Дайте определение опасной зоны. Опасные зоны - это что такое на производстве? Как осуществляется маркировка опасных зон на складах
4.8. Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
4.9. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:
Места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
Места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;
Места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:
Участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
Этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
Зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;
Места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.
Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
4.10. Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Г.1. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице Г.1.
Таблица Г.1
Высота возможного падения груза (предмета), м |
Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) предмета, м |
|
перемещаемого краном груза в случае его падения |
предметов в случае их падения со здания |
|
Примечание - При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции. |
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками (по ГОСТ 12.4.026-76), предупреждающими о работе крана (знак № 3). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток должны быть освещены.
Раздел 6. Безопасность труда
Тема 6.1. Безопасность труда при производстве работ Основные причины аварий грузоподъемных кранов и несчастных случаев при производстве работ кранами
Основными причинами аварий грузоподъемных кранов являются неисправности, повреждения, поломки, разрушения отдельных деталей узлов металлоконструкций, приборов безопасности, механизмов из-за некачественного их изготовления, монтажа, а также нарушения установленного режима их работы и несвоевременного или неудовлетворительного проведения технического обслуживания, диагностирования, технического освидетельствования, из-за несоблюдения графиков планово-предупредительного ремонта, инструкций и правил безопасности при эксплуатации кранов.
Аварией считается разрушение или изгиб металлоконструкций грузоподъемного крана (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы), вызвавшие необходимость в капитальном ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемного крана, явившееся причиной указанных повреждений и простоя машины более одной смены.
Аварии кранов можно подразделить на два вида: не повлекшие и повлекшие за собой несчастные случаи.
Основными причинами травматизма являются:
Неправильная строповка груза;
Применение неисправных, несоответствующих по грузоподъемности и характеру груза грузозахватных приспособлений;
Нарушение схем строповки грузов;
Несоблюдение технологических карт складирования грузов;
Нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
Нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины при подъеме или опускании грузов;
Несоблюдение габаритов складирования грузов;
Допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих;
Нахождение людей в кабине автомашины при погрузке или разгрузке;
Нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
Несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании крана вблизи линии электропередачи.
Опасной зоной называется пространство, в котором постоянно действует или периодически возникает производственный фактор, опасный для жизни и здоровья человека. Опасные зоны имеют место вокруг передач (шестеренчатых, ременных, цепных, карданных, фрикционных), абразивного круга, дисковой плиты, трактора со стогометателем, грузоподъемных машин, режущих машин, движущихся машинно-тракторных агрегатов, мобильных сельскохозяйственных машин и др. К особо опасным относятся зоны, где возможен захват одежды или волос, открытые движущиеся и вращающиеся детали, заготовки и т.д. Размер опасных зон зависит от скорости деталей (заготовок), а также движущихся частей и рабочих органов машин и механизмов.
Важнейшим мероприятием в борьбе с производственным травматизмом является применение современных средств предупреждения несчастных случаев. Существуют активные и пассивные способы защиты.
Активные способы защиты направлены на ликвидацию образования опасного производственного фактора или уменьшения его опасности.
Пассивная защита представляет собой комплекс мероприятий, предотвращающих воздействие опасного производственного фактора на человека. Это может быть достигнуто или удалением человека из опасной зоны, или ликвидацией условий, при которых человек может оказаться в опасной зоне. Пассивная защита обеспечивается организацией производственного процесса, конструкцией оборудования и приспособлений. Если при этом безопасность работающего все же не обеспечена полностью, то предусматривается применение индивидуальных защитных устройств (каски, очки, респираторы и т.д.), которые отвечают следующим требованиям: готовность средств защиты должна быть до начала работы; при отказе отдельных элементов защитного устройства не должны прекращаться его защитные свойства; средства защиты должны быть доступны для технического обслуживания и контроля за надежностью их работы; безопасная работа на сельскохозяйственной технике обеспечивается оградительными, предохранительными и блокировочными устройствами, сигнализацией, системой дистанционного управления, применением средств индивидуальной защиты и периодическим контролем за исправностью защитных средств.
Оградительные устройства получили широкое применение в сельскохозяйственных машинах и оборудовании благодаря простоте устройства и надежности, многообразию конструктивных форм и назначения. Они подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные ограждения являются неотъемлемой частью механизма (например, корпуса передаточных механизмов, муфт сцепления и тормозов). Они могут быть подвижными и неподвижными. Основное преимущество неподвижных постоянных ограждений заключается в невозможности проникновения в опасную зону; недостатком являются возможные ограничения видимости зоны.
Временные ограждения в основном используют при производстве нестационарных работ.
Опасной зоной называют пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов.
Опасные зоны возникают в области действия рабочих органов технологического оборудования (мясорубки, режущие, тестомесильные и другие машины), у ременных, зубчатых и цепных передач, при эксплуатации подъемно-транспортных машин и т. д. Особая опасность создается в случаях, когда возможен захват одежды или волос работающего движущимися частями оборудования.
Наличие опасной зоны может быть обусловлено опасностью поражения электрическим током; воздействием тепловых, электромагнитных излучений, шума, вибрации, ультразвука, вредных паров, газов и пыли.
При проектировании и эксплуатации технологического оборудования предусматривают применение устройств, либо исключающих возможность контакта человека с опасной зоной, либо снижающих опасность травматизма.
Для защиты от действия опасных факторов применяют коллективные и индивидуальные средства защиты.
Средства коллективной защиты в зависимости от назначения подразделяют на следующие классы:
нормализация воздушной среды производственных помещений и рабочих мест;
нормализация освещения производственных помещений и рабочих мест;
средства защиты от ионизирующих, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений;
средства защиты от шума, вибрации, ультразвука, поражения электрическим током, электростатических зарядов, повышенных и пониженных температур поверхностей оборудования, материалов, готовой продукции, повышенных и пониженных температур воздуха рабочей зоны, воздействия механических, химических и биологических факторов.
Все применяющиеся на предприятиях средства коллективной защиты по принципу действия можно разделить:
на оградительные;
предохранительные;
блокирующие;
сигнализирующие;
системы дистанционного управления машинами;
специальные.
Общими требованиями к средствам защиты являются:
обеспечение оптимальных и безопасных условий труда рабочих; высокая степень защиты;
учет индивидуальных особенностей оборудования и технологических процессов;
удобство обслуживания машин и механизмов;
соблюдение требований технической эстетики.
Оградительные средства защиты применяют для изоляции систем привода машины и опасных рабочих зон машин. Оградительные устройства делят на стационарные, съемные и переносные. Стационарные ограждения устанавливаются для изоляции опасной зоны оборудования и снимаются лишь на время осмотра, смазки и ремонта рабочих органов. Такими ограждениями являются корпуса оборудования, сплошные кожухи, несъемные ограждения передач.
Съемные ограждения устанавливают на оборудовании в местах, требующих периодического доступа к опасным зонам для осуществления промежуточных технологических операций (загрузка и размещение сырья в месильных машинах, куттерах и т. д.). Съемные
ограждения блокируют с рабочими органами механизма или машины, обеспечивая невозможность эксплуатации оборудования при открытых ограждениях, тем самым предотвращая несчастные случаи, если оператор попытается снять ограждение, не остановив предварительно оборудование.
Блокировки, устанавливаемые на технологическом оборудовании пищевых предприятий, могут быть механические, электромеханические и фотоэлектрические.
Механическая блокировка представляет собой систему, обеспечивающую связь между ограждением и тормозным (пусковым) устройством.
На рис. показана схема механической блокировки защитной решетки вальцовой дробилки плодов (винограда, яблок и т. п.).
Рис. Схема механической блокировки:
1 -пружина; 2 - подвижная скоба; 3 - вставной ключ; 4 - коробка; 5 - направляющий ролик; 6 - трос; 7 - решетка
Решетка с помощью троса и направляющего ролика связана с подвижной скобой, которая перемещается внутри коробки. При закрытой решетке дробилки скоба под действием пружины занимает такое положение, что отверстия в ней и в коробке совпадают и в эти отверстия можно вставить ключ для включения электродвигателя дробилки. Если решетка будет открыта, то отверстие в передвинувшейся скобе не будет совпадать с отверстием в коробке и, следовательно, дробилку нельзя будет включить.
На рис. показана схема электромеханической блокировки съемного ограждения, применяемой для предотвращения пуска механизма привода машины при снятом ограждении.
Рис. Схема электромеханической блокировки: I - ограждение; II - корпус машины; 1 - изоляционная колодка; 2 - металлическая скоба; 3 - контакты
Ограждение снабжено изоляционной колодкой с вмонтированной в нее металлической скобой. Корпус машины снабжен заглубленными в изоляционной колодке контактами с присоединенными к ним проводами. При установке ограждения на место штыри скобы входят в заглубления и замыкают контакты электрической цепи, обеспечивая тем самым возможность пуска привода машины. При снятом ограждении электрическая цепь разомкнута и пуск привода невозможен.
Блокировки такого принципа действия нашли широкое применение для защиты рабочих, обслуживающих технологическое оборудование пищевых предприятий (месильные машины, миксеры, центрифуги и т. д.).
Оборудование, на котором рабочие органы по своим технологическим функциям не могут быть ограждены (гильотинные ножи, струнно-режущие механизмы, пуансон в штампующей машине и т. п.), оснащают фотоэлектрической блокировкой.
Фотоэлектрическая блокировка работает по принципу пересечения луча, направленного на фотоэлемент или фотосопротивление. Изменение светового потока, падающего на фотоэлемент, преобразуется в электрический сигнал, который после усиления подается на измерительно-командное устройство, которое дает импульс на включение исполнительного механизма защитного устройства.
На рис. представлена схема фоторелейной блокировки, устанавливаемой на штампующей машине.
Рис. Схема фотоэлектрической блокировки: 1 - луч; 2 - опасная зона; 3 - фотоэлемент; 4 - пружина; 5 - муфта; 6 - рычаг; 7- реле; 8- выпрямитель; 9- электромагнит; 10- контакты; 11 - стержень; 12- педаль пуска
Опасная зона машины просвечивается лучом, падающим от лампы на фотоэлемент, в цепи которого находится реле. В цепь через выпрямитель включены контакты и электромагнит. При пересечении луча света, т. е. при нахождении в опасной зоне рук рабочего, фотореле срабатывает, по обмотке электромагнита протекает ток, электромагнит оттягивает стержень, преодолевая сопротивление пружины, и подводит его под рычаг, включающий муфту. Стержень соединен с педалью пуска, которая при таком его положении блокируется, и работа машины прекращается.
На пищевых предприятиях эксплуатируется большое количество оборудования, использующего в качестве топлива природный газ. Имеют место случаи, когда при случайном уменьшении давления газа в сети или временном прекращении его подачи происходит отрыв пламени от горелки (погасание), а затем при поступлении газа топочный объем наполняется газом и смесь газа с воздухом взрывается. Для исключения подобных случаев применяют различные автоматические устройства.
Простейшим типом такого устройства является автоматический шаровой клапан (рис.), устанавливаемый на газопроводе в непосредственной близости к потребителю (печи, сушилки и т. п.).
Рис. 6.4. Автоматический шаровой клапан для газа: 1 - шарик; 2 - шпиндель; 3 - пружина; 4 - корпус
Во время работы горелки шарик витает в потоке газа, создающего давление. Если поступление газа прекратилось или понизилось его давление (напор газа ослаб), шарик скатывается по наклонному каналу вниз к выходному отверстию и плотно его закрывает. При зажигании горелки необходимо сместить шарик шпинделем, освободить отверстие клапана.
Дистанционное управление производством является самым надежным и эффективным средством по обеспечению безопасности труда.
Автоматизация освобождает человека от непосредственного участия в операциях по управлению технологическим процессом, позволяет осуществлять точно контролируемые высокоинтенсивные процессы, что практически невыполнимо с использованием ручного труда.
Различают частичную автоматизацию, когда управление процессом автоматизировано, а контроль и регулирование выполняет человек, и полную, когда автоматизирован весь процесс, а человек только включает, выключает, настраивает автоматическую систему и наблюдает за ее работой. Высшей формой автоматизации является комплексная автоматизация, осуществленная в масштабах всего цеха и предприятия.
Автоматическая система включает следующие элементы: измерительные и регистрирующие приборы для получения информации о ходе и параметрах технологических процессов; преобразователи, каналы связи, передатчики, приемники для передачи информации на расстояние; вычислительные, счетные, управляющие машины для переработки и преобразования полученной информации; автоматические регуляторы, воздействующие на ход технологического процесса в соответствии с полученной информацией.
Автоматические блокировочные устройства, защитные приспособления, сигнализация, срабатывая при любых нарушениях режима работы, обеспечивают практически полную безопасность труда, безаварийную эксплуатацию оборудования. Автоматическое управление, регулирование и контроль позволяют исключить непосредственное соприкосновение оператора с вредными и опасными факторами производственной среды.
Следует иметь в виду, что в ряде случаев внедрение комплексной механизации и автоматизации приводит к резкому сокращению физической нагрузки на человека и значительному росту нервного напряжения. Поэтому возникает необходимость внедрения в практику организации труда рекомендаций по оптимальному сочетанию нервно-психических, эмоциональных и энергетических компонентов умственных и физических усилий, высокой производительности труда и его творческого характера.
Чем меньше опасных операций в технологическом цикле, тем больше показатель К т.б. Если все операции безопасны, то показатель технической безопасности составит 100%.
По сравнению с оборудованием, при эксплуатации которого предусмотрены некоторые ручные операции, машины-автоматы и автоматические линии имеют значительные преимущества - у них показатель технической безопасности выше.
Опасная зона работы крана — это строительное понятие, применяемое при возведении жилых домов, инженерных конструкций и хозяйственных сооружений. Критерии определения регламентируются правилами СНиП, обязательными для выполнения персоналом подъемных устройств и руководящим составом. Данные требования распространяются на башенные стационарные, колесные, гусеничные и рельсовые краны. От соблюдения мер безопасности при строительстве зависит сохранность оборудования, здоровье и жизнь людей.
Что такое опасная зона крана
Пределы закрытой для движения территории рассчитываются заранее, до момента установки подъемного устройства и прокладки колеи для его движения. Границы опасных зон при работе крана являются ориентиром для размещения складских помещений, пунктов заправки техники, бытовок и других объектов, необходимых для обеспечения стройки необходимыми ресурсами.
Основой для расчетов берется рабочая площадка крана, которая включает:
- Протяженность рельсового пути. Учитываются длина и внешние габариты самой широкой части устройства.
- Максимальный вылет стрелы. Добавляется половина размера груза, который будет использоваться при строительстве в соответствии с проектной документацией.
- Высшая точка, на которую поднимается стрела телескопических устройств. При планировании использования автомобильных погрузчиков прибавляется длина дополнительного гуська.
- Расстояние, на которое отлетает груз при падении с максимальной высоты. В расчет берутся упругие предметы и твердое, пружинящее основание.
Опасной площадью крана считается территория, где строители, посторонние люди, оборудование и здания могут пострадать от контакта с подъемным оборудованием, находящимся на захвате, или с падающим грузом.
Как определить опасную зону
Расчет проводится специалистами, результаты вычислений отображаются на бумаге в виде схем и математических выкладок. После оформления проектной документации конфигурация зоны утверждается приказом начальника строительства. Оформляются схемы с пояснительными записками, которые раздаются руководителям структурных подразделений. После установки крана в рабочем положении правила поведения доводятся персоналу ежедневно во время инструктажа по мерам безопасности.
Смотрите » Как изготовить гаражный кран-гусь своими руками
Определение границ режимной территории осуществляется математическим путем на основе точной схемы местности, на которой изображены места стоянки и передвижения крана, его технические характеристики и описание поднимаемых грузов.
Рабочую зону подъемного оборудования можно рассчитать формулой А+Б+В, где буквы имеют следующее значение:
- А — габариты груза. В расчет берется средний показатель между наименьшими и самыми большими размерами, предусмотренными генеральным планом строительства.
- Б — расстояние отлета груза от точки падения. Данное значение переменное, т. к. зависит от высоты подъемного устройства. Минимальным показателем считается 7 м при подъеме на 10 м. При увеличении высоты на каждые 10 м добавляется еще 1 м отлета.
- В — высота самой высокой точки крана. Этот пункт используется в расчетах при возведении объектов в жилых кварталах, на местностях, где возможны землетрясения и сильные ветра, способные повалить подъемное устройство.
Под радиусом опасной зоны работы крана понимается расстояние от его центра опоры до точки максимального выноса стрелы. К полученному результату прибавляется показатель отлета груза, который рассчитывается как сумма размера поднимаемого объекта и дальность его отлета при падении. С учетом возможной ветровой нагрузки используется коэффициент 1,1.
Согласно требованиям СНиП Ш-А.11-70, дополнительно используются следующие ограничения:
- запретная зона на промышленных площадках помечается, а вблизи жилых домов огораживается;
- перемещение по режимной территории осуществляется только в касках, на основании выданных пропусков;
- при необходимости радиус действия механизма ограничивается концевыми выключателями или стопорными устройствами.
Как ограничить границу опасной зоны
Рабочая зона крана отображается в проектной документации. Если предусматривается передвижение крана на новую точку, то разрабатывается технология изменения границ закрытой территории и проведения на ней различных действий. При этом проводится дополнительный инструктаж и выдача наряда на осуществление опасных работ.
Смотрите » Технические характеристики автокрана КС-65713-1 Галичанин и других модификаций
Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников .
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда .
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка .
3.1.1. Подбор крана .
3.1.2. Поперечная привязка кранов .
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов .
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
Перед началом работ кранов и подъемников необходимо (см. раздел 1.2) выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ .
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами, включают в себя зону обслуживания крана, половину наружного наименьшего габарита перемещаемого груза с прибавлением минимального расстояния отлета груза при его падении, а также наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза (рис. 3.4).
Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом стрелы (lмст) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.
Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза (h гр ), согласно , принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).
Таким образом, граница опасной зоны работы крана определяется по формуле:
(3.5)
где: L
кро.з
– размер опасной зоны работы крана (м);
l
mст – максимальный вылет стрелы крана (м);
0,5
l
minгр
– половина минимального габарита груза (м);
l
отл
– минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 3.1.)
l
maxгр
– максимальный габарит груза (м).
Таблица 3.1.
Минимальное расстояние отлета груза при его падении.
перемещаемого краном | падающего со здания |
до 10 | 4 | 3,5 |
до 20 | 7 | 5 |
до 70 | 10 | 7 |
до 120 | 15 | 10 |
до 200 | 20 | 15 |
до 300 | 25 | 20 |
до 450 | 30 | 25 |
Примечание – при промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.
Рис. 3.4. Основные составляющие элементы при определении безопасной привязки крана и опасных зон его работы.
1
– подъемный кран; 2
– поднимаемый груз;
3
– ограждение строительной площадки.
Граница опасной зоны для подъемников принимается:
- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5м (п. 7.2.9 );
- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы (рис. 3.5).
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно таблице 3.1 определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза (рис.3.6).
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения .
На границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности .
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ , предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
Места временного или постоянного нахождения работающего (санитарно-бытовые помещения, места отдыха и проходы для людей) при устройстве и содержании производственных территорий, участков работ должны располагаться за пределами опасных зон .
На выполнение работ в зоне действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.
При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все дверные проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
Место производства работ кранами, оснащенными грейфером или магнитом, должно быть огорожено сигнальными ограждениями и обозначено предупредительными знаками по ГОСТ .
В пределах проведения работ этими кранами нахождение людей запрещается. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только в перерывах работы крана и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю и находятся в устойчивом положении. Рабочие и крановщики должны пройти инструктаж по безопасному ведению работ. Крановщик должен знать маршрут перемещения грейфера и магнита и границы опасной зоны.
Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта). Пробное зачерпывание
Рис. 3.5. Опасная зона при работе грузового строительного подъемника.
Рис. 3.6. Установка пассажирского подъемника МГП-1000В у здания.
1
– граница опасной работы подъемника вблизи строящегося здания; 2
– граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления конструкций.
должно производиться с горизонтальной поверхности свеженасыпанного груза. К работе допускаются грейферы, имеющие автоматическое или дистанционное управление.
Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.
Гусеничные краны могут перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран и положение стрелы должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Допускаемая масса перемещаемого груза зависит от длины стрелы и положения стрелы крана по отношению к направлению движения крана, при этом перемещение груза должно производиться на минимальном вылете.
Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте крана или инструкции по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не больше указанного в инструкции по эксплуатации крана.
Перемещение груза краном целесообразно производить на высоте не более 0,5м над поверхностью земли с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.
Трогание крана с места при раскачивающемся на крюке грузе не допускается. При трогании крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.
Данные по грузоподъемности кранов и уклона основания, при котором допускается перемещение кранов, приведены в инструкциях по их эксплуатации см. приложения 3-6).