Аналитика аналитические обзоры. Аналитика аналитические обзоры Переход гуп и муп в 44 фз
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (Закон № 321-ФЗ)
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ, Закон о контрактной системе)
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ)
Мы являемся Муниципальным унитарным предприятием, работаем по ФЗ-223, согласно Уставу являемся коммерческим предприятием, т.е. работаем не за счет бюджетных средств, в связи с этим вопрос: Применяется ли к нам изменения закона в части перехода на контрактную систему в сфере закупок с 01.01.2017г?Ответ: Положения Закона № 321-ФЗ предусматривают обязанность унитарных предприятий по применению положений Закона о контрактной системе применительно ко всем закупкам , за исключением закупок осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. Таким образом, независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия с 01.01.2017 года применяют положения Закона № 44-ФЗ.
Мы являемся муниципальным унитарным предприятием, работающим за счет собственных, не бюджетных средств. Осуществляем закупки в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ. Одновременно с этим мы являемся предприятием, осуществляющим регулируемые виды деятельности (водоснабжение, водоотведение) Можем ли мы осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ без перехода на 44-ФЗ как предприятие, осуществляющее регулируемые виды деятельности, ведь в отношении таких предприятий закон не обязывает обязательный переход на 44-ФЗ?Ответ: Исходя из смысла и «буквы» Закона №321-ФЗ применение положений Закона о контрактной системе обязательно для унитарных предприятий независимо от вида деятельности, который данное предприятие осуществляет, в том числе и в случаях, когда унитарное предприятие относится к субъектам естественных монополий. В тоже время полагаем, что данный вопрос должен получить дополнительное разъяснение со стороны законодателя.
3. Если нас обяжут работать по 44-ФЗ, можем ли мы принять на работу с 01.01.2017 г. работника в службу закупок, не имеющего специального образования в этой области (учитывая действие профессиональных стандартов с 01.07.2016 г.)?Ответ: При ответе на данный вопрос необходимо отличать требования нормативно-правовых актов, регулирующих применения профессиональных стандартов, от требований Законодательства о контрактной системе к профессиональному уровню подготовки должностных лиц заказчика (контрактному служащему, контрактному управляющему).
На сегодняшний день для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, равно как и по 223-ФЗ отсутствует обязанность по обязательному применению профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Специалист в сфере закупок», который утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 года.
Таким образом, обязанность работодателя по введению должности "Специалист в сфере закупок" в штатное расписание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует .
В тоже время, в соответствии с законодательством о контрактной системе на заказчиков, применяющий данный закон возлагается обязанность по созданию специализированных подразделений (должностных лиц) ответственных за осуществление закупок в рамках 44-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
При этом 44-ФЗ устанавливает требования к контрактным управляющим (контрактным служащим), а также членам закупочной комиссии заказчика о необходимости повышения квалификации с получением соответствующих документов.
Если у МУПа основным видом деятельности является выполнение муниципального контракта по результатам проведенного аукциона и при принятии изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223 будем ли мы иметь право закупать по ФЗ-223 не только товары необходимые для исполнения контракта, указанные в контракте, но и сопутствующие товары и услуги (например бензины для автотранспорта, автозапчасти, услуги по обслуживанию автотранспорта, услуги по содержанию здания и т.п.)?Ответ: Нет, данного права Закон о контрактной системе унитарному предприятию не предоставляет.
Закон о контрактной системе предоставляет унитарному предприятию право на применения 223-ФЗ в случае, осуществления закупок «..в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия».
В случае, если заказчик осуществляет закупку для обеспечения своей текущей хозяйственной деятельности, он должен применять положения закона № 44-ФЗ.
Если исполнение обязательств осуществляется по гражданско-правовому договору, а не по контракту, можно ли применять при проведении закупок нормы Закона № 223-ФЗ?Ответ: Нормами Закона № 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.
В соответствии со ст.3 Закона № 44-ФЗ «под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».
Таким образом, исполнение заказчиком - унитарным предприятием обязательств по гражданско-правовому договору не является основанием для применения положений 223-ФЗ.
Можно ли провести закупки на 2017 год до конца 2016 по 223-ФЗ. Будут ли попадать под действие 44-ФЗ, договоры, заключенные до 31.12.2016 года?Ответ: Поскольку сам Закон № 321-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017 года, при этом Закон не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до вступления его в силу, то на 2017 год и последующие годы унитарные предприятия имеют полное право проводить закупки до 01.01.2017 года по правилам закона № 223-ФЗ. При этом положения 44-ФЗ на такие договоры распространяться не будут.
В соответствии с изменениями, внесенными в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 ФЗ) Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», государственные унитарные предприятия (далее - ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) с 1 января 2017 года переходят на совершенно новую для себя форму размещения закупок: с начала 2017 года им придется расходовать все имеющиеся средства (независимо от источника их поступления) по правилам, установленным 44 ФЗ. Какие действия необходимо предпринять заказчикам, все это время работавшим по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223 ФЗ), для того, чтобы как можно более безболезненно совершить переход в работе от 223 ФЗ к 44 ФЗ? Какие документы нужно разработать в организации заказчика, кого обучить, и в целом как работать унитарным предприятиям по 44 ФЗ - ответить на эти вопросы и составить план перехода ГУП и МУП на 44 ФЗ мы постараемся в этой статье.
В первую очередь отметим, что работать по 44 ФЗ должны будут только унитарные предприятия, больше никто из тех организаций, которые работали по 223 ФЗ, не должны переходить на работу по 44 ФЗ.
Также обращаем внимание на то, что ГУП и МУП могут продолжать работать по 223 ФЗ и после 1 января 2017 г., но только в следующих очень ограниченных случаях, которые должны быть предусмотрены Положением о закупке заказчика, размещенном в ЕИС до 31.12.2016 г.:
- при проведении закупок за счет грантов, переданных безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также закупок за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов (см. ч.7 ст.78 БК РФ);
- в случае, если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей за исключением контрактов, заключенных по п. 2 ч.1 ст. 93 ФЗ № 44.
Теперь рассмотрим пошагово, что же в первую очередь должны сделать ГУП, МУП, которые переходят на работу по 44 ФЗ, до 1 января 2017 года.
1 шаг перехода на 44 ФЗ
Заказчику необходимо получить электронную подпись (далее - ЭП) в территориальном отделении Федерального Казначейства по своему месту нахождения для работы в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и пройти регистрацию в ЕИС как заказчик по 44 ФЗ.
Если у заказчиков уже есть ЭП для работы по 223 ФЗ, то использовать ее для работы по 44 ФЗ он не сможет, и ему необходимо получить новую ЭП специально для работы по 44 ФЗ.
2 шаг перехода на 44 ФЗ
Заказчику нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего .
Такое требование содержится в статье 38 ФЗ № 44. При этом нужно учесть, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы, если совокупный годовой объем закупок не превышает указанный лимит, то в организации может быть назначен контрактный управляющий или создана контрактная служба, на усмотрение заказчика.
В случае, если в организации заказчика создается контрактная служба, то также должен быть утвержден регламент или положение о ее работе, которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или .
3 шаг перехода на 44 ФЗ
Контрактной службе или контрактному управляющему необходимо до 01.01.2017 г. в соответствии с нормами 44 ФЗ разработать план закупок на 2017-2019 гг., включив в него обоснование закупок, а также план-график закупок на 2017 год .
При составлении плана закупок и плана-графика закупок необходимо учитывать требование о нормировании, которое указано в ст. 19 44 ФЗ и доведенные лимиты денежных средств (при наличии). Необходимо помнить, что в план-график необходимо вносить обязательные закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, доля таких закупок не может быть менее 15% от совокупного годового объема закупок.
4 шаг перехода на 44 ФЗ
Для проведения закупок в рамках 44 ФЗ в 2017 году заказчику необходимо создать комиссию по осуществлению закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 44 решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Заказчик может самостоятельно решить, какую комиссию ему создать: единую комиссию или создавать отдельно конкурсную, аукционную, котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При этом необходимо учесть, что единая, конкурсная или аукционная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек, а котировочная комиссия или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не менее чем из трех.
Также обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44 заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Таким образом, не менее 50 процентов состава комиссии должны быть обучены по . В соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06, в котором содержатся методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему, членам комиссии рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.
5 шаг перехода на 44 ФЗ
Для более удобной и правильной работы заказчику необходимо разработать и утвердить минимальный набор документов , которые станут основой его закупочной деятельности:
- должностная инструкция контрактного управляющего ИЛИ Положение о контрактной службе (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013 г. № 631), приказы об их назначении;
- Положение о комиссии по осуществлению закупок, приказ о создании комиссии;
- порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими структурными подразделениями организации;
- Приказ о назначении эксперта/ о создании приемочной комиссии (не менее 5 человек);
- шаблон Акта внутренней экспертизы;
- шаблоны документации о закупках, проекты контрактов.
Также отменим, что 44 ФЗ предусматривает составление нескольких видов отчетов:
- отчет об исполнении государственного муниципального контракта (форма отчета - Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г.);
- отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (форма отчета - Постановление Правительства № 238 от 17.03.2015 г.);
- отчет об обосновании закупки у единственного поставщика.
Если говорить о том, как работать по ФЗ № 44 ГУП и МУП с 1 января 2017 г ., то первое, что нужно сказать - необходимо все подготовительные мероприятия провести вовремя, не стоит откладывать выполнение любого из перечисленных выше этапов на потом. Проводить закупки нужно будет по строго определенным правилам: все закупки, которые можно использовать, указаны в 44 ФЗ, как их можно использовать, тоже подробно прописано в законе. За нарушение правил, установленных 44 ФЗ, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, поэтому очень важно обращать внимание на соблюдение сроков, правильный выбор способа закупки, обоснованное отклонение/допуск заявок участников закупки, соблюдение требований антимонопольного законодательства и многое другое.
Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Конечно, между 223-ФЗ и 44-ФЗ существует большая разница, знать которую должен как заказчик, так и поставщик. Даже объем текста и его содержание уже говорит о том, 44-ФЗ конкретизированный, жесткий, сложный, но в то же время для государства - более прозрачный и подразумевает добросовестную конкуренцию.
223-ФЗ имеет гибкую систему закупок, поэтому позволял ГУП и МУП самим решать, продукцию каких марок и у кого они будут покупать, заключая договоры. Также было больше возможностей закупать товары или услуги у единственного поставщика.
Теперь же соблюдение 44-ФЗ предусматривает строгую отчетность, и в случае нарушений требований закона налагает административную ответственность.
Следить за действиями предприятий в сфере закупок можно через Единую Информационную Систему, в которой каждый зарегистрированный участник публикует планы, графики и планы закупок.
С вступлением в силу 44-ФЗ появилась контрактная служба. Сотрудникам, входящим в состав этой группы, необходимо выполнять большой объем работ. Чтобы они могли делать это качественно, было предусмотрено обучение не менее 108 часов в различных учебных центрах.
29.06.2016
23 июня 2016 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят законопроект № 1036078-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», предусматривающий исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий из числа заказчиков по 223-ФЗ и применение ими с 1 января 2017 года при осуществлении закупок положений Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Не вызывает сомнений, что столь радикальные изменения в правилах и в нормативно-правовом регулировании порядка проведения закупок заставили унитарные предприятия задуматься о дальнейших действиях, связанных с исполнением положений указанного законопроекта.
Мы проанализировали действующее законодательство на предмет возможных действий унитарных предприятий и выделили два возможных сценария развития событий:
1. Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования.
2. Подготовка к переходу на применение Закона о контрактной системе
Рассмотрим возможности, предоставляемые законодательством при реализации первого сценария:
Статьей 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» по решению собственника унитарное предприятие может быть преобразовано в следующие формы:
1. В государственное или муниципальное учреждение (Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию).
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Имущество государственного или муниципального учреждения, как и в случае с казенными предприятиями, закрепляется за ними на правах оперативного управления, что порождает определенное сходство прав и обязанностей указанных юридических лиц.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение является наиболее распространенной практикой реорганизации унитарного предприятия и не сопряжено с большими трудовыми, организационными и временными затратами.
Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены:
- основные цели деятельности создаваемой организации;
- наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.
Указанные решения могут приниматься (в зависимости от статуса унитарного предприятия):
- Правительством Российской Федерации;
- уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью .
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно статьи 13 Закона № 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
- В открытое акционерное общество - если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или выше 100 тыс. рублей.
- В общество с ограниченной ответственностью - менее 100 тыс. рублей.
Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества.
На основе прогнозного плана собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 178-ФЗ указываются:
- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании этого документа все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия переходят в открытое акционерное общество (пункт 4 статьи 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.
При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия:
- инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости - на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка.
Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.
Также при необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости. В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).
В целом можно говорить о том, что реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации должна включать в себя следующие этапы:
- проведение инвентаризации имущества;
- составление промежуточной отчетности;
- проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;
- оформление плана земельного участка, а также документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;
- проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;
- определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;
- определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
- определение объектов, в числе прочего исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;
- выявление обременений (ограничений);
- определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;
- определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии;
- разработка устава общества.
Как видно из описания данного способа преобразования унитарного предприятия, процедура приватизации (преобразования в акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) представляется достаточно продолжительным и юридически сложным процессом.
II. В случае, если процедура преобразования унитарного предприятия невозможна, унитарное предприятие должно в рамках оставшегося до вступления в силу закона времени провести ряд подготовительных мероприятий, направленных на применение Закона о контрактной системе с 1 января 2017 года.
Мы подготовили пошаговую инструкцию для унитарных предприятий по подготовке к применению 44-ФЗ:
10 шагов к переходу унитарного предприятия на применение Закона № 44-ФЗ:
- Получить ключ усиленной электронной подписи в органах Федерального казначейства.
- Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в единой информационной системе в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.
- Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
- Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
- Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
- Создать комиссию по осуществлению закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
- Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках в отношении закупок, осуществляемых в 2017 году в соответствии с частью 21 статьи 15 Закона о контрактной системе.
- Выбрать электронную площадку для осуществления закупок в электронной форме.
- Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
- Осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Детально о механизме действий по каждому шагу мы рассказываем в ходе вебинаров дистанционного курса повышения квалификации для государственных и муниципальных унитарных предприятий
В 2019 году новостью стало внесение корректировок в Федеральные законы: от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее 44 ФЗ) и от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее 223 ФЗ). С 01.01.17 кардинально изменился механизм приобретения товаров (услуг) унитарными учреждениями (ГУП и МУП).
Теперь организации данного типа при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться также и 44 ФЗ, регламентирующим основы и принципы контрактного оформления закупок.
До 2019 года сфера действия закупочной системы регулировалась Законом 223 ФЗ, который допускал осуществление всех закупок на усмотрение покупателя, исходя из отрасли деятельности организации. Была более гибкой система закупок, жесткие правила в данной области отсутствовали.
Это обстоятельство открывало возможность ряду заказчиков прибегать к разным способам обеспечения возможности ведения закупок у единого поставщика. С переходом, процедура закупа товаров стала подчиняться строгим правилам и строиться на основе честной конкуренции.
Что ждет предприятия после 1 января 2019 года
С 01.01.17 ГУП и МУП по-прежнему ведут закупочную деятельность согласно требованиям 223 ФЗ только частично, в следующих ситуациях:
- учреждение в роли исполнителя по контракту с привлечением к работе других участников;
- закупка за счет гранта.
Заказчику следует принять во внимание, что положение о закупе должно быть своевременно оформлено и опубликовано в системе, которая получила название единой информационной (ЕИС).
Основная часть закупок при переходепроводится посредством следующих открытых каналов:
- конкурсный;
- аукционный;
- запросом котировок;
- запросом предложений.
Покупателями при проведении закупок используются эти конкурентные методы привлечения исполнителей.
Товары, включенные в утвержденный Правительством список (Распоряжение № 471-Р), могут быть закуплены только посредством проведения аукциона.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика) возможен в отдельных ситуациях и ограничивается объемом. Необходимым является включение в план-график приобретений у малого предпринимательства, которые являются обязательными.
Переход установил строгий порядок ведения унитарными организациями закупа. В Законе подробно оговаривается, какие закупки и каким образом возможно использовать. При нарушении этих правил будет применяться административная ответственность.
Видео: Унитарные предприятия
Процедура перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ
Первый этап. Подготовительные технические мероприятия
Для организации деятельности в сфере закупочной деятельности при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ требуется наличие электронной подписи (ЭП), которую можно получить в Федеральном Казначействе по месту расположения организации.
Затем нужно оформить регистрацию в ЕИС в роли покупателя. Для того чтобы начать работу в электронной системе и осуществлять закупки, отдельным учреждениям потребуется оформить регистрацию заново.
Второй этап. Подготовка специалистов, учреждение контрактной службы или утверждение контрактного управляющего
В Законе 44 ФЗ обозначены критерии, которым должны соответствовать контрактные служащие. Управляющий и сотрудники службы контрактов должны предоставить диплом о высшем образовании.
В связи в связи с этим, если у покупателя совокупный объем закупа в год свыше ста млн. рублей, то необходимо учредить контрактную службу. Формировать дополнительный отдел предприятия нет необходимости.
В случае если общий объем закупок в год не выше ста млн. рублей, а также отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий, который выступает ответственным за исполнение контрактов закупок.
Заказчик отражает и закрепляет организационные решения в следующих нормативных документах:
- регламент (положение) о службе контрактов (или контрактном управляющем);
- должностные инструкции работников, занятых в закупочной деятельности;
- порядок согласованности, как контрактной службы, так и в отдельных предприятиях контрактного управляющего, с другими отделами организации.
Третий этап. Планирование объема закупок
Основное правило организации закупок при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ заключается в оптимальном планировании на ближайшие и последующие годы путем разработки и утверждения плана-графика (на один год), а также плана закупок (рекомендуется оформление на срок три года).
Каждая закупка имеет свой уникальный идентификационный код, который отображается в планах и других документах. Данный код включает в себя сведения бюджетной классификации, общероссийских классификаторов и другие параметры.
Следует обратить внимание на то, что в плане-графике должны быть отражены закупки, являющиеся обязательными, сделанные у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. В совокупном объеме в год количество этих закупок не может составлять менее 15 процентов.
Законпредъявляет к каждой планируемой закупке требования к ее обоснованности. При разработке плана закупок необходимо обосновать объекты закупки. Когда представляется на утверждение план-график, то в обязательном порядке обосновывается начальная (максимальная) стоимость контракта.
Четвертый этап. Опубликование планов закупок в ЕИС
Когда организацией принят план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после этого в течение десяти рабочих дней проводится оформление планов закупки.
Дается три рабочих дня с момента утверждения планов закупки и графика для опубликования их в ЕИС.
Пятый этап. Формирование комиссии по вопросам закупок
Для ведения закупочной деятельности полагается учредить комиссию по закупкам. Решение об образовании комиссии надо принять до начала закупок.
Порядок работы комиссии, ее состав, назначение председателя фиксируются в Положении о закупочной комиссии и закрепляется приказом. Эти документы являются обязательными.
Различаются пять типов комиссий. Вопрос о том, какая комиссия будет учреждена на предприятии, решается самим заказчиком.
Следует иметь в виду, что количество членов комиссии зависит от ее типа. Так, в состав единой, аукционной или конкурсной комиссии могут входить не меньше пяти сотрудников предприятия (с учетом председателя комиссии), а котировочной или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не меньше трех (в том числе председатель комиссии).
Шестой этап. Утверждение дополнительных нормативных актов, необходимых в закупочной деятельности
В целях организации правильной деятельности в области закупок заказчику надо также подготовить следующую документацию:
- приказ о назначении эксперта или формировании комиссии для приемки;
- типовой бланк экспертного заключения (акта экспертизы);
- положение о приемке товаров;
- модели проектов контрактов;
- стандарты документов для ведения закупа;
- приказы о назначении работников, ответственных по другим вопросам в сфере закупочной деятельности (за мониторинг коммерческих предложений, разработку технических заданий и др.)
Унитарному предприятию также следует внести изменения/дополнения в Положение о закупке или утвердить новое.
Преобразование
Одним из возможных действий МУП и ГУП в свете внесения радикальных изменений в правила организации закупок является их реорганизация в форме преобразования.
Возможна реорганизация унитарного учреждения в:
- государственное или муниципальное, а также автономное некоммерческое предприятие;
- общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.
Что нового
В 2019 осуществлен переход ГУП и МУП в 44 ФЗ, и уже есть хорошие новости, а также положительные моменты в сфере закупок.
Начали действовать положения Закона, обязующего общественно обсуждать закупки. Правительством разработан механизм обязательного обсуждения обществом закупок.
С 2019 года запрещается осуществлять закупки, не включенные в утвержденный план-график. Наименование закупки должно быть указано в соответствии со специальным каталогом позиций, который должен быть опубликован в ЕИС.
Правительством РФ был расширен список наименований, к которым применяются требования по нормированию.
ЕИС, взаимодействуя с другими базами данных и системами, обеспечивает контроль информации обо всех проводимых закупках.
Действуют утвержденные Правительством РФ правила мониторинга закупочной деятельности и требования к аналитическому отчету, формируемому по результатам проведения такого мониторинга.
Российский аукционный дом выступает уже шестой площадкой, на которой имеется возможность проведения аукционов в электронной среде по правилам 44 ФЗ.
После перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ закупочная деятельность, ведущаяся унитарными учреждениями, стала более прозрачной, заметно повышается уровень свободной конкуренции между поставщиками, а также между заказчиками, растет эффективность использования бюджетных средств.