Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствии наводнении Организация асс при ликвидации наводнений
Раздел 3. Ликвидация последствий наводнения
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различаются три основных этапа.
На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств ин
дивидуальной защиты. Проводится эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.
На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).
Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановки проводят разведку очага поражения территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные(комбинированные) очаги поражения. Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные от воздействия нескольких факторов.
На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжается локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.
В случае необходимости(выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.
На заключительном этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными органами. Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту построенного жилья.
При получении оповещения об угрозе наводнения: перенести на верхний этаж, чердак или в другое безопасное место ценные вещи и продукты питания; подготовить и упаковать ценности, продукты питания на 2 – 3 дня и необходимые вещи, которые нужно взять с собой в эвакуацию (документы и деньги упаковать в водонепроницаемый пакет). На случай, если своевременно эвакуироваться не удастся, подготовить средства для самоспасения и самопомощи (надувные матрасы, камеры, пластмассовые канистры или бутылки, веревки, ножи), а также для самообозначения (днем – простыни или яркие ткани, ночью – фонарик); разъяснить членам семьи порядок эвакуации, действий при внезапном подъеме воды и определить место сбора семьи после эвакуации. При получении команды на упреждающую эвакуацию – организованно или самостоятельно эвакуироваться в безопасный район.
При внезапном начале наводнения с быстрым подъемом уровня воды или при приближении волны прорыва: при наличии возможности – эвакуироваться в безопасный район; при невозможности эвакуации – подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу либо на возвышенный участок местности, запасшись средствами самоэвакуации и обозначения местонахождения; с тем чтобы не быть смытым волной, целесообразно привязаться к прочным предметам, вместе с тем, необходимо иметь при себе острый нож, чтобы быстро освободиться от пут при необходимости; уходя из квартиры не забыть выключить свет, газ, воду, плотно закрыть окна и двери. С места укрытия подавать сигналы местонахождения людей: днем – путем вывешивания флага из яркой ткани, ночью – короткими вспышками фонарика; до прибытия помощи оставаться на месте, экономно расходовать имеющиеся продукты питания; самоэвакуацию предпринимать только в случае необходимости в срочной медицинской помощи или опасности для жизни из-за дальнейшего подъема воды; при необходимости самоэвакуации прежде, чем плыть, проследить направление течения, наметить маршрут движения, плыть только по течению, прибиваясь к берегу или намеченному объекту; внезапно оказавшись в воде, сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, использовать любые плавающие поблизости средства и, экономя силы, ожидать помощи; при внезапном приближении волны прорыва целесообразно набрать воздух в легкие и нырнуть в глубину ее основания, стараясь вплавь или с помощью подручных средств выбраться на сухое место.
Заключение
Гидрологическая наука довольно успешно справляется с расчётами и прогнозами максимальных расходов и уровней воды редкой повторяемости, сопровождающихся наводнениями. Тем не менее точность методов расчётов и прогнозов, заблаговременность предсказания оставляют желать много лучшего. Есть все основания полагать, что с широким внедрением в практику, новых технических средств сбора и обработки текущей информации, о состоянии природной среды (об уровнях и расходах воды в реках, количестве выпавших атмосферных осадков, запасах воды в снежном покрове, влажности почв), в частности с помощью самопишущих приборов, радиолокаторов, специально оборудованных самолётов, спутников и т.д., положение изменится к лучшему.
И всё же на сегодняшний день главное состоит в дальнейшем углублении наших знаний о сущности процесса формирования поводочного стока в конкретных физико-географических условиях, прежде всего при экстремальных ситуациях. Ведущиеся сейчас широким фронтом стационарные и экспедиционные полевые наблюдения, лабораторные эксперименты и теоретические исследования, несомненно, принесут свои плоды. Человек продолжает застраивать берега рек и озёр, активно осваивает речные долины, штурмует горы. В силу этих причин размах работ по борьбе с наводнениями нарастает.
Прежде чем рассматривать вопрос ликвидации последствий наводнений, кратко охарактеризуем их. Основным поражающим фактором наводнений является поток воды. Главные характеристики потока воды приведены в табл. 7 (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).
Таблица 7. Характеристика поражающего фактора наводнений (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).
Основной поражающий |
Характеристика основного поражающего фактора |
Единицы измерения характеристики |
Поток воды |
Максимальный уровень воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки) |
|
Максимальный расход воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки) |
||
Скорость течения (в рассматриваемом створе реки) |
||
Площадь затопления местности |
||
Продолжительность затопления местности |
недели, сутки, часы |
|
Повторяемость величины максимального уровня воды |
годы, месяцы |
|
Обеспеченность максимального уровня воды |
||
Температура воды во время наводнения |
градусы Цельсия |
|
Время начала (сезон) наводнения |
месяц, дата |
|
Скорость подъема (интенсивность подъема) уровня воды за время наводнения |
||
Слой (глубина) затопления местности в рассматриваемой точке |
При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др. (Волобуева, 2009).
Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).
Основные характеристики последствий наводнений (Волобуева, 2009):
Численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям;
Количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением (здесь выделяются города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, полностью затопленные, частично затопленные, попавшие в зону подтопления);
Количество объектов различных отраслей экономики в зоне наводнения;
Протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;
Количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
Количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
Площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;
Количество погибших сельскохозяйственных животных и др.
Обобщенные характеристики последствий: величина ущерба, наносимого наводнением. Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.).
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается (17, 18):
Проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
Применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).:
Поиск пострадавших;
Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
Оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
Эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:
Укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
Сооружение водоотводных каналов;
Ликвидацию заторов и зажоров;
Оборудование причалов для спасательных средств;
Защиту и восстановление дорожных сооружений;
Восстановление энергоснабжения;
Локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.
В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.
Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов. С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию (20).
Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации. При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 8).
Таблица 8. Время безопасного пребывания человека в воде (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).
Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.
Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба. Главными задачами разведки при наводнениях являются:
Определение границ затопления;
Контроль динамики развития наводнения;
Установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;
Выявление материальных ценностей для вывоза из зоны бедствия;
Выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;
Оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.
Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.
При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов (Волобуева, 2009).
Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывными. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации (Акимов, 2005).
Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления можно рекомендовать (Ромасько, 2010):
Ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
Принять меры по развитию систем оповещения населения;
Принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;
Активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ;
С учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов;
Рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов (Михайлов, 2007).
Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.
Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.
Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.
Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.
После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.
Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По многолетним наблюдениям в Украине самую большую опасность представляют катастрофические паводки в горных и предгорных районах Карпат, прежде всего, Закарпатья и Прикарпатья. По количеству пострадавших и сумме убытков паводки занимают одно из первых мест среди чрезвычайных ситуаций естественного характера.
Главным поражающим фактором паводков является поток воды, однако возможное возникновение вторичных факторов: пожаров; разрушение зданий и сооружений; заболевание людей и домашних животных и т.п.
Основными особенностями обстановки, которая возникает во время катастрофического паводка, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрый рост параметров поражающих факторов, ограниченное время выживания пострадавших, испытавших их влияние, сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого плавсредств, а также сложные погодные условия.
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях катастрофического паводка или затопление являются: поиск, предоставление помощи и спасение людей, которые оказались в зоне затопления, в возможно короткое время, обеспечивающее их выживание в условиях сложившейся обстановки.
Спасательные работы в условиях катастрофического паводка или затопления включают:
Поиск пострадавших;
Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и их спасение;
Предоставление пострадавшим первой медпомощи;
Эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов паводка (затопление) являются эвакуация населения из районов, которые затапливаются, размещение людей на незатопляемых элементах сооружений и участков местности.
Целесообразность применения того или другого образа защиты зависит от оперативной обстановки и конкретных условий проведения защитных мер.
В зависимости от местоположения населенного пункта, времени начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов, эвакуация может проводиться немедленно по получению сигнала о возможном затоплении данной территории или лишь в случае непосредственной угрозы затопления, пешком или с использованием транспортных средств.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в случае наводнения, паводка и катастрофического затопления должны вестись беспрерывно, круглые сутки, в любую погоду и обеспечивать спасение пострадавших в срок, который не превышает наступление опасных для жизни физиологических изменений в организме человека в случае пребывания в воде в данных условиях.
Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения: оперативно-спасательные службы гражданской защиты, усиленные десантными средствами, другие поисково-спасательные силы МЧС и региона, территория которого страдает от бедствия. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделы и формирования министерств и ведомств.
Во время поиска и спасения пострадавших должны широко использоваться авиационные технологии с использованием самолетов и вертолетов.
Мероприятия по предотвращению паводков и ликвидации их последствий предполагаются в планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые разрабатываются на всех уровнях, а также в государственных и региональных целевых программах.
Поисково-спасательные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях местности организуются на основе данных разведки зоны затопления, рекогносцировки участка (объектов) работ и всесторонней оценки обстановки.
Основными способами ведения разведки являются: визуальный, фотографический, телевизионный, радиолокационный (табл. 6.1, 6.2) и по данным опроса очевидцев.
Таблица 6.1. Способы ведения разведки и решаемые задачи.
Способы ведения разведки | Решаемые задачи |
Определение границ и параметров катастрофического наводнения (затопления) | |
Визуальное наблюдение, фотографирование с воздуха, телевизионный, радиолокационный | Контроль динамики развития чрезвычайной ситуации |
Визуальное наблюдение, телевизионный, опрос очевидцев | Установление мест нахождения и количество нуждающихся в помощи людей, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей |
Визуальное наблюдение, фотографирование с воздуха, телевизионный | Выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей |
Визуальный, радиолокационный | Выбор посадочных площадок для приземления вертолета в районе бедствия, мест причаливания плавающих средств |
Уточнение состояния гидротехнических сооружений, мест возможного прорыва | |
Визуальное наблюдение, фотографирование, телевизионный | Выявление состояния зданий и сооружений в зоне наводнения, наличие и характер вторичных поражающих факторов |
Визуальное наблюдение | Уточнение метеорологической обстановки в зоне наводнения |
По данным разведки, оценивается сложившаяся обстановка на участке (объекте) спасательных работ и принимается решение по их организации.
Поисково-спасательные работы при ликвидации последствий наводнений и затоплений включают :
Поиск и обнаружение пострадавших;
Обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;
Эвакуацию пострадавших, населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон опасности;
Оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
Главной особенностью ПСР в зонах наводнения с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.
Территорию зоны затопления для удобства управления работами и обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные объекты и рабочие места.
По результатам оценки данных обстановки решаются следующие организационно-технологические задачи :
Определяются организация, способы и допустимое время выполнения АСР;
Определяется потребность в подразделениях различных типов и технических средствах;
Определяются задачи спасательных подразделений и распределение техники по секторам и рабочим местам;
Определяются возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств;
Организуется взаимодействие спасательных подразделений с местными органами управления и силами;
Организуются материально-техническое обеспечение АСР;
Обеспечиваются управление, связь, оповещение при ведении АСР.
Потребность в спасательных силах и средствах усиления рассчитывают исходя из возможностей подразделений, условий выполнения и объема работ, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ.
Возможности подразделений спасателей уточняются с учетом производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) с учетом данных условий обстановки.
При создании группировки сил и средств для проведения поисково-спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:
Группы поиска и спасения пострадавших - на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);
Группы спасения и эвакуации пострадавших;
Группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.
Поиск пострадавших в зоне наводнения (затопления) ведется разведывательными группами, поисковыми группами, а также спасательными группами.
Таблица 6.2 Достоинства и недостатки способов ведения разведки.
Технические характеристики способа | Достоинства | Недостатки |
Визуальный | Возможность оперативной оценки обстановки, выявление нахождения и состояния пострадавших, оказания им первой помощи. | Зависимость от погоды, времени суток Отсутствие документирования |
Фотографический | Возможность получения детальной информации, позволяющей обнаруживать и распознавать объекты, их состояние. Возможность получения дополнительной информации, характеризующей скрытые свойства пострадавших объектов (при использовании спектрозональной фотоаппаратуры, позволяющей осуществлять документирование информации), что обеспечивает наглядность представления разведданных. | Необходимость затраты времени на фотохимическую обработку экспонированных фотоматериалов. |
Телевизионный | Возможность получения разведывательной информации в реальном масштабе времени. | Плохое качество представления разведывательной информации из-за малой разрешающей способности. |
Радиолокационный | Возможность ведения разведки в ночных условиях. Возможность получения более детальной дополнительной информации, характеризующей скрытые свойства объектов (по сравнению с аппаратурой оптического диапазона). Возможность обнаружения объектов сквозь непрозрачные среды. Всепогодность использования. | Сложность идентификации цели, зависимость от погоды. Невозможность осуществления детальной разведки объектов из-за малой разрешающей способности. |
Опрос очевидцев | Возможность получения данных о пострадавших, находящихся внутри затопленных (подтопленных) объектов. | Достоверность данных требует дополнительной проверки. |
В зависимости от условий обстановки, наличия сил, средств и их возможностей поиск пострадавших проводится следующими способами:
Сплошным визуальным обследованием зоны затопления;
Облетом зоны затопления на вертолетах; при этом учитываются данные разведки, свидетельства очевидцев и спасенных пострадавших.
При проведении поисковых мероприятий необходимо :
Обследовать всю зону затопления (в назначенных границах), обращая особое внимание на места возможного нахождения пострадавших;
Определить и обозначить места нахождения пострадавших;
Определить состояние пострадавших, характер угрожающей им опасности;
Определить способы спасения пострадавших;
Устранить или ограничить воздействие на пострадавших поражающих факторов;
Оказать особо нуждающимся первую медицинскую помощь.
Поисковые работы способом сплошного визуального обследования производятся подразделениями (группами), специально организованными для этой цели. Состав назначенного подразделения определяется исходя из размеров зоны затопления, характера застройки, возможности обзора, инженерной и метеорологической обстановки, времени года и суток в момент проведения поиска. В среднем следует исходить из расчета: поисковая группа в количестве 10 человек на плавсредствах на 2 км 2 зоны затопления.
Участок поиска делится на полосы . Ширина полосы поиска зависит от характера местности, застройки, видимости и т. д., может составлять 200-400 м. Группа оснащается средствами наблюдения, обозначения мест нахождения пострадавших (буйки, флажки, фонарики, сигнальные ракеты), средствами связи, индивидуальной защиты и оказания первой медицинской помощи. В некоторых случаях (проведение ПСР в многоэтажных зданиях) поисковые группы могут оснащаться средствами альпинистского снаряжения. Обследование подтопленных зданий должно начинаться с их внешних сторон по периметру. В первую очередь обследуются окна, сохранившиеся балконы и этажи в провалах стен.
Внутренние помещения , в зависимости от состояния здания, осматриваются по отдельным секциям (подъездам, цехам) последовательным перемещением спасателей с этажа на этаж с одновременным обходом всех сохранившихся помещений на обследуемом уровне здания, включая те, доступ в которые может быть обеспечен силами поисковой группы. В местах, где есть реальная угроза обрушения неустойчивых элементов конструкций, продвижение и осмотр должны производиться с соблюдением мер безопасности, соответствующих обстановке. Обнаруженным пострадавшим оказывается первая медицинская помощь. Пострадавшие, которым угрожают возникшие поражающие факторы, выводятся из зоны их воздействия.
Месторасположение обнаруженных пострадавших и погибших обозначается специальными указателями и сообщается спасательным группам.
После завершения поиска в указанной полосе (участке) подразделение может приступить к выполнению спасательных работ или действует по указанию командира, организующего спасательные работы. Поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев заключается в опросе лиц, способных дать информацию о местонахождении пострадавших, которых они сами видели (слышали), или о наиболее вероятном их местонахождении в ходе развития наводнения.
Лицами, способными дать информацию могут быть :
Спасенные (деблокированные) пострадавшие;
Жильцы домов, подвергшиеся воздействию наводнения;
Работники предприятий и служащие учреждений, расположенных в зоне затопления;
Представители администрации предприятия, работники ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домоуправления), учителя и воспитатели школьных и детских учреждений, а также другие лица, имеющие письменную и устную информацию о местах скопления людей в момент начала наводнения (затопления).
Очевидцев опрашивают назначенные для этой цели подразделения или специально сформированные группы спасателей.
При проведении спасательных работ в зоне затопления промышленных предприятий и административных зданий подобные списки, кроме фамилий рабочих и служащих, должны содержать информацию о точном месте и времени работы каждого. Списки могут быть получены от должностных лиц или администрации (начальников) цехов и отделов, мастеров, руководителей других штатных подразделений; директоров школ и заведующих детскими учреждениями, других лиц.
По результатам поиска любым из рассмотренных способов командир подразделения (группы, расчета) составляет донесение в виде схемы (плана) района или участка с информацией, включающей необходимые сведения о месте и условии нахождения пострадавших (в том числе погибших), их количестве и опасности воздействия на них вторичных поражающих факторов, оказанной им помощи.
В зонах затопления пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах :
Над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений, незатопленные участки местности);
На поверхности воды;
Под водой (в затопленных помещениях и на дне).
В ходе проведения спасательных работ для спасения пострадавших используются следующие способы и соответствующие им приемы выполнения этих работ:
Деблокирование пострадавших, находящихся в затопленных помещениях выше уровня воды, в плавсредства;
Подъем пострадавших, находящихся выше поверхности воды (на верхних этажах домов, деревьях и т.п.), с помощью специальных приспособлений на вертолет или в плавседство;
Подъем пострадавших с поверхности воды на борт плавсредства;
Подъем пострадавших с воды с помощью специальных приспособлений на вертолет;
Извлечение пострадавших, находящихся ниже уровня воды (затопленных помещениях) и на дне, спасателями-аквалангистами с приемом в плавсредства;
Эвакуация пострадавших, находящихся на отдельных возвышенных участках местности, окруженных водой, с помощью плавсредств.
При выборе способа (приема) спасения пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать :
Время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего и спасателя при нахождении в воде в различное время года;
Организационно-технологическую схему выполнения спасательных работ;
Возможную продолжительность выполнения спасательных работ.
При проведении спасения пострадавших могут быть использованы следующие технические средства :
Коллективные спасательные средства;
Индивидуальные спасательные средства;
Средства поддержания пострадавших на воде;
Оборудование для подводных работ (акваланги, костюмы).
Спасатели, выполняющие спасательные работы, должны знать и обладать следующими навыками :
Правила поведения на воде;
Приемы спасания людей из полузатопленных зданий и из-под воды;
Правила спасания утопающих и приемы оказания им помощи;
Возможности переправочных средств и порядок их использования.
При возникновении угрозы катастрофического затопления связанного с прорывом напорного фронта гидротехнических сооружений, по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации может проводиться экстренная эвакуация населения из зоны возможного катастрофического затопления. Экстренная эвакуация, с учетом времени добегания волны прорыва, проводится без развертывания всей системы эвакуационных органов, с выводом населения в основном пешим порядком и имеющимися в наличии транспортными средствами по кратчайшим направлениям на незатапливаемые участки местности. При наличии времени осуществляется также эвакуация сельскохозяйственных животных и запасов материальных средств.
Основой организации действий по ликвидации последствий наводнения является План действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Однако он не может в полной мере соответствовать реально сложившимся условиям обстановки и при возникновении ЧС руководителю работ по ликвидации последствий наводнения потребуется проводить всю работу по организации действий в полном объеме.
Работа руководителя по организации действий сил РСЧС по ликвидации последствий наводнения начинается с получения задачи, проводится в установленном порядке и последовательности и включает: уяснение полученной задачи; отдачу предварительных распоряжений; проведение расчета времени; оценку обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; постановку задач; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Организация действий по ликвидации последствий наводнения (затопления) имеет присущие ей особенности, которые обусловлены характером данной ЧС. Эти особенности касаются последовательности проведения и содержания управленческих работ, выбора метода работы руководителя по организации действий.
Так, при постепенном нарастании угрозы наводнения руководитель будет располагать возможностью планомерного и последовательного проведения всего комплекса работ по организации действий. В этих условиях основным методом организации действий будет являться метод последовательной работы, предполагающий предоставление подчиненным достаточного времени для подготовки к предстоящим действиям. Помимо организации действий руководитель работ будет иметь возможность проведения ряда таких мероприятий по подготовке к действиям, как направление оперативной группы и выдвижение сил и средств (формирований) РСЧС в зону наводнения.
В случае резкого возрастания угрозы наводнения и во всех случаях катастрофического затопления руководитель работ будет располагать крайне ограниченным временем на организацию действий. В этих условиях содержание управленческих работ и последовательность их проведения могут быть изменены, ряд из них проводиться в ограниченном объеме или отсутствовать, а основным методом организации действий будет метод параллельной работы.
Уяснение полученной задачи является первоначальным этапом работы руководителя. Основной целью уяснения задачи является глубокое и всестороннее понимание содержания поставленной старшим руководителем (председателем комиссии по ЧС) задачи.
При уяснении задачи руководитель работ по ликвидации последствий наводнения должен понять: цель предстоящих действий; замысел старшего начальника; задачу, место и роль формирования в ликвидации ЧС; задачу соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи.
Предварительные распоряжения руководителя работ по ликвидации ЧС направлены на приведение в готовность и подготовку к действиям органов управления, сил и средств РСЧС и получение полных данных об обстановке в зоне наводнения.
Основные усилия руководителя работ по ликвидации ЧС будут направлены на сбор и анализ данных обстановки. Основу этих данных составляет информация об уровнях воды в реках. С этой целью максимально используются все источники получения данных, прежде всего водомерные посты, а также органы управления по делам ГОЧС, органы местного самоуправления и другие, оказавшиеся в зоне наводнения.
Известно, что в целях постоянного контроля за уровнем воды в реках и получения информации задействована сеть существующих водомерных постов. Более того, в преддверии возможного наводнения данная сеть наращивается путем выставления дополнительных водомерных постов. Все они оснащаются футштоками, телефонной или радиосвязью. На постах организуется круглосуточное дежурство. Данные посты являются основным источником информации об уровнях воды в реках. Поэтому их данные должны постоянно докладываться руководителю работ по ликвидации ЧС.
Все поступающие данные оперативная группа обобщает, уточняет, анализирует и в обобщенном виде с учетом прогноза развития ситуации докладывает руководителю работ по ликвидации ЧС.
Изучение и анализ поступающих данных является начальным этапом работы руководителя по оценке обстановки. Однако по поступающим данным сложно всесторонне оценить обстановку в полном объеме и на ее основе принять правильное решение.
В ряде случаев, особенно при резком изменении обстановки, поступающие сведения могут носить отрывочный характер, не раскрывать полную картину происходящего события, масштабы и возможные последствия наводнения. Это предполагает проведение тщательной разведки зоны наводнения своими органами разведки. Исходя из этого, основным содержанием предварительных распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС будет организация разведки.
В распоряжении по организации разведки руководитель определяет цели и задачи разведки, количество и состав разведорганов, районы (маршруты) ведения разведки, время и порядок представления разведданных. Основными видами разведки в условиях наводнения является общая и инженерная разведка.
Главными задачами разведки при наводнениях являются:
определение границ зоны и параметров наводнения (скорость течения, высота подъема воды, площадь затопления);
выявление динамики развития наводнения;
установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных, их количества;
выявление материальных и культурных ценностей, подлежащих вывозу из района бедствия;
выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных, материальных и культурных ценностей плавсредствами;
выбор мест причалов, посадочных площадок для вертолетов в зоне бедствия;
установление проходимости местности для колесной и гусеничной техники за пределами зоны наводнения, возможности использования различных плавсредств для проведения спасательных работ;
определение характера и объемов работ по строительству дополнительных и новых водозащитных дамб и водоотводных сооружений, проведения всех восстановительных работ.
Ведение разведки в условиях наводнений имеет ряд особенностей. Прежде всего, ее ведение затруднено вследствие больших территорий и невозможности использования для разведки наземных видов транспорта.
Наиболее эффективной является воздушная разведка путем наблюдения и воздушного фотографирования зоны наводнения. Для ведения воздушной разведки целесообразно использовать вертолеты. Это позволяет путем наблюдения определить границы зоны наводнения, места нахождения людей, возможность доступа к ним, характер и масштабы разрушений, другие необходимые данные. Все данные наносятся на карту и докладываются руководителю работ по ликвидации ЧС.
Об эффективности воздушной разведки можно судить по следующим показателям. Так, с использованием вертолета Ми-8т можно за 1 час провести разведку местности площадью до 250 кв. км, а вертолета Ми-6 – 300 кв. км. Более точные данные могут быть получены при оснащении вертолета средствами аэровизуальной и аэрофотографической разведки (аэрофотоаппараты, фоторужье, оптический визир и т. д.) и средствами фотолабораторной обработки.
В этом случае руководитель работ по ликвидации последствий наводнения может уже через один час после приземления вертолета располагать полными сведениями и общей картиной о зоне наводнения с использованием аэрофотоснимков.
Для всесторонней оценки обстановки и принятия (уточнения) решения руководитель работ по ликвидации ЧС проводит, как правило, рекогносцировку. Наиболее целесообразным вариантом проведения рекогносцировки является облет зоны наводнения на вертолете с посадками в незатопленных местах. В этом случае путем личного наблюдения руководитель оценивает масштабы наводнения и определяет характер и масштабы предстоящих поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других работ и основные наиболее целесообразные способы их ведения; потребное количество сил и средств; направления (сектора, участки) сосредоточения основных усилий; безопасные маршруты ввода сил и средств и эвакуации населения; порядок действий сил и средств по проведению АСДНР; задачи силам и средствам и последовательность их выполнения; районы размещения эваконаселения, места развертывания пункта управления (ПУ), тыла, медпунктов; организацию взаимодействия, обеспечения и управления; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ, жизнеобеспечения личного состава и пострадавшего населения, другие вопросы.
Помимо личного изучения обстановки руководитель в ходе рекогносцировки заслушивает доклады местного руководителя ликвидации последствий наводнения, старших (начальников) формирований, других должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, а также местных жителей.
При оценке обстановки в зоне наводнения руководитель работ и оперативная группа при определении масштабов последствий оценивает:
количество населенных пунктов, попавших в зону наводнения, из них полностью и частично затопленных и попавших в зону подтопления;
численность населения, оказавшегося в зоне наводнения, в том числе количество пострадавших и подлежащих эвакуации;
количество объектов экономики, оказавшихся в зоне наводнения;
протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, оказавшихся в зоне затопления, из них поврежденных и разрушенных;
количество мостов, тоннелей, других сооружений затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
количество жилых домов затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
количество материальных и культурных ценностей, попавших в зону наводнения и подлежащих эвакуации;
количество сельскохозяйственных животных, требующих эвакуации.
Все данные о масштабах последствий наводнения являются исходными данными для проведения расчетов и принятия решения.
На основе исходных данных оперативная группа проводит расчеты потребного количества сил и средств для проведения поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других видов работ; количества и состава поисково-спасательных и иных формирований, их усиления (плавсредствами, средствами механизации и др.); потребностей в транспортных средствах для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей; потребностей в материально-технических и иных средствах, другие.
Личное изучение обстановки в ходе рекогносцировки, доклады об обстановке органов разведки позволяют руководителю провести всестороннюю оценку обстановки, а на основе выводов, расчетов и предложений принять обоснованное решение на ликвидацию последствий наводнения.
Решение руководителя работ по ликвидацию последствий наводнения включает: замысел действий; задачи формированиям; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются сектора (участки) сосредоточения основных усилий, последовательность и способы проведения спасательных и других работ, распределение сил и средств.
При постановке задач формированиям указываются сектора (участки) работ, средства усиления, последовательность, способы и сроки выполнения работ, меры безопасности, порядок взаимодействия.
Задачи ставятся как прибывшим силам, так и формированиям, задействованным в спасательных работах.