортивного инвентаря.
Сигнал о срабатывании АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала или в ближайшую пожарную часть.
Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа
Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ
Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно - техническими мероприятиями.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Пожарная безопасность в образовательном учреждении
Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел "Пожарная безопасность в образовательном учреждении" должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.
Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.
Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.
Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.
Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.
Организация пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности включает:
Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий; Обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения; Проведение учебных эвакуаций людей при пожаре; Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра; Защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние; Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов; |
Нормативные документы
по организации пожарной безопасности
в образовательном учреждении
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
- Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
- План противопожарных мероприятий на год.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
- Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
- Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
- Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
- Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
- Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
- Положение о пожарно-технических комиссиях.
- Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
- Журнал учета первичных средств пожаротушения.
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
- Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
- Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
- Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
- Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
- Порядок действий при пожаре.
- Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
- Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
- Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.
Требования Правил противопожарного режима
для объектов с массовым пребыванием людей
Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)
Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей».
При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».
В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре».
Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».
Пункт 25 ППР РФ запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.
В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить: а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности; б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.
Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».
Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи; б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы; г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.; д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».
Пункт 38 ППР РФ определяет, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек». Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений.
Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ).
Пункт 61 ППР РФ определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Пункт 107 ППР РФ требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Пункт 9 ППР РФ гласит: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».