Когда назначаются исправительные трудовые работы.
Исправительные работы (ст. 50 УК) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части его заработка в доход государства. При этом осужденный остается в трудовом коллективе, что позволяет осуществлять контроль за его поведением, проводить с ним воспитательную работу в целях исправления.
В соответствии с ч.
1 ст. 45 УК исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.
Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, которые не представляют значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления из постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы несомненно есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением производства, безработицы. Поэтому реальное применение этого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается,
В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. В ч. 1 ст. 39 УИК содержится уточнение этого положения УК и говорится о том, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Это означает, что если осужденный в другом месте работает по совместительству, то на эту работу отбывание данного наказания не распространяется. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида исправительных работ, как отбывание этого наказания в «иных местах». Иные места в соответствии с ч. 1 ст. 27 УК РСФСР 1960 г. определялись органами, ведущими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.
По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.
Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработка осужденного к этому виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50 УК).
Поскольку отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности, они не применяются к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными. В таком случае суд, постановляя приговор, может заменить исправительные работы штрафом. Несовершеннолетние могут приговариваться к исправительным работам, начиная с 16 лет, так как ст. 173 КЗОТ установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу. Исправительные работы не применяются также к военнослужащим. Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК).
Исправительные работы не должны назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда пребывание осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.
Исправительные работы назначаются судом:
а) когда в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания;
б) когда суд в порядке ст. 64 УК принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;
в) в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. ВО УК;
г) при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;
д) в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК);.
Порядок и условия исполнения исправительных работ регламентируются гл. 7 УИК (ст. 39-46).
Обращение к исполнению приговора (определения, постановления) о применении к осужденным исправительных работ возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления указанного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет две копии приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо оставлен в силе, то прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных к исправительным работам. На каждого осужденного заводится личное дело, в котором сосредоточиваются все документы, связанные с назначением и исполнением этого вида наказания. Тщательный персональный учет осужденных необходим для контроля за их трудовой деятельностью, правильностью исчисления срока отбывания наказания и ежемесячного удержания денежных сумм из их заработка.
В соответствии с ч. 6 ст. 173 УИК на уголовно-исполнительную инспекцию возложена обязанность в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.
Закон подробно регламентирует деятельность уголовно-исправительных инспекций по исполнению рассматриваемого вида наказания. Они обязаны разъяснять осужденным порядок и условия отбывания наказания, контролировать соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 3 ст. 39 УИК). Непременным условием отбывания рассматриваемого наказания является обеспечение постоянной трудовой занятости осужденных.
Поэтому в центре внимания уголовно-исполнительных инспекций должна быть организация трудовой деятельности осужденных. При необходимости они направляют осужденных в органы службы занятости для трудоустройства.
Законом предусматривается также обязанность уголовно-исполнительных инспекций контролировать поведение осужденных, проводить с ними воспитательную работу. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции располагают наиболее полной информацией о личности осужденного, характере совершенного преступления, семейном положении, поведении до совершения преступления и др. В связи с этим они имеют большие возможности воспитательного воздействия на осужденных в плане корректировки их поведения, отношения к труду, формирования законопослушного образа жизни.
Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является применение мер поощрения к осужденным, которые добросовестно относятся к труду и выполняют установленные правила поведения. Эффективность воспитательной работы с осужденными повышается, если к ней привлекаются администрация, трудовые коллективы организаций, где отбывают наказание осужденные.
Для достижения цели наказания уголовно-исполнительные инспекции, наряду с мерами воспитательного воздействия, наделены правом применения к осужденным в необходимых случаях также мер принуждения. Так, согласно закону (ч. 3 ст. 39 УИК) они принимают решения о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; готовят и передают в соответствующую службу материалы об сужденных, местонахождение которых не известно; применяют меры взыскания к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширил возможности уголовно-исполнительных инспекций, наделив их правом устанавливать обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК. Согласно названной статье УИК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного следующие обязанности и запреты:
запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; -
запретить пребывание в определенных местах района (города); -
обязать до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию.
Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен каждый раз еще на 6 месяцев в пределах срока отбывания наказания. Обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК, могут быть возложены на осужденного в полном объеме или отдельные их виды, в зависимости от характера совершенного преступления и его поведения в период отбывания наказания.
Отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действие установленных обязанностей и запретов.
Субъектом исполнения рассматриваемого наказания является также администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.
На администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденным исправительных работ законом возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработка осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденных на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными; соблюдение условий отбывания наказания. предусмотренных законодательством; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе на другие должности и увольнении (ч. 1 ст. 43 УИК).
В ч. 2 ст. 43 УИК содержится указание о том, что неисполнение перечисленных в законе обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более детально по сравнению с ранее действовавшим законодательством УИК РФ 1996 г.
Регламентирует правовой статус осужденных к исправительным работам. Основная их обязанность заключается в том, чтобы отработать указанный в приговоре срок с соблюдением порядка и условий, установленных законом для отбывания этого вида наказания.
В ст. 40 УИК сказано, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания нака- заимя, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, возложенные на них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.
В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.
Осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.
Поскольку рассматриваемое наказание назначается на определенный срок, то для соблюдения законности при его исполнении и отбывании имеет важное значение правильное исчисление срока исправительных работ. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, фактический календарный срок отбывания исправительных работ может превышать срок, определенный приговором суда.
Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов.
В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним сохранялась заработная плата (болезнь, уход за больным, очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных и общественных обязанностей, например выступление в суде, и др.) (ч. 3 ст. 42 УИК). В соответствии с законом в срок отбывания исправительных работ засчитывается также время, когда осужденный не получал зарплату и не работал по уважительным причинам (время, в течение которого осужденный официально был признан безработным; время, проведенное под стражей по делу, по которому он осужден; время отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) в порядке ст. 80 УК о замене лишения свободы исправительными работами до фактического освобождения лица из мест лишения свободы). Притом время, проведенное под стражей, и время, проведенное до фактического освобождения из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.
Срок отбывания наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК).
Время, в течение которого осужденный не работал, согласно ч. 7 ст. 42 УИК в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 этой же статьи УИК, когда осужденный не работал по уважительным причинам. Кроме того, в срок наказания не засчитываются: время болезни, вызванное алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
При наличии у осужденного тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания (ч. 4 ст. 42 УИК).
В случае признания лица, осужденного к исправительным работам, инвалидам первой или второй группы, суд досрочно освобождает его от отбывания наказания. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. до 1992 г. предусматривалось такое серьезное ограничение трудовых прав осужденного к исправительным работам, как невключение в трудовой стаж времени отбывания этого вида наказания и непредоставление ему очередного
отпуска за этот период времени. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно- трудовой кодекс РСФСР» эти ограничения были исключены из Кодекса. Однако названный закон устанавливал, что период отбывания исправительных работ не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате.
Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. не содержит и этих ограничений. Таким образом, по действующему законодательству трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, исчисляется на общих основаниях.
В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК осужденный имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Отпуск предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
Как отмечалось, существенным карательным элементом рассматриваемого вида наказания является удержание определенной приговором суда части заработка осужденного в доход государства. Закон подробно регламентирует порядок производства таких удержаний (ст. 44 УИК).
Удержания производятся из заработка по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.
При производстве удержаний из заработка осужденного учитываются его денежная и натуральная части. Удержанные денежные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.
Пособия по временной нетрудоспособности осужденного к исправительным работам исчисляются из его заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.
В практике возникают вопросы, связанные с определением заработка лиц, работающих в коммерческих структурах, в которых заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т. п. В таких случаях по общему правилу учитывается весь доход, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.
93І На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела, суммы, излишне удержанные из заработка осужденного, возвращаются ему полностью.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. впервые предусмотрел положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции, сам осужденный или администрация предприятия, учреждения, организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из заработка осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.
Достижению цели наказания в отношении осужденных к исправительным работам служит правильное, основанное на законе применение к ним мер поощрения и взыскания.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к этому виду наказания уголовно-исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК. Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительными инспекциями к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. При этом должны учитываться минимальные сроки фактического отбытия наказания, установленные ч. 3 ст. 79 УК.
Более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. определил основания ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК нарушениями порядка и условий отбывания осужденных исправительных работ являются:
а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение этого же срока;
б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных Уголовно-исполнительным кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;
г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Исходя из смысла ст. 41 УИК формой реагирования на допущенные осужденным нарушения (в том числе не указанные в ч. 1 ст. 46 УИК) может быть также увеличение числа или продолжительности обязанностей и запретов, предусмотренных этой статьей.
Согласно ч. 3 ст. 46 УИК злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 этой статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК.
Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.
С одной стороны, преступника принуждают к труду , с другой стороны забирают часть заработанных им денег , наказывая его и принуждением и рублем.
Объект, на который направляет уголовно-исправительная инспекция , должен располагаться по месту жительства осужденного.
Особенности
Особенность назначения исправительных работ заключается в том, что их назначают только тем лицам, у которых нет постоянного места работы . Этот вид наказания является .
Кому назначаются?
Выше уже было сказано, что исправительные работы назначаются тем лицам, которые не имеют основного места работы.
Но данный вид наказания, так же, как и предыдущий, нельзя назначать следующим категориям граждан :
- женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
- лицам с инвалидностью первой и второй групп;
- лицам, которые не исполнилось шестнадцати лет;
- лицам пенсионного возраста;
- лицам, проходящим военную службу, в том числе и резервистам;
- лицам, у которых открытая форма туберкулеза, ВИЧ или СПИД.
На какой срок?
При этом один три дня исправительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы , два дня работ — к одному дню ограничения свободы.
А один день ареста приравнивается к двум дням исправительных работ.
Таким образом, у граждан, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, есть возможность не выбывать в места лишения свободы, сохраняя себя для общества, семьи и коллег по работе.
За свои незаконные действия необходимо отвечать и законодатель решил сделать это через принудительные работы , что может быть весьма эффективным средством воспитания для тех, кто оступился единожды, чтобы в дальнейшем они не стали на скользкий путь преступника.
Последнее обновление Март 2019
Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.
Исправительные работы – что это
Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.
Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.
Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.
Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях - обычно так бывает при зачете других видов наказаний.
Пример №1 . Подрядину В.Л., осужденному за совершение кражи в крупном размере, за примерное поведение судом была заменена неотбытая часть лишения свободы (2 месяца 12 дней) на исправительные работы. Поскольку при такой замене «работает» правило один к трем, то Подрядину В.Л. было определено 7 месяцев 6 дней исправительных работ.
В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.
Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.
На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.
Кому не могут быть назначены
По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:
- инвалидам 1 группы;
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей до 3 лет;
- призывникам;
- военнослужащим по контракту.
В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется .
Пример №2 . По итогам судебного рассмотрения уголовного дела вынесен обвинительный приговор в отношении Самойловой П.Р., которой было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% в доход государства. После вступления в законную силу приговора его копия поступила в адрес инспекции, в день проведения беседы осужденная сообщила, что находится в состоянии беременности, о чем предоставила справку от врача. Самойловой П.Р. было разъяснено, что она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке отбывания наказания, с учетом предоставленного больничного по родам и отпуска по уходу за ребенком. Впоследствии заявление судом было удовлетворено.
Пример №3 . Пока копия приговора доставлялась в адрес инспекции, за этот период времени Симонову А.К. был поставлен диагноз, который явился основанием для признания его инвалидом 1 группы. В этой связи, ему нельзя было отбывать наказание, впоследствии он был освобожден от него судом.
В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:
В Ленинский районный суд г. Самары
Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4
ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания
Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2019 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2019 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство» согласно выданному мне направлению, с 03.10.2019.
20.10.2019 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболевание – сахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.
В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.
На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,
Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.
Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).
Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.
Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.
Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.
Вопрос:
Могут ли лица, не достигшие 18-летнего возраста, отбывать данный вид наказания?
Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.
Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.
Порядок отбывания
Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.
Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:
- Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
- В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.
Пример №4 . Власов Е.А. был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. По приговору от 17.03.2019 ему были назначены исправработы, поскольку за преступление, совершенное им, иного вида наказания предусмотрено Уголовным кодексом не было. За те много лет, которые Власов Е.А. провел за решеткой, у него развился туберкулез последней стадии, был поставлен соответствующий диагноз, при наличии которого работать нельзя вообще. Получив соответствующее заключение комиссии врачей, инспектор обратился в суд о замене наказания на другой вид.
- Осужденному выдают направление в определенную организацию, входящую в перечень специально предусмотренных для отбывания наказания, после этого подучетный обязан явиться в течение 5 суток для трудоустройства. В таком письменном направлении указано наименование организации, контактный телефон, адрес, время и дата для явки. Вопрос о трудоустройстве должен решаться с учетом особенностей гражданина, его физических данных, пола, наличия или отсутствия поставленных диагнозов.
Пример №5 . Иванов Г.Е., страдающий астмой, отбывал исправительные работы, был грузчиком. Ранее суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку заключение врачей не содержало запрета трудиться, а также у Иванова Г.Е. не было инвалидности. Иванов Г.Е. обратился к инспектору с заявлением о переводе на другую должность, поскольку физически тяжелый труд грузчика для него является фактором, усугубляющим течение болезни. В организации, где осужденный отбывал наказание, имелась вакансия поливщика, куда он и был переведен.
- В назначенный день инспектор созванивается с организацией, в которую осужденный должен был явиться по предписанию и, таким образом, фиксирует начало работ.
- Инспектор получает ежемесячные сведения (табель), в которых отмечается количество часов, отработанных осужденным, а также суммы, отчисляемые в доход государства. Ведется учет отбытого наказания, впоследствии делается отметка об окончании срока.
Вопрос:
Что делать, если осужденному предложенная работа не нравится?
Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.
Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.
Вопрос:
Могут ли оформляться больничный или отпуск на той работе, которая определена органами органом исполнения наказания?
Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.
После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.
Контролирующие органы и его полномочия
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:
- ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ; - проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
- принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
- проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
- направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.
Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.
Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:
- прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
- Полиция
, отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.
Пример №6 . Романов Е.К. был осужден к исправительным работам сроком на 1 год, с удержанием 10% из заработка в доход государства. Романов К.Е. неоднократно нарушал порядок отбывания наказания, за что был письменно предупрежден об ответственности. Впоследствии во время рейда участковый полиции остановил гражданина, поведение которого говорило об алкогольном или наркотическом опьянении. Этим человеком оказался Романов К.Е., который в рабочий день употребил алкоголь и не вышел на работу. Участковый задержал Романова К.Е. за совершение административного правонарушения (нахождение в общественном месте в состоянии опьянения) и направил в УИИ ходатайство о замене исправительных работ лишением свободы ввиду допущенных со стороны Романова К.Е. нарушений. Впоследствии это ходатайство судом было удовлетворено.
- Администрация предприятия , где отрабатывает наказание осужденный. Именно на нее законом возложен непосредственный контроль на рабочем месте: составляется табель, в котором отмечается присутствие на работе и количество отработанных часов; обеспечивается охрана труда, прогулы и нарушения со стороны трудоустроенного не только отмечаются в специальной форме, но и доводятся до сведения инспектора УИИ.
Ответственность за уклонение от отбывания
Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:
- игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
- неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
- прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
- появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).
Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:
- письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
- возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.
Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.
Порядок замены наказания следующий
- инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
- осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
- суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
- участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
- при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.
Пример №7 . Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).
Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.
110 комментариев
1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Комментарии к ст. 39 УИК РФ
1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).
Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.
Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.
Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.
Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.
Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.
Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".
Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).
Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.
Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.
2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.
На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.
На предварительном учете состоят осужденные:
Не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);
Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;
Не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.
Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:
Не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);
Не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);
Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;
Выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;
Не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;
В отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;
В отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;
Находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;
В отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.
Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.
На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.
СТ 39 УИК РФ
1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Комментарий к Ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Исправительные работы заключаются в принудительном привлечении к труду осужденного, не имеющего основного места работы, на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 1 и 2 ст. 50 УК РФ).
2. Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).
3. Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.
4. Исправительные работы также могут быть назначены:
Как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);
Как более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
В порядке помилования (ст. 85 УК РФ).
5. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике. Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания (осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в основном сохранить привычный для него образ жизни и др.) с реальными, вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы, ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на увольнение без разрешения УИИ и др.).
6. Обращение к исполнению приговора, определения или постановления о наказании в виде исправительных работ возложено на суд, который обязан не позднее трех суток со дня вступления в силу приговора (других указанных актов) либо возвращения дела из кассационной инстанции направить две копии приговора в УИИ по месту жительства осужденного. В случаях изменения приговора кассационной инстанцией вместе с ними направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо вступил в законную силу, к копиям приговора прилагается справка о вступлении его в законную силу.
7. Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы.
8. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления.
9. Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию УИИ, являющейся структурным подразделением ФСИН России. Их функциональная нагрузка охватывает практически все аспекты исполнения этого наказания.
10. Уголовно-исполнительные инспекции:
Ведут учет осужденных;
Разъясняют порядок и условия отбывания наказания;
Контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
Проводят с осужденными воспитательную работу;
Контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства;
Принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
Проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных;
Готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно;
Применяют меры поощрения и взыскания.
11. Реальное исполнение наказания в виде исправительных работ начинается с организационно-обеспечивающих мероприятий.
Каждый осужденный ставится на учет, и на него заводится личное дело - своеобразный накопитель информации, относящейся ко всем сторонам исполнения и отбывания им наказания (таким образом, контролируются начало и окончание срока наказания, правильность удержаний из заработной платы, исполнение ограничений и обязанностей и др.).
12. Основная функция учета - контроль за осужденными - наиболее эффективно обеспечивается применением четырех его видов:
1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений;
2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение 30 дней со дня постановки их на учет, уволенных с прежнего места работы и не устроившихся на новую работу в этот же период времени, уклоняющихся от работы без уважительных причин, а также исчезнувших из поля зрения инспекции;
3) учет осужденных:
а) оставивших работу или уволенных с нее до истечения 30 дней со дня постановки на учет или увольнения;
б) не работающих в связи с болезнью, которую нельзя включить в срок отбывания наказания (например, следствие алкогольного или наркотического отравления, травма, полученная при совершении правонарушения);
в) покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией, где осужденный состоял на учете до получения инспекцией на новом месте его личного дела;
г) находящихся под стражей в качестве меры пресечения по другому делу или отбывающих административное взыскание (арест, исправительные работы);
д) находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности или заболеваний, ее исключающих, инвалидов I и II групп, страдающих хронической душевной или иной тяжкой болезнью, освобожденных от наказания, лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании;
4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, материалы на которых переданы в уголовный розыск, после того как меры розыска, предпринятые УИИ, оказались безрезультатными.
13. Уголовно-исполнительная инспекция обеспечивает исполнение исправительных работ путем привлечения к этому процессу администрации организации, в которой работает осужденный. Она информирует администрацию о том, что ее сотрудник осужден, о порядке и условиях отбывания им наказания и связанных с этим ее (администрации) обязанностях:
Правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в установленном порядке;
Контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать УИИ в проведении воспитательной работы с ним;
Соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные УИК РФ (в том числе установленные правоограничения);
Уведомлять инспекцию о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно уведомлять о переводе осужденного на другую должность или увольнении его с работы.
14. Администрация (а точнее, ее ответственные представители) предупреждается, что неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
15. Обеспечивая исполнение исправительных работ, УИИ и администрация организации должны тесно взаимодействовать. Это обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания - исправления осужденных. Общее и, в частности, правовое воспитание осужденных, хотя это прежде всего обязанность УИИ, может быть эффективным только с привлечением к этому процессу общественных организаций, трудового коллектива, индивидуальных воспитателей, шефов из числа наиболее авторитетных для осужденного лиц.