Социальные нормы и санкции. Понятие и виды социальных норм
Наша повседневная жизнь протекает под пристальным контролем окружающих нас людей. Даже тогда, когда они явно не демонстрируют его, он все равно присутствует в словах, во взглядах, в оценках, в поступках, в реакциях. В семье нас контролируют родители, в школе — учителя, на работе — начальство. Одни заняты формальным контролем по долгу службы; другие делают это добровольно (в таком случае контроль называется неформальным). Однако и формальный, и неформальный контроль представляет собой социальный контроль.
Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоения образцов поведения.
Социальный контроль бывает индивидуальный; коллективный (семья, группа друзей, организация, институт) — в этом случае говорят об общественном контроле.
Следовательно, контроль — это средство социальной регуляции поведения людей.
При этом если речь идет об организации, то понятие «власть» более широкое, а контроль — это ее функция; если речь идет об обществе, то понятие «социальный контроль» становится шире, так как в него входят: средства массовой коммуникации, парламент, правительство, рядовые граждане, а власть превращается в средство его осуществления.
Власть необходима:
- тем, кто издает какие-либо законы (например, юридические законы или правила поведения);
- тем, кто следит за их исполнением и применяет эффективную систему санкций (наказание и вознаграждение).
Таким образом, — это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, включающий в себя три основных элемента:
- нормы — предписания того, как надо правильно вести себя в обществе;
- санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы;
- власть.
Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции. Можно сказать, что социальный контроль — фундамент общественной стабильности. Его ослабление или отсутствие ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
Понятие социальной нормы
Нормы — первое оружие власти, а контроль за их исполнением — второе. Контроль складывается из системы наказаний (санкций) и реальных действий (например, увольнение или арест).
Нормы — это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Нормы различаются масштабами:
1. групповые привычки — существуют в малых группах — компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д. Например, Э. Мэйо выявил нормы в отношении новичков, принятых в производственную бригаду:
- не держись со «своими» официально;
- не говори начальству того, что может навредить другим членам бригады;
- не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
- не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи;
2. общие правила — существуют в больших группах или обществе в целом — обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго они исполняются:
- за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
- за нарушение других — жесткие санкции — тюремное заключение и даже смертная казнь.
Если взять за критерий меру наказания и расположить все нормы в нарастающем порядке, то получим следующую последовательность:
привычки-обычаи-традиции-нравы-законы-табу .
Конечно, определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.
Строже всего караются нарушения табу, юридических законов, например: убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны.
Мягче всего наказывается нарушение привычек. Например, индивидуальных (забыл почистить зубы, убрать за собой постель); групповые, в частности семейные (не помыл за собой посуду).
Жестко чтимые и соблюдаемые групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.
Групповые нормы выполняют в обществе весьма важные функции:
- регулируют общий ход процесса социализации;
- интегрируют индивидов в группы, а группы — в социум;
- контролируют отклоняющееся поведение;
- служат образцами, эталонами поведения.
Нормы — это также обязанности одного человека по отношению к другому или другим лицам.
Нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения.
Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, включающую мотивы, цели, направленность действий, ожидание, оценку и средства.
Социальные нормы могут проявляться:
- как стандарты поведения (обязанности, правила), например, защита чести и достоинства членов семьи — обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения;
- как ожидания поведения (реакция других людей).
Нормы — стражники ценностей и порядка .
Социальные нормы и социальные санкции
Санкциями называют не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению . Наряду с ценностями они ответственны за то, чтобы люди выполняли нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон — ценностей и санкций.
Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за ( , нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).
Выделяют следующие типы социальных санкций :
- формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);
- неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;
- формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;
- неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.
В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым.
Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля.
социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидании соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».
К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 - 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:
· не держись со «своими» официально,
· не говори начальству то, что может навредить членам
группы,
· не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,
· не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами».
Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго соблюдается их исполнение.
· За нарушение одних норм следует мягкое наказание -
неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.
· За нарушение других норм жесткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.
В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).
Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:
· регулируют общий ход социализации,
· интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество,
· контролируют отклоняющееся поведение,
· служат образцами, эталонами поведения.
Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу - полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, опенку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
· как стандарты поведения (обязанности, правила) или
· как ожидания поведения (реакция других людей).
Защита чести и достоинства членов семьи представляетсобой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?
Нормы - стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи - основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый - муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.
Как видим, социальные нормы действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.
Социальные санкции
санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.
конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым,потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.
Конформизм - цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа санкций:
формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
неформальные негативные санкции (Н-) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системесоциального контроля.
Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.
Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.
В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Трансформации экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Особенно это отразилось в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась в качесте очевидной цели реформ. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 года. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному переходу к экономическим реформам. Однако результатом явилось сокращение сбережений, что стало сдерживающим фактором экономического роста. В 2000 году в нашей стране 35,7% белорусских семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Потребовалось введение пособий для безработных и бедных. Это привело к росту социальной доли ВВП. В 1999 году валовые расходы на социальные программы и субсидии превысили треть ВВП республики, что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стоало сдерживающим фактором экономического роста. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой.
Первой попыткой ввести определенность в ранее выданные обязательства государства и одновременно сохранить минимальный уровень государственного социального обеспечения были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таки образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения.
Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года. Основными направлениями реформирования стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании. В 2007 году был принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре 2009 года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Однако государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан.
Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.
В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.
Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.
Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.
В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.
Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.
Таким образом, в социальной политике Беларуси можно выделить следующие изменения:
· Распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением.
· Поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики;
· Введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;
· Отказ от льгот и переход к адресному назначению социальной помощи через систему государственных минимальных социальных стандартов.
29. Структура и содержание социальной политики.
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.
u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:
– стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.
- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.
Социальная политика базируется на ряде принципов.
u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).
u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.
u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.
С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.
u Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.
На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, о региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или о социальной политике на муниципальном уровне? Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается?
Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно иметь 1 виду, что современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней.
Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других уровнях. Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных "ниже" органов управления и самоуправления.
Социальный характер России, как сказано в Конституции, находит выражение в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту 1 .
В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия и т. д.
Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1. Обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;
2. Моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;
3. Правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
4. Политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;
5. Религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;
6. Эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Следовательно, позитивные санкции стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или, по крайней мере, уменьшить его вероятность.
Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление.
Санкции по своему характеру неоднородны. Так, позитивные санкции могут иметь форму материального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения, предоставления каких-то возможностей и т.д. Негативные санкции могут осуществляться при помощи штрафа, тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляции нарушившего нормы индивида, физических наказаний и т.п. Очевидно, что все эти разновидности неравноценны и принадлежат к разным сферам взаимодействия.
Существуют различные точки зрения на санкции. С одной стороны, санкции могут рассматриваться как способы внешнего принуждения. Этой точки зрения придерживается теория социального конфликта. С другой стороны, существует мнение, что санкции итернализируются индивидом, то есть принимаются им как свои собственные. А, следовательно, индивид стремится контролировать свое поведение, ожидая от других поощрения или наказания.
Нормы приобретаются в процессе социализации и интернационализации.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Санкт-Петербургская государственная
Сыктывкарский лесной институт.. филиал государственного образовательного учреждения.. высшего профессионального образования..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Социологии как науки
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками.
Социология О. Конта и Г. Спенсера
О. Конт – французский философ, социолог, методолог науки”, один из основателей позитивизма. В своих работах “Курс позитивной философии”, “Систему позитивной политики, или трактат о социологии, уста
Современные западные теории
В течение 20 века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Социология Запада
История развития социологической мысли в России
1. Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв.
Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также
Социальное взаимодействие
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие
Формы социального взаимодействия
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение, социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью
Социальный контроль и девиация
Социальный контроль – система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законо
Массовые действия
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общ
Понятие общества и его основные характеристики
Понятие "общество" рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, включающая в себя множество подсистем.
Над феноменом общества, его элементам
Типология обществ
Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.
В социологии существуют множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимоде
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций рели
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное о
Социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие Совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социал
Мировое сообщество в формировании мировой системы
Сообщество – это объединение индивидов, имеющих общие цели. Как правило, оно охватывает какую-либо социальную общность в пределах общества и выступает как одна из его частей. Однак
Процессы глобализации
Глобализация – это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. В области экономических наук глобализация. Связывается, прежде всего, с идеей свобод
Место России в мировом сообществе
В эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выживание и достойное место в и
Понятие и виды социальных групп
Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих
Формальными (формализованными) и неформальными
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в
Малыми, средними и большими
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с
Первичными и вторичными
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р
Реальными и социальными
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,
Исторические типы стратификации
Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и
Системы стратификационных современных обществ
Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и facere (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальным
Понятие социального статуса. Виды социальных статусов
Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор кон
Общественный прогресс
Устойчивость бедности как макро- и микроэкономического явления необходимо рассматривать в контексте более широкой проблемы, связанной с социально- экономической структурой общества и ее эволюцией.
Концепции и факторы социальных изменений
Социальные изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Способно
Концепции социального прогресса:
1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции.
Критерии общественного прогресса
Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Пожалуй, наибол
Социологическое понятие культуры
Говоряокультуре, следует подчеркнуть, что данный социальный феномен трактуется неодинаково. Особенно неоднозначный характер его понимания закреплен на уровне повседневно-обыденного
Культура как фактор социальных изменений
Культура - широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает
Личность как социологический тип
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это нах
Общность и личность
Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными
Личность как деятельный субъект
Личность– это человек, как субъект адаптивно-адаптирующей внешневнутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности.
Более подробно можно рассмотреть
Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общес
Наблюдение, эксперимент, анализ документа
В программе социальных исследований определяются не только объект и предмет, но и то, какими методами и с помощью каких процедур они будут изучаться, каким образом будет происходить сбор социальной
Виды опросов и понятие выборки
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития со
Программы социального исследования
Основой для проведения любого эмпирического исследования, в том числе и конкретно-социологического, является разработка программы исследования. При разработке программы можно выделить пять основных
Теоретические и эмпирические исследования в социологии
Своеобразие социологии как науки находит свое выражение не только в общем определении ее предмета и метода, но и в более конкретной характеристике особенностей социологического иссл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ оренбургской ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«нефтегазоразведочный техникум»
Виды социальных норм и санкций
по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание
(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)
Оренбург 2015
Введение
Основные понятия: социальные нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.
Общественные отношения регулируются социальными нормами.
социальный норма мораль право
Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет воровать адресован не какому-то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие - в осознании недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм, называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к гражданину, нарушившему правила дорожного движения, - штраф.
Виды социальных норм
Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.
Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: "Чем старей, тем правей". Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.
Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых "священных книгах" -- Библии, Коране, Ведах, Торе и др.
Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.
Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.
Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.
Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.
Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
нормы культуры и др.
Основные виды и функции социальных норм Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия. Социальная норма как регулятор поведения. Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях. Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов. Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации. Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп. К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Вторичные, производные социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности. Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия. Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп. Сферы общественных отношений Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни. Понятие культурной нормы...
Функции социальных норм.
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д)
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.
Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация - это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".; 2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. "Норма морали - продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости". Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова "мораль". "Мораль (от лат.moralis) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.". В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать - систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является "важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными". Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования - общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: -По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; -В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий "добро", "зло", "плохо", "порядочно", "справедливо" и т.д. -По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; -По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права - меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; -по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль - практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; -по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установленный срок; -По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ "Животные" закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия "жестокое обращение" и "гуманность" относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности - человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ - основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными - существующие различия между правом и моралью - и субъективными - право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.
Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» - латинского происхождения и буквально означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатывают общество и социальные группы, которые входят в него, для обеспечения устойчивости этого общества и групп. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми и различными организациями, с обществом в целом. Итак, социальные нормы – это установленные в обществе правила,образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей.
Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:
-несоциальные, которые регулируют отношения человека к природе, технике, материальным объектам. Это климатические (откуда чаще дует ветер, зимой бывает снег), сельскохозяйственные (когда сеять, а когда убирать), биологические (жизнь, рост, смерть), химические (металлы окисляются), технические (техника безопасности), физиологические (сон, еда и т.д.), санитарно-гигиенические (чистить зубы, умываться) и др. Несоблюдение, неучет таких норм порождает ответные негативные последствия со стороны природы и техники.
–социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другим людям. Социальные нормы отражают интересы социальных групп и ими создаются, хотя существует немало общечеловеческих норм (например «10 заповедей»).
Общие признаки социальных норм:
1) регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.п.)
2) рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.
3) рассчитаны на многих или всех.
4) направлены на упорядочение общественных отношений и обладают той или иной степенью обязательности.
Нормы различаются масштабом:
– нормы малых групп, таких как семья, друзья, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д. называются «групповыми привычками». Например, в отделении клиники медсестры демонстративно почтительно относятся к врачам и снисходительно и покровительственно к пациентам.
– нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом, называются «общими правилами». Это ритуалы, обряды, обычаи, традиции, правовые, религиозные и другие социальные нормы,
Социальные нормы бывают:
Писаными, т.е. формально зафиксированными в Конституции, уголовном или другом виде права и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством;
Неписаными – это неформальные нормы и правила поведения, которые закреплены лишь обычаями, традициями, этикетом, т.е. рядом некоторых договоренностей по умолчанию о том, что считать должным, правильным поведением.
Среди социальных норм выделяют:
ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Ритуал – это порядок обрядовых действий, церемония, демонстрация чего-то, например, исполнение гимна на торжественном собрании, отдание чести старшему по званию военному;
обряды – тоже символические действия, но такие, которые глубже проникают в психологию человека и преследуют воспитательные, идеологические цели – обряд захоронения, заключения брака, посвящения в студенты и т.п.;
мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя;
обычаи - это правила поведения, сложившиеся на протяжении длительного времени в результате многократного повторения, как действие, дающее положительный результат. Обычай – это стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность: передача имущества умершего близким родственникам, воспитание малолетних детей матерью, кровная месть;
традиции – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение обычаев, символов, манер, этикета, языка, законов, нравов, т.е. того, что составляет культуру определенного общества. Другими словами, обряды и обычаи – это горизонтальный срез культуры, а традиция показывает вертикальную ось времени – то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего сохранится в будущем. Всё ценное в культуре – это то, что, переходя из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным;
мораль - это нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения. Их нарушение встречает общественное осуждение;
эстетические нормы - система ценностей и правил поведения, регулирующих отношение к прекрасному и безобразному в художественном творчестве и в поведении людей. Иногда конкретны (украшать жильё цветами, картинами), чаще не содержат определенных моделей поведения, очень субъективны, Однако, в целом в обществе существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы, а отклонение от идеала бросает тень на человека, говорит об отсутствии вкуса;
этические нормы - установленные правила и порядок поведения, принятые в обществе правила учтивости, обхождения, формы обращения и приветствия, манеры, одежда, умение вести себя за столом и т.д.
религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к божественному, содержащиеся в священных книгах или установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них сходны с нормами морали, совпадают с нормами права, закрепляют обычаи и традиции. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм: епитимия, анафема, страшный суд, ад;
правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Правовые (юридические) нормы регулируют наиболее важные общественные отношения:
Структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов,
Привлечение к ответственности за совершение общественно опасных деяний и др.;
деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок: студенты встают, когда входит преподаватель; посещая больного на дому, врач перед осмотром моет руки; на многих предприятиях и в учреждениях рабочий день начинается с «планерки».
Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными и другими условиями общества.
Социальные нормы можно также классифицировать по степени обязательности их исполнения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение словесное или выраженное осуждающим взглядом и жестом. За нарушение других санкции могут быть очень жестокими, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Если расположить нормы по степени наказания за их нарушение, то самым мягким будет наказание за нарушение обычая, ритуала или этикета. Далее следуют традиции, групповые привычки и мораль, в том числе, религиозная. Самые суровые санкции следуют за нарушение правовых норм и табу.
В обыденном сознании под санкциями понимают прежде всего наказания за неисполнение норм. Но санкциями являются и поощрения за примерное их соблюдение. Выделяют четыре типа санкций:
1) формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, почетные звания и титулы, ученые степени, высокие должности и т.д.;
2) неформальные позитивные – публичное одобрение исходящее не от официальных организаций: комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, лестный отзыв, признание лидерских или экспертных качеств и т.д.;
3) формальные негативные - наказания, предусмотренные законами, правительственными указами и распоряжениями, должностными инструкциями: штраф, лишение премии, понижение в должности, увольнение, арест, конфискация имущества, тюремное заключение, смертная казнь;
4) неформальные негативные санкции от неофициальных инстанций: порицание, замечание, насмешка, отказ общаться, распускание слухов, клевета и др.