Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения? Прокурорские проверки Как проводится прокурорская проверка по жалобе.
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Под проверкой прокуратуры понимается проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, которую проводят органы прокуратуры. Предмет надзора, осуществляемый прокуратурой, и имеющиеся полномочия закреплены в Разделе III Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Сюда относятся: надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Необходимо учитывать, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применимы к проверкам, проводимым прокуратурой, хотя прокуратура присутствует при проведении таких проверок.
В связи с чем в судебной практике, к сожалению, не редки случаи, когда суды делают вывод об отсутствии необходимости соблюдать органом, чьи сотрудники были привлечены прокуратурой, которая инициировала проведение проверки, в качестве специалистов при проведении такой проверки, положений указанного Федерального закона. Это, на наш взгляд, серьезное упущение, поскольку указанный Федеральный закон предоставляет значительные права и возможности предпринимателям при проведении проверок, в отличие от проверок прокуратуры.
Когда проводится проверка?
Проверка может быть плановой (и тогда вы можете найти вашу компанию в списке проверяемых лиц на сайте Генеральной прокуратуры) и внеплановой. Такая внеплановая проверка проводится, в случае получения информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурорского реагирования, прокуратура проводит проверку. Такая информация может быть получена из обращения гражданина, организации, СМИ и т.д.
Проверка проводится в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре и соответствующими Приказами Генеральной прокуратуры РФ. Например, принят Приказ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и иные.
СРОКИ. Срок на проведение проверки органами прокуратуры не установлен.
Какие есть полномочия у прокуратуры при проведении проверки?
В соответствии со ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Полезные советы при проведении у вас проверки
Когда к вам пришли работники прокуратуры с проверкой, обязательно попросите предъявить удостоверение работника прокуратуры. И если все равно сомневаетесь, что перед вами работники прокуратуры, позвоните в эту прокуратуру и уточните про проверку. Если прокурор требует предоставить ему какие-либо документы, которые вы не можете предоставить в связи с отсутствием вашего работника на рабочем месте, советуем письменно изложить невозможность исполнения указанного требования по объективным причинам, и попросить прокурору расписаться на вашем экземпляре (чтобы позже вы не были привлечены к административной ответственности за неисполнение требований прокуратуры).
Перед дачей каких-либо объяснений, советуем позвонить вашему юристу и спросить, стоит ли давать объяснения и если да, то что конкретно указывать. Это важно, поскольку эти объяснения будут в материалах проверки, и если вы будете обжаловать в суд эти результаты, а в объяснениях должностное лицо признает вину, то суд, естественно, откажет в признании результатов проверки незаконными.
Как оформляется результат проверки прокуратуры?
По итогам проведения проверки прокурор выносит любой следующий акт:
- предостережение о недопустимости нарушения закон
а
Порядок вынесения предостережения выносится в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».
Предостережение выносится только должностному лицу (например, директору организации) и только в тех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
- выносит представление об устранении нарушений закона
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении
Указанное постановление направляется лицу, уполномоченному в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях рассматривать дела о таких правонарушениях.
- протест
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке. Например, такой протест может быть вынесен на приказ работодателя.
Как обжаловать результаты проверки?
Результаты проверки могут быть обжалованы в административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору) или судебном.
Прокурорские проверки коренным образом отличаются от всех остальных контрольных мероприятий. Существенное различие кроется в том, что визиты в офис представителей из этого ведомства носят надзорный характер. Это, прежде всего, реакция государственного органа на какие-либо нарушения, о которых ему стало известно. Источником негативной информации может быть кто угодно: недовольный клиент компании, бывший контрагент, конкурент и даже из СМИ может поступить соответствующий «сигнал». Прокуратура имеет право самостоятельно инициировать проверку, даже если ее сотрудникам не подавалось обращение уделить пристальное внимание деятельности определенной организации. О подробностях проведения контрольных мероприятий рассказал адвокат Александр Трач.
Безграничные возможности
Многие эксперты отмечают, что прокурорские проверки относятся к самым непредсказуемым по двум причинам. Во-первых, прокуратура в полномочиях не ограничена - она может обратить внимание на задолженность по заработной плате, соблюдение миграционного законодательства или прав человека, на природоохранные нормы или законность ведения строительства на конкретном земельном участке. Говорить о том, что есть исчерпывающий перечень нарушений, который относится к компетенции работников прокуратуры, нельзя. Пожалуй, этот государственный орган не может заниматься одними фундаментальными вещами, к примеру, оспаривать те или иные законодательные нормы. Во-вторых, документы, регламентирующие порядок проведения контрольных мероприятий органами прокуратуры, менее подробны, чем регламенты других структур. «Например, у налоговых органов достаточно четко определен регламент, который полностью описывает процесс проведения контрольных мероприятий: с чего начинается проверка, какие периоды проверяются, перечислены документы, которые должны просмотреть инспекторы, что должно стать ее результатом. Соответственно, компания имеет возможность к проверке подготовиться», – говорит Александр Трач.
У представителей прокураторы отсутствует четкий регламент, который регулирует процесс проведения контрольных мероприятий. Есть только три аспекта, которые прописаны достаточно четко. Правило первое: работники прокуратуры не имеют права вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут отсматривать только документы, которые напрямую относятся к правонарушению. Второе: четко определены сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения. Третье: установлены формы прокурорского реагирования в случае установления факта нарушения закона: протест, представление, постановление прокурора, а также в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет предостережение о недопустимости нарушения закона.
Стихийное бедствие
С мая 2009 года именно Генпрокуратура РФ занимается формированием ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещает его на своем сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года. Прокуратура имеет право отказать в проведении контрольных мероприятий, если не усматривает достаточных оснований для их проведения. Это существенно снизило административную нагрузку на бизнес, потому что количество визитов органов контроля резко сократилось и их действия стали прогнозируемы. Так, любой руководитель или бухгалтер может в Интернете отследить себя в графике проверок на сайте Генпрокуратуры РФ. Но при этом проверки, инициированные самой прокуратурой, спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту нарушения. Предупредить о предстоящем визите могут только «свои люди» в этом государственном органе, либо намекнуть «способна» информация, опубликованная в СМИ, если контрольные мероприятия будут носить массовый характер. «Когда случается событие, которое может затронуть всех, то проводятся веерные проверки. К примеру, так было после пожара в клубе «Хромая лошадь», – отмечает Александр Трач.
Суду на подмогу
Прокурорские проверки для многих компаний, которые не могут решить споры с контрагентами путем переговоров, становятся альтернативой судебному разбирательству. «Во-первых, это занимает намного меньше времени. Рассмотрение дела служителями Фемиды может длиться полгода и более, в то время как прокуратура должна ответить на обращение, как правило, в течение 30 дней. В крайнем случае можно продлить этот срок еще на 15 дней. То есть за это время должны быть проведены все мероприятия по выявлению нарушений, если таковые имеются. Кроме того, за обращение не приходится платить.
Проверки прокуратуры спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту обнаружения нарушения. Предупредить о визите могут только «свои люди» в госорганах. Если контрольные мероприятия носят массовый характер, информация о них появится в СМИ.
Почему еще обращаются в прокуратуру? Потому что представители этого надзорного органа не вправе просто так отписаться – потребуется свою позицию обосновать. Получив заключение, уже можно понять настроение государственных органов в решении данного спора или в устранении конкретного нарушения. Хотя на практике встречаются ситуации, когда прокуратура укладывается в отведенный срок, но на руки получаешь-таки отписку, что этот вопрос не относится к компетенции данного государственного органа, или что он не усматривает нарушений, изучив обстоятельства дела. С самого начала нужно понимать, что прокуратура не может заменить суд, но она достаточно часто разгружает его от лишней работы. Служители Фемиды могут принять окончательное решение в споре, но в то же время они не имеют право самостоятельно инициировать разбирательство, даже если знают о факте нарушения, в отличие от прокуратуры», – разъясняет наш собеседник.
Провокации конкурентов
«Любой может обратиться в прокуратуру и сообщить, о том, что в определенной компании возможны нарушения закона и попросить обратить внимание на работу организации», – объясняет Александр Трач. Могут ли этой возможностью воспользоваться конкуренты для того чтобы устранить соперника? Да, но есть небольшая деталь. Нужно действительно быть уверенным, что указанные нарушения имеют место быть на предприятии. В противном случае, заявителя по результатам проверки можно обвинить в клевете. Но на практике это происходит крайне редко, потому что в заявлении можно не утверждать точно, а говорить: есть основания полагать, что в данной организации возможны определены правонарушения. Прокуратура все равно должна будет отреагировать на это заявление и обратить внимание на деятельность фирмы. Очень часто такие механизмы работы приводят к встречным проверкам. То есть сторона, которая подверглась контрольным мероприятиям, обращается в прокуратуру с призывом уделить внимание деятельности заявителя.
«В моей практике был случай, когда прокуратура становилась участником корпоративного спора. Для всех было очевидно, что спорят собственники одного бизнеса, но это были настолько серьезные оппоненты, что в разрешении конфликта приняли участие и государственные органы. Причем прокурор инициировал и принимал участие в судебных разбирательствах. Понятно, что когда на стороне одного участника выступает государственный орган, доверие к нему больше. Вызвала уважение беспристрастная позиция судьи: письменные обращения государственных органов в ее адрес с просьбой принять правильное решение по делу (какое именно хорошо читалось между строк) были признаны как не относящиеся к существу спора. Конфликт был разрешен, но время упущено: 9 месяцев судебных тяжб не позволили реализовать инвестиционный проект», – говорит Александр Трач.
Намеки не понимаю
То, что в среде наших чиновников есть люди, которые решают проблемы за определенную мзду, никто отрицать не будет. Есть они и в стенах прокуратуры. Понять в ходе проверки, что ревизор заинтересован в получении взятки, несложно. Когда бизнесмен начинает неоправданно много времени тратить на предоставление различных документов в ущерб своей текущей деятельности, значит, контролирующие органы уделяют предприятию слишком пристальное внимание и не всегда оно обусловлено лишь желанием выполнить установленные законом обязанности. «Если дают понять, что за некую сумму, например, протокол об административном правонарушении или предписание об устранении нарушений можно не составлять, имеет смысл обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. И это лицо не будет больше проверять вас, или вообще кого бы то ни было, – советует Александр Трач. – Как говорят о взятках? У тебя вопрос сложный, для того чтобы его решить, рекомендую обратиться к определенной юридической компании или даже конкретному адвокату. Бывает обратная ситуация, когда появляется некий юрист, который сам предлагает решить все проблемы. Это определенная игра, в которой не понятно выиграешь или проиграешь, потому что такой юрист может оказаться как связующим звеном между прокурором и предпринимателем, так и просто мошенником. Доказать его полномочия никак нельзя. Получить гарантию на такого «посредника» можно только через «знакомых», которые уже попадали в подобную ситуацию и пользовались услугами таких людей».
Юрист, который берет взятку «под прокурора» таким образом страхует его от риска быть уличенным в коррупционных действиях. Денежные вознаграждения должностным лицам за определенные услуги и решение проблемных вопросов до сих пор остается в России одним из самых сложно доказуемых составов преступления. Потому что начать судебное преследование можно только, зафиксировав факт передачи денег, при условии, что оба участника сознаются, что имел место именно факт дачи взятки. Последнее время появилось много сообщений о том, что определенное должностное лицо (в т.ч. и сотрудники прокуратуры) было замечено в коррупционной деятельности, но большинство дел разваливаются еще до суда из-за недостатка доказательств, точнее, из-за отсутствия либо небрежного процессуального закрепления таких доказательств. При указанных обстоятельствах достаточно будет заявить, что деньги были переданы в долг, как громкий скандал сойдет на нет.
Ревизоры не имеют право вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут смотреть только документы, которые напрямую относятся к нарушению.
В зарубежной практике есть случаи, когда взятки чиновникам давали в самолете. Зачем для этого отправляться в полет? Шум турбин глушит прослушивающие устройства, которыми нашпигованы кабинеты госорганов. Мало того, по законодательству многих стран получение взятки можно доказать, взяв должностное лицо с поличным. И еще. Чтобы обвинить в получении взятки, нужна такая деталь, как четкое обозначение места совершения преступления. А зафиксировать его в воздухе невозможно.
Дешевле не выйдет
Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки прокуратуры, появляется у многих людей. Потому что мелкие нарушения могут привести к штрафу, а серьезные – к лишению лицензии и приостановлению деятельности организации. Естественно, в такой ситуации люди ищут все возможные пути решения. Однако они не всегда приводят к нужному результату.
Так, в Курганской области недавно был осужден адвокат, который пытался дать взятку следователю, сумма взятки 5 тысяч рублей.
Есть и другой побочный эффект от решения вопросов коррупционным путем. Однажды переданная прокурору сумма может привести к тому, что это станет постоянной обязанностью. В декабре 2010 года бывший заместитель прокурора Северного округа Москвы Вячеслав Трофимов был приговорен к 13,5 годам лишения свободы за вымогательство. Предприниматель Алексей Ященко не раз откупался от чиновника, а желание разрешить вопрос по закону пришло к нему, когда в очередной раз он не смог собрать сумму, которую затребовал чиновник.
«Сейчас увеличивается количество обращений именно к адвокатам при решении споров, возникающих в ходе проверки, в том числе и с участием прокуратуры. Это говорит о том, что законный путь оказывается более дешевым и выгодным. Потому что если с помощью взятки можно временно «закрыть» проблему, но это не говорит о ее решении, – считает Александр Трач. – Во-первых, коррупционные методы урегулирования вопросов приводят людей в кабалу, когда им приходится платить все больше и чаще. Во-вторых, у должностных лиц, будь то сотрудник прокуроры или органа государственного контроля нет преемственности: меняется человек – меняются правила игры, и ничто не мешает следующему специалисту заново инициировать проверку и рассмотреть те же нарушения, которые были «прикрыты» взятками».
Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.
Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.
Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.
Прокурорской проверке регламент не писан
Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Прокурорская проверка плановой не бывает
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
Повод для визита
ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:
- в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих безопасности государства;
- в нарушении миграционных законов и т.д.
Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.
Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:
- обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
- гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
- ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.
К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.
Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?
- Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
- Получить для изучения требуемые материалы и документы.
- Запрашивать документы для более глубокого изучения.
- Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
- Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Что в итоге?
Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:
- представление с требованиями об устранении нарушений;
- предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
- инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
- переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.
ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.
Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Управа на прокурора 👮
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона - за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии - в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить - нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя - Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут - можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите
Для проверки ИП прокуратурой должны быть основания. В большинстве случаев этому процессу предшествует жалоба. Прокурорская проверка в корне отличается от других мероприятий. Главным различием является сам государственным орган. Проверки ИП прокуратурой осуществляются после жалобы недовольного клиента или конкурентов. Все это может отложить огромный отпечаток на репутации организации.
В каких случаях можно ожидать «ревизора»?
Осмотр данного типа несет надзорный характер, осуществляется он представителями прокуратуры. Просто так проверка не производится, на это должны быть определенные основания. К их числу относят:
- жалобу клиента;
- получение информации о наличии неправомерных действий;
- сигнал от СМИ о нарушениях.
Сложность ситуации заключается в том, что пожаловаться может каждый желающий. Но в случае отсутствия предъявленных нарушений наказание понесет человек, предоставивший недостоверную информацию. Источником подачи отрицательных данных может быть кто угодно, особенно если у предпринимателя успешный бизнес.
Спровоцировать проверку способны следующие факторы:
- причинение вреда жизни или здоровью человека;
- угрозы в сторону той или иной личности;
- нанесение вреда растениям, животным;
- причинение повреждений памятникам культуры и истории.
Прокурорская проверка является молниеносной. Надзорная служба не будет предупреждать о своем решении предпринимателя. Обычно осмотр является внезапным, что позволяет оценить реальную работу организации. Плановые проверки позволяют предпринимателям устранить некоторые недочеты своей компании.
Вернуться к оглавлению
Регламент проведения осмотра
Осмотр надзорными службами славится своей непредсказуемостью. Обусловлено это тем, что прокуратура не имеет регламента проведения данного процесса. В законодательстве четко описаны только три основных пункта.
Во-первых, работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. В хозяйственную деятельность вмешиваться они не способны. Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток. Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.
Для предупреждения совершения неправомерных действий прокуратура может направить предостережение. Инициировать осмотр работники надзорного органа способны без разрешения. Данный вид проверки является самостоятельным, более того, он подкреплен определенными правами.
Для индивидуального предпринимателя осмотр его организации компетентными органами — тяжелый процесс, избежать которого невозможно. Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.
Вернуться к оглавлению
Предмет проверки и полномочия прокурора
Предметом проверки индивидуального предпринимателя прокуратурой является его организация. Данный процесс осуществляется компетентными органами, осуществляющими специальный контроль. Согласно закону они не имеют права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся к налоговой службе.
Если в прокуратуру поступило сообщение о серьезных нарушениях в определенной сфере, контроль над которой производится другой службой, работники надзора могут взяться за это дело.
Но в этом случае первая организация должна передать свои полномочия другой подведомственности.
Как упоминалось выше, осмотр для индивидуального предпринимателя всегда неожиданная процедура. Согласно законодательству никаких сроков и предупреждений нет. Несмотря на это, организация должна руководствоваться некоторыми принципами разумности и справедливости. Существуют определенные полномочия прокурора, которые прописаны в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре». К их числу относят:
- возможность получения доступа к необходимой документации;
- беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
- возможность потребовать необходимые документы;
- привлечение к процедуре должностных лиц.
Осмотр организации — серьезный процесс, требующий высокой квалификации от прокурора. Компетентный орган не имеет права заниматься вопросами, которые не относятся к его деятельности.