С 1 июня отменили права иностранных граждан. Борьба за права: куда пойдут работать водители-иностранцы
С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.
По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.
В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.
Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.
Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.
Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.
В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.
Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.
При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.
Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.
Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.
Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.
По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.
Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.
В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.
С приходом лета иностранцы, осуществляющие водительскую деятельность в России, не смогли сесть за руль. С 1 июня текущего года Федеральным законом установлен запрет на управление транспортом без российских прав. До этого времени граждане могли водить автомобили и перевозить грузы на основании международных водительских прав и удостоверений, выданных им на территории родного государства. Теперь же взамен национальных они должны приобрести новые – российские.
В транспортных организациях России работает примерно 9,5 тысяч иностранцев. К сожалению, даже половина из них не успели к указанному законом сроку поменять права. Причиной тому стало несовершенство материально-технической базы российской Госавтоинспекции:
- недостающее количество автодромов;
- нехватка подвижного состава для проведения экзамена.
Сложившиеся обстоятельства негативным образом отражаются на социально-экономической обстановке страны в целом. Поставка различных товаров из других государств осуществляется с нарушением сроков, таксопарк многих транспортных компаний пустеет.
Мнение властей
В целях недопущения транспортного коллапса представители фракции «Единая Россия» вышли с инициативой продлить срок получения прав водителями-иностранцами до 1 июня следующего года. Законопроект был одобрен в первом чтении членами Государственной Думы, однако ко второму чтению принят так и не был. Ряд политиков опровергли предложение, аргументируя свое мнение следующими доводами:
- срок получения российских водительских прав иностранцами продлялся неоднократно, всегда тому находились весьма уважительные причины. В 2016 году, например, перенос срока был связан с присоединением Крыма и необходимостью получения его жителями российских прав.
- статистика показывает, что ДТП с участием водителей-международников составляет 30% от общего числа зарегистрированных. Продление срока в течение четырех лет подряд ни к каким положительным результатам не приводит, поэтому переносить его в очередной раз бессмысленно.
В то время, пока в Парламенте идут бурные дискуссии на этот счет, иностранные водители вынуждены подавать массовые заявления об увольнении. Осуществлять грузоперевозки без российских прав противозаконно. За такие действия работодатель несет штраф размеров 50 тысяч рублей.
Процедура получения российских прав для иностранных водителей
Как же получить российские водительские права иностранцу? По сути, он должен сдать экзамен заново. Правила дорожного движения, действующие в других государствах, коренным образом отличаются от правил, прописанных в России. В связи с этим водитель-международник для приобретения прав должен сдать экзамен, который включает в себя:
Только подтвердив свои знания и навыки вождения автомобилем, иностранные граждане смогут возобновить привычную деятельность.
Продлится ли срок получения прав до 2018 года – время покажет. В настоящее время такого нормативного акта окончательно не принято.
Предлагаем посмотреть видео о том, все ли успели получить российские права
За последние годы количество иностранных граждан, которые прибыли в Россию, существенно увеличилось. При этом процедура оформления российского гражданства уже начата большинством из них. Параллельно с этим необходимо проводить обмен иностранного водительского удостоверения на российское (национальное). Такой же обмен ожидает и граждан РФ, которые получили свои водительские права за пределами России.
И далее мы подробно разберем процесс замены зарубежных прав на национальные, а также вопрос возможности осуществления предпринимательской и другой трудовой деятельности в России при наличии у человека лишь зарубежного водительского удостоверения (далее — ВУ).
Экзамены для обмена иностранных водительских прав
Если ранее (до 05.11.2014 г.) для замены иностранных прав на российские надо было сдавать исключительно теорию, то сейчас процедуру усложнили.
Теперь процесс обмена иностранного ВУ потребует от водителя сдачи всех этапов квалификационных экзаменов. Так, для получения, к примеру, категории «В» следует сдать:
- Правила ПДД (экзаменационные билеты);
- Навыки управления ТС (транспортным средством), как в городе, так и на автодроме.
При этом, как и ранее, обучаться на автокурсах при замене иностранного водительского удостоверения на российское не потребуется.
Как заменить водительское удостоверение с несколькими категориями
Предлагаем вам ознакомиться с п.38 (с изменениями, внесенными 16.02.2016 г.):
Если в правах, выданных за рубежом, у водителя открытыми являются сразу несколько категорий/подкатегорий, то сдавать экзамены надо будет лишь на одну из них (по выбору автоводителя). В этом случае в наших правах у человека открытыми будут все категории, в отношении которых высшей является именно выбранная.
Обратите внимание, что категории располагаются в таком порядке:
Для примера разберем вариант, когда у автоводителя в зарубежных правах открыты категории «M», «B», «С». В этом случае ему надо сдавать экзамен на категорию «C» и ему в национальных правах открыты будут категории «M», «B», «С». Можно (по желанию водителя) сдать экзамен на категорию «B» и получить в российских правах открытые категории «В» и «М».
До 16.02.2016 г. требовалась отдельная сдача экзаменов на право управления составами ТС (при этом иерархия категорий сохранялась аналогичная). В качестве примера: если в правах иностранных открытыми были категории «ВЕ», «СЕ», «D1Е», то сдавать экзамены надо было лишь на категорию «D1Е». Теперь достаточным будет сдать лишь 1 экзамен.
Перечень документов для замены иностранных прав
Для проведения замены прав зарубежного образца на национальное ВУ потребуется такой пакет документов:
- Заявление;
- Паспорт;
- Медсправка установленного образца;
- Иностранное ВУ.
Важно помнить, что документы для замены зарубежных прав потребуются практически те же, что и для замены прав национальных. Единственная разница – нужно будет приложить зарубежное ВУ.
Как обменять иностранное автоудостоверение на российское?
Существует такой порядок обмена зарубежного водительского удостоверения на российское:
- Шаг №1. Изначально следует проверить, удовлетворяет ли имеющееся на руках удостоверение требованиям российских международных договоров (в этом поможет приложение №6 к Венской конвенции о дорожном движении). Если изложенные там требования соблюдены, то права можно менять, а если нет – то потребуется проходить обучающий курс в автошколе, а затем уже получать российское ВУ.
- Шаг №2. Подготовить документы для замены ВУ (перечень см. выше), и с ними обратиться в ГИБДД, где понадобиться сдать экзамены для подтверждения квалификации.
- Шаг №З. Когда экзамены успешно сданы, водителю выдается ВУ российское, а также возвращается его ВУ зарубежного образца.
Какие водительские удостоверения иностранного образца можно обменять?
Автоудостоверения иностранного образца, которые не удовлетворяют требованиям российских международных договоров, обменять их на ВУ российское не удастся.
Если права автоводителя соответствуют требованиям, изложенным в приложении 6 к Венской конвенции, то можно смело менять на российское ВУ свои права иностранного образца.
Возврат иностранных прав при обмене на российские
После выдачи автоводителю российских прав, иностранное ВУ должно быть возвращено его владельцу.
Постоянное жительство в РФ
Для иностранцев, которые в Россию переехали насовсем (на постоянное жительство) существует правило, что их национальное ВУ на территории РФ будет действительно 60 дней с того момента, как:
- произошел въезд в РФ, а разрешение на постоянное проживание заранее получалось в консульстве;
- в ОВД получен документ, разрешающий постоянное проживание в РФ.
Вполне понятно, что процедуру по получению национальных прав РФ взамен имеющихся (зарубежного образца), необходимо произвести до истечения их срока действия. Если не сделать этого,то водителя ожидает за езду без прав крупный админштраф (КоАП РФ, ст.12.7, ч.1).
Обратите внимание, что иностранцам, которые планируют постоянно проживать/работать в России, важно соблюдать требования законодательства РФ в отношении автоудостоверений.
Лица, которые пребывают в РФ из стран СНГ, к этому вопросу должны относится со всей серьезностью, и заменять права в указанный срок.
Предпринимательская деятельность с иностранными водительскими правами
Начиная с 01.06.2017 г. будет действовать п.13 ст.25 ФЗ №196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», где говорится:
Из этого следует, что, начиная с 01.06.2017г., нельзя работать водителем, не имея на руках российского национального ВУ.
Подытоживая вышесказанное, стоит заметить, что сейчас замена иностранных водительских прав на российские несколько усложнилась, поскольку требует сдачи экзаменов в ГИБДД. При этом осуществлять трудовую/предпринимательскую деятельность в РФ, имея на руках лишь ВУ, выданное за рубежом (без российского), теперь будет запрещено.
Чтобы защитить себя от возможных неприятностей в пути, следует вовремя оформить автоудостоверение национального образца. Это поможет не только беспрепятственно передвигаться по дорогам страны, но (при необходимости) трудоустраиваться и заниматься предпринимательской деятельностью в той сфере, где наличие водительских прав является обязательным условием.
Последние новости:
АСТАНА, 14 августа 2017 года. Главы правительств стран — членов ЕАЭС по итогам заседания Евразийского межправительственного совета подписали ряд документов, в том числе Решение "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза в части воздушного транспорта на 2018 - 2020 годы".
ВНИМАНИЕ! Информации о признании национальных водительских прав между договаривающимися странами не имеется!.
Действие нашумевшего закона (ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), который категорически запретил пользоваться национальными правами иностранцам, работающим в сфере предоставления услуг перевозки, на грузовых автомобилях, автобусах, такси на время предполагалось отложить до 1 июня 2018 года, но в соответствии Федеральным законом "О внесении изменений в ст.25 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 14.07.2017 года, была одобрена нижепредставленна редакция законодательства .
Внимание! В настоящее время в законодательстве имеются противоречия норм!
Статья 20 пункт 2 ФЗ "О БДД" противоречит абзацу пункту 13 ст. 2 ст. 25, если вынесено постановление о штрафе - обязательно обжалуйте, пока законодательство не привели в полное соответствие!
Официальный документ о движении законопроекта (Ссылка на скачивание)
Официальный текст принятого законопроекта
Мы благодарим участников обсуждения за содействие и помощь в актуализации информации.
Итоговая редакция:
Статья 25 пункт 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Говоря простым языком, Водителям из Киргизской Республики и из некоторых других государств предоставлено право работать в России без замены национальных водительских удостоверений. С 1 июня 2017 года действует запрет управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное положение теперь не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Использование национальных прав разрешается гражданам: Беларусь, Киргизия, Казахстан.
Остальные: пройти обучение, сдать экзамены, получить российские водительские права.
Состояние:
Запрет на использование иностранных прав:
не рассмотрен и не принят Гос Думой.
Новая редакция с исключениями:
принята, подписана Президентом, официально опубликована 31.07.2017 года, вступила в силу.
В конце статьи дополнительные новости.
ВНИМАНИЕ! Важное обновление для граждан республики Беларусь!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О признании национальных водительских удостоверений
на территории Союзного государства
г. Санкт-Петербург
В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, руководствуясь решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Установить, что
национальные водительские удостоверения
, выданные компетентными органами государств - участников Договора о создании Союзного государства,
признаются
без их дополнительной легализации при осуществлении гражданами государств - участников Договора о создании Союзного государства предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Совета Министров
Союзного государства
С 1 июня 2017 года вступают в силу принятые три года назад поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами.
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности , непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Вышеуказанный абзац настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 года.
В апреле текущего года в Госдуму был внесен законопроект о переносе начала действия запрета работы водителей с иностранными правами на 1 июня 2018 года. Однако этот законопроект так и не был принят.
При этом новые правила затронут только иностранцев, нанимаемых на работу. На тех, кто используют автомобиль для личных поездок, действие закона не распространяется.
За нарушения требований закона работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей.
По словам председателя межрегионального профсоюза, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июня 2017 года они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.
Водителей с иностранными правами не будут допускать к работе с первого июля, об этом в эфире рассказал исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации.
Это решение было принято давно, поэтому у всех руководителей предприятий, где работают иностранные водители, было достаточно времени, чтобы организовать легализацию и получение своими сотрудниками российских прав. Для этого уже существует специальная процедура обмена иностранных водительских прав на российские.
В автобусных парках дела обстоят гораздо лучше, чем в сфере таксомоторных перевозок, где многие таксисты работают в качестве индивидуальных предпринимателей.
Автобусные компании подошли к вопросу достаточно серьезно. Численность иностранных водителей в некоторых автобусных парках составляет всего пять процентов от общего количества.
Поправки касаются только тех иностранных граждан, которые используют автомобиль как средство заработка.
В случае отсутствия у иностранного водителя российских водительских прав, его работодателю придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Представители профсоюза таксистов, в свою очередь, одобрили вступление поправок в силу, считая, что они помогут бороться с нелегальными извозчиками.
После того, как летом 2017 года в России перестанут признавать права, выданные другими государствами, если они используются для работы, иностранцы, работающие водителями в России, не смогут продолжать свою деятельность организациях на должности водителя, но ездить на автомобиле с иностранными правами в личных целях будет по-прежнему разрешено. Однако у иностранных граждан еще есть время исправить ситуацию.
Чтобы не потерять работу, нужно срочно отправляться на обучение уже сегодня, чтобы к июлю получить права российского образца.
Участники рынка говорят, несмотря на многочисленные отсрочки, транспортные компании не обеспечили своих сотрудников водительскими правами российского образца. По данным главы межрегионального профсоюза, в столице права на легальную работу может лишиться каждый пятый таксист. 20% работников этой службы необходимо в ближайшие три месяца обзавестись российскими водительскими правами. Однако менталитет этой категории работников таков, что они приступят к получению удостоверений только после того, как им на числят гигантские штрафы.
Многие участники рынка положения обновленного закона приветствуют. На данный момент рынок такси на значительный процент заполнен лицами с водительскими удостоверениями, выданными в Таджикистане, Узбекистане и других постсоветских странах.
Разрешения на работу они не оформляют, а извозом занимаются на арендованных автомобилях. Такая предпринимательская деятельность полностью выпадает из поля зрения фискальных органов. По новой методике дорожная инспекция сможет очистить рынок от изрядной доли нелегалов.
В среднем компаниям-перевозчикам придется уволить 5% сотрудников, хотя в отдельных предприятиях иностранцы составляют до 30% от штата водителей. Но часть из них уже обзавелись удостоверениями российского образца. Однако не менее 5% водителей такие права не получат, к примеру, в силу плохого владения русским языком, и неготовности к сдаче компьютерных тестов. Некоторые водители также не пойдут на экзамен, опасаясь неприятностей с правоохранительными органами ввиду ранее совершенных нарушений.
Если у Вас ВНЖ (Вид на жительство) документы на замену прав Вы можете подать в любое ГИБДД в любом городе.
Если у Вас РВП (Регистрация временного проживания) то документы Вы должны подавать только в ГИБДД того региона, где оформили временное проживание.
Основание отказа в замене прав на российские:
Как обязательное условие, делающее возможным обмен водительского удостоверения другого государства на российское, законодательство РФ выдвигает соответствие этого документа требованиям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года . Если же иностранное водительское удостоверение этим требованиям не удовлетворяет, его обладателю остается только один выход — получить права с нуля после прохождения обучения в российской автошколе. Однако возможен и другой вариант — оформить в любой третьей стране права, которые этому условию удовлетворяют. Например, для выходцев из Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) из-за несоответствия их документов требованиям конвенции замена национального водительского удостоверения ПМР на российское оказывается невозможной. Однако после получения ими прав Республики Молдова проблема решается. Применительно к Приднестровью надо также сказать, что это непризнанное государственное образование, паспортом которого можно воспользоваться лишь на его территории. Поэтому основная масса его жителей, чтобы иметь возможность ездить за границу, получила гражданство таких стран, как Украина, Республика Молдова, Румыния. Нередко вместе с паспортами они изыскивают возможность обзавестись и водительскими документами этих государств. А уже, например, при замене украинского водительского удостоверения на российское в 2017 году у них сложностей нет.
Нужно ли сдавать экзамены по вождению:
В этом отношении экзаменов российское законодательство занимает жесткую позицию. Неважно, в какой стране вы получили права и какое у вас гражданство. Экзамены при обмене удостоверения вам придется сдать и преодолеть все три их этапа на равных со вчерашними слушателями автошкол: тест по теории; практику на автодроме; вождение в городе. Впрочем, при наличии достаточного водительского опыта все это не должно быть большой трудностью. А для уверенности можно накануне взять несколько уроков у инструктора. Например, чтобы отработать накануне испытания экзаменационный маршрут или освежить в памяти упражнения на автодроме.
Как меняются права, где открыто несколько категорий:
Можно обрадовать обладателей иностранных водительских удостоверений с несколькими открытыми категориями. Пересдавать экзамены по каждой из них им не придется. Обмен водительского удостоверения другого государства в России предполагает переэкзаменовку только по той из категорий, которая считается высшей. Так, при наличии допуска к управлению мотоциклом и легковым автомобилем экзаменовать будут только по категории “Б”. А если иностранные права разрешают водить скутер, легковую машину и грузовик, испытания предстоит пройти лишь по категории “С” как самой высокой.
Остануться ли на руках иностранные права:
Здесь желающих получить российские права взамен иностранных тоже ждет приятный сюрприз. По завершении процедуры обмена они получат на руки оба документа — и новый российский, и имеющийся зарубежный. В отличие от многих других стран, в России изъятие иностранных прав не практикуется.
Требования Венской конвенции 1968 года к водительскому удостоверению:
Требования к национальным водительским удостоверениям:
- документ может быть изготовлен из пластика или бумаги (предпочтительно розового цвета);
- формат пластикового документа 54*86 мм (данное требование не обязательно, то предпочтительно);
- в верхней части лицевой стороны должно быть название документа, написанное на национальном языке;
- основная информация о водителе должна дублироваться латинскими буквами ;
- на лицевой стороне должны присутствовать данные: фамилия, имя собственника документа;
- дата и место рождения водителя ;
- дата выдачи прав ;
- срок окончания действия удостоверения ;
- подразделение, выдавшее документ;
- фото собственника;
- категории автотранспортных средств, которыми водитель имеет право управлять;
- личная подпись (желательно, чтобы подпись собственника максимально совпадала с подписью, поставленной в гражданском паспорте);
- на оборотной стороне пластикового документа должна быть информация о доступных категориях, причем с датой разрешения управления и с датой окончания разрешения;
- если водитель имеет право управления автомобилями с какими-либо ограничениями (например, эксплуатация автомашины возможна только при наличии очков), то эта информация так же должна отражаться в правах; в документе по внутренним правилам может отражаться и иная информация.
Следует отметить, что международное удостоверение опирается на национальный документ, следовательно, при управлении автотранспортом у водителя должны быть два вида прав; Международные права действительны, только если национальный документ не окончил срок своего действия. Если права имеют неограниченный срок, то международное удостоверение выдается сроком на 3 года.
Внимание! Если в Вашей стране один из официальных языков русский, то замена прав не требуется и после 01 июня 2018 года.
На сегодняшний день согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации четверть населения – иностранные граждане, которые находятся на временном или постоянном проживании в России. Большинство иностранных граждан стремятся получить российское водительское удостоверение согласно установленного образца. Для указанной категории граждан на территории страны существуют определённые условия для совершения данной процедуры.
Как иностранцу получить российские водительские права?
Процедура получения российского водительского удостоверения иностранному гражданину ничем не отличается от процедуры получения прав лицу, которое имеет гражданство РФ. Для того чтобы иностранец осуществил действия для вождения автомобиля необходимо сдать соответствующие экзамены, которые разделены на три блока:
- теоретическая часть;
- практическая часть – сдача экзаменационного урока вождения на машине и специальной площадке, которую предоставляет автошкола;
- езда в городе.
В первой части экзаменационного блока иностранному гражданину необходимо правильно ответить на 20 теоретических вопросов. Законодательная база РФ допускает не более 2 ошибок в теоретическом блоке экзаменационной сессии. Только после удачной сдачи теоретического блока, иностранного курсанта допускают к сдаче практической части. Практическая часть содержит в себе три упражнения, среди которых – вождение на площадке, в городе и эстакаде. Инструктор и экзаменатор не имеют право подсказывать курсанту на экзаменационной сессии.
Для того чтобы иностранцу получить российские права, необходимо пройти обучение в автошколе. Указанное образовательное учреждение может быть выбрано в зависимости от пожеланий иностранного гражданина.
Список необходимых документов
Для лиц, которые постоянно проживают на территории РФ необходимо предъявить гражданский паспорт, а также вид на жительство на территории Российской Федерации. Для иностранных граждан, которые проживают на территории РФ временно – необходимо предоставить гражданский паспорт и отметку о временной регистрации. В случае, если иностранный гражданин имеет статус беженца следует предоставить особый документ, который подтверждает указанный статус, а также медицинскую справку по форме 083. Национальные права иностранца – копия и оригинал, в обязательном порядке заверенная у нотариуса.
Оплата госпошлины
Иностранные граждане при получении водительских прав обязаны заплатить госпошлину в указанном размере, в зависимости от каждой конкретной ситуации:
- за предоставление водительских прав иностранцу с видом на жительство – 800 руб;
- временное разрешение водить автомобиль иностранному гражданину – 500 руб.
Размер госпошлины за получение водительских прав в России может быть изменен, в зависимости от региона, в котором проживает иностранный гражданин.
Что делать, если иностранец временно проживает в России?
В законодательной базе РФ выделен особый порядок получения водительского удостоверения, в случае, если иностранный гражданин временно находится на территории РФ. Таким образом, иностранец обязан самостоятельно пройти полный курс подготовки и сдать соответствующий экзамен, если у гражданина иной национальности имеются водительские права. Российские права действительны только лишь на тот промежуток времени, в течение которого действует временная регистрация на территории РФ. Если по каким – либо причинам, временная регистрация продлевается – иностранец имеет право подать соответствующее заявление в ГИБДД и после оплаты госпошлины, продлить срок водительского удостоверения.
Таким образом, для иностранцев, которые временно проживают на территории РФ возможно получить водительские права:
- категории С, ВЕ, или ДЕ – прохождение теоретического и практического курса в автошколе обязательно;
- категории А и В — самостоятельный курс обучения и сдача экзамена в автошколе. При желании возможно полное обучение теории и практики вождения.
Особенности получения прав при наличии вида на жительство в РФ
В случае, если у иностранца имеется вид на жительство на территории РФ, получить российские права возможно, предоставив следующий пакет документов:
- заявление, согласно установленного образца с изложенной просьбой получить российское водительское удостоверение;
- гражданский паспорт иностранца;
- квитанция об уплате госпошлины;
- копия и оригинал национальных водительских прав;
- справка, выданная медицинским учреждением с указанной отметкой.