История пенсий в мире. Когда и где появилась пенсия. Пенсионное будущее России
Первые упоминания о пенсиях встречаются во Франции и датируются XV веком, т.е. временами правления короля Людовика ХІ. В документах парижской счетной палаты были найдены суммы, которые каждый год насчитывались госслужащим из Англии, в том числе королевскому камердинеру. Вполне возможно, что в наше время подобное начисление пенсии, считалось бы взяткой. Официально первым учредителем государственной пенсии в 1889 году является Отто фон Бисмарк немецкий канцлер. Спустя всего лишь два десятилетия за Германией последовали Великобритания и Австралия. Гражданам США пенсию начали выплачивать лишь в 30-х годах прошлого столетия. В России за многие годы службы чиновников и военных обычно награждали лишь поместьями или шубами. Пенсии, как и многое еще, ввел великий реформатор Петр первый. Хотя в те времена, рассчитывать на пенсию могли только офицеры. Обычных солдат, верой и правдой отслуживших 25 лет, домой отправляли без гроша в кармане. Правительство большевиков после свержения самодержавия выплачивать пенсии особо не спешило. Инвалидам Красной армии были назначены выплаты в 1918, а в 1923 году всем выходящим на покой большевикам-революционерам. Только с 1928 года пенсии постепенно стали начисляться работникам некоторых заводов. К 1937 году пенсионные выплаты стали осуществлять на всех предприятиях.
Между тем, успешное нападение на профсоюзы сократило ряды тех, кто имеет доступ к пенсионным схемам любого типа. В Канаде менее 40 процентов рабочей силы имеют пенсии, оплачиваемые работодателем. Доля в частном секторе еще меньше. Но они тоже находятся в осаде.
История развития пенсионной системы
Рассмотрим последнюю волну трудовых споров. Гражданская забастовка в Торонто велась не по пенсиям как таковой, а по другой пенсионной выплате - сколько денег сотрудники получают в виде больничного отпуска в банках. Атака муниципальных рабочих «Виндзор» была вызвана требованием городского совета о том, чтобы новые наемные работники получали более низкие пенсии.
Во многих странах мира количество пенсионеров с каждым годом возрастает. Еще в 90-х прошлого века количество пенсионеров там превысило число детей, и такая статистика к 2050 году ожидается по всему миру. Пенсионный возраст во многих странах составляет 65 лет. Исключением является Япония. На пенсию там идут в 70 лет. По суммам самая высокая пенсия (около $3 тыс. в месяц) выплачивается в Дании. По законам Китая государственная пенсия выплачивается только государственным служащим, полицейским и военным. Остальных людей преклонного возраста должны обеспечивать следующие поколения, т.е. дети и внуки. Поэтому отправляясь в другую страну, вам нужна не только
Финансы пенсионной системы
Почти каждую неделю поступают сообщения о том, что борющиеся компании пытаются вырваться из своих договорных пенсионных обязательств. Ожидается, что этот шаг сократит на 25 процентов платежи, полученные много лет назад бывшими сотрудниками, которые уже ушли на пенсию.
Тем не менее пострадали не только лица с частными пенсионными планами. Пенсионные планы Канады и Квебека, которые выходят практически на каждого пенсионера в стране, оба захватили огромные хиты в этом спаде. И, конечно же, люди с инвестициями на фондовом рынке теперь сталкиваются с вероятностью того, что их доходы от выхода на пенсию будут намного меньше, чем первоначально предполагалось.
Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы – пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.
Само понятие обычных работников, получающих какие-либо выплаты за работу, является относительно новым. В традиционных обществах дети должны были заботиться о своих пожилых родителях. Частные пенсии на рабочем месте старше. В начале 20-го века, когда большинство рабочих не проживало намного выше 65, пенсии не были большими расходами ни правительствам, ни работодателям.
Но второе крупное изменение связано с фондовым рынком. Пока пенсионные фонды были инвестированы в безопасные, но низкодоходные государственные облигации, пенсионеры могли быть уверены в постоянном, хотя и немного ничтожном, доходе. В таких обстоятельствах единственный способ повысить уровень пособий после выхода на пенсию состоял в том, чтобы добавить больше денег вперед.
Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы – пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.
Работодатели, безусловно, не желали вносить существенный вклад в пенсионные планы. Альтернативой было инвестирование пенсионных фондов в более рискованные финансовые инструменты, которые выплачивали более высокую прибыль - например, акции или коммерческую бумагу, обеспеченную активами.
Это было хорошо, пока эти рынки не рухнули. Итак, теперь система распущена. Многие работодатели не могут платить за пенсионные обязательства, которые они накопили. Правительства, не желая принуждать такие компании к банкротству, спокойно смягчают правила.
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
Пенсионная реформа в Чили
Но это тот, который должен был бы быть оплачен значительным увеличением налогов, и, возможно, почему ни одна из них не поддерживает его. Колонка Томаса Уоком появляется в среду и субботу. Ежедневный информационный бюллетень «Утренние новости». Вы можете отписаться в любое время.
История пенсионного обеспечения в России. В поисках новых решений старых проблем
Правительственные пенсионные реформы за последние два десятилетия, обусловленные стареющим населением и неустойчивыми, устаревшими или фрагментированными системами, привели к резким изменениям в глобальных пенсиях. Однако процессы реформ различаются в разных странах. Это можно использовать для получения рейтингов стран, отражающих долгосрочную устойчивость пенсионных систем.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, – на ограничение бедности.
Пенсионный индекс устойчивости: Австралия в первую очередь, Таиланд на самом заднем плане
Текущая версия показывает удивительные изменения. Согласно последним исследованиям, пенсионные системы в Таиланде, Бразилии и Японии являются наименее устойчивыми. Лидеры возглавляют Австралия, Швеция и Новая Зеландия, за ней следуют Норвегия, Нидерланды и Дания.
Например, Таиланд имеет очень низкий пенсионный возраст; В то же время платежи не полностью покрываются, и население быстро стареет. Бразилия также стареет очень быстро, и ее пенсионная система имеет высокую норму замещения. Вместе с положениями о досрочном выходе на пенсию это не является устойчивым в долгосрочной перспективе. Япония находится на дне рейтинга из-за своего очень старого населения и очень высокого государственного долга.
В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).
В целом, пенсионная система слишком дорога, поэтому реформы являются постоянной проблемой. Страна имеет самую устойчивую пенсионную систему и оказывает наименьшее давление на реформы. За ней следуют Швеция, Новая Зеландия, Норвегия и Нидерланды. Страны Западной Европы получают пользу от своих всеобъемлющих, стабильных пенсионных систем. Как и Австралия, Швеция и Новая Зеландия имеют всеобъемлющую пенсионную систему, основанную на сильных накопительных пенсионных выплатах. Норвегия даже сумела обогнать Нидерланды из-за своих твердых финансов.
В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования.
Высокий уставный возраст выхода на пенсию и умеренное демографическое развитие также способствовали четвертому месту страны. Страна значительно сократила пенсии. Государственный долг по-прежнему высок, а коэффициент возраста на уровне 29 намного превышает средний показатель по Европе: Греция должна продолжать внимательно следить за расходами на свою пенсионную систему. Правительство намерено инициировать дальнейшие реформы, как только расходы превысят определенный уровень, - говорит д-р.
Регулирование размера пенсий
В средних рядах находятся страны с очень разными системами и условиями: «молодые» страны с фрагментированными пенсионными системами, с которыми сталкивается быстро стареющее население; и «старые» страны с развитыми пенсионными системами, которые инициировали реформы, осознают проблему и контролируют финансовую устойчивость своих пенсионных систем.
Характерная черта пенсионных программ – их политическая популярность на этапе становления. Это понятно: выходящие на пенсию работники на протяжении предшествующей трудовой жизни не вносили в полном объеме те платежи, которые обеспечивают им выплату пенсий. Они являются нетто-бенефициарами введения пенсионной системы. Тяжесть выплат пенсий ложится на следующее поколение работников. Однако для молодого индустриального общества с ограниченной долей старших возрастных групп это не порождает серьезных политических проблем.
Дополнительная нагрузка на государственные финансы из пенсионных расходов в Европе
Многие реформы, внедренные в последние годы, служат для снижения темпов замещения. Однако возникают два разных подхода к уходу. Здесь юридические основы охватывают только основные потребности во избежание бедности в пожилом возрасте. Все, что необходимо для поддержания уровня жизни, должно финансироваться за счет финансирования. Стабильные пенсии в континентальной Европе - особенно в Италии, Испании, Франции и Греции - гораздо более щедры.
Развитие будет похоже на Японию и Бразилию. Многие правительства уже внедрили реформы, чтобы снизить уровень пенсий и, следовательно, общее финансовое бремя, особенно в случае Греции. Хотя оценка является сложной, учитывая большое количество институциональных, технических и правовых параметров для конкретной страны, существуют ключевые переменные, которые влияют на стабильность пенсионных систем, независимо от конкретных стран.
Ф.Рузвельт поддерживал создание системы пенсионного страхования, основанной на взносах, потому что он стремился обеспечить ее устойчивую долгосрочную политическую поддержку. Он говорил: «Мы ввели эти начисления на заработную плату с тем, чтобы дать их плательщикам правовые, моральные и политические права на получение своей пенсии. С этим налогом ни один чертов политик никогда не решится ликвидировать мою программу социального страхования».
Демографические тенденции, государственные финансы и пенсионные системы - систематически оценивать долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Субиндикаторы включают в себя несколько параметров, которые указывают текущее состояние и будущее развитие системы.
От небольшой пенсии для рабочих до замены заработной платы на миллионы - пенсия в Германии имеет 125-летнюю историю с тяжелыми ударами и регулярными подъемами. Это стало важной вехой в социальной защите рабочих в то время, когда индустриализация в германском рейхе действительно началась. Канцлер Отто фон Бисмарк, вероятно, хотел примирить рабочий класс с государством с установлением обязательного социального страхования и предотвратить дальнейшую радикализацию рабочих. Даже идея была смелой, тем более она была реализована: в то время как в Германии все еще был император, социальное обеспечение получило с самого начала самоуправление: то есть страхование было совместно управляющим, работниками и предпринимателями.
Хотя практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран.
Первоначально для работников и нестандартных работников была только одна страховка: ставка взноса была пошатнута, составляла в среднем два процента. Как и в прошлом, взносы должны были повышаться в равной степени работодателями и работниками. Застрахованным лицам приходилось приобретать в государственных почтовых отделениях штампы в размере их оплачиваемых еженедельных пенсионных взносов и хранить их на карточках чеков. Уже тогда была государственная субсидия, которая вначале составляла 50 марок в год.
Год и после по крайней мере 30 лет взносов имел право на пенсию по возрасту. Работник, который зарабатывал от 550 до 850 марок в год, получил пенсию в 162 марки - год! Но в то время вы бы не смогли купить бутерброд. Гиперинфляция в течение десятилетий разрушала 90 процентов накопленного капитала, из которого пенсии должны выплачиваться в будущем. Пенсионные права миллионов застрахованных лиц больше не покрывались. Пенсионная система была стабилизирована только с введением дополнительной системы оплаты по мере необходимости.
Как и все программы социального страхования, предоставление пенсий по старости предполагает нахождение баланса между социальной защитой и влиянием на стимулы. Выплаты по социальному страхованию защищают старшие возрастные группы от бедности, резкого падения уровня жизни. Но предоставление прав на такие выплаты приводит к изменению поведения и старших возрастных групп, и более молодого населения. Оптимальные размеры и характер системы пенсионного страхования поэтому предполагают нахождение баланса между защитой и отрицательными стимулами.
Пенсии финансируются за счет текущих взносов и формируются лишь небольшие резервы. Незадолго до наступления глобального экономического кризиса работник смог уйти в отставку в возрасте 60 лет после одного года безработицы. Таким образом, число пенсионеров резко возросло.
Деньги пошли на создание рабочих мест и подготовку к войне. Выбирая активы пенсионного фонда, нацисты создали важный источник денег для финансирования давно запланированной агрессивной войны. Поэтому нацисты хотели увеличить выносливость на войне. Из-за нехватки персонала система товарных знаков была отменена и заменена процедурой удержания заработной платы.
Система пенсионного страхования вводилась как механизм, обеспечивающий возможность существования на случай дожития до возраста неработоспособности. В США к моменту ее введения большинство мужчин в возрасте старше 60 лет работали. Однако, как и в случае со многими другими крупными социальными инновациями, она сама становится фактором снижения уровня занятости в пенсионном возрасте. Среди мужчин в возрасте 60 лет и старше в 1900 году 66% работали. В 1990 году таких было лишь 26%.
Из-за военных потрясений были уничтожены большие файлы. Для многих страховщиков обзор запасов был потерян. Экономическая жизнь сократилась, гранты от рейха и процентные доходы от рейхских облигаций были потеряны. Единое страхование было введено в оккупированной советским населением зоне. На западе возобновились работы национальных страховых организаций. В 1950-х годах в беде находилось 4, 5 миллиона пенсионеров.
Размер пенсии больше не рассчитывался в соответствии с абсолютной суммой предыдущей заработной платы, а на основе взносов, выплаченных за эти годы. Пенсии значительно увеличились, например, пенсии рабочих на 60 процентов, пенсии вдов в страховании сотрудников на 91 процент. Для финансирования более высоких выгод вклад был увеличен с 11 до 14 процентов. Была введена процедура чистого вклада.
С 1950 по 1990 год возраст выхода на пенсию в наиболее развитых странах снизился с 66 до 62 лет. Коэффициент участия в составе рабочей силы лиц в возрасте 60–64 года в 1960 году в Бельгии, Нидерландах, Франции превышал 70%. К середине 90-х годов он снизился до 20%.
Кризис пенсионных систем, сложившихся на этапе индустриального развития, – проблема, порожденная изменением демографической ситуации. Пенсионная система стран – лидеров экономического роста сформировалась на этапе, когда население пенсионного возраста составляло лишь незначительную долю численности работающих.
В этой ситуации относительно небольшие сборы с работающих и работодателей были достаточны, чтобы обеспечить немногочисленным пенсионерам уровень доходов, сопоставимый с тем, который они имели в период трудовой деятельности (с учетом выпадения расходов на обучение детей, приобретение жилья и т.д.).
После завершения демографического перехода на фоне продолжающегося роста продолжительности жизни ситуация радикально меняется. Численность пенсионеров, приходящихся на одного работающего, увеличивается.
Рост числа людей, получающих пенсию, или тех, кто в ближайшие годы предполагает выйти на пенсию, создает базу политической поддержки повышения щедрости пенсионных выплат.
В современные пенсионные системы встроена тенденция к увеличению расходов. Они созревают, более длительные периоды уплаты взносов увеличивают число получателей пенсий и их размеров. По мере демографического перехода увеличивается доля старших групп населения, падает рождаемость, растет продолжительность жизни. Те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, становятся обременительными.
Размеры взносов работников и работодателей повышаются, отражая меняющуюся демографическую картину. В свою очередь, увеличение налогов на заработную плату стимулирует занятость в неформальном секторе, рост безработицы. Сокращается число наемных работников, уплачивающих взносы в систему пенсионного страхования, отношение его к численности пенсионеров.
Уровень налогообложения заработной платы, по достижении которого дальнейшее повышение налоговых обязательств, уплачиваемых с заработной платы работниками и работодателями, оказывается невозможным по политическим причинам либо непродуктивным в силу влияния на занятость и налоговую дисциплину, различается в странах-лидерах современного экономического роста, но он везде существует. В США в силу влияния исторических традиций и этнокультурной разнородности населения он ниже, в более гомогенных странах континентальной Западной Европы с развитыми традициями социальной солидарности – выше, но к 1980–1990 годам он практически повсеместно оказывается достигнутым. Между тем увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945–1965 годах, в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны. Этот процесс носит заданный характер и не может быть остановлен.
* * *
Демографические прогнозы предполагают, что в период до 2030 года нагрузка пенсионеров на работающее население в развитых странах примерно удвоится. По государствам «большой семерки» прогнозируется рост расходов на пенсии с 6,7% ВВП в 1995 году до 10,7% ВВП в 2030 году. По прогнозам ОЭСР, расходы на социальное обеспечение вырастут с 18,3% ВВП в 1990 году до 25,5% в 2050 году при реализации базового сценария. При более быстром росте они увеличатся до 23,7%, при более низком – до 30,4%. С 1990 по 2050 год расходы на социальное обеспечение будут ежегодно расти в среднем на 1,9% в реальном выражении.
Повышение пенсионных обязательств в предстоящие десятилетия задано логикой созданной в конце XIX – первые десятилетия XX века системы пенсионного обеспечения. Но его невозможно профинансировать за счет дальнейшего повышения уровня налогообложения заработной платы. В этом фундаментальная проблема устойчивости социальных институтов, созданных в индустриальную эпоху, в условиях постиндустриального общества.
* * *
Еще один аспект, по которому формирование распределительной пенсионной системы в условиях стареющего населения постиндустриального общества оказывает значительное влияние на долгосрочные перспективы развития, – это динамика нормы сбережений. Доля инвестиций в ВВП – один из факторов, тесно связанных с темпами экономического роста. Национальные нормы инвестиций тесно коррелируют с национальными нормами сбережений. Для стадии индустриального развития было характерно повышение доли сбережений и инвестиций в валовом внутреннем продукте по сравнению с показателями, характерными для аграрного общества. На постиндустриальной стадии ситуация меняется. В большинстве стран-лидеров доля сбережений в валовом внутреннем продукте начинает сокращаться. М.Фелдстейн в своих работах показывает связь снижения сбережений с введением щедрых распределительных пенсионных систем.
В какой степени ему это удалось доказать, устранив возможное влияние других факторов, – предмет обсуждения в экономической литературе двух последних десятилетий. Но то, что полноценное формирование распределительных пенсионных систем объективно создает стимулы к ограничению сбережений на старость и именно на постиндустриальной стадии проявляется тенденция к снижению частных сбережений, вряд ли является простым совпадением.
Одним из направлений реформ, призванных разрешить это противоречие, является попытка усиления связи объема уплаченных взносов в систему пенсионного страхования и объема пенсионных прав, устранение из системы пенсионного страхования перераспределительных элементов. В наиболее последовательной форме такие реформы предполагают введение накопительной пенсионной системы, где объем пенсионных прав определяется размером взносов и принятыми работником решениями об инвестировании пенсионных сбережений. Это позволяет устранить антистимулы занятости в формальном секторе, выплате страховых платежей.
Чили – страна, пенсионная реформа в которой положила начало многолетним дебатам по вопросу о целесообразности и возможности перехода к накопительной системе пенсионного страхования. Здесь в 1970-х годах ставки взносов в систему распределительного пенсионного страхования достигли высокого уровня и стимулировали уклонение от налогов. С 1981 года в Чили перешли к использованию накопительной системы пенсионного страхования. Каждый работающий вносил 10% заработка на пенсионный сберегательный счет в выбранном им фонде. Кроме того, необходимо было платить около 3% заработка на страхование на случай инвалидности и потери кормильца и для покрытия управленческих расходов фондов. К моменту выхода на пенсию на индивидуальном счете накапливается сумма, обеспечивающая получение доходов в старости. По определению дефицит в такой системе невозможен.
Переход к накопительной системе серьезно изменяет отношение и работников, и работодателей к платежам, направленным в накопительную пенсионную систему, особенно в тех случаях, когда работнику предоставлена существенная свобода выбора порядка хранения и инвестирования средств накопительной пенсионной системы, гарантировано право наследования накопленных в ее рамках сбережений. Эти отчисления во многом перестают восприниматься как налог и становятся дополнительным элементом оплаты труда. Возникают предпосылки преодоления противоречия между ростом потребностей пенсионной системы в финансовых ресурсах в постиндустриальную эпоху и невозможностью дальнейшего повышения налогового бремени на оплату труда.
* * *
Преимущества накопительной пенсионной системы очевидны и предельно важны для постиндустриального общества с быстро стареющим населением и высокой государственной нагрузкой на экономику. Однако ее широкому внедрению в странах – лидерах современного экономического роста препятствует одно фундаментальное обстоятельство. Если отчисления в пенсионную систему накапливаются на индивидуальных счетах работников, они не могут быть использованы для финансирования текущих обязательств перед нынешними пенсионерами. Для старших возрастных групп работающих возможности накопить средства, достаточные для обеспечения хотя бы нынешних пенсионных прав, также ограниченны. Остроту проблем, связанных с реформированием пенсионной системы, ярко высвечивают масштабы накопленных развитыми странами пенсионных обязательств, в большинстве случаев существенно превышающих объемы их нынешнего государственного долга.
Из стран – лидеров современного экономического роста лишь Великобритания предприняла серьезные шаги в области пенсионной реформы (реформа 1986 года), направленные на обеспечение права выхода работников и работодателей из государственной системы пенсионного страхования, перехода в частные системы пенсионного страхования, обеспечивающие существенное усиление связи пенсионных прав и фактически произведенных взносов. В подавляющем большинстве остальных стран-лидеров реформы носили значительно более ограниченный характер.
Наряду с продолжающейся идеологической дискуссией по вопросу об эффективности накопительных пенсионных систем, оправданности ограничения перераспределительных механизмов, обеспечивающих социальную солидарность, ключевым фактором, сдерживавшим пенсионные реформы в странах-лидерах, был вопрос об их цене и так называемом «двойном платеже». Переход к накопительным пенсионным системам означает, что по меньшей мере часть платежей, которые будет производить нынешнее поколение работающих, пойдет на их собственные счета и финансирование их собственных пенсий, а не на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. Но отменить обязательства перед последними в условиях демократического общества невозможно. Значит, для перехода на накопительную систему пенсионирования нужны финансовые ресурсы, позволяющие в ее ходе обеспечить выполнение уже принятых обязательств перед нынешними пенсионерами и старшим поколением работников, которое не будет иметь возможность формировать достаточные фонды в системе накопительного пенсионного страхования. Если учесть объемы пенсионных обязательств, накопленных в странах – лидерах современного экономического роста, становятся ясными масштабы этой проблемы, особенно в условиях выхода налогового бремени на верхние пределы возможного и растущих социальных обязательств по направлениям, не связанным с пенсионной системой. Даже республиканская администрация США Дж. Буша-младшего, в начале своей деятельности активно обсуждавшая возможности частичной трансформации американской системы пенсионного страхования в накопительную, пока не решилась сделать серьезных шагов в этом направлении.
В ситуации, когда возможности наращивания налогов исчерпаны, обязательства растут и будут расти, а глубокая реформа либо невозможна, либо крайне сложна, правительствам приходится идти на частичные и непопулярные изменения в пенсионных системах: повышать пенсионный возраст, требования к числу лет работы, необходимому для получения нормальной пенсии, снижать уровень льгот, предоставляемых различными специальными пенсионными системами, снижать отношение средней пенсии к средней заработной плате.
* * *
Особенно рельефно проблемы функционирования систем социальной защиты, такие, как дестимулирование занятости, зарегулированность рынка труда, неспособность провести диктуемые финансовыми ограничениями реформы, проявляются в регионе, который был местом возникновения системы социальной защиты, – континентальной Западной Европе. Здесь давление финансовых проблем заставляет даже политиков, традиционно выступавших за экспансию социальных обязательств, инициировать малопопулярные реформы, направленные на их ограничение. В Германии налоги на заработную плату составляют 42% ее величины, государственные финансы в глубоком кризисе. Германия не может привести размеры дефицита бюджета в соответствие с маастрихтскими критериями. В этой ситуации неудивительно, что лидер германских социал-демократов канцлер Г.Шрёдер говорит о том, что «мы не можем продолжать сохранять существующую систему: никаким образом мы не можем избежать изменений… мы должны сказать «до свидания» многому из того, что стало дорого для нас, но также, к сожалению, слишком дорогостояще… мы должны изменить нашу ментальность и научиться смотреть в лицо реальности… Демографический спад и старение населения скоро сделают нашу систему здравоохранения, пенсионную систему непозволительно дорогими… многое придется изменить… нет разумной альтернативы».
С начала 1980-х годов, когда кризис пенсионных систем стал очевидным, идет процесс повышения пенсионного возраста (Германия, Греция, Италия, Португалия, Великобритания), минимального срока работы, необходимого для получения полной пенсии (Германия, Греция, Италия), ужесточения условий более раннего пенсионирования (Франция, Германия). Отношение средней пенсии к зарплатам было снижено за счет введения более жестких механизмов индексации (Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Голландия). Происходит сокращение периода, в течение которого более длительная работа предусматривает увеличение базы предстоящих пенсионных выплат (Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Голландия, Португалия, Великобритания), сокращаются пенсионные привилегии занятых в государственном секторе (Финляндия, Греция, Италия, Португалия).
Старшие возрастные группы целеустремленны в выборе своих политических приоритетов. Важнейшим для них является то, что относится к государственным субсидиям, направляемым пенсионерам. Многие политики убеждены, что голосование старших возрастных групп в большей степени зависит от позиции кандидатов по отношению к пенсионному обеспечению, чем позиция любой другой группы по любому другому поводу. Журнал «Форчун» провел опрос 329 знатоков внутренней жизни Вашингтона (членов Конгресса, его аппарата, высокопоставленных сотрудников Белого дома). Опрашиваемых просили оценить влияние 120 групп интересов на политические решения. Результаты показали, что Американская ассоциация пенсионеров – сильнейшее лобби в Вашингтоне.
Таким образом, в условиях постиндустриального мира правительства оказываются под двойным давлением: с одной стороны, тенденции старения населения, глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или по меньшей мере ограничивать рост уровня социальных расходов; с другой стороны, непопулярность таких мер и объективные трудности осуществления изменений создают серьезные, часто непреодолимые препятствия на пути введения ограничительных мер.
70–30 лет тому назад, когда наиболее развитые страны нынешнего мира формировали свои пенсионные системы, они обладали широкой свободой маневра, могли легко пойти по пути развития накопительного страхования, избежав возникновения одной из наиболее острых экономических и политических проблем, с которой столкнулись в конце XX – начале XXI века. В то время эти долгосрочные проблемы не были, да, по-видимому, и не могли быть осознаны. В этом тяжелое бремя лидерства: приходится учиться на своих ошибках. Для стран догоняющего развития, к которым относится и Россия, возможность извлечь уроки из опыта тех, кто уже прошел свой путь проб и ошибок, начать решать долгосрочные проблемы до того, как они в полной мере проявились, стали трудно управляемыми, – серьезное преимущество.