Уголовная ответственность в сфере экономики. I
Лекции!
Ст. 159 Мошенничество.
Постановление Пленума Верховного суда РФ (далее ПП ВС РФ) от 27. 12 .07 № 51
Объект преступления – отношения собственности.
Предмет – чужое имущество или право на имущество.
Способы мошенничества:
1. обман :
а) активный – сознательное сообщение заведомо ложных, несоответствующих действительности сведений.
б) пассивный – умолчание об истинных фактах.
Сведения могу относиться к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного его полномочий и намерений.
в) умышленные действия – предоставление фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использование обманных приемов при расчете за товар и услуги, имитация кассовых расчетов.
2. злоупотребление доверием – использование доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом уполномоченным принимать решение о передаче имущества третьим лицам. Такие отношения обусловлены служебным положением, личными, родственными отношениями. Злоупотребление доверием м. б. в том случае, когда лицо принимает на себя обязательство и заведомо не имеет намерения его выполнить. Например, получение кредита физическим лицом (далее ф.л.), получение аванса за работу, услугу, товар.
Момент окончания преступления:
1. Предмет – чужое имущество – с момента поступления имущества в незаконное владение виновного или иных лиц, или когда они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств имущества) пользоваться/распоряжаться им по своему усмотрению.
2. Предмет – право на имущество – с момента возникновения у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом как своим собственным (регистрация права собственности на недвижимость; со времени заключения договора; с момента совершения передаточной надписи на векселе; со дня вступления в законную силу судебного решения, которым за лицом признается право на имущество)
3. Предмет – деньги – с момента зачисления денег на банковский счет лицо получает реальную возможность распорядиться денежными средствами по своему усмотрению.
Субъективная сторона – прямой умысел. В случае, когда лицо получает чужое имущество или право на имущество не намереваясь исполнить обязательство связанное с передачей этого имущества действие квалифицируется как мошенничество, если умысел на хищение возник до получения имущества или права на него.
Субъект – общий, 16 лет.
ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 квалифицирующий признак субъекта – использование служебного положения – к ним относятся должностные лица (понятие в примечании к ст. 285); лица выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации; государственные и муниципальные служащие. Для должностных лиц данный состав является специальным видом должностных преступлений.
Вопросы квалификации.
1. Если для завладения чужим имуществом виновный сам подделал официальный документ, а затем использовал его при изъятии имущества, то действия квалифицируются по совокупности: ст. 159 и ч. 1 ст. 327 УК. Если документ подделан другим лицом, а виновный только использует его для завладения имуществом, то содеянное охватывается только ст. 159 (конкуренция части и целого).
2. Создание коммерческих организаций без намерения фактически осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, когда виновный имеет цель приобретения чужого имущества/приобретения права на него квалифицируется по ст. 159. Действия лица необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 173 только в случае реальной совокупности, когда лицо получает также иную не связанную с хищением имущественную выгоду. Например, лжепредпринимательство создано с целью уклонения от налогообложения или прикрытия запрещенной деятельности.
3. Если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, спиртосодержащих напитков, лекарств обманывая потребителей относительно качества и других характеристик товара, влияющих на стоимость, то действия квалифицируются по ст. 159 и дополнительной квалификации по ст. 171 не требуется. Если товары не отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья населения, то квалификация по совокупности ст. 159 и ст. 238.
4. Тайное хищение ценных бумаг на предъявителя квалифицируется как кража по ст. 158.
5. Банкомат – хищение чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или подделанной кредитной расчетной карты посредством банкомата без участия уполномоченного работника квалифицируется как кража (ст. 158).
6. Хищение денежных средств с банковских счетов, которое сопряжено с внедрением в чужую информационную систему квалифицируется по совокупности ст. 159 ст. 272, 273.
7. Кредитные (расчетные) карты:
а) хищение денежных средств квалифицируется по ст. 159 (средства находятся на счетах в банке, если виновный заранее похищенной или поддельной кредитной картой вводит в заблуждение работника кредитной, торговой или сервисной организации).
б) изготовление поддельных банковских кредитных карт в целях совершения этим же лицом хищения (ч. 3, 4 ст. 159) квалифицируется как приготовление к мошенничеству.
в) если лицо использовало поддельную кредитную карту, но по независящим от него обстоятельствам не завладело денежными средствами, то действия квалифицируются как кража (через банкомат) или покушение на мошенничество (через работника кредитной, торговой, сервисной организации).
г) сбыт поддельных кредитных карт и других платежных документов заведомо не пригодных к использованию квалифицируется как мошенничество.
8. Подделка билетов денежно-вещевой или иной лотереи квалифицируется как приготовление к мошенничеству. В случае сбыта фальшивого лотерейного билета или получения по нему выигрыша действия квалифицируются как оконченное мошенничество.
ст. 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
Специальный вид должностного преступления.
Объект – отношения обеспечивающие право на свободу реализации предпринимательской или иной деятельности. Иная деятельность – деятельность кооперативов, общественных религиозных организаций, причем не обязательно имеющих целью функционирования извлечение прибыли.
Объективная сторона.
Формы преступной деятельности:
1. неправомерный отказ в государственной регистрации ИП или юридического лица (далее ю. л.). Правомерным отказ является в случаях предусмотренных ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации ю.л. и ИП».
– не предоставление необходимых для регистрации документов;
– предоставление документов в ненадлежащий государственный орган;
– в единый государственный реестр внесена запись о том, что ю.л. находится в процессе ликвидации.
– если не утратило силу гос. регистрация его в таком качестве;
– не истек год со дня принятия решения о признании его несостоятельным (банкротом);
– наличие решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП;
– не истек срок, на который данное лицо лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
2. уклонение от регистрации – регистрация должна осуществляться в течении 5 рабочих дней со дня принятия всего пакета документов.
3. неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии). Основания для отказа в ФЗ от 08. 08. 2001 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности»:
– наличие в предоставленных документах недостоверной или искаженной информации;
– несоответствие соискателя лицензии, либо принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
4. Уклонение от выдачи лицензии – решение об отказе в выдаче лицензии или выдаче ее принимается в течении 45 дней.
5. Ограничение прав и законных интересов ИП и ю.л. в зависимости от организационно-правовой формы:
– оказание незаконного управленческого давления;
– угроза экономическими санкциями;
– установление необходимости неправомерного согласования решений и т.д.
6. незаконное вмешательство в предпринимательскую или иную деятельность:
– незаконное проведение собрания акционеров;
– незаконное изъятие материальных средств;
– препятствие в эксплуатации помещений, использования земельных участков и т.д.
Состав формальный . Окончен с момента совершения действий или с момента истечения срока установленного для совершения действия (уклонение).
Субъективная сторона – прямой умысел (незаконные действия – везде где видишь эту фразу прямой умысел)
Субъект – специальный – должностные лица в чьи полномочия входит регистрация, выдача лицензии, а также иные должностные лица в случае ограничения самостоятельности или незаконного вмешательства.
ч. 2 ст. 169. Те же деяния совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. Это специальный вид преступлений против правосудия (ст. 315 – общая норма). Для вменения данного признака необходимо наличие судебного акта, которым действия должностного лица были признаны неправомерными.
Если должностное лицо сменилось, то данный признак можно вменить если новое должностное было ознакомлено с судебным решением и все же совершило действия указанные в ч. 1.
Те же деяния причинившие крупный ущерб – свыше 250 тыс. руб. прим. ст. 169 – как реальный ущерб так и неполученные доходы или упущенная выгода.
ст. 171 Незаконное предпринимательство.
ПП ВС РФ от 18. 11 .2004 г. № 23
Объект – отношения по поводу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Объективная сторона. Формы преступной деятельности:
1. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации
а) отсутствие записи в едином гос. реестре ю.л. о создании ю.л. или приобретении статуса ИП (ЕГРИП)
б) содержится запись о ликвидации ю.л. или прекращении деятельности ф.л. в качестве ИП.
2. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации. Осуществление деятельности субъектом предпринимательства, когда при регистрации были допущены нарушения дающие основания для признания ее недействительной (предоставление документов в неполном объеме, регистрация произведена вопреки существующим запретам).
3. Предоставление документов содержащих заведомо ложные данные, т.е. документы содержат ложную или искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию.
4. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии):
– не предоставлены документы заявителем для лицензирования;
– до истечения срока установленного для решения вопроса об отказе или выдачи лицензии;
– в случае приостановления действия лицензии;
– в случае аннулирования лицензии.
Право осуществлять деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия, а также в случаях приостановления или аннулирования лицензии. Если ФЗ разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии лицензии, но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность, то действия квалифицируются по признаку «без лицензии».
5. Нарушение лицензионных требований и условий.
а) нарушение уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности.
б) передача лицензии другому лицу.
Состав материальный . Действия должны причинить крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо они будут сопряжены с получением доходов в крупном размере.
Доход – выручка от реализации товаров, работ, услуг без вычета произведенных лицом расходов.
Субъективная сторона – умышленная форма вины – прямой и косвенный умысел.
Субъект – 16 лет.
При осуществлении организацией, независимо от формы собственности, незаконной предпринимательской деятельности уголовной ответственности подлежит:
– лицо на которое в силу его служебного положения постоянно временно или по специальному поручению возложены обязанности по руководству организацией (руководитель исполнительного органа ю.л.)
– иное лицо имеющее право действовать без доверенности от имени ю.л.
– лицо фактически выполнявшее функции и обязанности руководителя организации.
п. «а» ч. 2 ст. 171 – организованная группа. Если речь о квалификации действий осуществляемых ю.л.-ом уголовной ответственности подлежат только специальные субъекты они должны входить в группу. Если лицо находиться в трудовых отношениях с организацией или ИП, которое осуществляет незаконную деятельность, то выполнение ими трудовых обязанностей не образует ст. 171.
п. «б» ч. 2 ст. 171 – особо крупный размер – 1 млн. руб.
Вопросы квалификации.
1. Действия лица занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть квалифицируются по ст. 235. В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без лицензии не повлекли последствий предусмотренных ст. 235 на при этом был причинен ущерб или получен доход в крупном размере, то действия квалифицируются по ст. 171.
2. Квалификация по реализации фальсифицированных товаров по ст. 159.
3. Если при занятии предпринимательской деятельности лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, то при наличии признаков действия квалифицируются по совокупности ст. 171 ст. 180.
4. Если в процессе предпринимательской деятельности осуществляется производство, приобретение, хранение немаркированных товаров и продукции подлежащей обязательной маркировке действия квалифицируются по совокупности ст. 171. и ст. 171.1 (крупный размер).
5. В случае, когда предпринимательская деятельность связана с производством, хранением, сбытом товаров не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья действия квалифицируются по совокупности ст. 171 и ст. 238.
6. В случаях, когда лицо имеет целью извлечение дохода и занимается незаконной деятельностью ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (ст. 223, 228.1) содеянное дополнительной квалификации по ст. 171 не требует.
ст. 173 Лжепредпринимательство.
Объект – отношения по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности.
Объективная сторона – Лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность причинившее крупный ущерб гражданам, организациям, государству.
Организация признается созданной с момента включения в государственный реестр. Необходимо установить, что в момент создания лицо не намерено было осуществлять те виды деятельности, которые указаны в документах и на которые получены лицензии.
Крупный ущерб – сумма свыше 250 тыс. руб. и она может составлять сумму неуплаченных налогов в результате необоснованного освобождения от их уплаты либо денежные средства полученные в результате прикрытия запрещенным видом деятельности.
Субъективная сторона – умышленная форма вины. К наступившим последствиям умысел может быть как прямым так и косвенным. Обязательный признак – цель преступления:
– получение кредита;
– освобождение от налогов;
– извлечение иной имущественной выгоды;
– прикрытие запрещенной деятельности.
Субъект – 16 лет.
ст. 174. Легализация (отмывание) денежных средств иного имущества.
ФЗ 2001 года № 115 «О противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансирование терроризма»
Данная статья является специальным видом укрывательства преступления (физическое укрывательство ст. 316)
Объект – отношения складывающиеся по поводу осуществления законной предпринимательской деятельности.
Дополнительный объект – интересы правосудия.
Предмет:
1. денежные средства – валюта РФ, иностранная валюта.
2. иное имущество за исключением ст. 193, 194, 198, 199.2.
Объективная сторона. 2 вида действий:
1. Совершение финансовых операций. 2. другие сделки.
Операции с денежными средствами и иным имуществом:
– с денежными средствами в наличной форме, т.е. снятие со счета или зачисление на счет, если это не обусловлено характером деятельности
– покупка-продажа наличной иностранной валюты.
– приобретение ф.л. ценных бумаг за наличный расчет.
– операции по банковским счетам – размещение вклада на предъявителя; открытие вклада в пользу третьих лиц в наличной форме; перевод денежных средств за границу на анонимного владельца; зачисление или перевод на счет денежных средств; предоставление/получение кредита (займа); операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является ю.л./ф.л. с местом регистрации в государстве, которое не сотрудничает с международной организацией противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
ч. 3 ст. 183 крупный ущерб – свыше 250 тыс. руб. под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить выгоду имущественного характера.
ч. 4 ст. 183 тяжкие последствия – оценочное понятие, устанавливаем по обстоятельствам дела (особо крупный ущерб, банкротство, вынужденная безработица).
Субъект – 16 лет не является владельцем налоговой, коммерческой и банковской тайны.
ст. 186 Изготовление, перевозка, сбыт, хранение поддельных ценных бумаг.
1) билеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении и металлическая монета
2) гос-ые и иные ценные бумаги в валюте РФ,
3) иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте.
Объективная сторона.
1. Изготовление денег и ценных бумаг – полная или частичная подделка. Способ не имеет значение для квалификации. Необходимо установить чтобы поддельные деньги и ценные бумаги имели существенное сходство по форме, цвету и др. реквизитами с настоящими купюрами. Если имела место грубая подделка и явное несоответствие купюр, то действия квалифицируются по ст. 159.
2. хранение – нахождение во владении виновного, т.е. при себе, в помещении, в тайниках (длящееся преступление)
3. перевозка – перемещение любым видом транспорта в том числе в пределах одного населенного пункта.
4. сбыт – использование денежных средств и ценных бумаг в качестве средства платежа. Ответственности за сбыт подлежат лица, которые стали случайными обладателями купюр, но зная об их поддельности пустили их в обращение.
Преступление окончено:
1. изготовление с момента изготовления одного денежного знака с целью сбыта.
2. сбыт – при установлении хотя бы одного факта сбыта.
Стадии преступления.
Неудавшаяся попытка расплатиться – покушение на сбыт.
Субъективная сторона – прямой умысел. Для изготовления, перевозки и хранения необходимо установить цель сбыта. ЕЕ отсутствие исключает уголовную ответственность.
Субъект – общий, 16 лет.
ч. 2 ст. 186 крупный ущерб – 250 тыс. руб. Для иностранной валюты учитывается количество и номинал по курсу ЦБ РФ на момент совершения преступления.
Организованная группа – общий признак.
Вопросы квалификации.
1. незаконное приобретение лицом в результате проделанных им операций с фальшивыми деньгами чужого имущества охватывается ст. 186 и дополнительной квалификации как хищение не требует.
2. подделка билетов денежно-вещевой лотереи с целью сбыта или незаконное получение выигрыша квалифицируется как мошенничество.
3. изготовление с целью сбыта или сбыт денежных знаков изъятых из обращения и имеющих лишь коллекционную ценность квалифицируется как мошенничество.
ст. 187 Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.
Объект – кредитно-денежная система РФ.
1. кредитные карты.
2. дебитовая (расчетная) карта – списывание с банковского счета произведенной операции в тот же день…
3. иные документы – платежные поручения предоставляемые законом и банковскими правилами.
Объективная сторона.
1. изготовление – полная, частичная подделка. Способы записи информации на крту – эмбосирование, штрихкодирование, лазерная запись, кодировка на магнитной ленте.
2. сбыт – выпуск в обращение.
Субъективная сторона – прямой умысел. При изготовлении – цель сбыта.
Субъект – 16 лет.
Вопросы квалификации.
1. изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных расчетных карт квалифицируется по ст. 187. Изготовление поддельных карт для использования в целях совершение этим же лицом преступлений предусмотренных ч.ч. 3,4 ст. 159 следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству (ч. 1 ст. 187 ч. 1 ст. 30 ч. 3, 4 ст. 159).
2. если лицо использовало поддельную или похищенную карту по не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось обратить в свою пользу или пользу др. лиц похищенное имущество содеянное в зависимости от способа хищения следует квалифицировать как покушение на кражу (через банкомат) или покушение на мошенничество (через сотрудника).
3. сбыт поддельных карт и иных платежных документов заведомо непригодных к использованию квалифицируется по ст. 159.
Когда лицо изготовило с целью сбыта кредитные или иные карты, документы заведомо непригодные к использованию, но по обстоятельствам не зависящим от него не могло их сбыть, то квалификация как приготовление к мошенничеству.
Таможенные преступления.
ст. 188 Контрабанда.
ПП ВС РФ от 27.05. 2008 г. № 6
Объект – отношения в сфере перемещения товаров через таможенную границу.
Доп. Объект – общественная безопасность, здоровье населения, отношения собственности.
Предмет ч. 1 ст. 188 – товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое, отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Стоимость товаров должна превышать 250 тыс. руб.
1. любое движимое имущество признаваемое товаром в соответствии с п.п. 1-3 п. 1. ст. 11 Таможенного кодекса РФ и п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основах внешнеторговой деятельности».
2. иные не являющиеся товарами предметы для которых законодателем установлен определенный порядок и правила перемещения (рукопись научной статьи, либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе – полезная модель, пром. образец, ТС используемые для международных перевозок).
3. наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки и внутренние ценные бумаги в документарной форме ч. 1 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
При разрешении вопроса о контрабанде следует учесть что данным законом определяется сумма иностранной валюты в пределах которой единовременно ввозимая или вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенным органом. (3 тыс. долларов США или эквивалент др. валюты).
В случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой валюты предметом контрабанды является не декларированная часть иностранной валюты.
ч. 2. ст. 188 размер предмета не является обязательным признаком данного состава, не влияет на квалификацию.
Предметы.
1. предметы обладающие специфическими свойствами – наркотические, психотропные, сильнодействующие, отравляющие, ядовитые вещества.
2. обычное вооружение – огнестрельное, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства.
3. оружие массового поражения, средства его доставки, материалы и оборудование которые могут быть использованы при создании такого оружие.
4. стратегически важные сырьевые товары. Перечень определяется ФЗ и иными нормативно-правовыми актами. В настоящее время специальные правила перемещения не установлены, с учетом этого контрабанда должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 188 если нет признаков ч. 3, 4 ст. 188.
5. культурные ценности, их перечень определен ФЗ «О ввозе вывозе культурных ценностей».
Объективная сторона.
ч. 1. ст. 188 – таможенная граница РФ совпадает с государственной границей, а также включает в себя пределы находящиеся в исключительной экономической зоне или континентальном шельфе, искусственных островах, сооружениях и установках особых экономических зон. Перемещение через таможенную границу – совершение действий по ввозу или вывозу с таможенной территории товаров или предметов любым способом включая перемещение в почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.
Способы контрабанды.
1. помимо таможенного контроля:
– перемещение вне мест определенных таможенными органами либо вне времени их работы.
– без разрешения таможенных органов, если международным договором РФ или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров без таможенного контроля.
3 июля Президент подписал им же внесенный в Госдуму законопроект, который предусматривал многочисленные поправки в Уголовный кодекс РФ касательно преступлений в сфере экономической деятельности. Федеральный закон № 325-ФЗ опубликован и вступил в силу с 15.07.2016 года.
Вопреки традициям последнего времени, закон в целом направлен на смягчение ответственности. Да, он накидывает по годику к максимальному сроку за отдельные виды мошенничества (в частности, в сфере кредитования, использования платежных карт и т.д. по ст. 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6 УК РФ), но при этом расширяет список возможных санкций, не связанных с лишением свободы (например, в части применения «принудительных и исправительных работ»), несколько уменьшает штрафы за отдельные виды преступлений, увеличивает «пороги» наступления уголовной ответственности и делает «откуп» для освобождения от уголовной ответственности более доступным и не таким разорительным.
Подробный список изменений представлен в таблице в конце настоящей статьи, а сейчас мы детальнее остановимся на изменениях, коснувшихся непосредственно условий освобождения от уголовной ответственности за «налоговые» преступления.
Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что лица, впервые совершившие экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если возместят ущерб (ст. 76.1 УК РФ).
Причем, для освобождения по экономическим преступлениям, не связанным непосредственно с неуплатой налогов налогоплательщиком или налоговым агентом (ст.ст. 198 - 198.1 УК РФ), до рассматриваемых поправок предполагалось уплата в бюджет пятикратного размера этого самого ущерба или дохода, полученного преступным путем. Самое распространенное преступление в этом ряду - это сокрытие денежных средств или иного имущества от взыскания. Теперь этот «множитель» сокращен до двукратного размера, что, без сомнения, повышает шансы избежать уголовной ответственности.
Далее, налоговые правонарушения становятся «преступными» при установлении налоговой недоимки или незаконного возмещения налогов в «крупных» и «особо крупных» размерах (Примечания к ст. 198, 199 УК РФ). Так вот, поправками размер крупного ущерба корректируются в сторону повышения в 2,5 раза, а особо крупный размер - в полтора раза.
Например, для организаций крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей без каких-либо условий, а особо крупным - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.
Но прежде чем радостно вздыхать по этому поводу, стоит обратиться к годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), согласно которому средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб. Это уже больше, чем 5 млн, а условие о превышении доли доначислений от подлежащей уплате общей суммы налогов и сборов на 25% легко выполняется на практике. То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.
При этом напомним, что налоговые органы крайне редко практикуют выездные налоговые проверки налогоплательщиков с годовым объемом выручки менее 100 млн рублей.
В общем, поправки хороши уже тем, что не «ужесточают», а «смягчают», но особо «возбуждаться» по этому поводу не стоит, риски налоговых и полицейских проверок для бизнеса остаются все так же велики, если конечно вы не «мелкий» предприниматель, получающий выручку до 100 млн рублей (последнее «если» - намек).
Изменения в УК РФ по Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 325-ФЗ (внесен Президентом 26.05.2016г., подписан 03.07.2016г.)
I. Освобождение от УО по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК РФ) |
||
1) Пятикратный размер возмещения ущерба (возврата преступного дохода) заменен на двукратный + добавлены новые варианты «возмещения» для освобождения от УО (часть 2 ст. 76 УК РФ):
|
||
2) Расширен перечень преступлений, совершенных впервые, по которым можно избежать УО, «возместив» ущерб (часть 2 ст. 76 УК РФ), в частности: | ||
170.2 | Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории | |
ч. 1 ст. 176 | Получение ИП или Организацией кредита, льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении | |
ч.1 ст. 178 | Ограничение конкуренции путем создания картеля, запрещенного антимонопольным законодательством, которое причинило крупный ущерб (от 10 до 30 млн. руб.) либо извлечение дохода в крупном размере (от 50 до 250 млн. руб.) | |
ч.1 ст. 185.6 | Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация... , которое причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере | |
ч.1 ст. 191 | Незаконный оборот драг.металлов, природных драг.камней или жемчуга (если нет квал.признака «орг.группой или группой лиц по предварительному сговору» по ч. 2) | |
192. | Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней | |
3) По ряду преступлений «квалифицирующие признаки» не будут ограничивать возможность освобождения в соответствии со ст. 76 УК РФ, в частности: | ||
ч. 3 ст. 180 | Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)... | группой лиц по предварительному сговору или организованной группой |
ч. 2 ст. 185 | Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг... | |
ч. 2 ст. 171.1 |
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в особо крупном размере, -... |
|
ч. 2 ст. 194 | Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенных... Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством | |
4) Возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ ограничена при наличии «квалифицирующих признаков» в следующих преступлениях: Манипулирование рынком (ч. 2 ст. 185.3) и Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ч. 2 ст. 193) | ||
5) Исключена возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ за преступления в виде «оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса» (ст. 184 УК РФ) | ||
II. В ст. 159 УК РФ выделен особый вид мошенничества (добав. ч. 5 - 7), сопряженный с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности... | ||
ч. 5 ст. 159 УК РФ |
а) если это деяние повлекло причинение значительного ущерба (п. 1 Прим. к ст. 159) - от 10 тыс. руб. |
Санкция:
|
ч. 6 ст. 159 УК РФ |
б) в крупном размере (п. 2 Прим. к ст. 159) - от 3 млн. руб. |
Санкция:
|
ч. 7 ст. 159 УК РФ |
б) в особо крупном размере (п. 3 Прим. к ст. 159) - от 12 млн. руб. |
Санкция:
|
При этом признается утратившей силу ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»... Т.е. по сути мошенничество в сфере предпринимательской деятельности было просто перенесено (а точнее, возвращено*) в общую статью по мошенничеству (ст. 159) и теперь оно начинается (значительный ущерб) не с 2,5 тыс руб. (в соотв. п. 2 Прим. к ст. 158) а с 10 тыс. руб., максимальный срок за такое мошенничество в особо крупном размере увеличен на год (с 5 до 6). И в целом, стало больше разнообразия в применяемых санкциях за данное преступное деяние в зависимости от квалификации (см. выше). Так по основному составу штраф был уменьшен с 500 до 300 тыс., но при этом обязательные работы выросли с 248 до 480 часов. Для основного состава так же не были предусмотрены санкции в виде принудительных и исправительных работ. *ст.159.4 была признана неконституционной (в связи с тем, что вне зависимости от масштабов преступления и ущерба, санкции по указанной статье были мягче, чем по «обычной» ст. 159 статье УК) и утратила силу летом 2015 года. |
||
Так же увеличены максимальные сроки лишения свободы на 1 год по следующим составам мошенничества с квалифицирующими признаками: | ||
ч. 3 ст.159.1 УК РФ | Мошенничество в сфере кредитования | с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет. |
ч. 3 ст.159.2 УК РФ | Мошенничество при получении выплат | |
ч. 2, ч. 3 ст.159.3 УК РФ Ч. 2, ч. 3 ст.159.5 УК РФ Ч. 2, ч. 3 ст.159.6 УК РФ |
Мошенничество с исп. платежных карт Мошенничество в сфере страхования Мошенничество в сфере комп. информации | совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину... до 5 лет |
совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет | ||
III. «Преступления в сфере экономической деятельности» (гл. 22 УК РФ) | ||
1) Крупный ущерб (доход, задолженность) для «преступлений в сфере экономической деятельности» увеличен с 1,5 млн. руб. до 2,25 млн. руб., особо крупный - с 6 млн. до 9 млн. руб. (добавл. прим. к ст. 170 УК РФ) Это по общему правилу для всей гл. 22 УК РФ, которое не распространяется на отдельные виды экономических преступлений, в т.ч. на налоговые. | ||
2) Новые размеры «ущерба» для отдельных видо эконом. преступлений, изменение санкций | ||
Изм. прим. к ст. 169 | Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности | Для данного вида ЭП крупный размер остается прежним 1,5 млн. руб. |
ст. 171.2 |
«Незаконные организация и проведение азартных игр», вводится примечание к статье, согласно которому: а) крупный размер - свыше 1,5 млн. руб., б) особо крупный размер - свыше 6 млн. руб. (т.е. данные показатели остаются прежними, а примечание сделали в связи с увеличением этих показателей по «общему правилу» для всей главы 22 - см. выше п. III. 1 Табл.) |
|
ст. 171.1 | Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством... | |
группой лиц по предварительному сговору (в ст. 171.1 добав. новая часть 1.1) |
Санкция:
|
|
а) организованной группой б) в особо крупном размере (часть 2 ст. 171.1) Предварительный сговор исключается поправками из данной части статьи, т.е. отделен в плане санкций от организованной группы и особо крупного размера |
Санкция осталась прежней:
|
|
ст. 180 | «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»... тут так же, как и выше в ст. 171.1, предварительный сговор и организованная группа разделяются по санкциям, и санкции такие же | |
ст. 185 Статьи 185.1, 185.2 и 185.4 |
«Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»... Опять отделяется сговор от организованной группы, только санкции несколько другие... Кроме того в Примечании к статье увеличены «крупный» и о «собо крупный размеры» ущерба с 1 млн. до 1,5 млн и с 2,5 млн. до 3,75 млн. руб. соответственно. Примечание распространяется и на статьи 185.1, 185.2 и 185.4, также связанные ценными бумагами. |
|
185.3 185.6 |
«Манипулирование рынком»... «Неправомерное использование инсайдерской информации»...
|
|
191.1 |
Незаконная заготовка древесины...
|
|
193 193.1 |
«Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» и «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»...
|
|
194 |
Уклонение от уплаты таможенных платежей...
|
|
198 |
Уклонение от уплаты налогов с ФЛ...
|
|
199, 199.1 |
Уклонение от уплаты налогов с организации... неисполнение обязанности налог. агента...
|
Сбалансированные экономические отношения ─ основа развития общества и государства. Функция их защиты возложена на законодательные и правоприменительные институции страны. Средства защиты представлены уголовно-правовыми способами, которые позволяют выявить экономические преступления. УК РФ статьи раздела восемь формулируют их признаки, определяют виды, степень угрозы для общества и предпринимательской деятельности, устанавливают наказания по каждому виду.
Преступления экономической направленности представляют сегмент преступлений, содержащих корысть, посягающих на право владения собственностью различных объединений (групп) населения (покупатели, ведущие совместное предпринимательство или конкуренты), а также на государственные интересы или организацию экономической деятельности, в целях личной корысти, под прикрытием (без него) законной деятельности.
До середины девятнадцатого века понятие экономической преступности отождествлялось с преступлениями имущественного характера. Но после проведения научных исследований на основании анализа «преступлений корпораций», проведенного одним из лучших криминологов двадцатого века Э. Сатерлендом, отношение изменилось. Криминолог сосредоточил внимание правового сообщества на том, что субъекты преступлений этой направленности максимально опасны для государства и его устройства, имеют высокое положение в обществе или бизнесе, преступные деяния совершают в процессе выполнения социальных обязанностей, преследуя личные интересы или интересы третьих лиц (это мнение часто используются в рефератах по юриспруденции).
В настоящее время основными признаками, характерными для экономических преступлений, принято считать:
- латентность (скрытность) подготовки и совершения преступных деяний;
- значительный урон, наносимый обществу и общественным отношениям;
- как правило, деяния совершаются организованно, часто – группой лиц;
- преступление спланировано, носит умышленный характер (за исключением совершения деяний неосторожным образом);
- мотив преступления формируется на основе личных корыстных побуждений.
Главным отличием от других видов преступной деятельности представлено совершение преступлений экономической направленности специальным субъектом, не связанным с объектом управления лицами системы экономических отношений, подвергшихся посягательству.
Классификационные признаки представлены сутью деяний по отношению к обществу, отношений в производственном процессе, распределительном механизме, принципах обмена материальными благами, услугами. Объектом являются отношения в определённых экономических областях или конкретные отношения.
Объективная часть этих преступлений касается принуждения к действиям (требование заключения или расторжения договора, сделки, подобного), а также бездействию (например, уклонение от выполнения взятых финансовых, иных обязательств).
Специфика составов преступлений, содержащих материальную составляющую, представлена взаимосвязанностью действий, их общественных последствий. Формально, эти составы достаточны для проведения юридической оценки по факту совершения опасного для общества действия (например, создание препятствий законной работе предпринимателей).
Субъектом этих видов преступлений выступают лица, уголовное преследование которых законом не ограничено. Они старше шестнадцатилетнего возраста. При этом отдельные подпадают под признаки специального субъекта (лица, исполняющие должности в государственных структурах).
Преступные действия в предпринимательской сфере классифицируют следующим образом:
- воспрепятствование ей, незаконные формы, ложное предпринимательство;
- организация работы банка за рамками закона, легализация активов, приобретённых преступным путём;
- монополизм, нарушение рекламного законодательства, нарушение правил товарных знаков;
- получение и распространение коммерческих сведений путём, не предусмотренным законом;
- махинации при проведении тендерных торгов и спортивных соревнований;
- преднамеренное лжебанкротство;
- нарушение финансового, бухгалтерского учёта;
- мошенничество в области природопользования;
- требования проведения (отказа) сделки.
Преступные действия в финансовой сфере:
- кредитная деятельность (получение, использование, отказ от выполнения обязательств);
- работа с ценными бумагами, денежными средствами, платёжными картами (выпуск, незаконный учёт, операции, подделка, предоставление ложных сведений);
- банковская деятельность (невозврат иностранной валюты из-за границы, нарушение порядка использования денег, ложные сведения по операциям).
Налоговые преступления:
- Отказ от выплаты налоговых сборов физическими и юридическими лицами.
- Мошенничество в отношении акцизных сборов.
- Нарушение погашения таможенных сборов.
- Экономическая контрабанда.
Преступления в сфере торговли и обслуживания населения:
- нарушения в организации публичных торгов, аукционной деятельности;
- обман потребителей;
- взятки любой формы.
Деяния в области высоких технологий:
- Несанкционированный доступ к электронным данным.
- Написание, применение и реализация вредоносного программного обеспечения.
Преступления экономической сферы деятельности представляют их субъективную часть безусловной намеренной формой виновности, не исключая практики применения двух форм вины.
При формулировании признаков преступления в сфере экономики УК РФ учитывает изменения процесса развития общества и экономических отношений в нём. Вместе с тем основные положения оставались неизменными, в их числе следующие комментарии:
- корысть, признак обязателен для определения преступных действий этой направленности, независимо от того, кто получает выгоду – преступник, иные физические лица или организации;
- преступления совершаются в ходе профессиональной деятельности (ключевой признак понятия этих преступлений);
- сопутствуют заключению договоров и выполнению закреплённых в них обязательств между субъектами экономической деятельности или с государственными структурами (производство, купля-продажа, перераспределение и подобное, касающееся материальных ценностей и услуг);
- множественность (сколько жертв) и удалённость преступника от пострадавшего;
- тайная подготовка и исполнение преступных действий, анонимность жертв;
- объекты преступлений (экономика государства, её части, предприниматели, объединения граждан);
- два субъекта – термин означает преступность корпораций (юридически значимая характеристика) и частных лиц (по роду деятельности), представляющих интересы предприятий и действующих от их имени;
- значительность нанесённого ущерба, совершённого противоправными действиями;
- множественность, долгосрочность, систематичность их совершения;
- перераспределение содержания предмета преступления.
Многие преступления стали реализовываться субъектами экономических взаимоотношений, образованных в соответствии с действующим законодательством, но не осуществляющих профессиональную деятельность. Одновременно значительную часть резонансных экономических преступлений составляют нарушения в перераспределении государственных денежных фондов (бюджет разных административных единиц и распределений внебюджетных средств).
Возрастает количество фигурантов преступной деятельности, должным образом не исполняющих обязанности: дела могут возбуждаться за неуплату налогов, обязательных платежей в государственные фонды и осуществление действия для незаконного обогащения из них (субсидирование, пособия и прочее).
Следует отметить, что развитие цифровых технологий также отразилось на характеристике преступности. Они активно используются при реализации корыстных целей, а применение современных программ позволяет нанести серьёзный ущерб общественной экономике, что практически ставит любые лица в один ряд с преступниками по роду занятий.
Способы правонарушений
Предметами преступлений экономической направленности представлены деньги (рубли, валюта), товары, материальные объекты, кредитные отношения, права граждан и организаций имущественного и иного характера. Овладение предметами посягательств осуществляется под видом банковой деятельности, предпринимательства, финансовых операций. В налоговой сфере выделяют уклонение от внесения обязательных платежей и сборов, а ущерб представлен неполучением бюджетом предусмотренных законом средств.
Способы достижения преступной цели
По особенностям практического применения их разделяют на несколько групп:
- простые (деятельность обычных людей, покупающих или продающих товар, предоставляющих услуги, работающих без оформления регистрационных и налоговых документов за исключением учёта доходной части, не оплачивая фискальные сборы);
- сложные (легально работающие банковские структуры незаконно учреждают филиалы и отделения для мошеннических действий с деньгами, валютными ассигнациями, предприниматели законно регистрируют коммерческие структуры для прикрытия незаконных деяний ─ сферы сокрытия прибыли, наркоторговли и прочего, а также выводят средства в офшор, получают право обладания объектами недвижимости, уходят от налогового бремени, извлекают иную прибыль).
Оно представлено следующим образом:
- Используются подложные документы, свидетельствующие о приобретении коммерческих структур в иностранных государствах. Заинтересованным структурам предоставляется комплект учредительных документов, не имеющих юридической силы. Вносятся фиктивные кредитные и банковские реквизиты счетов.
- Административное звено банков проводит сделки с валютой, открывает депозитные счета для лиц, не обладающих лицензионными правами, а при наличии – по истечении их сроков.
- Для финансовых махинаций организовывают новые предприятия на базе ликвидированных ранее.
- Осуществляются прямые платежи неучтёнными средствами («чёрным налом») за работу и предоставление аренды (склады, торговые площади, стоянки транспорта).
- Проводятся поставки материальных ценностей из накопившихся излишков, занижается (повышается) стоимость недвижимого имущества, товаров, одновременно средства направляются на счета организаций с налоговыми льготами.
- Осуществляется фальсификация и подлог документов при гашении кредитных долгов, предоставляются фиктивные договоры и уставные документы предприятий, документально ложно оформленные гарантии госструктур и организаций.
- Учреждение предприятий и банковских счетов на несуществующих лиц или лиц, не имеющих отношения к коммерческой деятельности.
- Организация «двойного» бухгалтерского учёта финансовых и распорядительно-хозяйственных операций, уплата сокрытыми средствами.
- Перевод средств в офшор для оплаты несуществующих сделок (ранее ликвидированных материальных ценностей, сырья), при этом стоимость занижается, а маржа присваивается.
- Обезличивание счетов (чеки, вексельные и аукционные документы).
- Оплата вымышленных консультативных или подобных им услуг.
Следы совершённых преступных действий устанавливают путём проверки, сопровождающей сделку, документацию. Так, они могут содержаться в пакете документов для инициации банковских счётов (соответствие образцов печатей, подписей на приходно-расходных ордерах). Незаконные действия имущественной направленности выявляются проверкой доверительных документов, земельных актов, фактур, платёжек, путевых листов, накладных на товар и подобного.
Следует отметить, что способы совершения этих преступлений часто имеют тесную связь, взаимно дополняют друг друга. Следственные действия в подавляющем большинстве находят экономические преступления многосоставными.
Наказание
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена положениями восьмого раздела главы двадцать второй УК РФ в отношении лиц, посягнувших на право законного предпринимательства, закреплённого восьмой статьёй Конституции РФ или совершивших противоправные действия против них или государства.
Наказания за противоправные действия в сфере экономики назначаются исходя из уровня опасности для общественных отношений, характеристики деяний и личности преступника и делятся на две группы:
- не связанные с посягательством на свободу (денежные взыскания, лишение занятия должностей и деятельности, принудительные и обязательные работы);
- ограничивающие или лишающие свободы (арест, содержание в учреждениях пенитенциарной системы).
Наказание, не связанное с посягательством на свободу
Здесь возможны такие варианты:
- Применение судом штрафных санкций, как основного или дополнительного вида наказания правонарушения, определено пределами одного миллиона рублей или доходов лица за пятилетний срок. Предусматривается денежное взыскание в рамках статьи за деяния против собственности (ст. 158 – 168 УК РФ), незаконную деятельность (ст.169 ─199.2 УК РФ). Применение денежного взыскания направлено на компенсацию вреда государству, а также не даёт возможности преступнику воспользоваться результатом преступной деятельности. Срок внесения ограничен 30 сутками. В особых случаях уплата может рассрочиваться, а срок увеличиваться до трёх лет.
- Лишение права на занятие должностей и видами деятельности связано с прекращением полномочных действий на определённый срок. Должностные ограничения касаются не только лиц, занимающихся руководящей работой, но и граждан, занимающих посты, сопутствующие финансовому движению средств и ценностей (бухгалтер, экономист, кладовщик и прочие).
- Ограничение деятельности касается как обстоятельств трудовой деятельности, так и занятий в личное время. Длительность наказания за проступок не может превышать пятилетний срок.
- Исправительные работы назначаются в пределах общей процессуально – правовой практики. Обязательным условием является лишь удержание определённых судом средств из заработной платы отбывающего наказание. Пределы наказания определены интервалом от 2 месяцев до двухлетнего срока.
- Обязательные работы могут назначить в пределах общей практики. Для экономических преступлений срок наказания максимален, он составляет двести сорок часов.
Отличие обязательных работ от других наказаний за экономические противоправные деяния представлено безвозмездностью труда и определением почасового исполнения возложенных судом обязанностей.
Можно выделить:
- Ограничение свободы для лиц, совершивших преступления в экономической области, представлено максимальным сроком – до трёх лет. Условия выполнения наказания и освобождения соответствуют уголовной практике отбывания.
- Особенность ареста заключается в том, что его назначение не может быть условным. Применяют, как правило, в условиях жёсткого уклонения от выполнения наказаний, не связанных с посягательством на свободу.
- Лишение свободы. Характеризуется помещением осуждённого в учреждения пенитенциарной системы. За экономические преступления максимальный срок наказания представлен пятнадцатью годами. Возрастные и категорийные ограничения, сроки давности осуждённых соответствуют общему порядку.
Принятие решений о наказании за преступления в сфере экономической деятельности связано с рассмотрением возможности применения меры, не ограничивающей (лишающей) свободы при наличии достаточных для этого оснований.
Громкие экономические дела
Уголовными делами экономической направленности в рамках правоохранительной системы занимаются сотрудники ОБЭП МВД, а при вероятности нанесения особо крупного ущерба интересам государства и государственности – сотрудники ФСБ. Последние годы ознаменовались определёнными успехами этих ведомств по выявлению и пресечению преступной деятельности во властных и коммерческих структурах. Диалог с преступниками может вестись языком неотвратимости наказания.
Наиболее громкими представлены следующие экономические дела:
- А. Улюкаев выполнял обязанности министра Правительств РФ в течение трёх лет. За вознаграждение в размере 133 миллиона рублей способствовал выдаче экспертизы в отношении ПО «НК Роснефть» для приобретения пакета в 50% акций, принадлежавших государственному ПО АНК «Башнефть». Следует сказать, что новость возмутила общественность уровнем коррупции. Осуждён по ст. 290 ч. 6 к восьми годам заключения со строгим режимом содержания.
- Региональные чиновники фигурируют в деле по вымогательству (заместители губернатора А. Иванов, А. Данильченко, начальник управления СК – С. Калинкин). Обвиняются в незаконном требовании предоставить аукционный контроль стоимостью не менее 1 млрд рублей. Их действия подпадают под ч. 3 ст. 163, предусматривающей максимальный пятнадцатилетний срок.
- Субъекты коммерческой деятельности в лице исполнительного руководителя объединения «Реново» Е. Ольховика, гендиректора «Т Плюс» Б. Вайнзихера, гендиректора в отставке «Вымпелком» М Слободина направляли денежные средства представителям экс-руководства Коми за предоставление населению завышенных тарифов по поставке энергоносителей и отопления. Также присутствовала дача взятки за создание благоприятных условий для работы в Коми ЗАО «Комплексные энергетические системы». Сумма ─ 800 миллионов рублей. Привлекаются по ст. 291 ч. 5., где предусмотрено лишение свободы на двенадцать лет.
- Экс-руководитель области Н. Белых персонально и посредством третьих лиц получал денежные средства от предпринимателя, контролирующего крупные хозяйственные объединения в Кировской области, за создание исключительных условий для ведения бизнеса. Получил не менее 24 миллионов рублей. Предъявлено обвинение по 290 статье ч. 6 (срок до пятнадцати лет).
- Министр и заместитель министра дорожного хозяйства Калужской области А. Белозеров и П. Лучко. Задержаны по обвинению в многократном взяточничестве объёмом от 100 тыс. до 1 миллиона рублей за сокрытие брака ремонта уличных покрытий, недостатков в обслуживании придорожных территорий, беспрепятственного приёма работ и их первоочередную оплату. Общий размер мзды ─ около 2.9 миллиона рублей. Возбудили дело по части 6 ст. 290 – до пятнадцати лет лишения свободы.
Анализ экономических коррупционных преступлений, вызвавших резонанс в обществе, показывает, что за двухлетний срок средняя сумма взятки по ним составила примерно 240 млн рублей, а фигуранты представлены чиновниками регионального уровня.
Особенность деятельности предпринимателей представлена финансовыми и имущественными рисками, степень которых соизмерима со всеми личными накоплениями и приобретениями в ходе всей жизни. В связи с этим существенным является знание возможных ошибок в бизнесе, умение своевременно их выявить и предупредить наступление негативных последствий.
Риски
Пониманию возможных ошибок в предпринимательстве поможет условная классификация, включающая в себя следующее:
- налоговые риски ─ результат невольных (преднамеренных) ошибок при ведении финансовой документации, не исключают вероятность некорректной проверки представителями налоговых органов;
- договорные ─ суть их заключена в рисках невыполнения контрагентом договора, взятых обязательств, проявляются в возникновении необходимости выяснения отношений в судах или мировом порядке;
- кадровые риски возникают в том случае, если предприниматель привлекает к работе наёмных рабочих, следствие ─ споры трудового характера, невыполнение ими возложенных обязанностей, выявление фактов преступных действий (воровство, разные формы вредительства);
- нарушения законов и норм права, заключающиеся в игнорировании или невыполнении лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических норм, мер пожарного надзора и прочего, а проявляются предъявлением претензий со стороны контролирующих государственных органов;
- деяния третьих лиц, связанные с мошенническими действиями в отношении предпринимателя и его бизнеса, проявляются в явной и латентной форме.
Таким образом, многие риски возникают как следствие ошибок организации бизнеса, построения взаимоотношений с партнёрами и отклонения от рамок действующего законодательства.
Предупредить негативные последствия просчётов возможно несложными решениями по организации предпринимательской деятельности, использования опыта коллег и мерами, представленными следующей презентацией.
Меры безопасности в налоговой сфере:
- Важным представляется выбор режима налогового обложения, где минимальные риски допуска ошибок в отчётности заложены в патентную систему и ЕНВД, а в иных случаях (общее налоговое обложение, упрощённое) требуется обосновывать расходную часть предпринимательства.
- В ходе деятельности необходимо уделить особое внимание ведению учёта налогов внутри предприятия, не исключая возможности привлечения для этой работы опытных консультантов.
- В течение налогового года следует проводить сверки текущего финансового положения с налоговиками, они особенно актуальны, когда лицо, отвечающее за финансовый учёт предприятия, было заменено.
Меры безопасности, связанные с договорами:
- профилактической мерой представлена организация работы с договорами на всех этапах, включающих предварительную разработку типовых документов, содержащих преференции предпринимателя, сводящие к минимуму его риски;
- при вынужденном подписании договора, составленного контрагентом, целесообразно проведение его юридической экспертизы;
- заключая внутренние договоры с работниками, следует закреплять их визами ответственных лиц (бухгалтера, юриста);
- дебиторский контроль решит вопрос задолженностей, предупредит необходимость их погашения, а также позволит анализировать ход выполнения договорных обязательств контрагентами;
- своевременное реагирование на возникновение задолженности, направление претензий позволит оптимизировать временные и финансовые затраты, представит преференции при решении этих вопросов в судебном порядке;
- первичный этап рассмотрения возможности сотрудничества с тем или иным партнёром должен обязательно сопровождаться разбором его финансовой и деятельной истории, налоговых взаимоотношений.
Меры безопасности при работе с кадрами:
- Составляющей безопасности представлена структура кадрового учёта (создание приказов о назначении, утверждение штатов, табелей, графиков, регистрационных документов, внутренних актов), противное даст повод для претензий трудовой инспекции, возникновения трудовых споров.
- Структура предупреждает факты утечки информации подписанием договоров о соблюдении коммерческой тайны и ответственности за её нарушение.
- Сохранению имущества (товара) предприятия способствует заключения договоров о материальной ответственности и порядка компенсации нанесённого ущерба.
- Замену лиц, ответственных за материальные ценности, должно сопровождать проведение инвентаризации, её же следует проводить ежегодно.
Меры безопасности, касающиеся законодательства:
Действенным представлено предварительное изучение законодательной базы и нормативных документов в предполагаемой сфере предпринимательства.
Периодическое проведение внутреннего правового аудита позволяет вскрыть и устранить недостатки, а также подготовить сотрудников к проверке фискальными органами.
Меры для предупреждения посягательства третьих лиц:
- при наличии объектов недвижимости следует организовать их пассивную или активную охрану;
- периодическая сверка сведений о них в государственном реестре позволит предупредить рейдерские посягательства;
- принятие мер в области IT-технологий в виде построения системы доступа к базам данных позволит минимизировать вероятность утечек информации, не позволит скачать коммерческие документы.
Следует отметить, что затронут далеко не полный перечень рисков, способов их предупреждения, так как их категории определяются в зависимости от сфер коммерческой деятельности. Вместе с тем выполнение даже общих правил даст положительный результат.
Область экономической безопасности тесно связана с работой по выявлению и пресечению экономических преступлений. За их совершение глава 22 УК РФ предусматривает достаточные меры ответственности, но эффективные профилактические меры могут состояться при условии тесного сотрудничества населения, государственных структур и бизнеса.
Изменяющий многие статьи Уголовного кодекса. Это событие не стало неожиданным. О грядущих изменениях уголовного законодательства было объявлено еще в октябре этого года в ходе соответствующего совещания у главы государства. Однако отсутствие фактора внезапности ничуть не умаляет важности этого события.
Немного предыстории. Так уж сложилось, что уголовно-правовая ответственность довольно широко применяется в России. При этом «регулирующее воздействие» Уголовного кодекса смогли ощутить на себе не только рядовые граждане, но и многие доморощенные предприниматели. Об этом мне уже доводилось подробно . Разумеется, такая ситуация не могла продолжаться долго, рано или поздно проблема необходимости изменений подходов государства к уголовному преследованию должна была выйти на первый план. Как это часто бывает, в первых рядах оказались самые активные, то есть предприниматели.
Вопросы о необходимости постепенного изменения наиболее неоднозначных положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства специально поднимались на встрече президента с представителями делового сообщества в феврале 2010 года. Во многом благодаря инициативе предпринимателей уже в апреле 2010 года был принят закон, который вносил изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
В частности, был увеличен размер крупного ущерба применительно к преступлениям в сфере экономической деятельности, утратила силу , изменена статья 174.1. УК, посвященная легализации средств, полученных в результате совершения преступления.
Кроме того, были изменены положения УПК в целях более широкого использования мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Например, была уточнена процедура освобождения обвиняемого (подозреваемого) под залог, указаны минимальные суммы денежных средств, передаваемых в залог, конкретные разновидности имущества, которые могут выступать в качестве залога. Также претерпели изменение и положения о заключении под стражу. В соответствии с новыми правилами такая мера не может применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Однако на практике изменения законодательства столкнулись с нежеланием большинства сотрудников силовых ведомств играть по новым правилам. Именно тогда и стали появляться логичные вопросы: а что считать сферой предпринимательской деятельности? А можно ли арестовывать предпринимателя, если «креативные следователи» вменяют ему в вину преступление, не относящееся к экономической сфере, например самоуправство (ст. 330 УК) ?
Вот тогда среди юристов и появилась здравая мысль: постепенно облегчать уголовно-правовое бремя не только для предпринимателей, но и для всех других граждан. Сразу же вспомнился пример из отечественной истории: сначала в 1762 году Петр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» и лишь потом, столетие спустя, в 1861 году, Александр II освободил крестьян. Ну разве не похоже на нынешнюю ситуацию? Хорошо хоть сто лет ждать не пришлось, все-таки XXI век, скорости другие.
Итак, что же предлагается в законопроекте президента? Во-первых , меняется подход к основаниям отмены условного осуждения (ст. 74 УК) и условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК). Если раньше в случае совершения умышленного преступления средней тяжести условно осужденный не имел шансов остаться на свободе, то теперь этот вопрос отдается на усмотрение суда. Такой же подход используется и применительно к отмене условно-досрочного освобождения.
Зачем это было сделано? Очевидно, чтобы предоставить больше самостоятельности судьям: если человек в очередной раз оступился, может быть, не стоит отправлять его в места лишения свободы, особенно если за ним не тянется дополнительного криминального шлейфа?
Во-вторых , изменяются санкции по нескольким десяткам преступлений. В чем состоит подход законодателя? Во многих статьях убираются нижние пределы наказаний в виде исправительных работ, ареста и лишения свободы. Например, в печально известной статье 159 УК «Мошенничество» в самой серьезной части, четвертой, убирается низший предел по лишению свободы. Сейчас по общему правилу наказание должно назначаться от пяти лет и выше, в будущем судья, оценив все обстоятельства дела, может спокойно установить и меньший срок.
Кроме того , в законопроекте прослеживается четкий курс на замену лишения свободы иными видами наказания, например штрафом и исправительными работами. Не зря они фигурируют в проекте в качестве основных наказаний по многим составам преступлений. Например, по статье 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения», статье 180 «Незаконное использование товарного знака» и т. п. Это хорошо вписывается в следующий принцип: за экономические преступления - экономические наказания .
Нельзя не отметить, что снижение уголовно-правового бремени не коснется тех преступлений, которые считаются наиболее опасными для общества. Например, ст. 105 «Убийство» либо 18-я глава УК, посвященная так называемым половым преступлениям, в конце концов коррупционные деяния - ст. 290 «Получение взятки» и т. п.
Очевидно, предложенные поправки довольно скоро станут частью Уголовного кодекса. Означает ли это конец уголовного давления на бизнес и обычных граждан? К сожалению, нет . Несомненно, сделан еще один важный шаг на пути к построению цивилизованного общества, но ведь мы не должны забывать, что, меняя законы, у нас остаются прежние сотрудники силовых ведомств. Если у ретивого следователя есть цель посадить определенного человека, он справится с задачей при любом, даже самом либеральном законодательстве.
Задачу необходимо решать комплексно, и здесь нам должны помочь и новые законы, и новые принципы работы силовых структур. Именно поэтому очень интересно, как будет реформироваться наша милиция/полиция, как пройдет формирование Следственного комитета РФ? Законы мы постепенно меняем, остается посмотреть, как изменится практика их применения. Так что подождем. Главное, чтобы ожидание не затянулось на сотню лет - как с освобождением крестьян.
Основой экономических отношений любого исторического периода являются товарообменные отношения. Отношения между продавцом и покупателем являются ключевым звеном экономических отношений, так как только с помощью данных отношений удовлетворяются потребности их участников.
Следует отметить, что в экономической теории, как правило, не делается различий между понятиями "экономика" и "экономическая деятельность" – они используются как синонимы. Однако на сегодняшний день в юридической науке нет единого определения и понятия "экономическая деятельность", исходя из этого, в науке уголовного права сложился ряд позиций относительно родового объекта преступлений в сфере экономики, а также нет единства позиций и относительно видового объекта группы преступлений в сфере экономической деятельности. Вызывает также дискуссии специфика общественных отношений в сфере экономики (экономической деятельности). По мнению Г. А. Русанова, можно выделить основные признаки, характеризующие специфику данного рода отношений, и, как нам представляется, с ним следует согласиться.
Во-первых, сущность отношений в сфере экономики (экономической деятельности) заключается в деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Во-вторых, предметом регулирования экономических отношений являются материальные блага и услуги.
В-третьих, общественные отношения в сфере экономической деятельности являются одними из наиболее динамичных. Косвенно об этом можно судить исходя из того, что гл. 22 УК РФ является наиболее подверженной изменениям со стороны законодателя. И. В. Шишко относительно данного признака экономических отношений пишет следующее: "Экономические отношения чрезвычайно подвижны: они развиваются, подчиняясь не только экономическим законам. На них оказывают влияние природные катаклизмы и политические события (засуха, война, длительное отсутствие избранного в надлежащем порядке президента, губернатора, популистские меры в предвыборный период и т.д.). Реагирование экономических отношений на множество внутригосударственных и внешних факторов – одна из причин высокой динамичности регулирующего их законодательства".
Отношения в сфере экономики регулируются большим массивом нормативных правовых актов. Сама по себе сложность и специфичность отношений в сфере экономики предполагает проблему их нормативного регулирования. В результате на данный момент отношения в сфере экономики регулируются огромным массивом нормативных правовых актов в различных областях права. Однако главным из них является УК РФ, в котором отражены основные преступления, отнесенные к сфере экономической деятельности. Все они сгруппированы в гл. 22 УК РФ и насчитывают 44 статей. Все преступления, предусмотренные данными статьями, являются умышленными. Согласно российскому уголовному законодательству преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Выделяют четыре признака преступления: общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Для официального юридического признания виновно совершенного общественно опасного деяния в качестве преступления еще необходимо наличие и таких элементов состава преступления, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом преступления в рассматриваемой теме являются общественные отношения в сфере различных видов экономической деятельности.
Объективная сторона преступления в данной области чаще всего выражается в активных действиях. Однако в некоторых случаях преступным является бездействие.
Субъект многих экономических преступлений является специальным, т.е. помимо общих признаков субъекта (физическое лицо, возраст уголовной ответственности, вменяемость) должен быть какой-либо факультативный признак, обязательный для конкретного состава преступления. Как правило, данные признаки связаны либо с выполнением определенных функций и наличием полномочий в организации, либо с наличием специального статуса индивидуального предпринимателя.
С субъективной стороны преступления в сфере экономической деятельности могут быть совершены только умышленно, причем в большинстве случаев характеризуются лишь прямым умыслом, но иногда может присутствовать и косвенный умысел. В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является мотив или цель преступления.
В качестве примера можно рассмотреть некоторые преступления, входящие в гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности".
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии должностного лица, которая может выражаться либо в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности.
Обязательным признаком объективной стороны является способ – использование должностным лицом своего служебного положения.
Субъект преступления специальный – должностное лицо.
Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.
Статья 171. Незаконное предпринимательство. Объективная сторона преступления характеризуется несколькими формами преступной деятельности: занятие предпринимательской деятельностью без регистрации или занятие деятельностью, подлежащей в соответствии с законодательством лицензированию, без лицензии.
Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК РФ).
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Статья 172. Незаконная банковская деятельность. Объективная сторона данного преступления выражается в осуществлении банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Деятельность по осуществлению банковских операций подлежит лицензированию, что обусловлено значимостью денежно-кредитных функций банков и сильнейшим влиянием, которое оказывают операции последнего на экономическую активность в государстве. Органом, осуществляющим лицензирование в банковской сфере, выступает ЦБ РФ (Банк России). Только со дня получения лицензии кредитной организацией она приобретает право осуществлять банковскую деятельность. В лицензии кредитной организации указывается перечень банковских операций, на осуществление которых данная организация имеет право.
Специфика порядка государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций определена гл. II Закона о банках.
Субъектом данного преступления является физическое лицо, которое обладает реальными полномочиями принимать решения о проведении незаконных банковских операциях.
Статья 176. Незаконное получение кредита. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом
состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.
Субъектом данного преступления может быть индивидуальный предприниматель или руководитель организации.
По способу совершения преступление схоже с мошенничеством. Разграничиваются они по субъективной стороне. При мошенничестве уже в момент обращения в банк с поддельными документами лицо имеет целью не возвращать полученный кредит. При незаконном получении кредита такая цель отсутствует.
Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Под кредиторской задолженностью следует понимать любой вид неисполнения обязательства должника перед кредитором, которое возникло из договора или других, предусмотренных ГК РФ, видов обязательств.
Объективная сторона преступления характеризуется бездействием, которое заключается в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности или оплаты ценных бумаг, выражающемся в неоднократном отказе от уплаты долга без уважительных причин, попытке скрыться от кредитора, укрывании имущества и др.
Субъектом данного преступления может быть либо гражданин, в отношении которого вынесено судебное решение, вступившее в законную силу, либо руководитель организации, в отношении которой вынесено судебное решение, также вступившее в законную силу.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле, т.е. лицо осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.
Статья 180. Незаконное использование товарного знака. Предметом преступления выступают товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров или сходные с ними обозначения для однородных товаров.
Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридического лица или индивидуального предпринимателя, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых указанными лицами работ или оказываемых ими услуг.
Правовая охрана указанных предметов осуществляется на основании их государственной регистрации, о чем выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право его владельца на данный знак (наименование) в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.
Под незаконным использованием понимается применение на территории РФ соответствующего обозначения или сходного с ним (до степени смешения) без разрешения правообладателя в виде размещения:
- – на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются и т.д.;
- – при выполнении работ, оказании услуг;
- – на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- – в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- – в сети "Интернет", в том числе в доменном имени, и при других способах адресации.
Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака наступает только в тех случаях, когда это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб независимо кому – правообладателю или потребителю.
Статья 196. Преднамеренное банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.
Объективная сторона преднамеренного банкротства состоит в создании признаков банкротства, т.е. признаки банкротства создаются преднамеренно и целенаправленно.
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Объектом данного преступления являются общественные отношения по уплате налога.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из следующих способов: путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Субъектом преступления, предусмотренного данной статьей, является лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере сбора и исчисления налогов.
Согласно налоговому законодательству юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ, обязаны платить налоги и сборы, установленные законодательными актами.
Объективная сторона данного преступления выражается в умышленном искажении данных бухгалтерского учета путем внесения в него заведомо ложных данных либо путем сокрытия объектов налогообложения.
Субъектом преступления является должностное лицо предприятия-налогоплательщика любой организационно-правовой формы, как правило, это руководитель предприятия, главный бухгалтер, в чьи обязанности входит оформление документов об уплате налогов и сборов и представление их в налоговые органы.
Видами уголовного наказания за преступления, совершенные при осуществлении экономической деятельности, назначаемыми по приговору суда, являются: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
Обязательные работы, принудительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок применяются только в качестве основных видов наказаний.
Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
Вид уголовного наказания, его размер и срок устанавливаются судом в соответствии с УК РФ.
Несмотря на достаточно большой перечень статей УК РФ, посвященных преступлениям в сфере экономики, в практической деятельности правоохранительных и судебных органов ощущаются серьезные пробелы российского уголовного законодательства в данной области. Экономическая преступность становится широко распространенным явлением. Преступления в сфере экономической деятельности являются хорошо подготовленными и организованными на всех стадиях их совершения. Законодательная база не успевает учитывать изменяющиеся и увеличивающиеся возможности совершения преступлений. Об этом говорят и практики, и ученые-юристы.
Высокая степень общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности может представлять угрозу экономической безопасности государства. Данные преступления препятствуют развитию производственных процессов, сдерживают приток инвестиций, лишают бюджет определенных доходов, увеличивают инфляцию, мешают нормальному функционированию предпринимательских и управленческих структур.
Все это диктует принятие новых норм уголовного законодательства в сфере экономической деятельности государства.
Нечеткая, приблизительная, а в ряде случаев несоответствующая реальному деянию диспозиция нормы УК РФ не обеспечивает достаточных правовых предпосылок ее применения, примером может служить понятие "захват предприятий" (рейдерство).
Все случаи рейдерства в Российской Федерации сопровождаются нарушением норм гражданского, административного, финансового и уголовного права. С уголовно-правовой точки зрения следует вести речь о противоправных захватах предприятий, на что обратил внимание и Президент РФ Д. А. Медведев, который охарактеризовал рейдерство как крайне враждебную (бандитскую, по его выражению) форму корпоративных захватов и поглощений чужой собственности, чужого бизнеса.
В. В. Староверов пишет, что "...почти 90% рейдерских захватов собственности в России обременены следующими правонарушениями: злоупотреблением должностными полномочиями; фальсификацией доказательств; самоуправством; угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; похищением человека; мошенничеством, совершенным группой лиц по предварительному сговору; вымогательством; преднамеренным банкротством; понуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения; нарушением неприкосновенности частной жизни; незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; нарушением тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; злоупотреблениями при выпуске ценных бумаг; подделкой, изготовлением и сбытом поддельных документов, штампов и печатей; похищением или повреждением документов, штампов и печатей. Каждое из этих полутора десятков нарушений влечет за собой соответствующую, а в некоторых случаях и не одну статью Уголовного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, расцвет экономического криминала данного вида обусловлен, во-первых, тем, что "доходы от рейдерства, по утверждению юристов, во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив один миллион на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 миллионов прибыли". Во-вторых, этому способствует высокая коррумпированность российской власти, особенно правоохранительной и судейской. В-третьих, на ситуацию влияет и несовершенство российского законодательства в сфере отношений корпоративной собственности.
За последние несколько лет в юридической литературе неоднократно поднимался вопрос о внесении изменений и дополнений в УК РФ, направленных на совершенствование механизма правового регулирования противодействия рейдерству. Федеральным законом от 01.07.2010 № 147-ФЗ рассматриваемая проблема была разрешена.