Административный арест назначается только судом. Что такое административный арест
2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.
Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
К кому не применяется административный арест?
Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.
Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:
1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).
2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).
3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).
4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч.
Административный арест за нарушение ПДД
1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).
5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).
6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).
7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).
8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).
9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).
10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).
11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).
12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).
13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.
Читайте также:
Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ
1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ
1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.
КоАП в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.
Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед.
Административный арест: понятие, сроки, назначение и исполнение.
изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.
2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).
3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.
4. Административный арест назначается судьей.
5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.
6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.
7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.
Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.
Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.
Порядок применения административного задержания
Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.
Что такое административное задержание
Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.
Кто может осуществлять административное задержание?
Сотрудники полиции.
Сотрудники таможни.
Сотрудники УИС.
Пограничники.
Должностные лица ВАИ.
Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.
По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.
Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.
Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.
Гражданину должны быть разъяснены следующие права:
воспользоваться помощью защитника;
знать, почему его задержали;
давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.
Срок административного задержания
Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.
Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов.
Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест (действующая редакция)
К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:
посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
нарушение таможенных правил;
применение к лицу наказания в виде административного ареста.
Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.
Административное задержание: основания и порядок применения
Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.
То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.
После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.
В документе указываются:
время составления;
данные о должностном лице, которое заполняет документ;
информация о гражданине;
данные об административном задержании;
причины задержания.
Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.
По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.
Задержание в уголовном праве
Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.
Последнее возможно при следующих обстоятельствах:
лицо застигнуто на месте правонарушения;
на личных вещах обнаружены следы преступления;
на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.
Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.
Как защитить свои права при административном задержании
Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.
В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.
Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.
Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.
Что еще нужно знать?
Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.
Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.
Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.
Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.
А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.
И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.
Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ
1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Точнее «суточники» были и ранее, но в том виде, в котором наказание существует сейчас, оно было закреплено семнадцать лет назад. Итак, административный арест: сроки, назначение и исполнение.
- Что такое административный арест
- За что назначается административный арест
- Кому административный арест не назначается
- Сроки административного ареста
- Как отбывается административный арест
- Особенности административного ареста
Что такое административный арест
Согласно ст. 3.9 КоАП РФ — это вид наказания за правонарушение. Смысл наказания в том, чтобы на короткий период изолировать нарушителя от общества. В административном праве данный вид наказания является самым суровым.
Цель административного наказания заключается в пресечении и предотвращении новых правонарушений этим же лицом или другими лицами.
Административный арест не связан с лишением свободы, а лишь с ее ограничением. Поэтому законом определен конкретный срок ареста — до 15 суток.
И лишь за нарушение режима чрезвычайной ситуации либо за нарушения режима в ограниченной зоне, где проводятся специальные операции, связанные с контртеррористической деятельностью, арест может быть назначен сроком до 30 суток.
Поскольку одной из целей является так же перевоспитание, то арест применяется лишь в исключительных случаях. Тогда, когда иного вида наказания для исправления правонарушителя будет недостаточно.
Назначение наказания происходит только судьей и только за опасные виды правонарушений.
За что назначается административный арест
Правонарушениями, несущими в себе повышенную общественную опасность, являются:
- нарушение правил дорожного движения и ;
- появление в общественных местах в нетрезвом виде или на их территории;
- незаконное приобретение и хранение наркотических веществ и приравненным к ним препаратов;
- хулиганство;
- неуважение к суду;
- нарушение правил прохода через таможенный пункт
Кому административный арест не назначается
1. Беременные женщины и женщины, которые имеют детей до 14 лет;
2. Лица, не достигшие 18ти лет;
3. Инвалиды, кроме третьей группы;
4. Призванные в момент совершения проступка, рассмотрения дела или назначения наказания на военные сборы;
5. сотрудники УФСИН, ОВД и военнослужащие;
6. Таможенные служащие и сотрудники, которые задействованы в контроле и борьбе с незаконным распространением наркотиков и психотропных препаратов;
7. Сотрудники МЧС.
К таким лицам невозможно применить арест, но иные виды наказания к ним могут быть применены.
Сроки административного ареста
Что бы проще разбираться в сроках принято делить их на три категории:
I – от 3 часов до 3 суток.
Такой минимальный срок применяется за нарушение пограничного режима или для лиц, употребляющих наркотики. Срок обусловлен необходимостью установить причины, провести медицинское освидетельствование, выяснить информации о правонарушении.
II – от 3 до 15 суток.
Стандартный срок административного ареста. Чаще всего назначается за отказ водителя от медицинского освидетельствования и ряд иных правонарушений.
III – от 15 до 30 суток.
Максимальный срок, применимый в качестве исключения за правонарушения строго определенные в ст. 3.9 КоАП РФ.
Срок давности для назначения ареста составляет 3 месяцы, а в случае если необходим перенос рассмотрения дела по месту жительства правонарушителя, срок приостанавливается на период пока дело не начнет рассматриваться в новом суде.
Как отбывается административный арест
Данное наказание не является лишением свободы. Поэтому арестованного не могу содержать в колониях, в том числе и в колонии-поселение или тюрьму. Содержание производится в специальных приемниках, созданных для содержания тех лиц, которые подвергнуты административному аресту. Такие приемники находятся под ведомством ОВД. Все финансирование происходит из государственного бюджета.
Арестованные имеют права и обязанности. Порядок содержания таких лиц определен Федеральным Законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ.
Моментом начала отсчета срока отбывания является доставление арестованного в приемник. В случае если лицо находится в состоянии нарушения сознания (алкогольном или наркотическим опьянении) срок будет исчисляться с момента его полного отрезвления.
Поэтому лица, доставленные для отбытия наказания проходят медицинское освидетельствование. Так же такая процедура помогает установить наличие заболеваний, которые могу явиться причиной изменения наказания. Наличие определенных заболеваний может препятствовать отбыванию административного ареста:
- онкологические заболевания в завершающей стадии;
- заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем, либо протекающие с осложнениями;
- гемофилия;
- эндокринологические заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта в острой форме;
- сахарный диабет (инсулинозависимый);
- психические расстройства;
- эпилепсия;
- кожные заболевания сложных форм;
- полная слепота;
- любые заболевания, требующие неотложной помощи
Так же при прибытии в приемник арестованного сфотографируют и снимут отпечатки пальцев.
Права и обязанности, арестованных регулируются федеральным законом. Каждый из них имеет право на трехразовое бесплатное питание, медицинскую помощь, а также приемы лекарств. Отдельное спальное место, причем арестованный может использовать свое постельное белье и иные принадлежности. Ежедневно не менее часа арестованный может гулять. Встречи с родными, отправление корреспонденции и получение посылок и пользование местной библиотекой так же не запрещены. Из обязательных вещей правонарушителю предоставят посуду, гигиенический набор, письменные принадлежности.
Особенности административного ареста
Пожалуй, главный вопрос арестованного: «Как быть с работой?» Хотелось бы более подробно разъяснить некоторые моменты, касающиеся трудовых отношений.
Задержание, ровно, как и арест – это установленная законом причина отсутствия на рабочем месте и признана уважительной. Судебная практика определила, что административный арест не является неуважительной причиной, потому что совершение правонарушения и нежелания исполнять свои трудовые обязанности, ходить на работу между собой никак не взаимосвязан. Отсутствовать на рабочем месте он будет по решению суда, а не по собственной воле. Более того, суд определил невозможность посещать рабочее место, так как уклонение от отбывания административного ареста будет новым правонарушением. (Постановление Президиума Московского областного суда от 13.10.2004 № 631).
В решении определено, что нарушение законодательства и совершение административного проступка относится к административному праву, а не к трудовому. Работодатель не может применять дисциплинарное взыскание в виде выговора или тем более увольнения за совершение административного правонарушения. Поэтому такое отсутствие никто не определит, как прогул, а значит основания уволить работника, за отсутствие на рабочем месте у работодателя нет.
Но работодатель может не оплачивать те дни, когда работник подвергался наказания. И этому тоже есть определенная причина. Так как работник отсутствует на рабочем месте, соответственно трудовые обязанности не выполняет, а значит платить ему не за что. Заплата на основании Трудового кодекса является именно вознаграждением за труд. Если работник не трудиться, основания для начисления ему вознаграждения пропадают.
Еще одним исключительным моментом будет являться то, что в отличие от уголовного наказания в административном праве все-таки существуют поблажки.
Например, административный арест может быть прекращен досрочно по определённым основаниям. Если арестованный обратиться письменно в суд и заявит об определенных обстоятельствах, например, о смерти родственника, близкого друга, или тяжелой болезни таковых, которая требует вмешательства или присутствия арестованного, то суд может учесть такой момент и прекратить наказание досрочно.
Так же к таким обстоятельствам будут отнесены чрезвычайные ситуации, например, наводнение или иные стихийные бедствия, которые причинили арестованному крупный моральный или материальный вред. По решение суда наказание может быть, как прекращено, так и приостановлено.
После отбытия наказания арестованному выдается справка, о том, что наказание полностью отбыто. Судимостью административный арест не считается, поэтому дополнительно погашать его не нужно.
Уклоняться же от административного ареста не стоит. Выше уже писалось о том, что уклонение — это новое административное правонарушение. Статьёй 20.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за уклонение от ареста или самостоятельное прекращение такового. Наказывается новое правонарушение еще одним арестом на 15 суток, или обязательными работами на срок до 50 часов.
Не стоит думать, что если вы не пойдете отбывать наказание сейчас, а чуть позже, то ничего не измениться. Назначат вам новое наказание в дополнение к первому. Поэтому вместо пятнадцати суток отсидеть придется уже тридцать. Либо после отбывания наказания еще и отработать пятьдесят часов на пользу государства.
Современное общество не стоит на месте в своём развитии. Люди постоянно совершенствуются. Это приводит к тому, что противоправные деяния также эволюционировали. На сегодняшний день нарушения закона все чаще происходят в пределах административной юрисдикции. Подобный показатель доказывает просвещённость граждан и их уважение к закону, потому что преступлений, социально опасных деяний, стало намного меньше. Тем не менее административные правонарушения – это достаточно серьёзный вид правонарушений в целом, с которым следует бороться доступными правовыми методами. Основным органом, который осуществляет борьбу с ними, является МВД Российской Федерации. Данный орган действует на основе существующего законодательства и использует в своей работе определённые методы, например, административного прекращения. Административный арест, о котором пойдёт речь далее в статье, относится к данному виду методов, а также имеет свои особенности и сферу применения.
Общее понятие об административном аресте
Между мнениями учёных-теоретиков существует противоречие. Одни считают, что административный арест – это вид административного метода прекращения правонарушения, другие видят в нем вид наказания за административное правонарушение. Так или иначе, он подразумевает такой правовой режим, при котором нарушитель претерпевает некоторые ограничения.
При детальном анализе законодательства можно сделать вывод, что административный арест - это вид наказания за совершенные административные правонарушения, при котором лицо, совершившее их, изолируется от общества на определённый срок. Понятие детально расшифровывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Нужно отметить, что этот вид наказания является наиболее строгим, и поэтому применяется только в случае совершения наиболее серьёзных проступков.
Правовая регламентация
Данный вид наказания за административные правонарушения подразумевает серьёзный регламент со стороны законодателя. Существует целый ряд административно-правовых актов разной юридической силы, которые детально регламентируют суть, порядок исполнения и сроки административного ареста. Среди них стоит выделить:
Все представленные акты выдаются различными органами исполнительной и судебной власти Российской Федерации.
Общие условия для возможности наложения административного ареста
Нужно отметить тот факт, что административный арест возможен только на основе постановления суда. Назначается этот вид наказания за самые тяжкие правонарушения, прописанные в КоАП РФ. К таким можно отнести мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, неповиновение законным требованиям работника полиции, органов безопасности и т.п.
Административный арест назначается в том случае, если другие виды наказания, к примеру, штраф, не являются достаточными. Наказание в виде административного ареста может являться основным в санкциях некоторых статей КоАП РФ. Субъектом этого наказания может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям. Другими словами, оно должно являться субъектом административной ответственности (возраст - 18 лет и старше).
Субъекты, не подлежащие административному аресту
Согласно части 2 статьи 3.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации, существует ряд специальных субъектов, к которым данный вид наказания не применяется, например:
- женщины, являющиеся матерями детей до четырнадцати лет;
- беременные женщины;
- не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
- инвалиды первой и второй групп;
- военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел
Известны случаи, когда суды отказывали в назначении административного ареста как определённого вида наказания. При этом рассматривались различные обстоятельства, которые позволяли исключить подобную форму административной ответственности, например воспитание отцом-одиночкой нескольких малолетних детей. Таким образом, суд на основе субъективного понимания дела может отказать в назначении административного ареста при наличии определённых обстоятельств.
Срок административного ареста
Следует помнить, что административный арест нарушает основное конституционное право гражданина - на свободу и неприкосновенность. Поэтому срок административного ареста должен быть строго регламентирован. Сроки, на которые может быть установлено это ограничение, указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Согласно общему правилу, могут присудить 15 суток административного ареста. Однако существуют исключительные правила, которые позволяют устанавливать арест на больший срок. Если субъект нарушает правила чрезвычайного положения, правовой режим контртеррористической операции, то административный арест может быть назначен на срок не более тридцати суток. Вопрос об этом решается исключительно в судебном порядке. Никаким другим образом административный арест не может быть установлен в отношении субъекта, который совершил правонарушение.
Отличие административного задержания от ареста
Многие граждане совершенно не понимают сути административного задержания и административного ареста. Это совершенно разные понятия, имеющие различные правовые последствия. Административное задержание является методом прекращения правонарушения. Задержание также является мерой обеспечения производства в делах об административных правонарушениях. Очень часто административное задержание предшествует административному аресту. Его срок включается в срок ареста и исчисляется с момента доставления лица в помещение правоохранительного органа.
Порядок установления ареста
Если лицо совершает правонарушение, за которое предусмотрен административный арест, то подобного рода административные дела рассматриваются в день составления протокола. Во время рассмотрения дела, влекущего за собой административный арест, субъект, в отношение которого оно ведётся, обязан присутствовать. При этом протокол органов правопорядка о совершенном административном проступке подаётся судье на рассмотрение. Административные дела об осуществлении ареста рассматривают по месту жительства лица, в отношении которого хотят применить подобное наказание. Если лицо было предварительно задержано, то дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания. В конце рассмотрения дела судья может вынести постановление об административном аресте, освобождении от каких-либо наказаний или установить другой вид наказания, если подобное присутствует в санкции данной статьи об административном правонарушении.
Жалобы о незаконном назначении административного ареста
Лицо, которому было назначено такое наказание, вправе подать жалобу, если считает его незаконным. Она направляется тому судье, который вынес постановление. Тот, в свою очередь, самостоятельно направляет жалобу в вышестоящий суд. Ее рассматривают в течение суток после подачи. Решение по поводу рассмотренной жалобы направляется должностному лицу, которое является исполнителем административного ареста.
Исполнение административного ареста
После вынесения постановления суда органы внутренних дел арестовывают человека. Если до этого момента он был задержан, то после постановления об административном аресте правовая характеристика субъекта меняется. Отбывание административного ареста происходит в специальных приёмниках органов внутренних дел. Деятельность этих учреждений регламентирована законодательными актами. По прибытии поступившего осматривают и оказывают ему медицинскую помощь, если она необходима. Арестованных в обязательном порядке фотографируют и берут у них дактилоскопические отпечатки.
Во время административного ареста лица, которые претерпевают этот вид наказания, питаются согласно нормам, установленным законодательством. Не допускается дискриминация подобных лиц, а также угнетение их прав и свобод. Они содержатся в условиях, которые регулируются специальными инструкциями, например правилами внутреннего распорядка приёмников для арестованных.
Права арестованных
Если даже административный арест назначается, то этот факт не говорит о том, что у арестованного отсутствуют права. Напротив, лица, по отношению к которым применяется это наказание, имеют целый ряд прав, а именно:
Достаточно широкое количество прав обусловлено характером правонарушения. Арестованные получают наказание за административное нарушение, которое по своей сути не несёт такой опасности, как уголовные преступления.
Вывод
В заключение нужно отметить важность такого наказания, как административный арест. Назначается он исключительно за совершение административных правонарушений. Большое количество прав у арестованных лиц, а также достаточно маленькие сроки, на которые это наказание устанавливается, возможны благодаря его дифференциации с наказаниями, которые предусмотрены за совершение преступлений.
1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Комментарии к ст. 3.9 КОАП РФ
1. Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Право назначения административного ареста принадлежит только судье.
Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.
В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1).
4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.
5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.
6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.