Уполномоченный по правам человека является. Назначение уполномоченного по правам человека
это должностное лицо, избираемое парламентом, призванное осуществлять контроль за тем, чтобы государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, и должностные лица не нарушали прав человека и гражданина. В настоящее время существует около 100 омбудсменов (общей и специальной компетенции) в различных странах мира. В России данный институт учрежден и действует на федеральном уровне с 1998 г., кроме того, он создан также в более 30 субъектах РФ.
Отличное определение
Неполное определение ↓
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
российское наименование аналогичного государственно- правового института защиты прав человека, известного в мире как омбудсман. Этот институт в России предусмотрен впервые Конституцией РФ 1993 (п. «д» ст. 103). Основные цели, правовой статус, компетенция, организационные формы и условия деятельности определены Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997. Согласно Закону должность Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный наделяется следующими основными функциями: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполнению этих функций способствует и правовой статус Уполномоченного: он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам; должность Уполномоченного несовместима с депутатской или какой-либо государственной должностью. Он не вправе заниматься политической деятельностью и состоять членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный в полной мере обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Предусматривается усложненный порядок выдвижения кандидата на должность Уполномоченного (2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ). Важной дополнительной гарантией независимости является и тот факт, что Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на пять лет, т.е. его полномочия на один год превышают срок ее легислатуры. Законом также устанавливается, что истечение срока полномочий или роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (п. 2 ст. 10). Особо оговорено, что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничений его компетенции. Он может быть досрочно освобожден от должности только в случаях: 1) нарушения им требований ст. 11 Закона о том, что Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного; 3) неспособности в течение длительного времени выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; наконец, по заявлению о сложении полномочий. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалобы могут быть поданы гражданами РФ, находящимися на ее территории иностранными гражданами или лицами без гражданства. По закону жалоба может быть принята к рассмотрению, только если ранее заявитель обжаловал указанные решения в судебном или административном порядке, однако с их результатами не согласен (п. 1 ст. 16). Такое условие должно служить своеобразным фильтром, чтобы пресечь поток необоснованных и неоправданных жалоб. Других ограничений подачи жалобы Закон не предусматривает, обеспечивая для граждан открытость защиты. Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются. Поданные лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией этих мест не подлежат и должны быть направлены Уполномоченному в течение 24 часов. При проведении проверки жалобы Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все государственные органы и органы местного самоуправления; получать от этих органов, должностных лиц и государственных служащих необходимые документы и материалы или объяснения по вопросам, связанным с рассмотрением жалобы. Он также может проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными органами; истребовать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Свое заключение, содержащее рекомендации о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод, он направляет соответствующим органам и должностным лицам. По результатам проверки Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении виновных должностных лиц, а также в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда. Закон предусматривает и право Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой о нарушении конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. П о итогам рассмотрения жалоб, анализа положения дел с правами человека Уполномоченный направляет государственным органам свои замечания и предложения общего характера по обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Одновременно Уполномоченный может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении или дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам прав человека. В случае массового и грубого нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Он также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод и о проведении парламентских слушаний. В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности во все высшие органы государственной власти РФ, высшие судебные инстанции РФ и Генеральному прокурору РФ. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию. Сравнение положений Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ с зарубежной моделью института омбудсмана показывает, что российский Закон соответствует основным демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института. Лит.: Общая теория прав человека. М., 1996; Конституция РФ: Научно-практический комментарий. М., 1997. И.А. Ледях
Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».
Понятие, цели и задачи деятельности
Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.
Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:
- Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
- Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
- Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
- Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?
Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.
Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.
Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:
- Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
- Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
- Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.
Должностные полномочия
Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:
- Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
- Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
- Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.
Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.
Порядок рассмотрения жалобы
Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:
- Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
- Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
- Путём обращения в органы прокуратуры.
- Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.
О государственной должности
На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.
Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.
Омбудсмены в субъектах страны
С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.
Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.
Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторых государствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, в России) - как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайно высокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.
1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.
4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.
6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.
7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.
11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.
13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.
14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.
17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.
18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;
г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;
ж) утраты им гражданства Российской Федерации;
з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.
20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.
22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.
24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.
26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.
27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.
Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти
Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).
Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Основные признаки понятия «омбудсман» :
- принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
- государственно-общественный статус;
- независимость;
- рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
- целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.
Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ
Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты
.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:
- Президентом РФ;
- Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутатами Государственной Думы;
- депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ
В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:
- восстановление нарушенных прав;
- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ
К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:
- рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
- изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
- выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
- осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб
. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы
Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.
Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).