Теория сверхчеловека в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. М. Горький писал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобретательности его талант равен, может быть, только Шекспиру».
Роман Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.
Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».
«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.
Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление - перед Богом, второе - убийство - перед людьми.
На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.
Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая опреде-, ленные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем
исполнение его идеи («спасительной, может быть, для человечества») того требует.
Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.
Естественно, что Достоевский не согласен с философией Рас- кольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.
В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни. Так же, как сам Достоевский обрел свою истину через страдание; необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья - это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.
Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.
Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.
Гуляя по улице, студент видит пятнадцатилетнюю, на вид, девушку. Замечает ее преследователя. Пытается «вырвать девушку из лап этого похотливого господина». Но не выходит. Далее чисто случайно узнает о том, что в седьмом часу вечера, Алена Ивановна будет совсем одна! Т.к. ее сводная сестра, Лизавета уйдет по своим делам.
Раскольников идет к квартире. Делает нужные приготовления: пришивает петлю к плащу для топора, ищет, где этот инструмент. Боится хозяйки, Настасьи. Но топора нет. Значит его замыслу конец. Но вдруг отыскивает другой, принадлежащий дворнику. Также берет «заклад», деревянную папиросочницу, привязав к ней металлическую пластику «для весу». Этим предметом он отвлечет внимание старухи.
Уже настает седьмой час и юноша отправляется к Алене Ивановне. По дороге он размышляет о проектах, которые могут быть полезными для Петербурга, о каторжниках. Дойдя до квартиры, Родион Романович замечает маляров. Его, конечно, никто не заметил. Но им овладевает беспокойство. Сердце стучало сильней и сильней. Он хитростью заставляет процентщицу открыть дверь. Старуха боится его, что-то подозревает. Раскольников отвечает ее «закладом». Но сам в нерешительности. Крик его кредиторши заставляет Раскольникова обрушить на голову женщина смертельный удар топора. Именно крик, по нашему мнению, разбудил психосоматику бывшего студента, т.е. окончательное действие. И вот, кредиторша мертва. Юноша с огромными усилиями находит ключи, отпирает комод, укладку. Берет деньги, ценности, украшения. Какая - то рассеянность завладело его душой. Но вдруг послышались шаги, легкий крик. Раскольников выбежал в комнату, где лежал труп старухи. Он пожалел, что не запер дверь. Юноша увидел сестру Алены Ивановны, Лизавету. Та перепугана так, что даже не может кричать. До того она была забитой! Ей не пришло в голову защитить себя. Раскольников снова замахивается топором и убивает Лизавету.
Юноша не рассчитывал стать двойным убийцей. Ему удается незаметно убежать с места преступления. Но преступником который раз овладевает страх. Он боится всего на свете. Ему кажется, что вот-вот нагрянет полиция, устроит обыск в комнате, найдут ценности, а его арестуют. На следующий день Раскольникова вызывают по повестке в полицию. Для чего? Может быть, они уже догадались? Или хотят устроить обыск пока подозреваемого нет в каморке? Все эти вопросы не давали ему покоя. У него возникает желание признаться, встать на колени и раскаяться в содеянном. Но оказывается, студента вызвали из-за долгов по квартире. Хозяйка пожаловалась. Как будто сняли камень с души. Ему вдруг показалось все нелепым, смешным. Все эти амбиции людей мелочью в жизни. Он успевает сделать замечание одному офицеру, чтобы тот не курил при даме. Последний уязвлен. Свое негодование начинает вымещать на немке, Луизе Ивановне. Раскольникову хочется хохотать. Между тем письмоводитель сообщает студенту размер дога: сто пятнадцать рублей. Раскольников оправдывает себя. Но потом, услышав про вчерашнее убийство двух женщин, падает в обморок. Пару дней лежит дома в бреду. Родион Романович успел спрятать украденное на стройке под камнем. Ухаживающие за ним ничего не подозревают. Когда юноша приходит в себя, его принимают за помешанного. Это кажется ему выгодным.
Ведь, ссылаясь на сумасшествие, можно отвезти от себя все подозрения. Но все же его терзает совесть. Он боится признаться. Уже давно началось духовное наказание за совершенное уже преступление. Родион Романович интуитивно чувствует несостоятельность теории «сверхчеловека». Но сознательно, логически не хочет этого признавать. Он понимает, что не стал сверхличностью, не имел права убивать «по совести». По теории, юноша принадлежит к категории «обычных» людей, ко «второсортным». Далее судьба сводит Раскольникова с Лужиным. Этот человек излагает свою «экономическую» теорию. По этой теории для начала нужно полюбить прежде всех себя, а потом уже других. Точно себя в зеркале увидел Родион Романович . Он догадывается о всей сути теории. Если так подумать, то всех можно даже резать. Но Лужин не хочет этого понимать. Этот психологический «двойник» обречен на размолвку с Авдотьей Романовной. На осуждение за клевету на Соню Мармеладову. От клеветы адвоката Софью спасает сам Родион Романович. Раскольников после этого признается блуднице о содеянном. Ему будто бы стало легче. Но ненадолго. Все это подслушал Свидригайлов. Он помогает похоронить мачеху Софьи Катерину Ивановну. Дает деньги на устройство малолетних детей Мармеладовых в приют для сирот. Свидригайлов, второй «двойник» Раскольникова, говорит юноше, что они одного «поля ягоды». Помещик сообщает об убийстве своей жены Марфы Петровны. Раскольников осуждает его. Тот усмехается. Далее Свидригайлов предлагает послать к черту все теории и просто жить. Он, конечно, поможет Раскольникову уехать в Америку. А еще сообщает, мол, у него есть невеста. Родион Романович не верит собеседнику. Подозревает, что у этого господина есть дурные намерения к Дуне. И, действительно, вдовец встречается с Авдотьей Романовной. Рассказывает о преступлении ее брата. Обещает помочь студенту избежать наказания. Взамен просит ее любви. Девушка отказывает ему и даже угрожает револьвером. Оружие дает осечку. Но Свидригайлов отпускает свою бывшую гувернантку. Затем этот господин встречается с невестой, дает ей пятнадцать тысяч рублей. Далее идет находит ночлег. Его мучают кошмары. Словно добрая половина души терзает его. Самый страшный сон - это про пятилетнюю девочку. Ему мерещится, что она пьяна, что зовет его к интимной близости. Его ум не может понять такого, душа протестует против подобного явления. В конце концов, помещик сводит счеты с жизнью на мосту. Таким образом гибнет второй двойник Раскольникова. По сути, первый гибнет духовно (двойник), второй - физически. Итак, главный герой не хочет уезжать за границу. Не приемлет «экономическую» теорию Лужина, не решается свести счеты (как Свидригайлов) с жизнью. Он презирает себя за трусость. Словно в помешательстве, следует совету Сони, уговорам Порфирия Петровича (следователя) пойти с повинной, т.е. донести на себя же! И идет в контору давать показания. Ему дают восемь лет каторги. Через девять месяцев умирает его мать. За Раскольниковым идет Соня Мармеладова. Девять месяцев служит символом рождения нового человека. Просторы Сибири для Родиона Романовича представляют как местом, где разворачиваются события из библии. Его подбросило к ногам Софьи. А злосчастная теория потерпело крушение в сознании Раскольникова. Интуитивно он понял, что она гибельна. Если люди последуют ей, то не избежать катастрофы. Гений Достоевского предвидел несостоятельность этой идеи сверхлюдей, человекобожества. И действительно, как потом доказала история, увлечение ею немцами и даже отчасти русскими привело ко второй мировой войне. Предчувствия автора поистине оказались пророческими. Но редко кто понимал Достоевского. Многие критики стремились поучать его, вместо того, чтобы самим у него поучиться!
Заключение
Итак, мы попытались сравнить произведения Ф. Ницше с произведением Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В качестве основного сочинения немецкого мыслителя для сравнения мы взяли «Так говорил Заратустра». В рамках данной курсовой работы мы попытались соединить рациональное и иррациональное мышления.
Также сравнить западно-европейскую форму мировоззрения с восточно-славянской формой. По нашему мнению, первые смогли продвинуться вперед в индустрии благодаря рационализму и весьма удачных внешних, естественных факторах. А вторые из-за отсутствия благоприятных условий для развития хозяйства (войны, народные восстания, суровый климат, давление на религию и т.д.) чаще были вынуждены задумываться о смысле жизни, о Боге, о том, какое место определено человеку на этой земле намного чаще. Первые в точных науках вывели и обосновали теорию относительности, вторые - в гуманитарных. И каждый тип мировоззрения пытался найти своего героя, «сверхчеловека». А на практике эти стремления, «теории», к сожалению, приводили к катастрофам: и духовным, и материальным. Но человеку всегда хочется совершенствоваться, улучшать себя, делать комфортной среду своего обитания, познавать и творить. Так что же тогда делать? Мы полагаем, что спасение можно найти в гуманизме. Не в теоретической, а уже в практической. Т.к. теория получило начало в эпоху Возрождения. Мы - человечество - можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Пока еще не поздно … Потому что кругом происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы, конфликты на религиозной, политической, экономической, националистической почве. Необходимо прийти к какому-то общему пониманию Бога. На практике это значит найти единого Бога в духовном отношении. В библии говорится о том, как появились народы, говорящие на разных языках. Однажды люди захотели построить вавилонскую башню до небес.
Но Бог сделал так, чтобы люди стали говорить на других языках. Он наказал их за гордыню. Наверное, чтобы мы, люди, избавились от нее...
Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972. - 471 с.
2. Белль Г. Россия глазами европейца // Общественные науки и современность. 1995. - № 4.- С. 90-94.
3.Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука, 1991. - 349 с.
4. Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. - М.: Наука, 1989. - 264 с.
5. Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. - Саранск: МГУ, 1994. - 47 с.
6. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно - исторический феномен. Теория и практика прочтения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. -184 с.
7. Знаменский С.П. «Сверхчеловек» Ницше. - С. - П.: Ницше: pro et contra: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - 32 с.
8. Кулешов. В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2004. - 800 с. - («Gaudeamus»).
Подобные документы
Биография. Предпосылки и история создания романа "Преступление и наказание". Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос "Преступления и наказания". Образ Раскольникова в системе других образов романа.
курсовая работа , добавлен 22.04.2007
Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. "Двойники" героя и его "идеи" в романе "Преступление и наказание". Место романа в понимании смысла жизни человека.
контрольная работа , добавлен 29.09.2011
Философия Ф. Ницше в контексте русской духовной культуры XIX в. Религиозные искания философа, проблема морали, идея сверхчеловека. Ф.М. Достоевский и Ницше, история заимствования. Творческая переработка идей философа в романе, теория Раскольникова.
курсовая работа , добавлен 03.03.2013
Теория символа, его проблема и связь с реалистическим искусством. Исследование работы по символике света в романе Достоевского Ф.М. "Преступление и наказание". Раскрытие психологического анализа внутреннего мира героев через призму символики света.
курсовая работа , добавлен 13.09.2009
Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступление и наказание". Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.
курсовая работа , добавлен 25.07.2012
История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.
реферат , добавлен 31.05.2009
Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь "не убий" на сломе эпох общества.
реферат , добавлен 10.08.2008
Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе "Преступление и наказание". Раскольников как религиозно-философский стержень романа. Роль Сони Мармеладовой и притчи о воскресении Лазаря в романе.
дипломная работа , добавлен 02.07.2012
История о воскрешении Лазаря. Что общего между Раскольниковым и Лазарем. Теория "сверхчеловека" и путь саморазрушения Раскольникова. Спасение через страдание, очищение и любовь. Спасительное чтение Евангелие. Главные понятия в христианском мировоззрении.
презентация , добавлен 06.06.2012
Реализм "в высшем смысле" – художественный метод Ф.М. Достоевского. Система женских образов в романе "Преступление и наказание". Трагическая судьба Катерины Ивановны. Правда Сони Мармеладовой – центрального женского образа романа. Второстепенные образы.
На первый взгляд история проста: бедный студент, живший в крайней нищете, в отчаянии решается убить старуху-ростовщицу, завладеть ее деньгами и сразу решить все свои проблемы. Как это происходит и все, что за этим последовало, подробно, со всеми деталями изложено в книге на примерно шестистах страницах убористого текста.
Обыкновенная и довольно неприятная криминальная история, но она насыщена жгучими социальными проблемами и пронзительной болью за страждущего человека. Статью, о которой упоминается в произведении, написал и напечатал студент по имени Родион Раскольников — главный персонаж романа. Он долго размышлял над темой сверхчеловека, примеряя ее к себе. Сверхчеловеком был, по его мнению, Наполеон. Кто же он, Родион Раскольников? Наполеон или тварь дрожащая, вошь? Мучительный вопрос, терзающий личное самолюбие гордой личности.
Достоевский ставит своего «маленького человека» (а он именно таков по социальному положению, униженный до последней степени бедностью Раскольников) на одну театральную площадку вместе с Наполеоном, Цезарем и другими деятелями всемирной истории.
Невольно вспоминается гоголевский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. И он, поистине возвышенный в ничтожестве, в бреду осмелился поднять свой кулачок на некое начальственное лицо, так что сидевшая у его изголовья старушка, никогда не слышавшая от него слов протеста, в испуге забеспокоилась и закрестилась.
Те теории, которые вскружили голову Родиону Раскольникову, пришли к нему извне. Они широко обсуждались на мировой арене. К этому подталкивал феномен Наполеона. Достоевский, описывая злоключения своего героя, выносил его «теорию» на мировую арену. Отклик последовал незамедлительно.
Немецкий философ Ницше, поразивший умы современников критикой христианства, нашел в Раскольникове «своего» героя. Достоевский вряд ли читал Ницше, все наиболее известные сочинения этого автора вышли уже после смерти писателя Достоевского («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла). Весь строй мыслей русского писателя противоречит идеям немецкого философа. И того и другого, однако, интересует одна и та же проблема: страдание и сострадание. Для русского писателя она решается положительно, т. е. сострадание как чувство, как этическая категория — прекрасно. Иную оценку даст немецкий философ. Для него оно (сострадание) только увеличивает, умножает беды человеческие, и без того тяжелые. Нужно поддерживать жизнь, утверждать ее в сильных, а не в слабых. Христианская религия установила эту странную, противоестественную любовь к слабому, болезненному, уродливому.
Ницше ниспровергает философию страдания и искупления, отвергает философию Канта с его принципом всевластия совести, отвергает христианские принципы морали, аскетизм, издевается над легендой о непорочном зачатии. Он рассуждает: сострадание противопоказано человечеству, оно расслабляет, оно утверждает слабых в ущерб сильным. Достоевский утверждает прямо противоположное. Все его творчество, начиная с романа «Бедные люди», посвящено страждущим, обездоленным. Ницше бросает страшную фразу: «Падающего подтолкни!» Достоевский отдал бы все, чтобы поддержать, спасти падающего.
И тем не менее оба они привлечены к одному и тому же: как относиться к христианству? К нравственному элементу этой религии. Ницше полностью отвергает христианство. Достоевский мучительно ищет ответа на вопрос: есть или нет Бога? Если нет, то мир рушится, ибо тогда все дозволено: и Мерзляков убивает отца («Братья Карамазовы»), Раскольников — старуху.
Правда, потом они постигают, что даже если отречься от Бога, то не все будет дозволено, что есть в человеке неодолимое чувство. Имя этому чувству — совесть. Кант называл это чувство «нравственным императивом». Ницше не исключал этого чувства, но считал, что оно идет от христианства («Казуистика греха, самокритика, инквизиция совести»).
Наказание Раскольникова состоит не в том, что его отправляют на каторгу, а в его собственном суде над собой. Раскольников спрашивал себя, можно ли «разрешить своей совести перешагнуть». Оказывается, нельзя. Все страдания Раскольникова после совершения преступления с мучительной остротой убеждают его в этом. Здесь уже беспощадно действует «инквизиция совести».
Недавно участвовал в школьной конференции. Тему уже точно не помню, к сожалению. Так как на самой конференции публику было маловато, решил залить сюда. Зря писал что-ли?
За несколько тысячелетий своего существования человечество успело накопить целый ряд самых различных теорий во всех отраслях жизни - отречение, альтруизм, брать от жизни все, полный эгоизм, рациональный эгоизм, сторонники Бога, сторонники технократии и имплантации. Этот список весьма и весьма велик, и нет смысла его продолжать. Но есть одна теория, которая получила широкое распространение - теория «Сверхчеловека», автором которой является Ницше. Она во многом интересна, ибо отражает многие аспекты человечества (фактическое неравенство, желание быть лучше всех и прочее). Данная теория по своей популярности и влиянию сравнима с марксизмом, теорией эволюции Дарвина. Но есть одно весомое «но», которое отличает творение Фридриха от других ему подобных - она толкуется очень по-разному людьми. Ницше дал лишь описание сверхчеловека и почему это неизбежно, но не дал и намека на то, как создать это существо.
Как известно, все хорошо, что в меру. Я бы изменил это выражение - «Все хорошо, что делает с умом и в меру». Именно ум на первом месте, а не мера, ведь без ума любая, даже самая хорошая, простая и миролюбивая теория станет навязчивой идеей, которая принесет в этот мир много зла и крови. Всю важность меры в своих идеях показал великий русский классик Ф.М. Достоевский - один их самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем доброты Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - вот и идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский обращается к внутреннему миру человека. Главный герой, Родион Раскольников, создал свою теорию - все люди делятся на тварей дрожащих и на тварей, право имеющих. Откровенно говоря, данная теория лишь вариация деления людей на господствующий и рабский класс: у Гитлера это были Арии и «недочеловеки», например. Обе эти теории берут свое начало в творчестве Ницше - это понимание отдельными людьми теории о Сверхчеловеке. В своем романе Достоевский «развинчивает» теорию Родиона, доказываю ее несостоятельность. Это видно из душевных страданий Родиона после того, как он убил бабулек, ибо Достоевский очень тонко изобразил весь букет эмоций человека, совершившего преступление, но не будучи готовым за него отвечать - паранойя (бредовый сны, бессмысленные действия), срывы на родных без причины (ссоры с Дуней и матерью), накручивание себя, потеря сна и так далее. Таким образом, Родион создал теорию, под которую сам же и попадал в класс «тварей дрожащих», ведь сделать что-то могут многие, но далеко не все принять его на уровне сознания и ответить за последствия.
Однако, история знает пример куда более обоснованной теории - нацизм. Фактически, основоположником нацизма является Гитлер. Я не буду пересказывать смысл его теории, ибо ее и так все знают. Но почему она так популярна? Ответ также очень прост: когда человеку нечем возвысить себя и принизить ближнего своего, она начинает гордиться тем, что от него не зависит - в данном случае нацией и происхождением. Я ничего не имею против патриотизма, но если он основывается на любви к своей отчизне и уважении к другим. Если же человек считает себя лучше других лишь потому, что у него, по его же мнению, более лучшая нация и/или происхождение - он ущербен и глуп.
К моему величайшему сожалению, нацизм возрождается и мы наглядно видим это. Разумеется, он видоизменился, хотя суть та же, хоть и название изменилось - с нацизма на неонацизм. Занимательный факт: нацисты каждой страны искренне считают, что именно их нация самая лучшая. Повторяется то, что имело место быть всего 70 лет назад - ничтожный отрезок времени в истории. Самое забавное то, что прогресс технологий отнюдь не уменьшил популярность данной теории, а наоборот - подкрепил, дал второе дыхание. И хоть большая часть неонацистов - жалкие позеры, рано или поздно найдутся те, кто путем популистских лозунгов получит власть, как это сделал Гитлер.
Потому-то так важно понимать что добро, а что зло. Перечитывая Достоевского, вспоминать пророческий сон, в котором моровая язва уничтожала мир, вынуждая людей драться не известно за что… А ведь этот сон воплотился во Второй Мировой Войне - люди сражались во имя теории. Подобные теории лживы, ибо ведут к гибели души и тела. Как важно сегодня вспомнить великие слова Ф.М. Достоевского - «Ни одна, даже самая обоснованная и правдивая теория, не имеет права на существование, если за ней стоит хоть одна пролитая слеза ребенка» и как не менее важно понять гуманизм писателя и взять это с собой в дорогу жизни.
Будучи философом-гуманистом, Достоевский опровергает теорию о «Сверхчеловеке», а вместо нее ставит в центр нравственную чистоту души. В качестве подтверждения обратимся к образу. Сони Мармеладовой. Именно она является выразителем идей писателя. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. Да, она идет по «желтому билету», но все она несет в себе свет детской души. Это ее внутренняя красота спасает Раскольникова, поддерживает каторжников, спасает мир.
Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. Давыдов Юрий Николаевич
Родион Раскольников и «тайна ницшеанского «сверхчеловека»
В самой общей схеме «Преступления и наказания» воспроизводится парадигма, обретенная Пушкиным в ходе его. «драматического исследования» (так он был склонен рассматривать свои «маленькие трагедии») феномена сальеризма. Но каждый элемент этой парадигмы рассматривается Достоевским как бы через микроскоп, и в результате на месте «маленькой трагедии» появляется большая, сама, в свою очередь, распадающаяся на бесконечный ряд «маленьких трагедий». Вот эти основные элементы, каждый из которых высвечивает особый аспект сознания индивида, желающего утвердить себя в качестве «сверхчеловека», находящегося «по ту сторону» нравственных норм и моральных законов, значимых, по его убеждению, лишь для «обыкновенных» людей, но отнюдь не для «необыкновенных»:
1. Предпосылка сознания этого типа - все то же убеждение насчет полнейшего отсутствия «высшей правды», возникающее при виде несправедливостей, творящихся вокруг, и усиливаемое личными невзгодами и неурядицами, иначе говоря, вывод о том, что «правды нет - и выше», делается на основе констатации факта отсутствия ее «на земле».
2. Отсюда стремление утвердить эту «правду» самому, так сказать, на свой страх и риск, и стало быть - как свою собственную, личную правду; «мою» правду я хочу предложить взамен отсутствующей - как на земле, так и на небе.
3. Но как только я начинаю размышлять о том, как бы мне осчастливить человечество, утвердив среди людей мою правду, я замечаю, что кое-какая правда меж людьми все-таки обретается.
4. Итак, я прихожу к заключению, что, с одной стороны, есть я со своей правдой (разумеется, высшей), а с другой - «обыкновенные» люди с их кое-какими правденками, не выдерживающими, на мой взгляд, «строго логического» анализа, - например, то же самое «не убий», которое ведь попирается на каждом шагу, а потому гроша ломаного не стоит.
5. Вот тут и начинается «арифметика», о которой так много говорит Достоевский как в подготовительных работах к «Преступлению и наказанию», так и в тексте самого романа. Моя «высшая правда» сталкивается с общечеловеческими «правденками», и я прикидываю, в какой мере я могу принести их в жертву, облагодетельствовав этой ценой человечество.
В голове Раскольникова возникают «мысли» (они же - «помыслы»), аналогичные тем, которые он услышал из одного разговора, случайным свидетелем которого оказался как раз в тот момент, когда начал соблазнить себя на преступление.
«…С одной стороны глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет…
С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь!.. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу… За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»
Совершенно верно констатирует С. Великовский в уже цитированной нами книге, что дальше подобного «историцистского счетоводства» не двигалась мысль французских последователей Раскольникова в середине нашего века. Совершенно аналогично (с некоторыми нюансами, на которые опять же справедливо указывает автор книги «В поисках утраченного смысла») звучит «итоговое» рассуждение в сартровской пьесе «Дьявол и господь бог», объединяющее двух прежних антиподов - Насти и Гeца.
«Ты принесешь в жертву двадцать тысяч крестьян, чтобы спасти сто тысяч», - подает Насти свой совет Гецу, приглашая его командовать повстанческим войском, где дисциплину предстоит налаживать с помощью обмана и казней («для острастки»). «Арифметики от истории XX века в сходных случаях ведут счет покрупнее - на миллионы, а то и сотни миллионов… Есть дело, начальник и прочие, пешки, прозрел вслед за Насти Гец-релятивист» . Себя этот «релятивист»-убийца, само собой, ни в единый момент своей жизни не мыслил иначе как «начальником», имеющим право распоряжаться жизнью и смертью «других», «обыкновенных» (уже в силу одного того, что они - «другие», а он - это он). А мысли этот «герой неверия» себя иначе, в числе тех бесконечно малых величин, которые растворились в континууме его глобальной арифметики, сама эта арифметика могла бы оказаться иной.
Дело, однако, не только в этом. Суть в том, что «арифметика», дальше которой так и не двинулась сартровская мысль не только в ранних, но и вполне зрелых произведениях философа, отражала самый первый - внешний и поверхностный - слой мятущегося сознания Раскольникова. Это был простейший способ грохотом «больших чисел» заглушить совесть («Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги»), ибо сам того не сознавая, но именно ее голоса завтрашний преступник боялся больше всего на свете: потому-то так судорожно, так истерически «спешил» со своим преступлением.
Как раз для того, чтобы подчеркнуть внешне-формальный, не отражавший истины творившегося в душе Раскольникова характер этих софистических рассуждений, не раз приходивших на ум герою «Преступления и наказания», Достоевский вложил их в уста случайно подслушанного постороннего человека. Речь шла о софизмах, ставших расхожей монетой и как раз оттого-то и звучавших успокоительно-убеждающе. Когда же наступил момент раскаяния, побудившего убийцу с ясностью и отчетливостью осознать истинные мотивы своего преступления, кульминационным пунктом которого был разговор с Соней Мармеладовой, Раскольников даже не вспомнил о своей «арифметической» аргументации.
При свете совести из тьмы смятенного сознания на поверхность выплывает совершенно другой мотив, имеющий своим источником совсем не человеколюбивые стремления (опровергаемые, кстати, уже самим фактом убийства «другого») и представляющий в совсем ином виде первоначально декларированное желание «осчастливить человечество», роднящее Раскольникова с некоторыми из сартровских персонажей. Этот мотив, сближающий героя Достоевского также и с пушкинским Сальери, заключается в стремлении Раскольникова «самостийно» утвердить себя в качестве гения, правда, не художественного, а политического, государственного. «…Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
«Гениален он или нет?» - так формулирует Достоевский в одной из предварявших роман записных книжек вопрос, терзавший Раскольникова и до преступления, и после него. Но если для «Сальери гордого» убийство Моцарта мотивировалось в конечном счете стремлением оградить свой «гений» от разрушительного воздействия творческой силы, бесконечно более могучей, нежели его собственная, то для Раскольникова, исполненного той же бесчеловечной гордыни, убийство приобретало известную самоцельность. Это был для него единственно возможный способ доказать самому себе собственную гениальность.
«…Я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! - признается Раскольников в самых тайных своих помыслах, впервые представших для него во всей ясности и отчетливости, быть может, лишь в этот момент истинного покаяния. - Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем, или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!.. Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
Бот она, та потрясающая глубина нравственной рефлексии, которая осталась недоступной экзистенциалистским трубадурам ницшеанского «сверхчеловека», пытавшимся обрядить его в пышную тогу «благодетеля человечества». Вот она, истинная, а не подложная интеллектуальная совестливость, которой никогда не могли достичь ни Ницше, ни Сартр, желавшие представить себя единственно последовательными борцами против «дурной веры» («нечистой совести») в XX столетии. В свете интеллектуальной совестливости Достоевского становится совершенно очевидным: знаменитые «метафизические опыты», которые производит экзистенциалистское «я» в целях утверждения «абсолютности» своей «свободы», это всегда опыты, на самом-то деле осуществляемые этим «я» не над самим собою, а над «другим»: экспериментирую над «другим», чтобы понять, «кто я есть».
Так тренируются «высшие натуры», «господа будущего», «законодатели и установители человечества» (лексикон «статейки» Раскольникова), приучаясь устанавливать различие между - непременно гениальным - «я» и - обязательно бездарным - «другим», привыкая смотреть на этого последнего как на материал истории, объект разнообразных импровизаций ничем не детерминированной экзистенции (она же - сартровское «ничто», «небытие»). Не этим ли своим «подтекстом» так долго привлекал экзистенциализм парижскую богему?..
То, что сказал Раскольников, исповедуясь Соне Мармеладовой, открылось ему отнюдь не на путях столь же абстрактной, сколь и формальной рассудочной рефлексии (все та же «математика»), которой так много в философских трактатах Сартра, причем как раз там, где он безуспешно пытается опуститься с небес отвлеченного мышления на грешную землю. Все это открылось Раскольникову в угрызениях совести, пробудившихся в результате отнюдь не убогого в своей «мозговой» односторонности арифметического «просчета вариантов», а в итоге столкновения сжигавшей его «идеи-страсти» с ее собственным воплощением: преступной мысли - с фактом преступления, убийством двух людей. Тут и пробуждается совесть, освобождаясь от многообразных тенет софистической рассудочной мысли, ибо она - прозвучавший в душе человека голос самой сути дела, голос истины, открывающейся в прямом контакте, в «очной ставке» с самой реальностью.
Как видим, вместе с вопросом о смысле жизни, смысле человеческого бытия перед нами предстал целый узел проблем нравственной философии, теснейшим образом связанных друг с другом. В их числе - вопрос о преступлении; вопрос о вине и раскаянии; вопрос об убийстве «другого» и «само»-убийстве; наконец, вопрос о нигилизме и сопряженный с ним вопрос о судьбах современной цивилизации. Теперь, после того как мы установили их взаимосвязанность, их сопряженность друг с другом в рамках самого общего вопроса нравственной философии - вопроса о смысле жизни и моральном абсолюте, в свете которого человеческая жизнь обретает свой смысл и «горизонт», мы получаем возможность рассмотреть каждую из этих проблем в отдельности. Причем рассмотрение это будет опять-таки вестись в аспекте двух противостоящих друг другу перспектив: той, что раскрывается в нравственной философии, выработанной в лоне русской литературы, опирающейся на нравственные искания и моральную традицию русского народа, с одной стороны, и той, что предлагает Ницше и следующее за ним ницшеанство XX века, с другой.
Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер МайклТАЙНА Теория: Есть такая игра – "У каждого своя тайна. Но моя тайна – это тайна из тайн. Твоя тайна – фигня. Вот мол – это нечто. Я ее уже сам не знаю, настолько она таинственна”. Как Вы думаете, если Вы проиграли, – и «застряли» в ней, – как это отражается в жизни?Процесс:
Из книги Сущность христианства автора Фейербах Людвиг АндреасГлава четырнадцатая. ТАЙНА ВЕРЫ – ТАЙНА ЧУДА. Вера в силу молитвы, – а молитва является религиозной истиной только тогда, когда ей приписывают силу и власть над предметами, окружающими человека, – равносильна вере в силу чуда, а вера в чудо тождественна с сущностью веры
Из книги Сверхчеловек говорит по-русски автора Калашников МаксимГЛАВА 11. СВЕРХТЕХНОЛОГИИ СВЕРХЧЕЛОВЕКА «Целься в звезды!» Восточная мудрость Одним рынком скованные Как то раз знаменитый Генрих Альтшулер задумался над экологическими проблемами нашей планеты.Вы не знаете Альтшулера? Выдающийся человек, наш отечественный Эдисон, на
Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар228. ТАЙНА Трех не могу понять явлений, нет, четырех понять вещей: следов орла в бескрайнем небе, следов змеиных на скале, следов ладьи в открытом море, и, наконец, мужских - к жене.Библия - Притчи, 30:18Нет ничего сокровенного, что не открылось бы; и тайного, что не стало бы
Из книги Непостижимое автора Франк Семен4. Тайна личности Изложенное соотношение может быть уяснено еще и с другой стороны. При рассмотрении непосредственного самобытия мы усмотрели в нем первично-нераздельное двуединство «непосредственности» и «самости». Но существенно в нашей нынешней связи, что связь
Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ Фридрих Ницше (1844–1900) - немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.В творчестве Ницше выделяется три периода:1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные
Из книги Том 2 автора Энгельс Фридрих1) «ТАЙНА ОДИЧАНИЯ СРЕДИ ЦИВИЛИЗАЦИИ» И «ТАЙНА БЕСПРАВИЯ В ГОСУДАРСТВЕ» Как известно, Фейербах рассматривает христианские представления о воплощении, триединстве, бессмертии и т. д. как тайну воплощения, тайну триединства, тайну бессмертия. Г-н Шелига рассматривает все
Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.Тайна Сказано: «Те, кто ничего не знают или знают очень немногое, и должны бы учиться, вместо того чтобы учить, очень любят создавать атмосферу тайны. Они могут даже распускать слухи о самих себе, что они делают то-то и то-то ради некой таинственной цели. Они всегда стараются
Из книги Достоевский о Европе и славянстве автора (Попович) ИустинРаскольников Раскольников - человек, олицетворяющий собой тип человека как воли. В этом смысле он серьезно отвечает на вопрос подпольного антигероя: что такое воля? от чего она зависит? Чрезвычайно глубоко и смело решает Раскольников эти вопросы. Он первый серьезно и
Из книги Масса и власть автора Канетти ЭлиасТайна Тайна лежит в сокровеннейшем ядре власти. Акт выслеживания является тайным по своей природе. Выслеживающее существо прячется или маскируется под окружающие предметы и ни малейшим движением не дает себя обнаружить. Оно исчезает целиком, окутывается в тайну, как в
Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас39 ТАЙНА Я больше не так уверен, что знаю, что значит быть мной. Я решаюсь начать заново и склониться перед очевидностью – в буквальном и переносном смыслах.Я склоняюсь так низко, что дохожу до самого края себя и своего мира, до самой Нижней Границы, из которой всё возникает,
Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай ФёдоровичПо ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека Всякое звено в канате (по-балаганному остроумничает Ницше) протянуто от животного к сверхчеловеку; всякое живое существо, ощущая боль и отвращение к себе, упраздняет себя и производит сверхчеловека, который в свою очередь
Из книги Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия автора Деррида Жак3. Деметра, или благовещение сверхчеловека В этом месте я, если бы был готов, мог бы «вступить» со своим собственным «рассказом о путешествии» и, в свою очередь, сказать: «Сразу же после прибытия на московский аэродром…» рейсом из Парижа, - предварительно объяснив, - что
Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам АбдулкеримовичВнеморальная мораль сверхчеловека У Ницше можно найти достаточно много высказываний, способных склонить к выводу, что он не проводит различия между стадной моралью и моралью вообще: определение морали как идиосинкрозии декадентства с задней мыслью отомстить жизни,
Из книги Этика автора Апресян Рубен ГрантовичВнеморальная мораль сверхчеловека У Ницше можно найти достаточно много высказываний, способных склонить к выводу, что он не проводит различия между стадной моралью и моралью вообще: определение морали как идиосинкразии декадентства с задней мыслью отомстить жизни,
Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.