Составить жалобу на судью. Жалоба на действия судьи: образец и правила составления
Жаловаться надо грамотно
Обзор почты ВККС РФ
Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.
Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.
Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.
Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.
Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.
Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.
Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".
Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».
Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».
Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.
Обратимся к установлениям закона.
ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».
Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.
ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.
Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.
Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?
Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.
Вновь обратимся к закону.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.
Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.
ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.
Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.
Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.
Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.
Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.
Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.
Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.
Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.
Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..
А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.
Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.
Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!
Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?
«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».
Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.
Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.
Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».
Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.
Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.
В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.
Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»
Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.
Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.
Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.
Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».
А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.
Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.
Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.
Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».
Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».
Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.
Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.
Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.
Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.
Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*
Дата публикации: 2016-12-11
В любом судебном споре есть победивший и проигравший. Тот, что проиграл, обжалует решение и либо добивается в одной из вышестоящих инстанций его отмены, либо так и остается ни с чем. И вот когда человек получает отказ за отказом, созревает план написать петиции во все возможные государственные, международные и общественные органы, дабы добиться справедливости. Жалуются в Европейский суд по правам человека, президенту, в прокуратуру. Процесс идет под известным лозунгом: «Если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото». Среди популярных, греющих надеждой обращений всегда были жалобы на судью, рассматривавшего дело. Законом предусмотрена соответствующая процедура, но давайте разберемся в ее полезности для пересмотра судебного решения. Процессуальные кодексы содержат исчерпывающий перечень оснований для отмены решения суда. При этом добиться такого результата можно только используя механизмы, предусмотренные этими кодексами – посредством апелляции, кассации, надзорного разбирательства или пересмотра дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, нельзя пожаловаться в прокуратуру и получить постановление об отмене решения суда. Если судья нарушает процессуальные нормы, то об этом необходимо писать в жалобах в рамках или . В ряде случаев выявление таких нарушений может повлечь пересмотр принятого судебного акта. Дисциплинарные проступки судьи на законность вынесенного решения повлиять не могут. Например, неуважительное и грубое отношение судьи к проигравшей стороне в процессе разбирательства, безусловно, будет являться фактом нелицеприятным и порочащим судейское сообщество. Однако на действительность решения этот проступок и последующее дисциплинарное взыскание не повлияет. Впрочем, следует добавить, что если нарушение судьей закона, допущенное в ходе рассмотрения дела, будет квалифицировано приговором суда как преступление, то у стороны возникнет возможность обратиться с заявлением о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако приговор в отношении судьи – это событие чрезвычайное. К пересмотру решения суда жалоба на судью отношения не имеет. Но какие же последствия может иметь такое обращение? Прежде всего следует вести речь об обжаловании действий судьи в квалификационную коллегию судей. Поводом для этого может послужить нарушение судьей Кодекса судейской этики или Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Если жалоба будет заключаться в несогласии с принятыми по делу судебными актами, она будет просто-напросто возвращена заявителю. Жалоба подается в квалификационную коллегию того региона, в котором работает судья-нарушитель. При обращении нужно иметь ввиду ограничения по срокам привлечения судьи к ответственности. Так, решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка (не включая период временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки) и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В жалобе должны быть указаны: Сначала жалоба исследуется специально созданной комиссией, а затем, при наличии достаточных оснований, передается на рассмотрение коллегии судей. Жалоба также может быть направлена для проверки председателю соответствующего суда. Если факт совершения проступка будет доказан, то судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в замечании, предупреждении либо – в исключительных случаях – в досрочном прекращении полномочий. Если дело касается нарушения судьей процессуальных норм или норм материального права, то коллегия не сможет привлечь по данным фактам к дисциплинарной ответственности, если такие нарушения не были подтверждены в ходе дальнейшего обжалования принятого по делу судебного акта. О результатах проверки обязательно уведомляется заявитель. И, возможно, новость о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности «скрасит» для него общий итог судебного разбирательства.
Рубрика:
Пожаловаться на судью и отменить решение
Привлечь судью к дисциплинарной ответственности
По ст. 12. 1 ФЗ, регламентирующего судейский статус, в качестве основания для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности выступает совершение им соответствующего проступка. Под ним следует понимать нарушение норм Закона, а также предписаний этики, утвержденных ВСС. В том случае, если кто-либо из участников процесса считает действия уполномоченного лица неправомерными, им может быть подана жалоба на судью.
Вынесение незаконного акта
Зачастую жалоба на постановление судьи обосновывается грубыми нарушениями норм процессуального и материального права. Однако зачастую уполномоченные лица, принимающие такие обращения, исключают возможность привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Жалоба на решение судьи отклоняется со ссылкой на ст. 16, п. 2 указанного выше Закона. Предписание исключает привлечение к ответственности за выраженное при разбирательстве дел мнение либо вынесенный акт, если он, вступив в силу, не выражает виновность должностного лица в преступном злоупотреблении или не принят в противовес нормам. Таким образом, часто жалоба в коллегию судей оставляется без рассмотрения и возвращается заявителю. Возврат обосновывается ст. 4 Положения. В соответствии с ней жалоба на решение мирового судьи, поданная в связи с несогласием с вынесенным актом, оставляется без рассмотрения по письменному сообщению председателя коллегии либо ее члена по поручению.
Волокита
Это одна из разновидностей грубого нарушения норм процессуального права. Волокита, проще говоря, это необоснованное затягивание разбирательства дела по существу или несоблюдение срока реализации прочих процессуальных прав сторон спора. В результате участники процесса лишены прав на оперативное прекращение конфликта. Жалоба на мировых судей чаще всего составляется на этом основании. Однако во многих случаях уполномоченные на возбуждение производства по факту дисциплинарного нарушения необоснованно отказываются вносить представления. Зачастую квалифицированные коллегии исключают привлечение к ответственности за волокиту. В качестве обоснования выступает норма, запрещающая вмешиваться в процессуальную деятельность должностного лица.
Особые случаи
В практике зачастую возникает вопрос о том, правомерна ли жалоба на судью за волокиту либо неэтичное поведение в том случае, если дело еще им не рассмотрено. Нередко заявители, требующие привлечения к дисциплинарной ответственности должностного лица, получают отказ. Квалифицированные коллегии при этом ссылаются на то, что никто не может вмешаться в организацию работы, и судья не должен отчитываться по существу дел, которые находятся в производстве. Тем не менее, как практика показывает, при своевременном реагировании на такие обращения удается эффективно пресечь нарушения. Такая жалоба на судью зачастую выступает в качестве единственного способа защиты прав сторон дела.
Проверка обращения
Зачастую лица, к которым поступает жалоба на судью, не привлекают его к ответственности либо выносят не соответствующее нарушению мягкое наказание. По законодательству, принятое обращение должно быть проверено. Это осуществляет непосредственно или сама квалификационная коллегия, или председатель соответствующего суда. Зачастую заявители просят не перенаправлять обращение. Ссылаются они при этом на вероятную необъективность проверки председателем суда.
На практике такие просьбы нередко игнорируются. Применяя законодательные нормы, необходимо исходить из того, что проверку не должен осуществлять тот, на кого написана претензия. Часто коллегии направляют жалобу судебному департаменту. Однако закон запрещает это. Более того, нормы не наделяют судебный департамент полномочиями проверки жалоб. Квалификационный орган может направить претензию только председателю соответствующей инстанции. Он также вправе провести повторную проверку, если первая была неудовлетворительной. Но на практике это осуществляется крайне редко. Многие квалификационные органы отправляют председателям судов подлинные экземпляры жалоб и приложений к ним. В результате проверки все эти бумаги не возвращаются, что лишает коллегии возможности осуществить проверку.
Сроки
По ст. 25 ФЗ, регламентирующего деятельность органов судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия должна рассмотреть жалобу не позднее трех, а органы субъектов РФ – одного месяца с даты поступления заявления. Как практика показывает, очень часто эти сроки затягиваются. Правильным поведением квалификационной коллегии, направляющей претензии на проверку, считается такое, при котором уполномоченный орган четко устанавливает период проведения необходимых процедур. Этот факт хорошо дисциплинирует председателей.
Апелляционная жалоба на мирового судью: общий порядок составления
Учитывая вышесказанное, не все спешат оспаривать действия должностных лиц. Основной причиной бездействия выступает нежелание провоцировать большее раздражение судьи. Тем не менее неадекватное поведение должностных лиц все же вынуждает писать претензию. Заявление может быть подано в течение месяца с момента вынесения окончательного определения по делу. На практике обращение адресуется в районный суд, в котором работает судья, на которого пишется жалоба. К заявлению прилагаются документы, которые были представлены в ходе разбирательства по делу. Допускается предоставление иных бумаг, но при этом следует обосновать, почему они не были задействованы в ходе процесса. Если жалоба отклонена, следует обращаться в квалификационную коллегию. Для составления претензии можно воспользоваться помощью юриста. Однако можно написать ее и самостоятельно.
Образец жалобы на судью
К претензии предъявляются определенные требования, касающиеся ее содержания. В жалобе, направляемой в суд, следует указать наименование инстанции, реквизиты заявителя. В содержании приводятся кратко обстоятельства дела, указываются нарушения. Последние следует обосновать ссылками на нормативные акты. В заключение указывается просьба пересмотреть решение и привлечь судью к дисциплинарной ответственности. Далее следует перечень приложений, ставится подпись и число. Претензия в квалификационную коллегию адресуется ее председателю и направляется в областной суд. В ней также присутствуют реквизиты заявителя. В содержании также излагаются обстоятельства, приводится описание нарушений. Также здесь следует указать на то, что претензия была направлена председателю суда, но удовлетворена не была. К заявлению следует приложить определение, отказывающее в требованиях. Затем, как и в предыдущий раз, излагается просьба о применении дисциплинарного наказания и пересмотре постановления.
Можно написать Высшему совету юстиции или направить жалобу в Администрацию президента. Однако такие обращения будут направлены в орган, уполномоченный на их рассмотрение.
Дополнительно
В начале разбирательства можно попросить отвода судьи. Это право используется в случаях, когда рассмотрение поступившего искового требования осуществлялось слишком долго, часто переносились заседания, имеет место заинтересованность должностного лица в исходе дела или есть сомнения в объективности. В этих и прочих случаях можно выразить недоверие судье и написать ходатайство о его отстранении от дела.
Важный момент
У граждан есть право подать частную жалобу. Эта возможность распространяется на определения должностного лица. Например, это может быть судебный акт о возврате апелляционной жалобы или оставлении ее без рассмотрения. В этом случае заявление может быть подано в течение пятнадцати дней с момента принятия определения. Апелляционный суд обязан рассмотреть жалобу (если она составлена в соответствии с требованиями). По результатам проверки выносится определение:
Апелляционная инстанция может также рассмотреть дело по существу (в последнем случае). Вынесенное определение вступает в действие с момента принятия.
Основания для отмены акта
Предписания материального права считаются неверно примененными либо нарушенными в том случае, если:
- Не был использован соответствующий закон при вынесении решения.
- Норма была применена неправильно.
- Был использован не тот закон, который необходимо.
Неверное применение или нарушение процессуальных предписаний может выступать в качестве основания для отмены решения, если оно могло привести или привело к неправильному исходу дела. Аннулирование акта осуществляется вне зависимости от доводов кассационного заявления, если:
- Дело рассматривалось в незаконном составе.
- Разбирательство осуществлялось в отсутствии кого-либо из участников, не извещенных о времени и дате слушания.
- Были нарушены предписания о языке, на котором осуществляется ведение дела.
- Отсутствует подпись уполномоченных лиц на судебном акте или он удостоверен должностными лицами, не участвовавшими в разбирательстве.
- Отсутствует протокол заседания.
- Было нарушено правило о тайне совещания.
Не всегда приговор мирового судьи устраивает обе или одну из сторон по рассматриваемому делу. Процесс обжалования частного и/или заочного определения имеет свой порядок, который необходимо знать и соблюдать. Жалоба на постановление мирового судьи имеет определенную форму и содержание. Важно знать, как происходит подача апелляционной жалобы, куда и кому необходимо жаловаться, какие сведения указывать в тексте жалобы. Жалоба на решение мирового судьи для многих людей кажется нонсенсом. Писать жалобы на судью решается мало кто. И это не от незнания того, кому можно пожаловаться. В мыслях людей, вершители чужих судеб считаются неприкосновенными. Но это не так.
В каждой работе, какой бы сложной и ответственной она ни была, присутствует человеческий фактор. В процессе разбирательства дела и вынесения приговора судья может устать, может иметь личный интерес, может быть недостаточно компетентен. Особенно часто встречаются ошибки в решении мирового судьи в процессе заочного разбирательства дела. Ведь если истец не присутствует на заседании, как он может оправдаться? Жалоба на постановление мирового судьи должна быть подана в определенные сроки, иначе в ее принятии будет получен отказ.
Прежде, чем писать такой документ, как частная жалоба на определение мирового судьи, необходимо проконсультироваться с опытными юристами. Даже можно больше сказать, получить консультацию юристов необходимо еще до того, как вы решите, что вам нужна жалоба на постановление мирового судьи. Ведь бывают ситуации, когда жаловаться нужно еще до вынесения определения.
Вы можете получить бесплатную консультацию высококвалифицированных специалистов на сайте «ПравПотребитель».
Если ваши права были нарушены теми, кто их должен защищать, необходимо жаловаться в вышестоящие инстанции. Обжалование судебного приказа может быть по следующим причинам:
- при условии, что срок разбирательства составил более двух месяцев;
- составление протокола ведения судебного процесса недостоверно отражается в протоколе;
- если представителю одной из сторон (или непосредственно самим сторонам не дают возможности высказать свое мнение по сути разбирательства или не принимают доказательства по делу);
- если происходит явное игнорирование со стороны судьи в отношении ходатайств;
- одну из сторон (или обе стороны, а также их представителей) не устраивает вынесение заочного судебного приказа или решение суда по делу, на разбирательстве которого они присутствовали и т.д.
Причин для недовольства может быть много, решение в этом случае одно – подать апелляционную жалобу. Куда ее можно подать? Тут вариантов тоже немного – жаловаться можно только в вышестоящий суд. В случае с мировым судьей, вышестоящей инстанцией будет судебный орган районного уровня. Если и судебный приказ районного суда вас не устроит, можно будет идти дальше в соответствии с иерархией судов по вашему территориальному субъекту. Главное соблюсти порядок составления апелляционного заявления и сроки подачи жалобы.
В процессе судебного разбирательства нужно внимательно следить за процессом:
- копируйте ход судебного заседания с помощью вспомогательных средств (например, с помощью звукозаписывающих устройств);
- периодически проверяйте правильность и своевременность оформления протоколов;
- подавайте ходатайства и возражение предварительно, воспользовавшись услугами судебной канцелярии;
- запрашивайте выписку из материалов дела.
При этом желательно постоянно поддерживать связь с опытным юристом. Если у вас нет возможности нанять в качестве представителя опытного специалиста, консультируйтесь на сайте «ПравПотребитель».
Заочное судопроизводство и частная жалоба на определение
Что подразумевается под фразой «определение суда»? Под судебным определением понимается постановление, которое выносится в процессе разбирательства по делу. Определения обозначают какие-либо важные моменты, но не решают окончательно проблему (то есть определение не может стать приговором). Определения заносятся в протокол, принимаются в присутствии всех участников процесса. Также, определение может быть вынесено в отдельный документ, о чем все равно делается отметка в протоколе. Частная жалоба подается только на те определения, которые не дают возможности рассмотреть дело по существу с учетом всех имеющихся доказательств.
Что подразумевается под фразой «решение суда заочно»? Имеется в виду, что приговор был принят без присутствия одного из участников, или их обоих (истца и/или ответчика). Требование об отмене заочного решения суда для ответчика должно быть подано в семидневный срок после того, как он узнал о нем. Судом этот срок начинает отсчитываться со дня, отмеченного в уведомлении о том, что копия приказа была ему вручена. Обжалование заочного приговора мирового судьи также проходит в апелляционном порядке. Ответчику дается десять дней на то, чтобы воспользоваться этим правом. Десятидневный срок необходимо отсчитывать с того, дня когда истечет семидневный срок, отведенный для возможности потребовать отменить это решение. Если ответом на подобное заявление станет отказ, значит, десятидневный срок для обжалования заочного решения суда будет отсчитываться со дня, когда получено определение об отказе. Право на подачу апелляционной жалобы на заочное судебное решение имеет только ответчик. Но он должен представить достаточно серьезные обоснования своих требований. В том числе, объяснить по каким причинам он не смог явиться на разбирательство, и какие дополнительные доказательства у него имеются.
Куда не стоит жаловаться и сроки
Срок для подачи апелляционной жалобы в обычном порядке составляет тридцать дней. Отсчитываться он начинает с того дня, когда мировым судьей было принято окончательное решение. Например, 4 августа закончилось разбирательство суда по вашему делу и его решение вас не устраивает. В этот день будет оглашена только результативная часть решения. У судьи есть еще пять дней, чтобы оформить решение окончательно и сдать его в канцелярию. Значит, для подачи апелляционной жалобы у вас есть ровно тридцать дней, начиная от 9 августа.
Итак, куда жаловаться не стоит (просто потому что и заявление не примут, и толку никакого, кроме затраченного времени):
- не стоит обращаться к средствам массовой информации;
- не стоит идти к сотрудникам прокуратуры;
- также вам не помогут сотрудники полиции (Роспотребнадзора и т.д.).
Вот куда еще можно пожаловаться, кроме районного суда:
- совет судей (если вы считаете, что представитель закона, разбирающий ваше дело, ведет себя некорректно или неадекватно);
- председателю мирового суда (при условии, что вы уверены в том, что представитель закона, разбирающий ваше дело, сам нарушает этот закон);
- в самых вопиющих случаях можно пожаловаться в следующие инстанции:
- высший совет юстиции;
- администрация главы государства (то есть президента).
На портале прав потребитель вы можете скачать образцы документов:
Кроме этого на портале «ПравПотребитель» работают опытные юристы, которые консультируют посетителей сайта бесплатно.
Основной закон Российской Федерации дал право ее гражданам на отстаивание своих законных интересов в случае их нарушения. На выбор дается несколько способов защиты, в которые включается и право на обращение за справедливостью в суд. На практике, к сожалению, возникают случаи, когда закон нарушают сами судьи. В такой ситуации любой участник судебного процесса может подать жалобу, обращение, заявление против судьи. В статье мы с вами разберемся, куда жаловаться на судью? Для справки: судьи бывают мировые или федеральные. Федеральные соответственно работают в районных, городских, арбитражных судах. В том числе в судах вышестоящих инстанций.
Сразу надо отметить, что дело это очень не перспективное. Дело в том, что судьи у нас независимы, имеют максимально возможные гарантии защиты. Но поскольку они тоже люди, то высокий статус иногда кружит им голову.
Для примера можно вспомнить и ситуацию с прославившейся на всю Россию судьей Хахалевой Еленой Владимировной, которую некоторые называют не иначе как «золотая». Казалось бы что вокруг судьи столько негатива, что даже если все аргументы её противников окажутся ложными, ей все равно не «отмыться». Не «отмыться» в этом случае и Краснодарскому краевому суду. Тем ни менее служительница Фемиды продолжает работать не обращая внимание на все, что происходит вокруг неё.
Поводом для написания жалобы могут быть две ситуации:
- Судья нарушает процессуальный порядок ведения судебного дела (процесса), который установлен процессуальным законодательством;
- Судья совершает преступление, правонарушение или нарушает кодекс судейской этики вне судебного процесса.
В настоящей статье я не буду рассказывать про то как подавать апелляционную, кассационную жалобу, обжаловать определение и т.п. Речь идет в первую очередь буду вести о вне процессуальных действиях.
В какие инстанции правомерно направление жалобы?
Квалификационная коллегия
На практике жалобы чаще всего для начала направляются в региональную квалификационную комиссию судей .
Сама жалоба направляется на имя председателя указанного органа. Текст жалобы в обязательном порядке должен содержать все факты нарушений, совершенных судьей в ходе конкретного судебного разбирательства или вне его. В качестве отличной доказательной базы, которая может быть приложена к жалобе, могут послужить аудио- и видеозаписи, на которых запечатлены факты нарушений.
Срок для рассмотрения жалобы, поданной в региональную квалификационную коллегию, согласно действующему законодательству составляет 30 дней.
В случае, если вы не согласны в окончательным решением по вашему обращению, которое приняла региональная квалификационная коллегия, вы имеете полное право на подачу повторной жалобы в вышестоящую инстанцию, которой является Высшая квалификационная коллегия РФ . Этому коллегиальному органу закон отводит на рассмотрение жалобы срок в 90 дней. По окончанию проверки заявитель получит мотивированный ответ. Могут быть приняты эффективные меры. Но скорее всего никаких мер не будет принято. Самое неприятное, когда коллегия отвечает в стиле «сам дурак». Так бывает.
Департамент обеспечения деятельности судов
В этот орган эффективно будет жаловаться на работу судебной канцелярии, аппарата, сайта и т.п. Другими словами — заявления по поводу организации работы органа правосудия.
Помню как однажды в одном суде города были установлены ящики для сбора апелляционных жалоб. Т.е. апелляционные жалобы и приложение к ним необходимо было кидать в ящик. Этот позор остановил только судебный департамент. Более того, суд сопротивлялся и делал все, что бы сохранить такие ящики для сбора апелляционных обращений.
Или например, работники суда не публикуют информацию о ходе дела на сайте. В данном случае будет правомерно обращаться именно в Департамент.
Необходимо отметить, что любое обращение, которое вы хотите отправить в Департамент, можно отправить и председателю суда. Вопрос может быть решен председателем.
Прокуратура, следственный комитет, полиция
Заявление по факту нарушений закона можно отправлять в правоохранительные органы. Судья являются спец.субъектами, когда речь идет о привлечении их к уголовной или административной ответственности. Да, они имеют иммунитет, но не нужно путать иммунитет и вседозволенность и возможность совершать правонарушения безнаказанно.
Если служитель закона совершил преступление, его привлекут к уголовной ответственности; за административное правонарушение — привлекут к административной ответственности. Просто для этого необходимо будет пройти долгий и тернистый путь снятия неприкосновенности с конкретного нарушителя.
Но все реально. Работники органов правосудия тоже отправляются отбывать наказание, в том числе по делам о коррупции. Конечно на практике привлечь такого правонарушителя будет сложно, но можно.
Администрация Президента
Федеральных судей назначают указом Президента, а значит, Президент «косвенно» отвечает за действия своих назначенцев. Вот пусть знает и ведает Верховный главнокомандующий, кто от имени Российской Федерации совершает правосудие.
Помните, что ваше обращение должно быть четко сформулировано и юридически грамотно составлено и оформлено. В тексте жалобы в обязательном порядке должны быть сноски на конкретные статьи законодательства. Необходимо позаботиться о доказательственной базе. Текст жалобы не должен содержать оскорбления, клевету. Иначе вас могут привлечь к ответственности.
На что еще может быть подана жалоба?
Приведу некоторые возможные ситуации в виде таблицы:
Ситуация |
Куда жаловаться? |
Затягивание сроков рассмотрения дела или судья потерял дело | Квалификационная коллегия Председатель суда |
Постоянные необоснованные переносы даты судебного заседания, бездействие | Квалификационная коллегия Председатель суда |
Судья приобщает к делу доказательства, которые могут сыграть на руку одной из сторон, а доказательства другой стороны остаются без внимания | Квалификационная коллегия |
В случае предвзятости судьи по отношению к одному из участников процесса | Апелляционная инстанция в процессуальном порядке Квалификационная коллегия |
Дача консультаций судьей одному из участников дела во время судебного заседания | Квалификационная коллегия Председатель суда |
Допущенные судьей ошибки норм процессуального права | Апелляционная инстанция в процессуальном порядке |
Совершение преступления | Прокуратура, полиция, следственный комитет |
Полагаю, что логика понятна.
Общие правила составления обращения
Лицо, чьи права были нарушены некомпетентной работой служителей закона, пишет жалобу, которая оформляется в письменном виде. Можно в рукописном виде или же отпечатать на компьютере. Закон не предусмотрел четко установленного образца оформления. Тем не менее, есть определенные общие требования:
- Наименование лица, органа, куда направляется обращения;
- Паспортные данные заявителя;
- Контактный номер телефона;
- Ф.И.О. судьи, неправомерные действия которого стали поводом для обращения;
- Изложение фактов нарушений с обязательной ссылкой на конкретные нормы закона;
- Требования для восстановления нарушенных прав;
- Дата составления жалобы с подписью заявителя.
В общем порядке заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один направляется в соответствующую инстанцию на рассмотрение, второй остается на руках у заявителя. Именно на этом экземпляре делается пометка о приеме с указанием даты.