Тема: Современная судебная система РФ, перспективы ее развития.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.
Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. Ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд РФ;
Федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
Военные и специализированные суды;
Федеральные арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.
К судам субъектов РФ относятся:
Конституционные суды субъектов РФ;
Мировые судьи.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации.
Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».
Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:
Соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
Независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти
Доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
Рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
Действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
Право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
Право граждан на участие в осуществлении правосудия.
Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.
2. СУДЕБНОЕ ЗВЕНО И СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ
Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.
Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.
Судебная инстанция- суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру - основное, среднее и высшее звено.
Система федеральных судов общей юрисдикции включает:
Основное звено - районные, городские (в городах без районного деления) суды
Среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;
Высшее звено - Верховный Суд РФ.
Военные суды подразделяются на:
Среднее звено - окружные (флотские) военные суды;
Высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Система федеральных арбитражных судов включает:
Основное звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
Среднее звено - арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;
Высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.
Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией - судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.
К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт - решение или приговор.
Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.
Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
3. СУДЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ЮРИСДИКЦИИ)
Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:
Общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:
Военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.
Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.
Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.
Районный суд.
Районный суд - основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные и муниципальные суды. В сельских районах, как правило, создается один суд на район и город. Районные суды рассматривают абсолютное число дел в Российской Федерации. Такие суды не рассматривают только те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов общей юрисдикции.
Порядок образования и деятельности районного суда устанавливается федеральным конституционным законом. До настоящего времени такой закон не принят. Создание или упразднение конкретного суда или группы судов оформляется отдельным федеральным законом.
Решение об образовании районного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.
Мировой суд.
Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды - суды субъектов РФ.
Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет.
Судьей может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом.
Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие гражданские дела:
О выдаче судебного приказа;
О расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;
Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
Дела об определении порядка пользования имуществом;
Иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.
Также мировые судьи вправе пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.
Мировой суд рассматривает часть дел, отнесенных к категории административных правонарушений. К таким делам относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.
К уголовным делам, которые могут рассматриваться в мировом суде, относятся дела, максимальное наказание которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне - причинение вреда здоровью, неквалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.
Приговор или постановление мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня провозглашения.
Военные суды.
Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Они осуществляют правосудие в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, в том числе и за пределами территории РФ.
Военные суды осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивать судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности; обеспечивать защиту конституционного строя РФ.
Система военных судов состоит из трех звеньев:
Основное звено - гарнизонные военные суды;
Среднее звено - окружные военные суды;
Высшее звено - Военная коллегия ВС РФ.
Гарнизонные суды действуют только в качестве судов первой инстанции и образуют основное звено системы военных судов. Они рассматривают большую часть уголовных, административных и гражданских дел, подведомственным военным судам. В состав гарнизонных судов входит председатель, заместители председателя и другие судьи.
В порядке гражданского судопроизводства военные гарнизонные военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.
Среднее звено военных судов представлено окружными военными судами. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются военные части. Имеют такой же состав, что и гарнизонные суды. В судах, с большим объемом работы, может быть введена должность первого заместителя председателя суда. В них образуется президиум, и могут быть организованы судебные коллегии и судебные составы.
Окружные суды выполняют функции первой, второй (кассационной) судебной инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Высшее звено системы военных судов по отношение ко всем военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.
По первой инстанции Военная коллегия рассматривает:
Гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;
Уголовные дела о преступлениях, в которых речь идет об обвинении судьи военного суда или состоящий на военной службе член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Российской Федерации;
Дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.
В качестве суда кассационной инстанции Военная коллегия проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных актов окружных военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в силу.
В порядке надзора Военная коллегия проверяет судебные акты, вступившие в силу, всех нижестоящих военных судов, рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Военная коллегия состоит из председателя, заместителя председателя, председателей судебных составов и других судей ВС. В ней могут быть образованы судебные составы.
Председатель Военной коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
арбитражный суд военный инстанция
4. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, вместе с другими судебными инстанциями - Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом обладает правом законодательной инициативы. Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.
Верховный Суд обладает следующими полномочиями:
Рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные гражданские, уголовные и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции - все дела, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда;
Вести судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;
Изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.
При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключении о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Верховный Суд создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.
Судьями Верховного Суда могут стать лица, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, возраст которых не менее 35 лет, а также отвечающие высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу.
Большая часть судебная деятельности Верховного Суда осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, состав которых определяется Пленумом Верховного Суда по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд. Работой судебных коллегий руководят председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.
По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ.
В качестве кассационной инстанции ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судебные акты областных и приравненных к ним судов.
Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.
Президиум Верховного Суда - коллегиальный орган, состоящий из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
Пленум ВС включает всех судей ВС - около 100 человек. Он созывается не реже одного раза в четыре месяца. В работе Пленума участвует Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Главная функция Пленума - рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.
Секретарь Пленума, который также является судьей ВС, организует подготовку его заседаний, обеспечивает ведения протокола, участвует в разработке постановлений Пленума ВС.
5. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
К арбитражным судам в РФ относятся:
Высший Арбитражный Суд РФ;
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
Арбитражные апелляционные суды;
Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган, который: разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о призвании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.
В порядке надзора рассматривает дела о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ.
Пересматривает вновь открывшиеся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, указанных в ч.2. ст.125 Конституции РФ. Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.
Высшей Арбитражный Суд РФ в своем составе имеет:
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
Судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
Судебную коллегию по рассмотрению споров, которые возникают из административных правоотношений.
Федеральные арбитражные суды проверяют в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
В состав федерального арбитражного суда входят:
Президиум федерального арбитражного суда округа;
Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Апелляционные арбитражные суды проверяют в апелляционном порядке законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
Федеральный и апелляционный арбитражный суд имеют следующие функции:
Проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
Обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
Изучает и обобщает судебную практику;
Подготавливает предложения по совершению законодательства;
Анализирует судебную статистику.
6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991 году в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Конституционный суд проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти к совместному ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Обращения в Конституционный Суд происходят в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России. Право на иск принадлежит и органам государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.
Рассмотрением обращений после регистрации занимаются специалисты подразделения Секретариата Конституционного Суда.
После рассмотрения обращения Секретариатом, они передаются Председателю КС либо его заместителю.
Для того чтобы подготовить дело к слушанию, составить проект решения, а также изложение материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
Судья-докладчик находит необходимые документы и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы. В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать эксперты, которые обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Лица, которые желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Судебный пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать замечания лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для присутствующих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. [от 12 декабря 1993 года] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
2. Федеральный Закон «Об арбитражных судах в РФ» [Электронный ресурс]. [от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ ред. от 06.12.2011 г.] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
3. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе РФ» [Электронный ресурс]. [от 31 декабря 1996 года в редакции от 5 апреля 2005 г.] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
4. Закон РФ «О статусе судей в РФ» [Электронный ресурс]. [от 26.06.1992 г. №3132-1 в редакции от 05.04.2005 г.] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
5. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ [от 14.11.2002 г.№ 138-ФЗ в ред. от 25.11.2013 г.] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
6. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / изд. Юрайт. 2006 г.-324 с.
7. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ [Электронный ресурс]. [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ ред. 25.11.2013 г.] // КонсультантПлюс: интернет-версия.
8. Е.П. Данилов Настольная книга адвоката [Текст] / Е.П. Данилов // изд. КНОРУС, 2005. -768 с.
9. Л.К. Савюк «Правоохранительные и судебные органы» [Текст] / Л.К. Савюк // Гриф МО РФ 2005 г.- 462 c.
Размещено на Allbest.ur
...Подобные документы
Суды общей юрисдикции. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия. Верховный суд РФ. Районный суд. Мировой судья. Военные суды. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Конституционный суд РФ.
курсовая работа , добавлен 07.11.2003
Арбитражные суды: система и основные задачи. Развитие арбитража, прототип из дореволюционных времен. Федеральные суды по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд: структура, полномочия.
контрольная работа , добавлен 11.03.2009
Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура, компетенция, порядок формирования аппарата суда, судебной коллегии.
контрольная работа , добавлен 18.11.2009
Основные принципы российского судопроизводства. Краткая характеристика, основополагающие цели, функции, задачи деятельности основных структурных подразделений судебной системы России: конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
презентация , добавлен 18.01.2014
Судебная власть в России. Система федеральных судов общей юрисдикции. Судебные процедуры. Принципы деятельности Конституционного Суда. Гарантии независимости судей. Арбитражные суды Российской Федерации. Разъяснения по вопросам судебной практики.
реферат , добавлен 22.01.2010
Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Судебная система РФ. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа. Мировые судьи.
курсовая работа , добавлен 11.02.2003
Суды общей юрисдикции: система и задачи. Состав, структура и полномочия Верховного суда Российской Федерации. Суды среднего звена. Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями. Военные суды в судебной системе. Система федеральных судов общей юрисдикции.
контрольная работа , добавлен 20.01.2015
Основные принципы правосудия в РФ. Демократичность и независимость судебных органов. Принципы судопроизводства. Система судебных органов. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции. Конституционный Суд в РФ.
дипломная работа , добавлен 05.12.2008
Верховный суд. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Районный суды. Военные суды.
курсовая работа , добавлен 03.12.2002
Судебная власть в России принадлежит судам. Судебная власть - разновидность государственной власти и ее органы никому не подчинены. Судебная система РФ состоит из следующих судов: конституционная юстиция, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Понятие и основы построения судебной системы. Современная судебная система это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть, путём отправления правосудия. В соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система закрепляется Конституцией РФ (ст.ст. 118, 125, 126, 127). Получает свое развитие в ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно пункту о ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в полном объеме относятся к ведению РФ. Это означает что субъекты РФ не могут по своему усмотрению изменять судебную систему и учреждать новые виды судов. В судебную систему входят: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральный суд – орган государственной власти, который создается или упраздняется только Конституцией РФ или ФКЗ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикций (Верховый суд РФ, краевые, областные, суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения (Москва и С-П), суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), Федеральные арбитражные суды (высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, федеральные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). Федеральные суды строятся на основе административно-территориального деления страны.
Суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: Конституционные (уставные) суды и Мировые суды общей юрисдикции. В правилах судопроизводства в Конституционных уставных судах закреплены законодатели субъектов РФ. Финансирование этих судов осуществляется из бюджета субъекта федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судами закреплен в федеральных процессуальных актах, таких как ГПК и УПК. Порядок создания мировых судов, а также образование судебных участков мировых судов закрепляется законодателем субъекта федерации. Федеральный законодатель закрепил исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, которые не предусмотрены федеральным конституционным законом «О судебной системе» не допускается. ФКЗ «О судебной системе предусматривает возможность создания специализированных судов, например, ювенальных судов (суды, которые разрешают дела в отношении несовершеннолетних). Эта судебная система действует с 01 января 1997 года, со времени вступления в силу ФКЗ «О судебной системе». Эта судебная система была организована с такой целью, чтобы гарантировать:
соблюдение суверенных прав России и субъектов России на реализацию функции государственной власти
самостоятельность органов государственной власти, в частности судебной власти, и независимой от исполнительной и законодательной власти деятельность судов
доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан
рассмотрение дел в тех судах и теми судьями к подсудности которых эти дела отнесены
быстрая и действенная защита органами судебной власти прав и свобод граждан
право сторон на пересмотр дела в вышестоящей инстанции
право граждан на участие в управлении правосудием
Законодательная судебная система является единой, и её единство обеспечивается следующими гарантиями:
исчерпывающий перечень судов
общность задач всех судов по поддержанию и защите конституционного строя и прав и свобод граждан
единство принципов в организации и деятельности судов
применение всеми судами одних и тех же материальных законов и норм процессуального законодательства, а также соблюдение всеми судами правил судопроизводства
инстанционная взаимосвязь в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
закрепление единого статуса судей
признание и обеспечение обязательности судебных актов, приговоров решении, определении и постановлении
Судебное звено и судебная инстанция. Для того чтобы уяснить вопросы судебного устройства необходимо знать такие определения как судебное звено и судебная инстанция. Судебная система РФ отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, и общими принципами организации деятельности. Суды, входящие в судебную систему различаются объемом полномочии, т.е. совокупностью прав и обязанностей. Суды, наделенные однородными полномочиями являются звеньями судебной системы. Суд (или его структурное подразделение) выполняющий конкретную судебную функцию, связанный с разрешением судебных дел именуется судебной инстанцией. Он может принимать решения по существу дела, проверять обоснованность, законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменять судебных решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в основном, определяемом государственно-административном делении России.
Система федеральных судов общей юрисдикции включает:
основное звено (районные и городские суды в городах без районного деления)
среднее звено (верховные суды республик в составе России, а также краевые, областные, суды городов федерального значения, автономные области и автономные округа)
высшее звено (Верховный суд РФ)
Военные суды РФ:
основное звено (гарнизонные военные суды)
среднее звено (окружные флотские суды)
высшее звено (военная коллегия Верховного суда РФ)
Арбитражные суды:
основное звено (арбитражные суды субъектов федерации)
среднее звено (федеральные арбитражные суды округов и федеральные апелляционные суды)
высшее звено (высший арбитражный суд РФ)
Внутренняя организация этих подсистем имеет свои особенности, во-первых, подсистема военных судов связана с организацией Вооруженных сил РФ (ВС РФ). Она создается по территориальному принципу дислокации воинских частей, учреждении, ВС РФ, и других воинских формировании. Во-вторых, среднее звено арбитражных судов, т.е. апелляционные суды и суды округов образуются вне связи с административным делением, а в районах арбитражные суды не образуются. В-третьих, КС РФ не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально с ним связанных. Конституционные (уставные) суды субъектов не подчиняются КС РФ. В четвертых, суды субъектов РФ не образуют подобного рода подсистем, их конституционные (уставные) суды не образуют взаимосвязанных структур.
Инстанции:
суды первой инстанции (рассматривает по существу судебные дела в судебном заседании и выносит решения от имени РФ). В качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела могут рассматривать почти все суды, системы судов общей юрисдикции. Например, районному суду подведомственны дела: гражданские уголовные административные. Суды среднего звена: краевой областной суд, в качестве суда первой инстанции рассматривает сложные дела, например «Убийство» (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Верховному суду в качестве суда первой инстанции подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
суды кассационной инстанции
суды надзорной инстанции
суды апелляционной инстанции
Посвящена вопросам реформирования современной российской судебной системы, в которой обосновывается необходимость продолжения реформ, направленных на повышение самостоятельности и результативности деятельности судов и судебной власти в целом, уделяется внимание проблемам совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Ключевые слова: суды, судебная система, судебная ветвь власти, самостоятельность судебной власти, деятельность судов, реформирование, правовое регулирование судебной деятельности.
Признание суверенитета Российской Федерации, объявление её демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 г.) явилось важнейшей предпосылкой судебной реформы в России. Судебная реформа - это изменения, направленные на становление в России самостоятельной судебной власти. Концепция судебной реформы в РСФСР была одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 года. Она провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности с целью преодоления кризиса отечественной юстиции. Учреждалось создание Конституционного Суда РФ, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов. Основные идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. и ряде российских законов.
Судебная реформа с самого начала имела строго определённую цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера. Для достижения поставленной цели требовалось решить три конкретных и крупных задачи:
1. Привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчинённости, а не в судах, и т.д.
2. Обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции.
3. Обеспечить самостоятельность деятельности суда от исполнительной и законодательной ветвей власти для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.
Принятая Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 г. № 805) явилась документом, направленным на развитие судебной системы и обеспечение её функционирования на лучших условиях и в расширенном варианте. В качестве основных задач указанной программы (наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы) были выделены:
- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;
- кадровое обеспечение судебной системы;
- развитие материально-технического обеспечения судебной системы, информационное обеспечение судебной системы;
- укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.
В рамках продолжающейся судебной реформы необходимо и в дальнейшем признавать и развивать «восстановительный» подход к нарушенным общественным отношениям в противовес «карательному», одновременно создавать и всемерно развивать действующие наряду с государственными институтами альтернативные механизмы разрешения конфликтов. Также необходимо разработать типовые проекты зданий судов, залов судебных заседаний, которые обеспечивали бы достойные условия работы в судах всех участников процесса (судей, присяжных заседателей, прокуроров, адвокатов, представителей сторон, изоляцию ожидающих допроса свидетелей, а также комфортное присутствие в залах журналистов). Возможность создания при Администрации Президента РФ учебного заведения по подготовке судейских кадров также послужило бы скорейшему построению демократического правового государства в России.
Возможно, было бы верным (как предлагают некоторые теоретики и правоприменители) постепенно перейти к практике, когда должности председателей судов замещались бы по очереди судьями данного суда. В области судебного строительства правильным было бы учредить административные суды, суды по делам несовершеннолетних и трудовые суды в качестве самостоятельных подсистем российской судебной системы, изменив в связи с этим компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также создать судебные учреждения мировых судей в системе судов общей юрисдикции, тем самым ликвидировав дуализм положения этих судей. В области общественного контроля необходимо возродить институт народных заседателей, предусмотрев их участие в апелляционной инстанции. Всемерно поощрять деятельность представителей общественности в судах и правоохранительных органах, оказывающих сторонам помощь в мирном разрешении конфликта. Отказаться от необоснованного ограничения гласности судебных заседаний.
Судебная реформа - не только изменения в законодательной базе, но и практическое преобразование целой системы государственной ветви власти. Проектируя судебную реформу и определяя нормативно её мероприятия, необходимо учитывать: человеческий и институциональный факторы; реальный менталитет правоприменителей и технологии работы судей; многообразие и обширность России (этнические, религиозные, культурные различия её народов). Вместе с тем неравномерность развития регионов, многоукладность экономики страны, а также контраст между огромными состояниями отдельных лиц и бедностью населения в целом (в том числе его образованной части) негативно влияют на сроки прохождения реформы. Необходимо также учитывать, что традиционно сложившееся в нашем государстве недоверие большинства людей к судам и государственной власти вообще всемерно усложняют и снижают результативность происходящих в государственной и общественной жизни изменений.
Однако, не смотря ни на какие препятствия, реформирование судебной и правоохранительной систем в российском государстве обосновано и реально необходимо. Несомненно, верным является утверждение, что с воплощением всех положений федеральной целевой программы развития судебной системы можно было бы говорить о завершении судебной реформы в России.
Список литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Радченко В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. - 2002. - № 8. - С. 2.
3. Доклад Правительства РФ от 19 января 2006 г. «О ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http:/www.govemment.gov.ru/.
4. Доклад МЭРТ РФ «О ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Официальный сайт МРЭТ РФ. - URL: http:/www.economy.gov.ru.
5. Судебная реформа смотрит в 2012 год. Интервью с В.В. Демидовым // Судья. - № 4. - 2005.
6. Максимов В. Пятнадцать лет судебной реформы // Российская Юстиция. - № 11. - 2006.
Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014
Сложившаяся в России система правосудия является подобием феодальной системы средневековья. Председатель ВС РФ, это Великий герцог, Председатели судов субъектов федерации своего рода графы и маркизы, Председатели районных судов бароны и наконец рядовые судьи это рыцари судебной системы.
В основу системы положена полная зависимость судей от Председателей судов и полная независимость от всего остального. Власть Председателей судов основывается на сложившейся практике формирования и деятельности Квалификационных коллегий судей (далее ККС). Только ККС может лишить судью полномочий, иначе говоря, феода (пожизненного владения дающегося за несомую службу).
Практика такова: ККС формируется под контролем Председателя суда соответствующего субъекта федерации. Далее, ККС рассматривает только те жалобы на судей, которые направляются с представлением Председателя суда, районного или субъекта федерации.
На жалобы граждан поступают только формальные отписки. Таким образом, судья, выполняющий все требования своего Председателя (решающий дела, так как нужно), практически не уязвим для внешнего воздействия. А это значит, что можно, конечно соблюдая приличия, решать и собственные вопросы.
В свою очередь, это означает, что сторона процесса, установившая контакт с судьей может решить дело в свою пользу, ну а уж тот, кто установит контакт с Председателем суда, тот может решать все вопросы в данном суде. А если какой ни будь ничтожный барон или рыцарь вздумает проявить строптивость и решать судебные дела, как ему вздумается, то он тут же окажется перед графским судом (ККС), его лишат феода и выгонят вон, а на его место поставят верного человека.
Многое в системе зависит от воли конкретного властелина. Например, в одном из судов субъекта федерации, по соображениям тактичности умолчим в каком, Председатель, высказала мнение, что оправдательный приговор это брак в работе суда. Следствием этого стала такая статистика: доля оправдательных приговоров в данном субъекте федерации из года в год составляет долю одного процента.
Мировая же практика такова, что доля оправдательных приговоров составляет свыше 10 процентов, такова жизнь, прокуроры тоже люди и бывает, ошибаются с обвинением. Да и люди таковы, что часто несправедливо обвинят друг друга, например для того, что бы свести счеты. Защитой от этого, в цивилизованных странах является суд. Но не у нас. Если судья выносит оправдательный приговор, на него смотрят косо, он либо взял денег и не поделился, либо, что еще хуже – он вольнодумец. Такие, долго в судебной системе не задерживаются.
Теперь зададимся вопросом, а нужно ли нам независимое правосудие? Может быть так лучше: кто хитрее, кто подлее, кто может договориться и дать взятку, пусть тот и правит бал, так сказать естественный отбор. Но это гибельный для государства и общества путь и это подтверждается многими историческими примерами.
Более 12 веков существовало римское государство. На его защите стоял римский легионер, который стойко нес тяготы службы и не покидал строй в минуту опасности. Государство, прошедшее сквозь века смогло сделать это только потому, что оно было необходимо простым людям, которые защищали его.
А цементирующим звеном между людьми и государством был закон. Да, то самое известное всем римское право, которое гарантировало простому служаке, защиту от произвола, долю в военной добыче, земельный участок по выходу со службы. Конечно, имели место и частности вроде проскрипций и произвола императоров. Но это мало касалось основной массы населения, ее защищал закон.
Обратим взор на современные народы, из них процветают только те, которые имеют устойчивую и дееспособную систему реального правосудия.
Итак, вывод очевиден, правосудие есть опора и гарантия жизнеспособности общества, а значит и государства.
Как же его обеспечить при сложившейся системе:
1. Уничтожить всевластие Председателей. Председатель должен избираться тайным голосованием, самими судьями на срок не более двух лет. Функцией Председателя должна быть хозяйственная организация работы суда.
2. Дела между судьями должны распределяться строго в соответствии с территориальной подсудностью судебных участков или категориями дел, что должен определять закон. В настоящий момент дела между судьями распределяет Председатель.
3. Уничтожить ККС в их современном виде. Создать суд для судей, четко прописав в законе, за что и как можно прилечь судью к ответственности.
Суд для судей, должен быть организован при парламентах субъектов федерации, и состоять из самих судей (50%) и случайным образом избираемых членов общественности - присяжных. В полномочия такого суда должна входить возможность разбирать жалобы граждан на судебный произвол и принимать решения о лишении судьи полномочий и привлечения его к ответственности. Деятельность такого суда необходимо строго регламентировать путем создания соответствующего Кодекса.
Необходимо отдельно остановиться на важности этой меры. Что происходит сейчас? Например, одна из сторон решила вопрос о завладении имуществом или о привлечении оппонента к уголовной ответственности. Имущество отнимают, оппонента сажают. Через какое то время выясняется, что отняли несправедливо и посадили за зря. Ну и что, ошибся судья, с кем не бывает. Система, своих, как правило не выдает.
При таких обстоятельствах судья, который не нарушает правил корпоративности, уверен в своей безнаказанности, он знает, что если договорился внутри своей системы, если исполняет ее волю, то может творить любое беззаконие. А нужно иначе, несправедливое осуждение или отмененное решение, должны иметь потенциальную возможность стать поводом для разбирательства в отношении судьи. И судья должен творить правосудие с мыслью о том, что за заведомо несправедливый приговор или решение с него самого могут спросить. Но спросить не произвольно, а гласно и в соответствии с определенной законом процедурой.
4. Должность судьи должна быть очень высоко оплачиваемой (вследствие чего привлекательной) и замещаться на основе жребия и выборов. Оканчиваться судебная карьера должна по достижению 70 лет или же по решению компетентного суда (см. п. 3).
Необходимо законодательно создать правила построения судебной карьеры.
При парламентах субъектов федерации создается комиссия, которая ведает судебными вакансиями данного субъекта федерации. Любой гражданин РФ, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, не судимый и психически здоровый, подает заявку в эту комиссию, заявляя, что он желает начать судебную карьеру.
Допустим, таких наберется несколько сотен человек, как решить, кто из них лучше и достойнее? Никак. Остается только возможность случайного выбора и это справедливо.
При открытии вакансии мирового судьи, комиссия извещает кандидатов и приглашает их к жеребьевке. Жеребьевка проводится комиссией в присутствии кандидатов и под контролем комиссии из них. Так появляется мировой судья.
Далее следует 3 года его беспорочной службы обществу. По их прошествии, мировой судья имеет право выдвинуть свою кандидатуру на вакансию районного судьи. Так же путем жеребьевки определяют, кто займет эту должность из числа достойных – тех, кто уже не менее трех лет отслужил мировым судьей.
Проходит 5 лет беспорочной службы в должности районного судьи. И у данного беспорочного судьи возникает право выдвинуть свою кандидатуру на должность судьи суда субъекта федерации.
При открытии вакансии судьи суда субъекта федерации, из числа возможных кандидатов (каждый отработал судьей в низу не менее 8 лет) достойного пусть избирают сами судьи суда субъекта федерации путем тайного голосования. Ведь они судьи суда субъекта федерации, по кассационным и надзорным делам уже имели возможность присмотреться, кто и как там, в низу судит.
По прошествии 5 лет беспорочной работы в суде субъекта федерации, у судьи возникает право выдвинуть свою кандидатуру в Верховный суд РФ и при открытии там вакансии быть избранным судьями Верховного суда РФ, тайным голосованием. Аналогичную систему необходимо создать и в арбитражных судах.
В таком случае станет понятно, кто и почему занимает высокую должность судьи. Сейчас же, судей назначает сама система в основном из числа секретарей судебного заседания, а карьера судьи строится на основе послушания и блата.
Судебная система России определяется Конституцией России, а также Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. года «О судебной системе России ». В Конституции России поименно определены только высшие суды федерального уровня; их назначение и место в судебной системе России: (Конституционный суд России, Верховный суд России, Высший Арбитражный суд России). Все остальные судебные звенья установлены вышеназванным федеральным законом 1996 г. Судоустройство и судопроизводство в России регулируется также рядом других нормативных актов: закон от 26 июня 1992 г. «о статусе судей», закон от 28 апреля 1995 г. «об Арбитражных судах в России», закон от 24 июня 1994 г. «о Конституционном суде России». Согласно Конституции России вопросы судопроизводства находятся в ведении России. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению учреждать виды судов, не предусмотренных Федеральным законом о судоустройстве.
Судебная система России представляет совокупность трех судебных ветвей:
1. Конституционный суд России и Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции (осуществляют уголовное, гражданское, административное судопроизводство)
3. Арбитражные суды (разрешают и имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений, а также споры в сфере управления между организациями и предпринимателями).
В судебную систему России входят лишь суды, входящие в число государственных органов. Сюда не входят товарищеские и третейские суды, представляющие собой общественные, негосударственные образования.
В России нет «уголовного правосудия», «гражданского правосудия», а есть различные сферы единого правосудия, различные процессуальные порядки осуществления правосудия по различным категориям дел.
Структура судебной системы России:
1. Федеральные суды;
2. уставные (конституционные) и мировые суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, военные, специализированные суды (по делам несовершеннолетних, патентные суды) – все это составляет систему судов общей юрисдикции (кроме Конституционного суда России).
Система федеральных арбитражных судов включает: Высший Арбитражный суд РФ, Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов России.
В субъектах России существуют:
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ + мировые судьи (являются общей юрисдикцией).
В России институт мировых судей был учрежден по реформе 1864 г.
Демократизация общественной жизни в России в начале 90-х годов 20 века возродила институт мировых судей. Начало становления института мировых судей пришлось на 2000 год. Именно тогда они заработали в ряде регионов России. В ст. 28 закона «О судебной системе России» сказано, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок
деятельности мирового судьи устанавливается как федеральным законом, так и законом субъекта РФ. Наделение субъектов РФ правом самостоятельного регламентирования в области судебного строительства – это своего рода признание центром наличия региональных особенностей в судебном строительстве, 17 декабря 1993 г. был принят Федеральный закон «о мировых судьях в РФ». К компетенции мирового судьи отнесены:
1. уголовные дела о преступлениях, за которые наказание не превышает двух лет лишения свободы;
2. дела о расторжении брака;
3. дела о разделе совместно нажитого имущества;
4. иные дела из семейно-правовых отношений (кроме дел о лишении родительских прав, установлении отцовства, усыновлении);
5. дела об имущественных спорах при цене иска не выше 500 минимальных окладов;
6. дела, возникающие из трудовых отношений (кроме дел о восстановлении на работу);
7. дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями;
8. дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи;
9. дела о выдаче судебного приказа.
Участки (округа), на которых мировые судьи осуществляют свои полномочия, образуются законодательными органами субъектов РФ. Мировые судьи избираются населением участка на 5 лет или назначаются органами государственной власти субъекта РФ. Наличие альтернативы выборам сразу повлекло критику (Противники выборов судей считают, что пока еще в районах велика опасность того, что выборы могут пройти по угодному для кого-то сценарию). И все же нам кажется, что выборы были бы предпочтительнее, так как мировой судья призван мирить, помогать «заблудившимся в трех соснах», а это лучше сделал тот, кого люди сами выбрали, кому они доверяют. Мировые судьи выступают не столько от лица государства, сколько как представитель гражданского общества, членом которой он сам является.
Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Идея воссоздания мировой юстиции, т.е. мировых судей исходит из того, что это будет во-первых, доступное правосудие, во – вторых, упрощенное правосудие, в – третьих, примирительное правосудие. Но многие сегодня еще считают, что мировые судьи ни к чему, можно добавить в районные суды по несколько единиц федеральных судей и задача по разгрузке судебной системы будет решена. Налицо – спор между уходящим в прошлое старым и трудно развивающимся новым. С 1 июля 2002 г. вместо народных заседателей введены в состав судей на районном уровне назначенные Президентом РФ чиновники.
На всей территории страны создаются суды присяжных. Сегодня о них спорят юристы, общественные деятели, публицисты. Суды присяжных имеют как горячих сторонников, так и ярых противников.
Следует сразу же отметить, что страны континентальной Европы уже давно отказались от таких судов. Подобно нашим суды присяжных в Европе есть только в Испании.
Как известно, суд присяжных приобрел большое значение в развитых капиталистических странах со времен буржуазных революций.
В нем видели осуществление демократических форм судопроизводства. С таким же восторгом в России были встречены первые шаги суда присяжных, введенного в 1864 г. Но эйфория по поводу присяжных прошла довольно быстро. Английский философ и правовед Бентам утверждал, что суд присяжных – «это суд пригодный для варваров, но недопустимый у нас». Чем же вызван был отказ от суда присяжных? Первое, что следует отметить, - это то, что он является дорогостоящим.
Второе – это его непрофессионализм. Профессиональный судья в суде присяжных выполняет роль стороннего наблюдателя, он призван наблюдать поединок сторон. Вердикт присяжных о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего, даже если он убежден, что это решение явно ошибочное.
Но самым большим злом является то, что в основу деятельности суда присяжных заложена не законность, а групповое представление о справедливости. Свой вердикт присяжные выносят не по закону, а по собственной совести. Делать ставку на совесть, справедливость в нашей стране весьма небезопасно (нравственная деградация, очень много примеров имеется, когда преступник на суде смог «разжалобить» присяжных)
При доказанности вины присяжные не должны выносить оправдательный вердикт! А они его, к сожалению, выносят!
Наш суд присяжных мы бездумно переняли у стран англо-американской системы. «Нынешнее поколение демократов протащило в наше судопроизводство опасные микробы страшной болезни столетней давности» - пишет в юридической газете заслуженный юрист РФ Зыков. Видимо, он прав. Уж очень дорого мы платим за то, что привлекаем широкую общественность к судопроизводству!
Присяжным может стать любой гражданин (не моложе 25 лет, моральный облик, состояние здоровья, знание языка). Присяжные не должны ничего знать о личности подсудимого.
Киевская гривна представляла собой брусок серебра весом около 163 г.
А.Я. Аверх. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России // История СССР, 1968 г. - № 2,
М.П. Павлова – Сельвинская. К вопросу об особенностях абсолютизма в России // История СССР, 1968 г. - № 4, С. 77-81.
Ливонская война длилась 25 лет (1558-1583), закончилась для России поражением. Хотя Ливонский орден был разгромлен, но выхода к Балтийскому морю, Россия не получила. Территорию Ливонского ордена поделили между собой Польша, Литва, Швеция, Дания.
Шельмование ввел Петр I. Палач переламывал шпагу над головой преступника, имя которого было прибито к виселице. Преступник объявлялся шельмой. Его ставили вне закона, т.е. его могли безнаказанно убить, ему запрещено было вступать в брак и т.д.
Ленин В. И. ПСС, т. 20, стр. 141.
Доказательства: совершенные (собственное признание обвиняемого, заключение медэкспертов, совпадающие показания 2-х свидетелей) и несовершенные (показания 1-го свидетеля, улики.).
1. Чернов В. Конструктивный социализм. - Прага, 1925, С.189.
ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него возлагалось управление национализированными предприятиями. Он координировал работу хозяйственных наркоматов.
См. Аксенов Ю. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии. - М.: Политиздат, 1991 г.
Бурлацкий Ф. После Сталина // Новый мир, 1988 г. - №10, С. 75.
Верт. История Советского государства. - С. 492.
1 Верт. История Советского государства. – С. 502.