Генпрокуратура рассказала, почему британия не выдает россии обвиняемых. Механизм экстрадиции в уголовном праве россии
Бегство за границу становится единственным вариантом спасения от тюрьмы для многих «влиятельных» преступников. В России такие побеги приобрели массовый характер за последние несколько лет. Но данный вариант спасения достаточно рискован: почти все государства имеют международные соглашения, предусматривающие выдачу правонарушителей (экстрадицию). Однако есть и исключения. Выясним, какие страны не выдают преступников России.
Понятие экстрадиции
Это форма международного сотрудничества по поводу задержания и последующей передачи нарушителей закона. Процедура совершается на основании норм международного права. Государства заключают двусторонние соглашения, подразумевающие сотрудничество в данной сфере. Экстрадиционные преступления в обязательном порядке закрепляются в международных актах.
Основным документом, регулирующим вопросы экстрадиции, является Европейская конвенция о выдаче (13.12.1957 г.). Россией документ подписан в 1996 году. В 1999 акт был ратифицирован и содержал ряд оговорок, которые описывали случаи запрета в выдаче граждан РФ. Среди них статья 61 Конституции, которая гласит, что россияне не могут быть высланы за пределы своей страны в другое государство.
В настоящее время Россией подписаны около 65 международных соглашений о сотрудничестве в сфере экстрадиции. Среди них Китай, Ирак, Иран, Монголия, Индия, Вьетнам, Япония.
Система выдачи преступников
В международной практике их две:
- Европейско-континентальная.
- Англо-американская.
Первая система применяется в европейских странах, Латинской Америке, включая ее бывшие колонии. Правила выдачи преступников здесь регламентируются заключенными соглашениями между государствами.
Англо-американская система по выдаче правонарушителей предусматривает рассмотрение конкретного случая в суде. Выдача производится после вынесения положительного судебного решения, которое принимается на основании достаточных и неопровержимых доказательств виновности преследуемого лица.
Российская федерация входит в европейско-континентальную систему. Страна просит выдать нарушителей закона на основании заключенных договоров, следуя правилам Европейской конвенции о выдаче. Существует список стран, где нет экстрадиции в Россию. Как правило, с этими государствами не заключены двусторонние соглашения или имеются политические моменты, из-за которых экстрадиция невозможна.
Преступников выдают по общим правилам
- Совершенное преступление должно попадать в категории экстрадиционных.
- Наличие принципа двойной преступности деяния, согласно которому оно рассматривается по законодательству обоих государств.
- Соблюдение принципа “конкретности”. Уголовное преследование и наказание производится только за то преступление, из-за которого проводилась выдача правонарушителя.
Ограничения в экстрадиции
В конвенции 1957 года описаны признаки, которые запрещают выдачу преследуемого лица.
- Преступление имеет политический характер. При этом в конвенции отмечается, что покушение на главу государства или членов его семьи не является политическим преступлением.
- Нарушения, связанные с таможенными, валютными махинациями, налогами.
- Когда в основе преследования лежит дискриминационный признак (религиозный, расовый и другие).
- Если в отношении наказуемого на родине могут применить смертную казнь или тяжкие наказания в виде пыток.
- Когда истек срок давности преступления.
Правонарушители, которые хотят скрыться от тюрьмы за границу, ищут, какие страны не выдают преступников России. Чаще за основу берется признак, по которому экстрадиция не производится из-за наличия возможности применения к преследуемым пыток, унижений в родном государстве. Если адвокату удается доказать этот факт, то экстрадиция в Россию запрещается.
Список стран, не выдающих преступников РФ
Принцип невыдачи своих граждан закреплен практически во всех государствах на законодательном уровне. Какие страны не выдают преступников России? Это:
- Великобритания;
- Китай;
- Америка;
- Беларусь;
- Украина;
- Израиль;
- Польша;
- Швеция;
- Венесуэла;
- Япония.
В Израиле и Венесуэле имеются отдельные случаи выдачи преследуемых в Россию.
Побег в Америку
Преступники, бегущие из России, имеют шанс скрыться в Америке. И вот почему. С 2014 года отношения между двумя странами резко ухудшились. Поэтому США неохотно отдает России правонарушителей. Особенно если это американцы, успевшие получить российское гражданство. РФ практически невозможно вернуть их. Но и в этом случае есть свои нюансы: “российских” американцев могут осудить по законам родной страны уже на территории США.
Но даже чисто российских граждан Америка не отдает на родину. На территории США успели обосноваться более 20 опасных преступников, имеющих российское гражданство. И это что все они включены в международный розыск и находятся в списках Интерпола. В качестве основания для отказа в выдаче правонарушителей американская сторона указывает на отсутствие двустороннего соглашения. Из-за этого многие запросы от российской стороны просто игнорируются.
Но несмотря на кажущуюся всесильность Америки, существуют страны, не выдающие преступников США. В список входят: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, КНДР, Марокко, ОАЭ, Россия, Сербия, Тунис, Таджикистан, Узбекистан.
Европа
Олигархи, завладевшие деньгами преступным путем, все чаще выбирают для эмиграции Великобританию. А все потому, что Англия не выдает преступников России. Отказы часто имеют необоснованный характер. Невозможность выдачи правонарушителя объясняется политическими мотивами. Правовые системы обоих государств сильно отличаются. Английская сторона решение о возможности экстрадиции рассматривает как возникающую ответственность одной страны перед другой. Это создает трудности в решении вопроса. Эстония не выдает преступников России. А все потому, что в 2015 году российский президент подписал документ, который провозглашал отказ от международного договора о выдаче нарушителей закона, который действовал между странами с 2001 года. Такой политический ход был необходим для России, но он одновременно упростил жизнь лицам, скрывающимся от преследования.
Кроме Англии и Эстонии, не выдают преступников РФ такие европейские страны, как Швеция и Польша.
Куда еще бегут россияне?
Чтобы укрыться от тюрьмы, люди готовы пересекать океан и обосновываться в самых удаленных уголках земли. Нередко опасных преступников находят в Камбодже, Тринидаде, Никарагуа, Тобаго. Это так называемые офшорные зоны - слаборазвитые в экономическом плане государства, которые не имеют достаточных ресурсов. Поэтому они отличаются гостеприимностью к иностранным богатым туристам, даже если те имеют криминальное прошлое. Многие даже не представляют, где находятся эти страны. А правонарушители уже детально изучили их и готовы там остаться, лишь бы избежать тюремных стен.
Из-за отсутствия двустороннего соглашения Япония не выдает преступников России.
Часто причиной разрыва или приостановления договора о правовой помощи в выдаче преступников становятся напряженные отношения между странами. Так произошло и с Украиной. Отношения между странами считаются напряженными на протяжении нескольких лет. Особенно они испортились после того, как полуостров Крым стал российским. Это объясняет, почему Украина не выдает преступников России.
Тайны английского двора
Те, кто бывал в Лондоне, наверняка видели одну из его достопримечательностей - главное полицейское управление Скотланд-Ярд. История самой крупной штаб-квартиры Англии очень интересна. Она была создана в 1829 году Робертом Пилем - будущим премьер-министром страны. Название полицейского участка было выбрано с учетом его местоположения. Несколько веков назад территорию занимал дворец, в котором проживали шотландские короли. В начале 17-го века королевское здание было поделено на 2 части: средний и большой Скотланд-Ярд. Решение было принято правительством. Последующее название полицейского участка учитывало историю места, на котором он был построен.
Тайна Скотланд-Ярда заключается в том, что при реконструкции здания, там было найдено тело женщины без головы. Дело так и не раскрыли. Реконструкция продолжилась. А в 1888 году полицейских ожидал новый сюрприз - в здании нашли человеческие руки. Через месяц полицейские обнаружили там части человеческого тела. Еще через некоторое время один из рабочих в подвале увидел труп женщины без головы. Экспертиза установила, что руки и голова, ранее обнаруженные, принадлежали этой женщине. Убийцу так и не удалось найти. Интересно, что знаменитая лондонская полиция находится в здании, которое сооружено на месте загадочного нераскрытого преступления.
«Черный» музей
Туристы, интересующиеся детективами и загадками следствия, желают посетить «черный» музей известного на весь мир Скотланд-Ярда. Располагается он в здании лондонской полиции. Музей разделен на 2 части. В одной представлены экспонаты, посвященные преступлениям 19-го века. Вторя часть - это вещественные доказательства наиболее известных преступлений, совершенных на территории Великобритании в 20-м веке.
В музее можно увидеть предметы, которые относятся к Джеку-Потрошителю, жестоким гангстерам - братьям Крэй. Здесь можно познакомиться с историей Джона Хэйга - серийного убийцы, который тела своих жертв растворял в емкостях с кислотой. В музее есть и личные вещи членов известной банды, совершившей в 1963 году «Великое ограбление поезда».
Как Россия возвращает преступников?
Но от истории перейдем к современности. На сегодняшний день известно, какие страны не выдают преступников России. А как быстро российская сторона выдает правонарушителей другим государствам?
Россия активно участвует в процессе экстрадиции иностранных преступников на родину.
Если опираться на данные генпрокуратуры России, то ежегодно страна направляет около 700 запросов в другие государства о выдаче преступников. А исполняют их лишь 10 %. Это говорит о неэффективности работы данного института. Более успешными для России в вопросе экстрадиции оказываются контакты с Испанией, Германией. Основная причина неудач с другими странами - отсутствие двустороннего международного соглашения.
Гораздо активнее Россия выдает преступников другим государствам. Ежегодно отсылается на родину более 1 000 иностранных правонарушителей. В России вопрос об экстрадиции человека в другую страну принимается Главным управлением международно-правового сотрудничество Генпрокуратуры. А в Европе эта проблема чаще решается через суд, что усложняет и затягивает процесс.
Выдача преступника (экстрадиция) является правом государства, а не его обязанностью. Однако, в случае заключения двустроннего договора об экстрадиции, право становится обязанностью. (1)
Опять же, существующий договор об экстрадиции не гарантирует выдачу преступника в РФ. Как и отсутствие такого договора не говорит о невозможности экстрадиции. Всё зависит от множества факторов (личных отношений глав государств, к примеру).
Из стран, которые не экстрадируют преступников в Россию, можно назвать:
- Беларусь;
- Великобритания;
- Венесуэла (хотя отдельные случаи имели место);
- Израиль (хотя были случаи во времена СССР);
- Китай;
- Польша;
- Украина;
- Швеция;
- Япония.
Принцип невыдачи своих граждан в рамках экстрадиции законодательно закреплён почти во всех странах мира. Когда-то и где-то этот принцип соблюдается, но не всегда и независимо от наличия договора об экстрадиции.
1 - здесь имеется в виду выдача в РФ граждан иностранных государств.
Не выдают преступников страны , между которыми не заключен договор о выдаче преступников, либо этого не предусматривает законодательство страны.
Страны не выдают преступников и в том случае, если есть основания считать, что требование о выдаче вызвано не фактом совершения преступления, а политическими мотивами.
Поэтому практически невозможно представить какой-то перечень стран, которые никогда не выдают преступников другим странам. Всегда существует множество юридических нюансов, которые и определяют, как поступит страна в том, или ином случае.
Опыт показывает, что спецслужбы и силовые структуры разных стран все равно взаимодействуют между собой в расследовании преступлений, так что главный способ избежать выдачи – не совершать преступлений.
не выдают преступников
Каждая страна вправе сама решать выдавать преступников другой стране или нет, иногда даже бывает так, что страна выдает преступников одной стране, а другой стране не выдает.
Например в Россию не экстрадируют преступников из следующих стран:
И это далеко не полный список таких стран.
Все зависит от взаимоотношениях между государствами и заранее подписанных договорах об экстрадации: в соответствии с ними преступник выдается при определенных условиях. А так каждое государство имеет право не выдавать преступника или выдавать: все зависит от политических обстоятельств.
Подобные вопросы регулируются соответствующими двухсторонними международными договорами и соглашениями между конкретными государствами. В этих договорах указываются подробные процедуры таких действий, порядок экстрадиции и другие вопросы.
Прежде всего это те страны, между которыми нет экстрадиции (договора о выдачи преступников). Насчет России, то это Англия , Швеция и США (основные страны, где они скрываются), а также Белоруссия, Украина, Израиль и другие.
Из каких стран нет экстрадиции в Россию?
Экстрадицией называют форму сотрудничества между странами, при которой преступники, скрывшиеся в другом государстве, подлежат передаче на родину, туда, где их ждет наказание за совершенные преступления. Иными словами, сбежал негодяй за границу, там его поймали и вернули обратно – подвергли экстрадиции.
Правда, дело это хоть и регламентированное соглашениями, однако в экстрадиции государство может и отказать, по каким-либо своим причинам – например, при подозрении в политическом преследовании.
У России заключены договоры об экстрадиции с 65 государствами, а в Конституции закреплена норма, запрещающая выдачу россиян другим странам. 65 – это не так и много, учитывая, что всего членов Интерпола 188.
Все чаще отказывает России полюбившаяся олигархам Великобритания , необоснованно политизируя дела. Все чаще приходится искать беглецов в таких экзотических государствах, как Тринидад и Тобаго, Никарагуа, Камбоджа . Но быть уверенным в том, что скрыться от российского правосудия можно где-нибудь за океаном, не стоит. Вовсе не значит, что стоит сбежать, например, в Венесуэлу , и вас уже «не достать». Если страна, в которой найдено укрытие, заинтересована в выдаче преступника, она, несомненно, сделает это – а при необходимости дипломаты применят все возможные методы, чтобы убедить местные власти в правильности такого поступка.
Что касается США , то и оттуда экстрадируют весьма неохотно. А на фоне обострившихся отношения с Россией и вовсе непонятно, как повернется дело.
Кроме того, собственных своих граждан, провинившихся где-то за рубежом и успевших укрыться «в домике», на родине, могут и не выдать. Другое дело, что их могут судить уже у себя, если сочтут необходимым. Так что получение гражданства в другой стране может оказаться выходом для тех, кто ни за что не желает возвращаться в Россию. Не экстрадируют «своих» Беларусь, Украина, Польша, Япония, Китай и некоторые другие страны.
Совет 1: Страны, из которых нет экстрадиции преступников
Что такое экстрадиция
Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и осужденных к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.
Обязательна ли экстрадиция?
На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.
Договор в запасе
Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.
Земля обетованная
Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.
Место России в обмене преступниками
Контекст
В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.
Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?
Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.
Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.
Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.
Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.
Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.
Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.
И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.
Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.
Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.
Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.
Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.
Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.
При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.
Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.
Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.
Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.
Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.
Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.
Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.
Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.
Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.
По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.
Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.
Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.
Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.
Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.
В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.
Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.
Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.
Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.
Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.
К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.
Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.
После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.
Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.
Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.
В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.
Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции
Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.
Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.
О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.
Понятие экстрадиции
Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.
По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:
- лица, являющегося гражданином РФ;
- подданного другого государства;
- лица без гражданства;
- лица с двумя или более гражданствами.
Классификация с учетом цели процедуры:
- необходимость осуществить уголовное преследование;
- необходимость отправления правосудия;
- необходимость исполнить приговор.
Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:
- по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
- по запросу любого государства к РФ.
Принцип экстрадиции
Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:
- стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
- придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
- не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
- ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
- противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.
Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?
Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.
Порядок исполнения
- Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
- Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
- В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).
Условия экстрадиции преступника
Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:
- Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
- Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
- Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
- Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
- Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
- Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
- Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
- Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.
Выдача своих граждан
Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).
Запрос об экстрадиции преступника
Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.
Как правильно сделать?
В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:
- полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
- полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
- перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
- документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).
Куда нужно обращаться?
Основания для отказа в экстрадиции
Основные причины для отказа в выдаче:
- Нарушение регламента подачи запроса.
- Отсутствие базы доказательств вины человека.
- Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
- Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).
Пример экстрадиции
В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.
Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).
После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.
Страны где нет экстрадиции
Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).
Список стран без экстрадиции в Россию
Публикации, 16:46 25.05.2016
© dreamstime.com
Место России в обмене преступниками
Контекст
В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.
Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?
Экстрадиция
Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.
Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.
Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.
Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.
Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.
Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.
И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.
Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.
Правовое обоснование
Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.
Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.
Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.
Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.
При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.
Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.
Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.
Российская Федерация
Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.
Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.
Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.
Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.
Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.
Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.
По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.
Страны Евросоюза
Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.
Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.
Великобритания
Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.
Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.
В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.
Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США
В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.
Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.
Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.
Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.
К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.
Украина
Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.
После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.
Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.
В нынешнем году впервые в Россию из Ирака был экстрадирован гражданин иракского государства. Мужчину по имени Али Сабах передали российской стороне, так как в РФ он обвиняется в преступлении, связанном с торговлей запрещенными веществами. Об этом в среду сообщил начальник управления по экстрадиции Генпрокуратуры России Александр Куприянов.
«Его привезли в нашу страну транзитом через территорию ОАЭ, это была непростая и длительная процедура, но благодаря нашим иракским партнерам она завершилась благополучно», — пояснил представитель Генпрокуратуры, выступая на первом открытом международном форуме надзорного ведомства.
Как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной,
всего же в прошлом году ведомство направило в компетентные органы иностранных государств 323 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, что на 42 запроса меньше, чем за 2014 год.
«Снижение показателей произошло за счет уменьшения числа лиц, задержанных на территории Украины», — сказал он. По его словам, иностранные правоохранители пошли навстречу нашим прокурорам 147 раз, что на 51 раз меньше, чем в 2014 году. Кроме того, в первом полугодии 2016 года в иностранные государства было отправлено 198 запросов о выдаче, из них 93 были удовлетворены, что на 27 запросов больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
«Хочется особенно подчеркнуть, что в 2016 году нам удалось добиться выдачи в Россию ряда лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Среди них — Борис Шишолин, который пытался скрыться в Швейцарии. В свою бытность, будучи первым заместителем генерального директора открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод», в составе организованной преступной группы он участвовал в хищении бюджетных денежных средств в размере свыше 74,5 млн рублей, которые выделило предприятию Минобороны России. Кроме того, он обвиняется и в покушении на хищение более 18 млн рублей путем незаконного возмещения из бюджета Российской Федерации налоговых вычетов. Передача его правоохранительным органам России состоялась 10 июня 2016 года», — рассказал Куренной.
Он также отметил, что примером положительного сотрудничества с компетентными органами иных государств может служить передача в Россию бывшего главы Росграницы Дмитрия Безделова, которого следствие считает причастным к хищению у государства более 1 млн и 172 тыс. рублей. Его возврата в Россию надзорное ведомство добилось совместно с коллегами из МВД.
В Генпрокуратуре отметили также, что
чаще всего навстречу России при рассмотрении просьбы об экстрадиции из числа стран СНГ идут Белоруссия и Казахстан, из дальнего зарубежья — Испания, Франция и Германия.
«В 2015-2016 годах наибольшее количество запросов удовлетворено компетентными органами Белоруссии (56), Казахстана (39), Украины (36), Черногории (10), ФРГ (8), Австрии (6), Испании (6), Сербии (4) и Кипра (3)», — отметили в ведомстве. По словам начальника управления по экстрадиции Куприянова, постепенно РФ наладила взаимодействие по этому вопросу также с Испанией, Аргентиной, Эквадором, Чили, Тунисом и Марокко.
Убил милиционеров 10 лет назад
Согласно российскому законодательству и международным договорам, Генеральная прокуратура направляет прямой запрос в те или иные страны о прямой экстрадиции обвиняемого или заочно осужденного. Но есть и второй способ добиться выдачи человека, который скрылся от российских силовиков за рубежом: его можно объявить в розыск через Интерпол.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД, в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации по каналам Интерпола было направлено 1508 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи.
«По итогам года при содействии национального бюро Интерпола осуществлено 55 экстрадиций и депортаций, что несколько меньше аналогичных показателей 2014 года», — отметили в ведомстве.
Там также уточнили, что в первом полугодии нынешнего года правоохранительными органами Российской Федерации было направлено 986 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи и 42 раза в нашу страну депортировали людей, которые были объявлены в розыск по российской инициативе. В 2016 году впервые состоялись выдачи из Мексики и Южной Кореи.
«Знаковым событием стала выдача из Германии Вахтанга Джавахадзе, участника разбойного нападения в Южном административном округе Москвы в апреле 2006 года, в ходе которого был расстрелян прибывший на место происшествия наряд милиции»,
— отметили в пресс-службе МВД.
Англосаксы не выдают России почти никого
В полиции также считают, что среди стран дальнего зарубежья особенно плодотворно с российской стороной сотрудничают Германия, Испания и Таиланд. Как рассказали в Генпрокуратуре, сложнее всего добиться выдачи или экстрадиции из США и Великобритании.
«В первом случае это обусловлено отказом Вашингтона от сотрудничества на основании принципа взаимности в отсутствие двустороннего договора о выдаче между Россией и Соединенными Штатами, во втором — предоставлением компетентными органами Великобритании статуса беженца лицам, обвиняемым в совершении преступлений на территории Российской Федерации по политическим мотивам. С такими же проблемами с указанными государствами сталкиваются и наши зарубежные коллеги», — отметил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
В МВД подчеркнули, что, несмотря на все сложности, иногда американская сторона все же помогает российским правоохранителям.
«В этом году в аэропорту Шереметьево по прибытии рейсом из Нью-Йорка после депортации Иммиграционной службой США был задержан российский гражданин Геннадий Гаврилец, которого обвиняют в причастности к «заказному» убийству президента АОЗТ «Юнитранс-Mink» Анатолия Сериченко.
Хотя Между Вашингтоном и Москвой нет двустороннего договора о выдаче, американские коллеги уведомили правоохранительные органы Российской Федерации о готовящейся депортации»,
— отметили в МВД.
Как пояснил «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов, который в своей практике также сталкивался с вопросами выдачи, экстрадиции и депортации в Россию, самым серьезным препятствием в попытке вернуть того или иного россиянина в РФ остается отсутствие договора о выдаче со страной.
«Основная проблема экстрадиции — это сложная бюрократическая процедура, которая может занимать от 6 до 12 месяцев. При этом надо учитывать, что между государствами должно быть обязательно соглашение о выдаче обвиняемых. Если такого документа нет, то значит нет правовых норм, на основании которых одно государство может требовать что-то от другого», — сказал юрист.
В МВД «Газете.Ru» также пояснили, что на эффективность международного взаимодействия негативно влияет как отсутствие договора о выдаче, так и разногласия в законодательствах.
«Одно и то же деяние в разных странах может квалифицироваться по-разному:
в одной стране оно признается уголовным преступлением, а в другой — лишь административным проступком. Кроме того, различны сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности», — сказали в пресс-службе МВД.
Или выдавай, или суди
Впрочем, как пояснил «Газете.Ru» заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян, в некоторых случаях обвиняемых или заочно осужденных в России можно привлечь к уголовной ответственности даже тогда, когда они скрываются за границей, а договора о выдаче между нашими странами нет.
«Этот человек может быть осужден либо может отбывать наказание в той стране, где он скрывается. Наиболее активно с нашей страной в подобном ключе взаимодействует Белоруссия. Впрочем, в 2015 году в Японии был приговорен к 20-летнему лишению свободы россиянин, обвиняемый в убийстве, совершенном в Амурской области.
Аналогичным образом действует и Россия. Она не выдает своих граждан в иные страны, но может осудить их на своей территории.
В прошлом году Генпрокуратура РФ исполнила запрос минюста США, в результате чего в ноябре 2015 года россиянин был осужден за совершение двойного убийства в Соединенных Штатах. Российский суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 19 лет», — сказал Карапетян.
Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.
Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.
Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.
Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.
В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:
- правом государства;
- его прямой обязанностью.
Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.
Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции - это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.
Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:
- по своему усмотрению;
- в согласии со своим внутренним законодательством.
Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.
Российская Федерация является участницей:
- большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
- ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.
Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.
Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:
- Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
- Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.
Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.
Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:
- в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
- на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
- при условии обмена преступниками.
Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.
Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.
Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.
При этом запрос возможен только в случаях:
Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.
Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:
- существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
- какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.
Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.
Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.
Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:
- Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
- Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
- Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.
При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.
УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:
В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.
В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.
Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.
Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:
Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.
Это происходит в таких ситуациях:
- Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
- Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
- Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
- Если преступление признано политическим.
- Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
- Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
- Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.
В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:
То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.
В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.
Механизм экстрадиции
Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.
Она выглядит следующим образом:
Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.
Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.
О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.
Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.
Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.
В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:
- оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
- жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.
Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.
Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.
В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.
Мировые тенденции
Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.
На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.
Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.
Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.
Всё это обусловлено:
- развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
- стремлением погасить вспышки преступности.
Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.
Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.
Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.