Гк публичный договор. Публичный договор как обязательный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Комментарий к Ст. 426 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.
Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.
Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.
Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (ст. 421 ГК). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).
Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.
2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.
Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.
Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.
Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, Правила оказания услуг связи по передаче данных, Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, Правила оказания телематических услуг связи, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.
Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).
3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора.
———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».
В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).
4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора.
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.
5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре. Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.
———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.
Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.
6. Положения комментируемой статьи применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Наверное, сложно представить такую ситуацию, когда человек приходит в булочную купить хлеб, а ему отказывают в этом со ссылкой на свободу договора. Или в одно и то же купе пассажирского поезда одному пассажиру продают билет за 1000 руб., а другому – за 5000 руб. Хотя, если бы свобода договора действовала безраздельно, это было бы правомерно. Но для защиты людей от подобных ситуаций и существует законодательство о публичных договорах, ограничивающее свободу договора для одной из сторон.
Публичный договор – это конструкция, созданная не для определенного типа экономического взаимодействия сторон. Публичным может быть признан любой договор – купли-продажи, аренды, подряда и пр. Это зависит от того, соответствует ли тот или иной договор признакам, предусмотренным для публичного договора в ст. 426 ГК РФ.
В указанной статье сформулировано два основных признака публичного договора:
– субъектом договора является коммерческая организация (или индивидуальный );
– характер деятельности такой организации выражается в том, что она должна продавать товары, выполнять работы или оказывать предлагаемые ею услуги каждому обратившемуся за ними.
Примерный перечень сфер, где на договоры может распространяться режим публичного договора, указан в ст. 426 ГК РФ: розничная торговля, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и пр.
Нередко в нормах закона, посвященных той или иной разновидности договора, прямо указывается на его публичный характер – например, в п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 730 ГК РФ. Но это не значит, что, если в отношении какого-то договора такого прямого указания нет, этот договор не может считаться публичным. Важно наличие или отсутствие указанных в законе признаков. Поэтому в любом случае надлежит анализировать характер деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.
В каком случае этот характер можно считать соответствующим положениям ст. 426 ГК РФ? Это может следовать из самого закона, регулирующего какие-либо договорные отношения и предписывающего обязанность вступать в отношения с каждым обратившимся, – примером этого является п. 2 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Кроме того, в законодательстве допускается такое указание в виде публикации перечня организаций, обязанных осуществлять тот или иной вид деятельности на условиях публичного договора (ст. 789 ГК РФ).
Цивилистическая дискуссия
Помимо таких прямых указаний важен еще и принцип, позволяющий оценивать деятельность тех или иных субъектов как подпадающую под признаки публичного характера. И таким принципом может быть деятельность на основе систематически осуществляемых публичных оферт (о публичной оферте см. § 2 главы 31). К числу последних могут относиться, в частности, размещение товара с ценником на прилавке в розничной торговле, широкомасштабная реклама, отвечающая признакам публичной оферты, и т.д. Важно понимать, что не любая публичная оферта превращает заключаемый на ее основе договор в публичный. Ведь закон требует, чтобы имел место именно "характер деятельности", а характер – это свойства, проявляемые многократно. Следовательно, только организация соответствующей деятельности на основе систематически размещаемых публичных оферт позволяет причислять заключаемые в ходе такой деятельности договоры к числу публичных.
3. Основные юридические последствия того, что договор отвечает признакам публичного:
а) коммерческая организация не вправе отказать в заключении договора никому из обратившихся, если только не докажет, что у нее отсутствует возможность предоставить соответствующий товар, работу или услугу;
б) не допускается оказание предпочтения одному лицу перед другим в заключении публичного договора, если только такое предпочтение не требуется на основании закона. Например, статья 15 ФЗ "О государственном материальном резерве" требует от транспортных организаций перевозки в первоочередном порядке по отношению к остальным материальных ценностей государственного резерва. Другой пример такого требования – подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ";
в) цена и прочие условия договоров, заключаемых с разными лицами, не должны отличаться, кроме случаев, когда для каких-то групп населения законом предусматриваются . О льготах для потребителей и производителей энергетических ресурсов см., например, ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении".
4. При необоснованном уклонении субъекта публичного договора от его заключения с кем-либо он может быть понужден к его заключению в судебном порядке, а также на него может быть возложено возмещение причиненных этим отказом убытков. Причем бремя доказывания отсутствия возможности заключить договор возлагается именно на отказавшую сторону.
Судебная практика
П. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.
Абз. 7 п. 2 Приложения к Информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14.
Абз. 5 п. 3 Определения КС РФ от 06.06.2002 N 115-О.
5. Явные ограничения договорной свободы, имеющиеся в законе по отношению к коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, призваны скомпенсировать серьезный дисбаланс в экономическом и организационном положении сторон, ведь продавцы товаров (не говоря уже о транспортных организациях) куда менее заинтересованы в отдельном потребителе, чем он в них. Имея возможность спокойно отказаться от заключения договора с ним без ущерба для себя, они могут поставить его в крайне затруднительное положение, попросту унизить отказом. Именно с этой целью законодательство дает инструмент для защиты от таких злоупотреблений договорной свободой в виде норм о публичном договоре.
6. Связь с другими отраслями права. Материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности "развернуться" в полную силу. К примеру, как быть при необоснованном отказе заселить постояльца в гостиницу? Конечно, обращаться в суд с иском о понуждении к заселению. Но к тому времени, когда суд примет дело к производству и рассмотрит его по существу несостоявшийся постоялец уже уедет обратно домой и сам спор утратит для него актуальность. В некоторых случаях отсутствие немедленной защиты фактически означает отсутствие защиты вообще как таковой. Соответственно в процессуальном праве остро не хватает процедур защиты "быстрого реагирования". Выходом в описанном примере могло бы стать немедленное получение постояльцем временного (условного) разрешения на заселение в гостиницу до следующего дня, когда он и представитель гостиницы могли бы предстать перед судом, высказать свои аргументы по существу спора, и временная (условная) правовая защита, предоставленная судом, переросла бы в постоянную или была бы прекращена в зависимости от исхода дела. Существует "крамольная" идея о том, что в каждом суде должен появиться "дежурный судья", могущий предоставлять такую временную защиту и в ночное время, тем более что бывает необходимость применить закон немедленно, ночью, и в других случаях – при применении закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во время избирательных кампаний, при решении вопросов о заключении кого-либо под стражу в качестве меры пресечения и т.д.
Цивилистическая дискуссия
Есть один интересный нюанс, связанный именно с конструкцией публичного договора. Исходя из описанного механизма его работы субъект публичного договора обязан заключить договор с любым обратившимся для этого, не вправе отказать в заключении договора и может быть к этому понужден (в случае необоснованного отказа) в судебном порядке.
Следовательно, приходится констатировать, что с момента, когда деятельность такого субъекта приобретает характер, отмеченный в ст. 426 ГК РФ, у него возникают весьма примечательные правовые отношения с окружающими. Он становится юридически связанным (под страхом возмещения убытков при отказе) необходимостью согласиться на предложение заключить с ним договор. И так как других разработанных для описания этой ситуации механизмов и инструментов нет, можно предположить, что имеет место правоотношение такого субъекта с любым и каждым и содержанием такого правоотношения выступает право любого субъекта (по тексту ст. 426 ГК РФ – потребителя) требовать заключения с ним договора, а обязанность коммерческой организации – такой договор заключить. Вряд ли это правовое положение можно отнести к особенностям правоспособности соответствующих субъектов. Ведь правоспособность возникает с момента появления самого субъекта, что явно не отвечает описываемой ситуации, – обязанность заключить договор может появиться не раньше того, как будет начата деятельность с описанным характером. Только факта создания юридического лица или приобретения человеком статуса индивидуального предпринимателя для этого отнюдь не достаточно.
Из сказанного также следует, что описанное правоотношение имеет скорее абсолютный характер, связывая одного определенного субъекта с неопределенным кругом субъектов. Но такое "абсолютное" правоотношение в корне отличается от иных абсолютных правоотношений, скажем, возникающих в сфере действия вещных или авторских прав, тем, что у определенного субъекта по отношению к остальным имеется не право, а обязанность. Более того, это правоотношение имеет скорее обязательственный характер (отвечая иным признакам обязательств), и эта мысль не очень согласуется с классическим учением об обязательствах, гласящим, что обязательства всегда являются относительными правоотношениями (т.е. связывают именно определенные стороны как в качестве должника, так и в качестве кредитора).
Примеры похожих отношений можно обнаружить также в следующих случаях:
– при принудительном выкупе домашних животных, с которыми собственник обращается негуманно (ст. 241 ГК РФ), требование о выкупе, т.е. о заключении договора купли-продажи животного, может быть заявлено любым заинтересованным лицом;
– при исполнении завещательного возложения, когда наследодатель предписывает в завещании наследнику совершать с наследственным имуществом какие-то действия в общеполезных целях (ст. 1139 ГК РФ), заявить требование о совершении таких действий могут любые заинтересованные в этом лица;
– при долевом строительстве недвижимости любое заинтересованное лицо может требовать от застройщика предоставления для ознакомления учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе, бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за последний год его деятельности (п. 2 ст. 20 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Описанное правовое отношение может быть отнесено к числу организационных, мысль о существовании которых высказана О.А. Красавчиковым, ведь оно само по себе не опосредует экономических отношений, связанных с оборотом материальных благ. Его цель более вспомогательная – сорганизовать стороны для будущих экономических отношений, в частности связав соответствующей необходимостью заключать договоры коммерсанта, занимающегося такой публичной деятельностью.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Мищенко Екатерина Анатольевна. Публичный договор в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-12/1367
Введение
ГЛАВА 1. Публичный договор в системе гражданско-правовых отношений 13
1. Публичные начала в гражданском праве 13
2. Общая характеристика публичного договора 31
ГЛАВА 2. Признаки публичного договора 53
1. Предмет и условия публичного договора 53
2. Субъектный состав публичного договора 64
3. Порядок заключения публичного договора 75
ГЛАВА 3. Особенности отдельных групп публичных договоров 87
1. Классификация публичных договоров 87
2. Договоры, направленные на передачу имущества в собственность 94
3. Договоры, направленные на передачу имущества во временное пользование 109
4. Договоры, направленные на выполнение работ и оказание услуг 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 155 174
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Коренные изменения, происходящие в жизни российского общества с начала 90-х годов XX столетия, обусловили формирование принципиально новых основ правового регулирования в сфере имущественных отношений. Особое значение имеет непосредственное закрепление в законодательстве свободы экономической деятельности, равенства участников гражданских правоотношений, обеспечение восстановления нарушенных прав и свобод, усиление их судебной защиты.
В то же время абсолютная свобода при отсутствии
сдерживающих правовых механизмов может породить злоупотребления
доминирующим положением на рынке, снизить уровень гарантий прав и
интересов субъектов гражданского права. Поэтому в целях
обеспечения равенства и справедливости в сфере гражданских правоотношений, повышения защищенности граждан, которые, заключая договоры с предпринимателями, объективно находятся в неравном положении с ними, в Гражданском кодексе Российской Федерации 1 установлены в отдельных случаях особые правила об обязанности заключать и исполнять договоры на определенных условиях, продиктованных государством.
Изложенные обстоятельства привели к формированию в
гражданском праве Российской Федерации самостоятельного института -
публичного договора, применение которого на практике породило
немало вопросов, вызванных, с одной стороны, недостаточной
теоретической разработанностью рассматриваемого правового
института, а с другой - несовершенством его правового регулирования.
Это подтверждается и анализом эмпирических данных, свидетельствующих о существенном увеличении в последнее время
количества гражданских дел, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров, в том числе и публичных, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации. В 2002г. количество таких споров по сравнению с 2001г. увеличилось на 13,8% 1 . Продолжает расти число предъявляемых в суды общей юрисдикции исков о защите прав потребителей. Если в 1998 г. их число составляло 27100, то в 2002 г. оно увеличилось до 49029, причем из них удовлетворено 85,2%, что свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых в данной области гражданских правоотношений.
В отечественной цивилистике проблема публичного договора
специальному монографическому исследованию до настоящего времени
не подвергалась. В связи с этим в настоящее время назрела
необходимость комплексного изучения данного договора с целью его
дальнейшего совершенствования и интеграции в рыночную экономику.
Ряд научных позиций требует критического осмысления в связи с
принятием новейшего законодательства и накопившейся судебной
практикой. Особого внимания заслуживают проблемы, касающиеся
понимания правовой природы публичного договора, его значения в
современном российском гражданском праве, выявления
характеризующих его признаков, особенностей порядка заключения и реализации отдельных видов договоров, относящихся к числу публичных.
Работа арбитражных судов Российской Федерации в 2002 году // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 76 - 79.
2 Работа судов общей юрисдикции в 1999 году // Российская юстиция. 2000. № 7. С.58 - 59; № 8. С. 55 - 58. Данные за 2002 г., 6 месяцев 2003 г. предоставлены отделом обобщения судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
Указанные обстоятельства предопределяют актуальность и научную значимость проведенного исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды
современных цивилистов М.М.Агаркова, С.САлексеева,
М.И.Брагинского, В.В.Витрянского, О.С.Иоффе, О.Н.Садикова, Е.А. Суханова, P.O. Халфиной, В.Ф.Яковлева и других, в которых исследовались общие подходы и закономерности формирования и развития публично-правовых элементов в гражданском праве, а также работы известных юристов дореволюционного периода, например, Ю.С.Гамбарова, И.А.Покровского, Г.Ф.Шершеневича.
Некоторые аспекты публичного договора рассматривались учеными применительно к отдельным видам договоров: Т.Е.Абовой - в работах, посвященных договору перевозки, А.Ю.Кабалкиным - в работах о договоре проката и возмездного оказания услуг, Б.М.Сейнароевым - в работах о договоре энергоснабжения, в трудах других авторов.
Объектом исследования выступают закрепленные в
действующем российском законодательстве нормы, направленные на регулирование правоотношений, возникающих при заключении и исполнении публичных договоров; практика судов Российской Федерации по применению вышеуказанных норм. Предметом исследования служат также представления цивилистов о правовой природе публичных договоров и предлагаемые в науке подходы к решению спорных проблем в сфере защиты прав участников публичного договора.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть содержание публичного договора на основе системного анализа его правовой базы, а также правоприменительной практики; выявить пробелы и противоречия законодательства в этой сфере, сформулировать
Для достижения поставленной цели решались следующие общетеоретические и научно-практические задачи:
Провести анализ правовой природы публичного договора;
Определить основные категории, составляющие содержание
публичного договора;
раскрыть механизм действия публичного договора в системе гражданских правовых отношений;
выявить сферы правоотношений, где используется публичный договор;
Дать классификацию видов договоров, которые должны
заключаться в соответствии с требованиями ст. 426 ГК РФ;
Разработать взаимосвязанные предложения, направленные
на совершенствование законодательства о публичном договоре, а также
правоприменительной практики.
Методология и методика исследования. При подготовке
диссертации использовались доступные современной юридической
науке общенаучные и частно-научные методы познания -
диалектический, системно-структурный, логический, сравнительный, статистический, историко-правовой.
Исследование базируется на отражающих общие закономерности развития общества международно-правовых и конституционных доктринах прав и свобод человека и гражданина, на анализе норм различных отраслей права, имеющих отношение к теме, в первую очередь - гражданского.
В работе использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, материалы конкретных гражданских дел и результаты социологических исследований. Проанализированы научные труды и гражданское законодательство по данной теме на различных этапах развития российского общества и государства.
При подготовке диссертации использован опыт, накопленный автором в период работы в аппарате Останкинского межмуниципального народного суда и помощником судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Законодательная база исследования. Правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации, Модельный Гражданский кодекс Содружества Независимых Государств, Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие имущественные правоотношения, законодательные акты ряда зарубежных государств.
Научная новизна и теоретическая значимость
исследования. Диссертация является первой монографической работой, в которой на базе изучения соответствующих процессов в гражданско-правовой сфере комплексно исследованы закономерности и тенденции развития, содержание и виды публичного договора в российском гражданском праве. На основе проведенного анализа законодательных положений, а также материалов судебной практики сформулировано понятие публичного договора, сделаны выводы о том, на какие виды соглашений может распространяться режим публичного договора, определен механизм заключения и исполнения таких договоров. С учетом современных экономических условий раскрыто соотношение прав и обязанностей субъектов публичного договора, предложена классификация групп публичных договоров, всесторонне рассмотрены
стержневые проблемы их реализации и высказаны предложения по решению таких проблем.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, подлежащие защите:
1. Публичный договор следует рассматривать как
самостоятельный институт гражданского права. Он представляет собой
совокупность правовых норм, регулирующих договорные
правоотношения в тех сферах гражданского оборота, где, как правило,
существует экономическое неравенство сторон, требующее
установления дополнительных правовых гарантий для потребителей, под
которыми понимается неопределенный круг лиц, участвующих в
договоре.
2. Определение публичного договора, сформулированное исходя
из принципиально нового подхода к его субъектному составу. В качестве
стороны, обязанной заключать публичный договор, может, по мнению
автора, выступать не только коммерческая организация, как это
определено в п. 1 ст. 426 ГК РФ, но и любое другое юридическое или
физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность
на основании закона, иного правового акта, а также с учетом
учредительных документов и лицензий, предметом которой является
продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в отношении
каждого к ним обратившегося потребителя (т.е. публичная
деятельность). В отличие от Закона Российской Федерации от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором под
потребителем понимается только гражданин, приобретающий или
использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, потребителем в публичном
договоре может быть и юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, независимо от целей приобретения товаров, работ, услуг.
3. На основе действующего законодательства разработан
комплекс гарантий прав потребителя как стороны публичного
договора: право требовать в судебном порядке
принудительного заключения договора, если обязанная сторона
уклоняется от вступления в договорные правоотношения; право
требовать в судебном порядке полного возмещения причиненных
потребителю убытков, а если потребителем является физическое лицо -
и возмещения морального вреда, вызванных необоснованным
уклонением от заключения публичного договора; право требовать
заключения договора на тех же условиях, которые применялись и к
другим контрагентами по аналогичным соглашениям; условия
публичного договора, не соответствующие пунктам 2 и 4 ст. 426 ГК
РФ, признаются ничтожными.
Выявленные в результате сравнительного анализа различия между публичным договором и договором присоединения, которые касаются, в частности субъектного состава этих соглашений, порядка утверждения типизированных форм отдельных видов данных договоров, разрешения преддоговорных споров и т.п., позволили сделать вывод о том, что их отождествление не имеет под собой достаточных оснований. Публичный договор и договор присоединения являются самостоятельными институтами гражданского права и могут применяться в правоотношениях как отдельно, так и в совокупности, дополняя друг друга.
Предложена классификация видов публичного договора по признаку направленности: направленные на передачу имущества в собственность (розничная купля-продажа, энергоснабжение); на передачу имущества в пользование (прокат, аренда автомобилей с
участием специализированной прокатной организации); на выполнение работ или оказание услуг (бытовой подряд, строительный подряд для удовлетворения бытовых нужд, медицинское обслуживание, гостиничное обслуживание, услуги связи, банковские договоры, заключаемые гражданами, перевозка транспортом общего пользования, отдельные виды хранения, отдельные виды страхования и т.п.).
6. Предложение о необходимости разработки Правительством
Российской Федерации типовых договоров банковского вклада, проката,
бытового подряда, личного страхования и обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Реализация этого предложения позволит не только унифицировать
основания, условия и порядок заключения публичных договоров с
учетом специфики отдельных их видов, но и существенно повысить
гарантии прав потребителей.
7. Предложения, направленные на совершенствование
гражданского законодательства, в соответствии с которыми необходимо:
В целях усиления гарантий прав потребителей дополнить ст. 426
ГК РФ пунктом следующего содержания: «В случае заключения
публичного договора путем присоединения к формуляру или иной
стандартной форме, разработанной стороной, потребитель имеет право
требовать внесения изменений в предлагаемый формуляр до
подписания соглашения, если установленные в нем условия
противоречат положениям ст. 426 ГК РФ или не соответствуют обычно
устанавливаемым правам и обязанностям по таким видам договорных
обязательств»;
Поскольку договоры энергоснабжения, снабжения тепловой
энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами
через присоединенную сеть, строительного подряда, заключаемого для
удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина,
11 кредитный договор, заключаемый гражданином, отдельные виды договора хранения, заключаемые гражданином, отвечают признакам публичного договора, дополнить статьи 539, 548, 740, 819, 921, 922, 924 ГК РФ указанием на то, что данные договоры являются публичными.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В соответствии с поставленными целями и задачами сформулированные выводы и положения могут способствовать совершенствованию научных представлений о понятии, порядке заключения публичных договоров, а также быть использованы при разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, усиление гарантий прав и свобод граждан в сфере гражданского оборота в целом.
Выводы, предложения и рекомендации, изложенные в диссертации, могли бы быть применены в правотворческой работе при дальнейшей разработке новелл гражданского законодательства и подзаконных актов, а также в судебной практике в интересах повышения ее эффективности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были доложены автором и обсуждены на общероссийских конференциях «Правовая реформа в России: итоги и перспективы» и «Юридическая наука и практика России: итоги и перспективы развития», прошедших в Москве 18 - 19 декабря 2001г. и 19-20 декабря 2002 г. (МГУ им. М.В.Ломоносова), в выступлениях перед сотрудниками юридических подразделений государственных и коммерческих организаций в Высшей школе экономики (2001,2002, 2003гг.).
Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры «Государственного и гражданского права» юридического факультета Московского психолого-социального
института, в частности при подготовке учебно-методического материала по курсу «Международное частное право».
Результаты диссертационного исследования использовались при
проведении Министерством юстиции Российской Федерации правовой
экспертизы и подготовке проектов федеральных законов,
предусматривающих внесение изменений и дополнений в п. 1 ст. 426 ГК РФ об уточнении субъектного состава публичного договора, в ст. 819, 921, 922, 924 ГК РФ о необходимости отнесения договоров, регулируемых данными статьями, к числу публичных и в ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части установления запрета на снижение банком в одностороннем порядке процентной ставки по срочным вкладам граждан.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, списка использованной литературы и приложения.
Деление материала на три основные части предопределено целью проведенного исследования - комплексным изучением публичного договора как нового института российского гражданского права, а также системным анализом норм ГК, федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих публичный договор. Исходя из этого, в первой главе объясняется необходимость и закономерность существования публичного договора в гражданском праве России, дается его общая характеристика. Далее с учетом положений изложенных в предшествующей главе, раскрываются признаки, которые позволяют квалифицировать тот или иной гражданско-правовой договор в качестве публичного. В завершающей главе проводится классификация публичных договоров и рассматриваются наиболее существенные особенности каждой из групп публичных договоров.
Публичные начала в гражданском праве
Проблема публичных начал в гражданском праве имеет не только сугубо юридическое, но и философское, мировоззренческое значение, поскольку связана с такими категориями как справедливость, уважение личности, гарантии прав и свобод человека и гражданина, с глубинным пониманием сущности правоотношений между государством в лице его властных органов и отдельными гражданами. Осмысление роли публичных начал имеет важное значение для построения концепций отдельных отраслей права, моделирования общих подходов к созданию и совершенствованию нормативных, политических и социокультурных основ жизнедеятельности личности, общества и государства.
Термин "публичный" в переводе с латинского «publicus» означает "народный", "общественный", "государственный"1 и в современном понимании имеет два основных значения: 1) прилюдный, совершающийся в присутствии публики, людей, открытый, гласный; 2) общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, государственный интерес.
В соответствии с принципом публичности граждане, должностные лица и органы государственной власти обязаны действовать в соответствии с императивными нормами, устанавливающими обязательные правила поведения участников правоотношений.
Слово «частный», в свою очередь, толкуется как отдельная часть, подробность, деталь чего-либо целого, общего, принадлежащего отдельному лицу, а не обществу и не государству, относящаяся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отношениям. Основополагающие начала в праве, базирующиеся на приоритете частного интереса над публичным, ставящие на первое место в иерархии ценностей, охраняемых законом, частный интерес, принято называть также диспозитивными.
Диспозитивность в переводе с позднелатинского "dispositivus" означает распоряжающийся, допускающий выбор2 и представляет собой правовую категорию, связанную с частным интересом, который реализуется, в том числе через право гражданина по своему усмотрению выбирать форму правового поведения, средства и методы защиты частного интереса3.
В гражданском праве под диспозитивностью понимается закрепленное в законе основополагающее начало, аккумулирующее положения о свободе поведения участников правоотношений и возможности им по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом. Личный интерес в иерархии ценностей рассматривается как приоритетный. Нормы, содержащие такие положения, называются диспозитивними.
Вместе с тем гражданское законодательство, помимо диспозитивных, содержит и императивные нормы, связанные с защитой основ конституционного строя, обеспечением обороны страны и безопасности личности, общества и государства, недопущением злоупотреблений и экспансии со стороны предпринимателей, развития монополизации и других негативных явлений, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданского оборота.
Необходимость существования императивных предписаний в национальном гражданском законодательстве вытекает из международно-правовых норм, других нормативных правовых актов1, которые получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10, 426, 445, ч. 1 ст. 1193), Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3. Так, ограничивая свободу частной собственности в публичных интересах, ст. 235 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества у собственника путем реквизиции, конфискации либо национализации. Использование лицами гражданских прав по своему усмотрению может быть также ограничено в случаях, если субъекты гражданских отношений допускают действия, причиняющие вред другому лицу или ограничивают конкуренцию, а также злоупотребляют правом, в том числе доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ). Кодекс запрещает реализовывать гражданские права с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ПС РФ). Сделка, совершенная с указанной целью, признается ничтожной и влечет за собой гражданско-правовую ответственность.
Достаточно жесткий набор требований предъявляется к порядку регистрации юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц. Эти требования касаются, например, организационно-правовой формы, формирования уставного капитала, наличия лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности и т.д.
Предмет и условия публичного договора
Круг других существенных условий определяется особенностями конкретного вида публичного договора. Например, для договора розничной купли-продажи существенным является условие о наименовании и количестве покупаемых товаров; для энергоснабжения - о режиме потребления энергии, обеспечении абонентом безопасности эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; для договора бытового подряда - условие о цене и сроке исполнения работ и т.п. Отсутствие одного из существенных условий договора влечет за собой признание его незаключенным.
Важным условием публичного договора в соответствии со ст. 426 ГК РФ является признание деятельности коммерческой организации (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), публичной, т.е. деятельностью, связанной с выполнением соответствующим лицом обязанностей по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится. Данный признак является одним из ключевых, основополагающих признаков публичного договора. Вместе с тем закон не содержит разъяснения, какой характер деятельности свидетельствует об обязанности заключать договоры с каждым обратившимся, а учеными по этому вопросу высказывались диаметрально противоположные точки зрения.
Так, С. Денисов считает, что обязанность коммерческой организации заключать договор в отношении каждого обратившегося вытекает из закона и учредительных документов коммерческой организации1. К.Тотьев, напротив, подчеркивает, что «ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером деятельности субъекта, а не с формальными ограничениями в учредительных документах».
Определенные попытки установить критерии для руководства при определении обязанности заключать публичные договоры, исходя из характера деятельности организации, были предприняты в нормах, посвященных отдельным видам договоров. Так, на основании статьи 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Ст. 908 ГК признает товарный склад складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает обязанность принимать товары на хранение от любого товаровладельца.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, заключать публичные договоры может вытекать из ГК РФ, законов и иных правовых актов, регулирующих конкретный вид деятельности, и с учетом учредительных документов и выданных лицензий.
Если из анализа вышеупомянутых документов следует, что характер деятельности лица, занимающегося предпринимательством, обязывает его соблюдать требования ст.426 ГК РФ, то это еще не означает распространение на все заключаемые такими лицами договоры режима публичных договоров.
Классификация публичных договоров
Необходимо отметить, что принятая в гражданском праве система построения норм «от общего к частному», суть которой заключается в том, что ко всем договорным правоотношениям применяются те нормы общей части, на которые не влияет договорная специфика, не получила должного воплощения в ПС РФ применительно к публичному договору. Законодателем не выработан единообразный подход для применения нормы о публичном договоре. Статья 426 ГК РФ дает примерный перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется установленный ею режим. Однако во второй части Кодекса отсылка к упомянутой статье дается не во всех статьях, регулирующих договоры, относящиеся к числу публичных (например, ст. 539 ГК РФ о договоре энергоснабжения не упоминает о том, что данный договор отнесен к категории публичных).
Решение проблемы видится в том, чтобы указать непосредственно в нормах второй части Кодекса, какие из названных в Кодексе договоров являются публичными. В то же время, учитывая, что в соответствии со ст. 8 и п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным правовым актом, предлагаемый законодателем в части первой ГК РФ перечень публичных договоров должен быть открытым. Для отнесения того или иного соглашения к публичному необходимо использовать признаки, закрепленные в ст. 426 ГК РФ.
Проанализировав договоры, регулируемые нормами второй части Кодекса, через призму признаков публичного договора, диссертант пришел к выводу, что некоторые виды договоров, не названные в соответствующих статьях второй части Кодекса публичными, должны рассматриваться в качестве таковых. К ним относятся следующие виды договоров: аренда автомобиля, заключаемого специализированной прокатной организацией;
Кредитный договор, для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей гражданина (ст. 819);
Хранение ценностей, принадлежащих гражданину, в банке (ст. 921);
Хранение ценностей в банковском сейфе (ст. 922);
Хранение в гардеробах организаций (с. 924).
При построении классификационных систем публичных договоров целесообразно использовать как общие подходы, которые предлагались учеными для классификации всех видов договоров, так и специфические, присущие только публичным договорам.
Многие ученые-юристы исходят из того, что признак направленности обязательства является стержневым для построения системы договоров. Однако ему дается разное толкование. Так, М.В.Гордон в качестве основного классификационного критерия выдвигал цель договора, под которой понимал те последствия, к которым стремятся его участники1. О.С. Иоффе, взяв за основу экономические и соответствующие им юридические признаки, выделил девять групп договоров: 1) по возмездной реализации имущества; 2) по возмездной передаче имущества в пользование; 3) по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование; 4) по производству работ; 5) по оказанию услуг; 6) по перевозкам; 7) по кредиту и расчетам; 8) по совместной деятельности; 9) по страхованию. О.А.Красавчиков полагает, «что все отдельные виды обязательств должны быть разграничены между собой по признаку их направленности. В результате такого деления мы получим четыре больших группы обязательств: обязательства, направленные на передачу имущества; обязательства, направленные на оказание услуг; обязательства, направленные на выполнение работ; обязательства, направленные на передачу денег»1. В зависимости от «результата» М.И.Брагинский и В.В.Витрянский выделили четыре группы договоров: направленные на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг и на учреждение различных образований.
Существует также классификация, в основу которой положен принцип «матрешки» (каждый последующий вид договора отражает особенности предшествующих). Ю.В.Романец критериями формирования системы гражданских договоров называет значимые для права признаки общественных отношений. По его мнению, в качестве системного признака должен рассматриваться любой признак, если он влияет на правовое регулирование, при этом не имеет значения, какую черту обязательства он характеризует. Вместе с тем он отмечает, что может быть множество классификаций, каждая из которых проводится по единому основанию. Так, договоры могут классифицироваться по признаку направленности, по способу передачи товара, по субъектному признаку. В качестве системного признака также выделяется предмет договора и возмездность (безвозмездность) договора.
Новая редакция Ст. 426 ГК РФ
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Комментарий к Ст. 426 ГК РФ
Судебная практика.
Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую "слабость" потребителя ограничением прав коммерческой организации.
При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.
Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя (в данном случае - медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).
Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.
Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.
В ГК приведен "открытый" перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.
В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.
Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.
Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.
Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.
В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации "по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг". Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.
Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.
Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип "свободы договора" (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.
Однако для другой стороны публичного договора принцип "свободы договора" сохраняет свое действие.
С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).
В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений ("в порядке общей очереди"). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).
2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены "льготы для отдельных категорий потребителей".
Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его "потребителем". Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина "потребитель", содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.
3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.
В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).
Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).
4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.
Однако это право применяется только "в случаях, предусмотренных законом". Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.
5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.
- Вверх
Публичный договор: условия заключения в 2019 году. При каких обстоятельствах составляется публичный договор, и договор присоединения. Чем публичный договор отличается от других?
В чем схожесть механизма работы? Примеры того, как работает публичный договор? В каких сферах используется публичный договор?
Публичный договор ─ это часть условий для работы частного предпринимателя. Отношения между людьми, их обязательства и права друг перед другом регулируются законом. Поскольку люди не привыкли верить друг другу на слово, они желают получать гарантии того, что обещанное они получат. Публичный договор является одной из форм гарантии. И каждый день составляются различные договора, которые регулируют отношения в разных сферах. Так и публичный договор имеет свою сферу действия.
Публичный договор ─особенная форма договорных отношений
Публичный договор составляется по определенной форме, с учетом закона. Публичный договор ─ это специальный вид документа, который регулирует отношения двух сторон договора, сюда входит вся сфера обслуживания. Публичный договор указывает на нюансы такого взаимодействия.
Поскольку публичный договор заключается в одностороннем порядке, то составитель должен опираться на закон, с учетом того в какой сфере он работает. Для разъяснения можно сказать: публичный договор говорит, что одна сторона сама устанавливает договор для разных людей. Публичный договор вовлекает во взаимодействие неограниченный круг лиц, которые находятся на равных условиях.
Для кого подписывается публичный договор?
В некоторой мере у второй стороны публичного договора даже больше прав и свободы, потому что она вообще ничем не ограничена. А вот тот, кто публичный договор формировал, вписывал в этот публичный договор и обязательства. Как он будет осуществлять работы, продавать товар и т.д. Для каждого рода деятельности есть свои законы и особенности работы. Именно так и работает публичный договор.
Публичный договор говорит, что теперь все группы населения становятся участниками этого договора. Все эти лица автоматически стали участниками договора и теперь они становятся конгрегатами первой стороны. То есть если они пользуются, какой либо услугой, которая была прописана в публичном договоре первой стороной, то автоматически становятся второй стороной договора. Для второй стороны это не несет никакой угрозы и не налагает дополнительной нагрузки. Но если вдруг покажется. Что вас ущемляют или такое на самом деле будет, то можно обратиться к защитникам потребителей.
Как работает публичный договор?
Два типа договора, о которых говорилось выше, отличаются от типовых договорных соглашений. Что происходит с типовым соглашением? Его разрабатывает юридическое лицо, чтоб процедура заключения договора была значительно упрощена. Это кардинально меняет ситуацию, потому что здесь договорные положения по желанию второй стороны могут быть пересмотрены. Публичный договор этого не предусматривает.
Таким образом, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публичном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя.
Для каждого покупателя все права распространяются в равной мере без исключений. Единственное, когда невозможно осуществить такое равное обслуживание, ─ это когда товара нет в наличии. А так публичный договор на стороне потребителя. Публичный договор работает и на железнодорожных станциях, и вокзалах. Предприниматели сферы обслуживания составляют такой публичный договор.
По закону в любой сфере могут быть оговорены льготные категории, для них могут быть снижены расценки, например льготы на проезд. Эти льготы могут распространяться на одну и более категорий, например на студентов и пенсионеров.
Публичный договор предусматривает и такие оговорки, но в целом все остальные получают услуги, так как они прописаны в публичном договоре. Публичный договор работает в магазинах, и различных сферах обслуживания. Как бы там ни было сам публичный договор дает много преимуществ второй стороне.
Чтоб публичный договор был составлен так как должен быть составлен договор, можно проконсультироваться с специалистами. Если публичный договор составлен неправильно, то этот договор нужно будет переделать. Он не будет иметь силу. Публичный договор должен быть у первой стороны на руках, как документ разрешающий заниматься своей деятельностью и должен быть публичный договор в госструктурах. Поэтому публичный договор имеет силу, как и другие документы. Вот так работает публичный договор в своей сфере.
Помощь юриста
Публичный договор является документом, а потому должен быть правильно составлен. Обратитесь за консультацией к юристу, вместе с ним составьте публичный договор, либо получите ответы относительно того, зачем нужен публичный договор?
Редактор: Игорь Решетов