Функции и принципы административного права.
Принципы административного права - основополагающие руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Задачи этих принципов:
1. Определять юридическую природу административного права.
2. Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права.
3. Выступают важным средством для правоприменителя при ликвидации пробелов в административном правею
Необходимо отметить, что в литературе нет единого подхода к перечню таких принципов.
Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, «подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти:
Принцип приоритета личности и ее интересов,
Принцип разделения властей,
Принцип законности,
Принцип гласности,
Принцип ответственности.
При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет». 1
Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие:
Иерархичность построения субъектов и их отношений,
Подзаконность деятельностиАлехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации-М.,2003 128
Функционально-специализированный характер деятельности,
Участие граждан и их объединений в государственном управлении,
Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими».
Можно выделить следующие виды принципов :
1. Приоритет личности, ее прав и свобод - вся деятельность органов государственного управления опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом в системе административного права преобладают охранительные нормы, призванные оградить эти самые права и свободы от нарушения. Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).
2. Разделения властей - означает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне.
3. Единство системы исполнительной власти в РФ - Согласно ст. 77 Конституции РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.
4. Гласность работы органов исполнительной власти - включает в себя
· публичную отчетность о своей деятельности всех государственных органов и должностных лиц;
· право граждан на участие в управлении делами государства;
· равный доступ к государственной службе.
5. Юридическая ответственность всех должностных лиц, которые принимают управленческие решения - означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм. «Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний».
6. Демократизм государственного управления - означает, во-первых, что некоторые государственные органы и должностные лица должны назначаться на должность с учетом мнения населения РФ, а во-вторых, что каждый гражданин вправе участвовать в осуществлении государственного управления.
7. Законность - исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству.
8. Федерализм - проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также в установлении совместного предмета ведения. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.
9. Гуманизм - приоритет общественных ценностей при осуществлении государственного управления и привлечения к ответственности за их нарушение.
10. Справедливость - предполагает учет различных обстоятельств, связанных с личностью, с общественной значимостью тех управленческих процессов, которые регулируются субъектами управления.
Принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).
Административное право строится на таких принципах , которые свойственны:
1) организации государственного управления и местного самоуправления (принципы так называемого "организационного" административного права);
2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципальной службы);
3) процессу управления (управленческим процедурам), т.е. процессу совершения административных действий;
4) административно-юрисдикционному процессу;
5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.
Конституционные принципы административного права:
1. Принцип законности. Этот принцип можно назвать также принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.
3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право регламентирует организацию государственной власти в РФ, устанавливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должностей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой государственный орган, а следовательно, никакой вид государственной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Они исполняют лишь соответствующие функции государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (не следует забывать, что административное право регулирует определенные отношения в системе законодательной и судебной власти - так называемые внутренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).
5. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.
7. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Организационно-функциональные принципы административного права:
1. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми актами. Контрольно-надзорная деятельность - обязательный спутник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.
2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению. Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному управлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к установлению стандартов управленческой деятельности и требований к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.
3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве государственных.
4. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления - важнейшая правовая основа выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффективности.
5. Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Некомпетентные управленческие решения могут причинить ущерб общественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.
6. Принцип обязательного учета научных основ организации государственного управления. Вданном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого процесса управления. Сюда относятся такие принципы, как дифференциация и фиксирование управленческих функций и должностных полномочий; учет отраслевого начала (управление отраслями народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций межотраслевого характера, функций координации); территориальный принцип управления (обеспечение управления на конкретной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллективности при осуществлении управленческой деятельности.
Принципы административного права составляют наиболее важные направления, его идеи, которые выражают сущность и необходимость существования. Принципы находят свое отражение и закрепление в административно-правовых нормах. Их необходимость обусловлена различными этапами развития общества, и принципы могут изменяться.
Принципы могут закрепляться в законодательстве не только в отдельной статье, но и вытекать из смысла различных норм.
Существуют следующие принципы административного права:
- Законности. Он находит свое выражение в неукоснительном соблюдении правовых норм Конституции и иного законодательства субъектами при осуществлении ими своих полномочий, защите своих прав.
- Демократии. Реализуется через возможность народа участвовать в создании нормативно-правовых актов, что является неотъемлемой частью демократического общества. Государственные органы должны действовать открыто для народа, чтобы была возможность для осуществления контроля.
- Справедливости. Последствия должны быть соотносимы с поведением субъекта, ни в коем случае не выходить за рамки законности.
- Гуманизма. Должны быть признаны приоритет прав и законных интересов субъектов, общественных ценностей.
- Федерализма. Закрепляется в четком определении прав, полномочий и обязанностей органов исполнительной власти на законодательном уровне. Должны быть четко определены сферы деятельности и предметы ведения федеральных и местных органов власти.
- Равенство граждан перед законом. Абсолютно все граждане равны перед административным законодательством, независимо от их вероисповедания, расы, пола, места жительства, имущественного положения.
Административное право как отрасль находится на предпочтительном для государства месте в общей системе права. Именно через него государство воздействует на … |
|
Субъекты административного права – прежде всего, это обладатели разнообразных обязанностей и прав, наделенные ими для реализации своих полномочий в области … |
|
Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения в обязательном порядке складываются в процессе взаимодействия общества и … |
Право - это универсальный регулятор общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С его помощью можно не только контролировать, но и умело управлять. Этот факт был раскрыт достаточно давно, когда ещё как такового права не существовало. Ведь использовать для управления исключительно насилие крайне невыгодно, потому что люди в конечном итоге привыкнут к нему и перестанут подчиняться. Гораздо грамотнее использовать мирные методы с расчётом на человеческий интеллект.
Как мы знаем, основной в любом государстве является власть его высших органов. Раньше не существовало отрасли права, которая бы регулировала деятельность этих органов. Но со временем стало понятно, что государственная власть, или же аппарат управления, - это совершенно иная сфера человеческой жизнедеятельности, которая требует отдельного правового обрамления.
Чтобы создать хотя бы какой-то юридический регулятор, решили организовать такую отрасль, как административное право. Если ещё в середине XX века теоретиков в области административного права рассматривали как писателей-утопистов, то сегодня эту сферу изучают практически во всех юридических вузах Российской Федерации. В статье мы попытаемся разобраться в функциях и принципах административной отрасли права.
Понятие административного права
На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия. Согласно их научным изысканиям, административное право - это отрасль или же система правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера государственных органов и их должностных лиц, в вопросах осуществления ими исполнительной власти.
Если говорить простым языком, то административное право - это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.
Наука административного права
Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли. При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.
История отрасли
Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению. Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.
Правоотношения, регулируемые административным правом
Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.
Классификация административных правоотношений
Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:
- По своему характеру: материальные и процессуальные.
- По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
- В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.
Принципы административного права
Любая система правовых норм, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, имеет свою методологическую базу, функции. Принципами административного права являются основополагающие идеи, исходные положения, в которых проявляется сама его сущность. На их основе фактически происходит становление и развитие отрасли. Принципы административного права во многом помогают разобраться в его предмете и функциях, которые все ещё вызывают споры среди многих специалистов. Нужно отметить тот факт, что исходные положения отрасли отличаются от научных. Принципы науки административного права- это рамки изучения предмета, а отраслевые принципы позволяют говорить о реальном влиянии данной сферы на общественные отношения.
Принципы и источники административного права
Следует отметить тот факт, что многие исходные положения отрасли существуют в её источниках. Более того, многие учёные не производили громких открытий в процессе их поиска. Они всего лишь проанализировали действующее законодательство и выделили ключевые идеи. На сегодняшний день многие новые принципы административного права РФ открываются таким же образом.
Перечень принципов
Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:
Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.
Схожесть административных принципов и принципов иных отраслей
Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом. Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.
Функции административного права
Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:
- Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
- Правотворческая.
- Функция организационная.
- Правоохранительная.
- Координационная.
Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.
Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации - Конституции.
Заключение
Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности. Надеемся, в будущем существование административного права не будет ставиться под вопрос, а механизм его реализации наконец-то приобретёт упорядоченный вид.
Понятие принципов административного права
Определение 1
Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.
Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.
Определение 2
Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.
Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.
Принципы административного права
Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.
Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.
Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:
- Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.
Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.
Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.
К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:
- принцип федерализма;
- принцип разделения властей;
- принцип признания местного самоуправления;
- принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Замечание 1
Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.
Выводы
Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:
- перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
- формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
- Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.