Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека
Cтраница 1
Защита общества, граждан и окружающей природы от опасной продукции является одной из важнейших задач государства. Именно для решения этой задачи устанавливаются требования к безопасности продукции и услуг и вводятся регулирующие меры на пути движения товара от изготовителя к потребителю.
Государство есть система защиты общества от насилия, и поэтому государство терпится людьми. Другое дело, что властью в государстве можно злоупотреблять во вред обществу.
В системе разделения труда страхование выполняет функцию защиты общества от стихийных бедствий.
Более того, православного мировоззрения, к сожалению, будет совершенно недостаточно для защиты общества и веры от постоянных и агрессивных внешних угроз.
Своевременная подготовка претензий и исков в суды общей юрисдикции и арбитражный суд в интересах защиты Общества.
Теория регулирования в интересах общества (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления естественными монополиями своей властью.
ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления властью, какой обладают естественные монополии.
Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений.
В целом ограничения на свободу печати в целях борьбы с возможными злоупотреблениями идут во французском законодательстве по трем основным направлениям: защита частных лиц от клеветы, диффамации и оскорблений: защита общества от распротранения непристойностей (хотя в последующие годы в этой области допущена значительная либерализация, в частности, разрешена исключительно для взрослых-порнография в виде печатных изданий), защита государства от распространения публикаций и устных заявлений, способных поставить под угрозу внутренний порядок и внешнеполитические интересы страны.
Настоящий Регламент разработан в целях систематизации основ нормативного регулирования процессов управления, определения ответственных подразделений за оперативное управление личным, имущественным и другими видами страхования в ООО Баштрансгаз, поддержания деловых отношений со страховыми компаниями; оказания помощи работникам, членам их семей, неработающим пенсионерам в поддержании здоровья, материального положения; защиты Общества от последствий чрезвычайных ситуаций.
Поскольку существует насилие, существует и необходимость защиты от него. Для защиты общества от всех видов насилия создается система защиты, которую мы называем государством.
У нас в Америке существуют Акт о ценных бумагах 1933 года, Акт о биржах 1934 года, соответствующие подзаконные инструкции КЦББ и сама Комиссия по ценным бумагам и биржам. Эти законы и инструкции предназначены для защиты общества от введения людей в заблуждение, махинаций и прочей незаконной практики при покупке и продаже ценных бумаг. В соответствии с ними, определенные инвестиции могут быть доступны только для аккредитованных и искушенных инвесторов и должны быть максимально прозрачны. КЦББ была создана, чтобы стоять на страже этих законов.
Когда в каком-либо обществе возникает озабоченность по поводу последствий, если таковые предвидятся, воздействия опасных и потенциально токсичных веществ, в оценке таких опасностей для здоровья человека эпидемиология занимает центральное место. Научный метод, привносимый эпидемиологией в изучение экологических факторов заболеваемости, может быть основным для защиты слаборазвитых обществ, как от опасных факторов, существующих в окружающей среде, так и от разрушения самой окружающей среды. Оценка риска, проведенная до транспортировки отходов, скорее всего, попадает в сферу легальной торговли. Оценка риска после транспортировки отходов проводится уже только для того, чтобы определить, оправданы или нет любые тревоги по поводу вреда для здоровья людей, связанных с данной поставкой, которая, если бы эти опасения оправдались, становилась бы нелегальной.
Специфические особенности присущи банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской декларации прав человека в частности закрепила, что для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает... Ростовщичество (получение ссудного процента риба) в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и дружбы с врагами бога. II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцентной основе.
Для профилактики преступлений должна существовать угроза перерегистрации или лишения прав деятельности. Приостановка, аннулирование прав деятельности и даже гражданская и уголовная ответственность за нарушение должны стать частью целой системы защиты общества. Человеческая натура такова, что на нее следует оказывать постоянное давление. Таким образом, для усиления существующего этического кодекса контролирующим механизмом должны служить дисциплинарные меры.
«Война» и «мир» в современную эпоху информационного противоборства стали приобретать иной оттенок, и вопросы военной безопасности все чаще и чаще становятся предметом тревожных научных дискуссий. Военная сфера в XXI в. становится жизненно важной для обеспечения национальной безопасности, которая, как пишет российский исследователь И.В. Бернацких, определяется мощью и военным потенциалом государства и призвана обеспечить защищенность людей от гибели в ходе войн . Как отмечает другой исследователь М.М. Кучерявый, в настоящее время под влиянием использования, прежде всего США, современных информационных и коммуникационных технологий в рамках проведения так называемых информационных операций возникала и набирает силу новая военно-политическая угроза всеобщему миру и международной стабильности .
Социальная стабильность общества и его национальная безопасность определяются сегодня во многом тем, каким содержанием наполнено информационное пространство, в котором осуществляют свою деятельность как отдельные индивиды, социальные группы, организации, так и государства, политические группировки и силы. Российский социолог М.К. Горшков пишет, что современные способы воздействия на массовое сознание людей стары как мир и надо только создать миф и заставить в него поверить, но в современных условиях информационного общества сделать это стало гораздо легче, проще, и в итоге информационно-сетевые войны стали реальной угрозой безопасности государства .
Поразительно, что огромные перспективы позитивного, связанного с распространением гуманистических ценностей и утверждением ценности мира и миролюбия воздействия информационных технологий человечеством не используются и прекрасная возможность духовного взаимообогащения культур и развития человека в русле мирного сотрудничества остается нереализованной. Но иначе и быть не могло, поскольку создание глобальной сети было подчинено, как написано в «Национальной стратегии для нового столетия» США (1997 г.), созданию «условий, необходимых для процветания наших интересов и ценностей» . Соответственно, ничего удивительного нет в том, что сегодня Всемирная паутина используется США в сугубо личных целях и в выборе средств информационного воздействия и достижения целей нравственные императивы никакой роли не играют.
В этой связи закономерно возникает вопрос: что есть «мир» в условиях, когда в интернет-пространстве разгораются информационные войны, осуществляется массированное информационное воздействие на массовое сознание, и даже происходит виртуальная мобилизация, формирующая так называемые диванные войска . Судьбы целых народов и государств ежечасно находятся под угрозой в тот момент, когда разворачиваются запланированные определенными силами «информационные операции» в угоду господствующим на международной арене политическим силам.
Именно в информационной среде происходит возрастание угроз военно-политического и террористического характера, и сегодня, после воссоединения России с Крымом, новая волна информационной войны Запада против России, никогда еще не принимавшая столь резко негативной и откровенной в своем выражении формы, стала основанием для осознания российским государством важности информационного воздействия на массовое сознание. В Администрации Президента РФ со всей серьезностью был обсужден вопрос о создании комиссии по формированию имиджа России на международной арене . Надо сказать, что информационное освещение процесса воссоединения России и Крыма было проведено на высшем с точки зрения формирования положительного общественного мнения уровне, что сильно изменило не только внешнеполитический, но и внутриполитический имидж России .
Понятие мира в настоящее время стало шатким, неустойчивым и концептуально размытым, поскольку очевидно, что войны, помимо реальных военных действий, которые, к сожалению, имеют место в обществе, вступившем в третье тысячелетие, - переместились также в виртуальное пространство. В нем также разворачиваются военные действия, происходят баталии за господство над массами и их сознанием. Основным оружием в этой войне становятся информационные и коммуникационные технологии.
Не стоит забывать о том, что информационная война может разворачиваться и в пространстве культуры. Через информационные каналы со стороны Запада сегодня интенсивно осуществляется культурная экспансия России, что следует рассматривать не иначе, как проявление угрозы внешнего характера национальной безопасности страны. При этом данная угроза находит отражение в системе внутренних социокультурных связей и отношений, ценностей и норм российского общества. Поразительные с точки зрения их угрожающего характера данные были получены сотрудниками Института социологии РАН в ходе проведения масштабного социологического исследования «О чем мечтают россияне»: рост агрессивности в стране отметили около 80% опрошенных россиян; снижение доброжелательности, искренности во взаимоотношениях между людьми, альтруизма отметили более 70% опрошенных; 67% указали на рост неуважительного отношения к женщине и значительное снижение душевности среди россиян; 64% отметили снижение патриотизма у российского народа; 70% опрошенных россиян считают, что произошло снижение честности; 68% отметили рост цинизма в российской среде .
Россия находится в очень сложной ситуации: с одной стороны, ее поразила внутренняя болезнь под названием «социокультурный кризис», выражающийся в трансформации духовных ценностей и духовном обнищании россиян, перенимающих потребительскую культуру с такой скоростью, с какой разрушается созидательная культура; а с другой стороны, сильное внешнее воздействие со стороны Запада и прежде всего США, которые приняли у Европы эстафету европоцентризма и начали новый этап колонизации незападного мира, навязывая ему свое видение политического устройства и организации социальных отношений. Мирный характер навязываемого Западом господства стал чертой «западнизма», - именно таким термином определяет А.А. Зиновьев свое видение Запада и проводимую им принудительную по отношению к остальному миру политику . США целенаправленно ведут информационную войну уже много десятилетий, подвергая информационной агрессии сознание масс, в результате чего, как пишет М.К. Горшков, сосед превращается во врага, русский - в «кацапа», а вполне нормальные люди начинают действовать во вред себе, заглушая инстинкт самосохранения, т.е. «желанная 1Т-свобода оборачивается антисвободой» .
Иными словами, понятие войны также расширило свои концептуальные рамки с момента формирования глобальной информационной системы, однако распространение виртуальных войн в сети Интернет имеет самые реальные последствия и не только в изменениях на уровне массового сознания и поведения, но и в военно-политических стратегиях государств. Так, сегодня со всей очевидностью следует констатировать возрастание влияния вооруженных сил в политических процессах, и на этом фоне актуализируется проблема наращивания военной мощи РФ и конституционного закрепления применения вооруженных сил в целях регулирования внутренних и международных отношений России .
На уровне общественного мнения, как показало исследование Левада-Центра, фиксируется ощущение роста военной угрозы России со стороны других стран: в январе 2015 г. 68% россиян высказали уверенность в том, что эта угроза реально существует, в то время как в 2013 г. такого мнения придерживались 51% опрошенных жителей России (для сравнения: в 2000 г. - 48%, в 2003-м - 55%, в 2005-м - 44%, 2007-м - 49%, в 2011-м - 53%) . Как видим, в 2015 г. ощущение военной угрозы достигло самой высшей точки. При этом большинство россиян (82%) верят в то, что наша армия в случае реальной военной угрозы со стороны других стран способна защитить страну (для сравнения: в 2013 г. таких было 57%) , что говорит о повышении имиджа государства, его мощи и силы в газах российских граждан, и информационные технологии сыграли в этом далеко не последнюю роль.
Национальная безопасность напрямую связана с имиджем государства, который в современном информационном обществе во многом формируется под воздействием СМИ. Россия утратила статус сверхдержавы после распада СССР, а вместе с ним и все основания, выступавшие предметом гордости россиян, которых долгие годы постсоветского периода преследовал комплекс цивилизационной неполноценности по причине резкого снижения международного имиджа России и осознания того, насколько она далека от стандартов высокого качества жизни, принятых в сообществе экономически развитых стран. Сегодня ситуация значительно изменилась, и чувство стыда за страну испытывает уже меньшая часть россиян - 25%, в то время как в 1999 г. таковых было 65%
Россия постепенно приходит в себя, ощущая свою духовную мощь, базирующуюся на многовековой российской культуре, духовности, но полномасштабная информационная война, которую ведет против нашей страны Запад, формируя во всем мире анти-российские позиции и настроения, заставляет принимать меры и российскому государству. Оно демонстративно повернулась на Восток в противовес западному давлению, обозначив тем самым евразийское направление в имиджевой политике России как стратегически важное и приоритетное в сложившихся условиях, что неудивительно, поскольку именно на Востоке Россия нашла политическую поддержку после присоединения Крыма и связанных с этим событием агрессивных информационных нападок Запада .
Совершенно очевидно, что сильная, самодостаточная и самостоятельная в проведении международной политики Россия Западу не нужна, но зато Восток она вполне устраивает. Несмотря на то, что позиции России значительно укрепились на международной арене с точки зрения проявления ее политической субъектное-ти, способности проводить самостоятельную политику и противостоять США и западному миру в целом, опасность информационных угроз, а следовательно и угроз национальной безопасности России, сохраняется. М.М. Кучерявый считает, что информационное оружие против России может быть использовано в военнополитических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии; в террористических целях, а также в целях разжигания межнациональных конфликтов и пропаганды расистских и ксенофобских настроений и идей; для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерным программам и распространением вредоносных компьютерных программ .
Поскольку военная безопасность обеспечивается прежде всего политикой безопасности государства, механизмами политического контроля и политической воли, отражаясь на уровне обороноспособности страны, правомерно употреблять термин «военнополитическая безопасность» как значительно расширяющий и углубляющий перспективы научной рефлексии по вопросу обеспечения национальной безопасности страны, под которой, напомним, понимается специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства . В контексте данного понимания национальной безопасности военная безопасность предстает как структурный элемент национальной безопасности, отвечающий за способность государства и его вооруженных сил успешно противостоять внешним и внутренним рискам, угрожающим обеспечению надежной защиты национальных интересов государства.
Обеспечение военной безопасности невозможно вне развития военной сферы общества и совершенствования ее основных структурных компонентов, к которым И.В. Бернацких относит следующие: институционально-управленческий (военно-политическое руководство страны); военно-силовой (военная организация государства); ресурсно обеспечивающий (оборонно-промышленный комплекс); профессионально-кадровый (система военного образования, обучения и воспитания военнослужащих); военно-научный (военная наука); инфраструктурный, будучи убежденным в том, что развитие указанных компонентов военной сферы необходимо для ее укрепления как ключевого фактора обеспечения военной и национальной безопасности России .
Видимо, в условиях возрастающей угрозы национальной безопасности России, пока явно фиксируемой на уровне информационной агрессии со стороны стран Запада, наращивание военной силы становится оправданной стратегией, но решит ли это задачу, тысячелетиями и веками стоявшую перед человечеством, которое так и не выработало иной траектории цивилизационного развития, кроме той, что вписывается в так хорошо знакомую фразу «война и мир». Однако в современной реальности она уже не означает то, что прежде, когда «мир» означал отсутствие военных действий, соответствовавших понятию «война». Мирное и военное переплелось в виртуальном пространстве, породив страшное явление «информационная война», которая способна втянуть в ареал военноинформационных действий миллионы людей за крайне сжатый период времени. Расстояния, границы, временные и иные препятствия мира реального в виртуальном мире ничего не значат, а следовательно, информационное оружие стало мощным оружием XXI в., под прицелом которого находится как отдельный индивид, так и человечество в целом.
- Бернацких И.В. Военная сфера общества и пути ее развития // Власть. 2014. № 9. С. 83.
Классическое определение социальной безопасности - это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.
Дополняя это энциклопедическое определение можно уточнить, что социальная безопасность - это, прежде всего, часть более общей категории - национальной безопасности, что социальная безопасность - это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
Таким образом, социальная безопасность - это, в конечном итоге, бережное отношение государства к главному своему богатству - человеку.
Национальная безопасность наряду с такими составляющими как экономическая безопасность, обороноспособность страны, защита от техногенных и экологических катастроф, также включает и социальную безопасность. Рассматривая узко безопасность страны только как экономическую, нельзя забывать, что социальная стабильность играет ключевую роль и во всей системе национальной безопасности. Безусловно, что вся система взаимосвязана и каждая составляющая не может рассматриваться изолированно от других. Так, например, не может быть эффективной реформы экономики без развития системы социальной защиты населения.
Социальная безопасность имеет сложную систему внешних и внутренних связей, среди которых выделяется основная.
Этот термин сравнительно недавно вошел в нашу жизнь. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Прежде всего, во Всемирной социальной декларации, принятой в 1995 году на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится:
«Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается, как одно из фундаментальных прав человека».
В Декларации сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:
Всеобщее начальное образование как для девочек, так и для мальчиков;
Сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения, причем женская неграмотность не должна превышать мужскую;
Элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;
Ликвидация случаев острого недоедания;
Предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;
Безопасная питьевая вода и санитария для всех;
Кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.
В одном из своих выступлений генеральный секретарь ООН отметил, что социальная безопасность женщин не обеспечена ни в одной стране мира. В международных документах, в частности в Пекинской программе действий, провозглашаются права женщин, обеспечивающие их безопасность. К сожалению, на практике эти законы не работают.
Украина, Россия и ряд других стран бывшего СССР продолжают оставаться одними из немногих стран в мире, где отсутствует национальный механизм реализации принципа равноправия полов. А ведь это предусмотрено Конвенцией ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году. Доклады, которые в соответствии с ее регламентом правительства периодически представляет (один раз в четыре года) в Секретариат ООН о выполнении документа, носят, как правило, декларативный характер и не отражают реальной ситуации.
Недостаточно представлены женщины в законодательных органах власти практически всех государств мира, а в Советах Обороны и Советах Безопасности многих стран их нет вообще.
В этой ситуации гарантией обеспечения социальной безопасности женщин являются: повышение их самосознания и юридической грамотности; изучение международного опыта; консолидация действий в защиту своих прав.
Главной задачей государства является обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения путем реализации комплекса целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера, обеспечение личной безопасности каждого гражданина, защита его прав и свобод, здоровья и собственности.
Социальная защита - это деятельность государства по воплощению в жизнь приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Для современной Украины, также как и других постсоветских государств, социальная безопасность приобретает особую актуальность, поскольку на фоне экономического кризиса, ухудшения положения большинства населения развиваются такие социально опасные явления, как криминализация политики, экономики, общественного сознания, коррупция чиновников госаппарата, правовой нигилизм и пренебрежение общественной этикой. Все это создает существенную угрозу безопасности украинских граждан, общества в целом.
Поэтому необходимо стремиться к созданию всеобъемлющей системы социальной безопасности личности и общества, включающей самые различные аспекты повседневной жизни людей.
Под социальной безопасностью многие понимают также безопасность производства и труда на каждом рабочем месте, безопасность обслуживания и потребления, экологическую безопасность. Во всех государствах стремятся создать такую систему экологической безопасности, которая не только устраняет последствия безответственного хозяйствования, но, в первую очередь, укрепляет способность природы к воспроизводству своих ресурсов. Экономически целесообразным должно быть только то, что является экологически безопасным.
Социальная безопасность - это и общественный порядок, преодоление преступности. Эта острейшая проблема может быть решена только тогда, когда общественная безопасность станет делом всех граждан, их общественных организаций, а также предприятий и предпринимателей. Главным направлением их деятельности должна быть профилактика правонарушений, повседневная воспитательная работа в школе и семье, совершенствование деятельности культурно-просветительных учреждений и организация досуга граждан, в первую очередь, молодежи.
Решение проблемы преступности в конечном счете зависит от повышения благосостояния граждан и преодоления критического разрыва в доходах различных слоев населения. Необходимо проводить широкую правовую пропаганду, создавать условия для реализации прав граждан на самооборону в соответствии с действующим законодательством.
Назрела реформа системы исправительных учреждений. Наказание следует расценивать не как расплату за совершенное преступление, а как проявление гражданского осуждения, средство изоляции социально опасных лиц от общества. Места заключения должны помогать отбывающим наказание гражданам находить путь возвращения в общество.
Реальную угрозу развитию любого государства представляет организованная преступность. Необходимо добиваться ужесточения санкций за организацию и активное участие в преступных группировках путем принятия специальных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом, которые учитывают передовой европейский и мировой опыт.
Самые решительные меры должны быть предприняты по предупреждению коррупции в правоохранительных органах. Критерием подбора кадров для правоохранительных органов и служб безопасности должны стать преданность делу, высокие моральные качества и квалификация.
Для обеспечения реальной безопасности граждан и общества, государство должно, прежде всего, усилить правовой режим, контроль за исполнением законов как в центральном государственном аппарате, так и на местах. Любые правонарушения, не говоря уже о злоупотреблениях со стороны чиновников любого ранга, должны находить немедленную, жесткую и гласную оценку как государства, так и общества.
Государство должно обеспечивать безусловное соблюдение законности и порядка, строже наказывать за должностные преступления, за взяточничество и сокрытие доходов. Для достижения этого не исключена и возможность применения чрезвычайных мер, не выходящих, однако, за правовые пределы, определенные Конституцией и действующим законодательством Украины.
Женщина как объект и субъект социальной безопасности
Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.
Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т.е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.
Приоритетные объекты социальной безопасности во всех государствах - это женщины.
К жизненно важным социальным интересам женщин относятся: пересмотр законов с целью обеспечения равенства прав женщин и их доступа к экономическим ресурсам; создание равноправных условий для повышения квалификации и профессиональной подготовки; охрана материнства и детства; ликвидация профессиональной сегрегации и всех форм дискриминации при трудоустройстве; содействие сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей женщин и мужчин; участие женщин в принятии решений; предотвращение насилия в отношении женщин и насилия в семье; учет гендерных особенностей в актах органов власти; укрепление роли семьи в обществе; проведение исследований по женской проблематике и гендерным вопросам.
Уровень социальной безопасности женщин зависит от того, к каким социальным статусным группам, сложившимся в условиях плюрализма форм собственности, они относятся.
Эта структура, объединяющая основные статусные группы женщин (на примере России), следующая.
Образовался слой собственников предприятий и фирм, как правило, профессионально занятых бизнесом. Женщины представлены в группе слабо - не более одной пятой ее части.
Мелкие предприниматели. Около 25% среди них - женщины. Это в подавляющем большинстве случаев (четыре пятых) владельцы «собственного дела». Социальный статус у них значительно ниже, чем у женщин - крупных предпринимательниц. Половина группы занята в торговле, финансовой сфере и только 20% - в промышленности. До 20% женщин, занимающихся мелким бизнесом, вынуждены совмещать его с управленческим трудом по найму. Такое сочетание объясняется объективными причинами.
Полупредприниматели. Среди них женщины составляют около 40%. Это в основном молодые женщины в возрасте до 30 лет. Группа наиболее выиграла от либерализации экономики и поэтому активно участвует в рыночных преобразованиях.
Руководители производства (менеджеры). Соотношение женщин и мужчин в группе: 40 к 60. Они работают по найму. Каждая вторая, входящая в группу, обладает высоким уровнем благосостояния.
Администраторы социальной сферы. Это самая феминизированная социально-профессиональная группа: соотношение женщин и
мужчин составляет 5: 1 в пользу женщин. В составе группы руководители учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, управленцы среднего звена. 80% женщин- руководительниц возглавляют государственные учреждения, 12% - приватизированные, 6% - частные организации. Уровень благосостояния этой группы - низкий: две трети ее состава испытывает материальные трудности.
Интеллектуалы, т.е. преимущественно представители творческих профессий, связанных с созданием культурных и научных ценностей. Женщин большинство в этой группе - 57%. По национальному составу в подавляющем большинстве случаев (свыше 80%) - русские женщины среднего возраста.
Массовая интеллигенция. В составе этой группы 70% женщины. Ее характерная черта - высокий уровень образования: 75% имеют высшее образование. 50% женщин заняты в учреждениях социальной сферы, 40% - в промышленности, а остальные - в торговле и сельском хозяйстве. В государственном секторе экономики работает абсолютное большинство - 4/5, остальные - на приватизированных предприятиях. Группа социально-обделенная: 44% ее состава живут на уровне бедности, 7% - за гранью нищеты и всего 9% - в относительном достатке. Представители этой группы жизненно заинтересованы в проведении последовательной социальной политики и повышении социальной безопасности семьи, способных обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности.
«Полуинтеллигенция». Термин, возможно, неблагозвучный, но целесообразный для анализа стратификации. Входят в эту группу в основном работники со средним образованием. Соотношение женщин и мужчин 5 к 1. Большинство (60%) заняты в организациях социальной сферы, около 30% - в промышленности. По уровню жизни - группа, живущая на «уровне бедности» (50%), из которых 11% «за чертой нищеты». Обладают относительным достатком около 20% состава группы. Уровень ее социальной безопасности - низкий.
Рабочая элита. Образовалась в результате расслоения рабочего класса. В ее составе рабочие высокой квалификации, как правило, высокооплачиваемые. Женщин в группе мало (6 к 1), но они сравнительно обеспеченные.
Неквалифицированные работники. Женщин в группе - преобладающее большинство: 70%, каждая пятая из которых
находится в пенсионном возрасте. Две третьих группы проживает «за чертой бедности», зажиточных и состоятельных практически нет. Это - группа низкого уровня социальной защищенности.
Работники массовых профессий сфер торговли и обслуживания. Самая феминизированная социальная группа: женщин в ней 80%, половина из которых живет в условиях нищеты и бедности.
В условиях утверждения института частной собственности, приватизации эта группа стала, с одной стороны, - сильно менять свою социальную базу за счет притока рабочих, служащих, ИТР, массовой интеллигенции, потерявших работу. С другой стороны - снижать свой уровень жизни, терять негласные, «теневые» льготы за посреднические услуги в распределении. Группа нуждается в последовательной социальной защите по всем основным параметрам: от правового обеспечения до разумных налогов.
Формирующаяся новая социальная структура постсоветских государств на примере российского общества в целом, и женской части его конкретно, обуславливает углубляющуюся дифференциацию подходов различных социальных групп к проводимым экономическим преобразованиям и социальным последствиям.
Отношение женского социума к экономическим реформам можно считать ключевой проблемой, от состояния которой зависят ослабление или усиление социальной напряженности в обществе, возможности возникновения конфликтных ситуаций и протестных акций с участием женщин.
Безопасность женщины в обществе зависит от социальной политики государства
Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства.
Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий (подчеркнем: гарантий, а не льгот), которые обеспечивают реализацию социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.
На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. «Патерналистская доктрина» означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, «отеческое» отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.
От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины. Произошла подмена понятий: вместо «социальной политики», например, в России с 1992 г. появилась «социальная защита» населения. Институционализация этой новации была осуществлена в форме образования Министерства социальной защиты населения, функционировавшего до 1996 г. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, значительно расширилась.
В теории национальной безопасности рассматриваются основные виды безопасности - безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства, предложенные в ранее действовавшем Законе РФ «О безопасности» 1992 г.
В Конституции РФ используются различные термины: «безопасность государства» (ст. 13), «безопасность граждан» (ч. 1 ст. 56), «общественная безопасность» (ч. 1 ст. 72). В. Т. Кабышев отмечал, что «советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата “государство - общество - личность”. Во главу угла российского конституционного строя была положена принципиально иная концепция - “человек - общество - государство”» . В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, произошел принципиально новый для нашей страны подход к проблеме обеспечения национальной безопасности, означающий недопустимость игнорирования интересов личности и общества.
В настоящее время во многих развитых государствах мира приоритетной является безопасность государства. Это характерно для США, Японии, Германии и многих стран. В США «национальная безопасность» до 1947 г. понималась как «оборона». Однако после принятия Закона США от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности» это определение стало иметь отношение к таким социально-политическим условиям, при которых наиболее полно обеспечиваются интересы подавляющего большинства людей, населяющих страну, и ликвидируются угрозы независимости и существования нации.
В настоящее время Федеральный закон «О безопасности» (ст. 1) выделил следующие виды безопасности: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды. В Стратегии национальной безопасности РФ указывается, что «национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».
Как видим, в этих основных правовых актах отсутствует строгая классификация видов национальной безопасности, а также их определения, что приводит к бесконечному дроблению родового понятия национальной безопасности. Поэтому сегодня учеными предлагаются многочисленные виды национальной безопасности, не соответствующие логическим правилам классификации. В результате возникают трудности в формировании системы национальной безопасности и ее правового регулирования.
В связи с этим предлагается в основу классификации положить существенные единые признаки:
- - объекты национальной безопасности;
- - характер угроз национальной безопасности;
- - сферы жизнедеятельности и др.
В зависимости от объекта, интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз национальной безопасности, выделяют безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.
Используя определение национальной безопасности, представленное в Стратегии национальной безопасности РФ, можно определить эти виды национальной безопасности. Под безопасностью личности понимается состояние защищенности личности от внутренних и внешних угроз. Безопасность общества - состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз. Безопасность государства - состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз.
В зависимости от характера угроз национальной безопасности выделяются: безопасность от угроз природного характера, безопасность от угроз социального характера, безопасность от угроз техногенного характера и др. Кроме того, эти угрозы можно дифференцировать конкретнее (например, безопасность от угрозы терроризма).
В зависимости от сферы жизнедеятельности выделяют: безопасность в социальной сфере, безопасность в политической сфере, безопасность в экономической сфере, безопасность в информационной сфере и т.п.
- Конституционное право Российской Федерации / отв. ред. В. Т. Кабышев,Е. В. Колесников. Саратов, 1995. С. 54.
Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения.
Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.
Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений представляет собой общество.
В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.
В узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы.
Общество - главный фактор жизнеспособности каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность людей и общества укрепляется по мере роста его производительных сил и возрастает тем более чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее организованы взаимосвязи потенциалов защищённости различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, потенциала государственной защищённости, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, потенциала здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного, образовательного, природоохранного.
По классификации ООН безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, охраны его здоровья и т.д. Важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 1980-х гг. В число ведущих его показателей входят ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества - здоровье человека, его знания и достойный уровень жизни.
Общество не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому не случайно объектом безопасности общества, (согласно Федеральному закону РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ), являются его материальные и духовные ценности.
В связи с этим к опасностям и угрозам обществу относятся :
посягательства на его экономические (базисные) устои, на социальное положение граждан;
подавление свободы, прав;
социальные конфликты;
пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; подавление или уничтожение оппозиции;
насаждение идеологии индивидуализма;
терроризм, организованная преступность, коррупция и др.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, закона и порядка, упрочение демократии, достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия.
Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы безопасности, выступают сферы , в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.
Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.
Социальную сферу представляют этнические общности людей, различные классы и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми. Это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.
Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.
Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.
Субъектами безопасности общества , так же как личности и государства, выступают органы различных ветвей власти, общественные и иные организации, граждане.
Основными принципами обеспечения безопасности общества, так же как личности и государства, являются:
Законность;
Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
Интеграция с международными системами безопасности.
Таким образом, естественное разнообразие интересов отдельных личностей и общества, в целом, имеет общий интерес в решении проблемы безопасности жизнедеятельности. Общий интерес требует общих действий.
Безопасность общества обеспечивается предотвращением опасностей и защитой от угроз. Предотвращение опасностей происходит в результате преобразовательной жизнедеятельности общества. Достигнутый обществом уровень безопасности реализуется мерами защиты.