Классификация пожарной и аварийно спасательной техники. Основные пожарные автомобили целевого применения
Оценка: 2.3333333333333
Оценили: 3 человек
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой дежурного караула пожарной части по Пожарной технике.
Тема: Классификация, элементы конструкции и ТТХ автомобилей основного и специального назначения.
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Пожарная техника» В.В.Теребнёв. Книга №1.
Приказ №630.
В зависимости от назначения пожарные и аварийно-спасательные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
Основные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобилей первой помощи.
Специальные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре, либо при ликвидации ЧС. К ним относятся автомобили штабные, газодымозащитной службы, пожарные автолестницы и подъемники, аварийно-спасательные машины общего применения, автомобили обеспечения пиротехнических работ, подвижные химико-радиометрические лаборатории, подвижные водолазные посты и т.д.
К вспомогательным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, автокраны, автокран купить , экскаваторы, трактора, а также другие транспортные средства.
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.
Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды.
Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей:
двигателя;
шасси;
кузов.
Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения.
Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос.
Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой). Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов.
Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется.
Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система). Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно.
Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель - механизм сцепления - коробка передач -коробка отбора мощности - карданная передача - пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач).
Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения.
В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы.
Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет. Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя.
Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются:
двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов;
шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос;
насосная установка;
сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения;
специальный кузов;
цистерна;
бак для пенообразователя;
дополнительное электрооборудование.
Пожарные автоцистерны составляют преобладающее большинство парка пожарных автомобилей (около 90%). Их выпуск составляет более 80% по сравнению с другими видами пожарных автомобилей. Это объясняется тем, что пожарные автоцистерны относятся к группе пожарных автомобилей, которые представляют собой самостоятельные тактические единицы, хотя могут применяться и в комплексе с другими типами пожарных машин.
Легкие – с емкостью цистерны до 2000 литров (2м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30(53А), модель 106А; АЦ-30(53А) модель 106Б; АЦ-30 (66) модель 146.
Средние – с емкостью цистерны 2000-4000 литров (2-4м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30 (130)63А; АЦ-40 (131) 137, АЦ-40 (375) Ц1.
Тяжелые – с емкостью цистерны свыше 4000 литров (4м3).
Пожарными автонасосами называются пожарные автомобили, оборудованные пожарными насосами.
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Они конструктивно сходны с пожарными автоцистернами и отличаются от последних отсутствием цистерны, более широким комплектом пожарного оборудования по количеству и номенклатуре, большим числом мест для боевого расчета и увеличенным объемом бака для пенообразователя. Пожарные автонасосы, как правило, применяются в комплексе с пожарными АЦ. Однако они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения (естественной или искусственной), особенно в городах и на промышленных предприятиях.
При достаточно большом количестве вывозимых пожарных рукавов в существующих пожарных автонасосах не механизирована прокладка и уборка рукавных линий.
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПА ВОЗДУШНО – ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).
Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:
химическим
механическим.
Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.
Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно- пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.
В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40(375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.
Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.
Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.
За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.
ПА ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и ЛВЖ, электроустановок, а также сжиженных газов огнетушащими порошками. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять при ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаряющимся фреоном.
Огнетушащий порошок на автомобилях хранится в герметичных резервуарах, которые при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединены с лафетными и ручными стволами. Транспортирование порошка по трубопроводам осуществляется сжатым газом, который подается в емкость с порошком от компрессора или баллонов.
Автомобиль порошкового тушения смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Порошковая установка состоит из сосуда для порошка, источника сжатого воздуха, стволов для создания и направления струй порошка, системы подвода воздуха и подачи порошка и пульта управления.
К обслуживанию автомобиля порошкового тушения допускаются только лица, изучившие его устройство и «Правила эксплуатации сосудов, работающих под давлением», сдавшие испытания по техминимуму и правилам техники безопасности.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПА
Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.
Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133
Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Базовое шасси – ЗИЛ – 131
Максимальная мощность двигателя – кВт-110
Максимальная скорость км/ч – 80
Общее количество вывозимых рукавов (м)
Диаметром – 150 мм – 1.340
- 110 мм – 1.760
- 77 мм – 2.040
Скорость выкладки рукавов в линию км/ч – 9
Пропускная способность ствола ПЛС-60 КС л/с – 60
Производительность по пене кратностью 10 м3/мин – 40
Габаритные размеры мм – 7275х2536х3030
Масса с полной нагрузкой кг – 10 425
Автомобиль применяют совместно с передвижными насосными станциями, насосно-рукавными автомобилями или автоцистернами
Рукавный автомобиль смонтирован на шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-131 высокой проходимости. Впереди автомобиля установлена лебедка для вытаскивания его на труднопроходимых участках пути, а также оказания помощи застрявшим в пути машинам.
ПА СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ
Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Максимальная мощность двигателя кВт – 84,6
Число мест для боевого расчета – 5
Средства связи и освещения:
Мощность генератора – 12 кВт
Генератор – ЕСС-5-62-42-М-101
Громкоговорящая установка – ГУ-20М
Радиостанция стационарная – 57РЗ и 57Р1
Радиостанция переносная – 63Р1
Прожектор – ПКН-1500
Телефонный аппарат – ТА-68
Электродымосос – ДПЭ-7
Габаритные размеры мм – 5655х2322х2880
Масса с полной нагрузкой кг – 5770
Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –35 до +35?С.
Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01.
АВТОМОБИЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ АТСО-20/375-МП-114
Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20/375-МП-114, созданный на шасси «Урал-375», служит для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара.
Он оборудован гидравлическим краном грузоподъемностью 3 т, электрогенератором мощностью 20 кВт, лебедкой с тяговым усилием 7 тс, мачтой для подъема антенны дальней связи на высоту 10 м, выносными и стационарными прожекторами, дымососом и другим оборудованием. С помощью этого автомобиля удаляют дым и подают свежий воздух в помещения, вскрывают перекрытия и стены, разбирают завалы, оказывают помощь потерпевшим аварию автомобилям, освещают место пожара или аварийных работ, осуществляют радиосвязь со штабом пожаротушения и т.п. К автомобилю можно подключать и внешние потребители электроэнергии напряжением 230/400 В и частотой 50 и 400 Гц, а также телефонную сеть.
Боевой расчет на автомобиле – 1+6.
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ
Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.
Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.
Для его изготовления используется пожарный автонасос АН-30(130) модели 64 или 64А, а в последнее время – модели 127. Пожарный насос и буксирный крюк демонтируются. В кабине боевого расчета устанавливается генератор переменного тока ЕСС 62-4М мощностью 12 кВт, напряжением 230 В с частотой тока 50 Гц.
Привод его осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности КОМ-68Б и один карданный вал автомобиля ГАЗ-51.
ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ
Пожарный штабной автомобиль АШ-5 (452)-79Б
Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.
Техническая характеристика АШ-5 (452)-79Б
Базовое шасси-УАЗ-452
Максимальная мощность двигателя, кВт-51,5
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч-95
Средства связи:
громкоговорящая установка-СГУ-60
радиостанция стационарная-57Р1
радиостанция переносная-63Р1
Габаритные размеры, мм-4360 х 1940 х 2950
Масса с полной нагрузкой, кг-2740
Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами. Грузоподъемность шасси 800 кг.
ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ
Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях.
Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.
Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.
По длине они бывают: МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2, СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22, БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.
По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.
ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ
Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.
Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:
- базовое шасси;
- опорная база;
- подъемно-поворотная база;
- звенья подъемника;
- механизм подъема и поворота;
- органы управления.
На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.
Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКП-30(375)
Базовое шасси – УРАЛ-375
Высота, м – 30
Вылет, м – 27,2
Угол подъема – 90
Грузоподъемность люльки, кВт – 320
Мощность двигателя, кВт – 132,5
Масса подъемника, кг – 14.840
Габаритные размеры, мм – 12.000 х 2.500 х 3.800
Скорость движения автомобиля км/ч – 75
Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .
Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР
После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.
В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.
Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.
Полная статья здесь: История пожарных автомобилейКлассификация пожарных автомобилей
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности
В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:- Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили
Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .
К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения
предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах .
К ПА целевого применения принято относить:
- Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
- Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
- Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
- Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
- Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
Специальные пожарные автомобили
Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
- Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
- Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
- Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
- Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
- Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
- Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
- Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
- Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
- Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
- Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
- Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
- Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
- Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
- Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости
категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению
По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:- Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
- Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
- Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т
Основная информация
Основные ПА целевого применения доставляют к месту вызова личный состав пожарное оборудование и инструмент . Все они имеют определенное назначение для тушения пожаров на объектах различного назначения (самолеты, газовые и нефтяные фонтаны, музеи, театры и т.д.). Иными словами каждый такой автомобиль имеет четко определенную сферу применения.В качестве огнетушащих веществ на этих ПА применяют: воду, пену , порошки огнетушащие , нейтральные газы и т.д.
Типажи ПА целевого применения
К ПА целевого применения принято относить:- Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами .
- Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара .
- Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов .
- Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте .
- Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров .
- Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудован¬ный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение .
- Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара .
- Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте .
Примеры различных основных пожарных автомобилей целевого применения
Источники
- ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
- Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
Первые российские пожарные автомобили появились в 1904 году. Тогда они могли перевозить до 10 человек и оснащались простым оборудованием. С течением времени технологии усложнялись, а арсенал транспорта пополнялся новыми устройствами и средствами. Сегодня их разделяют по целевому назначению и типу оборудования. Для доставки личного состава, средств огнетушения и подачи их в очаги возгораний, проведения аварийно-спасательных работ используют основные пожарные автомобили.
Разнообразие автомобилей
Кузов пожарной машины окрашивают в красный и белый цвета, а ходовую часть – в черный. На таком пожарном транспорте не должно быть наклеек, надписей, кроме тех, которые предусмотрены правилами и заводом-изготовителем.
На основных пожарных автомобилях указывают тип в сокращенном варианте, характеристики, номер пожарной части и название населенного пункта.
Выдвижные и другие элементы, которые могут быть опасны для человека, обозначают красными и белыми полосами. В зависимости от назначения основные пожарные автомобили бывают общего и целевого применения.
В большинстве случаев базой для оборудования являются шасси автомобилей различной грузоподъемности. Например, производства заводов КрАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ.
Выбор шасси – один из главных приоритетов в создании пожарного автомобиля. Для легковесных пожарных надстроек с простым оборудованием достаточно серийных моделей, а для аэродромных автомобилей необходим полный привод и увеличенная колесная формула. Кроме того, старые типы шасси могут не отвечать требованиям новых модификаций пожарного оборудования и надстроек.
Машины общего применения
К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:
- АЦ - автоцистерны;
- АНР - насосно-рукавный;
- АПП - первой помощи;
- АВД - с насосом высокого давления.
Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.
Пожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.
Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.
Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.
Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.
Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.
Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.
В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.
Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.
По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.
Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.
Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.
Машины целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения используются для тушения различных сложных ситуаций. К таким относятся аэропорты, заводы, объекты инфраструктуры, здания культурного досуга и подобные. Помимо воды и пенных растворов в них предусмотрено наличие порошковых, газовых огнетушащих веществ.
Машины целевого применения бывают:
Аэродромные автомобили необходимы для ликвидации возгораний в летательных аппаратах (самолеты и вертолеты), разлитого топлива, эвакуации людей из воздушных судов.
Иногда возникает необходимость в смягчении посадки самолета, и с помощью специального оборудования они покрывают посадочную полосу слоем пены. Есть стартовый и основной транспорт для этих целей. На аэродромах реагирование при возникновении возгораний предполагается в течение 30 минут.
Автомобили комплектуются всасывающими, напорными и комбинированного действия пожарными рукавами, дисковыми пилами для вскрытия фюзеляжа воздушных судов, пенобаками, насосным отсеком, емкостями для воды и дополнительными средствами огнетушения.
Их проходимость должны быть высокая, чтобы действовать эффективно за пределами взлетной полосы. На аэродроме должен быть 1 или 2 пожарных автомобиля.
- АПТ, АП, АГТ, АКТ
В нефтехимической отрасли ликвидацию пожаров осуществляют с помощью автомобилей пенного, порошкового, газоводяного и комбинированного тушения. Последний вариант используют в лесном хозяйстве, на предприятиях газовой промышленности, а также различно вида транспорте.
Они оборудованы емкостями для огнетушащих веществ, коммуникациями для их преобразования и подачи на рукава, лафетные стволы. В их в кабинах размещается личный состав, а в дополнительных отсеках — техническое вооружение. Надстройки устанавливают на базе грузоподъемного транспорта.
Чтобы потушить масштабный пожар, применяют автонасосные станции. Они подают воду по магистральным рукавам к оборудованию, например, лафетным стволам или другой пожарной технике. Их проходимость превышает средние показатели. Используют автонасосные станции совместно с другими пожарными автомобилями. Для обеспечения работы насоса есть еще один двигатель помимо рабочего агрегата для шасси.
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения. Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.
Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1).
Таблица 1
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | Вспомогательные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | ||
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления | АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения | АЛ – автолестницы АПК– автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ - штабные | Бензовозы Авторемонтные мастерские Автобусы Грузовые автомобили Легковые автомобили |
Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м 3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Примеры условных обозначений.
Пример 1.
АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси
КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м 3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Примеры условных обозначений:
АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис. 5.
На двери кабины указываются, номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто - и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Высокая боевая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения боевой готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т.д.), запасов горючесмазочных материалов, пенообразователя и т.д.
Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей. В пожарных частях размещаются также учебный городок, бензозаправочная станция, а в военизированных пожарных частях – казармы для личного состава. На территории некоторых частей возможно размещение учебно-тренировочных объектов гарнизонного значения (например, дымокамер, спортивных комплексов и др.).
Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. Пожарное депо (рис. 6) должно иметь гараж, пункт связи, аккумуляторную, пост или базу газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 6. Пример планировки пожарного депо:
А – фасад; Б – план первого этажа нового депо: 1 – гараж; 2 – кабинет начальника части; 3 – канцелярия; 4 – кабинет заместителя начальника части; 5 – помещение общественных организаций; 6 – комната для инструктажа; 7 – комната инструкторов;
8 – электрощитовая; 9 – аккумуляторная; 10 – пункт связи; 11 – аппаратная; 12 – уголок безопасности движения; 13 – контрольный пост; 14 – мастерская поста технического обслуживания; 15 – кладовая; 16 – компрессорная; 17 - сушка рукавов; 18 – учебная башня; 19 – мойка рукавов; 20 – сушка одежды; 21 – гимнастический зал
В связи с организацией централизованного обслуживания рукавов в гарнизонах во вновь строящихся пожарных депо помещения для обслуживания пожарных рукавов не предусматриваются.
Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей. При проектировании пожарного депо на 2 автомобиля площадь земельного участка пожарной части должна быть не менее 2500 м 2 . При большем числе автомобилей N его площадь определяется ориентировочно по формуле
S = 1000 N ,
где S – площадь земельного участка, м 2 .
Пожарные депо должны размещаться так, чтобы обеспечивался безопасный, удобный и быстрый выезд пожарных автомобилей.
Здания депо должны проектироваться не ниже III степени огнестойкости. Планировка депо должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в минимально короткое время.
Аппаратура пожарной сигнализации и связи, а также аккумуляторная размещаются в специальном помещении, примыкающем к гаражу с правой стороны. В примыкающей к гаражу стене устраивается окно размером 0,5 х 0,75 м, располагаемое напротив кабины водителя пожарного автомобиля, через которое выдается путевой лист и ведется наблюдение за выездом пожарных автомобилей.
Помещение дежурного караула, как правило, располагается на первом этаже за задней стеной гаража или на втором этаже. При расположении на первом этаже выходы в гараж делают из расчета один выход размером 1,2 х 2 м на каждый пожарный автомобиль. При размещении помещения для дежурного караула на втором этаже, кроме общей лестницы, устраивают спусковые металлические столбы в гараж из расчета 1 столб на 7 человек. Спусковые столбы диаметром 100 мм должны иметь совершенно гладкую поверхность. У основания столбов должны быть уложены мягкие маты.
Мойка и сушка рукавов производятся, как правило, в шахте наблюдательной вышки. Площадь сушильных шахт определяется из расчета
0,16 м 2 на один рукав, но не менее 2,4 м 2 на шахту.
Высота шахты от пола до блоков, на которых подвешивают рукава, может быть 12 м при подвеске рукавов на половину их длины и 22 м при подвеске рукавов на всю длину. Высота помещения над блоками должна быть не менее 2 м.
В нижней части сушильной шахты устанавливается моечная машина, резервуар для мойки рукавов, калориферная установка. Для сушки рукавов можно использовать инфракрасные излучатели, которые устанавливают в специальном помещении.
Планировка и оборудование должны за минимальное время обеспечивать приведение пожарных автомобилей в боевую готовность. При этом можно ориентироваться на трудоемкость работ (в чел.- мин).