Из истории прав ребенка — Гипермаркет знаний. На тему "конвенция о правах ребенка" Интересные рассказы о правах ребенка
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.
Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).
Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris) . Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.
Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.
Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка - сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.
В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.
В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».
Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:
«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.
Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность » .
« Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:
Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.
Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».
Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, - даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.
Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.
Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век, Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.
В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры - II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.
Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.
Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся...».
Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.
В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).
Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь - это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» - сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, - обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.
В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.
В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.
В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.
В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.
Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:
«
Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол.
».
«
Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол.
»
.
Средневековое право Германии - Каролина, 1525 год:
«
Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями
»
.
«
Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни
»
.
Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.
Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать ».
«
Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни
»
.
«
Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство... своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».
Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «...Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».
В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям и Всемирного дня прав ребёнка, которые ежегодно отмечаются 20 ноября, заведующая Русско-Макуловской библиотекой Першина Н.А. для учащихся 1- 4-х классов, провела библиотечный медиа-урок «Твои права от «А» до «Я»
В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их в жизни. Свои знания учащиеся проверили, выполняя ситуационные задания «Закон в сказках», «Назови одним словом», «Где права, а где обязанности», «Учусь быть гражданином». Учащиеся оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.
В заключении библиотекарь провела викторину «Твои права и сказочная страна Литературия».
Надежда Александровна постарались помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.
Мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке и очень понравилось учащимся.
В Кировской библиотеке с учениками 5-6 классов проведена правовая интеллектуальная игра «Маленьким человечкам большие права».
Библиотекарь Ирина Веселова познакомила школьников с деятельностью Российских и Международных организаций по защите прав человека, со статьями из «Декларации прав человека».
Также ребята соревновались в знании терминов и понятий по праву, примеряли на себя те или иные правовые ситуации и находили решения, вместе разбирали правильность и недопустимость поведения некоторых литературных персонажей: Гулливера, Дон Кихота, Тома Сойера и Гекльберри Финна.
В завершение мероприятия читателям были вручены памятки со списками книг и брошюр о правах ребёнка.
Сотрудники Районной Детской библиотеки для учащихся 8 класса Верхнеуслонской средней школы провели правовой час «Ты и закон»
Ребятам рассказали, что в законодательстве есть статьи, касающиеся всех аспектов жизни детей, познакомили с правами на образование, медицинскую помощь, семью, свободу слова и др.
Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.
Для учащихся младшего школьного возраста в библиотеке был проведён обзор литературы на правовую тему.
В Татарско- Бурнашевскую библиотеку были приглашены учащиеся 5 класса для участия в познавательной игре «Защитим детство».
Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка. Также в беседе с библиотекарем ребята сами назвали права, которые они реализуют уже сейчас: право на имя, право на образование, право на гражданство, право свободно выражать свои взгляды, право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.
После теории ребятам было предложено попрактиковаться в своих правовых знаниях и принять участие в конкурсе «Сказочные правонарушители». Любовь Павловна напоминала ребятам уже знакомые им сказки, а участникам нужно было определить, какое из прав детей реализует названный персонаж: Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого, Серая Шейка из сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лиса, Заяц и Петух из русских народных сказок, Золушка – персонаж сказки Шарля Перро и др.
Ребята неплохо справились с заданиями и в финале сделали вывод, что игра была для них очень полезной и интересной.
Сотрудники Печищинской библиотеки и СДК совместно со школой для учащихся 7-8 классов провели правовую игру «Мой взгляд», цель которой формирование у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
Школьники, разделившись на две команды, с интересом участвовали в игре, пытались разобраться, где в повседневной жизни они реализуют свои права, какие у них при этом есть обязанности и за что они несут ответственность. Были проведены ситуативные игры, где ребята с неподдельным интересом обсуждали актуальные правовые вопросы, встречающиеся им в реальной жизни, советовались, сами пытались решить конкретные жизненные ситуации на примере правовых задач.
В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. Мероприятие получилось информативным и насыщенным.
В Октябрьской библиотеке к Всемирному Дню прав ребенка оформлен фото-стенд «Наши читатели и их права» .
Посетители библиотеки могут познакомиться с фотоматериалами мероприятий, проходивших в библиотеке, Конвенцией о правах ребёнка и узнать о правах юных граждан, пройти тест-игру на знание основных из них.
Заведующая Кильдеевской библиотекой Мукаева Г.Н. с учащимися 2 класса Кильдеевской начальной школы провела урок нравственности «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью».
Ребята познакомились со статьями Конвенции, узнали о том, как важно знать свои права и, как надо правильно себя вести в разных ситуациях. Дети внимательно слушали, задавали вопросы и обсуждали различные ситуации, повлекшие за собой нарушения прав ребенка.
В Введенско-Слободской библиотеке с учащимися младших классов проведен литературно-правовой час «Права детей и сказочных героев».
В игровой форме на примере художественных произведений, детям было рассказано о том, что они имеют право на жилище, семью и на гражданство, обучение, чистую воду, достойное питание, медицинское обслуживание, отдых и досуг, защиту и др.
Заведующая Кураловской библиотекой Любовь Дряхлова для старшеклассников провела беседу-предупреждение «Знать, чтобы не оступиться» , в ходе которой рассказала, что каждый гражданин России имеет не только свои права, но и обязанности. Это влечёт за собой то, что он несёт определённую ответственность юридического характера за свои проступки. И для того, чтобы не допустить юридической ошибки или же избежать несправедливого наказания, необходимо чётко знать в чём заключается уголовная и административная ответственность.
Заведующая Набережно-Морквашской библиотекой Прохорова И.Р. с учениками 1-4 классов провела час правового просвещения «Большие права - маленьким».
Все дети имеют права и обязанности, но юридический язык сложен и непонятен для них. На примере разных сказочных произведений и презентации «Права человека в детских произведениях», ребята познакомились с основными статьями Конвекции прав ребёнка, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев».
Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, кто и где нарушил права героев.
К мероприятию была подготовлена передвижная выставка-знакомство «Знай свои права!». В заключение ребята получили памятки «Права, которые у меня есть».
Майданская сельская библиотека пригласила учащихся на беседу-диалог «Ваши права и обязанности».
Библиотекарь Сельская Л.Н. познакомила ребят с основными правами и обязанностями, записанными в Конвенции и предложила ответить на вопросы викторины «Какое право нарушил литературный герой». Ребята дружно отвечали на вопросы и справились со всеми заданиями. Устный рассказ библиотекаря сопровождался показом презентации.
Ямбулатовская библиотека совместно с сельским домом культуры для учащихся Ямбулатовской начальной школы и воспитанников детского сада «Солнышко» провели познавательное мероприятие «Всероссийский день правовой помощи».
Ведущие предложили детям увлекательный рассказ о правах и познакомили с Конвенцией о правах ребёнка. На примере сказочных историй ребята рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Закрепить полученные знания им помогли ситуативные игры и викторина.
В Татарско-Макуловской библиотеке прошел час правовой информации «Права ребёнка» , направленный на развитие правовой культуры учащихся.
Детям было предложен просмотр электронной презентации «Права и обязанности ребенка», где на понятном для них языке представлены международные и отечественные документы по правам детей. Также к мероприятию оформлялась книжная выставка «Азбука права».
Для юных читателей Маматкозинской библиотеки проведён час информации «Ты не прав, если не знаешь своих прав».
Библиотекарь раздала детям буклеты «Дети имею право» и, вместе с ребятами, разобрала простыми и понятными словами основные статьи «Конвенции о правах ребенка».
Вниманию детей были представлены книги «Ваши права» и «Я гражданин России», где в легкой, интересной и занимательной форме они могут познакомиться с основными правами и свободами, научится применять их в жизни.
В Большемеминской библиотеке прошел правовой час «Азбука прав ребенка».
Библиотекарь познакомила ребят с основными правилами, записанными в Конвенции, а потом предложила викторину «Мир права в мире сказок».
Книги, используемые на мероприятии, помогли ребятам в доступной и увлекательной форме получить знания по такой очень важной для них теме.
В Нижнеуслонской библиотеке прошла беседа-диалог «Есть права и у детей».
Мероприятие проходило в форме круглого стола, библиотекарь рассказала о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права, независимо от их цвета кожи, национальности или места жительства. Все эти права записаны в важном документе – Конвенции «О правах ребёнка». Отгадав загадки о правах, ребята размышляли и об обязанностях, рассказывали о том, как они помогают своим родителям, как ведут себя в общении с другими людьми и т.д.
Их вниманию были представлены детские познавательные книги для изучения своих прав.
Заведующая Вахитовской библиотекой Сания Салимуллина для юных читателей провела беседу «Права ребенка в стране детства».
Читатели Коргузинской сельской библиотеки приняли участие в беседе рассуждении «Что ты знаешь о правах?».
Библиотекарь рассказала им о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права на семью, обучение и т.д. Все эти права записаны в важном документе - «Конвенция о правах ребёнка». Дети вспомнили детские книги и литературных героев, у которых были нарушены права, ответили на вопросы правовой викторины и закрепили свои знания с помощью игры «Разрешается – запрещается».
Подводя итог мероприятия, библиотекарь ещё раз подчеркнула, что каждый ребёнок имеет право на семью. Призвала детей уважать и ценить своих родителей, свою страну, которая также является для всех нас большой и дружной семьёй.
Вниманию читателей Соболевской библиотеки были предложены тематической выкладки «Права и обязанности детей».
Особой популярностью пользовалась красочная книга «Ваши права!», в которой подробно рассказано о Всеобщей декларации прав человека. Своеобразность подачи материалов позволяет в лёгкой, интересной и занимательной форме познакомить детей с основными правами и обязанностями, научить применять их в жизни.
В Патрикеевской библиотеке проведён час правовой помощи детям «Я – ребёнок, я – человек!»
Библиотекарь рассказала о важнейшем документе «Конвенция о правах ребёнка», в котором прописаны их права и обязанности. Детям была представлена выкладка художественных книг «Я – ребёнок, и я имею право».
В Кзыл-Байракской библиотеке была оформлена выставка-просмотр и проведена беседа-диалог «Ребёнок и его права»
В мероприятии приняла участие Кадырова Миляуша Равилевна, многие годы работавшая сотрудником юстиции. Она познакомила присутствующих с механизмами реального обеспечения прав и законных интересов детей. Особое внимание было уделено профилактике и безнадзорности несовершеннолетних.
>> Из истории прав ребенка
Из истории прав ребенка
Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.
Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.
Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.
Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:
- о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
- о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
- о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
- о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
- о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиСкачать:
Предварительный просмотр:
Всемирный день прав ребёнка
(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)
Учитель: Липаева А.П.
Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара
Дата проведения: 20.11.09.
Место проведения: актовый зал
Форма проведения: праздник
Цели:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
- развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
- воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
- способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.
Вступление.
Учитель . Уважаемые родители, учителя!
Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)
- Основная часть.
Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.
Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется
«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)
Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.
(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)
Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?
Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.
Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?
Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?
(выступают учащиеся)
(слайд №3)
- Право на жизнь.
- Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право иметь имущество.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)
В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».
Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?
Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.
(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )
1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.
Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?
2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.
Ведущий . А если слабый?
1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.
Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?
2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.
(Спартанцы убегают)
Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.
Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.
(слайд №5)
Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.
Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.
Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)
Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»
Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?
(Из зала ответы)
Ответы детей:
- Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
- Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
- Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
- Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.
Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.
Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.
Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.
(песня)
Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?
Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)
«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»
(Врываются разбойники)
1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.
2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.
1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.
2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.
1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?
Ребята . Нет!
Ведущий . Что, что такое?
Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?
Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…
Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.
Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.
Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)
Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.
Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)
Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.
Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.
Сказочница! (хором)
(выходит Сказочница)
Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.
Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.
(Сценка про Моню)
Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.
- «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
- «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
- «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
- «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)
Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.
Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)
Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!
(танец девочек)
Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)
Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».
(Сценка «Бабушки и внуки».)
Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.
Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.
Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!
- Подведение итогов (заключительное слово учителя).
Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)
Декларация прав ребенка
Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок-это лицо, не достигшее 18 лет.
В 1959 году ООН была принята Декларация прав ребёнка, которая сыграла большую роль в деле защиты детства.
Декларация призывала к добру, справедливому отношению к детям.
Документ имеет лишь рекомендательный характер, её нормы необязательны для исполнения.
Дети во всём мире нуждаются в особой защите со стороны государства.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Это правовой международный документ о законных правах и условиях существования детей.
На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь части населения. Только в середине XX века угроза фашизма показала необходимость провозгласить во всемирном масштабе право на жизнь, свободу и равенство как неотъемлемые качества, присущие каждому человеку. После создания Организации Объединённых наций в 1945 г. это стало возможно. Права человека должны охраняться властью и законом. 10 декабря 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории человечества были определены и рекомендованы для всех стран главные права и свободы человека. В 1996 г. Наша страна была принята в Совет Европы. С этого года в России стали соблюдаться права и свободы человека согласно Всеобщей декларации прав человека.
* Ребёнок имеет право на семью.
* Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
* Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
* Ребёнок имеет право на равенство, на свободное выражение своих мыслей.
* Ребёнок имеет право на собственное мнение.
* Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
* Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
Через 10-15 лет мир пополнится молодыми гражданами, которые вырастут из Вас, сегодняшних детей. Скоро Вы будете молодой энергичной основой общества, интеллектуальной и культурной его производительной силой. От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение Ваших прав сегодня, как этими правами воспользуетесь Вы, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия. Вы можете внести новые предложения о своих правах в государственные документы.
Дорогие ребята!
Вы родились в одной из самых больших стран мира России и с самого рождения получили право быть её полноправными гражданами. Во всех странах во все времена люди очень серьёзно относились к понятию ГРАЖДАНИН, а так же к его правам и обязанностям в государстве, где он родился.
Права ребёнка установлены и гарантированы:
* Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
* Конституцией Российской Федерации;
* Семейным кодексом Российской Федерации;
* Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
* Федеральным законом "Об образовании".