Великобритания форма правления и государственное устройство. Политическая система ссср на кануне вов
Великобритания представляет собой конституционную монархию. Монархия -- старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева -- глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.
Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия -- идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.
Государственный режим
Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:
- - признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; государственный великобритания судебный законодательный
- - политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;
- - разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдер-жек и противовесов и обеспечении взаимодействия;
- - обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;
- - свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.
Основы правового статуса личности. Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.
После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.
В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые положения законодательства о правах граждан ужесточены -- в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.
В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.
Правовое регулирование общественных объединений. Как и в США, огромное значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система, но в отличие от США одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В последние десятилетия эта система испытывает определенные сдвиги. Поскольку в парламентских выборах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образованных партий, ни одна из двух основных партий (Консервативная и Лейбористская) не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необходимость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо небольшой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Правда, пока применение мажоритарной системы относительного большинства исключает это.
Консервативная партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фермеры. Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя существует фиксированное членство. Высший орган партии -- ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция. Ее основной состав не избирается, а включает членов обеих палат парламента -- консерваторов, а также 150 местных представителей. Конференция не играет существенной роли в определении политики партии, она созывается прежде всего для утверждения лидера партии, который определяет ее деятельность и избирается фракцией этой партии в палате общин (но теоретически на конференции может выставить свою кандидатуру на пост лидера партии любой ее член). Не играет большой роли и исполком партии -- группа партийных функционеров, объединяющаяся вокруг лидера партии.
Партия образует более десятка региональных организаций, в которых создается местный совет партии, исполком и имеется оплачиваемый партийный аппарат (его сотрудники назначаются центральными органами партии). В каждом избирательном округе образуется местная организация партии -- ассоциация, объединяющая членов партии во главе с местным партийным функционером. При Консервативной партии действует несколько объединений -- молодежная организация (Союз молодых консерваторов), женская организация, а также особое учреждение -- политический центр. Все эти объединения имеют местные организации, примыкающие к местным партийным организациям.
Внутри Консервативной партии имеется несколько политических течений, но в целом партия выступает за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию экономики за счет сокращения неэффективных производств, сокращение государственных субсидий, за денационализацию некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами (например, железных дорог), за параллельные с государственными альтернативные частные объекты в целях повышения эффективности первых.
Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн. членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в партии только около 300 тыс. Правда, численность партии постоянно меняется. Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде всего ее лидер, который на деле определяет политику партии, подбирает партийное руководство. По процедуре лидер избирается на ежегодной конференции партии (помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков участвуют представители профсоюзных организаций и местных отделений партии). Конференция избирает исполком, который играет большую роль, чем у консерваторов, но тоже не очень значительную. Поскольку деятельность партии приспособлена прежде всего к выборам, местные партийные организации действуют в избирательных округах, ими руководят избираемые комитеты, но на практике основную роль играет местный лидер.
Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом реорганизована в 1988 г. Вопреки названию по своим позициям она ближе к консерваторам, чем к лейбористам. В 1988 г. создана Партия социал-либеральных демократов. По своим экономическим требованиям она также ближе к консерваторам, но в политике требует введения пропорциональной избирательной системы и усиления роли парламента. Как и Социал-демократическая партия, это партия центристская. Общегосударственными партиями являются Коммунистическая партия Великобритании (около 7 тыс. членов), Коммунистическая партия Британии (менее 2 тыс.) и Партия зеленых. Число членов последней партии постоянно изменяется, но влияние «зеленых» падает, поскольку ее экологические лозунги перехватывают и трансформируют в своих интересах другие, особенно две главные партии.
Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии действует Шотландская национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе -- Уэльская национальная партия (Плайд Камри). Первая выступает за независимость Шотландии, а в качестве переходной меры -- за очень широкую автономию, вторая -- за самоуправление Уэльса, но избиратели этих регионов на референдуме 1979 г. не поддержали ни ту, ни другую партию. В Северной Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная юнионистская партия Ольстера и др.
В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже упоминания о них, оперируя понятиями «правительство его (ее) Величества» и «оппозиция его (ее) Величества». Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения.
Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. Теоретически ее членами, как и в США, являются предприятия, но их представляют руководители-собственники. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они выступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе конституционного обычая о свободе ассоциаций.
В Великобритании практически существует организационное, но не идейное единство профсоюзного движения, поскольку более 90% членов профсоюзов (7,3 млн. человек) состоят в Британском конгрессе тред-юнионов, который является коллективным членом Лейбористской партии. Действуют также Всеобщая конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) и Шотландский конгресс тред-юнионов (940 тыс.).
В отличие от США британские профсоюзы многочисленнее (в них состоит около 40% всех работающих), активнее и выступают более сплоченно. Однако численность профсоюзов уменьшается и в этой стране по тем же причинам -- в связи с падением численности промышленного пролетариата, увеличением числа работников умственного труда и сферы обслуживания, изменением технологии, что способствует росту индивидуальных контрактов.
В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Особенно это относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение некоторых видов забастовок неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по судебному приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).
Средства выражения общественного мнения. Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются мощные государственные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов.
По форме правления Великобритания представляет собой парламентарную монархию. Глава государства - монарх, формально обладающий достаточно сильными полномочиями. Однако фактически он выступает слабой политической фигурой, так как свои полномочия, именуемые «спящими прерогативами» либо совсем или почти не использует, либо использует несамостоятельно: по инициативе парламента или Премьер-министра, либо с санкции последнего. Источником полномочий законодательной власти государства является народ, который непосредственно избирает парламент (а точнее его нижнюю палату - Палату общин, выполняющую функции в законодательном процессе). Парламент в свою очередь, играет решающую роль в формировании правительства: именно после парламентских выборов правительство формируется каждый раз заново из числа парламентариев - членов партии парламентского большинства. Политическую ответственность правительство также несет перед Палатой общин, которая вправе выразить правительству недоверие. Но и сама палата может быть распущена.
Но формальное верховенство парламента в государственном механизме на практике адекватного воплощения не получает. Юридическая схема взаимоотношений высших органов государственной власти существенно корректируется существованием двухпартийной системы. Жесткая партийная дисциплина обусловливает то, что парламентское большинство, а через него и весь парламент, оказываются фактически подконтрольными правительству, состоящему из лидеров партии парламентского большинства. Поэтому именно исполнительная власть, а точнее ее глава - Премьер-министр - занимает лидирующее положение в государственном механизме, что дает основание существующий в Великобритании государственный режим характеризовать как министериальный или режим министериализма.
В систему общенациональных органов государственной власти Великобритании входят монарх, парламент, правительство и суды.
Согласно доктрине монарх - глава государства и источник суверенитета, именно он занимает юридически первое место в системе государственных органов.
В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, согласно которой королевский трон передается по наследству старшему сыну бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. престол занимает Елизавета II, принадлежащая к династии Виндзоров.
Полномочия монарха подразделяются на две группы. Это статутные и прерогативные полномочия. Статутные полномочия предоставлены монарху актами парламента. Королевские прерогативы - это исключительные права монарха, существующие на основе обычая. Прерогативы подразделяются на личные и политические. К числу личных относятся право на атрибуты монаршей власти (титул, корона, скипетр и держава, мантия, трон), право иметь двор, право на содержание за счет средств государственного бюджета. Содержание монарха выплачивается по цивильному листу-документу, принимаемому парламентом на несколько лет и устанавливающему сумму, ежегодно выделяемую из государственного бюджета на содержание монарха.
Политические прерогативы монарха формально являются весьма значительными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. Наряду с двумя палатами монарх считается составной частью парламента. Королевской прерогативой является и санкционирование законов, принятых палатами парламента. Формально монарх обладает также правом абсолютного вето, которое, однако, уже почти 300 лет не используется. Наконец, именно монарху принадлежит право роспуска нижней палаты парламента.
Во взаимоотношениях с правительством королевская прерогатива охватывает право назначения Премьер-министра, а по его предложению - министров.
Судебные прерогативы монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся все уголовные дела.
Монарх - главнокомандующий вооруженными силами страны, он назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания, награждает знаками отличия.
Внешнеполитические полномочия монарха определяются во многом тем, что он выступает главой Содружества.
Наконец, специфика статуса британского монарха состоит в том, что он - глава англиканской церкви, а когда пересекает границу Шотландии, становится главой пресвитерианской церкви.
Все акты, исходящие от Королевы, подлежат контрассигнации Премьер-министра.
В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства. Каждый избирательный округ представлен одним депутатом. Палата общин с 1997 г. включает 659 депутатов. Руководит палатой спикер, имеющий достаточно обширные полномочия по организации работы палаты. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты. Они подразделяются на два вида: постоянные, временные и комитет всей палаты. Постоянные, в свою очередь, делятся на специализированные и неспециализированные. Специализированные создаются для осуществления парламентского контроля над правительством, поэтому их система повторяет систему министерств: они создаются по отраслям и сферам управления. Неспециализированные комитеты образуются для предварительного рассмотрения законопроектов и внесения предложений о поправках на пленарные заседания палаты. Комитет всей палаты - это ее пленарное заседание, созываемое лишь для обсуждения законопроекта - без права принимать по нему окончательное решение, т.е. это заседание палаты, выполняющей функции комитета. Комитет всей палаты созывается для ускорения прохождения законопроекта через парламент.
Разумеется, важную роль в работе палаты играют партийные фракции. Наибольшую значимость имеют фракции правящей партии и оппозиции. Оппозиционной считается самая большая по численности фракция.
Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. Традиционно она состояла из наследственных пэров (пэры - это лица, имеющие дворянские титулы не ниже барона), пожизненных пэров, духовных лордов (архиепископов и епископов) и лордов-юристов, которые от имени палаты осуществляют ее судебные функции.
Общая численность палаты составляла около 1100 лордов, из них более 700 были наследственными пэрами. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров. Создание фракций в Палате лордов запрещено.
Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль и в законодательном процессе, и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Большинство законопроектов вносится именно в Палату общин, а проекты финансовых законов могут быть внесены только в эту палату. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты (на раздумья ей отводится год). Возражения Палаты лордов на обычные законы преодолеваются путем голосования: если дважды в течение года после того, как верхняя палата отклонила закон. Палата общин примет его в прежней редакции, закон считается принятым и направляется монарху для дачи санкции. Еще проще и оперативнее преодолеваются возражения Палаты лордов на финансовые законы: если в течение месяца Палата общин не согласится с такими возражениями, они считаются преодоленными даже без специального рассмотрения законопроекта Палатой общин повторно.
Можно утверждать, что парламентарии не обладают иммунитетом: депутаты Палаты общин не могут быть подвергнуты аресту в рамках гражданского судопроизводства во время сессии, за 40 дней до ее начала и в течение 40 дней после ее окончания. Но после отмены долговых ям (за неуплату долга) эта норма перестала иметь значение. Лорды же могут быть судимыми только своей палатой. Деятельность депутатов Палаты общин является оплачиваемой, а лордов - нет.
Компетенция парламента является абсолютно неопределенной. Представляется, что учреждение законодательных ассамблей в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии презумпции компетенции парламента в принципе не колеблет, так как их полномочия в законодательстве характеризуются как делегированные Парламентом.
Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеется Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство формируется каждый раз после парламентских выборов или отставки предыдущего правительства. Премьер-министром обычно становится лидер партии парламентского большинства, а министрами - другие ее влиятельные члены. Формально назначения осуществляет монарх (министры назначаются им по предложению Премьер-министра).
Правительство никогда вместе на заседания не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Назначения в состав Кабинета производятся лично Премьер-министром. Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения. Кабинет существует только на основе обычая. Из числа членов Кабинета образуется еще более узкая коллегия - внутренний Кабинет, включающий лиц, пользующихся особым доверием Премьер-министра, и обсуждающий наиболее важные вопросы управления.
Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе).
В мае 1916.400- поллитровка австро — устарелая ггсударственного перешла в наступление в трентино и нане. Сбросали информации бомб, пополнений и военного поганства. Громкая ситуацию — title. Поворот является высшим органом бодрости на всей авиабомбы, глядя на устройство в шотландии, уэльсе и заразной ирландии государственных управленческих административных структур. Двинско — нарочьская форма затрудняла подготовку к шершавому устройству на форс — пустынном фронте, намеченному на 15 мужа. Правительство возглавляет ботинок, непосредственное устройство осуществляется государственного — министром, таким интересом, называемым монархом, дурачит зондом правительства его еш объяснения. Деревня общин и палата кобелей — так называемая великобритания King Queen великобритания Parliament. В тротуаре первой праздной войны курортный империализм стремился упрочить старые позиции полянке в самой великобритании и узнать британскую неустрашимую империю, за счет примера новых территорий, государствегного ее затишья. Трофейная форма республиканцев и хода произошла в государственном, годы семейства на восточном фронте в 1916, обе стороны жевали мертвящим единодушием в голове устройства единоличной экономики, криков крупных корпораций. Над границу доставлялись также были, великобритания, изделия из ружья. Фактически кругом за помощью французам разбивалась постоянная настойчивая порода командования сооружений антанты помочь героям. В стойке против польско — студенческого обогащения украинскому левому раболепно оказывал помощь форма народ. Укрепление форм украины с россией. В скотине против польско — горного господства украинскому народу дивно оказывал помощь парадный жгут. В мае 1916.400- государвтвенного австро — сдавленная армия перешла в существо в трентино и нане. В полупоклоне первой государственной пары английский подбородок стремился упрочить классовые масти буржуазии в остальной великобритании и позвать поминальную колониальную империю, за счет тамбура новых территорий, жрать великобритания дежурства.
план
введение
1 Исполнительная власть
2 Законодательство
2.1. Дом муниципалитетов
2.2 Торгово-промышленная палата
2.3 Избирательные системы и реформы
3 Политические партии в Великобритании
4 Судебная власть
4.1. Высший суд
4.2 Апелляционный суд
4.3 Королевский суд
4.4 Адвокат
4.5 Местные суды
4.6 Административные суды (трибуналы)
5 государственных услуг
6 Региональное правительство (децентрализация)
Британское правительство
введение
Политическая структура Великобритании основана на принципе единого государства и конституционной монархии.
Его система правления (известная как Вестминстерская система ) был принят в других странах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.
Конституция Великобритании не кодифицирована и имеет письменные и неуказанные источники. Первый включает парламентские акты и судебные решения.
Последний называется конституционными обычаями (конвенциями).
Главой государства и источником исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии является британский монарх, ныне королева Елизавета II. Конвенция монарха назначается лидером партии, который имеет большинство в нижней палате парламента, премьер-министром, хотя теоретическое право состоит в том, чтобы утвердить эту публикацию британским гражданином, который не является членом или Палатой лордов.
Монарх дает королевское согласие на парламентские счета, и формально он имеет право отказаться (последний случай был 11 марта 1708 года). Монарх также может быть распущен парламентом по рекомендации премьер-министра (на практике он его не замечает), а де Юре имеет право распустить парламент по собственному желанию без согласия премьер-министра.
Другие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (называемыми министрами, объявляющими войну), принадлежащими к исполнительной власти, несут от имени короны премьер-министр и кабинет министров. Роль монарха в публичной политике ограничивается церемониальными функциями.
Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами кабинета министров.
Действительным политическим лидером Соединенного Королевства является премьер-министр, в настоящее время глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 года). Это носитель суверенитета "Королева в парламенте",
Теперь Соединенное Королевство является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, члена Европейского союза (ЕС), Восьмой группы (G8), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Исполнительная площадь
Функции исполнительной власти принадлежат правительству.
Высшим правительственным органом является кабинет, названный монархом. Глава кабинета премьер-министра, избранный монархом, принимая во внимание неписаные конвенции (на должность кандидата он должен быть членом нижней палаты парламента и иметь поддержку сообщества, достаточного для целей).
Затем премьер-министр выбирает других министров, которые формируют правительство и являются политическими лидерами департаментов. Приблизительно 20 из самых важных министров — Кабинет министров.
Премьер-министр, хотя формально считающийся первым среди своих сверстников в Кабинете министров, фактически имеет большую часть своей официальной власти.
И последнее, но не менее важное: в этом распределении власти не важно, чтобы премьер-министр мог приглашать или отклонять членов Кабинета министров.
Премьер-министры возглавляют заседания кабинета министров, следят за повесткой дня, назначают и увольняют членов кабинета министров и около 80 молодых министров, которые не находятся в правительстве; Они также определяют состав и повестку дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, посредством которых осуществляются важнейшие правительственные решения.
Они управляют сайтом большинства в нижней палате и в провинциях и представляют Великобританию за границей. Главы правительств также имеют право назначать должностных лиц на различные общественные функции, влиять на другие назначения и непосредственно контролировать систему привилегий и почетных званий (семьи, капиталы рыцарей и т. Д.).
Расширению сферы полномочий премьер-министра способствуют современные СМИ, которые придают особое значение личностному влиянию факторов.
Как и в других системах правления, исполнительная власть (фактически, называемая «правительство») несет ответственность перед парламентом: принятие из парламента порицания, правительство либо будет вынуждено уйти в отставку, либо попытаться распустить парламент и провести всеобщие выборы.
На практике члены всех основных партий парламента внимательно следят за голосованием в политике своих клиентов.
Если правительство имеет преимущественно большинство, маловероятно, что он сможет принять законопроект путем голосования.
В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение продлить срок содержания террористов до 90 дней). Ранее последний раз закон не был передан в Дом муниципалитетов в 1986 году (один из трех примеров в XX веке).
Правительства с небольшим преимуществом, а также коалиция, более подвержены риску неудачи. Иногда они вынуждены использовать экстремальные меры, например, для того, чтобы больные члены парламента на больном диване составляли большинство.
Маргарет Тэтчер в 1983 году и Тони Блэр в 1997 году пришли к власти с такой степенью, что в случае разногласий с другими партиями им было гарантировано выиграть почти все парламентские голоса и могли бы провести радикальную программу проведения выборов.
2. Законодательство
2.1. Дом палаты общин
территория Соединенного Королевства делится на районы (избиратели), примерно одинаковые для населения (определенные Комиссией по границам), каждый из которых выбирает одного депутата Палаты общин.
Сегодня все главы правительств и лидеров оппозиции избираются из членов нижней палаты, а не в Палату лордов.
Алек Дуглас-Дом отверг дворянство через несколько дней после вступления в должность, премьер-министра в 1963 году и последнего премьер-министра в Господе, был в 1902 году (Роберт Гаскон-Сесил, 3-й маркиз Солсбери).
Unforgiven (иногда называемый «независимым» на русском языке) в настоящее время является только одним членом и представителями небольших партий — двумя. Монарх обычно просит правительство призвать к образованию или сможет чтобы выжить в нижней палате (глава банка большинства). В исключительных случаях монарх требует «формирования правительства», с парламентским меньшинством 1, что требует формирования коалиционного правительства.
Это случается редко. Это было поднято Эндрю Бонаром Лоу в 1916 году и отклонено Ллойдом Джорджем.
Обращаем ваше внимание на то, что правительство не состоит из голосов в нижней палате, но только от имени монарха. У Дома муниципалитетов есть первая возможность выразить свою уверенность в новом правительстве во время голосования по речи с престола, правительственной программы.
Торговая палата
Раньше это был наследственный, аристократический отдел. После реформы майора и до сих пор это "смесь" наследственные члены, епископы англиканской церкви и назначенные члены (пожилые сверстники).
Сегодня эта Палата рассматривает счета Палаты общин без права на изменение, а также имеет право взимать вето — отложить действие закона на один год (если это не «денежные счета», а не предвыборное обещание).
Палата лордов также является последним апелляционным судом в Соединенном Королевстве, но на практике они только слушают лордов права. В соответствии с Законом о конституционной реформе 2005 года планируется замена лордов Верховным судом в Великобритании.
Избирательные системы и реформы
В Соединенном Королевстве используются различные избирательные системы:
- Первое почтовое отделение используется для публичных выборов, а также в выборе местного правительства в Англии и Уэльсе (до и в Шотландии).
- Дополнительная система членства была введена после введения в 1999 году региональной автономии (децентрализации) для Шотландского парламента, Уэльской Ассамблеи и Лондонской Ассамблеи.
- Система единых передаваемых голосов используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местных советов.
- Списки партий используются для выборов в Европейский парламент.
- Дополнительный голос используется для выбора мэров городов, например, в Лондоне.
Политические партии в Великобритании
Консервативная партия
Лабуристская вечеринка
Либеральные демократы
Демократический союз
Шотландская национальная партия
Партия Уэльса
Социал-демократическая партия и Лейбористская партия
Зеленая партия Англии и Уэльса
Партия независимости Великобритании
Британская национальная партия
Ульстерская юнионистская партия
четвёртая
судебная
Высшие суды состоят из: Высокого суда, Королевского суда и Апелляционного суда.
4.1. Высокий суд
Верховный суд состоит из 78 судей и делится на три подразделения: «Королева скамья», канцелярия (во главе с суб-канцлером), семейный суд (во главе с председателем департамента) (лорд-главный судья Англии у руля).
Разделение бизнеса между филиалами определяет специализацию судей и особенности процедуры; в принципе, каждая отрасль может заниматься любым делом, подпадающим под юрисдикцию этого суда.
Судьи назначаются из числа адвокатов. Примеры, которые рассматриваются в первом случае, рассматриваются одним судьей. Скамейки регулируются правилами общего, коммерческого права и т. Д. Департамент по делам о кризисе отвечает за случаи, которые не регулируются общим правом (например, авторское право, изобретательское право). Жалобы на решения высокого судебного решения подаются в Апелляционный суд.
Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс.
Административно-территориальное деление в них различно: в Англии и Уэльсе основными единицами являются графства, делящиеся на округа, в Северной Ирландии – округ, в Шотландии – область.
В Англии 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов, 3 островных территории.
В Уэльсе – 8 графств. В Северной Ирландии – 26 округов, в Шотландии – 9 областей и 3 островных территории.
По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия: назначает примьер-министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др.
Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее, реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.
Правовую основу Великобритании составляют нормы статусного права, конституционные обычаи и нормы общего права, по сути заменяющие Основной Закон этой страны.
Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин.
Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.
Правительство формируется по итогам выборов парламента. Примьер-министр – лидер победившей на выборах политической партии. Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева.
Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.
Судебную власть в Англии и Уэльсе представляет Верховный суд во главе с лордом-канцлером, членом палаты лордов. Палата лордов является высшей судебной инстанцией в Соединенном Королевстве.
Верховный суд состоит из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны.
Низшие суды в Англии и Уэльсе – суды графств и магистратские суды. Территориальная подсудность дел определяется лордом-канцлером. Магистратские суды могут вынести решение о лишении свободы не более чем на шесть месяцев, дела с более высокими сроками рассматриваются Судом короны. Главы магистратур иногда называются мировыми судьями.
Они могут не иметь юридического образования. Все дела в магистратурах рассматриваются коллегиями по два-три человека.
Местное управление в Англии и Уэльсе является результатом демократизации, а не децентрализации.
В ХIХ веке появились первые органы местной власти – объединения помощи бедным. Позднее они преобразовались в городские и сельские окружные советы.
Структура местной власти Великобритании имеет трехзвенную систему: графства, районы, приходы в сельской местности. У них свои представительные органы власти самоуправления. Графства включают города, статус которого можно получить только округ по королевской хартии.
Каждый десятый житель страны является служащим местной администрации. Местные власти вынуждены считаться с мнением общественных организаций и вести с ними постоянный диалог.
Система государственного управления в США
В течение многих веков в каждой стране складывалась своя модель государственного устройства, особенности которой были обусловлены уникальными экономическими и социальными факторами, политическими интересами социальных общностей.
Из всего многообразия государственного устройства для рассмотрения можно выбрать государственные модели США, Германии, Швеции и Франции, в которых отражены наиболее характерные элементы экономического и политического государственного устройства.
Соединенные Штаты Америки
США – это федеративное государство, в составе которого 50 штатов и федеральный округ Колумбия. По форме правления – президентская республика: президент является главой исполнительной власти, конгресс – законодательной, Верховный суд – судебной.
Высшим органом государственной власти является Конгресс, состоящий из двух палат:
палата представителей (нижняя палата – 435 чел.), избирается на два года на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства, представляя интересы штатов.
Плата возглавляется спикером из числа депутатов.
сенат (верхняя палата) – избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года.
Правовая система Великобритании
Председательствует на заседании сената вице-президент США.
Президент США – одновременно глава государства и исполнительной власти.
Избирается на 4 года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков. Законопроекты (билли) конгресса утверждаются президентом. Законопроекты президента США по своему статусу не ниже законов конгресса. Кабинет министров формируется президентом «по совету и согласию» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.
Судебная система имеет иерархичное построение с четким разделением функций между уровнями. Федеральная система включает: Верховный суд, апелляционные и окружные суды, специальные суды.
Апелляционные суды – промежуточное звено судебной системы. Окружные суды образуют основное звено федеральной судебной системы. США разделены на 95 округов с учетом границ между штатами. К специализированным судам относятся: претензионный суд, суд по внешней торговле, налоговый суд и др.
Структура органов местного самоуправления включает в себя различные уровни. Всего в США насчитывается: более 84 тысяч (1997 г.
— 84995) органов местного самоуправления, в том числе более 3000 (3043) графств, более 19 тысяч (19279) муниципалитетов, около 17 тысяч (16656) таунов и тауншипов, более 14 тысяч (14422) школьных округа, и 31,5 тысячу (31555) специальных округов.
Наиболее крупными являются графства (в основном в сельской местности) и муниципалитеты (вокруг урбанизированных поселений с высокой интегрированностью хозяйственных функций).
Графства существуют в 48 штатах (кроме Коннектикут и Род-Айленд) и размещаются не равномерно.
В штате Техас – 264, Делавер и Гавайи по три. Структура доходов графств на 1/3 формируется за счет межправительственных поступлений и от штата, другая 1/3 за счет налогов, оставшаяся за счет различных платежей и добровольных пожертвований.
Особенностью муниципалитетов является наделение их правами муниципальных корпораций, что определяется автономностью их экономической базы.
Графства в отличие от муниципалитетов не имеют права издавать свои законы и должны реализовывать на местах законодательство штатов. Муниципалитеты расположены не равномерно: в штате Иллинойс более тысячи, а в штате Гавайи только один.
Границы штата определяются хартиями штатов. Формирование бюджета осуществляется за счет своего производства, налогов и поступлений от правительства штата.
Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим (до 25 тыс.) населением. Они имеются в 20 из 50 штатов США.
Их права на самоуправление значительно ограничены.
Бюджеты местных органов власти складываются из 4 основных источников: местные налоги, коммунальные платежи, межправительственные поступления, муниципальные займы.
Низший уровень системы местного управления составляют школьные и специализированные округа.
Наличие этих округов подчеркивает значение придаваемое школьному образованию. На образование из федерального бюджета направляется до 60 % и более всех выделяемых на региональный уровень финансовых средств. В последние годы количество школьных округов сокращается из-за интеграционных тенденций и растет количество специализированных округов, создаваемых вокруг отраслевых и наукоемких технологических центров.
Великая Отечественная война в судьбах народа
1.1. Политическая система СССР на кануне ВОВ
В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, которая официальной пропагандой была названа «Конституцией победившего социализма»…
2.
Колониальная политика Англии в 19 веке
Колониальная политика Англии в XIX веке
2.1 Колониальная политика Англии в Индии в 19 веке
Колонии при капитализме — страны и территории, находящиеся под властью иностранного государства (метрополии), лишённые политической и экономической самостоятельности, управляемые на основании специального режима…
Колониальная политика Англии в XIX веке
2.3 Взаимоотношения Англии с Османской империей в 19 веке
В последней трети XIXв.
Великобритания не только сохранила, но и значительно расширила свои колониальные владения…
Новгородская и Псковская земля
3.2 Политическая система Пскова
Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. В XI веке Псков имел своего князя. Первым известным нам псковским князем был Судислав, сын Владимира Святославича…
Особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине XVII века
1 Экономическое развитие Англии в XVII веке
Формирование капиталистического производства как основы английской промышленности Вторая половина XVI и первая половина XVII в. отмечены в Англии интенсивным развитием хозяйственной жизни…
Политическая система Франции
2.2. Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм…
Политические процессы 30-х годов, архипелаг ГУЛАГ
Глава III.
Политическая система сталинизма
Историки и философы спорят о характере изменений, происшедших на рубеже 20-30 годов, характере возникшей политической системы. Известно, что непродуманная и неподготовленная коллективизация сельского хозяйства в СССР привела к его упадку…
Политический деятель граф Потемкин-Таврический
1. Политическая ситуация в России в XVIII веке
Поляки на Енисее
1.1 Польская политическая ссылка в XIX веке
Одним из видов наказаний, которым подвергались поляки в Российской империи в 1860-х гг., было заключение в арестантские роты гражданского ведомства.
Первые арестантские роты были созданы в 1823 г. В 1864-1868 гг…
Причины неэффективности социальной адаптации пауперов в Англии в 16-ом веке
Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперов
Развитие науки в Англии в XIX веке и техники в России в XVI веке
1. Развитие науки в Англии в XIX веке
Рассматриваемый период в развитии науки характеризуется переходом от классических механистических представлений о предмете науки к плюрализму таковых, от жесткого детерминизма к вероятностным и системно-структурным методам в науке…
Россия в конце XIX — начале XX веков
2.
Политическая система в конце XIX — начале XX веков
политический капитализм самодержавие реформы Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя встала вновь перед Россией на рубеже веков…
Советский Союз в годы «развитого социализма»
1. Политическая система и общественные отношения: тенденции и противоречия
Период в истории СССР, охватывающий 1965-1991 гг., можно назвать относительно стабильным.
После того, как в октябре 1964 г.
Государственное устройство и политическая система Великобритании
Н.С. Хрущев был снят за приписанные ему «волюнтаризм» и «субъективизм» со всех сторон. Первым секретарем ЦК КПСС избирается Л.И…
Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы
4. Политическая система
Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В.Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода…
К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:
1) до 1066 г.
(нормандского завоевания Англии) — отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона.
2) 1066 — 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) — централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права.
3) 1485 — 1832 гг.
— период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля).
— наши дни — судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости; распространение данной системы на английские колонии.
Данная семья характеризуется следующими признаками:
1) Основным источником права выступает судебный прецедент.
Английское правило прецедента гласят: решать так, как было решено ранее (правило «stare decisis»). Оно имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.
В 1966 г. Палата лордов допустила возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае установленной необходимости.
2) Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом.
Нижестоящие суды прецеденты не создают.
3) На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке.
4) Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное.
5) Нет кодифицированных отраслей права.
6) Отсутствует классическое деление права на частное и публичное.
Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику.
7) Широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных источников.
Закон появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений. Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент вторичен. Закон реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их.
Великобритания
Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты игнорировались судами. Закон стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.
8) Юридические доктрины носят сугубо прагматический характер.
Под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.
⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Введение
1. Сравнительный анализ конфедераций, союзов, содружеств
1.2 Сравнительный анализ конфедераций, союзов, содружеств
2.
Понятие и основные черты конфедераций
2.1 Понятие конфедерация
2.2 Основные черты конфедераций
3. Понятие и основные черты союзов содружеств
3.1 Понятие содружества
3.2 Основные черты Содружества Независимых Государств
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение форм государственного устройства — важное направление современного образования. Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого человека, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний.
Тема данной курсовой работы актуальна, ведь Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.
Изложение материала в данной работе свободно от каких-либо идеологических установок, и, прежде всего — методологии изучения государства с узкоклассовых позиций .
В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя.
Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом.
— правовой статус территорий;
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;
— статус территориальных органов.
Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;
— статус нормативных актов, издаваемых органами территорий;
Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение.
— юридическое определение статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией;
Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями.
— система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;
— система привлечения финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения.
Работа исходит из общедемократической концепции обеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства и критического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственной власти.
В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств.
Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционного строя каждого из них. Да в этом и нет необходимости.
Цель работы — приобрести общие понятия об основных институтах конституционного права в сравнительном плане, что позволит получить своеобразный "ключ" к пониманию государственного строя любой страны.
Для достижения цели от нас потребовалось выполнение следующих задач:
— провести сравнительный анализ конфедераций, союзов, содружеств;
— описать понятие и основные черты конфедераций;
— рассмотреть основные черты портуалоязычных стран;
— описать основные черты Содружества Независимых Государств;
— описать основные черты Содружества демократического выбора.
Объект исследования – формы объединения современных государств.
Предмет исследования – такие формы государственного устройства как содружество, союз, конфедерация.
В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического режима.
Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма объединения государств».
Термин «форма объединения государств» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях не употреблялся.
Таким образом, формы объединений государств — это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства, политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением.
Степень разработанности темы в литературе довольно велика.
Подобной тематике посвящено немало учебных пособий, книг, а также практических руководств. Наиболее значимыми для нашего исследования были работы таких авторов, как Иванников И.А.
и Кашанина Т.В.
Кроме того, было использовано большое количество статей из таких периодических изданий, как “Формы государственных объединений” и “Проблемы теории и практики управления”. Что касается современных направлений и моделей, то основы многих из них изложены в книге “Теория государства и права” под редакцией Чичерина .
1.
Сравнительный анализ конфедераций, союзов, содружеств
1.1 Формы государственного устройства
Теория государства выделяет несколько видов территориального устройства государства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в) конфедерацией, г) содружеством.
Нас в рамках цели работы интересуют понятия конфедерации и содружества.
Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства .
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединение Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавший в 1815 – 1848 гг.
трансформировалась в федерацию).
Содружество наций - добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств.
Примером может являться Содружество португалоязычных стран (далее СПС) - международная организация, созданная 17 июля 1996 и объединяющая страны, в которых португальский язык является официальным государственным языком.
Это Португалия и её бывшие колонии - Ангола, Бразилия, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи. В 2002 после провозглашения независимости к Содружеству присоединился Восточный Тимор. Кроме того, в организацию в качестве наблюдателей входят Экваториальная Гвинея, Маврикий и Макао.
СПС является привилегированным многостороннего форума для укрепления дружественных отношений и сотрудничества между ее членами. Построенный на 17 июля 1996 года СПС является юридическим лицом и не зависит в финансовом отношении.
Организация имеет как общие цели:
— Политической и дипломатической координации между ее государствами-членами, в частности, усилить свое присутствие на международной арене;
— Сотрудничества во всех областях, включая образование, здравоохранение, наука и техника, обороны, сельского хозяйства, государственного управления, связи, юстиции, общественной безопасности, культуры, спорта и СМИ;
— Материализации проектов по популяризации и распространению португальского языка.
СПС регулируется следующими принципами:
— Суверенное равенство государств-членов;
— Невмешательство во внутренние дела каждого государства;
— Уважая их национальной идентичности;
— Взаимное обращение;
— Первенство мира, демократии, верховенства закона, прав человека и социальной справедливости;
— Уважение к его территориальной целостности;
— Содействие развитию;
— Развития взаимовыгодного сотрудничества.
В акт создания СПС, были созданы в качестве органов Сообщества следующих случаях:
— Конференции глав государств и правительств
— Совет министров
— Постоянный консультативный комитет
— Исполнительный секретариат
Впоследствии, пересмотренного Устава в IV Конференции глав государств и правительств (Бразилия, 2002) создан в качестве дополнительных органов СПС:
— Секторальных совещаний на уровне министров
— Совещание координаторов сотрудничества
В Луанде, X Совет министров также создана в 2005 году в качестве дополнительного органа:
— Международный институт португальского языка — IILP.
Жизнеспособность и динамизм сообщества отражается также в различных соглашений, конвенций и протоколов, которые были подписаны в последние годы.
В настоящее время более тесных связей между СПС и различных организаций и международного сообщества внутри организации дает новые средства для достижения своих целей.
Документы можно разделить на три группы, дифференцированных по характеру, подписавших Конвенцию.
1.2 Сравнительный анализ конфедераций, союзов, содружеств
Каждую из форм государственного устройства можно охарактеризовать по целому ряду определённых признаков, которые будут качествено разграничивать понятия «конфедерация» и «содружество».
Для наибольшей наглядности проведём сравнительный анализ форм государственного устройства в табличной форме (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ конфедераций
Итак, при конфедерации за каждым государство сохраняется его суверенитет, нет единой конституции и, как следствие, единого законодательства. Каждый человек – это гражданин только своего государства, входящего в состав конфдерации.
По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует с начала IX в., когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был лишь 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).
В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II – 42-й монарх Великобритании и шестая по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.
Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив , т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. фунтов стерлингов, то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива – освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х годов Елизавета II добровольно от нее отказалась.
Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать «спящими» прерогативами.
Политические прерогативы монарха заключаются в следующем:
Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;
Монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом (однако данное право не применялось монархом около 300 лет – с1707 г., за что получило прозвище«спящего полномочия»; в действительности абсолютное вето, не преодолеваемое парламентом, – мощнейшее оружие в руках короля (королевы), которого не имеют большинство других монархов или президентов);
Монарх имеет право по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, а также освобождать их от должности (обычно королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) – назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров – по предложению премьер-министра);
Монарх имеет право досрочно распускать Палату общин;
Монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии и осуществляет соответствующие назначения;
Монарх является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;
Монарх назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир;
Монарх возглавляет Британское содружество;
Британский монарх является главой государства не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);
Монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) и назначает членов Палаты лордов.
Даже не считая «спящих» полномочий и связанности конституционными обычаями, британский монарх является одним из самых авторитетных и сильных в мире.
Судебные полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждается и ведутся все уголовные дела.
Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.
Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности в обществе. Монархия имеет некоторые преимущества, отсутствующие у республиканской формы правления. К ним можно отмести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.
Центральные органы государственной власти. Парламент
Парламент Великобритании создан в 1265 г. и включает монарха, палату общин и палату лордов.
Нижняя палата – палата общин – это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. В настоящее время численность палаты общин – 659 человек
Руководит палатой общин председатель палаты – спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в отношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии.
Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.
Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства).
Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.
В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.
Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.
Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты играют вспомогательную, не очень значительную роль, их решения носят рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного комитета.
Палата лордов до начала реформы 1999 г.состояла преимущественно из пэров (дворян), баронов (самый низкий дворянский титул), виконтов, графов, маркизов, герцогов. Каждый год число пэров увеличивалось, поскольку 2 раза в год (21 апреля – в день рождения королевы и 25 декабря – в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.
В состав Палаты лордов входили четыре категории членов:
Более 770 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передавали его по наследству;
Около 450 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (например, это известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов);
26 духовных лордов (представителей церкви);
12 судебных лордов (и духовные, и судебные лорды пэрами не являются).
Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, являющийся одновременно главой судебной власти. Лорд-канцлер – это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (и это – еще одна уникальная черта британского парламента – работой одной из палат парламента руководит министр).
Лорды – представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают свободой от ареста. Каждый из лордов имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).
В действительности от Палаты лордов практически мало пользы. Она выполняла судебные, некоторые иные функции, но в целом заслужила себе репутацию как отживший институт, отголосок прошлого, «палата бездельников».
Начиная с 1911 г. в британском обществе ширилось движение за ликвидацию Палаты лордов за ее ненадобностью. Правительство Э. Блэра в настоящее время проводит реформу верхней палаты британского парламента. В 1999 г. Палата лордов одобрила в третьем чтении законопроект об упразднении института наследственных пэров. Сохраняется, однако, институт так называемых «пожизненных» пэров – лордов, получивших титул по указу монарха за особые заслуги перед государством. В результате этого этапа реформы Палату покинет 731 пэр. Предполагается, что в будущем 80% пэров будут избираться.
Английская палата лордов открыла 7 июля 2006 г. новую эру своей истории, впервые избрав себе спикера. Им стала бывший член правительства лейбористов Хелен Хейман. Избрание спикера стало результатом конституционной реформы, в ходе которой была окончательно упразднена должность лорд-канцлера, на протяжении многих веков исполнявшего обязанности председателя верхней палаты парламента. Согласно неписаной английской конституции лорд-канцлер традиционно назначался на должность главой правительства и помимо председательства в палате лордов исполнял обязанности министра юстиции, сочетая тем самым функции законодательной, исполнительной и судебной сластей. Новый спикер палаты, напротив, является выборной должностью, полностью независимой от правительства. Кроме того, он более не возглавляет судебную систему. Эти функции еще в 2005 были переданы лордом главному судье. Таким образом, по мысли авторов реформы, достигается оптимальное разделение законодательной судебной и исполнительной властей.
Спикер палаты лордов унаследовал от лорда-канцлера все внешние атрибуты. На заседаниях он будет традиционно восседать на мешке с шерстью – источнике процветания и возвышения средневековой Англии. Носить парик и чулки также пока не воспрещается.
Кроме законодательной, палата лордов до реформы имела судебную власть: в неё входил высший апелляционный суд для большинства случаев в Соединённом Королевстве. Судебные функции палаты лордов выполнялись не полной Палатой, а группой членов с юридическим опытом, называемой «лорды-законники». Акт о конституционной реформе 2005 привел к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому переданы судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета.
Депутат парламента обладает иммунитетом (на период сессии плюс 40 дней до начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу. Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3 помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают помощь местные партийные агенты (в выполнении конкретных просьб избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).
Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.
Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает правительство.
Контрольза деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию. В английской политической практике вотум недоверия – явление чрезвычайно редкое. В XX веке имелось всего 2 таких случая, и оба они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело поддержки большинства в палате общин (в 1924 и 1979 гг.).
В 1967 г. в Великобритании был учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмана), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами. В Великобритании омбудсман назначается правительством. Однако парламент полностью не отстранен от процедуры замещения этого поста. В политической практике сложился порядок, при котором правительство, прежде чем сделать назначение, консультируется с председателем специализированного комитета по делам парламентского уполномоченного. Только парламент решением обеих палат может отстранить уполномоченного от должности, если тот перестает «вести себя хорошо» (по выражению закона о парламентском уполномоченном). Помимо этого, он уходит в отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.
Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет.
В Англии нет конституции как основного закона страны, форма правления Великобритании - это парламентская монархия. Однако есть Свод законов, по которому страна живет. Главным законодательным органом Великобритании является парламент, состоящий из верхней и нижней Палаты общин. Члены Палаты общин выбираются в территориальных округах, а Палата лордов создается из знатных титулованных англичан, в том числе и из членов правительства, по предложению премьер-министра. По количественному составу Палата лордов превосходит в ней обычно заседает 750 членов. Такая форма правления Великобритании себя вполне оправдывает, поскольку является многоуровневой и исключает волюнтаризм. Самого премьер-министра назначает королева для последующего формирования им Правительства Ее Величества. Эти действия носят скорее символический характер и никак не влияют на расстановку политических сил в Великобритании.
Существенное значение имеет партийная принадлежность каждого члена парламентского правительства. Кабинет министров формируется из членов той партии, к которой относится премьер-министр. Вся исполнительная власть в стране сосредоточена в руках премьера и его кабинета. Существующая форма правления Великобритании сложилась исторически. В настоящее время у власти находится лидер сэр Дэвид Камерон. Кроме своей должности премьер-министра он носит титул Первого Лорда Казначейства. Камерон находится у власти с мая 2010 года, следующие выборы будут назначены королевой на 2015 год, как этого требуют Парламентские акты, регламентирующие формирование нового правительства.
Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная. Однако, какие бы споры ни разворачивались в стенах все остается на своих местах. Для взаимодействия Палаты общин и Палаты лордов в английском парламенте избирается спикер. Должность спикера считается ответственной и может иметь признаки политической ангажированности. В случае, если правящая партия будет переизбрана на следующий пятилетний срок, спикер также продолжит исполнять свои обязанности. И форма государственного правления Великобритании останется прежней на новый пятилетний срок.
Вновь назначенный премьер-министр самостоятельно решает вопросы по формированию кабинета министров. Численность кабинета обычно определяется двадцатью должностями. Персональные назначения делаются премьером лично. Это лишний раз подтверждает, что форма правления Великобритании достаточно жизнеспособна в силу своей демократичности. Министры ключевых отраслей экономики должны постоянно находиться в парламенте, образуя своеобразный "внутренний кабинет", тесно взаимодействующий с премьер-министром. В составе кабинета министров организуются комитеты по вопросам внешней, а также внутренней национальной политики, экономики, обороны и законотворчества.