Причины возникновения теории суверенитета бодена. Жан Боден (политические взгляды)
План:
Введение
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще.
Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой - рассматриваются основы социальной общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой - перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой - приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, - средства власти и вопрос о лучшей государственной
Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом. Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561 году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.
Глава 1. Теория государственного суверенитета.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".
Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.
Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.
Боден - один из первых критиков "Утопии". Одобряя некоторые мысли "незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать чужое".
Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит божественным установлениям и природе человека.
"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".
- 72.33 КбВведение
Глава 1. Теория государственного
суверенитета.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма
оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а
на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты.
Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с
равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это
противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну,
создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось,
общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же
на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее
населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать
единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы
вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось
мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос,
несущей ей распад.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть
способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы,
стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский
политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и
методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном
его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь
имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е.
государство вообще.
Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть
управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что
является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно
праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла
общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой -
перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой -
приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, -
средства власти и вопрос о лучшей государственной
Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом.
Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал
профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся
успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561
году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.
Глава 1. Теория государственного суверенитета.
Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли;
Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн
выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат
третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против
феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые
сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного
признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть
государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами
и подданными".
Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть
как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя
суверенной власти - только бог и законы природы.
Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от
папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого
государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и
отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших
должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права
чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю,
искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному
Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико- правовых
учреждений.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем,
что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое
управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно
отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми
нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир,
на которых не распространяются общие законы войны.
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство -
совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в
семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно
Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские,
родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником
рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений
в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений
феодальной зависимости там, где они еще сохранялись
Боден - один из первых критиков "Утопии". Одобряя некоторые мысли
"незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии,
Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на
общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и
природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку
"естественный закон запрещает брать чужое".
Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве.
Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он
подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит
божественным установлениям и природе человека.
"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял
Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться
уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и
долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо
утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".
Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во
времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других
субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в
законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть
суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в
частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может
принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту),
либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного
суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная
(исполнительная) власть.
Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что
предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент)
никак не должны препятствовать суверенной воле короля.
Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее
цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы,
гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне,
заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в
познании бога, человека и природы, а в конечном итоге - в почитании бога. Не
должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности
еще и потому, что оно суверенно.
Разработка проблемы суверенитета государства - крупнейший вклад Бодена в
развитие политико- теоретического знания. «Суверенитет, - утверждает Боден, -
есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием
(достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность
суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо
ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет
место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение
неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то
определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.
Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая,
что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти
прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать
никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с
Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них -
издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям
государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение
должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, «суда в
последней инстанции. Пятый - помилование.
К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных
добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые
непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например,
последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности)
законы божественные и естественные. Вместе с тем уверенной государственной
власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся
жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать
принцип веротерпимости, и в особенности взимать (подати с подданных без их
согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство,
неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с
дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в
тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на
определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым
должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица
ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.
Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости
отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает
право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет
с собой справедливость, а закон- приказ»
Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не «оставить вопрос о том,
где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению,
передаче. На первую Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в
совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ», (упоминание
тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что
Боден - приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он
отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над
гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без
всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-
либо одарить».
Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в
пользу монархии. Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует бог, а на
небе - солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один
правитель. Боден - убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его
трактовке - абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает
аристократических и демократических форм правления. Аристократические
элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только
знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в
государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям
практически всем свободным и разумным индивидам.
1.2 Форма государства
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает
распространенное деление форм государства на правильные и неправильные,
поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств.
Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники -
Краткое описание
Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что
также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории
невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Остановить религиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство. Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден (1530-1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета.
Боден закончил факультет права Тулузского университета и некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал заниматься адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. - судья. В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. - королевский прокурор в Лане (эту должность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практикующего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается - и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой". Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую известность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публикация на французском языке, затем - на латыни; в течение трех лет работа выдержала 7 изданий).
Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое учение на основе историзма и рационализма. В контексте такого мировоззрения он и создал свое учение о государстве и праве.
Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия "государство" он использует латинский термин "res publica" и его французский аналог "une Republique"). После Бога, по мнению Бодена,
Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о верховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение такого признака государства, как "согласие в вопросах права", на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверждать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти".
Боден воспринимает Государство Как "правовое управление семьями и тем, что у них общее суверенной властью". Государство понимается как правовое управление - это позволяет Бодену отличать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цицерон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для Бодена является семья: "Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: "Суверенитет - есть абсолютная и постоянная власть государства...".
Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, - это всегда Постоянная Власть, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.
Суверенная власть государства - это всегда Абсолютная Власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь Три ограничения абсолютной власти: Суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно законам Бога и природы".
Суверенная власть государства - это власть Единая, т. е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Боден определил компетенцию суверенной власти государства через комплекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия - это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случаях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем Боден осмысливает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.).
Боден скептически относится к различению Аристотелем форм государства на правильные и неправильные. Боден выделяет три формы государства: демократию, аристократию и монархию, в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену. В демократии - все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии - меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Бо-ден считает, что коррупция "может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни личной добродетелью, ни соответствующим образованием". В монархии - суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, считавшего, что тиран - это правитель, действующий вопреки желаниям народа. Но тогда, возражает Боден, "сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли".
Боден не только различает формы правления государства, но и оценивает эффективность каждой из них для обеспечения общественного порядка. Демократию он оценивает отрицательно, ибо "народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что "в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели".
Для Бодена лучшей формой государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Неделимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Боден повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет". Боден считает, что идеальной формой государства для Франции XVI в. является королевская монархия - государство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх - законам божеским и естественным. Боден писал, что монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на Божественный суд: "Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа".
Боден занимался поиском факторов, определяющих стабильность формы государства. Боден считал, что стабильность формы государства подрывают: крайне неравномерное распределение богатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероисповедания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость). В противовес Аристотелю Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.
Боден придерживался концепции Универсального права, Которое нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: "Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законы всех или наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму". Однако Боден признает и специфику законов в зависимости от формы государства: "Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)".
Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выделяет: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии - это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
Основная научная заслуга Бодена - это теория государственного суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные мыслители стали ее приверженцами, другие - противниками. В XVII в. понимание Боденом суверенитета как Абсолютной Власти государства было воспринято английским философом Т. Гоббсом.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.
Жан Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными. Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы».
Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государ- ство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.
Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.
Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.
К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ - “зверь многоглавый и лишенный рассудка” - не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.
Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). “Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими”.
Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт - монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).
Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.
В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.
Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выбраный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле.
Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.
Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений.
Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще. Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма.
Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете. Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями.
Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов. Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"". политический суверенитет власть боден
Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"", - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.
Жан Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.
Боден -- противник теории смешанной формы государства. Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).
Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо "народ -- это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел -- это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недостаток аристократии -- неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что "в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели".
Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден -- сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет".
Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.