Родина Е.А.:"Права кредиторов в рамках рассмотрения арбитражных дел при банкротстве (на примере банкротств банков) и коллизии в правоприменительной практике". Классификация кредиторов в деле о банкротстве Конкурсный кредитор в деле о банкротстве гражданин
Классификация кредиторов в деле о банкротстве
Хазыкова Э.К.
Калмыцкий государственный университет, Россия
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору . В законодательстве о банкротстве в понятии «кредитор» объединены и лица, представляющие частные интересы граждан и организаций (кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых отношений; кредиторы, выступающие сторонами в обязательствах должника в гражданско-правовом смысле), и лица, представляющие публичные интересы (уполномоченный орган, имеющий право требования к должнику по обязательным платежам) .
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве; во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы.
Неконкурсные кредиторы имеют возможность только заявлять о признании недействительными некоторых сделок должника и возможность получить удовлетворение своих требований (полное или частичное) в соответствии с очередностью.
В зависимости от суммы требований, признанной обоснованной, можно выделить крупных и мелких кредиторов.
Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел. Однако это не означает, что права и интересы мелких кредиторов ущемлены по сравнению с правами и интересами крупных. В целях защиты мелких кредиторов им может быть предоставлено большее количество голосов при решении некоторых вопросов (например, путем пропорционального увеличения имеющихся голосов либо посредством включения в сумму требований сумм неустоек); может быть установлен упрощенный порядок рассмотрения заявлений и жалоб мелких кредиторов.
Кредиторов можно классифицировать и в зависимости от того, является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. На этом основании различают кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности.
Кроме того, в зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве очередности (ст. 134). В свою очередь, неочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных и послеочередных.
К первой группе (внеочередных) требований относятся:
Судебные издержки;
Выплаты арбитражным управляющим и реестродержателям;
Текущие расходы, связанные с функционированием должника;
Требования по обязательствам должника, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве и до признания должника банкротом;
Задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, и т.д.
Ко второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.
В зависимости от характера требований различают денежных и неденежных кредиторов. Кредитор, который предъявляет должнику денежные требования (об уплате денежной суммы), является денежным. Требования неденежных кредиторов состоят в передаче иного имущества (не являющегося деньгами либо денежными средствами). Например, неденежные требования возникают, если должник не исполняет свою обязанность по поставке товара, по выполнению работ либо оказанию услуг. Также не являются денежными виндикационные требования (об истребовании кем-либо имущества из незаконного владения должника); требования о признании недействительными сделок должника, и т.п.
Следующая классификация кредиторов может быть проведена по критерию наступления срока исполнения должником требований кредитора. Исходя из этого кредиторов можно разделить на действительных и недействительных. Недействительные кредиторы - это кредиторы с требованиями, срок исполнения которых на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника (либо на момент проведения определенной процедуры) еще не наступил .
В зависимости от вида правоотношений, из которых возникли требования кредитора (от природы требований) можно выделить такие группы кредиторов: по гражданско-правовым обязательствам, по требованиям из трудовых правоотношений, по требованиям из налоговых правоотношений.
Кредиторы по гражданско-правовым обязательствам могут быть договорными и внедоговорными.
К договорным кредиторам следует отнести денежных (перед которыми должник имеет обязанности по уплате денежных сумм) и неденежных (которыми должник обязан передать вещь, совершить, определенные действия, воздержаться от каких-либо действий) кредиторов. В свою очередь, денежные кредиторы делятся на основных (имеющих требования по основному долгу) и кредиторов по санкциям или штрафных кредиторов (имеющих требования по выплате пени, штрафов, неустоек, убытков и других экономических санкций).
Внедоговорными кредиторами являются лица, чьи требования вытекают из причинения вреда жизни или здоровью граждан, из причинения вреда имуществу, из причинения морального вреда, вследствие неосновательного обогащения.
Думается, что положение внедоговорных кредиторов в процессах о несостоятельности должно быть единым. Все они могут быть включены в число кредиторов третьей очереди, так как в подавляющем большинстве случаев их требования являются денежными или легко пересчитываются в денежные в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве. Тем более что действующий Закон о банкротстве уже установил необходимость судебного рассмотрения любого требования любого кредитора .
Кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, - это, прежде всего, работники должника, с которыми были заключены трудовые договоры. В соответствии с законодательством данные требования удовлетворяются во вторую очередь; для их установления и включения в реестр требований кредиторов не требуется судебного рассмотрения вопроса, а исключить их из реестра можно только по решению суда. Следует обратить внимание, что законодатель к данной группе приравнивает и требования, вытекающие из авторских договоров, то есть из гражданских правоотношений. Такой подход еще раз свидетельствует о непоследовательности законодателя и о низкой юридической технике разработки Закона. Представляется оправданным отнесение этих кредиторов к кредиторам по денежным гражданско-правовым обязательствам.
Кредиторы по требованиям из налоговых отношений - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей . Логично было бы именно этих кредиторов именно по этим требованиям назвать уполномоченными органами. Однако и здесь законодатель проявил непоследовательность, включив в законодательное определение уполномоченных органов федеральные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования соответствующего уровня по денежным обязательствам, возникающим из гражданско-правовых оснований.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"//СЗ РФ. 28.10.2002. N 43. ст. 4190.
2. Валуйская О.Н. Понятие и классификация кредиторов по Законодательству о несостоятельности (банкротстве) // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике. Волгоград, 2003. Вып.7. 452 с. с.56-68.
3. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2006.
4. Носков Б.П., Петрыкина Н.Н. Правовая охрана в сфере несостоятельности (банкротства). М., 2008.
5. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2007.
Die geschäftliche Reputation der Angestellten im System der staatlichen und Munizipalverwaltung
Channanova T.R., Kamalova S.R., Spar T.V.
Die Baschkirische Staatliche Agraruniversität, Rusischen Federation
Zur Zeit wird auf den Begriff «die Geschäftsreputation» ein riesiger Wert gelegt. Die Kategorie «die Geschäftsreputation» der Firmen und der Kommerzbetriebe ist schon längst gesetzlich geregelt worden und wird in en nicht materiellen Aktivbeständen mitberücksichtigt, ihr sogenannter Goodwill ist die Quelle eines zusätzlichen Gewinns. Bis jetzt gesetzlich noch nicht geregelt ist leider die Frage über die Geschäftsreputation der Angestellten im System der staatlichen und Munizipalverwaltung, von der die Effektivität der staatlichen und Munizipalverwaltung auf allen Ebenen abhängig ist.
Das ist durch folgendes bedingt:
Die staatlichen und Munizipalangestellten erfüllen die Arbeit, die die Begründung der Ziele und Richtungen der Gesellschaftsentwicklung, eine konkrete Organisation und Regelung der Lebenstätigkeit, des Bewusstseins, des Verhaltens und der Tätigkeit von Millionen Menschen dastellt;
Ihre Arbeit ist intellektuell, psychologisch inhaltsvoll, sehr verantwortungsvoll, sie besteht hauptsächlich im Erfassen der kompliziertesten Verwaltungsinformationen und im Einfluss auf die Menschen;
In allen ihren Bemühungen erscheint die Staatsmacht, die ihnen Autorität und Sicherheit verleiht;
Wissenschaftliche Kenntnisse, Kunst und Erfahrungen solcher Menschen schaffen keine unmittelbaren Konsumwerte und befriedigt sie nicht;
Die Arbeit, die von den Angestellten der staatlichen und Munizipalverwaltung erfüllt wird, ist hochprofessionell und stellt an jeden ihrer Subjekte hohe Ansprüche im Sinne der Bildung, der persönlichen Eigenschaften, des Verhaltens und des Verkehrs mit den Leuten (die Ebene der Geschäftsreputation).
Zur Zeit sind etwa 170 föderale normative Akten gültig, die den Begriff der Geschäftsreputation berühren, aber es geht dann um die Reputation nicht der physischen, sondern juristischen Personen, meistens um die Kreditorganisationen. In der regionalen Gesetzgebung kann man einzelnen Akten begegnen, die an die Geschäftsreputation der Betriebe appellieren. In der Republik Baschkortostan werden nicht mehr als 2 Dutzende davon gefunden.
2007 und 2008 wurden die Verordnungen des Präsidenten der Russischen Föderation über die Einschätzung der Effektivität der Exekutive von Subjekten der Russischen Föderation und der Organe der lokalen Selbsverwaltung desmentsprechend unterzeichnet. Es wurden die Wertelisten der Tätigkeitseffektivität dieser Organe festgelegt. Aber in dieser umfangreichen Liste gibt es nur einen indirekten Hinweis auf die Geschäftsreputation der staatlichen und Munizipalangestellten, und zwar die Befriedigung der Bevölkerung mit der Tätigkeit der gegebenen Organe sowie ihre Informationsoffenheit.
Also, es existiert die objektive Notwendigkeit der gesetzlichen Verankerung und Regelung von so einem Phänomen wie die Geschäftsreputation der staatlichen Munizipalangestellten zwecks der weiteren Eintragung in die Liste für die Bestimmung der Effektivität der Tätigkeit der Angestellten selbst und der entsprechenden Organe sowie für die Einschätzung der Effektivität des Funktionierens vom System der staatlichen und Munizipalverwaltung.
Die Geschäftsreputation muss als ein unentbehrlicher Bestandteil ins System der staatlichen und Munizipalverwaltung eingeführt werden, muss Grundlage für die Effektivität seines Funktionierens werden. Zur Macht sollen nur Leute mit einer tadellosen Reputation kommen. Gerade vor ihnen steht die Aufgabe, die Ideen der Konzeption einer langfristigen sozial-ökonomischen Entwicklung der RF bis zum Jahr 2020 zu verwirklichen.
Migratory processes in the Russian Federation
Khafizova I.F., Khannanov R.A.
Bashkir state agrarian university, Russian Federation
Migratory processes in Russia have the same nature, as in the Europe, the USA and other developed countries. The low level of birth rate in Russia sharply brings an attention to the question lack of "hands", the main (if not unique) source - the population of the CIS countries. Immigrants (mainly) do not borrow another"s workplaces, and do that work which local residents refuse. Russia - the multinational country, hence, problems of mixing of the nations did not exist. Natives of the CIS countries are for indigenous population of Russia "compatriots": (USSR) was born with them in one state, knows Russian, have similar mentality, household habits, etc.
Uncontrollable migratory processes in a number of Russian regions form an atmosphere of the social intensity that often gets ethnic painting and developing in sharp conflicts. Regulation of these processes has begun, but not completely.
For some time after, the country leaders willingly recognize presence of negative consequences of migratory policy spent now. Moreover, readiness to take a measure on their elimination was declared.
However the complete concept of the state migratory policy in modern Russia is absent. There is only project which already long time is discussed, and inures.
Official data speak about annual entrance to Russia on the PERMANENT RESIDENCE of the order of 100 thousand people, mainly - from the near abroad (CIS countries). According to director of Institute of economy of Russian Academy of Science R. Grinberg, for last 10 years the number of the foreign workers annually involved on the lawful bases in economy of Russia, has increased with 130 thousand up to 400 thousand. For the last year, characterized liberalization of migratory policy, Federal migratory service (ФМС) the Russian Federation has given out sanctions to labor migration to 750 thousand people from the CIS countries.
Meanwhile, these official figures do not cover the valid scales of immigration in the Russian Federation which are carried out mostly illegally. Various experts come to conclusion about presence from 6 up to 14 million the foreign citizens illegally living and working in Russia, over legal migrants.
Now the initiatives only fixing the present migratory policy - in particular, simplification of the mechanism of legalization of migrants and receptions of the Russian citizenship by them, the program of attraction to Russia "compatriots" are realized. Thus last initiative is presented by the state mass-media as analogue of "repatriation" - practice of assistance widely widespread in the world to entrance to the country of representatives of its title nation from abroad (a classical example - Israel). However neither in the constitution of the Russian Federation, nor in other acts the title nation is not certain, and consequently the concept "compatriots" potentially extends on all inhabitants of the countries of the former USSR, irrespective of their national, language and cultural accessory. That is, a question of the veiled measures on maintenance of additional inflow of migrants.
The position of the state concerning regulation of migration today is expressed by a principle: to make illegal immigration lawful. To it testify as official applications of the president of the Russian Federation speaking about necessity to simplify rules of registration and to toughen the responsibility for their default, and really accepted adjusting norms.
The approach incorporated in idea of liberalization of migratory policy, - let even at simultaneous toughening sanctions concerning infringers, - suggests to reconcile to mullions-strong inflow of foreigners as with inevitability and even to recognize as its blessing. In essence, data of migratory policy to « legalizations нелегалов » are a dangerous recognition the state of the inability to carry out real regulation of migratory processes.
Meanwhile, in a number of the developed countries the migratory policy is a subject of wide public discussion. Key parameters of migratory policy constantly корректируються according to current needs of the country and public opinion. At the same time, in a number of the countries the operating management undertakes rather radical steps concerning not only immigrants, but also own citizens encouraging illegal migration.
The aforesaid does not mean that such measures are obligatory or very desirable. We only specify that they should be considered as normal tools in an arsenal of measures on optimization of migratory processes, and key parameters of migratory policy of the country should be discussed and depend on results of this discussion openly. It is obvious, that adequate discussion of the optimum country for a current condition of migratory policy is impossible without consideration of constants on which it is based.
Concerning new migrants practically in all European countries extremely strict measures now operate. In the USA at the present president the decision on erection of a wall on border with Mexico is accepted. In Australia the opportunity of exclusion for limits of the country of ethnic Arabs is considered. Strict measures concerning illegal immigrants are established by the Great Britain and Denmark.
At the end of September, 2006 the prime minister of Australia John Howard has declared, that was measured to enter tests for knowledge of English language, history and culture of Australia for immigrants. Similar measures are already entered into Germany.
Today the developed countries are ready to involve only a highly skilled labor, besides in the extremely limited quantity. The policy of simplification of entrance of immigrants is spent only by the some people « the Asian tigers » at whom the industrial boom is accompanied by real shortage of hands (for example, Singapore).
Thus, we can ascertain that the present migratory problem in the Russian Federation has nothing general with the processes which are taking place in the developed countries of the West:
This problem in the Russian Federation has no European "biography" (because has arisen in 1990, and has become aggravated in 2000);
In the Russian Federation the basic source of problems up to these there are нелегалы, instead of « foreigncultured fellow citizens », as in the Europe;
It is necessary to fix: the Russian Federation, opening the borders, acts as the immigration country, instead of the social state of the European type which are priority guided maintenance of material welfare of own indigenous population.
Today, in conditions world, it is necessary to protect first of all citizens of the country. Citizens should be protected from unemployment, and immigrants should found a job on free places.
Юридическая и экономическая сущность цены договора
Херовинчук И.С.
Невинномысский институт экономики, управления и права, Россия
Цена договора, не смотря на кажущуюся очевидность значения термина, сложное для точного определения понятие. Российское гражданское законодательство не содержит общего определения цены. Статья 424 Гражданского кодекса РФ имеет название «Цена», но в ней предусмотрены только правила правового регулирования цены. Само же значение понятия цены отсутствует.
Очевидно, что конечное определение любого понятия может быть получено только после глубокого и всестороннего анализа его сущности.
Сущность цены договора может быть выявлена только посредством исследования сущности договора как гражданско-правового института.
Как отмечает профессор Е.А. Суханов, «имущественный (гражданско-правовой) оборот как юридическое выражение товарно-денежных, рыночных экономических связей складывается из многочисленных конкретных актов отчуждения и присвоения имущества (товара), совершаемых собственниками или иными законными владельцами. В подавляющем большинстве случаев эти акты выражают свободную и согласованную волю товаровладельцев, оформленную и закрепленную в виде договоров. Поэтому гражданско-правовой договор представляет собой основную, важнейшую правовую форму экономических отношений – обмен» . Таким образом, договор представляет собой правовую форму экономических отношений обмена, в которой экономическое содержание (акт товарообмена) получает объективно необходимое ему юридическое (гражданско-правовое) оформление и закрепление.
Кроме того, договор является также основным способом определения характера экономических взаимосвязей, так как условия договора устанавливаются самими сторонами исходя из баланса их потребностей и интересов в конкретной экономической ситуации. Причем договор придает этим условиям общеобязательную для сторон юридическую силу. Свобода договора, которая проявляется, в том числе в свободе определения сторонами его условий, является одним из основополагающих начал частноправового регулирования и фактически ничем не ограничена. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, договор представляет собой юридическую форму выражения и определения экономических связей сторон, связанных с обменом материальными благами.
А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой рассматривают договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя. Реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство и существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением.
По мнению автора, такая позиция отражает скорее экономическую, а не юридическую сущность договора. Кроме того, позиция А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого коррелирует с марксистской теорией, и, как нам представляется, не является однозначно верной. Договоры заключаются и между товаропроизводителями, и между потребителями, следовательно, подобная характеристика понятия договора, может быть отнесена только к определенной части договоров.
Не смотря на существующее различие во взглядах ученых, экономическая сущность договора как акта обмена вполне очевидна.
Большинство цивилистов отмечают уникальность договора как правового средства, в котором интерес одной из сторон может быть удовлетворен только посредством удовлетворения интереса другой стороны. Эквивалентность является одним из важнейших признаков имущественных отношений в гражданско-правовой сфере регулирования . «В основе гражданских правоотношений вообще и договоров в частно-сти лежит принцип эквивалентности» .
Цена, как выражение эквивалентности, также имеет экономическое содержание. В этом аспекта она неоднократно исследовалась многими учеными-экономистами.
В экономической науке цена традиционно рассматривается как денежное выражение стоимости товара. Причем, между различными представителями экономических концепций долгое время ведутся споры о том, что является стоимостью товара. Адам Смит, например, писал, что «в каждом обществе цена (меновая стоимость) любого товара в конечном счете сводится к одной из этих частей (к заработной плате, прибыли, земельной ренте) или же распадается на все эти три части, а в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену подавляющей части товаров» .
Согласно марксистской теории цена представляет собой экономическую категорию, служащую для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени . «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара...».
Таким образом, в узком понимании, если не рассматривать вопрос о том, какие конкретно ресурсы и затраты учитываются, экономическая сущность цены товара заключается в денежном выражении затраченных ресурсов и средств на его производство.
Соответственно, цена в экономике понимается, прежде всего, как выразитель затраченных на производство товара ресурсов и сил. В юридической науке акценты расставлены иным образом.
Здесь предварительно необходимо остановиться на вопросах терминологии при употреблении понятия «цена» в словосочетаниях «цена договора», «цена исполнения договора» и «цена товара (вещи), работы, услуги».
Термин «цена товара (вещи) (работы, услуги)» неоднократно применяется в статьях Гражданского кодекса РФ и иных правовых актах гражданского законодательства России.
Анализ положений ст. 454 ГК РФ, позволяет дать следующее определение цены товара – это определенная денежная сумма, которая подлежит уплате при принятии товара (вещи) в собственность. Из анализа норм ст. 702 и ст. 709 ГК РФ, цена работы – это определенная денежная сумма, которая уплачивается за выполнение работ и включает компенсацию издержек подрядчику и причитающееся вознаграждение.
В результате анализа норм Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что термин «цена» используется законодателем преимущественно по отношению к товарам и работам. Во всех остальных случаях, законодатель использует термины «плата» или «вознаграждение» (например, арендная плата, плата за ренту, вознаграждение за хранение и т.д.).
Однако в ст. 424 ГК РФ речь идет о цене применительно к оплате исполнения договора в целом. Из анализа ст. 424 ГК РФ вполне очевидно вытекает, что ее правила не распространяются только на договоры купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ, а термин «цена» используются применительно ко всем договорам, предусматривающим оплату их исполнения. Из смысла ст. 424 ГК РФ о цене можно говорить, как о размере оплаты за исполнение договора (цене исполнения договора).
Сложнее дать определение термину «цена договора».
В действующих до принятия Гражданского кодекса РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и Республик, в статье 65 «Цена договора», устанавливалось, что «исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена договора определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором и законодательными актами». Таким образом, первоначально термин «цена договора» имел значение аналогичное используемому сегодня понятию «цена исполнения договора».
При принятии части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 году законодатель отошел от использования термина «цена договора». В общей части ГК РФ он вовсе не встречается. Во второй части кодекса, термин «цена договора» используется лишь в двух статьях, не имеющих первостепенного значения для гражданско-правового регулирования отношений связанных с ценообразованием.
Строго говоря, исходя из буквального значения слова «цена», договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, не может иметь цену, так как он не является объектом сделок и обмена. Здесь необходимо оговориться, что на современном этапе развития рыночных отношений объектом сделок могут стать обязательства (или права) по заключению в будущем договора на конкретных условиях (например, о покупке товара по конкретной цене). В подобной сделке будущий договор является специфическим товаром и тоже имеет свою условную «цену договора» в буквальном смысле слова. Это сделки с опционами и фьючерсами, в которых ценой будущих контрактов является размер премии по опциону.
Возможно, поэтому законодатель отошел от употребления «цены договора» при составлении первой части ГК РФ.
Однако необходимо признать, что в настоящее время термин «цена договора» имеет устоявшееся значение, соответствующее цене исполнения обязательств по договору. В данном значении указанный термин по-прежнему широко используется в законодательстве, научной литературе и судебной практике.
Использованные источники
- его понятным"). Кликс указывает на жизненно важное значение категориальной организации мышления мышления , мышление по правилам и мышление без правил
Из цикла «философские беседы» (категориальная к а р т и н а м и р а) москва 2006
КнигаПонятия, расположенные в правой части таблицы. В этих понятиях зафиксированы рефлексивные значения количества и категорий... не раз говорил об ошибках категориального мышления и необходимости его корректировки. Он утверждал даже...
Из цикла “философские беседы” проблемы категориальной логики их отрицательные эффекты категориальная путаница
ДокументЭтим делаем его понятным"). Кликс указывает на жизненно важное значение категориальной организации мышления : "... ... интуиция - порядок и хаос мышления , мышление по правилам и мышление без правил . Логика - против отождествления нетождественного...
«языковое мышление» и методы его анализа
Документ... : логика исследует не мышление , а правила формального выведения, логика... «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и... № 210]. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка...
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданское право: 2 т. Том II, полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2003. С.150.
Гражданское право. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 497.
Рыженков А.Я. Товарно-денежные отношения в советском гражданском праве. Изд-во Саратовского университета, 1989. С. 77-81.
По смыслу Закона о несостоятельности (банкротстве) ходом этой процедуры управляют конкурсные кредиторы, принимая значимые решения. Это логично, ведь именно в их имущественных интересах происходит банкротство должника, с преследованием конечной цели в виде погашения долга.
Что входит в возможности и права конкурсных кредиторов при банкротстве, читайте ниже.
Кого закон относит к категории “конкурсные кредиторы”?
В банкротном деле есть три стороны:
- должник, как владелец имущественных благ, подлежащих распределению;
- кредиторы, как адресаты распределения имущества должника (в силу однородности интересов сюда же относится налоговая инспекция и внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий, как координатор хода распределения имущества и связующее звено между кредиторами и должником.
Арбитражный суд не относится к участникам банкротства, а представляет собой власть, наделенную правом разрешать конфликты между сторонами.
Ключевые решения в банкротстве могут принимать только конкурсные кредиторы. Получить такой статус можно, успев предъявить имущественное требование посредством подачи заявления в арбитражный суд, в производстве которого находится банкротное дело, в тридцатидневный срок с даты публикации в издании “Коммерсант” сообщения о начале процедуры наблюдения в отношении должника.
Включать или нет заявленное требование в реестр, решает суд, проверив его обоснованность и доказанность. По завершении рассмотрения всех заявлений, арбитражный управляющий формирует реестр требований кредиторов - документ учета претензий к должнику, содержащий информацию о размере, очередности и основании каждой.
Таким образом, конкурсные кредиторы – это лица, чьи денежные требования подтверждены документально, утверждены судом и включены в реестр.
Права конкурсных кредиторов при банкротстве
Основное право конкурсного кредитора заключено в участии и голосовании на общем собрании – волеизъявляющем органе в банкротстве. Количество голосов каждого пропорционально размеру реестрового требования. Именно посредством голосования на собрании конкурсный кредитор влияет на ход банкротства, задает курс процесса, ориентируясь на свои интересы.
Базисный круг вопросов собрания следующий:
- введение выбранной процедуры – финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства;
- замена одной процедуры на другую;
- выработка общего плана процедуры банкротства, составления графика выплаты задолженности;
- выбор арбитражного управляющего и его отстранение за некомпетентность и неэффективность, а также установление вознаграждения, выбор СРО;
- достижение мирового соглашения с банкротом;
- назначение представителя для участия в судебных заседаниях по банкротству, защита прав кредиторов;
- обжалование действий арбитражного управляющего;
- формирование комитета кредиторов для контроля за распределением конкурсной массы и действиями арбитражного управляющего;
- принятие решение о судебном оспаривании сделок банкрота, ущемляющих интересы кредиторов;
- передача ведение реестра профессиональному реестродержателю.
Право участия в первом собрании кредиторов
Первое собрание проводится по окончании процедуры наблюдения. Реестровые заявители наделены правом участия в нем. Задача первого собрания – решение вопроса о переходе в конкурсное производство или в процедуру восстановления платежеспособности должника.
Как мы уже говорили, именно решением собрания определяется ход процедуры и выясняются интересы заявителей. А ключевое значение первого собрания состоит в возможности сразу, в самом начале процедуры, определить нужную стратегию банкротства и распределения имущества должника.
Назначение подходящего арбитражного управляющего тоже преимущество участия в первом собрании, поскольку выбор кандидатуры всецело зависит от решения этого органа.
Как правило, каждый участник банкротства стремится “пролоббировать” кандидатуру управляющего, отвечающую собственным интересам. Такое стремление вполне объяснимо, ведь именно этому субъекту фактически открыт доступ к имуществу должника.
Так, заявителю, реально претендующему на участие в банкротстве и достижение конечного результата, нужно обязательно участвовать в первом собрании. А поскольку голоса участника пропорциональны сумме его реестрового требования, то кредитор с наибольшим долгом играет главную роль в принятии итоговых решений.
Участие в первом собрании важно и для залогового кредитора. Забегая вперед, скажем, что возможности этих лиц по влиянию на процесс банкротства усечены в сравнении с остальными заявителями: голосовать в ходе конкурсного производства им нельзя. Поэтому посещение первого собрание является единственной возможностью проголосовать за желаемую кандидатуру арбитражного управляющего и выбранную стратегию.
Права залогового кредитора при банкротстве
Залоговыми кредиторами называют заявителей претензий, обязательства которых обеспечены залогом имущества нынешнего банкрота.
Такие субъекты голосуют ограниченно, в частности не имеют права решать вопросы относительно распределения конкурсной массы, поскольку предполагается, что исполнение их требования и так гарантированно, несмотря на мораторий на обращение взыскания на предмет залога с даты начала наблюдения. Залог, в отличие от прекращения действия остальных обязательств банкрота, не аннулируется.
Тем не менее, у залоговых заявителей есть ряд преимуществ.
Так, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления суд по заявлению залогодержателя может в его интересах обратить взыскание на залог, если это не снизит возможность восстановления платежеспособности потенциального банкрота или если предмет залога может стать непригодным в силу его физической природы либо обесцениться. В последующем заложенное имущество продается на торгах.
В конкурсном производстве , предмет залога реализуется большей частью в интересах залогодателя: семьдесят процентов вырученных денег передается ему, оставшиеся двадцать поступают в общую конкурсную массу. А по залоговым обязательствам кредитных договоров залогодержатель получает восемьдесят процентов.
Если суммы от реализации предмета залога не хватило, оставшаяся задолженность гаситься в рамках третьей очереди . В этой ситуации залогодержатель приобретает право голоса на собрании наравне с остальными участниками. Таким образом, залоговый кредитор имеет шанс получить максимальное удовлетворение собственного имущественного интереса.
При физической гибели залога, залогодержатель имеет право на включение своего требования даже в закрытый реестр (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя").
Взаимоотношения между коммерческими компаниями, как правило, строятся на взаимной выгоде. При этом характер таких взаимоотношений может быть самым различным: например, одна из компаний является поставщиком мясного сырья, а другая — производителем мясо-колбасных изделий, или одна компания — это типография, печатающая листовки, а другая — рекламное агентство, использующее их в качестве раздаточного материала при проведении промо-акций. Вне зависимости от того, на чем базируются отношения между юридическими лицами, их объединяет одно важное условие: одна из сторон в них выступает в качестве кредитора, а другая — в качестве должника. При определенных условиях конкурсный кредитор получает целый ряд прав для защиты его финансовых интересов.
Такое положение дел обусловлено самим характером экономических взаимоотношений между юридическими лицами. Так, например, если компания-поставщик уже предоставила производителю мясо-колбасных изделий нужное ему сырье, но пока не получила оплаты за него, она выступает в качестве кредитора. Аналогичным образом будет складываться взаимодействие между типографией и рекламным агентством из приведенного выше примера.
В случае наличия долгосрочных взаимовыгодных отношений между компаниями краткосрочная финансовая задолженность со стороны одной из них, которая чаще всего обусловлена необходимостью определенного срока для проведения платежа через банк, является нормальной и не вызывает беспокойства ни у одной из сторон. Однако ситуация может сложиться так, что компания, которая должна погасить имеющуюся у нее задолженность, оказывается неспособной выполнить взятые на себя финансовые обязательства и .
Статус конкурсного кредитора и основные отличия этого понятия от смежных терминов
В таком случае партнер, перед которым у нее имеется неоплаченный долг, может приобрести статус конкурсного кредитора.
Это понятие, права и обязанности этого участника процедуры банкротства определяются Федеральным законом №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный нормативно-правовой акт фиксирует, что в качестве конкурсного кредитора может выступать лицо, перед которым у несостоятельной организации имеются непогашенные обязательства денежного характера.
Таким образом, если договоренность между сторонами изначально подразумевала компенсацию в натуральном выражении, кредитор не имеет права на получение статуса конкурсного в рамках процедуры банкротства. В этом заключается основное отличие понятия конкурсного кредитора в процессе признания коммерческой компании несостоятельной от любого другого кредитора.
Например, между производителем мясо-колбасных изделий и поставщиком мясного сырья был заключен договор о предоставлении последним 100 тонн свинины. В обмен на это производитель колбас обязался предоставить поставщику 40 тонн готовых мясо-колбасных изделий. В таком случае поставщик свинины не может быть рассмотрен в качестве конкурсного кредитора.
Следует, однако, иметь в виду, что далеко не весь спектр юридических и физических лиц, перед которыми организация-должник имеет непогашенные денежные обязательства, имеет право быть отнесенным к числу конкурсных кредиторов. Так, например, статья 2 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что из этой категории исключаются граждане, перед которыми у несостоятельной компании имеются обязательства, возникшие в связи с причинением ею вреда их жизни и здоровью либо морального вреда, лица, имеющие право на получение материального вознаграждения в связи с использованием организацией-банкротом результатов их интеллектуального труда, и некоторые другие категории организаций и граждан.
Основные права конкурсного кредитора в рамках проведения процедуры банкротства в отношении коммерческой компании
Следует принимать во внимание, что получение такого статуса может быть очень важным с точки зрения перспективы взыскания причитающихся кредитору денежных средств от предприятия-банкрота. Например, пункт 1 статьи 7 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что именно физическое или юридическое лицо, выступающее в качестве конкурсного кредитора, является тем субъектом, который имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании должника банкротом. Воспользоваться этим правом может кредитор, который в течение длительного времени не получает от должника причитающихся ему денежных средств.
Используя право на подачу такого заявления, кредитору следует учитывать, что признаки несостоятельности, наличие которых является обязательных условием для признания коммерческой компании банкротом, четко зафиксированы в статье 3 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный раздел данного нормативно-правового акта предусматривает, что процедура банкротства может быть инициирована в отношении юридического лица в том случае, если оно не исполнило своих финансовых обязательств в течение трех месяцев с той даты, в которую они должны были быть исполнены согласно договору.
Общее собрание кредиторов и его роль в рамках процедуры банкротства
Еще одно важное право, которое предоставляет компании, желающей взыскать денежные средства с должника, статус конкурсного кредитора, — это право участия в . Кроме того, такие участники имеют право участвовать в голосованиях, касающихся наиболее важных аспектов процедуры банкротства коммерческой организации. В частности, их голоса учитываются при принятии решений, связанных с реализацией процесса наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.
Следует также принимать во внимание, что Федеральный закон №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» определяет перечень решений, касающихся процедуры признания организации несостоятельной, которые могут быть приняты исключительно общим собранием кредиторов. Например, к их числу относятся утверждение плана реализации процесса финансового оздоровления, принятие актуального графика погашения имеющихся у несостоятельной организации задолженностей, выбор арбитражного управляющего, которому будет поручено осуществление всех юридически значимых действий в рамках процедуры банкротства, и целый ряд других важнейших решений. Полный перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции общего собрания кредиторов, приведен в пункте 2 статьи 12 этого нормативно-правового акта.
Если конкретная организация является держателем крупного непогашенного долга, действующий Федеральный закон №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» дает ей особые права в отношении реализации своих прав. Так, пункт 1 статьи 14 устанавливает, что конкурсный кредитор, который является держателем 10 и более процентов от общей суммы непогашенных денежных обязательств компании, находящейся в стадии банкротства, имеет право инициировать общее собрание кредиторов. В этом случае у него имеется возможность самостоятельно сформировать повестку такой встречи, тем самым разрешив вопросы, имеющие для него наибольшую степень актуальности.
Право на внесение финансовых претензий в реестр требований кредиторов
Неотъемлемым правом каждого конкурсного кредитора вне зависимости от суммы непогашенных долговых обязательств несостоятельной компании перед ним является внесение его финансовых претензий в . Соответствующую запись в документ должен внести арбитражный управляющий, осуществляющий реализацию процедуры банкротства. Подавая заявление о внесении финансовых претензий в реестр требований кредиторов, представители этой компании должны одновременно предоставить все необходимые документы, подтверждающие наличие неоплаченного долга.
Рассмотрев предоставленные документы, арбитражный управляющий, осуществляющий ведение дела, выносит решение о легитимности финансовых претензий заявителя. Если они признаны таковыми, для внесения записи в реестр требований специалист в области арбитражного управления запросит у заявителя дополнительные сведения, которые, как того требует пункт 7 статьи 16 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», должны быть указаны в отношении каждого из кредиторов. К числу таких сведений относятся наименование, адрес места нахождения организации и ее банковские реквизиты. Если же заявителем является физическое лицо, ему потребуется указать свои фамилию, имя, отчество и данные паспорта.
В свою очередь, после внесения записи в реестр требований кредиторов компания, получившая письменное подтверждение легитимности своих финансовых требований, получает право потребовать выписку из реестра. Такой документ будет содержать в себе сведения о величине и составе финансовых требований, которые подлежат удовлетворению, а также очередности, в рамках которой они могут быть удовлетворены. Эта выписка должна быть предоставлена заявителю арбитражным управляющим, осуществляющим реализацию процедуры банкротства, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения запроса.
Особые права заявитель имеет в случае, если общий объем легитимных финансовых требований, предъявляемых кредитором, составляет не менее 1 процента от общего объема непогашенных денежных обязательств, имеющихся у компании-должника. В такой ситуации кредитор помимо выписки из реестра требований имеет право на получение заверенной копии реестра.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
(см. текст в предыдущей редакции)
В пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством , не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи.
3. При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
(см. текст в предыдущей редакции)
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
(см. текст в предыдущей редакции)
В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.