Последствия открытия конкурсного производства для должника. Основания, последствия и сроки введения конкурсного производства
Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства. В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов.
Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).
Под просроченной понимается задолженность, не оплаченная за период платежа в течение более одного полного следующего за ним периода платежа.
Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)
Просроченная задолженность включает:
— «рабочую» дебиторскую задолженность;
— «мораторную» задолженность;
— «мертвую» задолженность.
«Рабочая» задолженность включает реструктурированную, определенную мировым соглашением, взыскиваемую по исполнительным листам, и нереструктурированную задолженность.
«Мораторная» задолженност ь - задолженность потребителей, при рассмотрении дел о банкротстве которых в качестве процедуры применяется внешнее управление. Данный вид задолженности снижается за счет ее перевода в «рабочую» или в «мертвую» после окончания процедтуры внешнего управления. «Мораторная» задолженность может продаваться кредиторам, желающим ввести своего конкурсного управляющего.
«Мертвая» задолженность - это задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию. Сократить данный вид абонентской задолженности возможно путем ее продажи, списания или переуступки кредиторам по договорам цессии.
Мониторинг текущей оплаты и изменения абонентской задолженности предусматривает сортировку платежей, поступивших в счет текущей оплаты и в счет погашения ранее образовавшей просроченной абонентской задолженности, а также анализ динамики изменения абонентской задолженности.
Реализация мер по ограничению и отключению потребителей-неплательщиков должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ, в которых определен порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии при задержке платежа сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ограничить подачу энергии до уровня аварийной брони, о чем она уведомляет потребителя за сутки до введения ограничения.
Если в течение 5 дней с даты введения ограничения потребитель не погашает задолженность, энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу энергии до полного погашения задолженности.
⇐ Предыдущая13141516171819202122
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
Не всегда кредиторы могут требовать уплаты процентов за предоставленные кредитные средства предприятию, если на нем ввелась процедура банкротства.
Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства.
Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства
В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов. Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).
Если по условиям обязательства проценты на сумму основного требования не должны начисляться до момента наступления срока выплаты, то такое требование будет уменьшено на размер процентов, начисленных с момента введения процедуры наблюдения и до даты выполнения данного обязательства.
Если на суде будет доказано, что сумма требования включает проценты за пользование кредитными средствами, то могут вынести решение об уменьшении данного требования согласно действующему законодательству.
Проценты на кредитные средства, полученные задолжавшим предприятием до введения процедуры наблюдения, не начисляются. Но, на эти средства могут быть начислены проценты в виде ставки рефинансирования (но только до момента введения следующей процедуры банкротства). Такие проценты включаться в реестр требований всех кредиторов не могут.
После введения моратория проценты на использованные предприятием денежные средства могут выплачиваться при введенной процедуре наблюдения, а также при финансовом оздоровлении, конкурсном производстве или же внешнем управлении (вместе с выплатой основной суммы требования). Такие проценты (мораторные) начисляются только на саму сумму основного долга, а на проценты по этому долгу – нет.
Если в ходе процедуры банкротства должник рассчитается со всеми задолженностями согласно разработанному плану и графику выплат, то кредиторы не будут иметь права требовать от него доплаты за полученные мораторные проценты.
Если должник подал заявление о признании себя банкротом только для того, чтобы снизить процентные ставки (или же получить другую выгоду), но сам при этом остается платежеспособным, то суд имеет полное право приостановить производство по данному делу о несостоятельности (особенно если это решение будет в интересах кредиторов данного задолжавшего предприятия).
Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.
Все статьи Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)
Развивая тему о законодательном урегулировании начисления и учета мораторных процентов <1>, рассмотрим вопрос включения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основе изменений, внесенных в НК РФ и Закон о рынке ценных бумаг. Краткий анализ этих изменений и норм налогового законодательства, распространявшихся на правоотношения, возникшие до 1 января 2011 г., проиллюстрирован арбитражной практикой.
———————————
<1> Клевцов А.А. Изменения в налоговом учете процентов по долговым обязательствам и требованиям конкурсных кредиторов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. N 3. С. 73 — 79.
Долгое время в налоговом законодательстве не был урегулирован вопрос об обложении налогом на прибыль процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), для налогоплательщиков, исчисляющих налог по методу начисления, к которым относятся и кредитные учреждения. И вот Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ <2> (далее — Закон N 420-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Изменения позволяют однозначно применять положения НК РФ в отношении указанных процентов. Рассмотрим их и нормы налогового законодательства, действующие ранее, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" (далее — Постановление N 88).
———————————
<2> Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Выплата мораторных процентов
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов в бюджет и внебюджетные фонды).
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за рядом исключений, предусмотренных Законом о банкротстве). Для кредитных организаций — конкурсных кредиторов наиболее распространенными обязательствами являются долги юридических лиц по предоставленным им кредитам.
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
— наблюдение (цель — обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов);
— финансовое оздоровление (цель — восстановить платежеспособность должника и погасить задолженность в соответствии с соответствующим графиком);
— внешнее управление (цель — восстановить платежеспособность должника);
— конкурсное производство (цель — соразмерное удовлетворение требований кредиторов);
— мировое соглашение (возможно на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве с целью прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
Согласно п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. Это и есть мораторные проценты. Их уплата осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды, в т.ч. штрафы, пени и т.п.) в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Очередность (за исключением внеочередного удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и погашения обязательств, обеспеченных залогом) означает, что:
1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом соглашением между должником (внешним/конкурсным управляющим в зависимости от процедуры банкротства) и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.
По нормам НК РФ, действовавшим до внесения поправок Законом N 420-ФЗ, мораторные проценты, по мнению Минфина России, следовало учитывать в облагаемых налогом на прибыль внереализационных доходах конкурсного кредитора в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Порядок учета, установленный п. 6 ст. 271 НК РФ, предусматривал метод начисления: на конец каждого месяца с даты открытия конкурсного производства. Такие разъяснения появлялись из года в год (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287, от 28.01.2013 N 03-03-06/2/28, от 09.04.2012 N 03-03-06/1/190, от 01.04.2011 N 03-03-06/2/60). Обосновывало свою позицию финансовое ведомство тем, что:
1) в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);
2) мораторные проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором и для их взыскания с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов;
3) согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Разъяснения финансового ведомства по поводу начисления мораторных процентов в ходе других процедур банкротства, помимо конкурсного производства, отсутствуют. Но, следуя его логике, можно предположить, что ответ о необходимости их начисления был бы аналогичен вышеописанному подходу.
Однако, поскольку до выплаты мораторных процентов дело доходит нечасто, уплата налога на прибыль с виртуальных доходов после начисления их в налоговом учете организации — конкурсного кредитора была по меньшей мере несправедливой и вызвала желание уменьшить налоговое бремя. Приведем несколько используемых вариантов уменьшения налога на прибыль (возможна была и их комбинация), которые могли применяться до 1 января 2014 г.:
— заключалось соглашение между должником (внешним/конкурсным управляющим) и конкурсным кредитором, предусматривающее меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления;
— создавался резерв по сомнительным долгам под невыплаченные проценты в соответствии со ст. 266 НК РФ (однако следует отметить, что это возможно, только если не было обеспечения по долговому обязательству);
— конкурсный кредитор уступал третьему лицу право требования к должнику. А так как при уступке прав и замене конкурсного кредитора право получения мораторных процентов не является самостоятельным требованием и всегда следует за правом конкурсного кредитора на реестровое требование, то мораторные проценты при определении налогооблагаемой прибыли включались в стоимость уступаемого права требования долга. Далее убыток от уступки права требования долга, включая мораторные проценты, принимался для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном п. 2 ст. 279 НК РФ (Минфин России подтверждает данную позицию в Письме от 01.04.2013 N 03-03-10/10292).
Следует отметить, что некоторые организации — конкурсные кредиторы могли придерживаться следующей позиции и вовсе не начислять мораторные проценты до их фактического получения. Во-первых, обязанность по уплате мораторных процентов у конкурсного кредитора не может возникнуть раньше погашения требований кредиторов. Во-вторых, факт реальной уплаты процентов не является определяющим при разрешении вопроса о моменте признания расходов в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ.
Что такое мораторные проценты в банкротстве
Значение имеет момент возникновения обязательства по уплате процентов.
Статья 272 НК РФ в корреспонденции со ст. ст. 252 и 328 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к этому периоду, а также исходя из того, когда такие доходы и расходы должны у него возникнуть в силу условий договора, в данном случае — в силу Закона о банкротстве, в соответствии с которым уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 по делу N А41-46066/11). Кроме того, по своей экономической и правовой природе мораторные проценты не являются "договорными", то есть полученными не по долговому обязательству, определение которого содержит ст. 269 НК РФ (это подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 02.10.2012 по делу N А41-41596/11).
Закон N 420-ФЗ уточнил порядок налогообложения мораторных процентов путем внесения изменений в НК РФ, установив по отношению к ним кассовый метод учета. Так, ст. 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ была дополнена следующими правилами:
— проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ);
— положения п. 6 ст. 271 о ежемесячном начислении и признании процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к доходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Зеркальные правки были внесены в отношении признания расходов в виде мораторных процентов при исчислении налога на прибыль по методу начисления:
— в пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ добавлена фраза о том, что расходы в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются при налогообложении прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика;
— в п. 8 ст. 272 НК РФ внесено дополнение о том, что ежемесячное начисление и признание процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к расходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 Высший Арбитражный Суд дал разъяснения арбитражным судам по вопросам начисления и уплаты процентов по требованиям кредиторов при банкротстве. Рассмотрим эти разъяснения в части, касающейся мораторных процентов.
1. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства (по аналогии с начислением мораторных процентов в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего и конкурсного управления) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения. При этом не имеет значения, заявлены требования в процедуре наблюдения или нет. Мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору, на собраниях кредиторов.
Следует отметить, что яркий пример, подтверждающий обоснованность данной позиции при применении в налоговых правоотношениях до опубликования рассматриваемого Постановления N 88, содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 N КА-А40/9297-11.
2. Мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства, уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
Отметим, что данное утверждение отражает устойчивую позицию, сформированную ранее и судебной практикой, и разъяснениями Минфина России о том, что мораторные проценты финансовыми санкциями не являются.
3. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в т.ч. в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления (внешнего управления), кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными процентами и процентами, подлежащими уплате по условиям обязательства.
Если графиком погашения задолженности, утвержденным собранием кредиторов (планом внешнего управления), в ходе финансового оздоровления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях, указанных в графике (плане), кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом (например, при отсутствии права требовать доплаты таких процентов или, наоборот, при наличии права требовать доплаты).
4. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве в результате погашения всех реестровых требований должником либо третьим лицом в ходе любой процедуры банкротства кредитор вправе предъявлять должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов.
Выводы
Благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ Законом N 420-ФЗ, должно сократиться количество налоговых споров об учете мораторных процентов в доходах/расходах при налогообложении прибыли. Об этом свидетельствует то, что нововведения имеют обратную силу, равную глубине возможных в 2014 г. налоговых проверок, так как применяются они с 1 января 2011 г. Радует и то, что практически одновременно с изменениями налогового законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда даны разъяснения о начислении и расчете процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, что также будет способствовать уменьшению числа споров между хозяйствующими субъектами и созданию комфортных условий для ведения бизнеса.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Обзор постановления Пленума ВАС РФ N 88 от 06.12.2013 г.
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» дал арбитражным судам разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве.
Рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ были внесены значительные изменения в судебную практику, касающеюся начисления мораторных процентов на сумму требований кредиторов третьей очереди. В частности, изменен подход к вопросу о том, по состоянию на какую даты должны определяться требования кредиторов.
Вопросы и ответы
Так, если ранее размер требования определялся по состоянию на дату введения процедуры банкротства, в которой такое требование заявлялось, то теперь при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
Также, рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ закреплено важное положение о порядке предъявления процентов по требованию на стадии рассмотрения заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом. Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.
Вместе с тем, не исключается возможность кредитора, уже после введения процедуры наблюдения, доначислить размер процентов по требованию до даты введения процедуры наблюдения и предъявить их в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона о банкротстве.
К списку всех статей
Статья 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Суд принимает решение об открытии конкурсного производства тогда, когда:
При осуществлении процедуры наблюдения устанавливаются признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;
Оказались неудовлетворительными результаты внешнего управления.
Основания для открытия конкурсного производства можно разделить на две основные группы.
Первая группа объединяет основания, установленные по остаточному принципу: конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, вынесения иных актов (таких как определение об оставлении заявления без рассмотрения или утверждении мирового соглашения, прекращении производства по делу).
Ко второй группе можно отнести основания, применение которых обусловлено наступлением одного из случаев, указанных в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года - например, непредставление плана внешнего управления в арбитражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления.
Во всех указанных случаях арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Конечно, в дальнейшем, такое решение возможно обжаловать в общем порядке.
Телюкина М.В. в своей работе «Основы конкурсного права» подчеркивает, что в решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:
О признании должника банкротом;
О назначении конкурсного управляющего;
О последствиях открытия конкурсного производства;
О сроках продолжительности конкурсного производств;
О предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки Телюкина М.В. Основы конкурсного права.- М.: Издательство «Дело», 2004. - С. 43..
Открытие конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесённые к ведению руководителя, если на стадии наблюдения или финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя от занимаемой должности произведено не было.
Открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный или административный или внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Следует подчеркнуть, что в случае уклонения от этой обязанности указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сохраняют свои полномочия только те органы должника, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.
Свирин Ю.А. подчеркивает, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника Свирин Ю. А. Конкурсное право. - М.: "Юристъ", 2008. - С. 107..
Введение процедуры конкурсного производства влечет за собой утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Правовые последствия открытия конкурсного производства прямо указаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Они разъяснены в 126 статье указанного акта О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..
Так, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства констатируется:
Наступление срока исполнения всех обязательств должника, возникших до открытия конкурсного производства;
Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;
Прекращение отнесения сведения о финансовом состоянии должника к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
Совершением сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;
Прекращением исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
Передачей судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему исполнительных документов, исполнение по которым прекратилось;
Снятием ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника;
Прекращением полномочий руководителя должника.
В статье 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодателем установлен срок конкурсного производства, который составляет один год, то есть срок этот не может превышать 12 месяце. Но он может быть продлён решением арбитражного суда до 18 месяцев (ещё на 6 месяцев). Дальнейшее продление срока конкурсного производства законом не предусмотрено.
Однако, в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств из-за рубежа, арбитражный суд может продлить срок конкурсного производства и более 18 месяцев. Соответственно, законодательно введены определённые сроки проведения конкурсного производства, но не установлена его максимальная продолжительность. Как замечает Ветрянскаий В.В., это создаёт возможность возникновения проблем, «… например - возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами» Ветрянский В. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве).- М.: Статус, 2009. - С. 294.. Из буквального толкования закона следует, что по истечении указанного срока необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии со 148 статьей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - «Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами».
Не вносит полной ясности в этот вопрос и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4, в пункте 16 определено, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего» Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..
Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в обоснование данного ходатайства.
О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение четырнадцати дней с момента его принятия.
То обстоятельство, что действующий Закон о банкротстве в отличие от Закона 1998 года не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев, вероятно, отчасти можно объяснить тем, что конкурсные управляющие зачастую необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких лет. Это приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего.
Следует отметить, что продолжительность проведения конкурсного производства носит субъективный характер и зависит напрямую от ряда обстоятельств конкретного дела.
Так, например, в случае, когда недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, конкурсному управляющему необходимо время на их организацию и проведение, причем иногда - значительное, что может быть связано со спецификой имущества. К тому же если торги не состоятся с первого раза - проводятся повторные торги.
Довольно часто не представляется возможным обнаружить местонахождение руководителя должника, иных органов его управления, арбитражному управляющему не удается осуществить предусмотренную Законом передачу печатей, штампов, бухгалтерской, иной документации, а также материальных ценностей, что в результате затягивает сроки конкурсного производства.
На практике часто возникает ситуация, при которой на имущество, числящееся на балансе должника, отсутствуют правоустанавливающие документы, оформление которых носит довольно продолжительный характер.
Иногда должник имеет ряд филиалов, подразделений, дочерних предприятий; имущество такого должника может находиться в разных городах, областях, а также за пределами Российской Федерации, в результате чего сроки его оценки и продажи также увеличиваются.
В качестве причины продления сроков конкурсного производства Гутникова А.С. так же называет тот факт, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий по личным мотивам вправе заявить в арбитражный суд ходатайство о своем досрочном освобождении от исполнения обязанностей, либо в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим возникает необходимость отстранения его от должности и утверждения нового конкурсного управляющего, которому предстоит выполнение всех конкурсных мероприятий Гутникова А.С. Правовое регулирование открытия и проведения конкурсного производства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: защищена 15.04.2003. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 17.
При рассмотрении отчета конкурсного управляющего в судебном заседании арбитражный суд, установив обстоятельства, при которых невозможно завершение конкурсного производства в данном судебном заседании в соответствии с действующей нормой статьи 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей срок конкурсного производства, не удовлетворяет ходатайство о продлении срока конкурсного производства в отношении должника, а откладывает судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего с целью предоставления возможности конкурсному управляющему завершить все необходимые мероприятия. Вместе с тем сроки отложения дела также регулируются Арбитражным процессуальным кодексом и, как правило, не должны превышать один месяц. Однако указанный срок может оказаться недостаточным для завершения всех необходимых процедур, в результате чего дело неоднократно откладывается.
Все это приводит к нерациональному распределению процессуального времени, необходимого для рассмотрения дел, увеличивает объем работы судей и работников аппарата, связанный с организацией и проведением судебных заседаний, вынесением судебных актов, их изготовлением, рассылкой и так далее.
Из судебной практики следует, что как правило, основанием для продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества. Так, например, решением Арбитражного суда Новосибирской области Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Реклама» было признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. Затем срок конкурсного производства был продлён ещё на шесть месяцев. В последствии в кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО «Группа компаний «Реклама» просил отменить судебные акты в части продления срока конкурсного производства, поскольку считал их необоснованными. Судебная коллегия не нашла оснований к их отмене.
Из материалов дела следует, что основаниями для продления срока конкурсного производства послужили следующие обстоятельства: 1) арбитражным судом не был рассмотрен иск о признании сделки недействительной; 2) мероприятия, направленные на поиск и возврат недвижимого имущества были проведены не все. Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом Дело №А45-17323/08 -СБ/564 // Архив арбитражного суда Новосибирской области, 2008 г..
- Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
- Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
- Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
- Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
- Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?
Вопрос
Кредитор инициировал возбуждение процедуры банкротства в Арбитражном суде в отношении ООО. На настоящий момент производство возбуждено, введено наблюдение. Каким образом в данном случае можно подать заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, нужно ли платить пошлину?
Ответ
Заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подается в Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Это будет .
Проценты следует начислять на дату подачи заявления о банкротстве в суд. Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам или ( Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
«В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь , постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.
К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.
2. Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.
Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.
Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.
С учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве при определении общего размера требований заявителя для целей пункта 2 статьи 33 Закона учитывается вся сумма процентов, рассчитанная по указанным правилам; трехмесячной же просрочки не по основному требованию, а по процентам не требуется.
Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона.
3. Поскольку Закон о банкротстве позволяет предъявлять при банкротстве требования, срок исполнения которых по их условиям не наступил (пункт 3 статьи 63 и абзац второй пункта 1 статьи 126), при определении размера такого требования для целей включения его в реестр требований кредиторов надлежит учитывать следующее.
Если на сумму основного требования до наступления срока его исполнения не начисляются по условиям обязательства проценты, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.
Кроме того, если будет доказано, что размер основного требования был определен сторонами обязательства фактически с учетом процентов за пользование имевшим место кредитом (в том числе коммерческим кредитом), в частности путем увеличения обычной цены аналогичного товара или увеличения суммы векселя по сравнению с выданным путем его приобретения кредитом, то суд вправе уменьшить размер требования исходя из среднего размера ставки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника на момент введения наблюдения. Такое уменьшение может быть произведено судом и в том случае, если для вида при одновременном фактическом включении процентов по кредиту в размер основного требования стороны обязательства также установили символические по размеру проценты, начисляемые до наступления срока исполнения обязательства.
При включении в реестр требований кредиторов требований по кредитному договору, по условиям которого кредит возвращается заемщиком путем ежемесячной уплаты в течение определенного периода фиксированной денежной суммы, в составе которой в первую очередь учитываются проценты за весь указанный в договоре срок пользования кредитом (аннуитетный порядок возврата кредита), если при этом наблюдение было введено до истечения срока возврата кредита, размер непогашенного основного долга пересчитывается исходя из размера процентов, рассчитанных по дату введения наблюдения.
4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
5. По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве при включении в реестр требований кредиторов процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) их размер определяется исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.
6. На требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) распространяются правила абзаца четвертого пункта 2 статьи 4, абзаца второго пункта 3 статьи 12 и пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
7. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства на основании пункта 2 статьи 81, абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
8. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежащими уплате по условиям обязательства процентами.
Если утвержденным собранием кредиторов графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления или утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях указанных графика или плана кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом; в качестве иного может быть предусмотрено, в частности, как отсутствие права требовать доплаты таких процентов, так и право требовать доплаты не мораторных, а подлежащих начислению по условиям обязательства процентов.
Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
9. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве (с учетом приведенных разъяснений).
10. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры банкротства установит, что должник либо аффилированный с ним кредитор обращались с заявлением о признании должника банкротом, зная об имеющей место на самом деле платежеспособности должника и преследуя цель необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства (таких как, например, указанное снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие арестов), то суд с учетом статьи 10 ГК РФ вправе, если должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредиторов, прекратить производство по делу о банкротстве применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства (а не мораторные проценты), за период процедур банкротства. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу на ином основании (в частности, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), то суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период процедур банкротства подлежащие начислению по условиям обязательства, а не мораторные, проценты.
11. Признать утратившими силу абзацы первый - третий пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».
12. Разъяснения, данные в пунктах 3 - 5 и 11 настоящего постановления, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования настоящего постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Конкурсное производство является итоговой стадией в процессе несостоятельности (банкротства). Это ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника. Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами. Основания введения: принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок, на который вводится: вводится на срок до 6 месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев. Цель процедуры: за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. С момента признания должника банкротом окончательно декларируется невозможность его дальнейшего существования. Следствием этого являются следующие правовые последствия: 1) срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; 2) прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также отдельных видов процентов; 3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; 4) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, конкурсного производства; 5) прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено законом; 6) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; 7) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; 8) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника; 9) наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается; 10) исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке конкурсного производства. Прекращение полномочий руководителя должника: с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Права представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника: обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Публичность введения конкурсного производства: опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.