Постоянное проживание гражданина рф за границей. Резиденты поневоле: как Минфин «помог» проживающим за рубежом россиянам
О критериях определения постоянного места жительства
Публикуем обращение юриста-международника Олега Губарева к российским законодателям в связи с принятием закона об уведомлении о втором гражданстве
Уважаемые господа!
4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Этот закон устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации уведомлять органы ФМС (Федеральной миграционной службы) о наличии у него или его несовершеннолетних детей гражданства иностранного государства или вида на жительство.
Как следует из текста закона, он не распространяется на тех граждан РФ, которые постоянно проживают за рубежом, однако именно это положение вызвает наибольшие сомнения у всех, кто сталкивается с применением этого закона на практике.
Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 733 "Об утверждении Правил осуществления Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами учета письменных уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации гражданства иного государства", однако это Постановление не дает никаких разъяснений по поводу того, кто считается постоянно проживающим за рубежом.
Это не удивительно, поскольку четкого определения постоянного проживания на настоящий момент в законодательстве нет.
Словосочетание «выезд на постоянное место жительства» фигурировало в законе СССР «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР». Однако в ныне действующем законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 года ничего подобного нет.
Не существует специальных паспортов для проживания за рубежом, также не существует отметок «для проживания за границей». Действительно, такие отметки существовали в соответствии с п. 79 старого «Административного регламента ФМС по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (Приказ от 3 февраля 2010 № 26). Однако новый Административный регламент (Приказ ФМС России от 15.10.2012 N 320) такой отметки не содержит. Не содержится она и в Административном регламенте МИД (Приказ от 28 июня 2012 года № 10303).
При снятии гражданина с регистрационного учета в России в листке убытия (форма № 7), установленном Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 21.01.2014) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", существует графа «Куда выбыл: Страна:», однако нигде не оговаривается тот факт, что запись в этой графе об убытии в другое государство является подтверждением постоянного проживания за рубежом. Это и понятно: ведь услуга ФМС по снятию с регистрационного учета на выдаче листка убытия заканчивается. А куда на самом деле поехал гражданин и проживает ли он реально за границей после снятия с регистрационного учета, органы ФМС не знают и знать не могут, потому что не располагают подразделениями за пределами России.
После снятия с регистрационного учета по месту жительства встает вопрос о контроле дальнейших передвижений лица. Исходя из текста рассматриваемого закона № 142-ФЗ, даже фактическое нахождение на территории Российской Федерации не освобождает гражданина от обязанности уведомления о втором гражданстве или виде на жительство. Поэтому следующим органом, имеющим возможность проконтролировать факт выезда лица за пределы России, является Пограничная служба ФСБ России, которая ставит соответствующую отметку о прохождении границы в паспорт, удостоверяющий личность за пределами РФ. Кстати, по этим отметкам возможно установление времени суммарного нахождения гражданина на территории нашей страны (аналогично поступают испанские органы власти в различных административных процедурах, например, при продлении вида на жительство или при предоставлении гражданства).
Однако факт выезда за пределы России еще не означает того, что лицо постоянно проживает за границей. Целью его поездки может быть путешествие по разным странам, что не предполагает оседлости в каком-то конкретном месте. Поэтому для подтверждения факта оседлости необходимо вмешательство еще одного органа власти, а именно, консульских загранучреждений за рубежом.
Действительно, в Консульском уставе Российской Федерации в статье о консульских функциях указано, что к таковым относится «осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа».
Консульский учет бывает временным или постоянным. Первый предполагает сохранение прописки в России и предназначен для тех граждан, которые хоть и находятся за границей, но их нахождение не носит постоянного характера и предполагает возвращение в Россию. Такие лица обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане, постоянно проживающие в РФ. Второй означает снятие с регистрационного учета в России и получение листка убытия с отметкой «Выбыл за границу». Такие граждане платят более высокие налоги в России (например, при продаже недвижимости), получают меньшие пенсии, не обязаны быть документированными внутренними паспортами. То есть объем их прав и обязанностей значительно отличается от объема прав и обязанностей лиц, зарегистрированных в России.
К тому же стоящие на постоянном консульском учете лица обязаны предоставлять в консульские учреждения документ, подтверждающий их право на проживание в другой стране.
Казалось бы, не существует более четкого доказательства постоянного проживания за границей, чем постоянный консульский учет. Однако органы МИД в реализации закона от 4 июня 2014 г. N 142 ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не участвуют. К тому же консульский учет не является обязательным, поэтому требовать консульской регистрации для подтверждения постоянного проживания никто не имеет права.
Таким образом получается, что в административном праве России существует лакуна в области определения понятия «постоянного проживания за рубежом». Некоторые юристы советуют применять аналогию из других отраслей права, ссылаясь на налоговое законодательство России и международные договоры. Действительно, вопрос о месте проживания гражданина до сих пор больше интересовал налоговые органы, чем органы административные. Поэтому здесь были разработаны более четкие критерии. Возьмем, например, Конвенцию между Россией и Королевством Испании об избежании двойного налогообложения 1998 года.
В соответствии с п.2 ст. 4 этой Конвенции, если физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:
a) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если Государство, в котором оно имеет свой центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;
c) если оно обычно проживает в обоих Государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является (критерий гражданства - прим. автора);
d) если оно является национальным лицом обоих Государств или ни одного из них, то компетентные органы Государств решат этот вопрос по взаимному согласию.
Но можем ли мы применять по аналогии критерии налогового права к рассматриваемому вопросу? Очевидно, что нет. Налоговое право оперирует такими понятиями, как «центр жизненных интересов», и во главу угла ставит экономические связи. Это противоречит смыслу нового закона, который вообще не касается экономических вопросов, равно как органы ФМС, призванные контролировать его исполнение, не компетентны в определении центра экономических интересов какого-либо лица.
Все вышесказанное заставляет сделать следующие выводы:
1. Необходим нормативный акт именно в области административного права, четко определяющий с административной точки зрения понятие «российского гражданина, постоянно проживающего за рубежом». Поскольку этот акт напрямую затрагивает одно из конституционных прав гражданина, данный акт должен иметь ранг закона.
2. Органы ФМС не обладают достаточными ресурсами для получении информации о реальном месте жительства гражданина, поэтому для реализации на практике рассматриваемого закона необходимо подключение иных органов, а именно, Пограничной службы ФСБ России и консульских учреждений МИД РФ. В противном случае информационная цепочка «убыл-прибыл» не может быть отслежена и поставлена под контроль.
Принимая во внимание ныне существующую систему организации учета граждан, а также существующие административные ресурсы, следует, на мой взгляд, установить посредством нового закона следующие критерии для определения гражданина в качестве постоянно проживающего за рубежом:
1. Отсутствие регистрационного учета на территории России и наличие листка убытия с пометкой «Выбыл за границу в страну..... (указать страну назначения)».
2. Суммарное пребывание в России менее 183 дней в году, устанавливаемое по отметкам о прохождении пограничного контроля в паспорте, удостверяющем личность гражданина за пределами РФ (этот критерий существует в других странах, например, в Испании Закон 7/1985, регулирующий основы территориальной организации государства, в ст. 15 определяет, что человек считается постоянно проживающим в том месте, где находится бóльшую часть времени в году).
3. Постановка на постоянный консульский учет в одном из консульских загранучреждений России с получением соответствующей справки или проставления печати в загранпаспорт. При этом необходимо внести изменения в законодательство с целью признания постоянного консульского учета обязательным, как то существует на практике в других странах.
Вышеперечисленные критерии образуют четкую цепочку контроля ФМС -Пограничная служба - Консульство, позволяющую получить достоверную информацию о реальном месте постоянного проживания того или иного гражданина.
Принимая во внимание тот факт, что начиная с 4 октября 2014 года вводится уголовная ответственность за неуведомление органов ФМС о наличии постоянного вида на жительство или гражданства другого государства, принятие нового нормативного акта, устанавливающего критерии постоянного проживания за границей, должно являться приоритетным в настоящее время.
В противном случае эти критерии будут устанавливаться посредством судебной практики, что, с одной стороны, увеличит загруженность судебных органов, а с другой, нанесет ущерб простым гражданам, которые в судебном порядке должны будут предоставлять доказательства своего постоянного проживания за границей и, следовательно, доказательства неприменения к ним закона 142-ФЗ.
С уважением,
Олег Губарев
Юрист-международник
Выпускник Международно-правового факультета МГИМО(У) МИД РФ, Адвокат Сиятельной Коллегии Адвокатов г. Мадрида (Испания)
Применять внутренний режим валютных ограничений в отношении россиян, постоянно живущих за рубежом, не имеет никакого смысла
На прошлой неделе российский Минфин представил для публичных обсуждений проект изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны будут снять спорные моменты в определении понятия российского валютного резидентства. О масштабе проблемы позволяет судить статистика: Пенсионный фонд выплачивает пенсии более 270 тыс. граждан, проживающих в 121 стране мира, а, по информации ЦИКа, за рубежом постоянно находятся до 1,9 млн россиян.
Подозрительность в законе
Действующая версия закона обязывает российских валютных резидентов — физических лиц не позднее месяца с момента открытия счета в иностранном банке, изменения его реквизитов или закрытия сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания. Кроме того, с этого года до 1 июня следующего за отчетным календарным годом в инспекцию необходимо подавать ежегодный отчет об остатках средств и о движении по ним на счетах в иностранных банках.
Однако российскими резидентами не считаются граждане, которые не менее года постоянно проживают в иностранном государстве, имеют там вид на жительство либо временно пребывают на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее года.
Уже сейчас самой большой проблемой для россиян, проживающих за границей, является официальное толкование закона со стороны Росфиннадзора, а теперь и ФНС, согласно которому даже единичный въезд на российскую территорию влечет для постоянно проживающего за рубежом россиянина утрату статуса валютного нерезидента. На самом деле такого условия закон не содержит, как и критерия непрерывности годового срока пребывания за рубежом.
Совершенно очевидно, что любому российскому гражданину, постоянно или временно пребывающему за границей, могут потребоваться краткосрочные поездки в Россию, что не должно менять его статус валютного нерезидента. Кроме того, возможна ситуация, когда россияне выезжают на постоянное место жительства за границу, снимаются в установленном порядке с регистрации по месту постоянного жительства в России, открывают счета в иностранных банках для начала ведения трудовой или предпринимательской деятельности, но им приходится опять приезжать на родину до истечения годового срока.
Не хуже, чем в США
Предложения Минфина могут узаконить неприятности для проживающих за рубежом россиян. Держателей российских паспортов хотят в принципе лишить права стать валютными нерезидентами, то есть лицами, которые абсолютно и безусловно исключаются из-под российских валютных ограничений и обязанностей.
Желание Минфина связать всех россиян валютными ограничениями понятно, хочется использовать опыт США, которые взимают подоходный налог по принципу гражданства, почему и обязывает всех своих граждан отчитываться о всех своих иностранных счетах (FBAR) с совокупным балансом, превышающим $10 тыс.
Кстати, в 2014 году, после введения санкций, Департамент казначейства США остановил переговоры с российским Минфином о заключении специального налогового соглашения об обмене информацией и предотвращении налоговых уклонений в России. Соглашение не состоялось, но в законе «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами» все же появилась статья 6, установившая обязанность иностранных организаций финансового рынка сообщать российским регуляторам «о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации». Очевидно, что пока отношения России со странами США и ЕС остаются прохладными, эта норма вряд ли будет эффективно работать.
Уступки в обмен на контроль
Взамен на недоступность для россиян статуса валютного нерезидента Минфин предлагает некоторые послабления. Например, «иностранные» россияне не будут ограничены перечнем разрешенных российским законом операций по своим счетам, а также не будут отчитываться перед российскими налоговиками по иностранным счетам. Соответственно, к ним не могут быть применимы штрафы за незаконные валютные операции в размере от 75 до 100% суммы операции.
Для этого необходимо не менее года постоянно или временно проживать в иностранном государстве, при этом срок может прерываться кратковременными пребываниями в России, которые в совокупности не должны превысить три месяца в календарном году. Стоит сразу заметить, что введение понятия «кратковременное пребывание» несет риск для таких лиц недопустимости единовременного нахождения в России до трех месяцев. И, конечно, никто не знает, что означает кратковременное пребывание, об этом молчит даже миграционное законодательство.
В случае же если такой россиянин превысит «разрешенный» трехмесячный срок нахождения в России, то ему придется, как и вернувшемуся на постоянное место жительство, отчитаться за все открытые и закрытые когда-либо счета в иностранных банках (включая изменения любых реквизитов) и, видимо, подать все ежегодные отчеты по балансам и движению средств на таких счетах за время отсутствия в России.
С 2018 года Минфин предлагает отнести к разрешенным операциям еще и возможность зачисления на иностранные счета валютных резидентов средств от продажи имущества и недвижимости. Интересно, что недвижимость, по мнению регулятора, должна находиться в странах — членах ОЭСР, FATF или подписавших многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (подписано в 2014 году в Берлине, Россия присоединилась 12 мая 2016 года).
Но и с этими уступками не все так просто. Например, сложно понять, зачем Минфин снова упоминает об ОЭСР и FATF. Ведь переговоры о вступлении России в ОЭСР были приостановлены в 2014 году, и когда возобновится процесс — неизвестно. Членство в ФАТФ еще не является критерием соблюдения основных принципов этой организации по противодействию отмывания денежных средств. Для этих целей ФАТФ ведет черный список. Например, получается, что при продаже недвижимости в Монако российский собственник будет вынужден принять деньги на свой российский счет, если только он не продает свою собственность через агента. При том что Монако полностью соблюдает все принципы ФАТФ.
Найти здравый смысл
Пока законопроект только обсуждается, и есть шанс, что наиболее одиозные его положения не будут воплощены в жизнь. Наилучшим решением было бы сохранение существующего механизма разделения россиян на валютных резидентов и нерезидентов при уточнении понятия разрешенного кратковременного пребывания в России для граждан, уехавших не на постоянное проживание за границу.
Что же касается россиян, снявшихся с регистрации по постоянному месту жительства в России и реально проживающих постоянно за рубежом, то в отношении них российский режим валютных ограничений и обязанностей по представлению отчетности должен быть исключен в принципе, включая и ограничение по сроку временного пребывания в России. Это, безусловно, повысит лояльность к сохранению российского гражданства у соотечественников за рубежом, а также сохранит возможность существования необходимого для защиты российской банковской системы внутреннего режима валютных ограничений для физлиц внутри страны.
От обязанности подавать уведомление освобождаются граждане, которые постоянно проживают за пределами РФ (уведомить о наличии иного гражданства можно только пребывая на территории РФ). Однако как только гражданин России вернётся в Россию на постоянное жительство, он будет обязан уведомить ФМС о втором гражданстве. Если гражданин России въезжает на Родину временно и имеет постоянное место жительства за границей, то он освобожден от этой обязанности.
2 . Какие документы должны быть приложены к уведомлению о наличии второго гражданства? Нужно ли нотариально их заверять или переводить?
Пакет документов, прилагаемых к уведомлению:
А) уведомление о наличии второго гражданства — к форме уведомления прилагается только копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство и копия внутреннего паспорта гражданина РФ.
Б) уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка старше 14 лет (ограниченного в дееспособности совершеннолетнего гражданина) — предоставляется копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, свидетельство о рождении ребенка (если заявитель - родитель ребенка) или акт органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (если заявитель - опекун или попечитель), а также - копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России.
В) Уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка младше 14 лет — предоставляются копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России, - в отношении заявителя и дополнительно по выбору заявителя копия одного из следующих документов:
- заграничного, дипломатического или служебного паспорта ребенка-гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- паспорта гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничного, дипломатического или служебного паспорта, в который внесены сведения о ребенке;
- свидетельства о рождении, в которое внесены сведения: о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении выдано на территории Российской Федерации);
- перевода на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка с отметкой о гражданстве России, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;
- свидетельства о рождении, выданного уполномоченным органом Российской Федерации отметкой о гражданстве РФ, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации; вкладыша к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданных в установленном порядке до 06.02.2007.
При подаче уведомления необходимо иметь при себе оригиналы всех документов, копии которых приложены к уведомлению.
Ни Закон о втором гражданстве, ни порядок подачи уведомления не обязывают предоставлять нотариально заверенные или скрепленные апостилем копии документов, нет требования и о переводе их на русский язык. Однако рекомендуется прилагать к копии иностранного документа его перевод на русский язык, поскольку это облегчит его обработку сотрудниками миграционной службы и снимет вопросы, которые могут у них возникнуть. Перевод нотариально заверять не обязательно.
3. Можно ли направить уведомление о втором гражданстве по электронной почте или иным способом посредством сети Интернет?
Нет. Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве осуществляется либо лично, либо посредством почтового отправления.
4. Можно ли отправить уведомление о втором гражданстве через консульство России, находясь за границей?
Нет. В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве производится только при нахождении гражданина на территории Российской Федерации непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо посредством почтового отправления в указанный орган.
Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России не уполномочены принимать от российских граждан уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в ФМС России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.
5. Можно ли отправить уведомление по почте, находясь за границей?
Нет. Согласно п.3 Порядка подачи уведомления почтовое отправление осуществляется через организацию федеральной почтовой связи, иначе говоря, Почту России. Это обусловлено 2 факторами:
По логике Закона о втором гражданстве от подачи уведомления освобождены российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, соответственно, не предусмотрена возможность направления уведомления из-за рубежа;
При принятии уведомления сотрудник отделения связи должен заполнить его (в части, относящейся к получению уведомления), поставить на нем оттиск почтового штемпеля и выдать отрывную часть уведомления гражданину. Законодательство России не может возложить такую обязанность на иностранные организации почтовой связи.
6. Нужно ли направлять уведомление о наличии второго гражданства, если человек имеет иностранное гражданство, постоянно проживает за пределами России, но имеет регистрацию по месту жительства (прописку) в России?
Да, нужно. В настоящее время под гражданами России, постоянно проживающими на территории России, понимаются россияне, зарегистрированные по месту жительства в России. Наличие такой регистрации (прописки) автоматически означает, что для целей миграционного законодательства (а не налогового) гражданин постоянно проживает в России и не может постоянно проживать за ее пределами. Безусловно, в рамках отдельно взятого дела можно доказать, что гражданин фактически постоянно проживает за пределами России, а значит - не должен подавать уведомление о втором гражданстве. Но, сделать это можно будет только в рамках отдельного дела, а, значит, может так случиться, что придется пережить не очень приятные моменты, связанные с фактом неисполнения обязанности по уведомлению о втором гражданстве.
Как определяется «постоянно проживающий за границей»?
На данный момент закона или нормативных актов, которые бы определяли понятие «ПМЖ за границей» (как было в СССР), не существует. Единственный «документ» на данное время, по которому ФМС определяет «проживание» есть регистрация. Но вопрос в том, что регистрация есть требование сугубо внутреннее, и к проживанию за границей она никакого отношения не имеет. Существует вероятность (и опасения), что регистрация (а также возврат к практике «выезд на ПМЖ») будет являться для ФМС определением места проживания. Следует заметить, что есть понятие «резидент» и в различных аспектах права оно определяется по-разному. Из пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ в редакции Закона N 406-ФЗ следует, что резидентами считаются физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Выписка на ПМЖ, т.е. снятие с регистрационного учёта по месту проживания/пребывания со штампом «за рубеж» есть процедура закона, которая более не существует. «Выписываться» куда-либо, тем более из своей собственности, никто заставить не может. Конечно, «выписываться» есть право, но никак не обязанность. Кроме того, когда гражданин приезжает в РФ, у него есть прямая обязанность быть зарегистрированным. Cуществует трактовка ст.3 закона РФ о Гражданстве , которая также используется в валютном и таможенном законодательстве.
Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство. Достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.
По информации пресс-службы ФМС России , «постоянно проживающими за пределами РФ считаются граждане, стоящие на консульском учете в другой стране, которые имеют документ, подтверждающий постоянное проживание - вид на жительство, гринкарту и т.д.» Стоит заметить, что постановка на консульский учёт есть право, но никак не обязанность . Консульский учёт не зависит от статуса с точки зрения иммиграционных властей страны пребывания, а потому сама по себе не является ультимативным доказательством постоянного проживания за границей (хотя КУ может быть использован как часть доказательств). Постановка на КУ не порождает никаких изменений во взаимодействии с консульством и не влияет на получение паспорта или других документов.
По информации МИДа России, постановка гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего либо временно находящегося за пределами Российской Федерации, на учет в консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) данного лица за пределами Российской Федерации и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.
Таким образом, действие Федерального закона № 142-ФЗ не распространяется на граждан Российской Федерации, снятых с регистрационного учета в Российской Федерации в связи с выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации с составлением листка статистического учета выбытия. .В случае если пересечение Государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, то при отсутствии документа, подтверждающего факт его постоянного проживания в иностранном государстве (вид на жительство, разрешение на жительство и т.д.), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, он рассматривается таможенными органами в качестве лица государства — члена Таможенного союза.
7. В какой территориальный орган миграционной службы мне подавать уведомление: по месту прописки, по месту временного пребывания или по месту фактического проживания?
В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве), подача уведомления о втором гражданстве производится в территориальный орган миграционной службы по месту регистрации жительства (по месту прописки), при отсутствии места жительства - по месту регистрации временного пребывания, а при отсутствии и первого, и второго - по месту фактического проживания. Мы считаем это нелогичным, потому что многие из нас проживают не по месту постоянной регистрации и даже не по месту временной регистрации, соответственно, заставлять людей возвращаться в свои регионы только ради подачи уведомления нецелесообразно. Вопрос о возможности подачи уведомления о втором гражданстве по месту фактического проживания будет разъяснен дополнительно.
8. Нужно ли подать уведомление о наличии иностранного вида на жительство, если его срок истекает в декабре 2014 года?
Статья 6 Закона о втором гражданстве обязывает россиян, имеющих иностранный вид на жительство на момент вступления в силу Закона о втором гражданстве, уведомлять о наличии у них иностранного вида на жительство независимо от того, когда истекает срок его действия. Согласно букве закона, даже если вид на жительство истечет 05.10.2014, необходимо подать уведомление о нем.
9. По какому адресу необходимо направить уведомление о втором гражданстве?
10. Из какого отделения Почты России можно отправить уведомление о втором гражданстве?
Уведомление о втором гражданстве может быть отправлено из любого отделения Почты России, главное - направить его по правильному адресу.
11. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче уведомления?
Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
12. Предусмотрена ли административная ответственность за утерю отрывного корешка уведомления о втором гражданстве?
Отрывная часть уведомления о втором гражданстве - единственное доказательство того, что такое уведомление направлено. Следовательно, при ее отсутствии могут привлечь к уголовной ответственности за не уведомление о втором гражданстве. Безусловно, в реестре, который будет вести миграционная служба, скорее всего найдут информацию о том, что уведомление получено. Но в случае если такую информацию не найдут, может возникнуть немало неприятных минут общения с российскими правоохранительными органами и наличие судимости по итогам этого общения. Настоятельно рекомендуется хранить отрывную часть уведомления вместе с загранпаспортом.
Возможная опасность в будущем для проживающих за границей и имеющих постоянную регистрацию в РФ — ответственность за фиктивную регистрацию. По поводу фиктивной регистрации следует помнить, что главное не сознаваться в намерении «не проживать». Что угодно - «планирую в далёком будущем приезд и т.д.». Как вариант, если гражданин постоянно зарегистрирован, но лишаться регистрации не хочет, оформить убытие с места постоянной регистрации (с предоставлением копии второго паспорта или учебной/рабочей визы и с актом-подтверждением от соседей — что Вы не проживаете по месту прописки!). Эту копию они пошлют в ФМС.